Влияние культуры на коммуникацию кратко

Обновлено: 30.06.2024

Культура коммуникации является важным аспектом ее эффективности. Разумеется, под данным понятием подразумеваются этические нормы, которые необходимо соблюдать в процессе общения. Однако данные нормы не догматичны и могут меняться в зависимости от многих обстоятельств: национальность собеседника, его положение в обществе, внешние факторы общения и так далее.

Сегодня поговорим про взаимосвязь культуры и коммуникации, расскажем о языках и знаках, которые используются для общения, а также рассмотрим особенности этических норм в рамках делового взаимодействия.

Понятие коммуникации

Коммуникация – это общепринятый термин, которым обозначают различные методы обмена информацией. Разнообразные способы передачи и расшифровки данных – это и есть средства коммуникации, которая бывает:

пространственно-символьная и т. д.

Культура общения – это грамотное, соответствующее ситуации, использование средств коммуникации. Взаимодействие считается эффективным, когда между участниками беседы достигнуто максимальное взаимопонимание. Однако замечено, что даже общение на одном языке не гарантирует, что коммуникация будет успешной.

Качественная коммуникация позволяет наладить контакт, найти общий язык между собеседниками и избежать неправильного толкования изложенных мыслей, идей, предложений. Навыки общения будет полезно усовершенствовать. Это пригодится и в личной жизни, и в дружеском общении, и в бизнесе.

Понятие коммуникации

Простейшее общение присутствует и у животных. Человек же, эволюционируя, колоссально развил свою способность коммуницировать. Речь из примитивной разговорной и языка жестов развилась до письменной, образной и символьной. Но этот процесс развития речи одновременно и усложнил ее понимание, поэтому-то эффективная коммуникация и потребовала научного подхода и тщательного изучения.

Процесс эффективной коммуникации состоит из следующих элементов:

Коммуникатор – человек, передающий информацию.

Способ передачи информации.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Если все четыре элемента общения включены в коммуникацию, то наступает ее заключительный этап. Этот этап вносит ясность в уровень эффективности коммуникации.

Культура и коммуникация

Культура – чисто человеческая черта. Она родилась из способности и, что главное, желания человека изменять окружающий мир, создавать новую вселенную из вещей, символов. Связи и отношения между людьми тоже созданы человеком и имеют непосредственное отношение к культуре. Следовательно, такая важная часть жизни, как общение и коммуникации, являются неотъемлемой частью культуры.

Культура и коммуникация

Человек становится ярким и полноценным представителем своего народа и культуры, лишь пройдя процессы социализации и инкультурации. А путь этот возможен только через общение. Специфика человеческого общества полностью раскрывается именно через вербальное и невербальное, формальное и неформальное, межличностное, межгрупповое и межкультурное общение.

Абсолютно каждый контакт определяется уровнем культуры коммуникации собеседников.

В зависимости от особенностей культурных несоответствий в межкультурной коммуникации принято различать два вида культуры. Выделяют индивидуалистский и коллективистский виды. В индивидуалистских вариантах наибольший интерес человека направлен на себя, действуют люди в первую очередь ради собственных нужд, личность и индивидуальность являются наивысшими ценностями.

А вот в России, Японии, Китае, большинстве африканских стран преобладает коллективистский вид культуры, и главной ценностью человека становится ощущение себя частью коллектива. Такая вот особенность восточных народов. Представители этих культур на первое место ставят успешное межличностное взаимодействие, отодвигая свои личные интересы на задний план. Часто человек, его характер и компетенции оцениваются именно по его способности находить общий язык с другими людьми.

Естественно, каждый вид культуры влияет и на тип общения. Представитель индивидуалистической культуры предпочтет прямые, открытые формы общения и способы разрешить конфликтные ситуации. Вербальное общение он считает наиболее уместным и эффективным. А вот человек, воспитанный на ценностях коллективистских культур, предпочтет общение невербальное, избегая прямых взаимодействий. С его точки зрения именно такое поведение позволит ему лучше понять собеседника, быстрее найти с ним общий язык.

Язык и культура коммуникации

Как известно, ни одна культура не может существовать не изменяясь. В процессе жизни она эволюционирует, развивается, заимствует необходимые элементы у других культур. Вот это заимствование и назвали взаимодействием культур. Тут-то и обнаруживается, что зачастую различные культуры говорят на разных языках.

Оказывается, каждая культура, развиваясь, создает определенные системы знаков, очень специфичных и очень индивидуальных. Эти знаки и являются своеобразными носителями породившей их культуры. Создание и использование таких знаков – исключительно человеческая способность. Однако эта способность одновременно и усложняет человеку задачу понимания других культур. Овладение человеком такими знаками и знаковыми системами означает для индивидуума включение в чужую культуру.

Язык и культура коммуникации

Знаки делятся не несколько типов в зависимости от назначения.

Знаки-копии. Они не являются действительностью, но воспроизводят действительные явления (фотографии, макеты).

Знаки-признаки. Несут определенную информацию о предмете, его признаке (повышенная температура тела – признак недомогания).

Знаки-сигналы. Бывают зрительные, звуковые или иные. Несут информацию по договоренности (дорожные знаки).

Знаки-символы. Несут информацию о предмете. За основу берется и выделяется часть его свойств, признаков (герб государства).

Языковые знаки.

Сами по себе знаки не представляют никакой ценности и не несут никакой смысловой нагрузки. До тех пор пока они не входят в определенную знаковую систему. Все меняется, когда их в такую систему включают. К примеру, существует знаковая система этикета: различного рода приветствия, поклоны, рукопожатия, прочее.

Каждый из знаков имеет свою форму и вложенную в него определенную смысловую нагрузку. Смысловая нагрузка же несет в себе сконцентрированную и сложную по своему характеру информацию для тех, кто может ее прочесть. Важно понимать, что культура каждого общества может сохраняться только благодаря преемственности поколений.

Взаимное влияние друг на друга происходит во взаимосвязи коммуникации и культуры. Ярким примером являются свои представления о вежливости в разных культурах.

Вежливость как основа культуры коммуникации

Вежливость в общении никогда не бывает лишней или неуместной. Ее стоит соблюдать, даже если вы лицо наивысшего ранга, даже если вас оскорбили, обидели, обокрали.

Доброжелательно смотрите в глаза собеседнику, если хотите получить качественную коммуникацию. Если, конечно, у него нет вещей, притягивающих ваш взгляд больше, чем его глаза, – кольца в ухе, шикарного декольте, топора в руках, в конце концов. Если же собеседник в ответ не смотрит вам в глаза, можно предположить, что у него не совсем чиста совесть или же он не планирует возвращать вам взятое взаймы.

Здравый смысл может подсказать, что если перед вами ваш директор, инспектор ГИБДД или свекровь, то вызывающе смотреть в глаза собеседнику не рекомендуется.

Вежливость как основа культуры коммуникации

Человек, говорящий четко, внятно, не торопясь, вызывает желание выслушать его. Не стоит говорить слишком быстро (тараторить), особенно при вербальном общении. Тем более этого не стоит делать в серьезных или критических ситуациях. Не вовремя вернувшийся с работы муж, стучащий в дверь, – тоже не повод ускорить темп речи.

Медленная, манерная речь, когда слова намеренно растягиваются, тоже не рекомендуется.

Иногда человек, не находя достаточно аргументов и пытаясь стать более убедительным, применяет для этого силовые методы или воздействует на собеседника чем-то вроде тяжелого предмета. Имейте в виду, что это не особо соответствует общепринятым нормам, но окончательное решение все же за вами.

Дружеское похлопывание по плечу или по другой части тела также не всегда приветствуется. И оставьте в покое пуговицу, рукав, нос и остальные выпуклости собеседника. Если собеседник женского пола и не возражает, или возражает неубедительно, можете этот пункт не читать.

Во время беседы изо рта вылетают не только фразы. Случается, может вылететь слюна, кусок непрожеванного шницеля, конфета, вставная челюсть… Ну, тут, как говорится, два варианта: либо собеседник перестает с вами здороваться, либо отвечает тем же.

Приятный в общении и желанный собеседник – это, прежде всего, отличный рассказчик, который может интересно и остроумно рассказать о чем-то, что произошло с ним или с другими. Но даже если у вас нет секретов от окружающих, стоит воздержаться от частых и подробных историй из своей биографии.

Разные люди по-разному воспринимают один и тот же рассказ. Часть из них завороженно слушает и восторгается, некоторые откровенно скучают, ковыряют в носу, крутят пальцем у виска или с нетерпением ждут, когда вы закончите свое повествование. Поэтому во время беседы стоит присматриваться к реакции аудитории, и в случае необходимости вносить коррективы в свои высказывания.

Вежливость как основа культуры коммуникации

Темой для беседы не должны быть физические особенности кого-либо из присутствующих, необычные размеры носа, ноги, попы, груди… По возможности стоит воздержаться и от критики партнера, ведь это может спровоцировать различные неприятности.

Случаются и совершенно категорично настроенные собеседники, которые не приемлют никаких взглядов и утверждений, не совпадающих с их собственными.

Культура массовой коммуникации предполагает уважительное отношение к оппонентам, к их мнению, к их точке зрения. Умение слушать и слышать собеседника является ценным навыком для общения.

Культура деловой коммуникации

Существуют определенные правила, принятые в деловой среде, которые регулируют взаимоотношения людей в процессе их производственной деятельности. Такие коммуникации не возникают на пустом месте. Как правило, они встраиваются в уже существующие комплексы отношений. Стандарты поведения, ставшие полезными, оформляются в виде правовых норм. Таким образом формируется механизм, закрепляющий эти стандарты в деловой практике.

Культура деловой коммуникации

Культура делового общения не существует отдельно от общей этической культуры, а является ее неотъемлемой частью. Подразумевается, что деловой партнер – это не просто нужная персона, но в первую очередь – полноценная индивидуальность. То есть поступки культурного человека должны базироваться на этических нормах и нравственных принципах вне зависимости от ситуации.

Речь считается культурной, если соблюдаются следующие условия:

употребление выражений в правильном значении, с соблюдением произношения и ударений;

отсутствие в формулировках лишних слов;

соблюдение доброжелательной, приветливой интонации;

отсутствие обсценной лексики, слов-паразитов;

проявление вежливости, тактичности, готовности поблагодарить;

грамотная письменная речь с соблюдением правил стиля, структуры и оформления текста.

Коммуникации различают и по способу обмена информацией. Они бывают устные и письменные.

В зависимости от содержания общение подразделяется на несколько видов:

материальное (обмен продуктами деятельности, ценностями);

когнитивное (обмен информацией, знаниями);

мотивационное (обмен вдохновением, целями);

деятельностное (обмен навыками, умениями).

По средствам общения возможно деление на такие виды:

непосредственное. Осуществляется при помощи тела, его естественных органов;

опосредованное. Обеспечивается использованием специальных средств, гаджетов;

прямое. Личное, непосредственное общение;

косвенное. Происходит при помощи посредников.

Современный менеджер владеет всеми вышеперечисленными видами делового общения. Если компетентный руководитель обнаруживает в своем коллективе людей с особыми способностями, то со временем они становятся способностями всего коллектива. Этот процесс – результат высокой культуры деловых отношений, когда совпадают интересы общего дела и каждого индивидуума. Такие процессы оказывают влияние и на личность человека, на его культурное обогащение.

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры.

Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру.

Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру своего народа и в то же время участвует в ее развитии и сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и нормы своего поведения.

Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.

Галина, огромное спасибо за развивающие вопросы, интересные, глубокие, с юмором и заставляющие посмотреть на жизнь не только со своей несколько приземленной колокольни)) )
_________________________________________________________________

Как правильно сказано, происходит взаимовлияние этих двух явлений.

Вот еще выдержки из учебника:

Как было отмечено, только в общении с взрослыми и сверстниками маленький ребенок становится человеком. Только через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры. Только через общение человек может соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм — социум. В процессах социального взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное) , видах (формальное и неформальное) , типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Каждый из нас носитель определенной культуры, которая облегчает коммуникацию, понимание собеседника, но, с другой стороны, культурная идентичность имеет ограничительный характер, что и приводит к конфликтам и конфронтации. Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников.

Культура - результат "информационной деятельности" (коммуникации в том числе) группы людей, устойчиво присутствующий для этой группы длительное время (то или иное) . Коммуникации - информационные связи людей в группе.

Культура есть путь движение, направления. .
общение есть связь.. .
второй путь развития скажем так путь цивилизации.. .

Меня поражает Ваше умение задавать вопросы, на которые Вы знаете ответ. Только добавлю. что начало культуры - это смоковные опоясания (Быт. 3, 7), следовательно, она прикрывает нашу греховную срамоту. Если это понять, то, прображая себя, можно преобразить и культуру вокруг себя

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Коммуникация в культуре

Современные науки многое ставят под сомнение. Сомнение же должно являться своеобразным толчком для поиска истинных знаний. Однако в гуманитарных науках все обстоит далеко не так просто. Сомнение в гуманитарных знаниях рождают ещё одну позицию, ещё одно мнение, ещё одну истину. И как же трудно новым молодым ученым, они, которые принимают наследие предков, ставят все и под сомнение, рождая новые позиции. Задумываясь над этим бесчисленным дроблениям научных знаний, сам погружаешься в плюрализм.

Как и любая научная робота, моя начинается с оговоренных пределов, вследствие чего и предлагаю следующие термины, выбранные в единичном числе из большинства.

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. [1]

Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. [2]

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях; и

- передаваемая последующим поколениям. [3]

Предлог — часть речи, служебное слово, оформляющее подчинение падежной формы имени др. знаменательному слову и выражающее при этом разнообразие отношения к предметам со стороны их действий, других предметов, состояний и признаков. [4]

При более глубоком анализе возникают проблемы. Термины взяты из разных областей исследования и по чьей-то (явно не доброй) воле сошлись в месте. И вот мы попытаемся их соединить.

Таким образом, можно сказать: коммуникация - совместная деятельность коммуникантов коммуникации (и хоть одно неизвестное нельзя доказывать через другое неизвестное, в данном случае мы допускаем это). Вспомним их (культуры и коммуникации) латинские корни. Communico - делаю общим. Cultura – возделывание. То есть получается, что коммуникация становится полностью самостоятельной и отстраняет от себя культуру и полностью её даже подчиняет. Что же мы имеем? Подчиняющая коммуникация и подчиненная культура. Например, встретились две личности коммуникации и в ходе их совместной беседы родилась культура, которой и являлась сама беседа. А если они договорились даже конференцию провести на предмет своей беседы, то это явный, на мой взгляд, признак культуры – в лице духовных ценностей.

Итак c ommunico - делаю общим; сultura – возделываю. Скалдывая эти два слова получаем: делаю общим в культуре и передаю моим детям. Вывод: я сотворил (без культуры), обобщил в культуре, которая чудным образом родилась из ничего, и передал детям, при этом, говоря, что это и есть то, чем они должны заниматься всю оставшуюся жизнь. Получается так. Коммуникация - это явление культуры-коммуникации, где культура сама по себе определяется полупроводником, инструментом. (Однако напомню, что культура и коммуникация равнозначны!)

Выстроив вышеописанные гипотезы, предлагаю свой вывод, их обобщение.

Коммуникацией можно назвать механизм развития культуры, определяющий способ ее развития и бытия в историческом пространстве. Коммуникация в культуре выступает как средство познания мира и его преобразования. Как то - отец передал сыну, а сын, видя старость сохи, изобретает комбайн. При обобщении же формируется общественное сознание, воспитывается личность.

В культурологии понятие коммуникации употребляется в социокультурном аспекте, так как социокультурный смысл коммуникации связан со спецификой обмена информации в социуме, в отличие от общенаучных (как средство связи любых объектов), философских, информационных (коммуникация как канал передачи) определений.

В самом общем определении культуры, коммуникацию мы видим как формирование, функционирование, развитие связей и отношений носителей культуры во времени и пространстве. Это, прежде всего, всевозможные связи человека не только с социумом, но и с миром природы, а также, конечно, своим внутренним миром. Тем самым культура, представляет собой системность взаимоотношений. И безусловно вне этих связей не может существовать никакое общество.

Становление же, развитие этих связей и отношений - это становление и развитие социума, который, порождает все более новые формы связей. Эти связи, с дальнейшим определением и уточнением, составляют саму суть коммуникаций.

Так отдельный человек осознает себя на своем месте, которое имеет свой особый смысл внутри целого и определяется им. Коммуникация сводится здесь к коммуникации отдельного члена с организмом.

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру. Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру своего народа и в то же время участвует в ее развитии и сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и нормы своего поведения. Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации .

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.

Вопрос взаимодействия культур? Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их понимать друг друга через определение этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. Этот обмен может происходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры.

Культура это глобальное явление общества, но так же не стоит забывать и о субкультурах.

Так, на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей культурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций.

Из моих наблюдений в области коммуникации в культуре, можно сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.п. Во взаимосвязи же культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга.

Список использованных источников и литературы:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:Юнити-Дана, 2002. - 352с.

2. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.– М., 1986

3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр Владос: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002


Статья посвящена национальным и культурным факторам, которые характеризуют особенности деловой культуры и деловой коммуникации той или иной страны.

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности

Стремительные изменения в социально-экономических условиях мирового пространства привели к тому, что экономика и бизнес столкнулись с такими проблемами, которые им были незнакомы ранее. Коммуникация между партнерами стала основной проблемой бизнеса [10, с. 143].

Эффективная внутренняя и внешняя коммуникация стала стратегическим ресурсом для бизнеса. На этом фоне наблюдается взрыв интереса к культуре, к культурному разнообразию и межкультурному взаимодействию, особенно актуально предпринимаются массовые попытки исследования ценностей национальных культур применительно к культуре деловой. Это актуализирует поиски оснований межкультурного диалога в деловой сфере, требует переосмысления сложившихся традиций и новых теоретических поисков в смежных областях — лингвистике и культурологии, этике и менеджменте. Таким образом, вопросы межкультурного диалога приобретают особую актуальность [10, с. 143].

Актуальность исследования культурного аспекта в деловой культуре и в деловых коммуникациях так же обусловлена рядом причин. Взаимозависимость культур в современном мире становится с каждым днем все очевиднее и проявляется на всех уровнях жизнедеятельности человечества, в частности в деловой сфере. Повышенный интерес к проблеме культуры ведения бизнеса, ее роли в социуме и различных сферах общественной жизни тесно связан с проблемами культурологического характера.

Актуальным становится так же исследование процессов адаптации к инокультурной среде, где в качестве предмета исследования выступают не только новые ценностные стандарты, но и механизмы взаимодействия уже существующих норм культуры.

Существует множество причин, прежде всего экономических, которые привели бизнес к тому, что он перестал выполнять ту функцию, которую выполнял пару сотню лет назад, а именно функцию обточки и переламывания культуры, приспособления ее под нужды модернизации. В нынешнее время бизнес стал приспосабливаться к сложившимся культурным особенностям. Особенно это касается тех стран, в которых он существует или переносится.

Национальные особенности деловых культур наиболее ярко проявляются в ситуациях кросс-культурных контактов и часто служат причиной непонимания, неприязни, негативного отношения. Деловая культура обладает сильной инерционностью, процесс развития ее основан на сохранении преемственности [4, с. 72–77]. Важнейшей характеристикой деловой культуры является ее взаимосвязь с внутренней тканью национальной культуры. Кроме того, принципы деловой культуры являются социально одобряемыми в большинстве национальных культур мира. Именно нематериальные элементы национальной культуры являются определяющими в становлении структуры деловой культуры. К ним относят традиции, правила, ценности, нормы, ритуалы, обычаи, модели поведения, язык и символы деловой культуры. Культура выступает как среда, внутри которой происходит функционирование деловой культуры в качестве субкультурного образования. Соответственно, возникает необходимость сделать небольшой сравнительный анализ деловых культур различных стран, а также показать влияние различных факторов национальной культуры на развитие деловой культуры и коммуникации.

Большой проблемой, на сегодняшний день, является недопонимание между Западной и Восточной деловыми культурами. Россия, на наш взгляд, стоит между этими двумя огромными пластами. Например, западные бизнесмены, при общении думают в основном о себе. Им важно донести свою точку зрения до собеседника, а иногда даже навязать ее. Такая тенденция наблюдается и в России. В Японии бизнесмен всегда подчеркивает, что ему хочется узнать вашу точку зрения. Что же касается Китая, то они уважают чужие культуры и их достижения, но не считают их равными своей культуре и достижениям, во всем стремятся доминировать. Собственные приоритеты и ценности китайцы ставят гораздо выше чужих, и редко слушают мнение других людей, делают все по-своему.

То, как люди убеждают других и какие аргументы приводят, на прямую зависит от национальных религиозных, философских, образовательных традиций. Западный руководитель выстраивает цыпочку четких доводов и аргументов, интересуется мнением коллег и служащих. В Японии принят коллективный порядок принятия решений, все люди разделяют ответственность за результат и чувствуют свою сопричастность. В Китае руководитель — главное лицо и принимает решения самостоятельно, в дальнейшем отдает распоряжения сотрудникам, которые должны беспрекословно их исполнять. В России царит самодержавие: я — начальник, как сказал, так и будет.

В России каждый привык тянуть одеяло на себя.

В Японии превалирует коллективизм. Здесь не встретишь кричащего различия между богатыми и бедными, интеллектуалами и простыми людьми, здесь нет острых социальных конфликтов. У японцев существует четкое понимание того, что все они — члены одного сообщества, поэтому никого нельзя обижать.

Религия с играла большую роль в становлении деловой культуры. Протестантизм требовал рациональной власти над миром, что было невозможно без преобразования себя и мира. Конфуцианский рационализм отстаивал давно сложившийся образ справедливости, который следовало поддерживать. И даже сейчас, прежде чем приступить к переговорам, китайцы все основные вопросы предварительно решают через посредников. Ведь в таком случае не они, а посредник несет ответственность за надежность компании [2].

Отношение протестанта к труду, к бизнесу во многом предопределила идея профессионального призвания, исходя из которой богатство морально оправдывается. Протестантские догмы осуждают желание быть бедным. Протестантизм способствовал распространению духа предпринимательства, рационализма, прагматизма, заострял внимание на качестве труда. Американцы привыкли воспринимать каждую фразу дословно. Ирония, скрытый смысл или языковые изыски сбивают их с толку.

Местоположение страны тоже играет значительную роль в становлении деловой культуры и манеры общения.

В Японии важным фактором является ограниченность территории и изолированность от событий происходящих на материке. Для японцев характерна высокая степень оседлости, они жили на одном месте, научились тщательно прорабатывать ближнее пространство. Люди жили на ограниченном пространстве и даже не имели необходимости торговать. Им хватало всего. Соответственно, в манере общения нет никакой напористости или агрессии.

Многие исследователи полагают, что основные черты российской культуры и менталитета народа связаны с природными факторами. Так, Р. Льюис считает, что основными факторами формирования менталитета русского народа являются суровый климат и огромные пространства [8]. Ландшафтные условия (непроходимые леса), особенности климатической зоны (короткое суровое лето), особый вид хозяйственной деятельности славян (подсечное земледелие) предполагали только групповую деятельность, не позволяя развиться индивидуальному земледелию, и как следствие, лишали индивида возможности существовать вне общины [5].

В Европе было развито скотоводство, требующее больших территорий и предполагающее постоянное перемещение. Европа все время стремилась к экспансии. Велись большие географические открытия, захватывались новые земли. Это выработало привычку к миграции и охоту к перемене мест.

Важно также отметить, что даже в своей стране бизнесмены и предприниматели отличаются в силу своего регионального расположения. Например, московский и сибирский бизнесмены; предприниматель из Техаса и Нью-Йорка. Так же существуют и дополнительные различия: тип предпринимательской сферы, масштаб сделки, возраст, образование и даже пол. Поэтому требуется разработка новых стратегий, ориентированных на активизацию не только национально-культурных потенциалов общества, но и психических, ментальных и духовных внутриличностных ресурсов каждого человека. Это предполагает изучение не столько приспособления людей к инокультурной среде, сколько их включение в интегративные процессы, имеющие место в межкультурном взаимодействии, ориентированном на организацию поведения личности не только в стабильных, но в первую очередь — в неравновесных мультикультурных ситуациях. Нельзя не согласиться и с тем, что в большей степени деловые отношения между представителями разных стран зависят и от близости их культур. Необходимо также преодолевать кросс-культурные барьеры посредством глубокого исследования культуры партнера [9, с. 201].

Основные термины (генерируются автоматически): деловая культура, культура, национальная культура, Россия, Япония, ценность, деловая коммуникация, деловая сфера, западная культура, межкультурное взаимодействие.

Читайте также: