Влияние культуры на образ жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я. Щепаньский отмечает, что влияние культуры на социальную жизнь индивидов и общностей осуществляется разными путями:

а) через социализацию и формирование отдельной личности;

б) через создание и введение ценностей;

в) через образцы деятельности и образцы поведения;

г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Сравним двух десятилетних мальчиков. Один из них родился в Лодзи, в семье рабочего текстильной промышленности, другой – в стойбище эскимосов на северо-западном побережье Аляски. Первый из них знаком с таблицей умножения, знает, на чем основывается работа автомобиля, знает много дат из истории Польши, знает, как можно перейти улицу с большим движением, умеет объяснить восход и заход солнца и т. д. Обо всех этих вещах мальчик с Аляски не слышал. Зато он умеет строить каяк, пользоваться гарпуном, умеет находить дорогу в метель и во время полярной ночи, умеет запрягать собак и т. д., то есть умеет делать много вещей, о которых наш мальчик из Лодзи не слышал. Он тоже может объяснить восход и заход солнца, но его объяснение совершенно иное, как и его система представлений о жизни, семье, религии, праве и т. д. Вот результаты воспитания в разных культурах. Физиологические процессы, определяющие биологические основы их обучения, идентичны, но результаты обучения совершенно иные, потому что оба они принадлежат к различным экономическим системам, их семьи по-разному добывают средства удовлетворения потребностей, общности, к которым они принадлежат, культура их обществ различны. Таким образом, знания обоих мальчиков различны, у них разные критерии ценностей, разные обычаи, разные принципы поведения и реагирования на поведение других людей. Мальчик с Аляски знает, что для того, чтобы оказать кому-то уважение, нужно повернуться к нему спиной; лодзинец знает, что повернуться к кому-то спиной — оскорбление; таких примеров можно было бы провести еще много.

Этот процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в её рамках, мы называем процессом социализации. Посредством этого процесса культура формирует новых членов общества, учит их, как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь главных жизненных целей.

Б) В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется, прежде всего, его потребностями, а также потребностями. Потребностью мы будем называть всякое требование организма, врожденное или приобретенное, вызываемое ощущением отсутствия чего-либо и побуждающее к действию. На основе потребностей индивида и группы развиваются их интересы, то есть некоторым потребностям придается большее значение. Но как основные потребности, так и особые интересы могут быть удовлетворены различным образом и с помощью различных предметов. Следовательно, индивиды и группы должны постоянно совершать выбор между способами удовлетворения своих потребностей. В таких ситуациях выбора вступают в действие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Ценности являются важными факторами поведения индивида. Каждый индивид обладает определенной иерархией ценностей, которые он ценит в большей или меньшей степени. Они являются регуляторами человеческих стремлений и поступков, позволяют оценивать поступки других, служат основой оценки социальной пригодности членов групп, а поэтому определяют принципы социальной иерархии, очерчивают основы совместного общежития.




Ценности– коллективный продукт, подчас формирующийся в долгих процессах. В культуре каждой общности приняты определенные системы ценностей и определенная их иерархия: менее важные – важные, которые навязываются всем членам. А право предпринимать попытки изменения системы ценностей закреплено за очень малым числом индивидов, занимающих в группе особое положение.

Таким образом, система ценностей развивается в рамках культуры, оказывая серьезное влияние на ход общественной жизни.

Я. Щепаньский отмечает, что влияние культуры на социальную жизнь индивидов и общностей осуществляется разными путями:

а) через социализацию и формирование отдельной личности;

б) через создание и введение ценностей;

в) через образцы деятельности и образцы поведения;

г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Сравним двух десятилетних мальчиков. Один из них родился в Лодзи, в семье рабочего текстильной промышленности, другой – в стойбище эскимосов на северо-западном побережье Аляски. Первый из них знаком с таблицей умножения, знает, на чем основывается работа автомобиля, знает много дат из истории Польши, знает, как можно перейти улицу с большим движением, умеет объяснить восход и заход солнца и т. д. Обо всех этих вещах мальчик с Аляски не слышал. Зато он умеет строить каяк, пользоваться гарпуном, умеет находить дорогу в метель и во время полярной ночи, умеет запрягать собак и т. д., то есть умеет делать много вещей, о которых наш мальчик из Лодзи не слышал. Он тоже может объяснить восход и заход солнца, но его объяснение совершенно иное, как и его система представлений о жизни, семье, религии, праве и т. д. Вот результаты воспитания в разных культурах. Физиологические процессы, определяющие биологические основы их обучения, идентичны, но результаты обучения совершенно иные, потому что оба они принадлежат к различным экономическим системам, их семьи по-разному добывают средства удовлетворения потребностей, общности, к которым они принадлежат, культура их обществ различны. Таким образом, знания обоих мальчиков различны, у них разные критерии ценностей, разные обычаи, разные принципы поведения и реагирования на поведение других людей. Мальчик с Аляски знает, что для того, чтобы оказать кому-то уважение, нужно повернуться к нему спиной; лодзинец знает, что повернуться к кому-то спиной — оскорбление; таких примеров можно было бы провести еще много.

Этот процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в её рамках, мы называем процессом социализации. Посредством этого процесса культура формирует новых членов общества, учит их, как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь главных жизненных целей.

Б) В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется, прежде всего, его потребностями, а также потребностями. Потребностью мы будем называть всякое требование организма, врожденное или приобретенное, вызываемое ощущением отсутствия чего-либо и побуждающее к действию. На основе потребностей индивида и группы развиваются их интересы, то есть некоторым потребностям придается большее значение. Но как основные потребности, так и особые интересы могут быть удовлетворены различным образом и с помощью различных предметов. Следовательно, индивиды и группы должны постоянно совершать выбор между способами удовлетворения своих потребностей. В таких ситуациях выбора вступают в действие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Ценности являются важными факторами поведения индивида. Каждый индивид обладает определенной иерархией ценностей, которые он ценит в большей или меньшей степени. Они являются регуляторами человеческих стремлений и поступков, позволяют оценивать поступки других, служат основой оценки социальной пригодности членов групп, а поэтому определяют принципы социальной иерархии, очерчивают основы совместного общежития.

Ценности– коллективный продукт, подчас формирующийся в долгих процессах. В культуре каждой общности приняты определенные системы ценностей и определенная их иерархия: менее важные – важные, которые навязываются всем членам. А право предпринимать попытки изменения системы ценностей закреплено за очень малым числом индивидов, занимающих в группе особое положение.

Таким образом, система ценностей развивается в рамках культуры, оказывая серьезное влияние на ход общественной жизни.

У разных народов есть свои исторически сложившиеся методы обучения, отражающие их национальные традиции, духовность и самобытность. Семейное воспитание и особенности восприятия действительности самим индивидом проявляются как влияние культуры на формирование личности человека. Передача культурного опыта подрастающим поколениям даёт возможность молодёжи перенимать, развивать и обогащать многообразие духовных ценностей своего народа.

Культура формирует личности членов общества

Понятие, функции и формы

Влияние культуры на формирование личности

Роль культуры в социализации личности

В совокупности эти факторы позволяют проанализировать, как культура влияет на формирование личности. Чтобы идеал культуры общества стал мотивом практических действий личности, он должен быть специально представлен в её внутренней организации. Такой особой структурой внутреннего мира человека является иерархия его личностных ценностей и смыслов, определяющих всё то, что ценно для человека в его жизни, что имеет для него жизненный смысл.

Культура призвана выполнять важные социальные функции. Социокультурное наследие переходит от одного поколения к другому, являясь основой процесса социализации. Формирование нравственного облика ребёнка происходит при взаимодействии с близким окружением. Малыш учится проявлять дружелюбность и доброжелательность, уважать чужое мнение, старается понять чувства близкого человека. Такова схема образования качеств новой личности. Следовательно, функцией культуры является формирование личности.

Второй её функцией считается регулирование личностного поведения. Существующие в обществе нормы и правила диктуют поведенческие проявления человека, не позволяя ему действовать хаотично и бессмысленно.

Социализация личности

Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.

Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.

Как культура влияет на формирование личности

В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:

Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.

Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.

У разных народов есть свои исторически сложившиеся методы обучения, отражающие их национальные традиции, духовность и самобытность. Семейное воспитание и особенности восприятия действительности самим индивидом проявляются как влияние культуры на формирование личности человека. Передача культурного опыта подрастающим поколениям даёт возможность молодёжи перенимать, развивать и обогащать многообразие духовных ценностей своего народа.

Влияние культуры на формирование личности - факторы, роль и примеры

Понятие, функции и формы

Влияние культуры на формирование личности - факторы, роль и примеры

Влияние культуры на формирование личности - факторы, роль и примеры

В совокупности эти факторы позволяют проанализировать, как культура влияет на формирование личности. Чтобы идеал культуры общества стал мотивом практических действий личности, он должен быть специально представлен в её внутренней организации. Такой особой структурой внутреннего мира человека является иерархия его личностных ценностей и смыслов, определяющих всё то, что ценно для человека в его жизни, что имеет для него жизненный смысл.

Культура призвана выполнять важные социальные функции. Социокультурное наследие переходит от одного поколения к другому, являясь основой процесса социализации. Формирование нравственного облика ребёнка происходит при взаимодействии с близким окружением. Малыш учится проявлять дружелюбность и доброжелательность, уважать чужое мнение, старается понять чувства близкого человека. Такова схема образования качеств новой личности. Следовательно, функцией культуры является формирование личности.

Второй её функцией считается регулирование личностного поведения. Существующие в обществе нормы и правила диктуют поведенческие проявления человека, не позволяя ему действовать хаотично и бессмысленно.

Социализация личности

Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.

Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.

Влияние культуры на формирование личности - факторы, роль и примеры

В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:

Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.

Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.


Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].

Читайте также: