Внешний контроль это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Внешний контроль" в других словарях:

внешний контроль верности — išorinė tikrumo kontrolė statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Visos tyrimo metodo tikrinimo ir tikrumą užtikrinančios priemonės, kurias atlieka nepriklausanti šiai laboratorijai tarnyba. Pagrindinė išorinės tikrumo… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

КОНТРОЛЬ ОПРОБОВАНИЯ — проверка достоверности всех операций опробования сравнением результатов испытания контролируемых и контрольных проб. Взятая проба контролируется путем отбора сопряженной (взятой на том же месте) пробы тем же или заведомо более надежным способом,… … Геологическая энциклопедия

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА — (англ. audit inspection) – система организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. К.к.а. подразделяется на внутренний и … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ — англ. control, social, external; нем. soziale Kontrolle, au?ere. Совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему соц. санкций. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Внешний слой покрытия — – слой многослойного покрытия, соприкасающийся с коррозионной средой. [ГОСТ 5272 68] Внешний слой покрытия – последний слой лакокрасочной системы. [ГОСТ 28246 2006] Рубрика термина: Защита от коррозии Рубрики энциклопедии: Абразивное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Внешний вид асбестоцементного изделия — – совокупность регламентированных стандартом свойств, определяемых визуально. [СТ СЭВ 4926 84] Рубрика термина: Асбест Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Внешний слой газотермического покрытия — – слой многослойного покрытия, поверхность которого соприкасается с окружающей средой. [ГОСТ 28076 89] Рубрика термина: Покрытия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Авт … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Внешний слой лакокрасочной системы — – последний слой лакокрасочной системы. [ГОСТ 28246 2006] Рубрика термина: Общие, краски Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Контроль качества лабораторных исследований — подразделяется на внутренний (внутри лаборатории) и внешний (со стороны контролирующих органов). Цели контроля: 1) определить, насколько достоверные, надежные и сравнимые результаты выдает лаборатория или конкретный лабораторный работник; 2)… … Словарь микробиологии

КОНТРОЛЬ — – один из методов руководства в СССР, заключающийся в систематической проверке исполнения законов, директив партии, постановлений Правительства и указаний вышестоящих органов. Роль и значение К. в советском государственном управлении научно… … Советский юридический словарь

В соблюдении дисциплины заинтересованы все члены общества, поэтому они могут применять определённые меры воздействия к нарушителям.

Внешний контроль — это воздействие общества на своих членов, направленное на регулирование их поведения.

Внешний контроль осуществляется с помощью положительного и отрицательного воздействия на членов общества.
Положительное воздействие призвано поощрить тех граждан, которые соблюдают дисциплину.

представление человека как примера остальным, вручение наград и премий, повышение в должности или звании.

Отрицательное воздействие призвано наказать и устрашить тех граждан, которые не соблюдают дисциплину. К нему относят все виды юридической ответственности (в том числе административную и уголовную), материальные стимулы, психологическое давление окружающих.

В соответствии с назначением и направленностью контроль бывает двух видов - внутренний и внешний.

Внутренний контроль представляет собой контроль внутри ведомства, производства, организации (фирмы), обеспечивающий необходимую работу организации и ее управления.

Внутренний контроль на предприятии осуществляется субъектами посредством следующих действий:

  • определяется фактическое состояние предприятия (объект контроля),
  • сравниваются фактические данные с планируемыми,
  • оцениваются выявляемые отклонения и степень их воздействия на аспекты функционирования компании,
  • выявляются причины выявленных отклонений.

Целью внутреннего контроля является информационное обеспечение управляющей системы путем получения возможности принятия в дальнейшем эффективных управленческих решений.

Внешний контроль

Цель внешнего контроля – защита общества, предприятий и государства от вероятных отрицательных последствий, которые могут наступить при несоблюдении установленных правил в процессе осуществления соответствующей деятельности или при невыполнении субъектами общественных отношений их обязанностей. Внешний контроль должен обеспечивать безопасность субъектов общественных отношений, защиту их прав и свобод.

Внешний контроль проводится государственными контрольными организациями, общественными организациями и аудиторскими фирмами. Общими целями внешнего государственного контроля являются:

  • найти нарушения при документировании хозяйственных операций,
  • установить законность их проведения,
  • определить правильность различных отчислений и др.

Отклонения в процессе внутреннего и внешнего контроля

Процесс контроля - основа управления по отклонениям, суть которой в том, что все цели, которые стоят перед компанией и ее отделами, формализуются посредством системы нормативов. Отклонения от нормативов выявляются в процессе контроля и служат дальнейшим основанием процесса принятия управленческого решения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • непредвиденная ситуация, возникающая в процессе выполнения плана,
  • отрицание исполнителем требуемых действий по небрежности,
  • усталость, вызванная перегрузками,
  • некомпетентность, недобросовестность, злоупотребление.

Возникающее отклонение может быть разным по масштабам и последствиям. Для правильного определения момента, когда необходимо вмешательство руководителя, отклонения классифицируют в соответствии с качественными и количественными параметрами, сроками, причинами возникновения, степенью опасности. Если они будут превзойдены, то появляется потребность вмешательства руководства в управленческий процесс.

Управление по отклонениям применяют в процессе обучения подчиненных, для расширения их кругозора, подготовки к высокой должностью в будущем. Управление по отклонениям содержит определен¬ные сложности и негативные последствия, культивируя у руководителей и исполнителей формальный подход в оценке события, дела, принятии решений. В итоге при существующей нехватке информации, появлении нестандартных ситуаций, которые не связаны с психологическими аспектами поведения сотрудников, в его реализации возникают серьезные препятствия.

При внедрении управления по отклонениям требуется создать специальную систему учета отклонений, а также оповещение о них руководителей, что может привести к повышенной бюрократизации процесса управления.

Управление отклонениями может усыпить бдительность, особенно по отношению к незначительным на первый взгляд отклонениям, имеющим самые неблагоприятные последствия.

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое "обилие" видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли "контрольные" обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Внутренний контроль

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от "просто" внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова "финансовый"? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий "простор для творчества" все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово "государственный" или "муниципальный", получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Читайте также: