Описание дворца морского царя из сказки кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания персонажа

Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.

Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).

У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.

В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.

Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом.

История и образ Морского царя

Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.

У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.

В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.

Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.

Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно. Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.

Морской царь в культуре

Но, прибыв на место, видят жуткий беспорядок, поэтому быстро приводят царские покои в надлежащий вид. Растроганный царь влюбляется в Настасью и просит Кикимору приготовить любовное зелье, чтобы русская красавица ответила ему взаимностью. Но богатыри, как водится, поспели вовремя. В финале Настасья поняла, что любит и готова простить Добрыню.

А Морской царь под действием волшебного зелья женится на помощнице, Брунгильде. Красивые картинки, много смешных моментов и узнаваемые персонажи пришлись по вкусу детям.

Ребята вы наверное знаете сказки в которых героям приходилось путешествовать по подволному царству вспомните и запишите как мог выглядеть дворец морского царя.


Украшен ракушками, водоросли.


Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно : то в синем море, то на острове, то в Ильмень - озере.

Когда он пляшет и развлекается — на море шторм и поднимается буря.

Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских.

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол : Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы.

Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря ; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы ; Верхи под чешуей великих рыб бугры ; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных, Там трон — жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипетром водам повелевает.

Так они продолжали плыть, пока впереди в воде не появилось разноцветное сияние.

– Вот, – воскликнула русалочка, показывая рукой в сторону таинственного света, – там находится дворец моего отца.

По мере того как путешественники приближались, вода вокруг заиграла всевозможными красками. Откуда-то из глубины поднималась огромная скала, на вершине которой стоял дворец необыкновенной красоты. Вернее, он и был вершиной этой горы, напоминающей кратер вулкана. Его стены состояли из разноцветных кораллов, украшенных гирляндами красивейших подводных растений.

Разноцветное сияние излучали различные подводные существа. Это были и медузы, и мельчайшие подводные рачки, и какие-то невиданные рыбы. Создавалось впечатление, что этим существам самим нравилось светиться и освещать воду около нерукотворного строения. Если кто-нибудь из них начинал тускнеть, то его место занимал другой, стараясь перещеголять в свечении предыдущего.

Сначала он их не видел, но по мере приближения ко дворцу те стали появляться неведомо откуда и плыли в одном направлении с ними. Они приветливо махали руками русалочке и с удивлением смотрели на казака, которого та тянула за собой.

Вскоре внимание Степана полностью переключилось на дворец подводного Царя. Он спросил:

– Ты не знаешь, как глубоко начинается эта скала?

– Это же океан! Здесь такие глубины, что ни одно живое существо не может добраться до дна! Ведь если туда нырнуть, то толстый слой воды легко может тебя раздавить. Правда, ходят слухи, что и там кто-то есть. Но если это и так, то они никогда не смогут всплыть сюда, к поверхности. Ведь всплыви те к поверхности, давление воды на них сильно уменьшится и их просто разорвёт.

Степан стал осматривать окрестности дворца:

– Странный какой дворец! К нему не подходит ни одна дорога.

Русалочка опять рассмеялась:

– А зачем? Ну посмотри: кто будет тут ездить по дорогам? Здесь же все плавают! А если кто и не умеет плавать, то, будь уверен, при необходимости его сюда доставят. Смотри, – она показала рукой, – видишь в самом низу дворца большое отверстие? Это ворота морского Царя. Только он может, сидя в своей любимой раковине, запряжённой тремя морскими конями, вплывать и выплывать из них.

Сам дворец представлял собой огромный конус, в основании которого были видны эти ворота. Выше них по всему периметру здания чернели тоже довольно крупные отверстия. Над ними следующим рядом располагались более мелкие. Над теми ещё меньше. Так, всё уменьшаясь и уменьшаясь, поднимались они почти к самой вершине. Крыши у дворца не было, а внутри он был пуст.

– Зачем же здесь столько ещё рядов дверей и окон?

– Ну, во-первых, здесь только входные отверстия. Ладно, пусть по-вашему двери. Окна во дворце совсем не нужны. Как только мы попадём внутрь, ты сам поймёшь почему! Двери же расположены не просто так: большие ворота сделаны, как я тебе уже говорила, только для морского Царя. И никто больше не смеет к ним приближаться!

– А если кто-нибудь попробует в них войти?

– Такого за всю историю царства никогда не случалось. Я думаю, нарушителя просто казнят, то есть отправят на съедение хищникам, в которых в подводном мире, как ты сам понимаешь, недостатка нет. У нас ведь нет тюрем. Так что тут всё гораздо проще. Ладно, слушай дальше. Первый нижний ряд больших дверей над царскими вратами – это для главных водяных самых больших рек на земле. Второй ряд – для рек поменьше. Ну и так далее. Не буду утомлять тебя рангами обитателей подводного царства. Только можно добавить, что несколько верхних рядов сделаны для русалок.

– Тогда скажи, какое окно предназначено для твоего дяди, который живёт в омуте нашей реки?

– Для дяди – второй ряд снизу.
– А для тебя?

– Для меня всё гораздо проще: я могу заплыть куда захочу.

– Так ведь я уже тебе говорила, что я дочь Царя!

– И ты можешь вплывать даже в царские врата?

– Даже в них. И мы сейчас туда направляемся.

– А как же я? Как ты сама понимаешь, что в моём положении можно уже ничего не бояться. Но в то же время совсем не хочется быть ещё и казнённым! Ведь если есть закон, он обязателен для всех!

– Конечно, закон есть. Но если есть закон, то, понятно, бывают и исключения. Ты ведь со мной? А раз так, тогда вперёд!

И она, взяв за руку Степана, потянула его к царским вратам. Все проплывающие мимо русалки бросали на них завистливые взгляды. Казак недоумевал, почему все так им завидовали. Подумаешь, они поглубже нырнули! Вон, отплывите в сторонку и ныряйте сколько хотите!

Когда они близко подплыли ко дворцу, стало ясно, почему ещё издалека тот казался таким красивым. Дело в том, что это гигантское строение было сотворено не из камня, а выращено из огромнейших колоний разноцветных кораллов. Нижний его ряд состоял из драгоценных красных. Он простирался до третьего уровня входных отверстий. Дальше стены были уже из чёрных кораллов, потом из жёлтых, белых, зеленоватых, розовых… Тут ещё надо добавить, что дворцовые стены были с множеством гротов, пещер и пещерок, в которых плавали разноцветные коралловые рыбки.

Казалось, дворец жил сам по себе какой-то своей особенной жизнью, шевелясь, плавая и блестя на солнце разными оттенками цветов. Трудно было оторвать от этого взор!
Степан застыл, заворожённый этой неземной красотой. Действительно – неземной! Такое возможно было сотворить только под водой!

Русалочка потянула его в царские врата:

– Хватит тут плавать! Давай вперёд!

Они вплыли во дворец и… Степан опять остановился как вкопанный. Вокруг так всё блестело и сверкало, как не может сверкать даже самый красивый драгоценный камень! Да какой там драгоценный камень! Так не могла сиять даже гора прекраснейших самоцветов!

Теперь русалочка его не трогала и не подгоняла, а дала возможность полюбоваться чудесным видом. Прошло немало времени, пока он пришёл в себя и спросил:

– Что это такое?! Откуда такая красота?!

– Тут всё просто и одновременно непросто. Просто потому, что это блестят отполированные кораллы. А непросто потому, что их надо было вырастить в определённом направлении, полировать, сделать стены и пол дворца так, чтобы они отражали солнечный свет, падающий сверху, преломляли его лучи и усиливали отражённые цвета разноцветных кораллов, соединяя сияние между ними и рассеивая свет в толще воды. А теперь посмотри, почему на нас смотрели с такой завистью другие русалки: видишь, они расположились на выступах стен около тех отверстий, в которые они вплывали. Там место каждой из них. И они не имеют права спуститься ниже. Поэтому и довольствуются только тем видом, который находится вокруг них и немного ниже. Остальную всю красоту могут видеть лишь единицы морских обитателей, которым это разрешено. Полную же картину этого убранства может созерцать только Царь морей и океанов. Ну и мы с тобой. Теперь хватит смотреть. Пора. Нас уже давно ждут.

– Тот, к кому мы так долго плыли. Или мы сюда просто так добирались, любоваться красотой подводного мира?

Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Когда он пляшет и развлекается — на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских. В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных, Там трон — жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный Царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипетром водам повелевает. Одежда царская — порфира и виссон, Что сильные моря несут ему пред трон. (М. Ломоносов)

Иван Царевич. Молодой и красивый. Бесхитростный, простоватый, непослушный, но честный и храбрый.

Василиса Премудрая, дочь морского царя. Умная, находчивая, красивая и молодая. Находит выход из любых ситуаций. Верная и добрая, преданная.

Царь. Легкомысленный, трусоватый, честный.

Морской царь. Хитрый, коварный, злобный. Любит, чтобы все было по его хотению.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Исполняя обещание отца, Иван Царевич отправляется к Морскому царю и влюбляется в Василису Премудрую. Они бегут от Морского царя и после многих приключений женятся.

Сюжет — краткое содержание

Морской царь ловит за бороду царя, а тот обещает отдать Морскому царю то, про что в своем царстве не знает.

Иван Царевич вырастает и отправляется выполнять обещание отца, но старушка подсказывает ему, что делать на берегу озера.

Иван Царевич знакомится с Василисой Премудрой, и красавица обещает ему помочь у Морского царя.

С помощью Василисы Премудрой, Иван Царевич выполняет задания Морского царя, и они бегут на землю.

Морскому царю не удается поймать беглецов, но Иван Царевич забывает Василису и хочет свататься к другой.

Василиса Премудрая посылает голубок, и Иван Царевич вспоминает свою любимую, играется свадьба.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со слюнками, которые Василиса Премудрая оставила прикрывать свой побег. Слуги Морского царя не могли сообразить, что разговаривают не с Иваном Царевичем, а со слюнками, а это дало время беглецам убежать подальше.

План произведения для пересказа

  • Борода в озере.
  • Опрометчивый обет.
  • Иван Царевич и старушка.
  • Голубки на озере.
  • Василиса Премудрая.
  • Первое задание Морского царя.
  • Второе задание Морского царя.
  • Невыполнимое задание.
  • Слюнки Василисы Премудрой.
  • Слуги гонятся за беглецами.
  • Морской царь гонится за беглецами.
  • Забывчивость Ивана Царевича.
  • Свадьба.

Главная мысль

Для настоящей любви и верности нет никаких преград, они всегда побеждают.

Чему учит эта книга

Сказка учит уметь держать слово, учит честности и справедливости. Учит помогать друг другу, не сдаваться и не отчаиваться. Учит хранить верность в любви. Учит смекалке и находчивости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта красивая народная сказка. Хотя главным ее героем является не Иван Царевич, а Василиса Премудрая. Именно она заслуживает любви и уважения, потому что была мудрой, смелой и умела постоять за свое счастье. Без ее помощи Иван Царевич ничего бы не достиг.

Новые слова и выражения

Студеная вода — очень холодная вода.

Поехать восвояси — поехать своей дорогой, прочь.

Дело неминучее – неизбежное.

Ненароком — случайно, невзначай.

Не докучай — не приставай, не надоедай.

Пословицы к произведению

Мудрому и счастье к лицу.

Смелость города берет.

Давши слово, держись, а, не давши, крепись.

Мудрость в голове, а не в бороде.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Читайте также: