Художественная культура стили творцы памятники искусства средневековья кратко

Обновлено: 07.07.2024

Хотя история средневекового искусства охватывает почти десять веков между разграблением Рима (ок. 450 г. н.э.) и ранним итальянским ренессансом (1400 г.), искусство западного средневековья ограничивается византийской культурой (Восточная Римская империя), хиберно-саксонским островным искусством, произведениями искусства из королевских дворов Карла Великого и его наследников Оттона, и, наконец, примерно с 1000 года – общеевропейскими движениями христианского искусства, известными как романские и готические. Лишь в течение последних 400 лет отдельные имена художников, скульпторов и других художников-декораторов начали появляться в архивах с какой-либо регулярностью. Таким образом, большинство средневековых художников датируются этим периодом.

Виды средневекового искусства

Материалы, используемые в средневековом искусстве

Хотя монахи-художники получали мало денег за свою работу, а часто довольствовались и вовсе формальным признанием своих усилий, Церковь (а также светские покровители) не испытывали угрызений совести, тратя деньги на сами произведения искусства. Виды ценных материалов, которые регулярно используются: золотая пыль, фольга или лист; серебро и другие драгоценные металлы (см. также искусство изготовления ювелирных украшений из золота); дорогие природные цветные пигменты, такие как ультрамарин, изготовленные из редкой афганской руды ляпис-лазурь; редкие виды слоновой кости; телячья кожа для велень (веллум) – одна библейская рукопись требовала до 500 шкур животных; и много других дорогих материалов.

История средневекового искусства

Европейское искусство в средние века развивалось из художественного наследия классической античности, Римской империи, а также христианской иконографии. К этой смеси необходимо добавить влияние Ближнего Востока в формах и идеалах византийской культуры. Интересно, что в начале средневекового периода почти все произведения искусства были заказаны религиозными властями (для церквей и монастырей) или светскими лидерами (для общественного назидания) и большинство из них были фактически созданы монахами. К концу периода индустрия искусства значительно расширилась от своей первоначальной монашеской базы: не только большинство художников-мирян, но и ряд произведений искусства были заказаны богатыми буржуазными меценатами для личного удовольствия.

Несмотря на это, в течение 600 лет (ок. 400-1000 гг. н.э.) Европа была культурным затворником. Сохранилось только одно учреждение: христианская церковь с центрами в Риме и Константинополе. Поэтому неудивительно, что церковь стала главным спонсором архитектуры и других видов искусства в эпоху средневековья.

Ранние христианские художники (650-900 гг. н.э.)

Средневековые художники на континенте

Первые признаки континентального культурного возрождения появились около 775 года при королевском дворе христианского короля Карла Великого. Этот период, известный как искусство Каролингов, находился под влиянием поздней античности и византийских традиций. Художники и каллиграфы Карла Великого, в том числе некоторые из лучших миниатюристов континента, создали ряд выдающихся иллюстрированных текстов, таких как евангелистский богослов , евангелия Лорша и евангелия святой медарды Суассонов . Для получения дополнительной информации см.: Немецкое средневековое искусство (c.800-1250), Средневековое христианское искусство и Средневековая скульптура.

Романские дизайнеры (ок. 950-1140)

К середине Х века римская христианская церковь начала создавать сеть епископов и меньшего духовенства в большинстве районов Западной Европы. (См. Также: Оттонское искусство.) По мере увеличения своего богатства церковь обратилась к монументальной архитектуре, используя новый язык дизайна, известный как романское искусство, для продвижения своего божественного послания. Романские дизайнеры и архитекторы построили сотни новых церквей и монастырей по всему континенту. Известные примеры включают в себя: Пизанский собор с его знаменитой падающей колокольней, баптистерий Флоренции, Кафедральный собор Лаона, Аугсбургский и Вормский соборы, аббатства Клюни, Окс Дам (Кан) и Ле Хом (Мон Сен-Мишель). В Англии 26 из 27 древних соборов были открыты в период романской эпохи. Для получения дополнительной информации см. Историю архитектуры. Смотрите также: Романская скульптура. Более подробную информацию о росписи в течение 11 и 12 веков см. в статье о романской живописи. О региональных различиях стиля, см.: романская живопись в Италии; также Франции и Испании. О средневековой книжной живописи и евангельских рукописях, см.: Романские иллюстрированные рукописи.

Готические Архитекторы (c.1140-1300)

Византийские художники (c.500-1400)

К тому времени, когда Рим был разграблен в 450 году нашей эры, тысячи римских и греческих художников, ремесленников и других художников переехали в Константинополь (Византия), где они приступили к созданию нового набора восточно-христианских образов и икон – на основе комбинации греческого языка, персидской и египетской культур – известного как византийское искусство.

Почти исключительно посвященные религиозному выражению, визайнтиская архитектура и живопись (очень немного скульптур было произведено византийскими художниками) развивались в жесткой традиции. Это привело к утонченности стиля, редко встречающегося в западном искусстве. Основные виды средневекового византийского искусства включали в себя публичные мозаики, частные иконы, сделанные с помощью энкаустической восковой краски на переносных деревянных панелях, иллюминированные рукописи, такие как знаменитое Евангелие Рабулы (586 г.), роспись на фресках, а также декоративное искусство, включая диптихи из слоновой кости и изысканные металлические изделия. В отличие от средневекового религиозного искусства в Западной Европе, византийские произведения искусства едва ли имели дидактическую или повествовательную функцию: они оставались по существу безличными, церемониальными и символическими.

Византийские архитекторы построили многочисленные выдающиеся церкви и религиозные здания, в том числе: собор Святой Ирины (ок. 360 г.) и собор Святой Софии (532-37 гг.), оба в Константинополе (ныне Стамбул) и церковь Святой Софии в городе София в Болгарии (527-65) – все богато украшены позолотой, мозаикой, росписью и рельефной скульптурой. Со временем средневековые византийские архитекторы стали более подвержены влиянию восточных традиций дизайна и декора и оказали глубокое влияние на раннее исламское искусство и архитектуру, примером чему является Великая мечеть Омейядов в Дамаске.

Византийское искусство распространилось в Равенне, а также в Киеве, Новгороде, Твери, Пскове и Москве, где оно стало основным типом русской средневековой живописи и стимулировало появление многочисленных центров художественного мастерства, таких как Новгородская школа иконописи, а позднее Московская школа живописи.

Средневековые художники возвестили ренессанс

В течение 14-го века готический стиль – который до 1300 года был главным образом проиллюстрирован архитектурой и скульптурой, а также широко распространенным произведением рукописей с иллюстрациями в готическом стиле – начал применяться к живописи и декоративному искусству в варианте, известном как международная готика. Характеризуясь первенством рисунка и цвета, которому были подчинены композиция и натуралистические детали, стиль – как иллюстрировано интернациональной готической иллюминацией – представлял собой смесь итальянского и североевропейского искусства и практиковался особенно в таких центрах, как Ломбардия, Фламандия, Бургундия и Богемия. Эта идиома была разработана и улучшена тремя важными художниками до Ренессанса: Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302), Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319) принадлежащим консервативной сиенской школе живописи и Джотто ди Бондоне (1267- 1337), чьи фрески и панно создали основу для флорентийских художников и скульпторов 15-го века, что особенно прослеживается в их мастерстве в линейной перспективы и реализме.

Список средневековых художников

Среди выявленных мастеров живописи, скульптуры, архитектуры и других изобразительных искусств позднего средневековья были следующие:

Романские художники
Средневековое визуальное искусство возникло как часть масштабной программы строительства, организованной властями христианской церкви.Таким образом, большинство романских визуальных художников были скульпторами и другими мастерами, занятыми в строительстве ранних европейских соборов.

Готические и до ренессансные художники
Как и в раннюю романскую эпоху, большая часть готического визуального искусства была связана со строительством соборов. Таким образом, большинство готических визуальных художников были скульпторами, художниками по витражам, мозаиками и другими мастерами, занятыми в строительстве. Только в Италии художники фресок и панно смогли продемонстрировать свои истинные способности.

Никола Пизано (c.1206-1278)
Рассматривается как ключевой основатель итальянской скульптуры.
Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302)
Писал знаменитый фресковый цикл в церкви Святого Франческо в Ассизи.
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310)
Известный готической скульптурой гробниц.
Джованни Пизано (ок. 1250-1314)
Итальянский скульптор и архитектор; создал мраморный алтарь в Ареццо.
Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319)
Ведущий художник из Сиены; написал алтарь маэсты для сиенского собора.
Джотто ди Бондоне (1267-1337)
Считается величайшим художником фресок до эпохи Возрождения.
Симоне Мартини (1285-1344)
Итальянский готический художник из Сиенской школы.
Жан Пьюсель (c.1290-1334)
Французский книжный художник и миниатюрист, известный часами Жанны д’Эврё .
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339)
Скульптурная святыня святого мученика в Милане.
Андреа Пизано (1295-1348)
Изготовил первый комплект бронзовых дверей для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календио (до 1315-1355)
Скульптор и художник, ответственный за дворец Дожей 14 века в Венеции.
Амброджо Лоренцетти (активный в 1319-48)
Итальянский готический художник, член Сиенской школы.
Пьетро Лоренцетти (работал в 1320-45)
Итальянский художник Сиенской школы под влиянием Джотто.
Андре Бонево (c.1335-1400)
Официальный скульптор короля Франции Карла V и герцога Жана де Берри.
Клаус Слютер (c.1340-1406)
Фламандский скульптор, руководитель дижонской школы.
Мельхиор Брёдерлам (c.1350-1411)
Фламандский художник, работающий на Филиппа Смелого, известен Алтарем Дижона .
Лоренцо Монако (1370-1425)
Живописец и монах, работающий во Флоренции; интернациональный готический стиль.
Мазолино (1383-1440)
Ювелир и художник, сотрудничавший с Масаччо на фресках часовни Бранкаччи.
Братья Лимбург (1390-1416)
Фламандские книжные художники, рукописные иллюминации, см. Великолепный часослов герцога Беррийского .
Пизанелло (Антонио Пизано) (c.1394-1455)
Художник из Вероны, медалист, портретист, работал в готическом стиле.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (c.1395-1450)
Международный готический художник, Сиенская школа, известен алтарем Святого Франциска .
Жан Фуке (1420-81)
Ведущий французский художник 15 века; придворный художник Карла VII и Людовика XI.

Русские средневековые иконописцы
Восточно-православное христианское искусство сильно зависело от византийских форм, таких как религиозные иконы, обычно выполненные темперой на деревянных панелях. Также использовались фрески и мозаика.

Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Византийский художник, основатель новгородской и московской школ иконописи.
Андрей Рублев (c.1360-1430)
Самый известный русский иконописец, особенно прославившийся иконой Святой Троицы .
Дионисий (Дионисий Мудрый) (ок. 1440-1502)
Иконописец, известный своими иконами для Иосифо-Волоколамского монастыря.

Как и во всех формах средневековой культуры, в архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Для Византии характерным был тип крестово-купального храма, со стенами, украшенными мозаикой. Целиком украшены мозаикой стены церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции, Храма Святой Софии в Константинополе, одного из наиболее замечательных памятников византийской архитектуры.

Выдающийся памятник византийской архитектуры — мавзолей Галлы Плакиды, дочери императора Феодосия в Равенне, построенный в V в. Внутри него царит склепный полумрак, зато верхняя часть стен сияет мозаикой. Мозаика в светлых тонах над входом в усыпальницу изображает Христа в виде пастуха среди овец. Впоследствии подобные языческие мотивы исчезли.

Церковное строительство приняло особый размах к 1000 году в связи с ожидавшимся тогда концом света. С этого времени повсеместно в Европе используется в строительстве камень. Тяжесть каменных куполов и сводов требовала толстых мощных стен с узкими окнами — такие постройки играли еще и роль фортификационных сооружений в многочисленных войнах. На крепости были похожи и замки, усеявшие всю Европу.

К концу XII в. на смену романскому стилю приходит готический (от итал. gotico по названию германского племени готов). Основу готического собора составляют устремленные ввысь (к Богу) и кажущиеся легкими стройные колонны, как бы собранные в пучки и раскрывающиеся на каменном своде. Окна, в отличие от романских, становятся огромными и вытянутыми вверх, как и все здание. Это оказывалось возможным благодаря техническому прогрессу в изготовлении стекла; цветные стекла позволяли еще и делать витражи с орнаментами, крестами, религиозными сюжетами. Окна-витражи готических соборов, имея самостоятельную художественную ценность, к тому же придавали их интерьеру особую торжественность и возвышенность. Снаружи и изнутри готические соборы украшались также статуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля — устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора лежал крест. К знаменитым готическим соборам относятся Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), соборы в Шартре, Руане и Амьене (все — во Франции), собор св. Вита в Праге, Миланский и Кёльнский соборы.




В готическом стиле строились также жилые постройки и замки. Своеобразным заповедником готических замков является долина реки Луары во Франции. В средневековых городах улицы запирались на ночь, в целях безопасности, сами города окружались мощными рвами, через которые набрасывались подъемные мосты, втягивавшиеся внутрь крепостных стен. Туристам, восхищающимся ими, не приходит в голову, что рвы вокруг средневековых городов были еще и свалками мусора, туда сбрасывались нечистоты, иногда они стекали туда по специальным канавам, прорезавшим город. Не было даже туалетов, были только отхожие места. Стоит ли удивляться, что в таких городах постоянно вспыхивали эпидемии холеры, оспы, чумы, косившие подчас половину населения.

Важным элементом готических соборов была скульптура, которая, органично интегрируясь в церковную архитектуру, служила одновременно религиозным, эстетическим и конструктивным целям. Малоразмерная пра-романская скульптура изготовлялась, под влиянием восточных и византийских образцов, из кости, бронзы, золота. Под влиянием искусства мигрировавших народов появились также всевозможные готические фигуры, химеры и чудовища. Химерами облеплен готический Нотр-Дам в Париже. С XII в. появляется крупномасштабная каменная скульптура. В романских соборах Бургундии, Аквитании, Прованса фигуры размещались на фасадах, а статуи на колоннах выполняли роль опор, размещаясь в проемах стен. Много было и свободно стоящих монументальных скульптур. Будучи не просто элементом архитектуры, такие скульптуры уже обладали высоким художественным совершенством. Особая грация и одухотворенность присущи классически-романским скульптурам Шартрского Собора. Своеобразный средневековый маньеризм, появившийся уже в XIII в., выражен у скульптур Реймсского собора и собора Сен-Шапель в таинственных улыбках, миндалевидных глазах, изящных локонах на маленьких головках, манерных поворотах фигур. Эти находки, не выходя за рамки религиозных канонов, позволяли в то же время передать тончайшую одухотворенность и религиозную аффектацию.

Византийская схема росписи сохраняла старую символику: купол олицетворяет небо, откуда взирает Вседержитель, по четырем стенам изображены ангелы как хранители четырех сторон света, а четыре паруса заняты евангелистами, разносящими по свету учение Христа. На иконах изображались жития святых и другие религиозные сюжеты. Особое место среди византийских иконописцев занимает Феофан Грек (ок. 1340—1405). Завершая традицию византийской иконы, он прокладывал уже и новые пути, для которых не нашлось места в Константинополе. Удивительный, своеобразнейший талант Феофана полностью раскрылся на Руси, куда ему пришлось переехать. Мостиком к Возрождению оказались и итальянские иконы XIII—XIV вв., которые принято относить к Проторенессансу (Джотто, Дуччо).

Исключительного развития достигла и книжная миниатюра, которая изображала не только религиозные, но и бытовые сюжеты. Подлинный шедевр такого рода — Беррийский часослов, исполненный братьями Лимбург и украшающий богатейшую коллекцию музея Конде в Шантийи, Франция.

В театрализованных мистериях представлялись библейские сюжеты, различные миракли — чудеса (напр., история Св. Николая), музыкой сопровождались религиозные шествия. Уже в IX в. антифонные (вопросно-ответные) песнопения и перезвоны, известные под названием тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Они могли изображать диалоги ангелов и Святой Девы, различные назидания. Так, очень популярна была история о дочерях святого Николая, которых Всевышний отвратил от занятия проституцией. Такие представления могли длиться целый день или даже два-три.

Неотъемлемыми участниками городской жизни были немецкие миннезингеры и шпилманы (от Spiel — игра), французские менестрели и жонглеры, трубадуры (от провансал. trobar — находить) Южной Франции и Испании, труверы (от фр. trouver — изыскивать) Северной Франции. Особую известность получили в XII—XIII вв. миннезингеры Вальтер фон дер Фогелвайде, Генрих фон Майссен, прозванный Frauenlob (хвала женщин), трубадуры Бернарт де Вентадорн Жиро де Борнель, труверы Жак де Камбрэ и Адам де ла Аль (окончивший, правда, жизнь на виселице). Его театрализованная пастораль о Робене и Мариоль считается предшественницей оперы. Знаменитым автором и исполнительницей-тробариской (трубадуршей) была графиня да Диа.

Песни в указанных жанрах представляют, как правило, куртуазную (от court — двор) поэзию. Даже знаменитая Palästinalied (Палестинская песня) больше говорит не о походе, а о том, как рыцарь будет скучать по даме своего сердца. Песни пелись и от лица дамы, ожидающей своего рыцаря. Объектом воспевания обычно служила хозяйка замка — замужняя дама, которой рыцарь поклонялся возвышенно и платонически.

Как и во всех формах средневековой культуры, в архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Для Византии характерным был тип крестово-купального храма, со стенами, украшенными мозаикой. Целиком украшены мозаикой стены церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции, Храма Святой Софии в Константинополе, одного из наиболее замечательных памятников византийской архитектуры.

Выдающийся памятник византийской архитектуры — мавзолей Галлы Плакиды, дочери императора Феодосия в Равенне, построенный в V в. Внутри него царит склепный полумрак, зато верхняя часть стен сияет мозаикой. Мозаика в светлых тонах над входом в усыпальницу изображает Христа в виде пастуха среди овец. Впоследствии подобные языческие мотивы исчезли.

Церковное строительство приняло особый размах к 1000 году в связи с ожидавшимся тогда концом света. С этого времени повсеместно в Европе используется в строительстве камень. Тяжесть каменных куполов и сводов требовала толстых мощных стен с узкими окнами — такие постройки играли еще и роль фортификационных сооружений в многочисленных войнах. На крепости были похожи и замки, усеявшие всю Европу.

К концу XII в. на смену романскому стилю приходит готический (от итал. gotico по названию германского племени готов). Основу готического собора составляют устремленные ввысь (к Богу) и кажущиеся легкими стройные колонны, как бы собранные в пучки и раскрывающиеся на каменном своде. Окна, в отличие от романских, становятся огромными и вытянутыми вверх, как и все здание. Это оказывалось возможным благодаря техническому прогрессу в изготовлении стекла; цветные стекла позволяли еще и делать витражи с орнаментами, крестами, религиозными сюжетами. Окна-витражи готических соборов, имея самостоятельную художественную ценность, к тому же придавали их интерьеру особую торжественность и возвышенность. Снаружи и изнутри готические соборы украшались также статуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля — устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора лежал крест. К знаменитым готическим соборам относятся Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), соборы в Шартре, Руане и Амьене (все — во Франции), собор св. Вита в Праге, Миланский и Кёльнский соборы.

В готическом стиле строились также жилые постройки и замки. Своеобразным заповедником готических замков является долина реки Луары во Франции. В средневековых городах улицы запирались на ночь, в целях безопасности, сами города окружались мощными рвами, через которые набрасывались подъемные мосты, втягивавшиеся внутрь крепостных стен. Туристам, восхищающимся ими, не приходит в голову, что рвы вокруг средневековых городов были еще и свалками мусора, туда сбрасывались нечистоты, иногда они стекали туда по специальным канавам, прорезавшим город. Не было даже туалетов, были только отхожие места. Стоит ли удивляться, что в таких городах постоянно вспыхивали эпидемии холеры, оспы, чумы, косившие подчас половину населения.

Важным элементом готических соборов была скульптура, которая, органично интегрируясь в церковную архитектуру, служила одновременно религиозным, эстетическим и конструктивным целям. Малоразмерная пра-романская скульптура изготовлялась, под влиянием восточных и византийских образцов, из кости, бронзы, золота. Под влиянием искусства мигрировавших народов появились также всевозможные готические фигуры, химеры и чудовища. Химерами облеплен готический Нотр-Дам в Париже. С XII в. появляется крупномасштабная каменная скульптура. В романских соборах Бургундии, Аквитании, Прованса фигуры размещались на фасадах, а статуи на колоннах выполняли роль опор, размещаясь в проемах стен. Много было и свободно стоящих монументальных скульптур. Будучи не просто элементом архитектуры, такие скульптуры уже обладали высоким художественным совершенством. Особая грация и одухотворенность присущи классически-романским скульптурам Шартрского Собора. Своеобразный средневековый маньеризм, появившийся уже в XIII в., выражен у скульптур Реймсского собора и собора Сен-Шапель в таинственных улыбках, миндалевидных глазах, изящных локонах на маленьких головках, манерных поворотах фигур. Эти находки, не выходя за рамки религиозных канонов, позволяли в то же время передать тончайшую одухотворенность и религиозную аффектацию.

Византийская схема росписи сохраняла старую символику: купол олицетворяет небо, откуда взирает Вседержитель, по четырем стенам изображены ангелы как хранители четырех сторон света, а четыре паруса заняты евангелистами, разносящими по свету учение Христа. На иконах изображались жития святых и другие религиозные сюжеты. Особое место среди византийских иконописцев занимает Феофан Грек (ок. 1340—1405). Завершая традицию византийской иконы, он прокладывал уже и новые пути, для которых не нашлось места в Константинополе. Удивительный, своеобразнейший талант Феофана полностью раскрылся на Руси, куда ему пришлось переехать. Мостиком к Возрождению оказались и итальянские иконы XIII—XIV вв., которые принято относить к Проторенессансу (Джотто, Дуччо).

Исключительного развития достигла и книжная миниатюра, которая изображала не только религиозные, но и бытовые сюжеты. Подлинный шедевр такого рода — Беррийский часослов, исполненный братьями Лимбург и украшающий богатейшую коллекцию музея Конде в Шантийи, Франция.

В театрализованных мистериях представлялись библейские сюжеты, различные миракли — чудеса (напр., история Св. Николая), музыкой сопровождались религиозные шествия. Уже в IX в. антифонные (вопросно-ответные) песнопения и перезвоны, известные под названием тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Они могли изображать диалоги ангелов и Святой Девы, различные назидания. Так, очень популярна была история о дочерях святого Николая, которых Всевышний отвратил от занятия проституцией. Такие представления могли длиться целый день или даже два-три.

Неотъемлемыми участниками городской жизни были немецкие миннезингеры и шпилманы (от Spiel — игра), французские менестрели и жонглеры, трубадуры (от провансал. trobar — находить) Южной Франции и Испании, труверы (от фр. trouver — изыскивать) Северной Франции. Особую известность получили в XII—XIII вв. миннезингеры Вальтер фон дер Фогелвайде, Генрих фон Майссен, прозванный Frauenlob (хвала женщин), трубадуры Бернарт де Вентадорн Жиро де Борнель, труверы Жак де Камбрэ и Адам де ла Аль (окончивший, правда, жизнь на виселице). Его театрализованная пастораль о Робене и Мариоль считается предшественницей оперы. Знаменитым автором и исполнительницей-тробариской (трубадуршей) была графиня да Диа.

Песни в указанных жанрах представляют, как правило, куртуазную (от court — двор) поэзию. Даже знаменитая Palästinalied (Палестинская песня) больше говорит не о походе, а о том, как рыцарь будет скучать по даме своего сердца. Песни пелись и от лица дамы, ожидающей своего рыцаря. Объектом воспевания обычно служила хозяйка замка — замужняя дама, которой рыцарь поклонялся возвышенно и платонически.

Искусство Средневековья: особенности и тенденции

Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век . Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью – и сравнение было не в пользу первых.

художники средневековья

Особенностей искусства Средневековья несколько, и все они тесно связаны с господствовавшими в то время в обществе устоями и традициями. Так, сильны были церковь и религиозные догмы – именно поэтому религия стала чем-то обыденным для тогдашней культуры. Помимо этого, характерными чертами ее являлись аскетизм, отказ от античных традиций и при этом приверженность к старине, внимание к внутреннему миру человека и его духовности.

Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве – в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.

В эпоху п озднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.

Вообще же, общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское, раннехристианское, искусство периода переселения народов, византийское, дороманское , романское искусство и готическое. Далее более подробно остановимся на жанрах, стилях, приемах и сюжетах средневековой живописи. Вспомним и знаменитых мастеров.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы , темы и перспективы для творчества. Так, например , несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья . На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

живопись средневековья

Иконопись

Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье . Эти картины, вернее, иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.

Византийское искусство

Говоря о культуре Средневековья, нельзя не сказать хотя бы пары слов о живописи в Византии в Средние века. Это было единственное место, где оставались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура ухитрялась гармонично соединять зрелищность и спиритуализм ( " дух превыше тела " ), который пришел к ней с Востока. Под влиянием Византии впоследствии формировались и культуры многих других стран – в частности, России.

Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах , для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее . Характерно, что с натуры художники не писали. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности.

Стили

средневековая живопись

Очень популярным в то время было создание миниатюр, которое берет начало во Франции. Оно отличается появлением новых реалистичных деталей – например, различных животных, насекомых или птиц. Плавные легкие линии, мягкость в изображении черт лица – все это характерно для искусства того периода.

Приемы

живопись в византии в средние века

Роль фресковой живописи и иконописи в Средневековье, как уже говорилось, была достаточно велика. И еще в период процветания романского стиля у мастеров появился новый прием – они попробовали накладывать краски поверх не высохшей еще штукатурки. Требовалось работать очень быстро, однако фрески и иконы, написанные таким образом, долгое время оставались неповрежденными и выглядели очень ярко.

Чуть позже стали разрабатывать и перспективу – под влиянием возникшей необходимости реальной передачи вещей и объемов . В течение долгих лет мастера обучались этой технике, которая более-менее сложилась к эпохе господства готического стиля.

Сюжеты

Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы.

Итальянцы

Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Она была простой, тяжелой и очень прочной. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне . Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив абсолютно новый способ изображения пространства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Люди, изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось.

искусство средневековья

После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. Появились такие знаменитые мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и многие другие.

Фресковая живопись

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Фламандцы

Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием , оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.

Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен , который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.

Выдающиеся художники

Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен . Уже упомянут выше Ян ван Эйк - прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден , не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.

роль фресковой живописи и иконописи в средневековье

Среди итальянских мастеров, помимо указанных выше, стоит отметить Дуччо и Чимабуэ , основоположников реализма, и Джованни Беллини. Также большой след в искусстве оставили испанец Эль Греко , нидерландец Иероним Босх , немец Альбрехт Дюрер и другие.

Интересные факты

живопись средневековья картины

Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. Кроме того, это поистине шедевральное наследие, сберечь которое для потомков – наша прямая обязанность.

Период Средневековья в итальянской культуре начинается с Романского искусства (XI-XII вв.). Романский стиль устанавливался на протяжении тысячи лет, когда в Европе и Италии происходило переселение городов, а также восстановление экономики.

Культура Средневековья (XI-XV вв.)

В период Средневековья во многих городах центральной Италии (Болонья, Пиза, Сан-Джиминьяно), были построены башни, которые символически представляли престиж самых важных семей города.


После варварского нашествия архитектура этого периода стала, прежде всего, церковной и относится к классическому римскому искусству. План базилики, "латинский крест", с одним, тремя и даже пятью нефами (как в римских базиликах), с трансептом и апсидой, покрыт потолком уже не из дерева, а из кирпича. Фактически, одна из характеристик романской архитектуры - массивная и прочная конструкция, а стены сделаны так, чтобы выдерживать вес. Часто используются круглая арка, цилиндрический свод и поперечный свод, то есть с полукруглыми арками, которые опираются вместо элегантных колонн на колонны, способные выдерживать тяжести. Здания простые и практически не украшены. Окна немногочисленны. Свет проникает только через открытое на фасаде огромное круглое резное окно в форме розы.

В Италии этот стиль присутствует особенно в Пьемонте, Ломбардии, Тоскане и Венето, но они не одинаковые, так как везде присутствует местное влияние. Среди наиболее важных примеров романской архитектуры следует выделить: базилика Святого Амвросия, Сан-Дзено в Вероне, Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, Кафедральный собор в Модене и Миланский собор, Баптистерий и Пизанская башня.

Период средневековья также характерен и Готическим искусством (XIII-XV вв.). Готический стиль зародился во Франции в XII веке, но дошел до Италии только к началу XIII века. Главная особенность готической архитектуры в том, что она легкая, направленная вверх и вертикальная. Две характеристики отличают готический стиль от романского: преобладание пустого над полным, при этом большие окна с цветным стеклом делают интерьер церквей хорошо освещенным, а арки имеют стрельчатый свод. Снаружи здание украшено статуями, шпилями и другими декоративными элементами. Самый известный образец итальянской готики - Миланский собор.


Как и архитектура, готическая скульптура и живопись также отличаются яркостью и линейностью. Говоря о живописи, мы должны упомянуть двух художников, которые, несмотря на все еще близкие отношения с византийским, сумели обновить язык живописи: Ченни ди Пепо, также известный как Чимабуэ (1240 - 1302 гг.) во Флоренции, который считается учителем Джотто и основателем флорентийской школы живописи, и Дуччо ди Буонинсенья (1255 - 1319 гг.) в Сиене, основатель сиенской школы живописи. Заметным представителем готической живописи также является Симоне Мартини (Сиена, 1284 - Авиньон, 1344), ученик Дуччо ди Буонинсенья. Его живописный язык отличается орнаментальной элегантностью и особой нежностью, за что был приближен к поэтическому языку Петрарки. Он точно определяет контуры лиц и рук на ярком фоне.

Однако наибольшее вниманию следует уделить итальянскому художнику и архитектору, одной из ключевых фигур в истории западного искусства, Джотто ди Бондоне (1267 - 1337 гг.). Он считается одним из величайших художников этого периода и героем революционной живописи. Древняя традиция представляет его как ученика Чимабуэ, во Флоренции; но, вскоре, он превзошел своего учителя. Живопись Джотто простая, точная и яркая. Его главное произведение это фрески Капеллы Скровеньи в Падуе. Этот шедевр состоит из трех рядов панелей, изображающих моменты из жизни Христа и Девы. Фигуры, с интенсивностью показывающие их чувства всегда расположены на естественных фонах или трехмерных архитектурных пространствах, которые создают иллюзию глубины.

Несмотря на то, что период Средневековья не отличался обилием разных стилей, Романское и Готическое искусство подарили миру множество живописных творений и архитектурных сооружений, которые сохранились до сегодняшнего дня и являются достоянием итальянской культуры. Также этот период стал известен множеством великих художников, чьи работы стали настоящими шедеврами, такими как Чимабуэ, Симоне Мартини и Джотто ди Бондоне.

Стоить заметить, что важным обстоятельством для развития итальянской культуры была ее связь с античной традицией, что повлияло на искусство в период Средневековья. Наконец, одна из важнейших особенностей культуры итальянского Средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение, что принесло с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего Средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса, что стало величайшим культурным переворотом.

Читайте также: