Влияние гуманистических идей в литературе искусстве и архитектуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историческая и культурная эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в 14 веке в Италии и завершается в 17-м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение (период расцвета), Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение (в Англии и Нидерландах)

Основные философские идеи эпохи Возрождения – это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала. Все

эти принципы являются гуманистическими, то есть в центре их стоит человек, они утверждают человека (homo).

Возможности и положение личности в социуме должны зависеть от ее собственного ума и талантов, а не от происхождения – отмечали мыслители эпохи Возрождения. Ведь в то время социальное происхождение человека: то ли крестьянин, то ли вассал, то ли аристократ – очень строго определяло всю его дальнейшую жизнь, правила поведения, все дозволенное и недозволенное ему, все, чего он имел право достигать.

В это время культура и искусство выходят из-под власти средневековых церковных догматов,

но не порывают с верой в Бога. Именно поэтому культура Возрождения уже носит светский, а не религиозный характер, как средневековая. Увлечение “идеальным”, “духовным”, “небесным” уступает теперь интересу к познанию реального, земного мира, как когда-то было в античности.

Природа теперь рассматривается как гармоничный мир божественной благодати, следовательно, обожествляется. Отвергнута идея греховности человека и его тела, царившая в средневековье. Теперь красота человеческого тела воспевается художниками и писателями.

Термин “Возрождение”, собственно, и возник, описав возврат к ценностям античного мира: идеалам красоты, радости, совершенства в искусстве, а также возвращение к идеям гармонии духовного и телесного в человеке. Даже герои традиционных библейских сюжетов (мадонны, святые) на картинах художников эпохи Возрождения впервые приобретают черты реальных людей.

Мыслители, поверив в безграничные возможности человека изменять мир к лучшему, ищут модель идеального общества. Так рождаются утопии (в переводе с греческого – место, которого нет) – идеальный остров “Утопия” в романе Томаса Мора и “Город солнца” Фомы Кампанеллы.

Выдающиеся представители Возрождения в живописи и архитектуре: Скульптор Донателло, художники Джотто, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Альбрехт Дюрер, художник и инженер Леонардо да Винчи и другие.

Выдающиеся представители Возрождения в литературе: Мишель де Монтень, Уильям Шекспир, Франческо Петрарка, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Лопе де Вега. У истоков Ренессанса также стояли такие средневековые творцы как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо.

Гуманисты и гуманизм эпохи Возрождения – явление сложное и неоднозначное в оценках историков, культурологов и философов. Но бесспорен тот факт, что впервые в истории цивилизаций появляются вестники новой культуры – гуманисты ("humanus" в переводе с латыни – "человечный"), явив гуманную мировоззренческую позицию для всего человечества и для отдельного индивида. Сосредоточив внимание на индивидуальных способностях человека вне зависимости от его высокого социального статуса и титула, гуманизм эпохи Возрождения отдает приоритет образованности, талантам и личным добродетелям.

гуманизм эпохи возрождения

Антропоцентризм

гуманизм в эпоху возрождения

Идеи гуманизма в искусстве

антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения

Вошедший в историю развития человеческой цивилизации как период взлета искусств, развития науки и грандиозный переворот в мироощущении людей, гуманизм эпохи Возрождения подготовил почву для дальнейшего развития цивилизации Нового времени.

Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Отсюда возникает главный философский принцип эпохи Возрождения - антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. В эпоху Возрождения устанавливаются новые отношения с Богом, образ которого очеловечивается. Достаточно посмотреть на фрески в ренессансных архитектурных сооружениях, чтобы убедиться в этом. Божество предстает страдающим и размышляющим, физически привлекательным, при этом наделенным национальными чертами, присущим разным странам и народам, в зависимости от того, где трудился над образом творца ваятель или живописец.

Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Аппенинском полуострове более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой развитой страной средневековья. В Италии было больше крупных городов, чем где бы то ни было, а идеи гуманизма могли зародиться только в свободной городской среде. Итальянские купцы совершали дальние торговые экспедиции, мир пред ними раскрывался во всем своем величии и многообразии. Далекие поездки формировали новый тип человека -предприимчивого, деятельного, привыкшего в опасных ситуациях рассчитывать только на себя. Во многих итальянских городах открывались университеты, где наряду с богословием изучались и науки необходимые для жизни. Важнейшими социально-психологическими предпосылками Ренессанса являлись великие географические открытия, изобретение книгопечатания, вытеснение ремесленного хозяйства мануфактурами.

Современная система жанров литературы и искусства в значительной мере оформилась в период Ренессанса. Интерес к внутреннему миру человека и его внешним проявлениям находит свое выражение в жанре портрета. Гениальные ренессансные живописцы Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Караваджо.

Лирика Франческо Петрарки, Пьера Ронсара, Уильяма Шекспира, Луиса Камоэнса. В эпоху Возрождения главным жанром лирики был сонет. Все перечисленные выше поэты писали сонеты, им удавалось в четырнадцати строках сонета передать творческую устремленность, мечту о поэтическом бессмертии, обретение любви и утрату возлюбленной.

Это в значительной мере объясняется тем, что именно церковь выступала заказчиком. Однако евангельские сюжеты наполняются конкретными наблюдениями художника, его реальным жизненным опытом, происходит обмирщвление религиозных тем, зачастую небесное сходит на землю, обретая современную конкретику. На полотнах ренессансных художников мир прекрасен, а человек идеален. В знаменитой скульптуре Микеланджело образ Давида соединяет в себе героическое начало и эстетическое совершенство человека. Историки искусства характеризуют творческий метод писателей и художников эпохи Возрождения как прекрасный реализм.

Шекспировские персонажи - Ричард III, Макбет, Яго - следуют наставлениям Макиавелли, не будучи непосредственно знакомы с его сочинениями. Но гуманизм на исходе эпохи Возрождения переживает кризис. Свобода воли была обращена во зло на подавление и истребление тех, кто не подчинялся сильной власти, тогда как начало Ренессанса было преисполнено радостных надежд на освобождение человека от духовных пут средневековья.


В уроке говорится о становлении искусства раннего Возрождения. Рассматриваются теоретические основы градостроительства, заложенные Леоном Батистой Альберти. Описываются произведения искусства, созданные Филиппо Брунеллески, Мазаччо и Донателло.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Идеи гуманизма в искусстве раннего Возрождения"


В ходе занятия вы узнаете о развитии градостроительства, архитектуры, живописи и скульптуры в эпоху раннего Возрождения.

К началу XV века в Италии сложились государственные образования, которые не были связаны с феодальной системой. Они назывались республики и сеньории. Вместе с этим возникло новое отношение к человеческой личности, которая вышла на первое место в мироздании. Тело человека было провозглашено самым совершенным творением природы. Признание эстетической ценности личности человека определило новое мировоззрение эпохи – гуманизм. Идеальные античные формы были объединены с чистотой христианской души. Это привело к формированию особого комплекса культуры, получившего название Возрождение, или Ренессанс.

Итальянское возрождение делится на три периода: раннее, Высокое и позднее.

Новое видение человека привело к необходимости создания новой среды обитания. Идеальный город Возрождения представлялся разомкнутым пространством, в котором человек бы чувствовал себя свободно.

Идея разомкнутого пространства стала главной идеей эпохи кватроченто. В период итальянского кватроченто впервые стремление к учёности, образованности соединилось с попытками овладения прекрасными формами античного искусства.

Важной составляющей города стал соборный купол. Его сфера символизировала вселенную, в центре которой Бог. А ядром идеального города была площадь – символ мира, открытого во все стороны.

Теоретические идеи Альберти применил на практике флорентиец Филиппо Брунеллески.


Он создал ренессансное городское пространство и ренессансный тип культовых и светских зданий. Брунеллески – автор прекрасного купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. При сооружении восьмигранного купола архитектор применил абсолютно новую конструкцию: он сделал купол из двух оболочек. Внутренняя опиралась на мощные столбы, обозначающие подкупольное пространство. Внешняя оболочка поддерживалась несущими рёбрами, сходящимися к фонарю.


Аркада Воспитательного дома завершается антаблементом, над которым возведён второй этаж с прямоугольными окнами, украшенными треугольными фасадами.

Напротив Приюта невинных построили аналогичную лоджию дома Братства сервитов (слуг Девы Марии), которая вместе с портиком церкви Сантиссимы Аннунциаты образовала площадь. Это новый тип ренессансной площади, напоминающей клуатр – глухой монастырский дворик.

Новый облик приобрела даже традиционная трёхнефная бизилика. Например, церковь Сан-Спирито. В основу плана церкви положен латинский крест. Её архитектор, Филиппо Брунеллески, прорезал сцены и трансепты одинаковыми полукруглыми нишами-капеллами знатных семей Флоренции. Проёмы ниш украшены коринфскими полуколоннами. Такие же колонны размещены по периметру трансепта и апсиды. Брунеллески удалось превратить зал церкви в настоящий лес колонн.

Боковые нефы церкви Сан-Спирито перекрыты лёгкими парусными сводами. Такой же свод использован и при создании купола. Он словно зонтик разделён на сегменты.


Между коринфской капителью и пятой арочного свода центральной колоннады Брунеллески разместил фрагмент антаблемента, в результате чего аркада приобрела античный вид.

Площадь как символ нового структурированного мира отразилась и в живописи. Всё чаще стало использоваться изображение городского пространства как фона и места действия. Рамы картин уподобились архитектурным проёмам, через которые можно рассматривать улицы города.

Открытие законов перспективы в живописи связано с именем Мазаччо. Он стал выстраивать изображение от зрителя, уводя его внутрь фрески. Сделать это удавалось благодаря соединению линий в одной точке, находящейся в центре картины. Такую перспективу назвали итальянской.

Наиболее наглядно это проявилось во фресках капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.


Внизу лежит тело Анании. Событие на фреске связано с решением владельцев домов, уверовавших в Воскресение Христа, продать своё имущество и раздать деньги беднякам. Анания продал свой дом, а часть денег утаил. Апостолы публично уличили его во лжи.

Мазаччо использовал в основном розовые, синие и охристые тона в одежде. Для фона он выбирал коричневые, серые и зелёные оттенки. Благодаря цвету он насыщал воздух пространством, а фигуры казались осязаемыми.

У подножия креста стоят Дева Мария и апостол Иоанн. Лицо Девы Марии обращено к зрителю. Являясь связующим звеном между Богом и человеком, она сдержанным движением руки указывает на распятого Христа.

Перед аркой изображены заказчики росписей для церкви Санта-Мария Новелла.

Мазаччо удалось словно раздвинуть стены церкви, создав иллюзию углублённого пространства. Две колонны с ионическими капителями образуют арку, которая поддерживает свод уходящей вглубь капеллы. В перспективе она завершается ещё одной аркой с такой же парой колонн.

Соединив античную бесстрастную телесность со средневековой одухотворённостью, Донателло создал гармоничный образ человека Возрождения. Его статуя библейского пастушка Давида соответствует античным идеалам.

По библейской легенде, Давид сразился с великаном Голиафом и одержал над ним победу. Донателло изобразил его уже после совершения подвига. В спокойном облике юноши нет никакой героики.

Античный хиазм придаёт фигуре естественность. Давайте вспомним, что такое хиазм. Это приём изображения фигуры человека, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

Вес тела Давида смещён на правую ногу. Его левая нога опирается на голову Голиафа. Использование хиазма даёт возможность создать контраст напряжения и расслабления в нижней части фигуры. То же самое наблюдается и вверху. Правое плечо уходит вниз и кажется расслабленным. При этом видно усилие левой руки, которая упирается в бок. Поворот торса и наклон головы усиливают жизненность образа.

Статуя Давида стояла во дворе палаццо Медичи и была рассчитана на круговой осмотр. Пластика фигуры менялась по мере передвижения зрителя.


Донателло создал одну из первых конных статуй в искусстве Возрождения. В памятнике кондотьеру Гаттамелате, установленному в Падуе, запечатлён образ простого человека, прославившегося благодаря своим победам. Поднятый на высокий пьедестал всадник торжественно парит над городом. Кондотьер одет как римский император. Он легко и свободно восседает на коне и без усилий управляет им. Донателло умышленно уменьшил размеры всадника и увеличил массу коня. Этим он подчеркнул волевое превосходство человека над могучим животным. Поражает мастерство скульптора в передаче мелких деталей. Тщательно выполнены застёжки жезла и колёсики шпор.

Читайте также: