Прекрасная эпоха западное общество в начале 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

За почти полувековой период истории от франко-прусской (1870) до первой мировой войны (1914-1918) в мире произошли крупные изменения во всех областях социально-экономической, политической и духовной жизни. Человеческая цивилизация пережила период драматических перемен.

В Западной Европе завершился период становления капиталистического буржуазного общества, ушла в прошлое эпоха буржуазных революций. Страны Запада завершили процесс индустриализации, были созданы материально-технические основы массового производства. Бурное развитие науки и техники преобразовало все отрасли хозяйства, средства транспорта и связи. Символами нового времени стали трансконтинентальные железные дороги, океанские пароходы, электрические и дизельные моторы, автомобили и самолеты, телефон и радио.

С начала XX в. ускорился процесс концентрации производства и капитала. Крупные фирмы, гигантские заводы, мощные банки представляли новые тенденции хозяйственной деятельности. Формируются монополии, ставшие господствующими в некоторых отраслях и сферах экономики капиталистических государств Европы и Америки. Капитализму свободной конкуренции приходит на смену монополистический капитализм и всемирная система колониальных империй. Началась эпоха империализма.

Становление империализма сопровождалось бурным ростом колониальной экспансии, распространением идеологии захватов и практики военно-политического насилия. С 1898 г. начинаются войны за передел уже поделенного между крупными империалистическими странами мира. Формируется система мирового капиталистического хозяйства. Горстка держав Западной Европы и США становится главенствующей силой в мировой экономике.

В политической жизни стран Европы и Америки происходили противоречивые процессы. С одной стороны, правящими классами проводилась широкомасштабная социальная и реформистская политика, которая отвечала потребностям объективного хозяйственного развития и являлась сдерживающим фактором растущей классовой борьбы рабочих, фермеров, крестьян, служащих - широкого слоя трудящихся, удельный вес которых в социальной структуре буржуазного общества возрос до 60-70%. В то же время в политике буржуазных государств в связи с обострением социальных проблем и подъемом рабочего движения усиливались и реакционные, авторитарные тенденции, подавление демократических устремлений трудящихся.

В конце XIX - начале XX в. в основных странах Западной Европы и Америки сформировались самостоятельные партии рабочих, руководствовавшиеся в своей деятельности марксизмом и другими социалистическими идеями и учениями. Бурное развитие получили профсоюзы, в начале XX в. неуклонно росло рабочее движение. В 1889 г. социалистические партии организовали международную организацию II Интернационал, который действовал как единый центр мирового социалистического движения вплоть до первой мировой войны.

В начале XX в. в борьбу за социальные и демократические преобразования включились Азия и Латинская Америка. Восстания и революции, национально-освободительные движения открыли новую полосу истории стран Азии и Африки, которая в конце XX в. закончилась полным крахом колониальных империй. Однако в конце XIX - начале XX в., кроме Японии, ни одна из стран этих континентов не смогла вырваться из колониальной неволи или зависимости от европейских колониальных держав. И все же главный итог этих процессов: восточные страны и Латинская Америка вступили в борьбу за модернизацию общества, за свободу народов, за демократические преобразования.

В конце XIX - начале XX в. в международных отношениях нарастали противоречия. Идеология милитаризма, экспансии и насилия, политика с позиции силы в конечном итоге подготавливали условия, в которых межимпериалистическая борьба вылилась в первую мировую войну.

За почти полувековой период истории от франко-прусской (1870) до первой мировой войны (1914-1918) в мире произошли крупные изменения во всех областях социально-экономической, политической и духовной жизни. Человеческая цивилизация пережила период драматических перемен.

В Западной Европе завершился период становления капиталистического буржуазного общества, ушла в прошлое эпоха буржуазных революций. Страны Запада завершили процесс индустриализации, были созданы материально-технические основы массового производства. Бурное развитие науки и техники преобразовало все отрасли хозяйства, средства транспорта и связи. Символами нового времени стали трансконтинентальные железные дороги, океанские пароходы, электрические и дизельные моторы, автомобили и самолеты, телефон и радио.




С начала XX в. ускорился процесс концентрации производства и капитала. Крупные фирмы, гигантские заводы, мощные банки представляли новые тенденции хозяйственной деятельности. Формируются монополии, ставшие господствующими в некоторых отраслях и сферах экономики капиталистических государств Европы и Америки. Капитализму свободной конкуренции приходит на смену монополистический капитализм и всемирная система колониальных империй. Началась эпоха империализма.

Становление империализма сопровождалось бурным ростом колониальной экспансии, распространением идеологии захватов и практики военно-политического насилия. С 1898 г. начинаются войны за передел уже поделенного между крупными империалистическими странами мира. Формируется система мирового капиталистического хозяйства. Горстка держав Западной Европы и США становится главенствующей силой в мировой экономике.

В политической жизни стран Европы и Америки происходили противоречивые процессы. С одной стороны, правящими классами проводилась широкомасштабная социальная и реформистская политика, которая отвечала потребностям объективного хозяйственного развития и являлась сдерживающим фактором растущей классовой борьбы рабочих, фермеров, крестьян, служащих - широкого слоя трудящихся, удельный вес которых в социальной структуре буржуазного общества возрос до 60-70%. В то же время в политике буржуазных государств в связи с обострением социальных проблем и подъемом рабочего движения усиливались и реакционные, авторитарные тенденции, подавление демократических устремлений трудящихся.

В конце XIX - начале XX в. в основных странах Западной Европы и Америки сформировались самостоятельные партии рабочих, руководствовавшиеся в своей деятельности марксизмом и другими социалистическими идеями и учениями. Бурное развитие получили профсоюзы, в начале XX в. неуклонно росло рабочее движение. В 1889 г. социалистические партии организовали международную организацию II Интернационал, который действовал как единый центр мирового социалистического движения вплоть до первой мировой войны.

В начале XX в. в борьбу за социальные и демократические преобразования включились Азия и Латинская Америка. Восстания и революции, национально-освободительные движения открыли новую полосу истории стран Азии и Африки, которая в конце XX в. закончилась полным крахом колониальных империй. Однако в конце XIX - начале XX в., кроме Японии, ни одна из стран этих континентов не смогла вырваться из колониальной неволи или зависимости от европейских колониальных держав. И все же главный итог этих процессов: восточные страны и Латинская Америка вступили в борьбу за модернизацию общества, за свободу народов, за демократические преобразования.

В конце XIX - начале XX в. в международных отношениях нарастали противоречия. Идеология милитаризма, экспансии и насилия, политика с позиции силы в конечном итоге подготавливали условия, в которых межимпериалистическая борьба вылилась в первую мировую войну.

Belle Epoque (Прекрасная эпоха) - конец XIX - начало ХХ веков (15 фото)


Прекрасная эпоха - время конца XIX-начала ХХ веков.

Конец XIX-начало ХХ веков получило название Прекрасной эпохи. Тогда Европа приходила в себя после Франко-прусской войны, и люди были счастливы от ощущения свободы после кровопролитных сражений. Belle Epoque стала временем расцвета экономики, науки, искусства.


Belle Epoque - эпоха мира и спокойствия

Прекрасная эпоха

Прекрасной эпохой или Belle Epoque (Бель Эпок) называют период последних десятилетий XIX века и до 1914 года. Этот термин появился уже после Первой мировой войны как ностальгия по миру, процветанию и прогрессу.


Стремительный экономический рост многих стран

Поместье Уоддестон.

Экономический рост в Прекрасную эпоху наблюдался не только в Великобритании, Франции и Германии. В США конец XIX-начало ХХ вв. называли Позолоченным веком. К 1900-му году доход на душу населения в Соединенных Штатах превысил германский и французский вдвое.



Бал в Петербургском Дворянском собрании в честь 300-летия династии Романовых 23 февраля 1913 г. Д. Кардовский, 1915 год.

В Российской империи это время больше известно как Серебряный век. Эти годы в Великобритании известны как викторианская эпоха, которая парадоксально объединяла блеск высшего класса и прозябание низов. Страна стала самой большой и богатой колониальной империей в мире.


Резкое увеличение городского населения

Бульвар Монмартр. Камиль Писсарро, 1897 год.

С 1872 по 1911 годы население Парижа выросло на 64%. К началу Первой мировой войны во французской столице жителей было больше, чем на сегодняшний день. Показателен пример и американских городов. С 1870 по 1900 гг. численность Нью-Йорка увеличилась в 2,5 раза, а в Чикаго за этот же период произошел 10-кратный прирост населения.



Снимок одной из улиц Чикаго. ок. 1900 г.


Время прогресса

Голова Статуи Свободы в садах Трокадеро, 1878 год.


К выставке 1889 года была построена 300-метровая Эйфелева башня, как символ достижений французской науки и техники. Изначально она служила входом на выставку.

Эйфелева башня, 1900 год.


Эпоха культурного изобилия

Танец в Мулен Руж. Анри Тулуз-Лотрек, 1890 год.


Время научно-технического прогресса

Уильям Говард Тафт — 27 президент США, 1908 год.



Первая фотография патентованного автомобиля Бенца, 1888 год.

Вторая волна промышленной революции охватила мир. В повседневную жизнь активно внедрялись электрические фонари, телефон, граммофон, автомобили.

Когда королева Виктория посетила фамильное поместье Ротшильдов Уоддестон, она была настолько впечатлена электрическим освещением, что целых 10 минут включала и выключала электрическую люстру.


Доминирование стиля ар-нуво

Здание в стиле ар-нуво в Париже, построенное по проекту архитектора Жюля Лавиротта.


Belle ?poque была эпохой моды

Пять часов в Paquin's. Автор: Henri Gervex, 1906 год.

Такой устойчивый термин закрепился за несколькими десятилетиями, предшествующими Первой мировой войне.

Франция, в отличие от Англии и Германии, была страной аграрно-индустриальной - значительную часть ее населения составляли сельские жители. Главная причина - в появлении значительного класса мелких земельных собственников в годы Великой революции. За Ла-Маншем крестьяне задолго до этого превратились в батраков, работающих в крупных поместьях. Хозяйствование в них велось очень эффективно, работы для всех не было - и оказавшиеся не у дел лишние сельские люди ушли пролетарствовать в города.

Франции был знаком и этот процесс, но значительная часть ее земли досталась фермерам, которые накрепко приросли к своим угодьям: полям, пастбищам и виноградникам. В количественном выражении это выглядело так: 53% всей обрабатываемой земли принадлежало мелким собственникам, 47% - тем, кто владел более чем 40 гектарами (хотя таких хозяйств было только 4% от общего числа).

Такое сельское хозяйство не могло быть очень эффективным. Техники, химических удобрений использовалось меньше, чем, скажем, в США, Англии, Германии. Меньше была урожайность. Но зато люди из поколения в поколение трудились на родной земле, досконально знали и любили ее. Качество продукции было отменным, знаменитым на весь мир. Французские вина никогда не нуждались в рекламе.

Но именно на виноградники в 1874 г. обрушилась страшная напасть. Из США случайно завезли филлоксеру - миллиметрового жучка-вредителя. Обосновываясь у корней, он способствует образованию гнилостных наростов - и растение погибает. От года к году зараза распространялась все шире и вскоре поразила свыше четверти виноградников. Стали прививать американскую филлоксероустойчивую лозу, но это процесс длительный, а тем временем не только на международном, но даже и на французском рынке все успешнее стали продаваться испанские, а затем и алжирские вина (не путать с тем пойлом, которое появилось в СССР в 1970-е гг.). В виноградарских районах на юге Франции наступил кризис. Еще в 1907 г. происходили серьезные волнения фермеров, на подавление которых направлялись войска.

По переписи 1906 г. в деревне было занято 43% самодеятельного населения страны, в промышленности - 32%, в торговле, сфере обслуживания, государственном аппарате - 25%. Крестьян было 8,8 млн. человек, 46% из них - сельскохозяйственные рабочие, то есть не собственники. Рабочий класс в начале XX века состоял из 6,6 млн. человек. Всего во Франции проживало примерно 40,6 млн.

В строительстве именно во Франции впервые был применен, можно сказать, революционный материал - железобетон, сразу нашедший широкое применение. Возникли и стали быстро развиваться химическая, электротехническая и особенно автомобильная промышленность. В 1913 г. во Франции было произведено 45 тыс. автомобилей - больше, чем даже в США. С появлением двигателей внутреннего сгорания они побежали быстрее 100 км/час. 100 тыс. французов сели за руль. В 1909 г. французский летчик Луи Блерио перелетел Ла-Манш, что было достижением выдающимся. Тогда же появились авиационные заводы, летные школы, военная авиация.

Банковское дело было очень развито. Причем, хоть и высока была роль финансового капитала, еще большие средства шли на предоставление займов другим государствам.

В области науки и техники делались революционные открытия и изобретения.

Луи Пастер доказал, что распространителями многих заболеваний являются обитающие повсюду, и в воздухе тоже, микробы. Разработал методы вакцинации против сибирской язвы, краснухи, бешенства. Предложил способ сохранения пищевых продуктов - пастеризацию.

Ученый и поэт Шарль Гро разработал принципы записи и воспроизведения звука, на основе которых создал первый фонограф - впоследствии усовершенствованный Эдисоном и Берлинером. В свою очередь, Луи Люмьер усовершенствовал изобретенный Эдисоном метод киносъемки, а Жорж Мельес основал первую кинокомпанию, которая за 1896-1914 гг. сняла около 4 тысяч фильмов. Мельес придумал множество технических приемов, используемых и сегодня: наплыв, монтаж, задержку камеры, двойное экспонирование кинопленки на черном фоне.

Как создатель теории относительности прославился немецкий физик Альберт Эйнштейн - но ее принципы установил одновременно с ним Анри Пуанкаре. Супруги Кюри внесли огромный вклад в изучение явления радиоактивности. По числу Нобелевских премий французские ученые уступали только немецким, опережая американцев и англичан.

Большинство французов не мыслили теперь свою жизнь без утренней, а то и вечерней газеты. Не только парижане - в начале XX века у восьми крупнейших провинциальных газет ежедневный тираж превышал 200 тысяч экземпляров. К революции в распространении печатного слова привело изобретение ротационной машины, использующей бумагу в рулонах, и линотипа, позволившего при наборе текста отливать целые строки, а не копошиться с каждой буковкой. Не остались без гостинцев французские детишки - для них печатались не только книжки, но и занимательные комиксы по американскому образцу.

Городские улицы украсились красивыми афишными тумбами (по проекту английского дизайнера Морриса). Рекламные плакаты покрыли все этажи домов - пространство стен продавалось с торгов, и муниципалитеты выручали на этом изрядные суммы. Художественный уровень такого рода продукции бывал очень высок: достаточно назвать имена Тулуз-Лотрека и Боннара, отдавших созданию плакатов немало творческой энергии.

Настоящими произведениями искусства были водоразборные колонки с питьевой водой модели Шарля Лебура. На улицах и в квартирах зажглись огни ламп накаливания, появились электрические трамваи - распространению этих чудес очень посодействовала Международная электрическая выставка 1881 г.

Выставки вызывали огромный интерес. Всемирную 1900 года посетило 50 млн. человек! Вдоль набережной Сены, от площади Согласия до Трокадеро выстроились павильоны всех стран. К выставке 1889 г., посвященной столетию революции, инженер Гюстав Эйфель возвел свою башню из 12 тысяч деталей (Ги де Мопассан до конца своих дней не мог примириться с вторжением в Париж этого наглого чудища).

Другим уникальным сооружением стал мост Александра III, состоящий из одной металлической арки длиной 107 м. Первый камень в его основание в 1896 г. заложил царь Николай II.

По инициативе барона Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры. В 1896 г. первые состязания современности по долгу памяти были проведены в Афинах. На них французские спортсмены завоевали всего десяток медалей, но огорчаться не стоило: из 300 участников 230 представляли страну-хозяйку - Грецию. Уже на следующих играх, куда более представительных, проводившихся в 1900 г. в Париже, французы получили около 70 наград.

Кинематограф, концерты шансонье, цирк, спортивные состязания - особенно скачки и велогонки (в 1903 г. впервые стартовал Тур де Франс) были времяпровождением для всех (во всяком случае для всех горожан).

Но в образе жизни разных социальных слоев были большие различия. Небогатые крестьяне довольствовались самой простой пищей, обстановкой их домов служила примитивная мебель. В повседневности - мешковатая одежда, кое-где носили еще, как в Средние века, деревянные башмаки - сабо. Одежду получше берегли для посещения церкви и для особых случаев. Образование большинства крестьянских детей ограничивалось 4 классами начальной школы - да и то потому, что с 1881 г. ее посещение стало обязательным.

Батраки зачастую вовсе не имели своего жилья и ютились где-нибудь в хозяйском доме, иногда вместе со скотиной (хотя на этот счет существовало специальное постановление правительства, запрещавшее людям и животным ночевать в одном помещении).

Зажиточные фермеры - особая статья, они зарабатывали в 20-25 раз больше своих работников и тянулись за городской буржуазией - хотя и придерживались традиционного патриархального семейного уклада. Сельское самоуправление состояло преимущественно из них.

Промышленные рабочие хоть и зарабатывали намного больше сельских, жили, как правило, в тесных комнатушках или квартирках без удобств в поселках при своих заводах или шахтах. Носили пролетарские кепки, блузы или комбинезоны. На радости жизни много тратить не могли, разве что на вино (многие им злоупотребляли). Надо было откладывать: пенсионное обеспечение по старости было введено только в 1898 г., да и то для мужчин, достигших 70 лет. В деревне - там немощного родня прокормит, в городе надежд на это меньше. Но французские рабочие отличались высоким классовым сознанием - всегда были готовы к коллективной борьбе за свои права. Однако тем, чтобы дать своим детям хорошее образование - озадачивались не больше крестьян.

Жизнь высшей буржуазии и традиционной аристократии (герцогов, графов, маркизов, виконтов, баронов насчитывалось примерно 15 тысяч человек) - это сияющая витрина, которая представляла Францию всему окружающему миру. И пример для подражания тем, кому по средствам было этому примеру следовать. Приемы, светские рауты, постоянные смены туалетов, слуги, многокомнатные квартиры, особняки, загородные виллы, экипажи или автомобили, бега на ипподроме Лоншан, балы в Гран-Опера, блеск и нищета куртизанок - все, как положено.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

КОММУНИСТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ

КОММУНИСТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ Российский ученый В. Гуляев как-то написал, что представить себе встречу Кортеса и Монтесумы невозможно, как невозможно представить себе встречу Ивана Грозного с Гильгамешем. Действительно — закованный в латы человек XVI века на коне и с ружьем — и

Глава 13 На сломе эпох

Глава 13 На сломе эпох Декабрь 1241 года оказался, по сути, концом эпохи. Величие основателя империи, подкрепленное выдающимися государственными способностями преемника, привело к небывалому расцвету Йеке Монгол Улус. При этом спокойное и уверенное правление сына

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Смена эпох и кадров

Смена эпох и кадров Иначе говоря, во время предвыборной кампании кандидат в президенты не представил реальной, практической программы. Причем команда Владимира Владимировича мастерски выдала этот недостаток за достоинство — наш кандидат не дает пустых обещаний, на

8. Знамения смены эпох

8. Знамения смены эпох В момент падения Нибиру на Юпитер должна была возникнуть яркая вспышка и последующее необычное его свечение в течение некоторого времени. Такое событие не могло остаться незамеченным людьми. Для древних оно было глубоко символичным. Нибиру была

Глава 4 На рубеже эпох

Глава 4 На рубеже эпох

На рубеже эпох

На рубеже эпох Первая мировая война, длившаяся свыше четырех лет, охватила 24 государства.В первые недели начавшейся войны волна шовинизма, поднятая буржуазной пропагандой, захлестнула Францию. Находившийся тогда в Париже И. Г. Эренбург вспоминал: «Трудно рассказать, что

На рубеже эпох

На рубеже эпох Под натужный рев мотора машина медленно ползет вверх по крутой и узкой дороге, извивающейся среди лесной чащи. Ветви тронутых желтизной деревьев скользят по стеклам кабины, цепляются за брезентовое покрытие кузова. Кажется, заодно с ними и мокрая от дождей

На грани эпох

На грани эпох Одну Россию в мире видя, Лаская в ней свой идеал… А. С. Пушкин Движение декабристов начинается во втором десятилетии прошлого века.В советской исторической литературе подробно и обстоятельно разобраны формирование революционной идеологии декабристов,

Эхо древних эпох

Эхо древних эпох Перекресток естествознания и истории для дореволюционных исследователей не был чем-то необычным. Вообще, на Урале, можно сказать, привыкли к такому смешению научных жанров. Например, тот же Герард Фридрих Миллер, саксонец, участник первой академической

Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.

Помочь ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.

Гибкие стиль, формы, методы обучения.

Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.

Реализация концепции преподавания в уроке.

1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.

2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным, выполнив опережающую работу самостоятельно или при помощи преподавателя или одногруппников.

3. При подготовке к уроку и его проведении целесообразно использовать средства ИКТ:

Виды использования приложений на уроке MS Office:

Объяснение нового материала для фиксации внимания учащихся.

Создание учащимися фотоальбомов в ходе выполнения опережающего домашнего задания.

Подготовка учащимися презентации для сопровождения собственного выступления.

Работа с ресурсами Интернет.

Обоснование использования средств ИКТ на уроке:

развитие умений, требуемых стандартом среднего (полного) общего образования;

структурирование и оперативность изложения нового материала;

представление результатов опережающей работы;

оказание преподавателем детям образовательной поддержки в информационной среде.

4. Учащимся предоставляется выбор формы организации деятельности на уроке и при выполнении опережающего домашнего задания (индивидуальная, в парах или групповая – до 4-х человек); темы опережающего домашнего задания (учащиеся могут предложить свои темы или воспользоваться вопросами предложенными преподавателем); форма представления на уроке результатов работы

Реализация на уроке ФГОС среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Направленность реализацию следующих целей:

Овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации

Освоение системы знаний об истории человечества

Развитие опыта познавательной деятельности: умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, формулирование полученных результатов информационно-коммуникативной деятельности: поиск, извлечение, передача нужной информации по заданной теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование ИКТ для презентации результатов

Тип урока: комбинированный

Развивающая цель: развитие умений анализа информации, представленной в визуальном ряде, поиска и извлечения нужной информации по заданным заранее вопросам в сети Интернет, использования ИКТ для представления результатов своей работы, представление результаты работы на уроке в форме конспекта и таблицы.

Образовательная цель: понимание учащимися роли и особенностей научно-технического прогресса в первой половине ХХ века, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период.

Воспитательная цель: воспитание уверенности в себе, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, сокурсниками в ходе подготовки к уроку.

Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1

Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1,2

Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1

План урока и временные рамки:

Проверка выполнения домашнего задания

Изучение нового материала
4.1 Составление конспекта на основе рассказа учителя
4.2 Выполнение самостоятельной работы по учебнику
4.3 Представление учащимися результатов работы над опережающим заданием 3,4,7

Закрепление, обобщение материала

Подведение итогов урока

1. Организационный этап.

Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Задачи: актуализация знаний учащихся для установления внутрипредметных связей, проверка умения анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.

Повторить технические достижения XIX вв.

Что такое научно-технический прогресс?

Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?

Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества"

Форма организации и виды деятельности учащихся.

Индивидуальная форма: выполнение письменного задания.

Фронтальная беседа: устный ответ на вопросы преподавателя.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

1. Демонстрация задания для письменной работы (приложение1).

Задание: Просмотрите "фотоальбом" и перечислить технические достижения XIX вв., их авторов. Запишите ответ в таблице (приложение3).

Задание разработано совместно с учащимися, которые выбрали опережающее задание 1. Задача преподавателя обеспечить методический аспект (временные рамки, последовательность, и т.д.)

2. Организация беседы по вопросам:

Что такое научно-технический прогресс?
Движение вперед человеческого общества в развитии науки и техники.

Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".

3. Организация промежуточного контроля.

Заполненная таблица "Технологические революции в истории человечества" (2 строки).
Оценивается наличие, аккуратность, заполнение строк 1,2 и граф 1-4, правильность заполнения.

Отметить результат работы учащихся с опережающим заданием 1.

3. Мотивация, целеполагание.

Привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).

Форма организации и виды деятельности учащихся.

Фронтальная беседа, отвечают на вопрос преподавателя.

Просмотр слайд-шоу, которое было подготовлено учащимися – опережающее задание 2, названное авторами "7 шагов". Шаг ,с их точки зрения, – это событие в истории НТП в первой половине XX века. Они не позволили остаться миру прежнему.

Запись темы урока.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

Организация совместного рассуждения о значении НТП в XX веке на основе имеющихся знаний и опыта по вопросам:

Без каких вещей, предметов, мы не представляем нашу жизнь сегодня?

Знаете ли вы, когда они были изобретены?

Представляете ли вы, какими были привычные сегодня вещи в момент их изобретения: телефон, автомобиль, высотное здание и т.д.?

90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Демонстрация презентации "7 шагов", слайды 1,2 презентации преподавателя

Задачи: 1. Составить конспект занятия по предложенным вопросам в ходе рассказа преподавателем, самостоятельного выполнения работы с учебником.

2. Сделать вывод о роли и особенностях научно-технического прогресса в первой половине ХХ века и заполнить строку 3 в таблице"Технологические революции в истории человечества"

Необходимо напомнить о наличии правил составления и оформления конспекта (Приложение 6)

4. Изучение нового материала

Развить опыт извлечения и передачи нужной информации по теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, презентации опережающих заданий с помощью ИКТ; понять причины ускорения, основные направления, самые значимые открытия, обусловленность перехода к крупномасштабному индустриальному производству

Формы организации и виды деятельности учащихся:

1.Оформление записей в тетради в соответствии с правилами составления конспекта и оформления текста в ходе рассказа преподавателя.

2.Выполнение самостоятельной работу по учебнику с целью проверки сформированности умения внимательно читать текст и выделять главное, продолжить записи в тетради.

3. Представление результатов работы над опережающим домашним заданием. Дополнение конспектов на основе выступлений других учащихся.

В конспекте должны быть отражены следующие вопросы:

Причины ускорения НТП в начале XX века (рассказ учителя, слайды)

Основные направления научно-технического прогресса (рассказ учителя)

Имена ученых, чьи открытия в наибольшей степени повлияли на развитие НТП в начале XX века (учебник, с.11–13, выступления учащихся – задания 3,4)
Обратить внимание: Г.Форд, Ф.Тэйлор, В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн (учебник с.11–13, выступления учащихся)

Страны, которые охватил научно-технический прогресс (учебник,§1)

Переход к индустриальному типу производства (учебник, с.14–16; выступления учащихся – задание 7)
Обратить внимание: массовое потребление, конвейерное производство, система Тейлора (с.11, 14–15, выступление учащихся)

Приложение 7 – один из вариантов конспекта.

Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

1. Рассказывает (слайды 4–10 учительской презентации).

О причинах ускорения НТП в начале XX века.

О направлениях научно-технического прогресса.

2. Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по вопросам.

Назвать основные направления НТП в начале XX века и наиболее значимые научные открытия XX века и имена их авторов.

Дать определение терминам "массовое производство", " система Ф.Тейлора", "конвейерное производство".

В чем причина перехода к крупномасштабному индустриальному производству?

Назвать страны, которые охватил научно-технический прогресс.

3. Дает необходимые пояснения учащимся по ходу выполнения самостоятельной работы.

4. Следит за соблюдением регламента выступлений учащихся.

5. При оценивании работ учащихся оцениваются: степень самостоятельности в поиске информации в сети Интернет, точность раскрытия темы задания, наличие и правильность оформления ссылок, использование средства MS Office при выступлении, своевременность выполнения работы.

5. Закрепление, обобщение нового материала.

Проверить степень усвоения знаний по теме урока, сделать вывод по теме.

Форма организации деятельности учащихся.

1. Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):

список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;

список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.

2. Сравнивают ответы с результатами опроса, который был проведен как одно из опережающих заданий – задание 3 и представлен учащимися на уроке

3. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века и соответствующие записи в конспекте.

Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

Контроль правильности суждений учащихся, анализ допущенных ошибок в ходе представления работ.

Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века.

На этом этапе оценивается умение выслушать точку зрения других, аргументировать свой ответ.

6. Домашнее задание.

Прочитать §1учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. – §1.

Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.

Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17

Форма организации деятельности учащихся.

Записывают домашнее задание.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

Визуальный контроль, наличие записей о домашнем задании.

Установление правильного понимания сути заданного на дом учащимися.

7. Подведение итогов.

Подвести итоги учебного занятия (оценить работу группы на уроке).

Форма организации и виды деятельности учащихся: фронтальная беседа.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:

Характеристика лучших работ, отметить продвижение учащихся в сравнении с аналогичной предыдущей работой.

Читайте также: