Отношение онегина к окружающим к татьяне к ленскому к поместному дворянству кратко

Обновлено: 04.07.2024

В романе ” Евгений Онегин” наряду с центральным героем – Онегиным – ярко высвечены еще два персонажа – Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями – самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включенных в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстает как идеал, неизменно

Оба героя – Ленский и Татьяна – вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчеркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин – представитель петербургской “золотой молодежи”, привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский – помещики, воспитанные “в глуши”, в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает “средь модных и

старинных зал”, страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире.

Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев (“Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред”, – думает он о Ленском. “К беде неопытность ведет”, – предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом.

Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, –

И с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: “Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою”, “Ты в ослепительной надежде // Блаженство темное зовешь, // Ты негу жизни узнаешь, // Ты пьешь волшебный яд желаний”, “Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой”; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: “Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени”.

Однако во второй половине романа интонация становится более серьезной, утрачивает легкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: “Младой певец // Нашел безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре”. О Татьяне автор отзывается все более серьезно и восхищенно: в конце романа она названа “милым идеалом”.

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта – автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой – близкого и в чем-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается “та, которую автор не смеет тревожить лирой”.

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой.

Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим “домашним кругом”, приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознает, что она – дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением “мы”). Она унаследовала от нее сердечность и простоту (“А мы… ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно”, – пишет она Онегину), однако ощущает свое одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: “Я здесь одна, // Меня никто не понимает”; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

Очень важная для Пушкина характеристика героя – это его отношение к природе.

Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлеченных понятий (“он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звезды, и луну”). Для Татьяны же природа – любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, “как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Еще беседовать спешит”. Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе – луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, ее она замечает, говоря с няней о своей любви; “смотря на луну”, Татьяна задумывает письмо к Онегину, в “сумрак лунный” она посещает его усадьбу.

Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна – только “небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слезы, тайных мук отраду…”

Еще одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, – это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть ее, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что “друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника”), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выход, почерпнутый им из книг, – дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить “развратителя”.

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, ее постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть свое отношение к нему: если сначала он для нее может явиться только в двух ликах (“ангел-хранитель” или “коварный искуситель”), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: “Уж не пародия ли он?” – и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в Роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть свое чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому.

Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его “прямо геттингенскую душу”, в то время как Татьяна названа “русской душою”. Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

Итак, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она все время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя ее своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своем развитии, “застывает”. Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстает носителем русского в этом романе – “энциклопедии русской жизни”. Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, еще раз оценивает его (как Татьяна – Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определенная правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Отношение главного героя к девушке меняется на протяжении произведения. Сначала Онегин не замечал Татьяну, она просто не привлекала его. Для Евгения Ларина была просто обычная деревенская девушка с добрым сердцем и характером. Но письмо меняет его мнение. Герой увидел в ней смелость, решительность. Молодой человек был приятно удивлён такому порыву. Однако даёт отказ, так как не готов к браку. В конце романа Евгений понимает, что любит Татьяну. Он увидел её достоинства и все положительные качества. Персонаж понял, что совершил ошибку.

Онегину было всё едино, кто перед ним. Глядел в Наполеоны недвусмысленно, и люди для него были лишь орудием исполнения его желаний. Или просто безразличны, потому что не нужны: "напрасны, мол, ваши совершенства, их вовсе не достоин я". Я не достоин, поэтому напрасны, - вот здорово!
Татьяна его вначале не впечатлила, а потом он почувствовал, что она стоит его внимания, хочу - дай, как капризный ребёнок.

Ленский: "пускай покаместь он живёт и верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред". А потом не простил. Потому что в сущности они друзья-то были "от делать нечего". Убил рефлекторно, как муху, потом, конечно, пожалел. Но поздно.

Поместное дворянство он презирал, но шёпот, хохотня глупцов - и вот общественное мненье, которым он не мог пренебречь, потому что ещё такой у него рефлекс был - считаться с общественным мненьем, хотя бы каждого из представителей этого общества он глубоко презирал.

Отношение Евгения Онегина к Татьяне Лариной: когда Татьяна влюбилась в него, написала ему письмо "Я к вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать. Теперь знаю. ". Когда Евгений получил письмо, они встретились в саду, где Онегин сказал, что нужно быть осторожней с любовью, что он женился бы, но не по любви, в общем сказал, что он ее не любит. Потом, примерно лет через 5,когда они давно не виделись, Татьяна и Евгений, встречаются на балу (в тому моменту Татьяна Ларина вышла замуж за генерала), она уже стала статной гордой девушкой, она не показала, что до сих пор любит его, а Онегин пал к ее ногам и написал письмо ей, о том как он ее любит, на что Татьяна ответила, что она преданная верная жена.

Среди образов, представленных в романе "Евгений Онегин", особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.


В этой статье представлены материалы для сочинения на тему "Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин"".

Смотрите: Все материалы по роману "Евгений Онегин"

Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин": образ, характеристика

В романе "Евгений Онегин" одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.

В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества. Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.

Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов.


На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:

Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:

Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садяться играть в карты - в бостон, вист и т.д.:

Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться.

Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:

Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:

Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:

Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:

Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя "весь цвет столицы":

В романе "Евгений Онегин" автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д.

Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат.

Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина.

Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе "Евгений Онегин" Пушкина.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья.

Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны «, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь.

Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:

Пылких душ неосторожность

Иль оскорбляет, иль смешит.

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

Л в тридцать выгодно женат.

Столичное дворянство - это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы.

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Поблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь —

Все это мужа не спросясь.

Развлечения поместных дворян Пушкин перечисляет, изображая деревенскую жизнь Онегина и Ленского.

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Наиболее характерно герои эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком.

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Здесь Пушкин создает образы в русле литературной традиции. Он обрисовывает человеческие типы, уже известные читателям, и одновременно создает новые, яркие, характерные, запоминающиеся образы.

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его. напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасной

Увял на утренней заре,

Потух огнь на алтаре.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Читайте также: