Влияние соловьева на творчество блока кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Влияние философии Соловьева на творчество Блока.

2. Философское течение

Соловьев создал так называемую
философию всеединства, в основе
которой убеждение в том, что благо —
в целостности, а зло —
в раздробленности. Бог — абсолютная
целостность, он неделим, его нельзя
представить как сумму какихто составных частей. К этому же
идеалу стремятся человечество и весь
мир. Стремление же
к индивидуализации, обособлению,
по Соловьеву, — источник страданий
и зла.
2

3. Отношение концепции к главным тенденциям

Крупнейший английский писатель конца
XIX века Оскар Уайльд проповедует
автономность искусства. Фридрих Ницше,
противопоставляет мораль и знание:
последнее достижимо только при выходе
за пределы сковывающих свободную мысль
моральных ограничений. На этом фоне
учение Соловьева смотрится вызывающим
анахронизмом
.
3

Философия Бердяева
Он принадлежит к русскому
экзистенциализму или
персонализму. В центре у него
свободная личность. Для которой
главной ценностью является свобода.
Но свобода невозможна без творчества
и наоборот. Он противопоставил дух
материи, косность и догматизм
творчеству. Задача человека в том,
чтобы вырваться из материального
мира и ворваться в мир свободы, где
царит творчество и дух.
4

5
Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных
эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема
поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха
появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрылись для
всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных.
Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения
и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия
надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но чтото страшное, надвигающееся на Россию и мир (А. Блок, А. Белый).
Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями.
Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали
не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской
России

6. Влияние

8. Образ Прекрасной Дамы

Одной из главных идей в философии Соловьёва была
идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра,
истины и красоты. Что оказало прямое воздействие на
Блока.
8

9. О Прекрасной Даме

Хотя для Блока главный эмоциональный комплекс — лириче­ский, однако содержание цикла может быть истолковано и в мистическом плане (приобщение личности духовной субстан­ции бытия), и в мистико-утопическом (ожидание всеобщего обновления мира, когда «небо вернется к земле) и в ряде других, строго говоря, не могущих (как и полагается ми­фу) быть до конца перечисленными.

Заключение

Блок знал, что живет в переходную, кризисную эпоху. Ценности, которыми жил XIX век, подвергались пере­смотру, продлению во времени. Великая историческая миссия Блока и заключалась в том, чтобы привести куль­туру прошлого (преимущественно русскую и преимуще­ственно девятнадцатого века) в соприкосновение с мятежностыо и неспокойством своего времени, в итоге- в соприкосновением с революцией. Он завершил в своем творчестве девятнадцатый век, он продлил его во времени, допел до естественного разрешения те главные вопросы и проблемы, которыми жили его великие предшественники. Блок страстно хотел увидеть, осознать, что же идет на смену прошлому.

Литература

1. БАЗАНОВ В.Г. К творческим искани­ям Блока - М.. 1981. – 319c.

2. Белинский В. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948.- 303c.

3. БЛОК А. Собр. соч.: В 8 т. - М.; Л., 1960—1963.

4. БЕРБЕРОВА Н. Александр Блок и его время. - М., 1999. – 142с.

5. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978.- 263с.

6. Виноградов В.В.Поэтика русской литературы.- М.: Наука, 1976 г

7. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.-351с.

8. ГУКОВСКИЙ ГА К вопросу о твор­ческом методе Блока // Александр Блок. Новые материалы и исследова­ния. Кн. первая. Лит. наследство. - М„ 1980. - Т. 92. – 275с

9. Долгополов Л. А.Блок и современность.// На рубеже веков. Л., 1977. – 363с.

10. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.-234с.

11. КОЖИНОВ В. Россия. Век XX (1901-1939). - М., 1999. -241с.

13. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.- 357с.

14. МАКСИМОВ Д. Поэзия и проза Александра Блока. - Л., 1975. – 311с.

16. М а ш б и ц - В е р о в И. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбы­шев, 1969.- 208с.

17. МИНЦ З.Г. Поэтика Александра Блока.- СПб., 1999. - 285.с.

18. МинцЗ.Г. Блок и русский символизм- М.: Наука 1980 – 361с

19. Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М., 1976.- 398с.

21. ОРЛОВ В. Александр Блок: Очерк твор­чества. - М., 1956. - С. 181.

22. Русский романтизм. Сб. статей/Под ред. К. Н. Григорьяна. Л., 1978.- 203с.

23. Стасов В. Избранные соч.: В 3 т. М., 1952.-298с.

25. Тарасова Б. Символизм А.Блока /Литература в школе. — 2000. - N° 4. - С. 15-29.

26. . ТИМОФЕЕВ Л.И. Творчество Александ­ра Блока. - М., 1963. - С. 81-82.

27. Творческий метод. Сб. статей. М., 1960.- 302с.

28. Теория литературных стилем! Сб. статей. М., 1982.-257с.

29. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Л., 1924; М., 1965.- 390с.

31. Фохт У. Некоторые вопросы теории романтизма//Проблемы романтизма. -М., 1967.-402с.

Поэзия Блока зарождалась на стыке веков. Его первые произведения увидели свет в 1903-1904 годах. Чтобы оценить источники их вдохновения, следует понимать атмосферу и людей, окружавших юного поэта.


Идеалистические течения в литературе

Конец XIX и начало XX века характерны для литературы множественными идеалистическими течениями. Каждое имело своё название и свою философию: психофизический параллелизм, критическая философия, персонализм, интуитивизм, неокантианство всех мастей. Любое из этих направлений имело своих представителей и приверженцев, и не только среди поэтов. Публицисты, критики и писатели становились последователями философии реакционного фидеизма, уводящую от прогресса и движения вперёд, погружающую в атмосферу мистики и религии. Так, например, Г. Челпанов утверждал, что психология сама по себе творение божественное, духовное, а С. Булгаков, поддерживая эту истину, доказывал, что вера в бога и есть смысл и суть человеческой жизни.

Широкое распространение получали мысли о том, что человек думающий не может существовать без веры в Бога, что весь народ России и всего мира имеют божественную основу. М. Гершензон пытался обнаружить божественное обоснование даже в революциях. То есть, всячески укреплялась мысль о том, что всё реально существующее есть только производное от мира духовного.

Окружение юного поэта

Существует ещё один момент, сформировавший личность молодого Блока. Семья бережно ограждала его от реальности жизни и политики. По признанию тётки, М. Бекетовой, в шестнадцать лет Александр, по восприятию жизни, был близок к двенадцатилетнему возрасту.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Первые увлечения

Символизм В. Соловьёва

Происхождение зла и страдания объясняются отторжение человека от божественного всеединства, проявлением его непокорности и эгоизма. Также они могут допускаться самим Богом, для свободы выбора человека между добром и злом.

Искусство и любовь в теории В. Соловьёва

Отрицание материализма

Так Соловьёв сформировал основные элементы эстетики символизма: утверждение божественной сути искусства; творчество, опирающееся на чувства, а не на разум; презрение к материальной стороне жизни; отрицание материализма; признание музыки высшим видом искусства; утверждение образа Вечной Женственности, спасение в красоте.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Последователи

Считая себя приверженцами и последователями В. Соловьёва, А. Белый и В. Иванов ставили его в один ряд с Ницше и Дионисом, но взяли из его учений разное. В. Иванов склонялся к теме христианского смирения, покорного принятия тягот судьбы и ожидания пришествия спасающей Богоматери. А. Белый в произведениях изображал страх и ужас мира без веры, противостояния Антихристу.

Начало ХХ века Блок встретил убеждённый в религиозной сущности поэзии, следуя за светлым образом Софии, вопреки непроглядному мраку окружающей действительности. Для последователя Мережковского и Соловьёва такое мировосприятие было оправданным. Но существовал ещё один момент, оказавший влияние на появлении теургической легенды о поэте.

Войти через uID

В художественном наследии Соловьёва центральное место принадлежит философской лирике, продолжающей традиции Жуковского – с одной стороны, Ф.Тютчева и А.Фета – с другой, но вместе с тем и вполне самобытной. Она стремится ответить на те же вопросы, что и творчество Соловьёва в целом, но делает это по-своему.

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

..Толпа немых видений

Растёт, растёт и заграждает путь,

И еле слышится далёкий голос тени:

Как ясно над тобой сверкает отблеск бога,

Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.

Характерен и другой поворот поэтической мысли: мир здешний – юдоль страдания; мир духовный несёт полноту блаженства. Представления Соловьёва о мире идеала имеют отчётливо утопический характер. Это не только осуществление грёз лирического героя:

Ты будешь ждать с томительной тоской

Вновь отблеска нездешнего видения,

Вновь отзвука гармонии святой,

Новых великих веков чреда зарождается ныне

..Для мира всего взойдут времена золотые.

С одной стороны, Соловьёв, знаток, поклонник и популяризатор философии Платона, часто подчёркивает в материальных явлениях только их второстепенность, незначимость, призрачность:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Соловьёв радостно восклицает в конце стихотворения:

Песня былого навек отзвучала,

Дикая жизнь – не воскреснет она!

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно лишь в целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Волна в разлуке с морем

Все ропщет и вздыхает,

В цепях и на просторе,

Тоскуя по безбрежном,

Бездонном синем море.

Подлинная любовь – единение душ, противостояние земному эгоизму и возможное лишь в мире духа:

И в этот миг незримого свиданья

Нездешний вновь озарит тебя,

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь тоскуя и любя.

Днем луна, словно облачко бледное,

Чуть мелькнет белизною своей,

А в ночи – перед ней, всеподобною,

Гаснут искры небесных огней.

В шести томах поэта я выделила такие эпиграфы из стихов Соловьева:

И в этот миг незримого свиданья

Нездешний свет вновь озарит тебя,

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

..И поздно желать,

Всё минуло: и счастье, и горе.

Не сердись и прости. Ты цветёшь,

Да и мне не вернуть одиноко

Этих снов золотых, этой верой глубокой

Безнадёжен мой путь.

И к мадонне на колени

Склоняю праздную главу.

За этим следуют строки стихотворения:

Через песчаные пустыни,

Лелея долгую мечту,

Я нёс в далёкие святыни

Мою духовную лепту.

Ни человек, ни зверь, ни птица

Не помешали мне идти.

Одна дитя – отроковица

Мне повстречалась на пути

И Вечно Женственным прикован,

Смущён – брошена лепта,

И ослеплён, и очарован,

И власть прияла красота,

Но за блаженными брегами

Туда приду, горя мольбами,

И там явлюсь – в ряду с богами

И сопричисленный богам.

Панмонголизм! Хоть имя дико,

Но мне ласкает слух оно.

У Соловьёва звучит так:

Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно.

Но это не помешало блоку создать произведение ярчайшей оригинальности, по сути, не имеющие в русской литературе прямых литературных источников.

Читайте также: