Влияние сталинской идеологии на общественно политическую жизнь в казахстане кратко
Обновлено: 07.07.2024
Образование Казахской Советской Социалистической Республики
Преобразование Казахской АССР в союзную республику. В составе РСФСР Казахстан превратился в развитую аграрно-индустриальную республику. Из 3,3 млн. трудоспособного населения республики накануне войны около миллиона составляли рабочие и служащие городов и рабочих поселков. Историческим завоеванием республики стала эмансипация женщин Востока.
5 декабря 1936 года была принята Конституция СССР, согласно которой Казахская АССР была преобразована в Казахскую ССР. В марте 1937 года X чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Казахской ССР. Политическую основу Казахской ССР составляли Советы депутатов трудящихся, экономическую-социалистическая собственность на средства производства.
В июне 1938 года прошли выборы в Верховный Совет Казахской ССР, были избраны 300 депутатов, в их числе 152 казаха Первую сессию Верховного Совета Казахской ССР открыл народный акын Жамбыл Жабаев.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока
Влияние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане
цель урока
Объяснять особенности общественно-политической жизни, давать собственную интерпретацию
Оценивать вклад Е. Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана
Происходившие в Центре репрессивные акции отзывались в республиках еще более масштабными кампаниями. Постановления ЦК ВКП(б) 1946 г. о журналах “Звезда” и “Ленинград” положили начало новой волне репрессий и привели к гонениям целого ряда деятелей культуры и представителей национальной интеллигенции Казахстана. Республиканские комитеты партии стали строить свою работу в строгом соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б). Эти меры снова подталкивали людей искать в своем окружении “врагов народа”. Деятелям искусства, науки и литературы предъявлялись нелепые, необоснованные политические обвинения.
Постановлением ЦК КП(б) Казахстана 1947 г. “О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР” запрещалось изучение духовного и научного наследия казахского народа в период до октября 1917 г., особенно начала ХХ в. Используя в качестве весомого аргумента цитату Ленина: “Мы выделяем только демократическое и социалистическое в каждой культуре и используем это в нашей борьбе с буржуазным национализмом. ”, это постановление фактически открывало путь к разрушению и искажению духовного наследия народов. Все попытки изучения и использования в новых условиях произведений культуры прошлых веков объявлялись политическими ошибками и искажениями националистического толка и перерастали в шумные кампании по поиску среди казахской интеллигенции “националистов” и “идеологов байского феодализма”. Как и в 30-е годы, в научных учреждениях, университетах и институтах, в среде работников культуры и искусства установилась тяжелая атмосфера тревоги и подозрительности.
В 1940—1950-х годах подверглись политическим преследованиям представители казахской интеллигенции. Среди них были известные в республике ученые обществоведы, писатели, деятели культуры.
Крупный ученый А.Х. Маргулан обвинялся в
антинаучных взглядах
Президент Академии наук КазССР
К. Сатпаев, талантливый писатель
Ю. Домбровский были
вынуждены покинуть Казахстан.
Известному казахскому
писателю М. Ауэзову также пришлось искать убежище за
пределами республики.
Когда в Москве рассматривалось “Дело врачей”, а в Ленинграде — “Ленинградское дело”, в Казахстане приступили к политической акции, названной
“Дело Бекмаханова”.
Ермухан Бекмаханов — талантливый ученый, историк, один из основных авторов объемного труда “История Казахской ССР”, вышедшего в Алма-Ате в 1943 г. В качестве объекта критики были взяты его монография “Казахстан в 20—40-е годы XIX века”, написанная на основе докторской диссертации, которую он защитил в 1946 г. в Академии наук СССР, а также глава 14 “Истории Казахской ССР”, которая содержала материалы о движении Кенесары Касымова.
Е. Бекмаханов обвинялся в антирусской пропаганде и восхвалении национальных восстаний, направленных против российского господства. Он дал положительную оценку восстанию К. Касымова, что было расценено как приверженность автора буржуазно-националистической идеологии. Опубликованная в 1950 г. в газете “Правда”
статья “За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана” положила начало политическим преследованиям Е. Бекмаханова. В апреле 1951 г. ЦК КП(б) Казахстана принял постановление, в котором обвинения, изложенные в статье, были признаны обоснованными, а Е. Бекмаханов — виновным в “буржуазно-националистических взглядах”.
Решением коллегии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет лишения свободы и сослан в один из лагерей. В 1954 г. при содействии некоторых крупных ученых из Москвы и Ленинграда
Е. Бекмаханов был оправдан.
В начале 20-х гг., когда осуществлялись аграрные реформы, в крае существовал естественный социально-психологический фон, способствовавший известному обострению межнациональных отношений.
Переход от гражданской войны к мирной жизни совершался в очень сложной международной и внутренней обстановке.
Лишь отмена продразверстки способствовала тому, что антисоветские вооруженные выступления к концу 1921 — началу 1922 гг. постепенно прекратились.
В январе — феврале 1921 г. состоялись перевыборы 6509 аульных, сельских, поселковых и 933 волостных Советов Казахской АССР. Партийные организации и Советы республики использовали перевыборную кампанию для поднятия общественно-политической активности широких слоев трудящихся.
В истории общественно-политической жизни края видное место занимает Первая казахстанская областная партийная конференция (июнь 1921 г.). Она наряду с важнейшими вопросами экономики обсудила проблемы общественно-политической жизни: национальный вопрос, очередные задачи партийного и советского строительства и др.
Состоявшийся в октябре 1921 г. Второй всеказахстанский съезд Советов задачу советского строительства в ауле определил как ударную.
В новом Положении о порядке выборов, утвержденном съездом, была учтена специфика быта казахского населения. Так, в связи с малой плотностью населения, кочевым образом жизни значительной его части нормы представительства представителей трудящихсяв Советах увеличивались: теперь Советы создавались в аулах числом жителей не менее 150 человек, из расчета один депутат на 50 жителей (до этого Советы организовывались в аулах с числом жителей не менее 300 человек из расчета один депутат на 100 жителей).
Массовые крестьянские организации работали в тесном контакте с местными, в первую очередь аульно-сельскими Советами. Их конкретная деятельность развивалась на путях преодоления трех главных противоречий: классовых, национальных и связанных с постепенной ликвидацией остатков патриархально-родовых пережитков в быту и сознании казахских шаруа.
Массовые крестьянские организации принимали активное участие в осуществлении земельно-водной реформы начала 20-х гг. в Семиречье и Сырдарьинской области, в проведении мер по землеустройству казахского населения в левобережной пойме р. Урал в Уральской губернии и в районе десятиверстной полосы р. Иртыш в Семипалатинской губернии, направленные на ликвидацию остатков колониализма в земле и водопользовании. Они сыгали большую роль в переделе пахотных и сенокосных угодий в казахском ауле в 1926—1927 гг., проведении конфискации имущества и выселении крупных баев-полуфеодалов в 1928 г.
Массовые демократические крестьянские организации принимали широкое и действенное участие в кооперативном и социально-культурном строительстве в ауле и деревне республики, разрабатывали эффективные меры по социальной защите батрачества, внесли весомый вклад в формирование местных органов советской власти.
Для удовлетворения нужд своих членов крестьянские организации Казахстана имели право брать в аренду различные предприятия: ремонтные мастерские, кузницы, предприятия по переработе продуктов сельского хозяйств а и общественного питания и т. д. Предприятия, взятые крестьянскими организациями, освобождались от всех налогов и сборов. На свои средства они содержали десятки красных юрт и чайхан, дома декханина, являвшиеся специфическими культурно-просветительными учреждениями 18 .
Говоря об аграрных реформах 20-х гг. как части общественно-политической жизни Казахстана тех лет, следует указать, что в известной степени требует иного подхода изучение земельно-водной реформы начала 20-х гг. и землеустройства казахского населения в левобережной пойме р. Урал и десятиверстной полосе Семипалатинского Прииртышья. Известно, что реформы преследовали цель ликвидации остатков колониализма в земле-и водопользовании. В процессе их осуществления нередко возникали межнациональные конфликты. До сих пор это объяснялось главным образом происками националистических и шовинистических элементов. При этом не всегда учитывалось то обстоятельство, что эти реформы осуществлялись спустя всего четыре года после победы Октябрьской революции и пять лет после национально-освободительного восстания 1916 г., когда еще были свежи в памяти коренного населения обиды угнетенного в недалеком прошлом царским самодержавием народа, не зажили раны, нанесенные царскими карателями в ходе жестокого подавления национально-освободительного восстания. В начале 20-х гг., когда осуществлялись аграрные реформы, в крае существовал естественный социально-психологический фон, способствовавший известному обострению межнациональных отношений. Без учета этого нельзя понять и объяснить межнациональные конфликты при проведении аграрных реформ начала 20-х гг. в Казахстане.
Трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана середины 20-х гг. являлось то, что с этого времени идеологический аппарат сталинизма начал проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народов и физическое уничтожение носителей этой памяти — видных представителей национальной интеллигенции. Известно, что народы Советского Востока, частично Поволжья, в течение многих столетий пользовались арабским алфавитом. В конце 20-х гг. по приказу сверху он был заменен на латинский, а в 1940 г. — на кириллицу. В результате в течение жизни одного поколения казахи были отлучены от письменности, на которой веками создавались шедевры национальной духовной культуры, издавались книги, газеты и журналы, научные труды, накапливались ценные исторические материалы.
Политика давления на республику усилилась и приняла особенно жесткую линию с приходом Ф. И. Голощекина, направленного в сентябре 1925 г. на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б). К этому времени партийные органы, подменившие все демократические институты власти, сами оказались заложниками установленной ими системы. Ф. И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации.
Ж. Акпаев, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937-1938 гг.
В обстановке страха и истерии проходило обсуждение проекта новой Конституции СССР, которая была принята на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г. Согласно новой Конституции СССР, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 26 марта 1937г. Чрезвычайный X съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР. 12 декабря 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет республики.
В 1937—1938 гг. по ложному обвинению были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, У. Джандо-сов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, Л. Мирзоян, А. Сафарбеков, Ж. Султанбеков, Т. Жургенов, Н. Сыргабеков, 3. Торегожин и многие др. Невосполнимую потерю понесли казахская наука и культура. Жертвами репрессии стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, К. Жубанов, Ж. Шанин, Т. Шонанов, К. Кеменгеров.
Таким образом, в конце 20-х — 30-е гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его проявления в Казахстане приняли особенно уродливые формы, сопровождаясь трагическими событиями периода насильственной коллективизации и политических репрессий 1937—1938 гг. Социально-экономические преобразования в крае, придание Казахстану статуса союзной республики, успехи в области культурного строительства, народного образования и науки проходили под жестким идеологическим прессом тоталитарного режима. Все это предопределило дальнейшее развитие Казахстана в составе СССР.
1. Сборн. стат. свед. о движении населения, скота и урожаев по КССР с 1880 по 1922 г Оренбург, 1925. С. 68—69.
4. Масонов Н. Э. Проблемысоциально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII—XI;веков. Алма-Ата, 1984.
6.Постановления VI Всеказахского съезда Советов. 28 марта — 3 апреля 1927 г. Кзыл-Орда, 1928.С. 222.
7.VII Всеказахская партконференция. Стеногр. отчет. Алма-Ата. 1930. С 120—121.
8.Акишев 3.А. Экономические и политические предпосылки и результаты конфискациисобственности крупныхбаев-полуфеодаловв Казахстане // Изв. АН КазССР. Сер. экон. Алма-Ата,1949. Вып. 1. С. 21.
9.Семевскнп Б. Н. Экономика кочевого хозяйства Казахстана в начале реконструктивногопериода // Изв. Всесоюзного географического общества. М.,— Л., 1941. Т.. 23. С. 103.
10.III сессия ВЦИК 13-го созыва. Стен, отчет. Бюл. № 9. М., 1928. С. 19.
11.Поданным архива КНБ Республики Казахстан.
12.12.Бюл.КазкрайкомаВКП (б). 1929.№ 14.С. 14.
13.Казахстан за 50 лет: Стат. сб. Алма-Ата, 1971. С. 74; Народное хозяйство Казахской ССР:Юбилейный стат. ежегодник. Алма-Ата, 1987. С. 68.
14.VI Всеказахстанская конференция ВКП (б). 15—23 ноября 1927 г.//Стеногр. отчет.Кзыл-Орда. 1927. С 108.
15.Большевик,1928. №1. С. 56-57. 16.ЦГАНХ.Ф.7578.Д.46.Л. 1-17;Д. 17.Л. 14-21.
17. Коммунист. 1923. № 2. С. 120. 18.ЦГАРК.Ф.769.ОП. 1.Д. 110. Л. 20.;Ф.5.Оп. 10.Д.222.Л. 185.
19.Осипов В. П. Всматриваясь в 20—30 годы. Алма-Ата, 1991. С. 159.
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива
Тема X. КАЗАХСТАН В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946 — 1970 гг.)
2. Общественно-политическая жизнь республики
1. Притихший в годы войны культ И. В. Сталина вновь усиливается через возвеличивание роли И. В. Сталина в послевоенный период.
2. Дальнейшее укрепление административно-командной системы, которая сложилась к середине 20-х годов, продолжает действовать и в 40 — 50 годы XX века. Идеологический прессинг особенно усиливается и по-прежнему работает на усиление культа личности И. В. Сталина.
4. Превращение ряда руководителей партии и страны в политиков, слепо подчиняющихся И. В. Сталину и выполняющих его волю.
5. Отсутствие всякой гласности, отказ от социалистического демократизма, установление перманентного террора, направленного против народа, партии, личности.
К тому же сталинский режим вновь и вновь прибегал к испытанным методам политических репрессий (по некоторым данным, в послевоенный период — вторая половина 40-х — начало 50-х годов — было репрессировано 1,5 млн. человек, по другим — 2,5 млн. человек).
Одним из чудовищных преступлений сталинщины было сооружение на территории Казахстана целой системы исправительных учреждений — лагерей: Степлаг, Карлаг (Карагандинский лагерь), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины), где отсиживали свой срок тысячи людей, например, мать и сестра М. Тухачевского, семья Гамарника, жена и дочь Рыскулова, жены Т. Жургенова, С. Ходжанова и многие другие.
Очень тяжелые последствия имели испытания ядерного оружия в Казахстане. В соответствии с постановлением Совмина СССР в 1948 г. был сооружен ядерный полигон, расположенный на стыке трех областей:Семипалатинской.
Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходимости перемен было "умело подавлено административной сталинской системой с помощью ряда мер идеологического и репрессивного характера. Но духовная атмосфера середины 40-х — начала 50-х гг, была лишь приглушена, но не сломлена. Пятидесятые годы XX века являются переломным рубежом в истории страны Советов вообще, и Казахстана в частности. Смерть Сталина (5 марта. 1953 г.) и последующие события внесли существенную корректировку в политику партии и государства. Н. С. Хрущев, окунувшись в тайны кремлевских политических интриг и заговоров, добился устранения с политической арены ближайших соратников Сталина, стал во главе партии. Уже в первые годы после смерти Сталина наметились две линии, два подхода к вопросу о характере возможных перемен. В 1953 — 1954 гг. развернулась дискуссия о характере противоречий в социалистическом обществе, роли личности и народных масс в истории, соотношении теории и практики, коллективности руководства и т. д.
Процесс демократических преобразований в стране стал протекать более активно. Но кончина И. В. Сталина не означала демонтаж построенной им командно-административной системы. Тысячи осужденных по-прежнему сидели в лагерях, а многие политические деятели, также причастные к нарушению прав человека, продолжали занимать высокие правительственные посты.
Большое воздействие на общественную жизнь республики оказало освоение целинных и залежных земель. В преддверии готовившейся широкомасштабной кампании в республике произошли кадровые изменения. На VII съезде Компартии Казахстана вместо Ж. Шаяхметова первым секретарём ЦК Компартии Казахстана был избран П. К. Пономаренко, секретарем Л. И. Брежнев. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле без консультаций с партийными организациями Казахстана, без совета с коммунистами.
Энтузиазм, рожденный победой над фашистской Германией, стал у народа сменяться усталостью. Вспышки общественной активности наблюдались чаще всего в период выборов в Верховный Совет. Практически всю полноту власти в руки взял партийный и государственный аппарат.
Таким образом, общественно-политическая обстановка в республике явно не способствовала утверждению многообразной и богатой духовной культуры. Если бы не эти обстоятельства, сложившиеся в политической жизни Казахстана, то уровень развития духовной культуры и успехи казахского и других народов Казахстана были бы гораздо весомее и значительнее. И, как следствие подобного развития общественно-политической жизни в Казахстане в тоталитарной, командно-административной системе, они логически и диалектически привели в 70-х — первой половине 80-х гг. к застойным явлениям в политической, духбвной и социально-экономической жизни республики.
Усиливается и атака на Великую Отечественную войну, в которой казахи принимали активное участие, и память о которой до недавнего времени считалась священной. Но в 2014 г. казахский националист Мухтар Тайжан, ранее занимавшие должности на госслужбе, сказал буквально следующее:
Собственно, чем выше приведенные пассажи отличаются от необандеровских на Украине — непонятно. Но здесь следует отметить, что вся история так называемого Казахстана изначально основывалась на русофобии, также, как и история других национальных советских республик, получивших видимую самостоятельность из рук большевистского режима. Притеснение русских существовало на Украине, Прибалтике, Грузии, Молдавии, еще при советской власти.
Сегодня в Казахстане часто можно услышать следующие утверждения:
(При написании стать использовались материалы книги: Дегтярёв М. Пророк в своем Отечестве. – М.: Персей, 2015; материалы интернета).
Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Читайте также: