Внутренние стандарты аудита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Российские стандарты аудита созданы на основе международных и очень близки к ним по содержанию. Однако российские стандарты основываются на действующем системе законодательства Российской Федерации, что делает не­возможным использование отдельных положений международных стандартов ау­дита (например, по подготовке аудиторского заключения) у нас на практике. Имеющиеся расхождения связаны также с особенностями стиля и оформления документов, подробностями изложения используемых практических примеров [2, 21].

В Российской Федерации с 2002 по 2009 гг. было принято 34 федеральных правил (стандартов) аудита, которые утверждаются Правительством РФ [31].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независи­мости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой рабо­ты;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскры­вают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения аудитор­ских доказательств и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые предусматривают ука­зание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также раз­граничение функций аудитора и администрации аудируемого лица [1, 30].

Внутренние правила (стандарты) подразделяются на:

1) внутренние правила (стандарты) саморегулируемой организации аудито­
ров,
которые:

а) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тре­
бованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности,
если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг;

б) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельно­
сти;

в) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организа­
циями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

г) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являю­
щихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуаль­
ных аудиторов,
которые представляют собой документы, детализирующие и рег­
ламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­
ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Внутренние стандарты
включают следующие блоки:

I) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие
особенности ее функционирования;

II) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов) и правил (стандартов) саморегулируемой орга­низации, членами которой они являются;

III) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета;

IV) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения до­говоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов может быть классифицирован по сле­дующим группам:

1) ответственность аудиторов;

2) планирование аудита;

3) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) получение аудиторских доказательств;

5) использование работы третьих лиц;




6) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

7) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие специ­фические аспекты проведения аудита кредитных организаций, специфические во­просы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния, специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, специфические вопросы проведения аудита других экономических субъектов (например, малых предприятий).

Третий блок стандартов включает конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики начи­нающим аудиторам и аудиторам ассистентам.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты состав­ляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

1) целесообразности, т.е. при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать взаимосвязь и согласованность с остальными внутренними стандартами;

3) полноты и детализации, т.е. внутренние стандарты должны комплексно ох­ватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

4) единства терминологической базы - это обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Таким образом, стандарты аудита - это общие руководящие нормы и прави­ла, помогающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению прове­рок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской дея­тельности [1, 30, 32].

Контрольные вопросы

1. Какую структуру обычно имеют правила (стандарты) аудита?

2. Дайте характеристику федеральным правилам (стандартам) аудита.

3. Дайте характеристику внутренним правилам (стандартам) саморегулируе­мой организации аудиторов.

4. Какие блоки включают в себя внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов?

5. Каким требованиям должны удовлетворять внутрифирменные стандарты?

1. Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельно­
сти, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а
также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации- это:

а) аудиторские процедуры;

б) правила (стандарты) аудиторской деятельности;

в) тесты средств контроля;

г) квалификационный аттестат аудитора.

2. К внешним правилам (стандартам) аудиторской деятельности относят­
ся:

3. К внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности отно­
сятся:

б) стандарты саморегулируемых организаций;

в) стандарты аудиторских организаций;

г) стандарты индивидуальных аудиторов;

4. Унифицированные регулирующие правила, в соответствии с которыми
следует организовать и осуществлять независимый сбор аудиторских дока­
зательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) от­
четности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессио­
нальное аудиторское суждение относительно степени достоверности этой от­
четности-это:

а) международные стандарты;

б) федеральные стандарты;

в) российские стандарты;

г) внешние стандарты.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являют­ся обязательными для:

а) саморегулируемых организаций аудиторов;

б) аудиторских организаций;

в) индивидуальных аудиторов;

г) все ответы правильные.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Российские стандарты аудита созданы на основе международных и очень близки к ним по содержанию. Однако российские стандарты основываются на действующем системе законодательства Российской Федерации, что делает не­возможным использование отдельных положений международных стандартов ау­дита (например, по подготовке аудиторского заключения) у нас на практике. Имеющиеся расхождения связаны также с особенностями стиля и оформления документов, подробностями изложения используемых практических примеров [2, 21].

В Российской Федерации с 2002 по 2009 гг. было принято 34 федеральных правил (стандартов) аудита, которые утверждаются Правительством РФ [31].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независи­мости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой рабо­ты;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскры­вают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения аудитор­ских доказательств и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые предусматривают ука­зание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также раз­граничение функций аудитора и администрации аудируемого лица [1, 30].

Внутренние правила (стандарты) подразделяются на:

1) внутренние правила (стандарты) саморегулируемой организации аудито­
ров,
которые:

а) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тре­
бованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности,
если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг;

б) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельно­
сти;

в) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организа­
циями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

г) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являю­
щихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуаль­
ных аудиторов,
которые представляют собой документы, детализирующие и рег­
ламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­
ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Внутренние стандарты
включают следующие блоки:

I) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие
особенности ее функционирования;

II) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов) и правил (стандартов) саморегулируемой орга­низации, членами которой они являются;

III) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета;

IV) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения до­говоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов может быть классифицирован по сле­дующим группам:

1) ответственность аудиторов;

2) планирование аудита;

3) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) получение аудиторских доказательств;

5) использование работы третьих лиц;

6) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

7) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие специ­фические аспекты проведения аудита кредитных организаций, специфические во­просы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния, специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, специфические вопросы проведения аудита других экономических субъектов (например, малых предприятий).

Третий блок стандартов включает конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики начи­нающим аудиторам и аудиторам ассистентам.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты состав­ляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

1) целесообразности, т.е. при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать взаимосвязь и согласованность с остальными внутренними стандартами;

3) полноты и детализации, т.е. внутренние стандарты должны комплексно ох­ватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

4) единства терминологической базы - это обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Таким образом, стандарты аудита - это общие руководящие нормы и прави­ла, помогающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению прове­рок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской дея­тельности [1, 30, 32].

Контрольные вопросы

1. Какую структуру обычно имеют правила (стандарты) аудита?

2. Дайте характеристику федеральным правилам (стандартам) аудита.

3. Дайте характеристику внутренним правилам (стандартам) саморегулируе­мой организации аудиторов.

4. Какие блоки включают в себя внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов?

5. Каким требованиям должны удовлетворять внутрифирменные стандарты?

1. Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельно­
сти, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а
также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации- это:

а) аудиторские процедуры;

б) правила (стандарты) аудиторской деятельности;

в) тесты средств контроля;

г) квалификационный аттестат аудитора.

2. К внешним правилам (стандартам) аудиторской деятельности относят­
ся:

3. К внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности отно­
сятся:

б) стандарты саморегулируемых организаций;

в) стандарты аудиторских организаций;

г) стандарты индивидуальных аудиторов;

4. Унифицированные регулирующие правила, в соответствии с которыми
следует организовать и осуществлять независимый сбор аудиторских дока­
зательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) от­
четности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессио­
нальное аудиторское суждение относительно степени достоверности этой от­
четности-это:

а) международные стандарты;

б) федеральные стандарты;

в) российские стандарты;

г) внешние стандарты.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являют­ся обязательными для:


Аудиторские стандарты, разработанные и утвержденные локальными актами организации, оказывающей аудиторские услуги, принято называть внутрифирменными. Целью внутрифирменных аудиторских стандартов является упорядочение и детализация правил и методов проведения аудита, повышение удобства и эффективности работы.

Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?

Аудиторские стандарты — это систематизированный комплекс правил, регулирующий деятельность профессионального аудитора. Комплекс включает в себя положения, позволяющие:

  • оптимизировать и сделать более эффективной работу по аудиторским проверкам;
  • минимизировать риски ошибок и заблуждений при формировании аудиторского мнения и профессиональных оценок;
  • обеспечить эффективный контроль качества на всех участках и этапах работы;
  • привести деятельность и поведение аудитора в соответствие с установленными этическими нормами и принципами.

Комплексы аудиторских стандартов могут подразделяться по территориально-национальному признаку:

По принципу возникновения для аудиторской фирмы аудиторские стандарты делятся:

  • на внешние — установленные на государственном или международном уровне;
  • внутренние — разработанные и принятые самой фирмой на основе внешних.

Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита

Для чего разрабатываются внутрифирменные аудиторские стандарты?

Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть еще одну систему классификации и структурирования стандартов. По этой системе аудиторские стандарты могут быть:

  • общие — устанавливают и конкретизируют цели и принципы аудита;
  • рабочие — описывают технологию выполнения аудиторских мероприятий и процедур;
  • стандарты отчетности — конкретизируют требования к содержанию и структуре аудиторских отчетов.

При этом описание рабочих технологий в стандартах носит достаточно обобщенный характер. Например, Международный аудиторский стандарт 315 формулирует общие требования для аудитора по знанию аудируемого субъекта и его среды. Однако, поскольку аудиторы могут работать в очень разных сферах бизнеса, то и применение требований к знанию субъекта и среды может иметь свои нюансы. Если аудиторы выходят проверять высокотехнологичное производство с особыми условиями труда, им потребуются одни знания для разработки процедур и оценки рисков, если проверяют кредитную организацию — другие. Поэтому на внутреннем уровне в фирме желательно конкретизировать и детализировать обобщенный процесс, изложенный в стандарте, применительно к специфике аудируемого субъекта. Например, в организации могут быть разработаны отдельные методички и инструкции для аудита промышленных предприятий и для кредитных организаций. Эти документы и будут относиться к внутрифирменным аудиторским стандартам.

Основное требование к таким документам — они могут дополнять и расшифровывать требования внешних стандартов, но не должны эти требования изменять.

Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам

Внутренние аудиторские стандарты являются авторской интеллектуальной собственностью фирмы. Зачастую их содержание может составлять коммерческую тайну.

При этом уникальная внутренняя система аудиторских стандартов все же должна соответствовать некоторым критериям:

  • практической полезности и логичности — объемные внутренние методические материалы (а объемные они почти всегда) должны быть понятны читающему и содержать только такую информацию, которая действительно пригодится аудитору в работе;
  • взаимосвязанности и согласованности — все используемые термины и определения должны быть едиными во всех документах, а каждый новый документ должен базироваться на положениях предыдущих и занимать свое место в структурированной системе;
  • полноты — содержание каждого документа должно максимально полно и подробно раскрывать рассматриваемый в нем аспект.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудиторская фирма имеет право заключить с сотрудниками соглашение о неразглашении информации, включенной во внутренние аудиторские стандарты, а также о запрете применять эту информацию в случае работы вне данной фирмы.

Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов

Если внутренними регламентами аудиторской организации не предусмотрен иной порядок, то разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты утверждает руководитель.

Внутренние аудиторские стандарты подлежат обязательному пересмотру и повторному утверждению в случаях:

  • внесения изменений во внешние применяемые стандарты;
  • внесения изменений в национальное законодательство, если такие изменения могут оказать влияние на применение внутренних аудиторских стандартов в работе;
  • в случае изменения собственника аудиторской организации.

Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?

Внутренние аудиторские стандарты не следует путать с регламентами для внутреннего аудита обычной организации. Аудиторские стандарты предназначены для регулировки деятельности профессиональных аудиторов, которые по отношению к аудируемому субъекту являются внешними. Если же в структуре субъекта (организации) имеется работник или подразделение, выполняющее аудиторские функции для внутренних целей субъекта, то речь идет о внутреннем аудите. При этом деятельность внутреннего аудитора тоже может регламентироваться внутренними локальными актами субъекта — стандартами внутреннего аудита.

Итоги

Внутрифирменные аудиторские стандарты — комплекс уникальных авторских документов, регулирующих деятельность сотрудников аудиторской организации. Основное их назначение — уточнять, дополнять и детализировать положения внешних общих аудиторских стандартов для эффективного применения в работе. Положения внутрифирменных аудиторских стандартов не должны изменять общие установки, определяемые внешними (общими) аудиторскими стандартами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

Определение внутреннего аудита

Настоятельно рекомендуемые руководства:

Изменение Стандартов

Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам ( The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

Условно, можно назвать 3 драйвера изменений. Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

Стандарты в российских компаниях

В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

Законодательство

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, сентябрь 1998 г., (письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 N 87-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, апрель 2005 г., (письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т)

Документ Международной ассоциации страховых надзоров (письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60)

Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

В рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления" (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Также и Счетная Палата РФ:

Стратегия утверждена Коллегией Счетной палаты РФ 24.12.2013

Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

Российские стандарты аудита созданы на основе международных и очень близки к ним по содержанию. Однако российские стандарты основываются на действующем системе законодательства Российской Федерации, что делает не­возможным использование отдельных положений международных стандартов ау­дита (например, по подготовке аудиторского заключения) у нас на практике. Имеющиеся расхождения связаны также с особенностями стиля и оформления документов, подробностями изложения используемых практических примеров [2, 21].

В Российской Федерации с 2002 по 2009 гг. было принято 34 федеральных правил (стандартов) аудита, которые утверждаются Правительством РФ [31].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независи­мости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой рабо­ты;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскры­вают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения аудитор­ских доказательств и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые предусматривают ука­зание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также раз­граничение функций аудитора и администрации аудируемого лица [1, 30].

Внутренние правила (стандарты) подразделяются на:

1) внутренние правила (стандарты) саморегулируемой организации аудито­
ров,
которые:

а) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тре­
бованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности,
если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг;

б) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельно­
сти;

в) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организа­
циями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

г) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являю­
щихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуаль­
ных аудиторов,
которые представляют собой документы, детализирующие и рег­
ламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­
ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Внутренние стандарты
включают следующие блоки:

I) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие
особенности ее функционирования;

II) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов) и правил (стандартов) саморегулируемой орга­низации, членами которой они являются;

III) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета;

IV) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения до­говоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов может быть классифицирован по сле­дующим группам:

1) ответственность аудиторов;

2) планирование аудита;

3) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) получение аудиторских доказательств;

5) использование работы третьих лиц;




6) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

7) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие специ­фические аспекты проведения аудита кредитных организаций, специфические во­просы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния, специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, специфические вопросы проведения аудита других экономических субъектов (например, малых предприятий).

Третий блок стандартов включает конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики начи­нающим аудиторам и аудиторам ассистентам.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты состав­ляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

1) целесообразности, т.е. при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать взаимосвязь и согласованность с остальными внутренними стандартами;

3) полноты и детализации, т.е. внутренние стандарты должны комплексно ох­ватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

4) единства терминологической базы - это обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Таким образом, стандарты аудита - это общие руководящие нормы и прави­ла, помогающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению прове­рок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской дея­тельности [1, 30, 32].

Контрольные вопросы

1. Какую структуру обычно имеют правила (стандарты) аудита?

2. Дайте характеристику федеральным правилам (стандартам) аудита.

3. Дайте характеристику внутренним правилам (стандартам) саморегулируе­мой организации аудиторов.

4. Какие блоки включают в себя внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов?

5. Каким требованиям должны удовлетворять внутрифирменные стандарты?

1. Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельно­
сти, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а
также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации- это:

а) аудиторские процедуры;

б) правила (стандарты) аудиторской деятельности;

в) тесты средств контроля;

г) квалификационный аттестат аудитора.

2. К внешним правилам (стандартам) аудиторской деятельности относят­
ся:

3. К внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности отно­
сятся:

б) стандарты саморегулируемых организаций;

в) стандарты аудиторских организаций;

г) стандарты индивидуальных аудиторов;

4. Унифицированные регулирующие правила, в соответствии с которыми
следует организовать и осуществлять независимый сбор аудиторских дока­
зательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) от­
четности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессио­
нальное аудиторское суждение относительно степени достоверности этой от­
четности-это:

а) международные стандарты;

б) федеральные стандарты;

в) российские стандарты;

г) внешние стандарты.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являют­ся обязательными для:

а) саморегулируемых организаций аудиторов;

б) аудиторских организаций;

в) индивидуальных аудиторов;

г) все ответы правильные.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Российские стандарты аудита созданы на основе международных и очень близки к ним по содержанию. Однако российские стандарты основываются на действующем системе законодательства Российской Федерации, что делает не­возможным использование отдельных положений международных стандартов ау­дита (например, по подготовке аудиторского заключения) у нас на практике. Имеющиеся расхождения связаны также с особенностями стиля и оформления документов, подробностями изложения используемых практических примеров [2, 21].

В Российской Федерации с 2002 по 2009 гг. было принято 34 федеральных правил (стандартов) аудита, которые утверждаются Правительством РФ [31].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независи­мости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой рабо­ты;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскры­вают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения аудитор­ских доказательств и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые предусматривают ука­зание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также раз­граничение функций аудитора и администрации аудируемого лица [1, 30].

Внутренние правила (стандарты) подразделяются на:

1) внутренние правила (стандарты) саморегулируемой организации аудито­
ров,
которые:

а) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тре­
бованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности,
если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг;

б) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельно­
сти;

в) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организа­
циями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

г) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являю­
щихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуаль­
ных аудиторов,
которые представляют собой документы, детализирующие и рег­
ламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­
ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Внутренние стандарты
включают следующие блоки:

I) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие
особенности ее функционирования;

II) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов) и правил (стандартов) саморегулируемой орга­низации, членами которой они являются;

III) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета;

IV) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения до­говоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов может быть классифицирован по сле­дующим группам:

1) ответственность аудиторов;

2) планирование аудита;

3) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) получение аудиторских доказательств;

5) использование работы третьих лиц;

6) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

7) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие специ­фические аспекты проведения аудита кредитных организаций, специфические во­просы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния, специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, специфические вопросы проведения аудита других экономических субъектов (например, малых предприятий).

Третий блок стандартов включает конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики начи­нающим аудиторам и аудиторам ассистентам.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты состав­ляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

1) целесообразности, т.е. при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать взаимосвязь и согласованность с остальными внутренними стандартами;

3) полноты и детализации, т.е. внутренние стандарты должны комплексно ох­ватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

4) единства терминологической базы - это обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Таким образом, стандарты аудита - это общие руководящие нормы и прави­ла, помогающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению прове­рок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской дея­тельности [1, 30, 32].

Контрольные вопросы

1. Какую структуру обычно имеют правила (стандарты) аудита?

2. Дайте характеристику федеральным правилам (стандартам) аудита.

3. Дайте характеристику внутренним правилам (стандартам) саморегулируе­мой организации аудиторов.

4. Какие блоки включают в себя внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов?

5. Каким требованиям должны удовлетворять внутрифирменные стандарты?

1. Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельно­
сти, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а
также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации- это:

а) аудиторские процедуры;

б) правила (стандарты) аудиторской деятельности;

в) тесты средств контроля;

г) квалификационный аттестат аудитора.

2. К внешним правилам (стандартам) аудиторской деятельности относят­
ся:

3. К внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности отно­
сятся:

б) стандарты саморегулируемых организаций;

в) стандарты аудиторских организаций;

г) стандарты индивидуальных аудиторов;

4. Унифицированные регулирующие правила, в соответствии с которыми
следует организовать и осуществлять независимый сбор аудиторских дока­
зательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) от­
четности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессио­
нальное аудиторское суждение относительно степени достоверности этой от­
четности-это:

а) международные стандарты;

б) федеральные стандарты;

в) российские стандарты;

г) внешние стандарты.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являют­ся обязательными для:

Получить полный комплект рабочих документов аудитора по проведению аудита в соответствии с Международными стандартами аудита (серии № 1- 4) можно через Личный кабинет на официальном сайте СРО ААС.

МСА, признанные для применения в России

Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

Читайте также: