Пиррон философские взгляды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эллинистическая философия (4 – 3 века до н. э.): киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.*В конце 5 века Афины вошли в состав державы Александра Македонского. Особенность этого этапа –отказ от создания всеобъемлющей философской концепции, концентрация внимания на проблеме ценностей, смысла человеческой жизни.Основные направления: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, кинизм, неоплатонизм.

Эта часть темы разбирается студентами самостоятельно.*

Термин "скептицизм" происходит от древнегреческого "скепсис", что означает "рассматривание, разбор, колебание".

Скептицизм – философское направление, где сомнение оказывается философским принципом. Скептики последовательно проводят идею об относительности любого знания. Основоположником скептицизма считается Пиррон (360 -270 гг. до н.э.), уроженец города Элида, ученик софиста Брисона и мудреца Анаксарха, друга Александра Македонского. Вместе с ним Пиррон дошёл до Индии, где также общался с индийскими философами.

По молодости занимался живописью, затем жил в уединении. Держался он всегда ровно, и, когда от него отходили, не дослушав, продолжал говорить для себя одного, хотя в молодости был непоседлив. Как-то раз его застали говорящим с самим собой и спросили, в чём дело; он же ответил, что учится быть добрым.

Говорят, он настолько придерживался принципа сомнения, что на вопрос: "Пиррон, ты умер?" – отвечал: "Не знаю".

В Элиде его так уважали, что назначили верховным жрецом и ради него постановили освободить всех философов от податей.

Посидоний рассказывал о Пирроне такой случай: на корабле, во время бури, все впали в уныние, он же оставался спокойным и ободрял их, показывая на корабельного поросёнка, который ел себе и ел. Пиррон отметил, что такой бестревожности должен держаться мудрец.

Пиррон не оставил нам своих трудов, но его взгляды нам известны из трудов Тимона, Энесидема, Нумения.

Центральный вопрос его философии – как человеку стать счастливым?

Философ говорил, что для этого надо ответить на 3 вопроса:

Что есть то, что нас окружает?

Как мы должны к этому относиться?

Что следует из этого отношения?

Отвечая на 1-ый вопрос, Пиррон указывал, что различные мудрецы по-разному объясняли сущность и происхождение мира. Невозможно предпочесть какую-либо точку зрения. Пиррон говорил, что ни о чём нельзя утверждать определённо и уверенно, что оно существует или не существует. Далее, нет категорического и уверенного ответа на вопрос: что есть вещь?

О любом способе познаниянельзя сказать определённо и уверенно, какой истинный и какой ложный. Свой способ познания скептики называли ищущим, в отличие от догматиков, к которому они причисляли тех, кто утверждает, что уже нашёл истину.

Отвечая на 2 вопрос,он говорил, что следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений (эпохе). Мы должны относиться к вещам как к кажимости, а основания противоположных суждений равносильны, равнозначны. Поэтому истинное утверждение может быть только вероятностным.

Отсюда ответ на 3 вопрос: полнейшая невозмутимость, бесстрашность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Виднейший представитель скептицизмав римской философии – Секст Эмпирик (вторая половина 2 века – начало 3 века). Он был врачом, написал такие работы:

Скептицизм в Древнем Риме (смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС. 113 – 116).*

Скептический метод.

В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Надо воздерживаться от любых суждений. Именно это позволяет достигнуть невозмутимости (атараксии), счастья, что является целью философии. По мнению Секста Эмпирика, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Скептик не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.




Скептицизм оказался прочно забыт в эпоху Средневековья, но стал возрождаться в 16 – 17 веках в виде "нового пирронизма". Особое значение имел в связи с критикой схоластики, догматизма.

Позднее скептицизм стал основой философии Д. Юма, повлиял на агностицизм И. Канта и позитивистов.

Влияние скептиков отразилось в античной литературе.

У Еврепида читаем:

Скептицизм.

Вопрос. Третий период античной философии.

Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.

Он является основателем физики, формальной логики.

5.В космологии он отверг учение пифагорейцев иразработал геоцентрическую систему,просуществовавшую догелиоцентрической системы Коперника.

6.Вместе с учением Платонаего труды стали идейной основой христианства.

Эллинистическая философия (4 – 3 века до н. э.): киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.*В конце 5 века Афины вошли в состав державы Александра Македонского. Особенность этого этапа –отказ от создания всеобъемлющей философской концепции, концентрация внимания на проблеме ценностей, смысла человеческой жизни.Основные направления: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, кинизм, неоплатонизм.

Эта часть темы разбирается студентами самостоятельно.*

Термин "скептицизм" происходит от древнегреческого "скепсис", что означает "рассматривание, разбор, колебание".

Скептицизм – философское направление, где сомнение оказывается философским принципом. Скептики последовательно проводят идею об относительности любого знания. Основоположником скептицизма считается Пиррон (360 -270 гг. до н.э.), уроженец города Элида, ученик софиста Брисона и мудреца Анаксарха, друга Александра Македонского. Вместе с ним Пиррон дошёл до Индии, где также общался с индийскими философами.

По молодости занимался живописью, затем жил в уединении. Держался он всегда ровно, и, когда от него отходили, не дослушав, продолжал говорить для себя одного, хотя в молодости был непоседлив. Как-то раз его застали говорящим с самим собой и спросили, в чём дело; он же ответил, что учится быть добрым.

Говорят, он настолько придерживался принципа сомнения, что на вопрос: "Пиррон, ты умер?" – отвечал: "Не знаю".

В Элиде его так уважали, что назначили верховным жрецом и ради него постановили освободить всех философов от податей.

Посидоний рассказывал о Пирроне такой случай: на корабле, во время бури, все впали в уныние, он же оставался спокойным и ободрял их, показывая на корабельного поросёнка, который ел себе и ел. Пиррон отметил, что такой бестревожности должен держаться мудрец.

Пиррон не оставил нам своих трудов, но его взгляды нам известны из трудов Тимона, Энесидема, Нумения.

Центральный вопрос его философии – как человеку стать счастливым?

Философ говорил, что для этого надо ответить на 3 вопроса:

Что есть то, что нас окружает?

Как мы должны к этому относиться?

Что следует из этого отношения?

Отвечая на 1-ый вопрос, Пиррон указывал, что различные мудрецы по-разному объясняли сущность и происхождение мира. Невозможно предпочесть какую-либо точку зрения. Пиррон говорил, что ни о чём нельзя утверждать определённо и уверенно, что оно существует или не существует. Далее, нет категорического и уверенного ответа на вопрос: что есть вещь?

О любом способе познаниянельзя сказать определённо и уверенно, какой истинный и какой ложный. Свой способ познания скептики называли ищущим, в отличие от догматиков, к которому они причисляли тех, кто утверждает, что уже нашёл истину.

Отвечая на 2 вопрос,он говорил, что следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений (эпохе). Мы должны относиться к вещам как к кажимости, а основания противоположных суждений равносильны, равнозначны. Поэтому истинное утверждение может быть только вероятностным.

Отсюда ответ на 3 вопрос: полнейшая невозмутимость, бесстрашность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Виднейший представитель скептицизмав римской философии – Секст Эмпирик (вторая половина 2 века – начало 3 века). Он был врачом, написал такие работы:

Скептицизм в Древнем Риме (смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС. 113 – 116).*

Скептический метод.

В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Надо воздерживаться от любых суждений. Именно это позволяет достигнуть невозмутимости (атараксии), счастья, что является целью философии. По мнению Секста Эмпирика, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Скептик не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.

Скептицизм оказался прочно забыт в эпоху Средневековья, но стал возрождаться в 16 – 17 веках в виде "нового пирронизма". Особое значение имел в связи с критикой схоластики, догматизма.

Позднее скептицизм стал основой философии Д. Юма, повлиял на агностицизм И. Канта и позитивистов.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших разделов философии является гносеология – дисциплина, изучающая познание, его методы, возможности и теоретические пределы. В ней существует такое направление как гносеологический пессимизм – концепция, согласно которой познавательные возможности человека ограничены и никогда не позволят нам в полной мере понять истинную природу реальности.

Пессимистический подход включает 2 ветви:

  • Агностицизм. В рамках данной концепции мир считается непознаваемым для человека. Иными словами, всегда будут существовать вопросы, достоверные ответы на которые невозможно получить имеющимися в распоряжении средствами и методами.
  • Скептицизм. Эта концепция подвергает сомнению саму возможность достоверного понимания того, насколько верны наши представления о мире и объектах в нём.

Сегодня мы подробно поговорим о скептицизме, рассмотрим его основные идеи, перечислим наиболее известных сторонников, выясним, за что его критикуют, и разберём, чем он отличается от агностицизма.

Что такое скептицизм?

Если говорить простыми словами, скептицизм – это направление в философии, считающее сомнение главным принципом мышления. В частности, скептицизм подвергает сомнению надёжность истины (то есть, отрицает возможность уверенно утверждать, что имеющиеся у нас знания об окружающем мире соответствуют объективной реальности).

Скептицизм возник в IV веке до нашей эры. Его основателем считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 годы до н. э.), идеи которого позже развил Секст Эмпирик (годы жизни неизвестны, ориентировочно – II-III век нашей эры).

Интересной особенностью скептицизма является его толерантность по отношению к любым религиозно-философским концепциям и воззрениям. Сторонники данного направления исходят из того, что никакое утверждение не может претендовать на роль единственной и непоколебимой истины. При этом нельзя как утверждать что-либо с абсолютной уверенностью, так и отрицать.

Основные идеи скептицизма

К числу основных идей скептицизма относятся следующие тезисы:

  • даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым;
  • человеку недоступно как абсолютное знание, так и любое достоверное знание вообще (поскольку оно получено посредством эмпирического познания, которое не может считаться абсолютно надёжным источником);
  • человеку недоступно достоверное знание о каких-либо метафизических явлениях и объектах (Боге, мире, причинности и т.п.);
  • любая гипотеза нуждается в проверке, при этом ни одна проверка не может считаться достаточной или окончательной;
  • никакой из методов научного познания не может дать достоверных знаний об объективной реальности;
  • все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать;
  • философ должен воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.

Скептицизм считает все наши знания относительными и требует их критического переосмысления. В этом смысле он противопоставляется догматизму – некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы. Несмотря на то, что догматизм свойственен прежде всего религиям, античные скептики называли догматиками всех философов, которые выдвигали и отстаивали какие-либо утверждения.

Скептицизм Пиррона

Создателем данного философского направления считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 до н. э.). Он примечателен тем, что принципиально не писал книг и трактатов, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. В частности, его идеи развивали такие мыслители как Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик.

Сегодня мы имеем представление об античном скептицизме преимущественно благодаря трудам Секста Эмпирика. Он подробно описал идеи Пиррона, Тимона, Карнеада, Энесидема и других сторонников данного учения.

Пиррон считал, что философ – это человек, стремящийся к счастью, для достижения которого необходимо невозмутимое спокойствие, отсутствие всяческой тревожности и страдания. Чтобы достичь этого состояния, необходимо найти ответы на 3 вопроса:

  • Что представляют собой вещи и какими свойствами обладают?
  • Как мы должны к ним относиться?
  • Что нам даст такое отношение?

Сам Пиррон полагал, что попытки найти достоверные ответы на эти вопросы никогда не увенчаются успехом, а значит, не могут привести к счастью. Поэтому он предлагал отвечать на них следующим образом:

  • Мы не можем этого знать.
  • Мы должны воздерживаться от суждений о вещах.
  • Намеренно воздерживаясь от суждений, можно избежать тревоги.

Таким образом, он считал, что достичь философского счастья можно, отрицая саму возможность знания и понимания природы вещей. Состояние умиротворения, возникающее благодаря отказу от знаний, Пиррон позиционировал как высшую степень блаженства и называл «атараксией«. Он сам, а вслед за ним и другие скептики порицали стремление к достоверному знанию, считая его источником тревог и страданий.

Скептицизм Секста Эмпирика

В своих работах он изложил методологию скептического сомнения, которая основывалась на критическом осмыслении накопленных знаний в области философии и других естественных наук того времени. Кроме того, Секст Эмпирик коснулся и вопроса существования богов. Сопоставив религию с атеизмом, он пришёл к выводу, что нейтральный скептицизм является наиболее разумной позицией.

Стоит отметить, что атеизм, как и любая религия, противоречит основной идее скептицизма (ничто не может быть доказано или опровергнуто однозначно). Но советский философ Вениамин Богуславский, изучая работы Эмпирика, отмечал, что тот явно склоняется к атеизму, поскольку критикует религиозные взгляды вдвое чаще, чем атеистические.

В своих работах Секст Эмпирик показывает, что скептицизм является самостоятельным направлением в философии и его нельзя смешивать с другими. Причина в том, что любое другое направление одни сущности признаёт, а другие – отрицает. Скептицизм же одновременно и допускает, и подвергает сомнению все сущности.

История развития скептицизма

Как было отмечено выше, скептицизм зародился в Древней Греции и его основателем считается Пиррон. Позже его идеи развивали такие мыслители как Гераклит, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и другие известные античные философы. Со многими идеями скептицизма, в частности, был солидарен и Сократ, хоть он и не был скептиком.

Причиной зарождения скептицизма стало то, что античные философы столкнулись с проблемой субъективного познания, которое зависело от индивидуальных особенностей восприятия. При этом существовало большое количество философских течений, основанных на противоречащих друг другу идеях и теориях. Наряду с этим существовала религия, которая исключала сомнения и предлагала принимать на веру ничем не обоснованные догматы.

Все эти противоречия привели мыслителей к проблеме кругового доказательства, которую можно выразить в трёх тезисах:

  • Любое утверждение основывается на других утверждениях.
  • Ни одно из утверждений не может считаться неопровержимым.
  • Выбор исходной точки для построения логического доказательства также требует обоснования.

Эти три тезиса представляют собой замкнутый круг, заставляющий сомневаться в том, что истина вообще может быть установлена. Таким образом у античных мыслителей было два варианта: либо вообще исключить возможность накопления достоверных знаний, либо смягчить требования к истине. Они посчитали, что наиболее разумным подходом будет принятие скептицизма как критерия рациональности, руководствуясь которым, можно принимать оптимальные решения.

К слову, проблема кругового доказательства никуда не исчезла и продолжает существовать в современной философии, являясь её постоянным и неотъемлемым элементом.

Приняв такой подход, античные скептики предлагали соблюдать законы, заботиться о собственном здоровье и наслаждаться жизнью, удовлетворяя свои физические потребности и стремление к знаниям. Особенно полезным данный подход оказался для развития античной медицины, которая благодаря ему приобрела первые черты доказательной науки. Стоит отметить, что аналогичные подходы появились тогда в Индии, Китае и на Среднем Востоке.

Средневековье было не особо благоприятным периодом для скептицизма. Вся Европа находилась под сильным влиянием религии, в связи с чем приветствовалась беспрекословная вера в истинность церковных догматов, а любые сомнения были под запретом. Вновь востребованными идеи скептиков оказались в Эпоху Возрождения, когда на смену авторитету религии пришёл авторитет знаний и разума. Скептицизм снова стал одной из главных движущих сил развития науки.

В философии Нового времени концепция скептицизма была пересмотрена. Теперь его рассматривали как направление, значительно расширяющее возможности познания и способное устранить любые существующие противоречия. Основными представителями скептицизма Нового времени были Франциско Санчес, Мишель де Монтень и Дэвид Юм.

Критика скептицизма

Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией. Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности. Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.

Чем скептицизм отличается от агностицизма?

По сути, агностицизм возник из скептицизма, так что между этими двумя направлениями много общего. И всё же их нельзя отождествлять или совмещать, поскольку есть ряд фундаментальных отличий. Агностицизм исходит из того, что человеческие способности познания ограничены, но не отрицает возможность достоверного понимания того, насколько точно имеющиеся знания соответствуют реальности.

Скептицизм исходит из того, что достоверно отличить реальность от вымысла невозможно. Все наши знания получены посредством ненадёжных средств чувственного познания, а значит, могут быть недостоверными, и проверить это никак нельзя. Если агностицизм считает наши познавательные способности ограниченными, то скептицизм вообще исключает возможность сколь-нибудь точно оценивать достоверность знаний, полученных эмпирически.

Вначале Пиррон (родился около 365—360 г. до н. э.) был живописцем (художником), жил достаточно бедно. Затем начал заниматься философией. Сначала учился у сократиков, а затем у Анаксар-хоса из Абдер, который познакомил его с Демокритом. Вместе со своим учителем участвовал в составе войска Александра Македонского в завоевательном походе на Восток, а затем вернулся в Элиду. Известно, что он написал только поэму в честь Александра Македонского. Однако его учение, к счастью, зафиксировал письменно его ученик Тимон.

Пиррон явился основателем интеллектуального движения, которое сильно развилось в древности, более того, ему принадлежит заслуга в создании нового стиля мышления, который сыграл весьма важную роль в развитии философии, науки и культуры Запада. Он не основал в полном смысле слова никакой школы, более того, он не объединил вокруг себя какой-нибудь значимой группы учеников. Он так же, как и Сократ, считал, что стилем, способом собственной жизни и словом можно и нужно передавать другим философскую мудрость. Об особенностях его образа жизни есть много свидетельств у Диогена Лаэртского. Так, однажды, когда его учитель Анаксархос попал в болото, Пиррон прошел мимо, не подав ему руки; люди его бранили, но учитель восхвалял — за безразличие и безлюбие.

В отечестве ему воздавали такой почет, что назначили верховным жрецом и ради него постановили всех философов освободить от податей [8, с. 380].

В обыденной жизни был чрезвычайно скромным. Диоген Лаэртский пишет, что он сам носил продавать на базар кур и поросят, сам прибирался в доме (он жил с сестрой — повивальной бабкой). Когда его лечили сечением (разрезанием) и прижиганием, то даже не морщился.

Рассказывают, что во время бури на корабле, когда его спутники впали в уныние, он оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел. Пирон считал, что такой бестревожности и должен держаться мудрец [8, с. 381]. Эти примеры хорошо иллюстрируют стиль его жизни, который соответствовал его же этическому учению.

Ученики Пиррона, собственно, тоже не были учениками в точном смысле этого слова; это были больше сторонники, любители и наследники его идей. Они искали у своего учителя то, что можно назвать новой моделью жизни, той жизни, которая была для них образцом в период упадка, деградации, крушения традиционных идеалов, критериев нравственности, ценностей социально-политической жизни. Даже в этих условиях, считал Пиррон, можно было достичь счастья и душевного покоя.

В отличие от эпикуреизма и стоицизма, которые обосновывали решение этой же проблемы поисками оснований, являющихся необходимыми и достаточными, чтобы достичь такого состояния в жизни человека, и видели их в наслаждении, в жизни в согласии с природой, с законами и пр., Пиррон и скептики утверждали, что, оказывается, можно быть счастливым и без истины, без знания и без ценностей, которые традиционно признавались в других философских доктринах условием счастливой жизни. Хронологически более поздние учения — эпикуреизм и стоицизм — считали, что мудрецу необходимо стремиться к наукам и знаниям, точно обоснованным и без сомнения истинным. Это соответствовало греческой традиции и убеждениям, что мир существует, что знание о нем достижимо для человека. Правила счастливой жизни, согласно той же традиции, следуют из существующей, установленной шкалы ценностей и соответствия жизни человека высшим ценностям.

Цель свою скептики видели в опровержении догматов (т.е. суждений, утверждений) всех школ, а сами при этом ни о чем догматически не высказывались, воздерживались от любых суждений о вещах, о явлениях, о состояниях и т. д. и т. п. Они утверждали, что обо всяких вещах можно высказать противоположные суждения — и положительные, и отрицательные; и да, и нет. Так как все течет, все изменяется, то, согласно учению скептиков, ни о чем вообще ничего сказать нельзя. Все говорят не о том, что действительно есть, но только о том, что им кажется, откуда и проистекает всеобщая противоречивость суждений, которая мешает признать что-либо за истину и что-нибудь за ложь.

Эта доктрина Пиррона может быть понята, только если проанализировать историческую ситуацию того времени, если учесть, что благодаря участию в походе Александра Македонского Пиррон познакомился ближе с Востоком и специфическим пониманием восточной мудрости, неизвестной доселе грекам, а для обработки этих новых впечатлений и знаний, полученных на Востоке, Пиррон воспользовался древнегреческой философией.

Влияние мыслителей Востока и, в частности, индийских гимнософистов чувствуется в учении Пиррона. Ему были известны стремления индийских философов подчинить и победить человеческие потребности, отказаться от зависимости от вещей и от их познания и стремление достичь состояния полной независимости от чувств, отказ от высказывания любых суждений о вещах. Оказал на него влияние и случай, который произошел с Анаксархом, когда один индус упрекал его и утверждал, что своими поучениями он не сделает лучшими других, если при этом сам будет плясать под царскую дудку.

После этого случая Пиррон, как пишет Диоген Лаэртский, стал жить уединенно, лишь изредка показываясь домашним.

Секст Эмпирик, говоря о Анаксархе и объединяя его взгляды со взглядами его ученика Пиррона, писал, что они отвергли критерий истинности, поскольку утверждали, что ничего не знают, даже того не знают, что ничего не знают.

Пиррон воздерживался от любых суждений. Он ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничто не существует [8, с. 370].

Пиррон сформулировал для себя три основных вопроса:

  1. Какие существуют у вещей свойства?
  2. Как мы должны относиться к вещам?
  3. Какую пользу мы получим от такого отношения?

На эти вопросы Пиррон дал соответственно следующие ответы:

  1. Мы не знаем, какие есть свойства у вещей.
  2. Мы должны воздерживаться от любых суждений о вещах.
  3. Такое отношение к вещам принесет нам покой и счастье (атараксию), поскольку именно стремление людей к познанию и формированию представлений о вещах есть причина беспокойства и несчастья людей.

Кратко основные положения античного скептицизма можно свести к следующим тезисам:

Представители греческой философии жизни — эпикуризма, стоицизма, скептицизма, которые составляли основу эллинистической философии, учили людей искусству жизни, пытались указать пути, как достичь в этой жизни счастья. Следовательно, философия жизни этого периода была прежде всего сориентирована на практические рекомендации, а не на познание истины, т. е. она перестала, в известном смысле, учить мудрости, а стала учить определенному стилю жизни. Таким образом, упор в этой философии делался на этическую поблематику, а проблемы теории познания, логики ушли как бы на второй план. Это были не только количественные, но и качественные изменения в философии. С точки зрения количественной — это преимущество очевидно: этика стала главным предметом интереса философов этого времени. Что же касается качественной характеристики этих изменений, то она выражается в новизне поставленной проблематики и в решении этих проблем, в автономии, заметной независимости этических проблем и их решений от онтологии и логики.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Пиррон (ок. 360 - 270 до н. Н.э.) происходил из Пелопоннесской города Элиды. Живописец по специальности, он слушал лекции софиста Брисон, но на формирование его взглядов особенно повлияло Анаксарх Абдерского, которому в 334 г. до н. е. Пиррон участвовал в походе Александра Македонского на Персию

, где и встречался с индийскими философами и магами. По возвращении в родной город, благодаря большом уважении земляков, был избран ими главой религиозной общины города. Вел типично киничний образ жизни, оставаясь незворушливим и равнодушным ко всему, и даже когда его учитель Анаксарх тонул в болоте, Пиррон прошел мимо, не оказав том помощи.

Стоик Посидоний рассказывал другой случай из жизни Пиррона. Во время одной из морских странствий Пиррона поднялась буря. Все, кто был на корабле, начали беспокоиться о своей жизни, и только корабельное поросенок спокойно поедало свою еду. Именно его Пиррон взял за пример для своих учеников как идеал равнодушия, беспечности, выдержки, которые должны быть присущи истинному мудрецу.

В своем учении и поступках Пиррон исходил из того, что когда все течет и изменяется, то ни о чем вообще сказать ничего невозможно, потому что все говорят не о том, что есть в действительности, а только о том, что им кажется, откуда следует и общая противоречивость суждений, которая препятствует признавать что-либо за ошибку. По-своему осмысливая всю предыдущую философию, он приходил к выводу о том, что все философы противоречили друг другу и тем самым доказывали невозможность познать, что есть мир, что такое вещи, из которых он состоит. По мнению самого Пиррона, каждая вещь есть "это" не в большей степени, чем "то", потому что все существует и не существует, одинаковое и неодинаковое, постоянное и непостоянное. Поскольку в мире все относительно, то из этого должно следовать и наше отношение к миру, а именно: полное воздержание от любых суждений о все. Это содержание должно относиться не только к категорических, но и к проблематичных суждений. Именно так достигаются безмятежность, бесстрастие, равнодушие, незворушливисть, то есть то высшее блаженство во внутреннем состоянии мудреца, который отказывается от разумного объяснения действительности и разумного отношения к ней, идеал которого Пиррон видел в корабельном поросенку.

Читайте также: