Каково назначение научной картины мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

В теме рассматривается взаимосвязь философии и науки, показаны междисциплинарные связи естественных наук и философии, в обобщенном виде представлена научная картина мира, основанная на знаниях различных наук, этапы ее эволюции, научные представления, лежащие в ее основе. Материал темы сложен для восприятия, т.к. требует знания основ естественных наук (физики, химии, биологии, астрономии), предполагает использование новой научной и философской терминологии, насыщен научными фактами. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала на уроке используются средства ИТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, специально разработанная к уроку презентация темы).

Последовательное изложение темы предполагает использование иллюстративного и справочного материала, побуждение студентов к познавательной активности, постепенное формирование навыков применения теоретического материала к анализу конкретных явлений и процессов. Использование рабочих планов темы, которые заполняются по ходу урока, мобилизуют внимание студентов, делают урок более динамичным, а усвоение новых знаний – более эффективным.

Закрепление изученного материала проводится путем выполнения заданий и решения кроссворда. Домашнее задание направлено на формирование навыков использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности.

Методическая разработка включает в себя:

Философия и научная картина мира

Урок-лекция с элементами беседы, групповая

изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира

развить навыки самостоятельной работы, умения применять полученные знания и общенаучные понятия в дисциплинах специальности

сформировать интерес к философии, целостное представление о мире, основанное на знаниях различных наук

на уроке средств ИТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация темы

Актуальность использования средств ИТ

повышение эффективности восприятия учебного материала

Дисциплины естественнонаучного цикла, обществознание

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Ознакомить студентов с планом урока, целями его проведения, порядком работы

Форма организации деятельности студентов

Основные виды деятельности преподавателя

Объявление темы урока, постановка целей проведения урока, объяснение последовательности работы на уроке

Основные виды деятельности студентов

Знакомство с рабочим планом темы

Актуализация полученных знаний

Повторить материал предыдущих тем, характеризующих возникновение и развитие философии как формы знания

Форма организации деятельности студентов

Основные виды деятельности преподавателя

Основные виды деятельности студентов

Ответы на вопросы преподавателя

Объяснение нового материала

Изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира

Средства ИТ, рабочие планы темы

Форма организации деятельности студентов

План объяснения нового материала

  1. Взаимосвязь философии и науки.
  2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции.
  3. Материя и ее свойства.

Основные виды деятельности преподавателя

  1. Объяснение нового материала.
  2. Применение иллюстративного материала.
  3. Побуждение студентов к познавательной активности.
  4. Формирование навыков применения теоретического материала к анализу конкретных явлений и процессов.
  5. Контроль за заполнением рабочих планов.

Основные виды деятельности студентов

  1. Ответы на вопросы преподавателя.
  2. Запись в рабочих планах основных понятий, характеристик, примеров, графических символов.
  3. Заполнение таблиц и схем.

Закрепление полученных знаний

Закрепить изученный материал, выполняя предложенные задания

Средства ИТ, задания, кроссворд

Форма организации деятельности студентов

Индивидуальная, в парах

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение порядка работы над заданиями и кроссвордом, проверка правильности выполнения заданий

Основные виды деятельности студентов

Работа с заданиями и кроссвордом

Заключительная часть урока

Подвести итоги урока

Основные виды деятельности преподавателя

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок, домашнее задание:

  • заполнить таблицу в рабочем плане – привести примеры использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности
  1. Горбачев В.Г. Основы философии: учебное пособие. – М., 2003.
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., 2008.
  3. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие. – Ростов-на Дону, 1997.

Философия и научная картина мира (Слайд № 1)

«Наука без теории познания

1. Взаимосвязь философии и науки (Слайд № 2)

В древности философия и наука не разграничивались, и не случайно многие ученые одновременно являлись и философами, и наоборот – философы занимались наукой. Среди них Пифагор, Декарт, Лейбниц, Паскаль и многие другие (Слайд № 3).

В общем виде под наукой принято понимать деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний .

Современное научное знание чрезвычайно многообразно и включает в себя множество дисциплин, которые условно можно разбить на 4 группы (Слайд № 4):

  1. естественные , изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);
  2. технические , изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.);
  3. гуманитарные , изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.);
  4. социальные , изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)

Структура и содержание общенаучного знания

Таким образом, философия относится к традиционному общенаучному знанию, т.е. непосредственно связана с наукой. Кроме этого, по своему происхождению философия является донаучной формой знания. Она возникла раньше науки и сделала первую попытку постичь мир как единое целое и дать рациональное его объяснение. А для этого требовалось получить необходимый материал, собрать и обобщить различные факты, наблюдения, экспериментальные данные и т.д. По этой причине дальнейшее развитие научного знания происходило тем образом, что в рамках философии стали возникать частные науки, которые со временем отделялись от неё (Слайд № 6) . Каждая такая наука направляла свои усилия на изучение какой-либо конкретной части мира, собственно, поэтому они и стали называться конкретными , или частными науками. Благодаря деятельности конкретных наук создавался тот материал, который был необходим для построения научной картины мира. Но общим недостатком частных наук является то, что все вырабатываемые ими определения мира находятся в них в своей разобщённости. А философия, ее подход к миру как единому целому, позволяет объединить знания, накопленные частными науками и сформировать научную картину мира.

Как же связаны философия и наука?

Взаимосвязь философии и науки (Слайды № 7-8)

  1. Включает в себя только теоретический уровень знания
  2. Ставит предельно широкие, глубокие и существенные вопросы и проблемы, на которые нет однозначного ответа
  1. Включает теоретический и эмпирический уровни знания
  2. Ставит проблемы, которые можно решить сегодня или завтра, т.к. тесно связана с практикой
  • Рациональное отношение к миру и человеку
  • Формулирование специальных понятий и их определение
  • Использование специальных форм и методов познавательной деятельности
  • Системность, доказательность и критичность
  • Постановка проблем и попытка их решения

Постановка проблем в философии подталкивает науку расширять свои горизонты (Слайд № 9).

Общенаучное знание опирается на особые общенаучные понятия (Слайд № 10).

Общенаучные понятия – это понятия, которые могут применяться во всех, почти во всех или во многих областях научного познания.

Отечественными учеными было выделено около 10 общенаучных понятий, в числе которых: система, структура, элемент, функция, информация, модель, вероятность, симметрия, определенность и неопределенность, линейность и нелинейность, алгоритм, множество и др. На базе этих понятий общенаучных понятий формировались общенаучные подходы и методы познания, а на базе подходов и методов разрабатывались общенаучные концепции и даже дисциплины.

Общенаучные понятия используются не только на уровне фундаментальной науки, но и на уровне частных наук.

Система – (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Это понятие используется практически всеми научными дисциплинами:

  1. естественными (термодинамическая, молекулярная, экологическая, солнечная и др. системы);
  2. техническими (автоматизированная, операционная, энергетическая, механическая и др. системы);
  3. гуманитарными (лингвистическая, воспитания, ценностей, языковая и др. системы);
  4. социальными (социетальная, партийная, налоговая, судебная и др. системы).

Общенаучные понятия используются и в тех дисциплинах, которые вы изучаете по специальности, важно понимать их смысл и уметь их грамотно использовать.

  1. философия относится к сфере общенаучного знания;
  2. формирует общенаучные понятия и методы, которые затем могут использоваться в частных науках;
  3. формирует базовый понятийный аппарат студента, учит его мыслить научно, что немаловажно для специалиста среднего звена.

2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции (Слайд № 12)

Представления людей об окружающем мире строились на самых разных формах знания. В зависимости от того, какие знания ложились в основу таких представлений, выделяют мифологическую, религиозную, философскую и научную картины мира (Слайд № 13).

Научная картина мира – это совокупность знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты (Слайд № 14) .

Функции научной картины мира (Слайд № 15)

  1. интегративная , т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками;
  2. нормативная , т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска;
  3. психологическая , т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.

Этапы эволюции научной картины мира

  1. Классическая картина мира (Слайд № 16) основана на достижениях Галилея и Ньютона (Слайд № 29 по ссылке – справка). Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией . Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.
  2. Неклассическая картина мира (Слайд № 17) основана на достижениях естественных наук конца 19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна (Слайд № 30 по ссылке – справка). Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность .
  3. Постнеклассическая картина мира (Слайд № 18) основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина (Слайд № 31 по ссылке – справка). Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.

3. Материя и ее свойства (Слайд № 20)

Первые представления о материи возникли в древнегреческой философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой представлялась вода, для Гераклита – огонь, а для Демокрита – атомы.

Философия Средних веков считала, что материальный мир был создан в течение весьма краткого времени актом воли Творца. Сотворив мир, Бог наметил и определенный порядок в нем.

В Новое время материя рассматривалась как совокупность физических тел. В ней выделялись различные виды вещества. Во французском материализме 18 в. подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Природа есть колоссальная мастерская, снабженная всеми необходимыми инструментами и материалами.

В диалектическом материализме появляется новое понимание материи (Слайд № 21).

Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.

В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга.

Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.

Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов (Слайд № 32 по ссылке – справка). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем имеет место на уровне элементарных частиц в микромире.

По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного – прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Наличие вещества и поля друг около друга свидетельствуют именно об этом.

Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства называют атрибутами материи (Слайд № 22). К атрибутам относят движение, пространство и время. Рассмотрим каждый из них.

Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое.

Движение является коренным способом и условием существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность и абсолютность, неуничтожимость и относительность, вечность и др.

Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он относителен, т.к. постоянно разрушается силой неумолимого движения. Покой всегда мимолетен, краток. Движение вечно, а покой временен – такова формула их связи.

Формы движения материи представляют собой особые ее изменения. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.)

Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения.

Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества.

Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок.

Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек. Это самая сложная форма.

Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи.

Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства). История убеждает, что человек властен над пространством. Это очевидно на примере активного освоения земных недр, Мирового океана и космоса.

Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний.

Время представляет собой поток событий. Разным материальным системам присуще свое время и его характеристики – физическое и биологическое. Можно вести речь о социальном и космическом времени.

Принято считать, что время имеет три измерения – настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему. Еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому.

Таким образом, представления о материи и ее атрибутах лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.

Необходимо отметить, что наука находится в постоянном движении и развитии, постоянно появляются новые знания и факты, которые каждый раз заставляют пересматривать уже сложившиеся научные представления.

Научная картина мира.

Особенность науки в том, что на определённом историческом этапе - накопленные знания целостны, т.е. связаны между собой согласно принципу системности.

Противоречия сопровождают развитие науки, но всё идет на базе некоторого согласия. Целостность научного представления обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры. Важнейшим выражением такого взаимодействия и является научная картина мира (НКМ).

Научная картина мира - система представлений об общих свойствах и закономерностях мироустройства, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных теорий и содержащая философские принципы организации этой системы знаний.

Отсюда вытекает 4 особенности НКМ:

1. Целостность научных представлений о мире, обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры.

2. НКМ создаётся совместными усилиями учёных и философов, а её культурные контексты всегда есть единство науки и философии.

3. НКМ претендует на то, что быть ядром научного мировоззрения учёного.

4. Картина мира стремится дать целостный, максимально наглядный образ действительности.

3 компонента (элемента).

1. Центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью.

2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые.

3. Частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются и которые обладают способностью (потенциальной возможностью) стать ядром частно научных картин мира (ЧНКМ).

Процесс образования ЧНКМ (?) характерен для Нового Времени (механическая картина мира на основе Ньютоновской механики, статистически динамическая, эволюционная и т.д.)

1. Интегративная, она обеспечивает синтез базовых научных знаний, которые входят в картину мира.

2. Нормативная функция, она состоит в том, что НКМ задаёт (создаёт) устойчивую систему установок и принципов постижения природной действительности.

Важно учитывать, что в догмы не превращаются, она исторична, т.е. существуют пределы принципов, которые составляют основу - всё постепенно меняется.

Эта функция требует обоснованность и доказательность входящих знаний. Требование объективности знаний НМК связано с понятием интерсубъективность. Это понятие фиксирует общность позиций между различными познающими субъектами науки. В рамках нормативной функции НМК формируется понятие научного мировоззрения учёного. Учёный настоящий тот, у которого есть своё научное мировоззрение.

Научное мировоззрение - это стройная научно-обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающегося мира и определяющая жизненные позиции (профессиональная позиция - для чего вошёл со своей кандидатской в науку) программы поведения людей.

3. Парадигмальная функция (термин вошел благодаря Томасу Куну - парадигма).

3.1. Указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом.

3.2. Обеспечивает существование научной традиции.

Исторические формы НКМ.

1. Классическая форма утверждается в 17-18 веках на основе идеи Галилея и Ньютона. Механическая картина мира. Господствовала до сер. 19 века. Объяснительный эталон - однозначная причинно-следственная зависимость между явлениями. Она описывала объекты, как если бы они относились только к области механики. Например, какой угол между артериями на руке и т.п. Вместе с тем, условием познания было стремление устранить (элиминировать) все субъективные факты из научного знания.

2. Далее под влияние развития термодинамики и других открытий на рубеже 19-начало 20 веков появилась неклассическая картина мира. Случайность становится одним из важных факторов объяснений мира. Когда открыли элементарные частицы, учёные признали необходимость учитывать субъективное влияние. Результат фиксирует взаимодействие субъекта и объекта.

Изучению подвергаются не столько сами объекты микромира, а скорее условия которые создаются присутствием макроскопического объекта (ученым).

3. Сформировалась во второй половине 20 века.

3.1. В этом большую роль сыграла бельгийская школа Ильи Пригожина. В результате исследования появилась новая наука - синергетика. В этой научной картине мира доминирует идея много вариантного и необратимого становления процессов любой природы (от космических до подогревания масла на сковородке). В аспекте синергетики мир предстал, как поле сосуществующих возможностей, как стихийно-спонтанный структурогенез или как возникновение порядка их хаоса.

3.2. Непосредственное присутствие ценностно-целевых структур. Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью по изучению объектов, при этом учитывается соотнесённость характеристик получаемых знаний об объекте не только со структурой деятельности, но и с ценносто-целевыми структурами. Пример - биоэтика (область клонирования, трансплантации органов, всё соотносится с целесообразностью) и экология.

3.3. Применение пост аналитического способа мышления, соединяющего три направления анализа: исторический, методологический и теоретический.

Научная картина мира (НКМ) — (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук ( физическая , биологическая , геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. [1]

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

Содержание

Сравнение с другими представлениями

С религиозным

Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основаных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому либо авторитету.

С художественным и искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие [источник не указан 4658 дней] .

С философским

Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой - толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев Со смешанными

Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, т.к. в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания.

Эволюция представлений

Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.

По классификации Конта , научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.

философии и социума перешла также в марксизм.

Вселенная

История Вселенной

Рождение Вселенной

В соответствии с данными космологии, Вселенная возникла в результате взрывного процесса, получившего название Большой взрыв, произошедшего около 14 млрд лет назад. Теория Большого взрыва хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами (например, расширением Вселенной и преобладанием водорода) и позволила сделать верные предсказания, в частности, о существовании и параметрах реликтового излучения.

В момент Большого взрыва Вселенная занимала микроскопические, квантовые размеры.

Необходимо отметить, что сам факт Большого взрыва с высокой долей вероятности можно считать доказанным, но объяснения его причин и подробные описания того, как это происходило, пока относятся к разряду гипотез.

Эволюция Вселенной

Расширение и остывание Вселенной в первые секунды существования нашего мира привело к следующему фазовому переходу — образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме.

Доминирующие гипотезы сводятся к тому, что первые 300—400 тыс. лет Вселенная была заполнена только ионизированным водородом и гелием. По мере расширения и остывания Вселенной они перешли в стабильное нейтральное состояние, образовав обычный газ. Предположительно через 500 млн лет. зажглись первые звёзды, а сгустки вещества, образовавшиеся на ранних стадиях благодаря квантовым флуктуациям, превратились в галактики.

Образование планетных систем

Как показывают исследования последних лет, планетные системы вокруг звёзд весьма распространены (во всяком случае в нашей Галактике). В Галактике имеется несколько сотен миллиардов звёзд и, по-видимому, не меньшее количество планет.

Солнечная система образовалась около 5 млрд лет назад. Мы находимся в периферийной части нашей Галактики (хотя и достаточно далеко от её края).

Устройство Вселенной

Одно из важнейших свойств Вселенной — она расширяется, причём ускоренно. Чем дальше расположен объект от нашей галактики, тем быстрее он от нас удаляется (но это не означает, что мы находимся в центре мира: то же самое справедливо для любой точки пространства).

Согласно расчётам, свыше 70 % массы во Вселенной приходится на тёмную энергию (если перевести энергию в массу по формуле Эйнштейна), свыше 20 % — на тёмную материю и лишь около 5 % — на обычное вещество.

Природа

Пространство и время

Понятия пространства и времени составляют основу физики. Согласно классической физике, созданной Исааком Ньютоном, физические взаимодействия разворачиваются в бесконечном трёхмерном пространстве — так называемом абсолютном пространстве, время в котором может быть измерено универсальными часами (абсолютное время).

В начале двадцатого века учёные обнаружили в ньютоновской физике некоторые противоречия. В частности, физики не могли объяснить, каким образом скорость света остаётся постоянной вне зависимости от того, движется ли наблюдатель. Альберт Эйнштейн разрешил этот парадокс в своей специальной теории относительности.

Основываясь на теории Эйнштейна, Герман Минковский создал элегантную теорию, описывающую пространство и время как 4-мерное пространство-время (пространство Минковского). В пространстве-времени расстояния (точнее, гиперрасстояния, так как они включают время как одну из координат) абсолютны: они одинаковы для любого наблюдателя.

Создав специальную теории относительности, Эйнштейн обобщил её на случай гравитации в общей теорией относительности. Согласно общей теории относительности массивные тела искривляют пространство-время, что и обуславливает гравитационные взаимодействия.

Перед современной физикой стоит задача создания общей теории, объединяющей квантовую теорию поля и теорию относительности. Это позволило бы объяснить процессы, происходящие в чёрных дырах и, возможно, механизм Большого взрыва.

В нашей Вселенной пространство имеет три измерения (согласно некоторым теориям, имеются дополнительные измерения на микрорасстояниях), а время — одно. Объяснение этому пока не найдено.

Физический вакуум

Вакуум не является абсолютной пустотой. В соответствии с квантовой теорией поля, в вакууме непрерывно рождаются и умирают античастица (с превращением энергии в массу). Согласно некоторым теориям, вакуум может находиться в разных состояниях с разными уровнями энергии. Современная наука пока не даёт удовлетворительного описания структуры и свойств вакуума.

Элементарные частицы

Одной из попыток построить универсальную теорию стала теория струн, в рамках которой фундаментальные элементарные частицы представляют собой одномерные объекты (струны), отличающиеся только своей геометрией.

Взаимодействия

В природе существуют четыре фундаментальные силы и все физические явления обусловлены всего четырьмя видами взаимодействий (в порядке убывания силы):

Согласно новейшим теориям, взаимодействие происходит благодаря переносу частицы-носителя взаимодействия между взаимодействующими частицами. Например, электромагнитное взаимодействие между двумя электронами происходит в результате переноса фотона между ними. Природа гравитационного взаимодействия пока точно неизвестна, предположительно оно происходит в результате переноса гипотетических частиц гравитонов.

Как предполагают, в момент Большого взрыва действовало единое взаимодействие, которое разделилось на четыре в первые мгновения существования нашего мира.

Микромир

Атомы каждого химического элемента имеют в своём составе одно и то же количество протонов, называемое атомным номером или зарядом ядра. Однако количество нейтронов может различаться, поэтому один химический элемент может быть представлен несколькими изотопами. В настоящее время известно свыше 110 элементов, наиболее массивные из которых нестабильны (см. также Таблица Менделеева).

Жизнь

Понятие живого

Согласно определению академика РАН Э.Галимова, жизнь есть материализованное в организмах явление возрастающего и наследуемого упорядочения, присущее при определённых условиях эволюции соединений углерода. Для всех живых организмов характерны обособленность от среды, способность к самовоспроизведению, функционирование посредством обмена веществом и энергией с окружающей средой, способность к изменчивости и адаптации, способность воспринимать сигналы и способность на них реагировать. [2]

Устройство живых организмов, гены и ДНК

Генетическая информация реализуется при экспрессии генов в процессах транскрипции и трансляции. Передача генетической информации от родительской клетки дочерним происходит в результате репликации (копирования ДНК комплексом ферментов).

Помимо генов в ДНК имеются некодирующие участки. Некоторые из них выполняют регуляторную функцию (энхансеры, сайленсеры); функция других пока неизвестна.

Принципы эволюции

В целом, эволюция, изменение систем - есть фундаментальное свойство природы, воспроизводимое в лабораторных условиях. Это не противоречит закону возрастания энтропии, так как справедливо для незамкнутых систем (если через систему пропускать энергию, то энтропия в ней может уменьшаться). Процессы самопроизвольного усложнения изучает наука синергетика. Один из примеров эволюции неживых систем — формирование десятков атомов на основе лишь трёх частиц и образование миллиардов сложнейших химических веществ на основе атомов.

История жизни на Земле

Уровни организации живого

Человек

У человека в гораздо большей степени, чем у животных, развито Литература

Научная картина мира – одно из основных понятий философии как науки. Казалось бы, определение говорит само за себя, но всё не так просто. Относительно этого определения в философской науке следует понимать некую форму мироздания, которому характерно научное познание. Классическое определение "научной картины мира" звучит следующим образом: это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Из этого следует, в первую очередь, форма мировоззрения носит исторический или эволюционный характер, а во вторую, имеет синтезирующую или обобщающую направленность.

Эволюционность или другими словами степень развития научной картины мира отвечает эволюционному характеру научного знания, которое разрозненно и подвижно не случайно, а по своему определению. Развитие научного познания – это и есть по своей сути не останавливающиеся движение вперед к более прогрессивному мирозданию. Так, несомненное стремление к познанию собственных законов природы, является фундаментальным знанием новоевропейской науки. Начальные методические принципы научного познания были описаны ещё в XVI-XVII вв. Ф. Бэконом и Р. Декартом. В своём сочинении Ф. Бэкон "О достоинстве и приумножении наук" отмечал, что единственным препятствием на пути человека к развитию и совершенствованию остаётся лишь относительно короткий срок его жизни. А в остальном человеческому познанию всё открыто.

Цитата Ф. Бэкона: "То, что сегодня кажется нелепым, завтра окажется действительным".

Результатом такого непрекращающегося развития научного познания является парадигмальность. Под этим понятием следует иметь в виду совокупность научных принципов, которые характерны тому или иному историческому периоду.

Научная картина мира как высшая форма научного обобщения

Объединение научной картины мира заключается в том, она представляет собой центр собирания, классификации и координирования данных из отдельных научных отраслей, для того, чтобы сформировать неделимый образ мира. Стоит отметить, что научная картина мира, в целостном представлении этого понятия, превосходит неполные образы мироздания отдельных дисциплин, и подразумевает, что именно она является наивысшей формой научного обобщения. При всём при этом, отдельные науки зависят от научной картины мира, в свою очередь научная картина мира зависит от отдельных научных дисциплин. Стоит отметить, что общность результатов научного познания взаимообратна и поэтому, исследования в различных научных областях формируют истинное знание, а также дают предпосылки для дальнейшего развития.

И всего того, что было описано выше вырисовывается ещё одна свойственная линия научной картины мира – это эвристичность. Это понятие обозначает способность приобретать новые знания и замечать какие-нибудь незнакомые ранее свойства, закономерности.

В.С. Степин пишет: "Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики".

Полагаясь на все исследования можно говорить о том, что между человеческими представлениями о мире, описанными всеми науками вкупе и действительностью, существует огромная пропасть неизученного и непознанного. Именно этот факт и порождает бесконечное стремление к развитию и стремление к новым открытиям. Несмотря на то, что до Ф. Бэкона и Р. Декарта уже были сделаны некоторые научные открытия и даже говорили о понятии "наука", всё же говорить о понятии и понимании научной картины мира до начала Нового времени не стоит.

Космоцентризм как миропонимание научной картины мира

Опираясь на античные представления миропонимания, можно говорить о том, что всё сущее является неделимым космосом, имеет гармоничный и стройный порядок, своё место и каждому уже уготована предписанная судьба, и она состоит в реализации своей природы. Такое миропонимание называется космоцентризмом.

Теоцентризм и его характерные черты

Говоря о средневековье, следует понимать, что представления о мироздании и мировоззрении в этот период также были далеки от истины в отношении понятия научной картины мира. Здесь скорее были религиозные мотивы, которые опирались на знания о Творце и его стремлении быть совершенным. Мир являлся как иерархия с упорядоченным строением, которое тяготело к совершенству Бога, но не имело возможности достичь своей цели. В этом укладе нет места созидателю, все жители вовлечены в общий процесс стремления к самосовершенствованию целью которого было спасение. В этом контексте миропонимание носит название теоцентризм, поскольку оно имеет христианские корни и уходит своими истоками к Богу и его догматам. Отсюда совершенно точно можно сделать вывод, что центральное место занимает личность Творца в таком миропонимании. Учёный в своих исследованиях мог опираться только на священные тексты, был их знатоком и всем явлениям действительности находил объяснения именно в них.

Только в Новое время познание освобождается от Бога, от космоса и становится свободным понятием. Причиной этому послужили философские учения Р. Декарта. Его вклад заключается в том, что он первый выделил понятие "Мыслящего Я", тем самым помог зародиться новоевропейской науке и получить методологическое обоснование. Следствием этого стало новое исследование, в процессе которого учёный отделил религиозные понятия от науки и понял, познание утратило всяческие критерии достоверности. Следовательно, их необходимо было найти. Подвергнув сомнениям всё сущее ранее, Декарт убедился, что неоспоримой достоверностью обладает лишь Ego Cogito. Это и есть "Мыслящее Я". Именно оно и стало фундаментальным понятием и точкой отсчёта познания. Вычеркнув всё неясное и неопределённое из бытия, что представлялось невразумительным. Вследствие этого появился образ мироздания, который полностью соответствует термину "научной картины мира".

В этом смысле античные и средневековые представления о физических явлениях кажутся совершенно немыслимыми и глупыми. К примеру, наивна "теория левитации" Аристотеля, или мнение о том, что бытие сотворено из ничего. Наоборот, мир современной физики становится логичным и понятным, если понимать его как физический мир, который познаётся исследователями естественными чувствами, полагаясь на здравый смысл и разум. Но не стоит забывать о том, что "новая философия", связанная с экспериментальной и математической физикой в своё время казалась чем-то вроде "модернистской выдумки". Всё дело в том, что современники отрицали нормы мышления, в которых не учитываются очевидные для повседневного опыта парадигмы.

В свою очередь для современника периода новоевропейской науки, исследования Коперника казались сущей глупостью. А рассуждения Галилея о движении тел в пустоте вызывали недоумение, поскольку они не понимали, где в природе может существовать пустота, о которой он говорит. И причина такого различия взглядов вовсе не в догматизме предшествующего знания, а скорее разнице первоначальных способов миропонимания.

К примеру, греки считали, что Вселенная – это плоская Земля и полусфера неподвижных звёзд. Их убеждения не смогло изменить даже появление телескопа. Они были уверены в том, что он искажает увиденное, потому что это противоречило непоколебимой истине божественного Слова. Потому как в земном существовании человек занимал своё место и чувствовал себя как дома.

Следует отметить, что до наступления новоевропейской эпохи, характер научного познания базировался на определённой почве. Наука в современном её понимании не занимала главенствующее место, а скорее мировосприятие и миропонимание давали основу для понимания устройства мира.

М. Хайдеггер говорил, что только в Новое время (начиная с XVII столетия), наука захватывает лидирующие позиции и становится конституирующим элементов мировоззрения.

Понимание того, что всё происходящее вокруг можно объяснить законами физики, пришло лишь в новоевропейскую эпоху.

Этапы развития научной картины мира

Этап додисциплинарной науки

Этап так называемый "додисциплинарной науки" являет собой механистический образ мироздания. Это значит, что вся реальность имеет причинно-следственные связи, а посему можно говорить о том, любой природный процесс может быть исследован и воссоздан подобно механизму, в котором каждой детали присуща своя роль и определённая функция. Научная картина мира этого периода прославлена исследованиями Коперника, Галилея и Ньютона. Это период обычно называют классическим.

В ходе научных исследований выявилось, что не все явления в природе можно представить как механизмы. Это стало основной причиной смены убеждений и появления нового этапа развития научной картины мира – вероятностной. Ученым пришлось смириться с тем, что система не всегда развивается направленно, и в каждый момент времени не является однозначно детерминированной. Это происходило в период с конца XIX в. до начала XX в.

Вероятностный этап

Однако и вероятностный этап развития не стал основополагающим и сменился благодаря новым исследованиям в области синергетики. Ученые Г. Хакен и И. Пригожий высказали теорию о том, что будущее не может быть предопределено. Их теория самоорганизации и нелинейности становятся смыслообразующими понятиями миропонимания и мировоззрения. В новой картине мира правят многовариантность и самоорганизация. Фундаментальными понятиями становятся:

  • Стихийно-спонтанный структурогенез.
  • Открытые системы.
  • Нелинейность.
  • Самоорганизация.

Современная научная картина мира к основным понятиям также относит понятие "информация". Н. Винер в своих работах впервые предложил обобщить информацию и взглянуть на это понятие через призму кибернетики как науки, в которой установлены связи между живыми организмами, обществом и машинами. И только после этого в рамках "информационной теории управления", которая развивалась благодаря школе Б. Петрова.

Информационный этап развития

Вместе с тем, как развивалась молекулярная генетика, появилось мнение о принципах записи генетической информации и молекулах ДНК. Кроме того, это органично связано с историческим развитием мира. Доподлинно установили, что любая информация – это основная форма обобщения и передачи знания. Таким образом, было расширено применение понятия информации до границ объективной характеристики материальных систем и их взаимодействия. Исходя из этого понятие "информация" стало общенаучным, а не исключительно принадлежащим к кибернауке. В свою очередь информационный подход стал использоваться как общенаучное орудие исследования, включая в себя комплекс математических идей и средств. Вследствие этого появился новый этап научной картины мира – информационный.

Читайте также: