Внешний вид в деловых переговорах кратко

Обновлено: 02.07.2024

Между людьми постоянно происходит процесс коммуникации, в общественной и деловой среде. Знание правил и норм делового этикета помогает наладить необходимые связи, повысить уровень лояльности клиента или коллеги по отношению к себе. Одним из значимых элементов культуры делового общения является достойное поведение людей, их моральные ценности, проявления совести, нравственности. Успешность предприятия во многом зависит от микроклимата в коллективе. Если сотрудники грамотно и четко, а главное слаженно, выполняют свои обязанности, то компания развивается и растет.

Этикет – это нормы (законы) о манерах, особенностях подобающего поведения людей в жизни общества.

Деловой этикет – это система принципов и правил профессионального, служебного общения / поведения людей в деловой сфере.

Соблюдение правил этикета необходимо всем уважающим себя людям, но особенно это полезно для тех, кто стремится построить карьеру (бизнес). В деловом взаимодействии большое значение имеют такие факторы, как репутация, информация и связи. Чем больше информации, тем грамотнее можно выстроить коммуникацию.

К основополагающим правилам делового этикета относятся:

  1. Своевременное выполнение обязанностей, пунктуальность. В деловой среде не допускаются опоздания. Также не этично заставлять ожидать оппонента во время переговоров.
  2. Не разглашение конфиденциальной информации, соблюдение корпоративной тайны.
  3. Уважение и умение слушать. Доброжелательное и уважительное отношение, способность выслушать собеседника не перебивая, помогают наладить контакт и решить многие деловые вопросы.
  4. Достоинство и внимание. Уверенность в себе и своих знаниях / силах не должна переходить в чрезмерную самоуверенность. Необходимо спокойно воспринимать критику или советы со стороны. Следует проявлять внимание по отношению к клиентам, коллегам по работе, руководству или подчиненным. При необходимости оказывать помощь и поддержку.
  5. Правильный внешний вид.
  6. Умение грамотно говорить и писать.

Немаловажным показателем деловой культуры является порядок в рабочей зоне. Он указывает на аккуратность и прилежность сотрудника, на умение организовать свое рабочее место и рабочий день.

В культуре делового общения следует обращать внимание на невербальные (бессловесные) проявления этикета. Не стоит отворачиваться от собеседника. При объяснении не нужно сильно жестикулировать или гримасничать.

По правилам делового этикета, в рабочее помещение первым входит человек, занимающий доминирующую должность, далее все остальные, соответственно лестнице деловой иерархии. Бизнес – порядок соответствует следующему делению:

  1. Статус.
  2. Возраст.
  3. Гендерные различия.

Мужчина должен сопровождать женщину слева от нее. Это правило обусловлено тем, что в старину, джентльмен, находясь слева от дамы, занимал более опасное место при движении по дороге. Повозки с лошадьми передвигались одновременно с прохожими, так как в те времена не было тротуаров.

В деловых отношениях между руководителем и подчиненным должна соблюдаться субординация. Указывать на ошибки сотрудника принято в личном порядке, не в присутствии коллектива.

Деловая переписка

Переписка делового характера – это система требований (нормативов), которых необходимо придерживаться, чтобы правильно и грамотно составить документ. Прежде всего, нужно определиться с типом и срочностью доставки письма. А также со степенью доступности документа для получателя, будет это одно письмо или несколько, с уточнениями / списками / предложениями. Письмо должно быть грамотно написано с точки зрения орфографии и стилистики.

Оформление документа должно соответствовать существующим шаблонам, в зависимости от типа письма (например, сопроводительное). При составлении документа необходимо руководствоваться нормативами по требованию к оформлению документов [ГОСТ Р 6.30-2003].

Деловое письмо должно включать название компании, которая выступает в роли отправителя; дату отправки и адрес получателя. Также надо обязательно указывать инициалы, должность получателя или отдел, в который направлено письмо. Основная часть письма состоит из вступления / обращения, темы и краткого описания целей документа, далее идет текст и заключение. В конце документа ставится подпись отправителя, и указываются приложения или копии при их наличии.

  • тип документа;
  • тема;
  • краткое содержание.

Письмо должно быть простым и понятным, без избыточного количества профессиональных терминов. В деловой переписке не допускается применение жаргонных выражений и фраз, имеющих двойной смысл.

Если письмо имеет международную направленность, то оно должно быть составлено на языке получателя или на английском языке. Ответ на письмо необходимо предоставлять:

  • по почте – не позднее десяти суток;
  • при переговорах при помощи сети интернет – от 24 до 48 часов.

Деловая корреспонденция должна качественно подготавливаться и несколько раз перепроверяться перед отправкой. Не корректно составленное письмо с наличием орфографических ошибок может навредить репутации компании, так как деловой документ является визитной карточкой фирмы.

Деловая риторика

Риторика в деловом мире – это искусство красноречия, умение эффективно и убедительно донести мысль до слушателей. Здесь важна дикция, правильно поставленная речь, интонация. Значимым аспектом является умение преподнести не только информацию, но и себя. В деловой риторике применяют принципы речевого воздействия:

  • доступность;
  • ассоциативность;
  • экспрессивность;
  • интенсивность.

Правила делового общения

Значимым условием деловых коммуникаций является культура речи, которая проявляется в грамотности, правильно подобранной интонации, словарном запасе и манере разговора.

Этапы делового общения имеют следующее подразделение:

Правила делового общения по телефону

Для общения по телефону в деловой сфере действуют принципы, предусмотренные общими правилами делового общения и риторики. Речь должна быть грамотной, интонация приветливой, информацию надо излагать по существу, без вводных слов или длительных пауз.

Если вызывающий абонент спрашивает сотрудника, отсутствующего в данный момент на рабочем месте, ответивший на звонок должен предложить свою помощь, в случае отказа, следует поинтересоваться, что нужно передать отсутствующему сотруднику.

Деловой стиль одежды

Соблюдение общепринятых норм и правил в организации своего внешнего вида является обязательным аспектом в правилах делового этикета. В некоторых крупных компаниях существует корпоративный дресс-код. Подбирать одежду нужно в классическом стиле, не допустимы слишком откровенные, яркие вещи, с элементами рваной ткани. Внешний облик должен быть опрятным и аккуратным. Внимание нужно уделять не только правильному подбору одежды, но и внешнему виду в целом (состоянию ногтей, прически, обуви, макияжа у женщин).

Деловая встреча – это не просто вольное общение с потенциальными бизнес-партнерами, но и обязательное следование основным правилам этикета. Как правильно подобрать одежду для будущего мероприятия и каким должно быть поведение на переговорах?

  • Каким должен быть внешний вид людей на деловых встречах?
  • Поведение во время беседы партнеров друг с другом: как настроить язык тела?
  • Интернет-переговоры: новый тренд в период эпидемии коронавируса.

Как рассказал Александр Евдокимов, основатель компании Ego Digital Business Card Technology, согласно правилам делового этикета, на бизнес-встречу не рекомендуется приходить в повседневной одежде – приветствуется только строгий офисный стиль.

Для встреч с консервативными деловыми партнерами следует позаботиться о соответствующем внешнем виде. В исключительных случаях для мужчин деловой этикет допускает сочетание классического пиджака с джинсами. Офисный стиль для женщин – это жакет, юбка-карандаш до колен, однотонная блузка и туфли на невысоком каблуке.

Деловые переговоры – это взаимодействие одновременно на нескольких уровнях (жесты, мимика, вербальное общение), поэтому предстоящее выступление нужно отрепетировать заранее.

Наблюдайте за партнером, ориентируясь на его манеру поведения. Если собеседник стал проявлять интерес к деятельности вашей компании, самое время обменяться визитными карточками! Для большего удобства можете распечатать требуемое количество визиток и разместить их вместе с презентационными буклетами, другой вариант – оформить виртуальную визитную карточку с QR-кодом, который можно поместить на обратной стороне рекламных листовок.

Интернет-переговоры, как и виртуальные визитки, вошли в деловой этикет совсем недавно и обрели особенную популярность в период коронавируса.

Какие существуют правила делового этикета для интернет-переговоров?

Подводя итоги можно сказать, что соблюдение правил делового этикета на переговорах гарантирует старт успешного сотрудничества и повысит авторитет вашей фирмы в глазах окружающих.

Этикет делового человека

Деловой этикет – принятые в обществе нормы поведения, установленные в области бизнеса, при налаживании деловых контактов. На него возлагаются следующие функции:

Деловой этикет: внешний вид

Требование этикета, касаемое одежды – ношение костюма. Последний считается своеобразной визитной карточкой. Люди, в том числе и деловые, всегда обращают внимание на то, как человек одет. Поэтому костюм, как и дополнительные аксессуары, обувь, должен быть безупречен. Помните, что расхлябанность в одежде – это признак суетливости, забывчивости. В свою очередь, аккуратность ассоциируется с организованностью в работе, с тем, что человек умеет ценить время, как свое, так и чужое.

Правила ношения костюма:

Деловой этикет: внешний вид

  1. Деловой костюм не совместим со спортивной обувью.
  2. Не следует брать спортивную сумку на те же переговоры. Оптимальные варианты, подходящие к костюму – дипломат, портфель, папка.
  3. Галстук – обязательная составляющая делового костюма. Правила делового этикета исключают отсутствие галстука.
  4. К костюму выбирается сорочка ВСЕГДА с длинными рукавами и желательно без нагрудных карманов. При этом ее манжеты должны быть видны из-под рукавов делового пиджака примерно на 1,5 см.
  5. Узкий конец галстука не должен быть на виду, выступать из-за лицевой части аксессуара.
  6. В рабочее время лучше носить неброский костюм. Такой вариант считается хорошим тоном. Это должен быть несветлый костюм, с отсутствием слишком пестрой или темной сорочки, с неярким галстуком.
  7. При отсутствии знаний о подборе сорочек и туфлей по цвету, следует выбирать белую сорочку и черные туфли.
  8. Нижняя часть галстука в завязанном состоянии должна касаться ремня.
  9. Галстук по ширине должен быть таким же, как и размер лацканов пиджака, а по тону — светлее костюма, но темнее сорочки.
  10. Важное правило – отсутствие несовместимости узоров, т.е. 2 и более элементов костюма не должны быть с узором.

Советы по внешнему виду

  • Светлые костюмы следует носить днем, вечером – более темных тонов.
  • На официальных мероприятиях пиджак должен быть всегда застегнут.
  • Следует держать деловой костюм в идеальном состоянии всегда, это касается и всех остальных составляющих: обуви, носок и пр.
  • Деловой костюм должен быть удобным, при этом не обязательно модным, главное – стильным, качественным.
  • Нужно иметь 2 носовых платка. 1 использовать для соответствующих целей для себя. Второй держать абсолютно чистым в кармане пиджака (внутреннем).
  • Галстук-бабочка – только для официальных праздничных торжеств. Желательно, чтобы он был изготовлен из шелка.

Деловой этикет: жесты и движения

Манеры делового человека так же важны, как и его внешний вид. Они позволяют проявлять уважение, такт к окружающим, вежливо общаться с людьми. При этом следует учитывать привычки, которые порой могут свести все достоинства к нулю. Однако точно следовать правилам тоже неправильно. К главным принципам делового этикета относится естественность поведения.

Важно понимать, что движения, жесты – важная часть делового имиджа. Жесты способны дать понять, в каком настроении находится человек, даже если он не старается это показать. Так как же следует себя вести?

  1. Не делайте резких, быстрых движений.
  2. Не сидите в расслабленной позе, не качайтесь на стуле, не облокачивайтесь на стол.
  3. Стул не нужно двигать по полу, его следует переставлять, приподнимая за спинку.
  4. Надолго не опускайте глаза при разговоре.
  5. Помните про такт в общении с людьми. Особенно аккуратно следует себя вести с людьми более старшего возраста.
  6. Недопустима вялая походка, не допускается во время ходьбы размахивать руками, широко шагать.
  7. Не качайте ногой, не ерзайте на стуле.
  8. Некрасиво подпирать голову рукой во время разговора.
  9. Не скрещивайте руки на груди, если не желаете показать свое недовольство или же желание прекратить разговор.
  10. Исключите жесты, которые могут быть расценены как попытка затянуть время: закуривание сигареты, протирание очков и пр.

Правила делового этикета: ведение телефонных разговоров

Многие думают, что просто вести телефонные разговоры. Однако это неправда. При таких разговорах нужно быть кратким, но в то же время уметь давать емкий ответ, как и при составлении того же делового письма.

Как правильно вести себя при телефонном разговоре? Что следует говорить?

Этикет делового человека: общение в ресторане

Очень часто деловое общение происходит в ресторанах. Как правильно себя в этом случае себя стоит вести?

  • Мужчина пригласил женщину-партнера? Он должен прийти заранее, уточнить местонахождение заказанного столика, после чего встретить даму и проводить ее до стола.
  • Зеркало при входе используется для оценки своего внешнего вида. Недочеты следует исправлять в туалетных комнатах.
  • Мужчины всегда идут впереди женщин, тем самым, как бы указывая путь к заказанному столику.
  • Для деловых встреч следует выбирать места у стены, чтобы быть лицом к залу, либо в середине зала, но лицом к входу.
  • Дама садится первой, затем – мужчина, но меню предлагает мужчина даме, а не наоборот.
  • К знакомым не следует подсаживаться за столик без приглашения.
  • Не нужно громко, долго звать официанта и при этом стучать столовыми приборами по бокалу.
  • Недопустимо сидеть за столиком и причесываться, насвистывать, петь, поигрывать какими-то предметами, читать что-то, кроме меню.
  • Не следует переговариваться с людьми, сидящими за соседним столиком.
  • Если мимо проходят знакомые, не нужно вставать, их приветствуя.
  • При отсутствии спутницы необходимо уделять внимание даме, которая сидит справа.
  • На танец можно приглашать дам, даже незнакомых, но в том случае, если женщина не знакома вам, то приглашение не должно быть сделано более 2 раз.
  • Курить во время танца нельзя. Желательно и не разговаривать.
  • Тот, кто выступил инициатором встречи, первым предлагает покинуть ресторан.
  • Расчет следует производить после того, как все сидящие за столом закончили есть. При этом расплачиваться должен инициатор встречи, мужчина всегда платит за даму. При посещении ресторана компанией следует оговорить оплату заранее.
  • Сумма в оплату счета кладется на тарелочку, на которой подавался счет.
  • При выходе из ресторана мужчина помогает даме одеваться, после чего он обязан проводить ее до дома.
  • Признак плохого тона – подача даме левой руки.

Этикет беседы за столом

  1. Разговор должен строиться на обсуждении спокойных тем. Можно говорить на темы, повышающие аппетит. Но не обсуждайте стоимость блюд, напитков.
  2. Шепот на ухо недопустим, а разговаривать можно как с партнером, так и с ближайшими соседями, но без помех приему пищи.
  3. Не следует дотрагиваться до собеседника в целях привлечь внимание.
  4. Если хочется чихнуть, то делать это следует негромко и при этом сразу же нужно извиниться. Если кто-то чихнул другой, нужно оставить данный казус без внимания.
  5. Желаете произнести тост? Используйте для этого паузу между приемом блюд. Не старайтесь говорить долго и эффектно. При этом перед началом речи можно предложить наполнить рюмки.
  6. Если кто-то другой произносит застольную речь, следует в это время молчать.

Безусловно, правила делового этикета достаточно многочисленны. Но однажды их освоив, получится приобрести имидж тактичного и воспитанного человека, что важно для любого бизнесмена.

Зачем нужен деловой этикет?

Зачем вообще все эти условности? Мы живем не в XIX веке, этикет давно перестал быть обязательной частью делового общения. Молодые предприниматели щеголяют в драных джинсах и футболках с неприличными надписями, в интернет-общении допустимы смайлики, а похлопать собеседника по плечу уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если вы так считаете, мы вас расстроим. В определенных кругах это действительно нормально, но бизнесменам по долгу службы приходится общаться и с чиновниками, и с солидными инвесторами, и с людьми старшего поколения, для которых все эти вольности неприемлемы. Иностранные партнеры тоже могут не понять слишком рьяного проявления эмоций.

Итак, зачем нужно знать правила делового этикета?

  • чтобы произвести приятное впечатление и не ударить в грязь лицом перед партнерами и коллегами;
  • для общего образования: учиться новому никогда не поздно;
  • для того, чтобы подавать пример другим, в том числе и подчиненным.

В конце концов, эти правила - просто рекомендации. Соблюдать их все получится разве что у киборга-робота, достаточно знать самые основные. О них и расскажем.

Функции этикета

Правила внешнего вида

Дресс-код

У себя в квартире вы можете ходить как угодно, хоть в пижаме и смешных носочках. Приехали в офис и тем паче на встречу - будьте добры соблюдать дресс-код. Иначе о вас может сложиться неверное впечатление. Представители старшего поколения могут счесть вас несерьезным, поверхностным и даже - о ужас! - некомпетентным. Да, мы понимаем, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Но традиции общества сильны, и бунтовать против них - глупо и недальновидно. Вам же не 15 лет.

Основные правила дресс-кода:

  • для мужчин - деловой костюм или рубашка с брюками. Допустимы пиджак, рубашка и джинсы. Для женщин - костюм, блузка и юбка-карандаш, никаких мини и, упаси Боже, глубоких декольте;
  • минимум аксессуаров. Для мужчин допустимы часы, запонки. Для женщин - максимум два аксессуара: серьги и кольцо, цепочка или серьги и так далее. Если у вас есть комплекты украшений - не надевайте все предметы сразу, это вульгарно;
  • аккуратная стрижка, ухоженные волосы, для мужчин - уложенная борода и усы, если имеются;
  • аккуратный маникюр, ухоженные руки;
  • чистая обувь в любую погоду, даже если вы добирались до офиса на метро или в собачьей упряжке;
  • отсутствие татуировок, пирсинга на видных местах. Если у вас большая заметная татуировка - лучше спрятать ее под одеждой. Если наладите хорошие отношения с партнером - потом можете и показать, а сначала лучше не рисковать. Вы же не знаете, каких взглядов он придерживается.

Чем ответственнее встреча или переговоры - тем строже нужно соблюдать дресс-код. Помните, это в ваших же интересах.

Дресс-код для женщин и мужчин

Дресс-код для женщин и мужчин

Жесты, движения, мимика

Звучит смешно, но на самом деле немало сделок было разорвано из-за того, что партнер показал неуместный жест или слишком фамильярничал. Понятно, что все субъективно: открытого человека не напугает, если собеседник активно размахивает руками или посылает всем воздушные поцелуи. И все же следует придерживаться базовых правил - хотя бы на первой встрече. А там сами увидите, как реагирует собеседник.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прямая осанка, сдержанные движения без суетливости;
  • взгляд в глаза - уверенный, твердый, но не наглый;
  • сдержанная мимика, старайтесь контролировать эмоции. В сложных ситуациях, когда хочется выругаться или, наоборот, рассмеяться - делайте “покер-фейс”;
  • тактильный контакт допустим только в виде рукопожатий. Похлопывания по плечу, крепкие объятия и тем более поцелуи оставьте для близких: далеко не все люди любят прикосновения чужих. Допустимо по правилам этикета только рукопожатие - желательно короткое и энергичное.

Совет: заранее порепетируйте перед зеркалом или попросите близкого человека “прочитать” вашу мимику или движения. Если налицо будут признаки нервозности, суетливости, слишком бурные эмоциональные реакции - искореняйте эти привычки. Помните, что многие предприниматели изучали язык тела и знают основные правила. Например, скошенные влево глаза - признак вранья. Скрещенные на груди руки - желание отгородиться. На кого указывают носки ботинок собеседника - тот для него в данный момент важнее всех. И прочее, и прочее - подобных советов в интернете полно.

Рабочее место в порядке

Прикольно, конечно, оправдать бардак на столе и в кабинете тем, что вы творческая личность, но боюсь, партнеры не поймут. Практика показывает, что порядок на столе магическим образом прочищает мысли и наводит порядок и в голове. Попробуйте - увидите сами!


Беспорядок на рабочем месте недопустим

Правила делового общения

Уважайте время собеседника

Время - самый важный ресурс. День многих предпринимателей буквально расписан по часам, даже минутное опоздание может сдвинуть весь график делового человека. Поэтому - никогда не опаздывайте! Лучше прийти на встречу заранее и подождать, чем придумывать нелепые оправдания. Если у вас с этим беда - изучите основы тайм-менеджмента, должно помочь.

Учитесь слушать и слышать

Знаете, какому самому главному правилу учат в институте будущих психологов? Умению слушать и слышать собеседника. Это правило можно применить и в любой другой сфере деятельности. Заключаете ли вы контракт, знакомитесь с новым партнером, первый раз встречаетесь с поставщиком, выслушиваете недовольного клиента, отчитываете нерадивого сотрудника - всегда включайте два эти умения. Помните, что по большому счету каждый человек всегда говорит о себе - своих желаниях, планах, мечтах. Дайте ему возможность сказать, не перебивайте. В итоге вы обязательно услышите то, что поможет вам нащупать дальнейший вектор разговора и понять собеседника.


Учитесь слушать собеседника

Говорите грамотно

Кому понравится слушать речь, пересыпанную бесконечными “эээ”, “ну”, “короче”, “как бы”? Словесный мусор встречается даже у образованных умнейших людей - это скорее привычки, чем неграмотность. Деловому человеку просто необходимо избавляться от этого недостатка.

Грамотная речь понадобится и при составлении деловых писем. Понятно, что эту миссию можно возложить на секретаря или заместителя - но рано или поздно вам придется осваивать письменную коммуникацию самим.

Тренируйте дикцию

Помните фильм “Король говорит” о том, как английский король Георг VI избавлялся от заикания? Даже монарх понимал, что нужно бороться со своим недостатком, и нанял логопеда. Если у вас имеются дефекты дикции - картавость, шепелявость, заикание - избавьтесь от них с помощью специалиста и живите спокойно.

Этика телефонных переговоров

О, это целый пласт делового этикета! Несмотря на развитие интернет-переговоров, телефонные звонки до сих пор остаются самым популярным способом связи. Напомним основные правила общения:

  • поздороваться, назвать собеседника по имени и отчеству, представиться самому;
  • сказать, какую компанию вы представляете;
  • поинтересоваться, удобно ли говорить собеседнику;
  • если удобно - кратко рассказать о цели звонка;
  • договориться о встрече или другом развитии событий;
  • завершить разговор.

Правила телефонного разговора

Правила телефонного разговора

Если телефонные переговоры важны для вас, советуем заранее подготовиться к ним: продумать основные тезисы беседы, варианты развития событий. И, конечно, недопустимо пускаться в пространные рассуждения или пустой треп: это создаст о вас неблагоприятное впечатление.

Этика деловой переписки

Деловое письмо (электронное и обычное) должно отвечать определенным нормам. В первую очередь, быть написано на бланке компании (или с соответствующей шапкой в начале, где указано название компании, логотип, данные отправителя и контакты для связи). Далее - соответствовать определенному типу. Деловые письма подразделяются на следующие виды:

Еще одно правило - отвечать на письма по возможности сразу. Допустимые сроки для ответа на электронную корреспонденцию - 1-2 суток. На почтовое письмо - не более 10 суток.

И, конечно, нужно соблюдать правила вежливости:

  • обращение на Вы, по имени и отчеству;
  • никаких жаргонных словечек;
  • никаких сложных терминов: говорите на языке получателя;
  • точные формулировки цели письма, не растекайтесь мыслью по древу;
  • обязательные число и подпись.

Структура делового письма

Структура делового письма

Правила общения в интернете

Заметили, что деловое общение частично переместилось в мессенджеры и соцсети? Многим удобнее общаться именно так: это более неформально и удобно для обеих сторон. Несмотря на миф про свободу общения в интернете, деловые люди должны все же соблюдать ряд правил:

  • не фамильярничать. Даже если ваш собеседник записан в соцсети как Костян Пиарщик или Мурочка Анюточка - обращайтесь к нему по имени и отчеству, как и положено;
  • злоупотреблять смайликами тоже не надо: одного-двух вполне достаточно;
  • даже если вам хочется выделить особо важные мысли капслоком - не делайте этого! Большие буквы воспринимаются в интернете как крик и часто вызывают негативную реакцию;
  • изучить информацию на странице человека. Этим и хороши соцсети: можно многое понять о человеке по тому, какие записи он публикует на стене, что репостит, о чем рассуждает.

Многих волнует вопрос: как же все таки предпочтительнее общаться в 21 веке? Люди такие разные: кому-то удобнее звонить, а кто-то терпеть не может телефонных разговоров и считает их нарушением личных границ. Способ узнать, к какому типу относится ваш собеседник, только один: напрямую спросить его. При первой же коммуникации (неважно, каким способом она произошла) спросите, как ему удобно общаться. И вопрос будет закрыт.

Правила общения в соцсети

Правила общения в соцсети

Деловые отношения

Сейчас речь пойдет о личных отношениях - или о человеческих слабостях, как вам угодно.

Не раскрывайте коммерческую тайну

Ни финансовую информацию вашей компании, ни аналогичную - своих партнеров, инвесторов, клиентов. Не говорите об этом никому - и сотрудникам строго-настрого запретите.

Не сплетничайте

Бизнес-мир на самом деле очень узок. Велик соблазн обсудить в узком кругу своего партнера или клиента. Даже если очень хочется - умоляем, не делайте этого! Во-первых, слухи распространяются быстро, и с болтуном просто не захотят иметь дело. А во-вторых, кто даст гарантию, что завтра точно так же не будут обсуждать вас? Поэтому лучше держаться в стороне от подобных разговоров.

Не болтайте лишнего

Бывает, что партнеры становятся друзьями - а друзьям можно рассказать многое. Однако завтра ситуация может поменяться, и вчерашний партнер может стать вашим конкурентом или переметнуться на сторону последнего. Личную или негативную информацию о вас могут использовать в своих целях. Черный пиар - мощное оружие в борьбе за прибыль и власть. И тогда - прощай, репутация!

И еще раз напоследок: все эти правила соблюсти невозможно. Мы распределили их от необязательных к самым важным. Грубо говоря, прийти на встречу в джинсах - простительно, назвать Ивана Ивановича Иваном Никифоровичем нежелательно, но объяснимо, а вот выдать секретную информацию нельзя даже под пытками. Удачи в бизнесе!

Первое впечатление о человеке имеет большое значение в деловых контактах. Оно создается в течение 30-40 секунд и на 60% формируется за счет внешнего вида.

Как должна выглядеть женщина

  • Законы делового этикета регламентируют классический стиль в одежде. Во время ведения деловых переговоров женщина должна демонстрировать свои деловые качества, а не свою фигуру. Поэтому в таких случаях будут неуместны вечерние наряды с глубокими вырезами, короткие юбки, голые плечи и т.д.
  • Надевать следует костюм, строгий и однотонный, с юбкой или брючный. В качестве узора на нем могут быть только тонкие полоски. Блузка – светлая, лучше белая. Юбка должна доходить до колен (плюс-минус 5 см). Брюки не должны висеть и не должны сильно обтягивать фигуру. Разумеется, джинсы, бриджи и шорты недопустимы в принципе.
  • Туфли желательно носить в тон костюму и не светлее его. Цвет темный: бордовый, серый, синий или черный. Они должны быть закрытыми и, как одежда, однотонными. Высота каблука должна составлять 5-6 см. Каблук – не шпилька. Это важно иметь в виду и потому, что любые переговоры могут длиться до нескольких часов. Если костюм может быть простым по крою, то туфли должны выглядеть дорого.
  • Голые ноги не допускаются. Обязательно должны быть чулки или колготки. Разумеется, без зацепок и спущенных петель. Цвет строгий, без рисунка.
  • Косметикой нужно пользоваться умеренно. Не надевать дорогую и вычурную бижутерию и большое количество ювелирных украшений. Ни в коем случае не смешивать бижутерию и ювелирные украшения.
  • Маникюр обязателен. Он должен иметь среднюю длину, лак желательно прозрачный или однотонный, оттенков красного.
  • Волосы у женщин не должны опускаться ниже плеч. Если их длина больше, то необходимо их собрать назад или наверх в прическу.

Как должен выглядеть мужчина

  • Костюм обязателен. В холодное время года – черный, серый, темно-зеленый, синий. Летом тона могут быть светлее. Рубашка к костюму – светлая, однотонная или в тонкую полоску. Она не может быть темнее костюма. Самый оптимальный вариант – белая рубашка.
  • Во внешний карман лучше ничего не класть (ручки, очки, расческа и т.д.).
  • Манжеты рубашки (сорочки) должны выходить из-под рукава на 2,5 см. Отступ воротника пиджака от воротника рубашки – не более 2,5 см. В отсутствие жилета пиджак должен быть застегнут на две верхние пуговицы. В противном случае его можно не застегивать.
  • Сзади пиджак должен закрывать бедра.
  • Жилет визуально утолщает фигуру, а двубортные пиджаки идут только стройным мужчинам.
  • Брюки не должны вздуваться на коленях. Они могут только слегка ложиться на ботинки.
  • Ботинки не могут быть светлее брюк. В холодное время года они должны быть темного цвета. Чистить их нужно до блеска. Не допускаются стоптанные каблуки и потертости. Носки должны быть такой длины, чтобы при поднятой ноге не обнажалась голень.
  • Цвет и фактура материала поясного ремня и ботинок желательно одни и те же.
  • Галстук нужно выбирать темнее рубашки и консервативной расцветки. Он не должен бросаться в глаза. Его длина должна достигать пряжки ремня.
  • Длина волос – от 3 до 7 см. Красить волосы не рекомендуется. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Волосы, разумеется, должны быть чистыми и сухими (нежирными).
  • Ногти аккуратно подстрижены. В качестве украшений на руках – только обручальное кольцо.
  • Запах одеколона не должен быть резким и сильным.
  • Очки нужно носить в тонкой металлической оправе.

Люди могут забыть о том, какого цвета был костюм, но обязательно вспомнят мелкие погрешности во внешнем виде. Поэтому здесь необходимо быть педантичным во всем. Экономия денег и времени на внешнем виде может обернуться снижением продаж и испорченной деловой репутацией. Это всегда важно помнить в бизнесе, на деловых переговорах.

Читайте также: