Влияние автотранспорта на здоровье человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выхлопные газы автомобиля могут нанести вред здоровью, и достаточно серьезный. Прежде всего, оксид углерода или угарный газ, не имеет вкуса и запаха, но при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам. Сернистый бензин и создаваемый им оксид серы – одна из причин сильного запаха выхлопных газов. Дело в том, что молекулы диоксида серы очень ощутимо воздействуют на обонятельные рецепторы, поэтому этот запах чувствуется даже при невысокой концентрации, а более концентрированный “аромат” перекрывает все остальные запахи для носа человека, что может подтвердить каждый, кто зажигал в доме спички. Этилированные бензины обогащают воздух свинцом. Количество таких выхлопных газов и вред здоровью, который они наносят, сделало свинец одним из самых известных отравляющих компонентов в атмосфере. В настоящее время такой бензин в качестве топлива для автомобилей уже не используется, но довольно долго его пары наполняли все крупные города. Углеводороды в выбросах автомобилей окисляются при попадании под действие солнечных лучей и образуют токсичные соединения с резким запахом, которые особенно сильно сказываются на работе верхних дыхательных путей и приводят к обострениям хронических заболеваний дыхательной системы. Вред от выхлопных газов автомобиля во многом объясняют канцерогены – сажа и бензопирен, которые способствуют развитию опухолей, особенно — злокачественных.

Рассматривая выхлопные газы и вред, который они приносят, нужно добавить и про влияние этого химического коктейля целиком: длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности — от отравления конкретно угарным газом. Наибольшая опасность этих выбросов состоит в их количестве, распространенности и мелком размере частиц, что позволяет выхлопам проходить через естественные барьеры организма и попадать в легкие. При постоянном воздействии выхлопных газов на организм может развиваться иммунодефицит, бронхиты, страдают сосуды головного мозга, нервная система и другие органы. Кроме того, большая часть токсичных веществ, входящих в состав выхлопных газов, может взаимодействовать друг с другом и с другими компонентами атмосферы, что способствует образованию смога.

Наибольший вред выхлопных газов мы получаем, находясь в пробках, где от автомобильных выбросов просто некуда бежать. В такой ситуации, если под рукой нет респиратора или противогаза, вдыхать выхлопы все же придется, однако можно закрыть нос и рот платком или шарфом. Полностью это Вас от выхлопов не защитит, но хотя бы несколько сгладит ситуацию. При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зеленых овощах и зеленом чае, а также в семечках, и пить больше воды, так как она способствует детоксикации. Такой “допинг” помогает организму справляться с последствиями вдыхания химического коктейля и поддерживает здоровье.

Выхлопные газы в квартире явно нежелательные гости, однако они зачастую проникают в наши дома, если под ними или вблизи есть дороги или парковки. Если нет возможности или желания переехать на лоно природы подальше от дорог, можно создать в доме безопасные зоны. Чтобы понять, как защититься от выхлопных газов в квартире, нужно определить источник их появления. В абсолютном большинстве случаев выхлопы проникают через окна. В таком случае лучшим решением будет установить герметичные стеклопакеты, а проветривание проводить с помощью качественного бризера– он наполнит комнату свежим воздухом, очищенным от пыли, грязи, выхлопов и других загрязнителей и подогретым до выбранной температуры. Так как выхлопные газы способствуют снижению количества кислорода в крови и мешают нормальному газообмену, следует выводить организм на полезные прогулки в пригород или в удаленный от дороги парк, чтобы получить порцию свежего воздуха.

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) выяснили связь между предпочитаемым способом передвижения, смертностью и заболеваемостью раком. Но влияние видов транспорта на здоровье не ограничивается одним заболеванием.

Транспорт и здоровье: как средства передвижения калечат людей

Влияние транспорта на здоровье человека не ограничивается травмами при езде на велосипеде и профессиональными заболеваниями дальнобойщиков. Средства передвижения оказывают гораздо более глубокое влияние на наше здоровье, чем мы думаем.

Транспорт и рак

Британские учёные использовали в одном из своих исследований данные переписи населения жителей Англии и Уэльса. Для проведения анализа была отобрана информация о 394 746 британцах, которые на момент переписи 1991 года были старше 16 лет и обновляли информацию о себе при последующих переписях — в 2001 и 2011 годах. Учёные попытались понять, какое влияние оказывают различные виды транспорта на здоровье. Авторы выделили личный транспорт, общественный, велосипед и пешие прогулки. Ученые измеряли среди выборки смертность общую, от рака и от сердечно-сосудистых заболеваний, а также уровень заболеваемости раком.

Как влияют виды транспорта на здоровье человека

Виды транспорта могут влиять на здоровье по-разному. Общественный транспорт может вызывать проблемы с психикой, но уменьшает риск рака

В анализ также включили данные о возрасте, поле, социальном статусе, наличии постоянного партнёра, хронических заболеваниях, образовании и плотности населения. В результате исследователи установили, что от разных причин умерло 13983 человек. Из них

Среди тех, кто пользовался общественным транспортом, смертность от всех причин была на 10% ниже, от сердечно-сосудистых заболеваний — ниже на 21%, а диагностированный рак встречался на 12% реже. У тех, кто предпочитал ходить пешком, рак диагностировали реже на семь процентов. Таким образом, влияние транспорта на здоровье человека оказалось не таким однозначным, и ходьба по некоторым показателям даже проиграла общественному транспорту.

По итогам исследования учёные выяснили очевидную пользу для здоровья более активных способов передвижения по сравнению с личными автотранспортом. При этом они также уточнили, что им не удалось обнаружить разницу среди людей с разным социальным и экономическим статусом: активное передвижение, по мнению британских учёных, полезно для всех без исключения.

Транспорт и инфекции

Не секрет, что общественный транспорт — опасное место во время эпидемии. Когда вокруг вас много народа, не спасает даже маска на лице, ведь частицы вируса могут проникать через слизистые или оседать на поверхностях одежды. В личном транспорте также могут накапливаться частицы вируса и служить источником заражения для других людей. В этом плане транспорт и здоровье человека тоже сильно связаны.

Транспорт на здоровье человека оказывает глубокое влияние: например, способствует распространению инфекций

Транспорт и здоровье тесно связаны в плане распространения инфекций — пользование личным транспортом снижает риск заражения

Одно из исследований, в котором изучалось влияние пандемии на транспортную систему и связанные с этим эффекты на здоровье, показало, что транспорт и здоровье связаны не только напрямую, но косвенно. В частности, исследователи выяснили, что ограничения на поездки по стране и за рубеж на начальных этапах распространения вируса, эффективны в борьбе с ним. На более поздних этапах такие ограничения становятся все более заметным положительным фактором, ограничивающим распространение вируса.

Транспорт и нетрудоспособность

Общественный и личный транспорт способен по-разному влиять на здоровье. Причем это влияние не ограничивается людьми, которые постоянно добираются на нем до работы, ведь автомобили и автобусы загрязняют воздух и создают шум. Постоянное действие этих факторов снижает работоспособность и ухудшает общее состояние здоровье. Конечно, влияние типа транспорта на здоровье не ограничивается этими факторами, но точек соприкосновения между ними так много, что учесть их по отдельности не представляется возможным.

В одном из исследований влияния транспорта на здоровье человека ученые измеряли, какое бремя болезней создают автобусы и личные автомобили. Оказалось, что в Варшаве, Польша транспорт порождает примерно 58 000 лет жизни с поправкой на инвалидность среди населения, причем 44% этого бремени было вызвано загрязнением воздуха и 46% — шумом.

Транспорт облегчает нам доступ к работе, образованию, рынкам, досугу и прочим благам и играет ключевую роль в экономическом развитии. Тем не менее, из-за шума, загрязнения окружающей среды и дорожно-транспортных происшествий передвижение по дорогам дорого обходится и самим автомобилистам, и другим гражданам, и обществу в целом. Это проявляется в виде заболеваний, травм, смертельных случаев и ущерба, причиняемого психическому здоровью и социальным взаимоотношениям. Сегодня, в результате продолжающейся экспансии моторных транспортных средств в Европе, встает важный вопрос об эффективности и последствиях политики в области землепользования и транспорта для окружающей среды, здоровья и общества.

Поэтому основная задача состоит в том, чтобы содействовать развитию альтернативных видов транспорта, не наносящих ущерба здоровью и окружающей среде, что позволит предотвратить негативное воздействие транспортных систем на здоровье людей. Для решения подобной задачи от правительств потребуется твердая приверженность этой цели и конкретные действия. В книге обобщены те основные факты, в отношении которых страны должны действовать незамедлительно, сведены воедино самые последние научно подтвержденные фактические данные о воздействии загрязнения воздуха, шума и дорожно-транспортных происшествий на поведение людей, их физическое и психическое здоровье. Кроме того, авторы указывают на значительные потенциальные выгоды для здоровья людей в результате использования безмоторных транспортных средств, таких как велосипеды, или отказа от транспорта в пользу пешего передвижения.

Книга может разбудить интерес со стороны аналитиков, руководителей и политиков к накопленным знаниям в данной области и указать им, в каком направлении следует действовать, чтобы транспорт развивался без ущерба для окружающей среды. В книге ставится вопрос о необходимости принятия решений, которые потребовали бы от тех, кто ответственен за урон, причиняемый транспортом, платить за него и должным образом учитывать последствия решений, касающихся развития транспортной инфраструктуры и градостроительства, для окружающей среды и здоровья людей. Эти и другие шаги необходимо предпринять, чтобы страны Европы могли улучшить такой показатель, как плохое здоровье части населения, и реализовать возможности транспорта приносить пользу обществу и содействовать укреплению здоровья.

двигатель выхлопные газы

Дизельные двигатели широко используются в транспортных средствах и электрогенераторах, и поэтому часто встречаются случаи профессионального воздействия выхлопных газов дизельных двигателей. В 2012 году Международное агентство по изучению рака (МАИР) классифицировало дизельные выхлопные газы как канцерогенные для человека, главным образом, исходя из повышенного риска заболевания раком легких.

В последние годы значительное развитие технологий дизельных двигателей, что привело к изменению уровня выбросов и состава выхлопных газов. В настоящей статье рассматриваются последствия воздействия выхлопных газов дизельных двигателей на здоровье человека, воздействие на рабочем месте, а также доступные средства снижения воздействия.

Выхлопные газы на рабочем месте представляют опасность для самочувствия и здоровья работнико. Мероприятия по охране труда, такие как измерения вредных факторов и аттестация рабочих мест, позволят избежать вреда для здоровья.

Состав выхлопных газов дизельных двигателей

Выхлопные газы дизельных двигателей представляют собой сложную смесь газообразных и твердых частиц, образующихся при сгорании дизельного топлива. Количество выбросов и состав выхлопных газов зависят, например, от типа, состояния и наличия технического обслуживания двигателя, состава и свойств топлива, а также применяемых методов последующей обработки выхлопных газов. Основными газообразными компонентами отработанных газов дизельного топлива являются диоксид углерода, кислород, азот, водяной пар, окиси азота и окись углерода. Кроме того, в газовой фазе могут выделяться диоксид серы и различные органические соединения, такие как низкомолекулярные карбонилы, карбоновые кислоты, алканы, алкены и ароматические вещества.

Помимо газов и паров, выхлопные газы содержат мельчайшие частицы, которые образуются в процессе сгорания и последующей конденсации соединений газовой фазы. Эти частицы состоят из элементарного углерода, адсорбированных органических соединений, сульфатов, нитратов и следов других элементов. Выхлопные частицы дизельного топлива легко вдыхаются. Благодаря небольшому размеру частицы могут достигать легочных альвеол, чувствительной газообменной области легких.

Известно, что использование биодизеля вместо или в смеси с ископаемым топливом может умеренно снизить выбросы частиц, суммарных углеводородов и окиси углерода, но в то же время выбросы оксидов азота часто увеличиваются. В целом, выхлопные газы биодизеля содержат меньше генотоксичных полициклических ароматических углеводородов, но больше раздражающих альдегидов и кетонов.

Влияние на легкие и сердечно-сосудистую систему

Воздействие выхлопных газов дизельного двигателя может вызвать раздражение глаз, носа и горла, а также неприятные запахи. У добровольцев, подвергшихся относительно высокому уровню выхлопных газов дизельного топлива, обнаружена легкая воспалительная реакция и раздражение дыхательных путей. Помимо респираторного эффекта, в исследованиях наблюдались изменения в функции кровеносных сосудов. Кроме того, исследования связывают загрязнение окружающего воздуха, особенно твердыми частицами, с развитием хронических сердечно-сосудистых заболеваний. Однако основополагающие механизмы и относительная важность различных составляющих дизельных выхлопных газов по отношению к наблюдаемым эффектам изучены не в полной мере.

В исследованиях на животных воздействие выхлопных газов дизельных двигателей было связано с повышенной реакцией на аллергены и снижением устойчивости к вирусным и бактериальным инфекциям в легких. Длительное воздействие высокого уровня выхлопных газов дизельного топлива может вызвать профессиональные заболевания легких. При очень высоких уровнях воздействия были также обнаружены опухоли легких.

Канцерогенность выхлопных газов дизельного топлива

В июне 2012 года Международное агентство по изучению рака (МАИР) обновило свою оценку канцерогенности дизельных выхлопных газов и переклассификации дизельных выхлопных газов как канцерогенных для человека (Группа 1). Обновленная оценка основана главным образом на недавно опубликованных эпидемиологических исследованиях риска заболевания раком легких, связанного с воздействием дизельных выхлопных газов, среди шахтеров, железнодорожников и работников автотранспортной отрасли. В частности, крупное исследование среди шахтеров показало повышенный риск заболевания раком легких при повышенном воздействии выхлопных газов дизельных двигателей.

Риск профессионального рака среди рабочих с наибольшим воздействием был почти в три раза выше по сравнению с группой с наименьшим воздействием. Шахтеры, подвергаются воздействию дизельных выхлопных газов во время таких работ, как добыча руды, транспортировка, техническое обслуживание и использование транспортных средств. Широкое использование дизельного оборудования в подземных шахтах и тот факт, что подземные работы увеличивают возможность накопления выхлопных газов, затрудняет контроль воздействия на рабочих.

Имеются также ограниченные эпидемиологические данные, связывающие облучение выхлопными газами дизельных двигателей с повышенной заболеваемостью раком мочевого пузыря. Поскольку выхлопные газы дизельного топлива являются генотоксичными для бактерий и клеток млекопитающих, МАИР пришла к выводу, что выхлопные газы дизельного топлива могут вызывать рак из-за его генотоксичности.

Влияние современных двигателей на здоровье

До сих пор очень мало данных о воздействии на здоровье выхлопных газов двигателей с новой технологией. Так как выбросы твердых частиц от новых дизельных двигателей значительно ниже, чем у старых дизельных двигателей, ожидается снижение риска заболевания раком при использовании новой технологии дизельных двигателей. Немногие имеющиеся исследования на животных указывают на то, что применение передовых методов последующей обработки выхлопных газов может значительно снизить вред от выхлопов дизельных двигателей.

Исследования, позволяющие сравнить старую и новую технологии выхлопных двигателей в отношении различных последствий для здоровья, включая генотоксичность и воспалительные эффекты, будут представлять особый интерес в будущем. Необходима также дополнительная информация о фактических уровнях воздействия на рабочих местах, где используются новые технологии дизельных двигателей.

Читайте также: