Внешние эффекты и общественные блага кратко

Обновлено: 04.07.2024

Всякая рыночная сделка предполагает получение выгоды (эффекта) каждой из сторон сделки. В результате рыночной сделки покупатель получает полезность, продавец - доход. Но в некоторых случаях возникают побочные (внешние) эффекты, или экстерналии - издержки или выгоды рыночных операций, осуществляемых одними хозяйствующими субъектами, но приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага.

Внешние эффекты возникают как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом; могут быть как положительными, так и отрицательными.

Наиболее яркий и типичный пример отрицательных внешних эффектов - загрязнение окружающей среды. Химический завод производит удобрения. Его владелец получает доход, покупатель полезность - минеральные удобрения, а местные жители - загрязнение окружающей среды, сокращение количества птиц и насекомых, болезни, сокращение продолжительности жизни и т.п., т.е. возникают отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) - это потери, затраты третьих лиц - лиц, в рыночной сделке не участвующих. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных.

Если индивидуальные издержки производства (в нашем примере удобрений) не включают издержки перелива, и они ниже общественных, то производство удобрений будет увеличиваться. Больше ресурсов будет направляться в сферу производства, которая наносит общественный вред, а это значит, что происходит неэффективное, неоптимальное распределение ограниченных ресурсов общества.

Другой пример - образование. Студенты вузов получают полезность - знания (если учатся), преподаватели - заработную плату, т.е. это рыночные отношения. Но от того, что отдельный человек получает образование, выигрывает и общество в целом. Это пример положительных внешних эффектов, или выгоды перелива.

Выгоды перелива - это полезность, приходящаяся на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Наличие внешних положительных эффектов означает, что общественная полезность блага выше индивидуальной, лежащей в основе цены.

Если цена не полностью отражает общественную полезность высшего образования, то в сферу образования направляется недостаточное количество ресурсов, хотя, с учетом выгод перелива, высшее образование должно быть доступно более широкому кругу лиц, т.е. в эту сферу должно направляться больше ресурсов.

Таким образом, становится очевидным, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. В этих целях государство может:

- вводить корректирующий налог, который повышает индивидуальные издержки производства до уровня общественных (штрафы за превышение предельных норм загрязнения воздуха, воды и т.п.);

- принуждать строить очистные сооружения или вывозить вредные отходы далеко от населенных пунктов - все это повышает индивидуальные издержки производства, позволяя отразить в них отрицательные внешние эффекты);

- вводить корректирующие субсидии, повышающие предельную индивидуальную полезность до уровня общественной (выплата стипендий, финансирование, субсидирование вузов).

Кроме того, в целях отражения внешних эффектов в цене государство может проводить соответствующую налоговую и бюджетную политику.

Еще одним недостатком рынка является его незаинтересованность в производстве общественных благ - благ, обладающих высокими внешними эффектами.

Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется более, чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.).

Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые отличаются следующими особенностями:

- неисключаемостью — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: "Меня защищать не надо!");

— неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

— с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);

— выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны с их производством, а не с покупкой (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, "не покупая" проезд через мост).

Рынок не учитывает или плохо учитывает потребность в этих благах. Их производство невыгодно частному сектору, но поскольку они необходимы обществу в целом, то их производство берет на себя государство, финансируя его за счет налоговых поступлений.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое внешние эффекты? Приведите примеры отрицательных и положительных внешних эффектов.

2. Почему наличие внешних эффектов ведет к неэффективному распределению ограниченных ресурсов общества?

3. Какими методами государство может корректировать рыночную цену в целях отражения в ней внешних эффектов?

Читайте также: