Связь социологии с другими науками кратко
Обновлено: 05.07.2024
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Рассмотрим некоторые аспекты этого взаимодействия.
Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.
История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Пример разобщенности этих наук, отсутствие чувства историзма - перенос методов и принципов классовой борьбы ХIХ - первой трети ХХ в. на вторую половину нынешнего столетия. Точно так же неверно судить о процессах и событиях того времени с точки зрения сегодняшних норм и ценностей.
Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социоло
Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.
Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией. Так, например, в развитых странах мира уже давно и прочно связывают повышение производительности труда с ростом потребностей работника, усилением его заинтересованности в результатах деятельности, с формированием человеческих отношений и т.д. Речь, следовательно, идет о развитии работника не просто как исполнителя, носителя определенных производственных функций, а как субъекта целостной сознательной деятельности, включающей и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а также постоянную корректировку самой себя.
Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. (Не случайно на их стыке возникла особая дисциплина - политическая социология.) Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.
Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений. Здесь, следовательно, они включаются в новые связи и отношения, приобретают характер элементов общества как социальной системы, сориентированной на воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности. Поэтому важно не только видеть специфику каждой из наук, но и интегрировать их, иметь более или менее целостное представление о системе социально-гуманитарного знания. В этой системе социология занимает особое место. Раскрывая законы социальной деятельности, отношений и поведения личности и различных общностей, она способствует формированию адекватных реальности и вместе с тем гуманистических ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни.
Социология - это широкое окно в реальный мир. Чем внимательнее мы вглядываемся в него, тем лучше понимает себя и окружающих, тем глубже осознаем, что нужно менять в обществе и каким образом это можно сделать посредством собственных усилий.
Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокращ. перевод с англ. - М., 1972.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Пер. с франц. - М., 1993.
Бурмистрова Т.Ю., Костин Р.А. Политическая социология // Социс. - 1994. - № 1.
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.
Зборовский Г.Е. Социология в вузе: первые шаги // Социс. - 1993. - № 1.
Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социс. 1994. - № 3.
Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социс. - 1994. - № 3.
Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социс. - 1994. - № 3.
Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Социально-политический журнал. - 1993. - № 3.
Очерки по истории теоретической социологии ХIХ - нач. ХХ вв. - М., 1994.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
Социология как предмет специального научного исследования. - М., 1992.
Тимофеева О.Г., Подгорная Л.Д. Социология - студенту технического вуза // Социс. - 1993. - № 11.
Тощенко Ж.Т. Методологические проблемы социологии как основа построения курса // Социс. - 1993. - N 10.
Шереги Ф.Э. Прикладная социология: от мифологии к науке. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. - М., 1995. Т.1.
Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс. - 1990. - № 2.
Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. - М., 1987.
Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.
Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
- теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
- описательная
- прогностическая (составление прогнозов)
- преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
- мировоззренческая
- идеологическая
Объектами социологического познания могут являться:
• глобальное мировое сообщество;
• традиционное национальное общество;
• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.
Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.
Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.
Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.
ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления
Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология
Общности:
-Социология города
-Социология молодежи
Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.
Основоположником субъективной щколы является Лавров Петр Лаврович.
он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим элементом" цивилизации.
Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития.
Михайловский Николай Центральная проблема социологии Михайловского была связана с выяснением природы, и противопоставлением двух видов связей людей в обществе.
При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот). Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому, является личность. Наряду с неделимой "человеческой
индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые "общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды "общественной индивидуальности" ведут между собою борьбу с попеременным успехом.
Для Михайловского социологическая методология ("субъективный метод" - "борьба за индивидуальность") должна не только объяснить объективный ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для этого процесса.
Южаков Сергей Николаевич Он критически рассматривал перенос выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма.
Южаков считал, что естественный отбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют такие факторы, как богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом.
По мнению Южакова, существуют три вида деятельности
· личности, самостоятельная деятельность, но несогласованная с интересами общества (деятельность преступников),
· принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного)
· самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.
Однофакторные школы в русской социологии к.19-нач 20 в.
Многофакторная теория М М Ковалевского
Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.
Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.
Он отрицал наличие единого определяющего фактора. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.
Теория суперсистем Сорокина
В основе смены суперсистем лежит смена господствующей истины. Сорокин утверждает, что ни одна из трёх истин не может дать абсолютного знания, каждая система истин частично верна и частично ложна. Возникающие при этом трудности познания приводят к практическим трудностям и, в конечном счёте, – к смене господствующей системы истины и соответственно к смене суперсистемы.
Теория суперсистем раскрывает одну из важных сторон развития общества, показывая воздействие способа познания на всё остальное общество.
Объект и предмет социологии
Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.
Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
- теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
- описательная
- прогностическая (составление прогнозов)
- преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
- мировоззренческая
- идеологическая
Объектами социологического познания могут являться:
• глобальное мировое сообщество;
• традиционное национальное общество;
• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.
Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.
Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.
Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.
ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления
Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология
Общности:
-Социология города
-Социология молодежи
Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.
Связь социологии с другими науками
Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.
История и социология. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Пример разобщенности этих наук, отсутствие чувства историзма - перенос методов и принципов классовой борьбы ХIХ - первой трети ХХ в. на вторую половину нынешнего столетия.
Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.
Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.
Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений.
4) Постановка социальной проблематики в античной философии.
Современная социология — это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.
Социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования.
Социология в системе общественных наук
Социология — одна из многих общественных наук, которые изучают жизнь общества, функционирование общественных институтов, поведение человека. Хотя предмет социологии отличается от предметов других общественных наук, она активно взаимодействует с ними, воздействуя на них и испытывая ответное влияние. В системе общественных и гуманитарных дисциплин социология взаимодействует практически со всеми другими науками, обогащая их результатами своих конкретных исследований и обмениваясь необходимыми данными. В этом процессе происходит взаимообогащение, развитие как социологии, так и соответствующих наук.
С момента зарождения социологии в научном мире начались дискуссии о взаимодействии социологии с социальной философией. Согласно первой точке зрения, социология отождествляется с социальной философией, т.е. социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества. Однако в этом случае невыясненным остается статус конкретных, эмпирических микросоциологических исследований.
В соответствии со второй точкой зрения абсолютизируются прикладные (конкретные социологические) исследования. Здесь ситуация осложнялась тем, что в 1960-1970-е гг. у ряда отечественных авторов возник взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой являлась лишь разработка практических рекомендаций по управлению общественными процессами. Сейчас ситуация изменяется, но по-прежнему встречаются попытки свести функции социологии к обслуживанию философии и других наук.
Третья точка зрения (наиболее адекватная для описания современной социологии) отражает более сложную картину взаимодействия этих наук: социология помимо общесоциологической теории включает в себя как конкретные социологические исследования, так и изучение различных социальных общностей.
Экономика занимается исследованием производства, распределения, обмена и потребления наличных ресурсов. Экономисты изучают многие проблемы, с которыми сталкиваются и социологи, включая экономические кризисы, безработицу, инфляцию, международную торговлю и др. Социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.
Правовые науки также накопили богатый опыт использования социологических данных для совершенствования юриспруденции, в применении законодательных актов, соблюдении норм права, в процессе формирования правовой культуры. Без социологии трудно определить пути становления правового государства, гражданского общества, развития демократии, укрепления правопорядка, регулирования конфликтов. В частности, специфические методы социологии в сочетании с имеющейся объективной информацией позволяют оценить состояние и тенденции совершенствования российской законности, государственности, обеспечения прав и свобод граждан, уровня их правовой культуры. На стыке социологии и правовых наук возникла и бурно развивается такая дисциплина, как социология права.
Историческая наука во взаимодействии с социологией обогащает последнюю историческим методом исследования. Поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь влияет на историческую науку при изучении проблем эволюции общественного сознания, вооружает ее количественными и другими методами. На стыке социологии и истории функционирует дисциплина, называемая исторической социологией.
Россия — страна, регионы которой характеризуются разнообразием природных, культурных, экономических и социальных условий. Поэтому в последнее время усилился интерес к проблемам регионального характера, а на стыке социологии и региопологии возникло новое направление — региональная социология.
Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.
Все больший удельный вес в социологии занимает комплекс проблем, пересекающихся со сферой интересов экологии. Вопросы охраны природы, отношений общества и окружающей среды невозможно в полном объеме оценить без анализа, проведенного с помощью социологических исследований. На стыке экологии и социологии в настоящее время сформирована дисциплина, называемая социальной экологией, предметом которой является взаимодействие общества с окружающей средой и отношения внутри общества, связанные с охраной природы.
В последнее время социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения (например, пакета SPSS), для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из области математических наук. В современной социологии также активно используются методы социометрии, которые в целях измерения межличностных отношений сочетают конкретные эмпирические методики с алгоритмами математической обработки данных.
Помимо названных дисциплин на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления социопедагогика и другие смежные области знания.
Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.
Оглавление
- ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии
- ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками
- ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания
- ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды
- ЛЕКЦИЯ № 5. Зарождение и развитие социологии в XIX в
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками
1. Задачи и функции социологии
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.
Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.
Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
1) теоретико-познавательная — дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;
2) прикладная — предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;
3) социальный прогноз и контроль — предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;
4) гуманистическая — разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
2. Социология в системе гуманитарных наук
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:
1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;
3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;
4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;
5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.
Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.
Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.
Читайте также: