Внимательность это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Сначала проведём небольшой тест в виде игры. Проверь, насколько развито у тебя внимание. Если ты легко справляешься с играми на внимание (внимательность), то дальше можешь даже не читать.

Если же тебе было сложно сосредоточиться на игре, то почитай информацию далее. И ты узнаешь, чего тебе не хватило, чтобы быть в игре успешным.

Правило игры очень простое: передвигая платформу снизу, не давать мячику уйти за игровое поле. При каждом ударе по клеткам сверху мячик отскакивает с разной скоростью. Необходимо быть очень внимательным, что вовремя пододвинуть платформу к месту, куда предположительно ударит мячик.

Каждый удар по верхним клеточкам выбивает несколько ячеек, их количество уменьшается. Нужно мячиком выбить все ячейки. При каждом промахе платформой мячик уходит за игровое поле, а верхние клетки снова появляются в полном составе.

Поэтому очень сложно их все выбить. Кстати, я заметила, что платформой можно управлять направление мяча. Если вы отбиваете мяч центром платформы, то он летит ровно вверх, выбивая клетки. Если подставить под мяч левый край платформы, то мяч будет направлен налево, правый край платформы направляет мяч вправо.

Но не всё так просто. Мяч может рекошетить от стенок и менять направление движения. Поэтому нужно быть очень внимательным! Удачи!

Внимание — это свойство сознательной сосредоточенности и направленности на чём-либо или на ком-либо, на явлении, действии и т.д.

Когда мы говорим о направленности, то это касается выбора объекта, на который направлено наше внимание. В отношении сосредоточенности мы подразумеваем, что некий объект или деятельность выделена среди остальных.

Внимание как свойство личности

Мы постоянно получаем разного рода информацию из окружающего мира. Так как каждый имеет личные предпочтения и вкусы, то не вся информация задерживается в памяти, а только та, которая затронула наше сердце.

После того как мы получили сигнал, что что-то для нас интересное рядом, у нас подключается внимание. Мы начинаем исследовать данную информацию всеми органами чувств. Мы смотрим и видим, слушаем и слышим. Если это осязаемый объект, мы начинаем исследовать его тактильно. И проявляем внимание мы при этом совершенно непроизвольно. Нам интересно, мы обращаем своё внимание. Это непроизвольное внимание.

Конечно же, иногда наше внимание может нас подводить. Если мы долго занимались одной деятельностью, устали, то внимание ослабевает. Мы должны, да нет. Мы просто обязаны переключиться на другое занятие.

А если мы не можем этого сделать: сидим на уроке, торопимся выучить материал, готовимся к экзаменам… Тогда нам приходится включать своё произвольное внимание и быть внимательными.

Так что же такое внимательность?

Внимательность как свойство

Если внимание — это психический процесс, то внимательность — это процесс проявления сосредоточенности и направленности в действии, зачастую в непроизвольной форме.

Внимание и внимательность сначала носят произвольный характер. Мы заставляем себя концентрироваться на вещах необходимых, но не интересных нам.

Постепенно некоторые объекты, явления или деятельность могут нам понравиться. И тогда внимание переходит в разряд произвольного.

Виды внимания

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Это важнейшие его виды, о них мы и коротко поговорим.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание проявляется без сознательного усилия или волевого действия.

Это пассивное внимание, приходящее в силу интересов человека. Объект или деятельность без принуждения захватывают нас при малейшем раздражителе: т.е. мы что-то заметили, обратили внимание и не можем оторваться.

Вынужденное, произвольное внимание

Нам трудно управлять собой, но нам необходимо на чём-то сосредоточиться. Поневоле приходится заниматься тем, что не затрагивает наших чувств и желания. Такие объекты, на которые мы периодически направляем своё произвольное внимание, присутствуют в нашей повседневности для нашего же обеспечения: работать (даже если работа не нравится), чтобы обеспечивать себя едой и одеждой; выполнять уроки, учиться, чтобы найти в будущем достойную работу для обеспечения себя …и так далее.

Произвольное внимание не появляется само по себе, даже если мы понимаем, зачем нам надо учиться, а затем работать.

Приходится прикладывать определенные усилия и подключать свою волю.

Мы осознаём необходимость чего-то и ставим цель. Затем сознательно её достигаем активными действиями, подключаем внимание к выполнению промежуточных целей для достижения окончательной.

В следующих статьях мы будем часто обращаться к методикам диагностики внимания. Мы будем разговаривать о свойствах внимания, остановимся на каждом виде более подробно.

ВНИМАНИЕ — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

Содержание

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ (ПАССИВНОЕ) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.

Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе оного лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: 1. Неожиданность раздражителя. 2. Относительная сила раздражителя. 3. Новизна раздражителя. 4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 5. Контрастность предметов или явлений. 6. Внутреннее состояние человека.

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания.

Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило говорят там, где предмет, на который внимается, сам по себе человека не привлекает. Произвольное внимание т.о. всегда носит опосредованный характер (внутренне опосредованный характер). Оно опосредуется внутренними речевыми и интеллектуальными процессами.Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

  • ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внутреннее внимание:
  • интеллектуальное внимание.
  • внешнее внимание:
  • сенсорное (чувственное) внимание;
  • моторное (двигательное) внимание;

Свойства внимания

Список литературы

Внимательность — тонкий процесс, в который вы включаемся в этот самый момент. Тот факт, что данный процесс вне слов, что он лежит за их пределами, отнюдь не делает его нереальным, совсем напротив. Внимательность — это реальность, которая порождает слова, а следующие за ней слова — просто бледные тени реальности. Поэтому важно понять: все, что будет здесь сказано, — это аналогия. Сказанное не обязательно должно обладать совершенным смыслом. Оно всегда будет вне словесной логики. Но вы можете пережить все, что сказано, на собственном опыте. Медитативная техника, называемая Випассаной (прозрением), которая была открыта Буддой примерно двадцать пять столетий назад, представляет собой комплекс методов психической деятельности, нацеленной исключительно на переживание состояния непрерывной внимательности.

Когда эта внимательность становится более длительной благодаря применению правильной техники, вы замечаете, что переживание становится глубоким и полностью меняет ваш взгляд на Вселенную. Однако надо учиться тому, как обрести это состояние восприятия, а для этого требуется постоянная практика. Как только вы освоите технику, вы обнаружите, что у внимательности есть много интересных аспектов.

Характеристики внимательности

Внимательность — зеркальный ум. Она отражает только то, что происходит именно сейчас и в точности так, как это происходит. В ней нет двойственности.

Внимательность — это наблюдение без вынесения оценки. Это способность ума наблюдать, не подвергая критике. Благодаря такой способности мы смотрим на вещи, ничего не осуждая и не давая оценок. Нас ничто не удивляет. Мы уравновешенны и просто проявляем интерес к вещам таким, какие они в их естественном состоянии. Мы не выбираем и не осуждаем. Мы просто наблюдаем.

Психологически для нас невозможно наблюдать то, что происходит внутри нас, если мы одновременно не принимаем того, что происходит с различными состояниями нашего ума. В особенности это касается его неприятных состояний. Для того чтобы наблюдать собственный страх, мы должны признать, что боимся. Мы не можем исследовать собственную подавленность, если полностью не принимаем ее. То же самое можно сказать о возбуждении и раздражении, разочаровании и всех прочих неприятных эмоциональных состояниях. Вы не можете изучить какое–то явление в полной мере, если заняты тем, что отвергаете само его существование. Какое бы переживание у вас ни было, внимательность просто принимает его. Это всего лишь еще одно жизненное явление, подлежащее осознаванию. Никакой гордости, никакого стыда, ничто личное не ставится на карту — что существует, то и существует.

Внимательность — беспристрастная наблюдательность. Она не принимает ничью сторону, не привязывается к тому, что воспринимает. Она просто постигает. Внимательность не ослеплена приятными состояниями ума. Она не пытается обойти неприятные состояния ума. Нет привязанности к приятному, нет бегства от неприятного. Внимательность воспринимает все переживания одинаково, все мысли одинаково, все чувства одинаково. Она ничего не подавляет, ничего не сдерживает. Внимательность не заводит любимчиков.

Внимательность — это осознание, не имеющее цели. В состоянии внимательности мы не гонимся за результатами. Мы не стараемся чего–то достичь. Когда мы внимательны, мы переживаем реальность настоящего момента, какую бы форму она не принимала. Нет ничего, чего нужно добиваться. Есть только наблюдение.

Внимательность — это осознание изменений, это наблюдение текущего потока переживаний. Быть внимательными — значит видеть, как все меняется, наблюдать стадии рождения, роста и зрелости. Это значит наблюдать стадии распада и затухания. Внимательность — постоянное, непрерывное наблюдение явлений (физических, умственных и эмоциональных), всего, что в настоящий момент происходит в уме. Мы просто сидим и наблюдаем за происходящим. Внимательность — это согласие с глубинной природой каждого преходящего явления. Это наблюдение за возникновением и исчезновением. Мы видим, какое это у нас вызывает чувство и как мы реагируем. Это наблюдение за тем, как оно воздействует на других. В состоянии внимательности практикующий выступает как беспристрастный наблюдатель, единственная задача которого состоит в том, чтобы следить за постоянно происходящими изменения во внутренней вселенной. Пожалуйста, обратите внимание на этот последний пункт. В состоянии внимательности мы наблюдаем вселенную внутри себя. Практик медитации, развивающий внимательность, не занимается внешней Вселенной. Она существует, но во время медитации объектом нашего исследования становится собственное переживание. Во время медитации мы пребываем в собственной лаборатории. Во вселенной внутри нас имеется огромный источник информации, в котором содержится отражение внешнего мира и нечто гораздо большее. Изучение этого материала ведет к полной свободе.

Внимательность — это наблюдение с участием. Медитирующий — это одновременно и участник, и наблюдатель. Если практикующий наблюдает свои эмоции или физические ощущения, он в тот же самый момент чувствует их. Внимательность — это не интеллектуальное осознание. Это просто осознание. [Здесь уже непригодна метафора зеркального ума]. Внимательность объективна, но это не значит, что она холодна, лишена чувств. Это пробужденное переживание жизни, бдительное соучастие в текучем процессе жизни.

Дать определение понятию внимательность на уровне слов чрезвычайно трудно, но не потому, что оно сложно, а потому, что слишком просто и открыто. Та же самая проблема неожиданно возникает в любой сфере человеческого переживания. Самое сущностное понятие труднее всего точно определить. Заглянув в словарь, вы найдете ясное тому подтверждение. Длинные слова, как правило, имеют краткие определения, тогда как определения кратких основных слов, таких как артикли или глагольные связки, могут занимать целые страницы. То же самое и в физике: наиболее трудны для описания функции, связанные с фундаментальнейшими реальностями квантовой механики. Внимательность — досимволическая функция. Вы можете целый день напролет играть со словесными символами, но не дать точного определения внимательности. Мы никогда не сможем в полной мере выразить, что это такое. Однако мы можем сказать, что она делает.

Три фундаментальных действия

Существуют три фундаментальных действия внимательности. Мы можем использовать эти действия в качестве функциональных определений самого термина: (1) внимательность напоминает нам о том, чем мы обязаны заниматься; (2) она видит вещи такими, какие они в действительности; и (3) она видит глубинную природу всех явлений. Рассмотрим эти определения более детально.

Внимательность одновременно оказывается и чистым вниманием, и функцией, напоминающей нам о необходимости применить это чистое внимание, если мы перестали это делать. Чистое внимание — это обращение внимания. Оно восстанавливается просто благодаря тому, что отмечает факт своего отсутствия. Как только вы замечаете, что перестали обращать внимание, тогда, в силу самого определения, вы это отмечаете и затем снова возвращаетесь к использованию чистого внимания.

Внимательность создает свое собственное отчетливое чувство в сознании. Ей присущ особый аромат — светлый, ясный, энергетический аромат. Сознательная мысль отягощена сравнением, она тяжеловесна и придирчива. Но здесь у нас опять–таки только слова. Практика покажет вам, в чем различие. Тогда вы, вероятно, найдете свои слова, а слова, употребляемые здесь, станут излишними. Помните: все дело в практике.

а) все обусловленное по своей глубинной сути преходяще;

б) любая мирская вещь в конечном счете неудовлетворительна; и

в) в действительности нет ничего реально существующего, что было бы неизменным или постоянным; есть только процессы.

Внимательность работает подобно электронному микроскопу. Иными словами, она действует на столь тонком уровне, что фактически можно прямо увидеть те реальности, которые в лучшем случае являются теоретическими конструкциями процесса сознательной мысли. Внимательность действительно видит непостоянный характер любого процесса восприятия. Она видит, что природа всего воспринимаемого преходяща и мимолетна. Она также видит в сущности неудовлетворительную природу всех обусловленных предметов. Она видит, что нет смысла удерживать что бы то ни было из этого мимолетного действа — таким способом нельзя обрести мир и счастье. И наконец, внимательность видит глубинную безсущностность всех явлений. Она видит, как мы произвольно отделили часть от процесса восприятия, отсекли ее от остального пульсирующего потока переживания и как затем облекли в понятия и превратили в отдельные, устойчивые сущности. Внимательность действительно видит эти вещи. Она о них не думает, она видит их непосредственно. Будучи развитой в полной мере, внимательность видит эти три свойства существования непосредственно, мгновенно, без участия сознательной мысли. Фактически, даже только что перечисленные нами свойства в глубинной основе своей случайны. Они не существуют как отдельные явления, они являются прямым результатом нашей борьбы, направленной на то, чтобы уловить этот в общем–то простой процесс, называемый внимательностью, и выразить его в громоздких и совершенно неподходящих мысленных символах на сознательном уровне. Внимательность есть процесс, однако он протекает неравномерно. Это целостный процесс, он происходит как нечто целое: вы замечаете у себя отсутствие внимательности, и сам по себе этот факт является результатом внимательности; а внимательность — это чистое внимание, и чистое внимание замечает вещи в точности такими, какие они есть, без искажения, а способ их существования — это аничча, дуккха и анатта, т. е. непостоянство, неудовлетворительность и безсущностность. Все это имеет место в течение нескольких мгновений ума. Однако это не означает, что в результате лишь первого мгновения внимательности вы тотчас же достигнете освобождения — свободы от всех человеческих слабостей. Научиться включать этот материал в свою сознательную жизни — это другой целостный процесс. И научиться продлевать состояние внимательности — еще один. Однако эти процессы приносят радость и стоят того, чтобы приложить усилие.

Внимательность (сати) и медитация Випассаны (прозрения)

В глубинах ума скрыт особый умственный механизм, который принимает те переживания, которые ум считает прекрасными и приятными, и отвергает те, которые воспринимает как безобразные и болезненные. Этот механизм порождает те состояния ума, которых мы привыкли избегать, а именно жадность, страсть, ненависть, отвращение и ревность. Мы предпочитаем избегать этих препятствий не потому, что они являются злом в полном смысле слова, а потому что подчиняют ум и полностью захватывают внимание, потому что они продолжают блуждать, кружится в хороводе мыслей, потому что они отделяют нас от живой реальности.

Эти препятствия не могут возникнуть, если присутствует внимательность. Внимательность — это внимание, которое представляет реальность времени, а потому она прямо противоположна замутненному состоянию ума, характерному для препятствий. В практике медитации глубинные механизмы нашего ума — цепляние, привязанность и отторжение — берут верх только тогда, когда мы позволяем внимательности ускользнуть. Затем возникает противодействие и наше сознание замутняется. Мы не замечаем произошедшей перемены, потому что нас слишком поглощают мысли о мести, снедает жадность или что–то еще. В то время как неподготовленный человек продолжает находиться в этом состоянии достаточно долго, опытный практик вскоре понимает, что происходит. Именно внимательность замечает перемену. Именно внимательность вспоминает то, чему обучали, и сосредоточивает наше внимание настолько, чтобы ликвидировать путаницу. И именно внимательность затем пытается удержаться достаточно долго, чтобы не допустить нового противодействия. Таким образом, внимательность является своего рода противоядием, средством борьбы с препятствиями. Она является и лечебным, и профилактическим средством.

В полной мере развитая внимательность — это состояние абсолютной непривязанности и полного отсутствия цепляния к чему бы то ни было в мире. Если мы способны сохранять это состояние, нам не нужны никакие другие средства, чтобы освободиться от препятствий, никакие механизмы, освобождающие нас от человеческих слабостей. Внимательность — это не поверхностное осознание. Она видит вещи глубже, гораздо глубже уровня понятий и мнений. Этот вид глубокого наблюдения ведет к полной уверенности, к полному отсутствию заблуждений. Он проявляется прежде всего как постоянное и устойчивое внимание, которое никогда не ослабевает, никогда не отклоняется в сторону.

Такое чистое и безупречное исследовательское осознание не только держит под контролем умственные препятствия, но также полностью раскрывает и разрушает сам их механизм. Внимательность нейтрализует загрязнения ума. В результате мы имеем ум, который свободен от загрязнений, неуязвим и совершенно не подвержен жизненным подъемам и падениям.

Глава 13 Внимательность к деньгам

16. Память и внимательность

16. Память и внимательность Васаны или самскары — это записанные на жестком диске эволюционной памяти бесчисленные впечатления, накопленные в результате огромного количества прошлых жизней. Диск этот расположен в позвоночном столбе и выглядит как светящиеся,

IV. Внимательность

АНАПАНА-САТИ ЙОГА

АНАПАНА-САТИ ЙОГА Цветок, никогда не знавший солнца, и цветок, знакомый с солнцем - не одно и то же. Они не могут быть одним и тем же. Цветок, никогда не видевший восхода солнца, не знает, что такое солнце, восходящее внутри. Он - мертв. Он только возможность. Он никогда не знал

Глава 14. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Глава 14. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ Медитация Випассаны — нечто вроде приведения ума в равновесие. Вы будете развивать такие качества ума, как внимательность и сосредоточенность. Идеально, если оба эти качества действуют вместе, как группа или, так сказать,

Глава 15. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Глава 15. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Каждый музыкант играет гаммы. Когда вы начинаете учиться игре на фортепьяно, вы прежде всего осваиваете это занятие; и вы никогда не перестаете играть гаммы. Лучшие концертные пианисты мира все еще продолжают играть гаммы. Это

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть)

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Что такое внимательность?

Что такое внимательность? Внимательность (сати) — это “памятование наблюдать, как внимание перемещается каждое мгновение и памятование, как поступать со всяким возникающим явлением!” Успешная медитация требует высокоразвитого навыка внимательности. Тренировка 6R,

Внимательность к Дыханию

Внимательность к Дыханию “Монахи, когда внимательность к дыханию выработана и развита, это великий плод и великая польза. Когда Внимательность к Дыханию выработана и развита, она осуществляет Четыре Опоры Внимательности. Когда Четыре Опоры Внимательности выработаны и

Глава 5. ПЯТЬ ТЕХНИК НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Глава 5. ПЯТЬ ТЕХНИК НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 5 октября 1972 года, Бомбей, ИндияСутры:5. Внимание между бровями, пусть ум будет находиться перед мыслями. Дай форме заполниться сущностью дыхания до верхней части головы, а там - поток как свет.6. Занимаясь мирской деятельностью,

(7) Правильное внимание (сама - сати)

(7) Правильное внимание (сама - сати) Правильное внимание служит развитию качества осознания. Оно заключается в сохранении постоянного самообладания, в неподверженности влечениям, отступничеству или забвению. Сознание сосредоточено на нирване, все чувства и все ощущения

Внимание — это общее понятие, отражающее один из психических феноменов, свойственных человеку. Особенность этого явления в том, что она обеспечивает избирательную сосредоточенность сознания на отражении свойств избранного объекта. Такими объектами могут выступать предметы обстановки, другие люди, природные явления, предметы старины, произведения искусства, достижения науки, услышанный интересный факт.

  • Сфера внимания
  • Разновидности (классификация видов внимания)
  • Свойства внимания
  • Методики развития внимания
  • Управление сосредоточением сознания
  • Функции внимания

Свойства внимания развитие внимания

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Психология внимания

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Виды внимания

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Развитие внимания

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

Концентрация — намеренная сосредоточенность

  • Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
  • Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
  • Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
  • Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
  • Распределение. Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

 Тренинги на концентрацию

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

Послепроизвольный тип

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции Её определение
Целенаправленность (направленность) Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
Избирательность Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
Активность Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Читайте также: