Влияние на личность тоталитарных сект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психологические культы могут включать в себя как отдельного псевдоспециалиста (коучера, ментора, астропсихолога, парапсихолога и т.д.) и его клиентов, так и группу псевдоспециалистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупают целые дома, где их адепты могут жить сообща. Они проводят лекции, тренинги, симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов большие деньги за обеспечение психологического инсайта и просветления, обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, создавая пиковый опыт для участников. В дальнейшем некоторых клиентов путем обмана и манипуляций заставляют записываться на более дорогие курсы следующего уровня, тем самым погружая еще глубже в сети группы и собственных внутренних проблем. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им поручают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Подобные группы стали причиной огромного количества нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе и работе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных суицидах и несчастных случаях со смертельным исходом.

Сотни граждан нашей страны ежедневно вовлекаются в секты с помощью тщательно отработанных приемов психологического воздействия. Они бросают свои семьи, продают квартиры, оставляя своих несовершеннолетних детей без жилья и средств к существованию. Членство в культах активно способствует социально-психологической дезадаптации, любой деструктивный культ отнимает у человека свободу выбора, действуя манипулятивными, а порой и откровенно насильственными методами. Также подобное членство препятствует возможности выйти из культа, если у человека возникает такое желание (Хассен, 2001; Сингер, 2004; Дворкин, 2002).

Актуальность этой темы заключается и в том, что в России до сих пор не существует специализированных психологических реабилитационных центров для пострадавших от влияния деструктивных культов и для их родственников, не проводится систематизированной исследовательской работы, нет статистических данных по пострадавшим.

Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (в разных сферах жизни, будь то: религиозная, политическая, психотерапевтическая или коммерческая), которая практикует вербовку обманными путями и прибегает к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам (Хассен, 2001). Лидеры, в свою очередь, пользуясь какой-либо неосведомленностью и неопытностью людей (например, психической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и т.п.), умышленно (в погоне за незаконным обогащением и властью) их обманывают и привязывают к себе, поддерживая и всячески укрепляя состояния невежества, недостатка информации и формирование неестественных, незаконных состояний зависимости между самими последователями.

Методы контроля сознания в деструктивных культах

Как уже говорилось, деструктивные культы используют методы контроля сознания. Люди особенно уязвимы для воздействия в те моменты, когда они вынуждены думать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то нарушает их эмоциональную стабильность. Такие изменения в сознании разрушают психологическую матрицу, к которой привязаны субъективные идеи (без привычных внутренних точек отсчета теряется всякая концепция реальности). Путаница, возникающая, когда перед лицом неизвестного человек не может объяснить происходящее, заставляет его верить в самые абсурдные объяснения своих чувств и принимать новые установки, содержащиеся в этих объяснениях. Измененное сознание может быть основной движущей силой как у хорошо приспособленных людей, так и у людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента трансформации личности и включения людей в деструктивные культы. Измененное сознание позволяет формировать любые убеждения, вкладывать в головы адептов какие угодно, даже самые безумные идеи, которые выгодны лидерам культов и дают им возможность подчинять и контролировать своих последователей.

Многие ученые занимались проблемой контроля и изменения сознания (Кондратьев, 1999; Скородумов, Швечиков, 2002; Дворкин, 2002; Лири, Стюарт, 2002; Сингер, Лалич, 2004; Лифтон, 2005 и др.). Одно из самых известных исследований принадлежит Стивену Хассену , американскому психологу, консультанту по выходу из деструктивных и тоталитарных сект, критику культов, в прошлом являвшемуся членом Церкви Объединения (муниты) (Хассен, 1997).

Взяв за основу три компонента контроля: поведение, мысли и эмоции, — Хассен добавил к ним еще один не менее значимый — контроль информации. Манипулируя всеми четырьмя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Эти четыре фактора можно для простоты обозначить как BITE (Behavior — поведение, Information — информация, Thoughts — мысли, мышление и Emotions — эмоции).

Контроль поведения предполагает регулирование физической реальности индивидуума (где живет, с кем общается, какую одежду носит, сколько спит, как развлекается и сколько времени на это тратит и т.д.); основное время обязательно должно быть посвящено групповым ритуалам; важные решения должны приниматься только с одобрения; старшим всегда нужно сообщать о своих мыслях и чувствах; индивидуализм не одобряется; существует система поощрений и наказаний; жесткие правила и предписания.

Важно понимать, что деструктивный контроль сознания возникает в том случае, если совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от группы и лидера, склоняет к повиновению им. Члены культа, чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь обычную работу, даже состоять в браке и при этом быть неспособными думать и действовать независимо (Хассен, 2001).

Факторы, влияющие на предрасположенность к попаданию в деструктивный культ

Анализируя исследования на данную тему, можно сделать вывод, что не существует какого-либо единственного фактора, порождающего предрасположенность к участию в культах, и в тоталитарные секты при определенных обстоятельствах может попасть абсолютно любой человек, с любыми психологическими качествами. Однако существуют факторы, которые могут сделать человека более уязвимым для вербовки деструктивным культом. Жертвы тоталитарных сект могут иметь потребности типа чувства цели или жизненного направления. Макховек соглашается и с более ранними, сформулированными С. Эшем (Ash, 1985) наблюдениями, которые показывают, что к предрасположенности к вовлечению в секты могут относиться следующие факторы: культурное разочарование у несостоявшегося искателя, высокий уровень актуального в настоящий момент страдания, отсутствие системы религиозных верований или ценностей, склонность личности к зависимости, зависимым отношениям, о чем говорит недостаток внутреннего руководства, нехватка самоконтроля (например, такое качество личности, как застенчивость), восприимчивость к медитативным, трансовым состояниям, низкая терпимость по отношению к двусмысленности, неоднозначности.

По предположению С. Хассена, причинами попадания людей в религиозные секты являются нахождение в состоянии психоэмоционального стресса, глубокого разочарования, ощущение чувства одиночества, неудовлетворенности духовных потребностей. Еще одна причина — это акцентуированные личности и личности по шизотимическому, шизоидному, параноидальному типу с интересом к духовной жизни, мистицизму, оккультизму. Эти люди в религиозных культах находят для себя социально-психологическую нишу, адаптируясь таким образом к жизни. Люди с психическими заболеваниями на ранних стадиях либо на стадии ремиссии также могут стать жертвами деструктивного культа. В результате активного участия в деятельности секты у них может наступить манифестация, обострение или рецидив психического заболевания, невроза (Хассен, 1999).

В наше время особенно остро люди по всему миру подвергаются стрессам и разочаровываются в существующих политических, социальных и религиозных учреждениях. Им не хватает надежды, веры в завтрашний день, определенности и стабильности. Харизматичные культовые лидеры пользуются преимуществом этой ситуации, вербуя людей и внушая им ту или иную форму психического рабства (Хассен, 2001).

С этим же согласна и М. Сингер . Она говорит о том, что многие люди сегодня разочарованы хаосом и недружелюбием нашего общества. Процветает бессмысленное насилие, над людьми нависает угроза бездомности, повсеместно утрачивается уважение к власти, рынок труда незащищен и нестабилен, утрачивается семейное общение, ослабевает чувство общности, добрососедские отношения (Сингер, Лалич, 2004).

Также она пишет о том, что существуют два условия, которые делают человека наиболее уязвимым для культовой вербовки: угнетенное состояние и временное нахождение вне важных связей и привязанностей. Особая восприимчивость к уговорам и внушению возникает из-за утраты или разочарования, которые привели к депрессивному настроению или даже легкой или умеренной клинической депрессии; когда человек не участвует в значимых личных отношениях, работе, образовательных программах или других жизненных увлечениях (Сингер, Лалич, 2004).

Об этом же говорит и американский психолог Т. Лири , упоминая инстинктивную потребность людей объединяться в группы. Человек испытывает необходимость в отношениях, которые стабильно обеспечивают ему позитивные взаимодействия. Тесные, близкие отношения, позволяющие чувствовать эмоциональную поддержку, одобрение и признание, создают ощущение счастья и здоровья (Лири, Стюарт, 2002).

Еще не изучен новый возможный фактор влияния на предрасположенность вступления в деструктивный культ — эпидемия COVID-19, которая поразила весь мир в 2019 году. Известно, что любая крупная эпидемическая вспышка вызывает негативные последствия как для отдельных людей, так и для общества в целом, охватывая практически все стороны жизни. Одним из многочисленных последствий пандемии COVID-19 является большое количество негативных психологических эффектов. Обострение страхов, повышенная тревожность, социальная изоляция — все это ослабляет человека и, возможно, породит новую волну сектантских движений (Бойко, Медведева, Ениколопов, Воронцова, Казьмина, 2020).

Реабилитация пострадавших от нахождения в деструктивных культах

Говоря о проблеме деструктивных культов, нельзя не отметить тему реабилитации пострадавших. Она должна протекать в активном взаимодействии с близкими людьми. Предполагается, что семьи и близкие, которые ищут помощи консультанта по выходу, имеют шесть общих потребностей, проистекающих из их желания помочь вовлеченному в секту человеку:

  1. обнаружение информации, подходящей для оценки, принятия решений и осуществления выбранного семьей образа действий;
  2. эффективная связь с адептом деструктивного культа;
  3. оценка природы и степени деструктивности личностных и поведенческих изменений адепта;
  4. изучение и оценка вариантов выбора, относящихся к воздействию;
  5. принятие взвешенного решения;
  6. осуществление этого решения (Clark et al., 1995).

Процесс реабилитации у каждого человека проходит по-разному. Для некоторых людей правильным решением будет скорейшее возвращение к работе или учебе. Для большинства, однако, лучше всего потратить некоторое время на проработку своих проблем. Благодаря поддержке семьи и друзей им не требуется чрезмерно ускорять процесс лечения. Многие бывшие адепты хотят помочь друзьям, все еще остающимся в культах, а также другим семьям, столкнувшимся с данной проблемой. Оказание помощи другим реально помогает собственному исцелению. В первое время человек все более освобождается от стереотипов, привитых ему в деструктивном культе. Выслушивая других людей, говорящих о том же самом, бывшие адепты чувствуют, как выходят из сферы влияния культа.

Краткий анализ исследования двух кейсов

Нами было проведено исследование двух случаев пострадавших от деструктивных культов и их близких с целью изучения психологических особенностей людей, попавших в деструктивные секты, а также изучение влияния стиля семейного воспитания и внутрисемейных отношений на предрасположенность к уходу в организации деструктивной направленности.

Сравнивая между собой оба этих кейса, можно сделать вывод, что в данном случае существуют общие факторы, формирующие предрасположенность к уходу в тоталитарную секту. В обоих кейсах имели место сложные взаимоотношения с родителями, недостаточное принятие, поддержка, одобрение с их стороны. В свою очередь, это привело к ощущению внутренней пустоты и чувства одиночества у респондентов, попавших под влияние сект, к фрустрированию потребности в близости, которые смогли реализоваться в деструктивных культах. В какой-то мере они, возможно, заменили респондентам семьи.

Интервью проводилось посредством видеосвязи.

В процессе исследования возникли трудности с первым респондентом. Изначально она хотела помочь, узнать о себе что-то новое, понять, является ли церковь сайентологии сектой. Затем, когда, по нашему предположению, она снова приняла решение вернуться к сайентологам, перед ней встала задача не навредить им и не попасть в так называемый этический отдел, который затормозит ее карьеру там и закроет доступ к обучению.

Выводы о результатах исследования двух кейсов

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что внутрисемейная атмосфера, недостаток принятия, гипоопека влияют на предрасположенность личности к уходу в деструктивные культы. Оба случая объединяют сложные эмоциональные взаимоотношения в родительских семьях, отсутствие принятия, холодность родителей, также имело значение чувство собственной значимости, самооценка, которые, как предполагается, напрямую зависели от места в деструктивном культе. В первом случае для родителей была характерна гипоопека, во втором — авторитарное воспитание, отсутствие свободы, давление.

Все это в совокупности привело к дефициту эмоций, к любовной фрустрации, потере жизненных ориентиров. Уязвимость пострадавших, находившихся в состоянии психоэмоционального стресса, разочарования, чувства одиночества, могла поспособствовать восприимчивости к вербовке в тоталитарные секты.

Психологические особенности человека при вербовке могут уходить на второй план. Анализ случаев показал, что есть вероятность влияния психологических особенностей личности, наличия образования, широкого кругозора и аналитического мышления на возможность успешного выхода из деструктивного культа.

Было выяснено, что при вербовке в деструктивную организацию респонденты подвергались так называемому контролю сознания. Им жестко навязывали доктрину культа, контролировали их жизнь, требовали выполнять различные ритуалы и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что разработанные учеными С. Хассеном и М. Сингер модели для определения влияния секты на разум, не теряют своей актуальности и сегодня (Хассен, 2001; Сингер, Лалич, 2004).

В процессе работы также было выявлено, что для дальнейших исследований необходимо как можно тщательнее подбирать методический инструментарий. Адепты тоталитарных сект не всегда достоверно отвечают на вопросы, нужно работать с их сопротивлением, учитывать реформированное культом мышление.

Сайентологи обучают своих последователей полному контролю над разумом и эмоциями, они создают в сознании своих адептов иллюзию идеального человека, которому подвластна вся его внутренняя жизнь. Тем не менее, очевидно, что на самом деле они научают их подавлять, вытеснять свои эмоции, не обращать на них внимание, не учитывать. Со временем человек перестает адекватно воспринимать свой внутренний мир, свои желания, ему становятся свойственны сильные перепады настроения. Помимо этого, он становится зависимым, разучается мыслить самостоятельно.

Заключение

Особо важно отметить, что совершенно необходимо проводить меры по профилактике угрозы вербовки в культы, образовывать население, распространять информацию, налаживать взаимодействие между органами безопасности, религиозными организациями и сотрудниками сфер психологии и психиатрии. В активной психологической помощи нуждаются не только сами адепты, но и их родные и близкие, что показали результаты диагностического исследования, в некоторых случаях их переживания сравнимы с переживанием утраты, в других — могут быть не до конца осознаваемыми, но приводящими к постепенной невротизации.

Дальнейшие исследования необходимы для более глубокого изучения механизмов воздействия культовой вербовки на психику человека, создание алгоритма способов выхода из секты, учитывающего специфику нашей страны, разработку реабилитационных мер, включающих психологическое консультирование, индивидуальную терапию, групповые тренинги. В этот алгоритм должны быть включены не только государственные органы, ответственные за безопасность страны, но и родные и близкие пострадавших, психологи, психиатры и социальные работники, сотрудники школ и университетов, представители религиозных организаций.

Список использованных источников

Тромбчиньски Петр Крыстиан

кандидат психологических наук. Доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПбГУ.
Санкт-Петербург

Кострыкина Галина Сергеевна

Новые религиозные движения обладают сотнями тысяч последователей во многих странах мира. У них разветвленная и хорошо отлаженная организация, солидная пропагандистская база.

И огромные финансовые ресурсы.

Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации.

Их лидеры, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под различными прикрытиями:

  • религиозными или политико-религиозными,
  • психотерапевтическими и оздоровительными,
  • образовательными, научно-познавательными, культурологическими.

Опасность тоталитарных сект

Криминальные наклонности

Они следуют из фанатичности членов сект и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству.

Отдельные религиозные группы, кроме того, совершают и общеуголовные преступления.

Например, с новообращенных сторонников:

Искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно.

Она, в случае преследований со стороны государства, уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания.

2. Зомбирование своих членов

Выбирают людей податливых: молодежь, еще не определившуюся в жизни, стариков и детей как самую внушаемую категорию людей.

Пользуясь всем этим, они зомбируют своих жертв, внушая им какие-то установки: как надо поступать, как не надо. И люди постепенно всему этому начинают верить. Воздействие происходит на уровне транса.

Иногда используется гипноз, которым владеют многие сектанты.

Также они используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью. Например, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации.

Последствия членства в сектах.

чем опасны секты

Их авторитарная структура и экстремистские методы часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям.

Тоталитарная идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя опоры в сложной жизненной ситуации или более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть:
— срыв школьного и профессионального образования членов,
— коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми.

  • замкнуты, отчуждены от внешнего мира и большинства социальных контактов,
  • агрессивны против собственных членов и посторонних в фанатическом отстаивании своей идеологии,
  • отказ от критического и рационального мышления.

Заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки.

Преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность такого рода тоталитарных организаций.

Психологическое воздействие сект

Оно направлено на формирование у лица (группы лиц) новых или изменение уже существующих убеждений, ценностей, отношений, мотивов, ориентации.

Вызывает перестройку психики объекта психологического воздействия, такие психические сдвиги, при которых лицо в значительной степени теряет способность к осознанно-волевому поведению.

В результате психологического воздействия избирательность поведения может быть сильно ограничена.

При столь значительных нарушениях восприятия лицо не способно адекватно осознавать фактическое значение и социальный смысл совершаемых им действий, и тем более руководить ими, поскольку действует в совершенно искаженной реальности.

Как помочь тому, кто попал в секту

С проблемой сектантства человечество знакомо очень давно.

Однако современное общество создает такие формы сектантства, которые ранее не были известны.

В СССР проблема сектантства решалась методами коммунистического террора.

На Западе пошли другим путем и изобрели методы выведения человека из сект.

Депрограммирование

В основе метода лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных ей идей. Если применить те же методики, но с точностью до наоборот, то человеку можно будет внушить новые идеи, стерев старые.

Как в компьютере: стер одну программу, записал другую. Отсюда и названия — программирование и депрограммирование.

Введена была подобная практика Тедом Патриком в начале 1970 гг.

Но в нем быстро определились слабые места.

Депрограммирование требовало принудительной изоляции человека, что само по себе является уголовно наказуемым преступлением.

К тому же, даже если после депрограммирования человек и уходил из секты, у него оставалось множество психологических проблем. И, наконец, данный метод не освобождал человека от фобий, которые секта внедрила в его сознание.

Депрограммирование на Западе быстро стало бизнесом, часто им занимались люди некомпетентные. В общем, вскоре депрограммирование было запрещено, и сейчас полностью относится к области истории.

Консультирование о выходе

Это второй метод реабилитации сектантов, который заменил собой депрограммирование.

как помочь тому, кто попал в секту

Его суть: сектанту предлагают познакомиться с альтернативной информацией о его организации, ее истории, пообщаться с бывшими ее членами, познакомиться с материалами, написанными о ней.

Если человек соглашается, ему предоставляется вся подготовленная информация.

Цель метода состоит в том, чтобы показать несоответствие заявлений секты о своей деятельности ее реальной практике. Основной акцент данный метод делает на предоставлении достоверной разоблачающей информации о секте ее адепту.

Слабое место консультирования о выходе в том, что оно не освобождает сектанта от фобий.

Подход стратегического взаимодействия

Был предложен американским психологом Стивеном Хассеном.

Суть его заключается в коллективном точечном воздействии на сектанта всех тех, кому небезразлична его судьба.

Осуществляется под контролем профессионального психолога, формирующего сплоченную группу близких сектанту людей (состоящую, в основном, из родственников или друзей) и направляющего их действия.

Задача каждого из команды — под руководством психолога осуществлять точечное воздействие на сектанта, поддерживая связь с ним, и подталкивать к возможности альтернативы сектантского образа жизни. Если это удается, то сектант постепенно приходит к идее альтернативы, он соглашается встретиться с психологом и т.д.

как распознать секту

Характерные признаки секты

1. Гуру

Как правило, это жесткий, авторитарный, волевой человек, который стремится к безраздельной власти над своими учениками.

Он обладает особой харизмой и владеет навыками психологического внушения.

Часто под влияние такого человека попадают люди неуверенные в себе, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению или насилию.

2. Хорошо организованная структура и свое толкование веры

Обычно секта формируется по принципу пирамиды.

Ее верхушка — это лидер и его ближайшее окружение, основание — активные прихожане, которые приносят десятину и вовлекают в секту новых адептов

3. Метод, посредством которого человека привязывают к секте

Человек подсаживается на очищение, как на наркотик. Процедура очищения — платная, и довольно недешевая.

Как не стать жертвой вербовщиков

Если на улице к тебе подошли незнакомцы, приглашающие прийти на проповедь (лекцию, семинар) — даже не останавливайся, не проявляй интерес. Скажи, что тебе это не нужно.

2. Держи вербовщика на расстоянии вытянутой руки.

Применение большинства психотехник (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование) требует от вербовщика непосредственного контакта со своей жертвой.

Не позволяй незнакомым людям брать себя за руку или приобнимать за плечи.

3. Контролируй ситуацию.

Ни в коем случае не давай незнакомцам свой номер телефона или домашний адрес. Если хочешь, возьми их координаты, чтобы дальнейшие контакты происходили по твоей инициативе.

4. Задавай вопросы.

путь к истине

Скорее всего, в ответ ты услышишь, что от тебя ничего не потребуется.

Однако этот вопрос будет неприятен большинству сектантов и даст тебе возможность понаблюдать за их реакцией.

5. Проявляй компетентность.

Поинтересуйся, кто стоит у руля данной организации (его имя и фамилия)?

Спроси также, не было ли у этого руководителя проблем с законом?

Скорее всего, ты услышишь пространный монолог о том, что все великие и религиозные деятели подвергались гонениям (например, тот же Иисус Христос).

6. Не позволяй затягивать себя на многолюдные собрания.

7. Не позволяй себя запугивать.

8. Постарайся вывести сектанта из равновесия.

что отвечать вербовщикам в секты

Скорее всего, твой собеседник почувствует себя очень неуютно и попытается ретироваться.

9. Поставь его в тупик.

В тоталитарных сектах своих бывших прихожан считают ужасными отщепенцами и всячески их проклинают.

Реакция поможет вам открыть очень многое. Ведь сектант вряд ли сможет с уважением отозваться о своих бывших коллегах, но даже если попытается, то вряд ли скажет что-либо вразумительное.

Аннотация. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные мотивы вступления людей в секты. Также были рассмотрены отличия сект от традиционных религий. И предложена модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты.

Также она разделяет секты на следующие виды:

Специалисты, занимающиеся изучением деятельности сект, предполагают, что практически каждая секта использует в своей деятельности методики, которые не контролируются нашей психикой и влияют на сознание и подсознание. Даже, если человеку удалось выйти из секты, в которой на его психику воздействовали, нет гарантии того, что он сможет жить обычной нормальной жизнью, и не вернется в организацию. Чтобы лучше понимать природу сект, а также знать их отличия от традиционных религий, мы предлагаем рассмотреть материал, предлагаемый И. А. Галицкой и И. В. Метлик:

1. Отсутствие стабильного вероучения: авторы говоря о том, что формирование устойчивой религиозной доктрины – это трудный и долгий процесс; идеи разных религий противоречат друг другу.

3. Некритическое лидерство: лидер секты приписывает себе определенные качества, способности и статус, призванные поставить его в особое положение. Делается это для того, чтобы адепты беспрекословно подчинялись ему.

4. Системы нереалистических, унизительных или опасных требований: применяются они, как правило, для психологической ломки воли человека и его критических способностей. Такие системы способствуют пстепенному отдалению адепта от общества, а так же взращивают в нем чувство превосходства на окружающими.

5. Апокалипсические запугивания: представления о конце света, этого мира, который должен обязательно наступить, зарождают и культивируют в человеке постоянное чувство страха и тревоги. В этом состоянии члены секты очень легко соглашаются на все новые и новые пожертвования организации.

9. Навязчивое миссионерство: целью данного данной идеи является привлечение новых членов, так наказывают провинившихся или тех, кто должен секте деньги.

10. Применение физического и психического насилия, угроз в отношении адептов решивших покинуть культ, их родственников стремящихся вернуть своих близких в семьи, критиков сект.

1. Над временем и над физической окружающей средой, в которой находится человек, устанавливается контроль.

2. У новичка формируют чувства страха, бессилия, зависимости и одновременно с этим демонстрируют ему новые поведенческие стандарты, соблюдение которых желательно для лидера.

3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания), чтобы заглушить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.

4. Психоманипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями, чтобы добиться желаемого лидерам поведения и желаемых установок.

5. Образование строго контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакодумающим навязывают чувство неполноценности из-за их сомнений.

6. Новичков оставляют в неосведомлённости касательно контроля и изменения их сознания. Лидеры не способны перестроить мышление индивида в условиях полной реализации его умственных способностей и информированного согласия.

Следует отметить, что практически каждая личность в условиях сосредоточенного группового давления и манипулирования базовыми человеческими потребностями способна к развитию у себя девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Располагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности. Мотивы вступления человека в секту бывают различными. Уход в секту может быть связан с тем, что индивид неосознанно хочет снять с себя ответственность за принятие важных решений по волнующим его проблемам. Другим мотивом может являться желание сбежать от однообразной, не приносящей радости жизни. Сама идея быть причастным к какой-либо тайне, либо социальной группе, новые эмоции и переживания также становятся целями такого человека.

И далее, мы хотим предложить следующую модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты Мухиной Т.К:

1. Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка

– повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

– воспитание культуры здорового образа жизни;

– формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

– включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление причин деформации личности;

– активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

– координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов

учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса

2. Психолого-педагогический блок

1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

– изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка);

– изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности;

– диагностика взаимоотношений в коллективе;

– изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин

1) организация психолого-педагогичес-кого наблюдения и диагностики;

2) профилактическая работа с учащимися;

3) коррекционная работа с учащимися группы риска;

4) работа с семьями учащихся;

5) отслеживание результативности работы

Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.

1. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. С. 87–93.

2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. – 362 с.

3. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций курс лекций [для студентов педагогического университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей]. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. - М.: 2001. – 159 с.

6. Мухина Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.К. Мухина. – Владимир, 2008. – 190 с.

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России.

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером.

Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние тоталитарных сект
на современное российское общество

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России. Их деятельность направлена не на защиту россиян от духовной агрессии сект, а на отстаивание интересов своих зарубежных покровителей. Новые культы используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности, используя также современные средства психологического воздействия.

Все это приводит к тому, что по-прежнему жертвами тоталитарных сект становятся отдельные россияне, рушатся семьи, страдает общество. Практика неопровержимо свидетельствует, что выход из сект чрезвычайно затруднителен, реабилитационный период затягивается на очень длительное время, отдаленные последствия пребывания в секте продолжают сказываться годами. Вот почему необходимо сделать все возможное для того, чтобы предотвратить вовлечение молодежи в секту. Для этого следует вооружить каждого хотя бы минимумом сведений, позволяющих противостоять напору сектантских миссионеров.

Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения. Примером здесь может служить протестантство.

Тоталитарные секты — это авторитарные идеократические группы, которые манипулируют своими членами и эксплуатируют их, нередко причиняя им психологический, финансовый и физический вред. Руководители тоталитарных сект скрывают свои цели под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-позна-вательными, культурологическими и иными масками. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.

Тоталитарные секты прибегают к различным способам контроля над сторонами жизни и личности адептов. Методы манипулирования людьми могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию стойкой зависимости от манипуляторов. Эти методы базируются на двух основных принципах:

  1. Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно восприимчивым к внешнему влиянию и способствовать резким
    и глубоким переменам его мироощущения, системы ценностей и веры.
  2. Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы хотите, вы можете его и заставить его поверить в то, во что вы хотите.

Группа может долгое время контролировать своих членов, используя
с этой целью следующие приемы:

В результате совокупного действия приведенных приемов контроля над каждым членом тоталитарной секты происходит подавление подлинной личности и замещение ее набором поведенческих, речевых, эмоциональных и мыслительных штампов.

При полной ориентации на лидера подчиненные члены тоталитарной секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенческие наклонности, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя. Для тоталитарных групп характерно отношение к человеку как к инструменту или средству для достижения идеологических, меркантильных или патологических целей лидера; для здоровых, конструктивных религиозных и общественных организаций каждая личность является целью, но не средством.

Это ваш долг, омыть кровью своей

грехи нечестивого человечества.

Вполне соответствует этому заключению мнение доктора медицинских наук, профессора, главного специалиста НИИ МВД России Л. Гримака: «Руководители „Белого Братства“ стали в непримиримую оппозицию к традиционным формам религии и органам власти, ведут неприкрытую и жесткую охоту за душами верующих в молодежной среде. Применение в отношении завербованных в секту людей недозволенных методов психологической обработки приводит к провоцированию психических заболеваний, к разрушению молодых семей, к уходу несовершеннолетних из дома. Посредством гипнопрограммирования, кодирования
и иных воздействии они попадают в жесткую психологическую зависимость от своих руководителей. «

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX в. у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект.

1. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов., Р.М. Алейник, Б. А. Алиева
[и др.]; под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 400—403.

2. Ислам: Словарь атеиста / А. В. Авксентьев, О. Ф. Акимушкин, Г. Б. Акиниязов [и др.]; под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М.: Политиздат, 1998. С.159—160.

3. Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов [и др.]; под ред. М. П. Новикова. 5-е изд. М., 1986. С. 208—210.

4. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект / А. Дворкин
[и др.]; под ред. священника Л. Семенова и диакона М. Плотникова. М., 2006.
С. 8—29; 48—57; 93—101; 112—130.


Не раз уже в СМИ было сказано о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний, когда вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье. Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством).

Эта проблема не нова – еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Илларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров – способствовал их пресечению со стороны правоохранительных органов.

Секта vs Церкви

Мы достаточно мало знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. До конца не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (в том числе нашим детям) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей в современном секулярном мире и искренней потребностью что-то изменить, — их могут превратить в фанатиков-сектантов.

Лидеры сект, обладая этими знаниями, приобретают громадные силы, при помощи которых можно манипулировать либо людьми вокруг себя, либо даже правительством.

Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы.


Религии уважают право личности на свободный выбор своего вероучения, они не используют психотехники, не формируют зависимость верующих от своих наставников, не преследуют отступников. То есть, принципиальное различие состоит в том, что в религии творческая самобытность личности — основа подобия человека Богу. В неокультах же наоборот, человек — лишь инструмент для достижения определенных целей и не в последнюю очередь для получения конкретной выгоды.

В работах митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) указывается, что духовный тоталитаризм, так же как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе во имя самого Бога.


Как распознать тоталитарную секту

Владыка Иоанн привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты:

1). тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и глубокой радостью по этому поводу;

2). каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания, и что Бог поручил ей одной поведать о Нем всему миру;

3). всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты учения сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это то, что в психологии называется эзотерическим разрывом;

В тоталитарной же секте (ибо есть секты и не тоталитарные, не деструктивные, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и пр.) совершается внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие. Это то, что именуется контролем сознания. Контроль сознания всегда присутствует в подобных организациях. Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.

Психическое насилие над личностью

Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна, кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы) становятся постоянными спутниками бывших адептов тоталитарных культов и сект.

Проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.

Экс-культисты и их здоровье

В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме.

Согласно статистике, 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные или очень вредные (51%).


Далее стремятся доказать, что Бог выбрал именно этого человека, чтобы он выполнил предназначенную ему высокую миссию для облегчения жизни или спасения человечества. Одновременно производится перегруз вновь обращаемого информацией религиозного содержания, постоянно делая упор на ее истинность. В результате тонкой психологической обработки, постоянных совместных молитв и песнопений, непрерывного общения с членами секты, у человека постепенно разрушается способность критически воспринимать учение религиозной секты и ее практические действия. Постоянная занятость делами секты (часто и появление стрессового состояния от ожидания скорого конца света), плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.

Далее продолжается и завершается разрыв прежних социальных связей адепта. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозной доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.

Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия и время. И не факт, что они что-то изменят…

Секрет успеха секты

Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищенным перед лицом группы, то есть создает управляемую эмоциональную уязвимость за счет чувства вины. Выявленные личностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты дают представление об эмоциональной уязвимости адепта посредством явных и завуалированных угроз, так же, как и чередованием наказаний и наград, что позволяет более успешно им манипулировать.

Психологическая манипуляция

Это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций. Достигается не согласие партнера, а принятие информации, основанной на готовом выводе. Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.

Главным внушающим средством является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмика, интонация, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая “круглосуточная молитва”, которая разделяется на молодых людей, обязанных один час, независимо от времени суток, посвятить этой молитве).

Внушение образуется на основе доверия путем стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания.

Наиболее опасные современные секты

Использованные источники:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Эра, 1995 .

Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в культах. – Экслибрис, 2002 .

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997 .

Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений / Материалы круглого стола научно-практической конференции. – К., 2000 .

Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема. – М., 1999 .

Лири Тимоти. Нейрополитика. – СПб.: ЭксПо, 2002 .

Миссионерский Отдел МП РПЦ. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера:справочник. – Белгород, 2002.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Как нам уберечь Россию? – СПб., 1993.

Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. – Днепропетровск, 2004 .

Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки и агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2000 .

Спиноза Б. Этика. – М., 1982.

Хвыля-Олинтер Андрей, иерей. Пособие для православных миссионеров, священнослужителей и мирян по религиозно-духовной безопасности. – Белгород, 2005 .

Читайте также: