Внешнеполитические инициативы ес на рубеже xx и xxi вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем

Содержание

Политика Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
От восстановления к стабильности (1945—1950-е гг.).
Перемены 60-х гг.
Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в.
Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
Создании Объединенной Европы.
Процесс глобализации.
История создания Евросоюза.
Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985).

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в. Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие — объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

Чтобы разобраться в происходящих событиях, надо выделить основные проблемы:

1) проблемы организации Евросоюза, установления прав и обязанностей его членов, механизмов функционирования организации. Все эти вопросы обсуждались при разработке проекта Конституции ЕС. За всеми организационными вопросами стоят политические позиции, так как идет борьба за влияние той или иной страны на общую политику Союза, на определение его роли в современном мире;

3) комплекс международных проблем, в частности отношений Евросоюза и США.

Важным событием последнего периода, которое относится к проблемам организации Евросоюза, явился саммит ЕС в Брюсселе в декабре 2003 г. Он поставил под угрозу объединение Европы, за которое боролись три поколения политиков. Лидеры 25 европейских государств обсуждали одно из важнейших положений проекта Конституции ЕС – сколько голосов должна иметь каждая страна и как будут приниматься решения будущими всеевропейскими правительством и парламентом.

Страны, вступившие в Евросоюз недавно, рассчитывают на существенную финансовую помощь. Общий объем накопленных в них прямых иностранных инвестиций составляет 149 млрд долл., что в Словении, Чехии и Эстонии не превышает 2000–3000 долл. на душу населения, а в остальных странах – нескольких сотен долларов. Острейшей проблемой во всех присоединившихся странах является их международная задолженность, равная размеру накопленных в этих странах иностранных инвестиций – 148,8 млрд долл. По отношению к ВВП страны она составляет: в Эстонии – 66,0 %, в Словакии – 48,0 %, в Польше и Латвии – по 37,0 %, в Венгрии – 25,9 %, в Литве и Чехии – по 20,0 %, в Словении – 16,0 %.

Европейская комиссия считает нереальным выполнить намеченные ранее задачи при сокращении взносов стран-доноров. А в ее проектах значатся усиление контроля на внешних границах Евросоюза, повышение эффективности внешней политики в области безопасности, увеличение дотаций бедным регионам и сохранение высоких субсидий фермерам.

Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. Теракты в марте 2004 г. в Мадриде вынудили правительства всех европейских стран задуматься о необходимости принятия повышенных мер безопасности. Франция и Германия призвали к созданию единого для ЕС плана по борьбе с терроризмом. Повышение безопасности может потребовать от европейской казны около 1,8 млрд евро в год. Ряд членов ЕС, не дожидаясь оформления коллективных решений, усиливают охрану дипломатических представительств, контроль авиабагажа и т. п.

Политика бывших властей Испании привела к обострению положения внутри Евросоюза еще и потому, что Испания, получающая значительную финансовую помощь из бюджета ЕС, ответила активным блокированием принятия общеевропейской Конституции. Это вызвало недовольство многих членов ЕС, прежде всего Франции и Германии.

Но более всего раскол в Евросоюзе стал заметен при обсуждении так называемой директивы Болкенстайна (Bolkenstein) – проекта европейского закона о либерализации рынка услуг. Если бы этот закон вступил в силу полностью, то граждане Евросоюза смогли бы беспрепятственно искать себе работу по всей территории ЕС. При этом, открывая предприятия в другой стране, они руководствовались бы законами своей страны. С одной стороны, это позволило бы создать новые рабочие места и ускорить экономический рост, а с другой – привело бы к еще большему обострению положения на рынках рабочей силы стран, где существует массовая безработица.

В этих условиях не удивительно, что директива была поддержана Великобританией и странами Восточной Европы, но вызвала бурные протесты во Франции и Германии. Президент Франции Ж. Ширак намекнул, что если положения директивы не будут смягчены, то ему не удастся убедить своих сограждан поддержать проект Евроконституции, который во Франции поставили на голосование во время референдума. А провал референдума вызвал бы масштабный политический кризис в Евросоюзе.

Но надо подчеркнуть, что сложные задачи, стоящие перед Евросоюзом, решить с помощью лишь государственного фонда стимулирования капиталовложений вряд ли удастся. Предлагается привлекать и частные компании. Ясно и то, что властям европейских стран нужно не только увеличивать ассигнования на НИОКР, но и лучше координировать свою работу. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС.

Подводя итоги сказанному о противоречиях в развитии Евросоюза на современном этапе, отметим, что по многим вопросам возможно достижение компромиссов. Но, учитывая причины противоречий, следует предполагать, что бесконфликтное развитие ЕС после его расширения вряд ли возможно.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем

Содержание

Политика Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
От восстановления к стабильности (1945—1950-е гг.).
Перемены 60-х гг.
Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в.
Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
Создании Объединенной Европы.
Процесс глобализации.
История создания Евросоюза.
Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985).

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в. Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие — объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Ельнинская СШ № 1 имени М.И. Глинки Мини-проект по истории по теме: «Инт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ Ельнинская СШ № 1 имени М.И. Глинки Мини-проект по истории по теме: «Инт.

Цель: ВЫЯСНИТЬ, ЧТО НОВОГО В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ в конце XX — начале XXI вв

Цель: ВЫЯСНИТЬ, ЧТО НОВОГО В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ в конце XX — начале XXI вв

Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правов.

Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украи.

Цель создания международной организации Целью создания этой международной орг.

Цель создания международной организации Целью создания этой международной организации было усиление позиций европейской экономики на мировом рынке посредством координации экономической политики ее членов. В 1961 г. в ЕЭС пыталась присоединиться Великобритания, однако ее вступление был дважды заблокирован президентом Франции Ш. де Голлем. Присоединение Великобритании к ЕЭС произошло в 1973 г. вместе с Данией и Ирландией. В 1981 г. в ЕЭС была принята Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, а в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция.

Флаг Европейского союза

Флаг Европейского союза

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украи.

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украины в Совет Европы. На рубеже 1990-х годов интеграционные процессы в Европе ускорились. Подготовка новой интеграционной сделки продолжались приблизительно три года. 7 февраля 1992 г. в нидерландском м. Маастрихте, на пересечении границ Нидерландов, Бельгии и ФРГ, министры иностранных дел и министры финансов стран-членов ЕЭС (Бельгии, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Италии, Ирландии, Португалии, Греции, Франции, Германии, Великобритании) подписали Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), который имел целью поэтапную трансформацию ЕЭС в новый экономический, валютный, а в перспективе — политический Европейский Союз. Принята программа долгосрочного стратегического развития Европы предусматривала: введение единой валюты — евро, частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики, расширения прав основных институтов Европейского Союза — Совета министров Европарламента, Комиссии европейских обществ, увеличение наднациональных полномочий ЕС в социальной политике, охране окружающей среды, промышленности, культуре, здравоохранении. Не отрицалась возможность создания единого европравительства. Маастрихтский договор — один из важнейших правовых актов в истории XX века, является логическим продолжением более чем 40-летней истории евроинтеграции. В начале XXI века. Европейский Союз значительно расширил свой состав. В 2004 г. членами этой международной организации стали еще 10 стран: Польша, Чехия, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Словакия, Словения, а в 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния.

Языком документов Из выступления президента Чехии Вацлава Гавела в Аахене 15.

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украи.

Совет Европы Другой влиятельной европейской организацией является Совет Европ.

Совет Европы Другой влиятельной европейской организацией является Совет Европы (СЕ) — международная межправительственная организация, созданная 5 мая 1949 г. в Лондоне. Странами-основателями СЕ стали: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция. Главные органы СЕ — Комитет министров иностранных дел стран-членов Совета Европы и Консультативная парламентская ассамблея. Комитет на основе принципа единогласия вырабатывает политические рекомендации правительствам стран-членов Совета Европы, которые подлежат ратификации парламентами. Консультативная парламентская ассамблея СЕ обсуждает и принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров иностранных дел. В работе Ассамблеи от каждой страны-участницы СЕ обязательно участвуют и представители парламентского большинства, и делегаты от оппозиции.

При Совете Европы функционируют: • Европейская комиссия по правам человека; •.

При Совете Европы функционируют: • Европейская комиссия по правам человека; • Европейский суд по правам человека; • Европейский центр молодежи; • Европейский молодежный фонд; • Информационный центр охраны природы; • Институт специальных уполномоченных по правам человека на местах.

Карта Европейского союза

Карта Европейского союза

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украи.

Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украины в Совет Европы. Основные организации Совета Европы размещены в г. Страсбурге (Франция)

Девиз Европейского союза

Девиз Европейского союза

Европейский центральные банк (ЕБЦ) Европейский центральный банк – финансовое.

Европейский центральные банк (ЕБЦ) Европейский центральный банк – финансовое учреждение, выполняющее функцию Центрального банка для стран еврозоны. Штаб-квартира ЕЦБ расположена в Германии в городе Франкфурт-на-Майне. Центральный банк ЕС определяет кредитно-денежную политику стран входящих в зону евро и распоряжается резервами Европейской системы Центральных Банков (ЕСЦБ).

Вывод: Таким образом, я выяснила, что Евросоюз постоянно расширяется. Это при.

Вывод: Таким образом, я выяснила, что Евросоюз постоянно расширяется. Это пример интеграции. Узнала его девиз, флаг, карту. Узнала, чем занимается Европейский Центральный банк, его цели и задачи. Моя работа имеет практическое применение на уроках истории и обществознания

Читайте также: