Власть латинской америки кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории Латинской Америки XIX в. важнейшим событием было образование независимых латиноамериканских государств. Испания и Португалия были первыми европейскими странами, которые потеряли богатейшие колонии. Однако распад колониальной системы, созданной европейцами, произошел только во второй половине XX в.

Зависимость от метрополии

Вся жизнь латиноамериканских колоний была подчинена интересам и потребностям метрополий. Испания и Португалия рассматривали свои заморские владения как источник драгоценных металлов и продуктов плантационного хозяйства (тростниковый сахар, хлопок, табак, рис и т. д.). В колониях хорошо была развита горная промышленность, особенно королевские рудники. Зато обрабатывающая почти не развивалась. Даже в начале XIX в. мануфактур было очень мало. Колониальные власти сознательно тормозили развитие промышленности для того, чтобы сохранить за метрополией монопольное право на ввоз готовых изделий. Только поэтому была запрещена внутренняя торговля между самими колониями. Власти препятствовали также выращиванию винограда, оливов, льна, разведению шелковичных червей. Разрешалось производить лишь те сельскохозяйственные культуры, которые не культивировались в метрополии.

Креольская оппозиция

На рубеже XVIII—XIX вв. усилилось недовольство колониальной администрацией. Происходили восстания городских низов, индейцев. Росли оппозиционные настроения среди креолов. В креольской оппозиции, которая находилась под влиянием идей французской революции, оформилось два течения. Одно выступало за отделение от Испании, другое — за уравнение в правах с испанцами и участие в управлении колониями. Испанская Америка стояла на пороге мощного взрыва освободительного движения.

Война за независимость испанских колоний (1810— 1826)

Международная обстановка благоприятствовала борьбе за независимость. В конце XVIII — начале XIX в. Испания участвовала в разорительных для нее войнах с Францией и Англией. В этих условиях активизировала свою деятельность креольская оппозиция. По всей испанской Америке создавались тайные патриотические организации. Они ставили своей целью подготовку вооруженного выступления и свержения испанского колониального гнета.

Серьезные поражения Испании от наполеоновской Франции в 1809—1810 гг. послужили сигналом к началу освободительных восстаний. Война за независимость испанских колоний длилась с 1810 по 1826 г. Руководящую роль в ней сыграли креольские революционеры. Незаурядным полководцем проявил себя выходец из знатной семьи Симон Боливар. Он не раз наносил поражение испанским войскам. Негры-рабы, сражавшиеся в освободительной армии, получали свободу. В 1821 г. армия Боливара полностью освободила Венесуэлу.

Симон Боливар


Симон Боливар

Освободительное движение в Мексике началось с крестьянского восстания под предводительством сельского священника Мигеля Идальго. Восставшие выступили не только против испанских властей, но и против креольских помещиков. После гибели Идальго борьбу за независимость возглавили умеренные креолы.

В результате войны за независимость на месте прежних испанских колоний возникли независимые республики: Мексика, Великая Колумбия (включавшая Венесуэлу и Эквадор), Аргентина, Перу, Чили и др. В латиноамериканских республиках было отменено сословное и расовое неравенство, а также ликвидированы подушная подать, трудовые повинности и колониальные налоги в королевскую казну. Но власть перешла в руки земельной аристократии и военных креольского происхождения. Рабство в большинстве республик сохранилось до середины XIX в.

Битва при Карабобо в апреле 1821 г., которая прекратила испанское правление в Венесуэле


Битва при Карабобо в апреле 1821 г., которая прекратила испанское правление в Венесуэле

Своеобразием отличалось освободительное движение в португальской Бразилии. После оккупации Португалии армией Наполеона сюда бежал в 1808 г. королевский двор. Город Рио-де-Жанейро стал центром португальской монархии. Принц Педро провел ряд реформ, но это не остановило освободительного движения. В 1820 г. Бразилия отделилась от Португалии и стала монархией, а Педро — императором.

Памятник герою войны за независимость X. де Сан-Мартину и освободительным армиям в Буэнос-Айресе, 1910. Г. Эберлейн


Памятник герою войны за независимость X. де Сан-Мартину и освободительным армиям в Буэнос-Айресе, 1910. Г. Эберлейн

Страны Латинской Америки во второй половине XIX — начале XX века

В большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог. Буржуазия стран Южной Америки была слаба. Поэтому внедрение машин на производство и строительство железных дорог осуществлялось иностранцами.

Государства Южной Америки в конце XIX в.


Государства Южной Америки в конце XIX в.

Иностранный капитал играл важную роль в экономической жизни латиноамериканских стран. Особенно большим влиянием пользовались Англия и США. Часть богатств небольших южноамериканских стран контролировалась американскими капиталистами. Мировое значение Южной Америки особенно возросло после открытия в ряде стран нефтяных источников. Началась добыча цветных металлов в Колумбии, Перу и Чили. Природные богатства этих стран вывозились в Европу и США.

История латиноамериканских республик во второй половине XIX в. может показаться однообразной. После достижения независимости спокойствия не наступало. Страны континента сотрясали гражданские войны, революции, устанавливались военные диктатуры. Нелегко уследить за постоянной сменой правительств. Колумбия, например, за неполные полвека (1839—1885) пережила шесть гражданских войн.

В Бразилии продолжалась борьба против монархии, за установление республики и отмену рабства. В 1889 г. монархия была свергнута и Бразилия провозглашена республикой.

Усилилось освободительное движение на Кубе, все еще остававшейся испанской колонией. США пытались приобрести этот остров за деньги, но безуспешно. В конце концов они развязали в 1898 г. войну, которую Испания проиграла. Куба стала независимой, но независимость была формальной, так как Кубинская республика перешла под контроль США.

Культура

В XIX в. произошли важные изменения в культурной жизни. В наиболее развитых странах Латинской Америки — Аргентине, Мексике, Чили и Бразилии — начали формироваться национальные культуры. Индейские и негритянские традиции по-прежнему оказывали влияние на европейские образцы, особенно в поэзии и музыке.

Архитектура и изобразительное искусство также претерпели значительные изменения. В колониальный период архитектура была в основном религиозной по своему содержанию. Она ограничивалась церковными жанрами и следовала европейским образцам. Огромное влияние на нее оказывали культура испанского Возрождения, а позднее — барокко. В начале XIX в. возрос интерес к классицизму. В этом проявилось стремление к преодолению колониальной изоляции и приобщению к мировой культуре.

Кафедральная площадь в Гаване, фото 1902


Кафедральная площадь в Гаване, фото 1902

Пантеон. Место захоронения национальных героев в Каракасе


Пантеон. Место захоронения национальных героев в Каракасе

После достижения национальной независимости наметился решительный переход к светскому искусству. Наблюдается подъем в портретной живописи, интерес к занимательным бытовым сценкам и пейзажным зарисовкам. Художники все чаще обращались к современной жизни, к истории антиколониальной борьбы.

В связи с ростом городов появились здания нового типа — биржи, банки, универсальные магазины, отели, железнодорожные вокзалы, музеи, театры. В Буэнос-Айресе возникли многоэтажные дома. В строительстве начали применяться бетон и железо. Как и в США, в конце XIX в. на смену классицизму пришел эклектический стиль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Роль законодательных органов стран Латинской Америки в системе государственных органов традиционно относительно слабая по сравнению с той, что играли и пока еще продолжают играть в этой системе президент и правительство.

Структура латиноамериканских законодательных органов в максимальной степени приспособлена к осуществлению посредством законодательства воли правящих групп. В регионе существует как однопалатная, так и двухпалатная организация законодательных органов. Однопалатные законодательные органы образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются Национальная или Законодательная ассамблея. Законодательные органы такой структуры существуют в основном в небольших слаборазвитых странах Латинской Америки. Часто на практике они выступают там в роли откровенного придатка сильной президентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай).

В подавляющем большинстве латиноамериканских стран парламент имеет двухпалатную структуру и часто именуется Национальным конгрессом. В первую очередь бикамерализм присущ федеративным государствам (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Он был откровенно заимствован у Соединенных Штатов Америки, скопирован с американского Конгресса и функционирует во многом по его меркам.

Порядок формирования

Общепризнанной конституционной нормой является то, что голосование признается одновременно и правом и обязанностью гражданина, причем избирательное право является всеобщим, свободным, тайным и прямым для избрания законодательных органов.

Порядок формирования законодательных органов власти устанавливается текстами латиноамериканских конституций. В основе латиноамериканского избирательного права лежат принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном, но обязательном голосовании.

К кандидатам на выборную должность в Конгрессе или Ассамблее предъявляются, кроме того, определенные требования: необходимо иметь национальное гражданство, достичь определенного возраста, проживать в округе, от которого баллотируется кандидат, в течение определенного времени (от 1 года до 10 лет).

К членам Сената обычно предъявляются повышенные требования: необходимо достичь 30-летнего возраста, в течение шести лет быть аргентинским гражданином, иметь ежегодный доход не менее 2 тыс. песо, быть уроженцем провинции или проживать в ней не менее двух лет, предшествующих выборам.

Палаты представителей обычно избираются на четыре года и обновляются полностью или наполовину. Палата представителей избирается по соответствующим избирательным округам в зависимости от численности населения.

Выборные должностные лица, комиссии, комитеты

Председатели палат обладают значительными полномочиями не только по руководству палатами, но и по осуществлению всей законодательной процедуры.

Латиноамериканские законодательные органы (каждая из палат) имеют свою комиссию по работе палаты, в которую входит председатель палаты, его заместители, а также руководители парламентских фракций или блоков. Ее возглавляет председатель палаты.

Большую роль в структурной организации палат играют постоянные комитеты. Эти комитеты образуются как в палате представителей, так и в сенате. Количество постоянных комитетов, их номенклатура, полномочия и порядок работы обычно регулируются регламентами палат.

Конституциями или специальными законами предусматривается образование специальных комитетов по расследованию, компетенция, формы деятельности и состав которых могут значительно отличаться: от расследования отдельных вопросов, входящих в компетенцию законодательного органа власти, до расследования антигосударственной деятельности. Латиноамериканские законодательные органы образуют значительное количество временных и специальных комитетов. Иногда в законодательных органах Латинской Америки создаются специально вспомогательные комитеты, включающие не только одних депутатов.

В законодательных органах ряда латиноамериканских стран образуется так называемая постоянная комиссия, которая действует в период между сессиями законодательного органа. Она назначается соответствующими палатами из примерно равного числа депутатов и сенаторов на последнем заседании перед парламентскими каникулами. Для каждого члена постоянной комиссии назначают по одному заместителю. Постоянная комиссия в период между сессиями принимает на себя некоторые полномочия законодательного органа.




Полномочия

Объем полномочий представительных органов стран Латинской Америки, закрепленный конституциями и реально осуществляемый на практике, весьма различен в зависимости от формы политического режима, установленного в стране.

Основные наиболее характерные полномочия конгресса или ассамблеи в странах Латинской Америки можно представить следующим образом:

• принятие и изменение конституции и законов страны;

• утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований;

• образование ряда государственных органов, избрание должностных лиц и контроль за их деятельностью;

• полномочия в области осуществления внешней политики государства.

Законодательная функция конгресса включает в себя принятие кодексов и законов общего характера. В данном случае закрепляется исключительная компетенция той или другой палаты.

Официальная доктрина утверждает, что конгресс как высший законодательный орган может теоретически законодательствовать по любым вопросам. Тем не менее в ряде государств конгрессу запрещено законодательствовать по вопросам, находящимся в исключительной компетенции правительственных органов, требовать от правительства информацию об инструкциях, данных дипломатическим представителям, и о переговорах секретного характера и т, п.

Все латиноамериканские конгрессы, имеют право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, причем для одобрения таких договоров требуется обычно квалифицированное большинство в 2/3 голосов всего состава законодательного органа власти.

Помимо законодательства по общим и специальным вопросам важнейшими полномочиями латиноамериканских законодательных органов является утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований. По Конституции Чили 1980 г. законы, касающиеся налогов, бюджета государственных служб, а также призыва в армию, могут исходить только от Палаты депутатов, законы об амнистии и помиловании — только от Сената.

Исключительным, правом разработки и внесения проекта государственного бюджета пользуется правительство страны. Принятие государственного бюджета в его доходной и расходной частях — прерогатива законодательной отрасли власти, и президент в данном случае лишен права вето. Редкой конституционной особенностью является императивное назначение определенной расходной части бюджета.

Неоднозначны полномочия латиноамериканских законодательных органов по формированию других высших государственных органов, выборам некоторых должностных лиц и осуществлению контроля исполнительной власти. В компетенцию законодательных органов стран Латинской Америки входит официальное избрание президента и вице-президента страны при определенных условиях.

В ряде стран конгрессу предоставлено право избирать состав верховного суда страны, причем в большинстве случаев кандидатуры на пост судей Верховного суда отбираются и представляются на рассмотрение конгресса правительством.

Законодательному органу власти предоставлено право принимать отставку у действующего президента и назначать лицо для временного исполнения обязанностей, а также назначать внеочередные президентские выборы. Причем законодательный орган может отказаться принять отставку президента, если сочтет мотивы его отставки неубедительными или не соответствующими общему политическому положению в стране.

Функции законодательных органов по контролю за деятельностью правительства осуществляются в нескольких направлениях. К ним можно отнести участие конгресса в назначении некоторых должностных лиц, ратификации договоров, подписанных правительством, в проведении различных расследований деятельности высших правительственных чиновников.

Законодательные органы стран Латинской Америки обладают правом выдвигать против членов правительства и других высших должностных лиц государства так называемые официальные обвинения, которые должны быть поддержаны специальным большинством палат и могут привести к отставке данного должностного лица. Осуществление этой прерогативы законодательным органом власти — явление довольно редкое.

Палаты законодательного органа власти имеют полномочия привлекать к так называемой политической ответственности высших должностных лиц государства при совершении ими различных правонарушений и должностных преступлений. К такой ответственности могут быть привлечены президент республики, члены правительства, сенаторы и депутаты, члены верховного суда и других высших судов, главы административных департаментов, генеральный прокурор, послы и другие высшие государственные служащие.

В странах с двухпалатной организацией парламента ратификация международных договоров является прерогативой верхней палаты — сената (по аналогии с американской системой). Латиноамериканские конгрессы имеют право объявления войны, и заключения мира. Обычно это право они могут осуществлять квалифицированным большинством голосов.

Законодательные органы власти имеют право осуществлять свои собственные внешние связи с парламентами зарубежных стран. Чаще всего эти контакты происходят путем обмена делегациями парламентариев, визитов отдельных депутатов в зарубежные страны. Такие визиты, как правило, способствуют усилению взаимопонимания между странами, установлению деловых взаимоотношений между парламентариями различных стран.

Роль законодательных органов стран Латинской Америки в системе государственных органов традиционно относительно слабая по сравнению с той, что играли и пока еще продолжают играть в этой системе президент и правительство.

Структура латиноамериканских законодательных органов в максимальной степени приспособлена к осуществлению посредством законодательства воли правящих групп. В регионе существует как однопалатная, так и двухпалатная организация законодательных органов. Однопалатные законодательные органы образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются Национальная или Законодательная ассамблея. Законодательные органы такой структуры существуют в основном в небольших слаборазвитых странах Латинской Америки. Часто на практике они выступают там в роли откровенного придатка сильной президентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай).

В подавляющем большинстве латиноамериканских стран парламент имеет двухпалатную структуру и часто именуется Национальным конгрессом. В первую очередь бикамерализм присущ федеративным государствам (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Он был откровенно заимствован у Соединенных Штатов Америки, скопирован с американского Конгресса и функционирует во многом по его меркам.

Порядок формирования

Общепризнанной конституционной нормой является то, что голосование признается одновременно и правом и обязанностью гражданина, причем избирательное право является всеобщим, свободным, тайным и прямым для избрания законодательных органов.

Порядок формирования законодательных органов власти устанавливается текстами латиноамериканских конституций. В основе латиноамериканского избирательного права лежат принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном, но обязательном голосовании.

К кандидатам на выборную должность в Конгрессе или Ассамблее предъявляются, кроме того, определенные требования: необходимо иметь национальное гражданство, достичь определенного возраста, проживать в округе, от которого баллотируется кандидат, в течение определенного времени (от 1 года до 10 лет).

К членам Сената обычно предъявляются повышенные требования: необходимо достичь 30-летнего возраста, в течение шести лет быть аргентинским гражданином, иметь ежегодный доход не менее 2 тыс. песо, быть уроженцем провинции или проживать в ней не менее двух лет, предшествующих выборам.

Палаты представителей обычно избираются на четыре года и обновляются полностью или наполовину. Палата представителей избирается по соответствующим избирательным округам в зависимости от численности населения.

Выборные должностные лица, комиссии, комитеты

Председатели палат обладают значительными полномочиями не только по руководству палатами, но и по осуществлению всей законодательной процедуры.

Латиноамериканские законодательные органы (каждая из палат) имеют свою комиссию по работе палаты, в которую входит председатель палаты, его заместители, а также руководители парламентских фракций или блоков. Ее возглавляет председатель палаты.

Большую роль в структурной организации палат играют постоянные комитеты. Эти комитеты образуются как в палате представителей, так и в сенате. Количество постоянных комитетов, их номенклатура, полномочия и порядок работы обычно регулируются регламентами палат.

Конституциями или специальными законами предусматривается образование специальных комитетов по расследованию, компетенция, формы деятельности и состав которых могут значительно отличаться: от расследования отдельных вопросов, входящих в компетенцию законодательного органа власти, до расследования антигосударственной деятельности. Латиноамериканские законодательные органы образуют значительное количество временных и специальных комитетов. Иногда в законодательных органах Латинской Америки создаются специально вспомогательные комитеты, включающие не только одних депутатов.

В законодательных органах ряда латиноамериканских стран образуется так называемая постоянная комиссия, которая действует в период между сессиями законодательного органа. Она назначается соответствующими палатами из примерно равного числа депутатов и сенаторов на последнем заседании перед парламентскими каникулами. Для каждого члена постоянной комиссии назначают по одному заместителю. Постоянная комиссия в период между сессиями принимает на себя некоторые полномочия законодательного органа.

Полномочия

Объем полномочий представительных органов стран Латинской Америки, закрепленный конституциями и реально осуществляемый на практике, весьма различен в зависимости от формы политического режима, установленного в стране.

Основные наиболее характерные полномочия конгресса или ассамблеи в странах Латинской Америки можно представить следующим образом:

• принятие и изменение конституции и законов страны;

• утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований;

• образование ряда государственных органов, избрание должностных лиц и контроль за их деятельностью;

• полномочия в области осуществления внешней политики государства.

Законодательная функция конгресса включает в себя принятие кодексов и законов общего характера. В данном случае закрепляется исключительная компетенция той или другой палаты.

Официальная доктрина утверждает, что конгресс как высший законодательный орган может теоретически законодательствовать по любым вопросам. Тем не менее в ряде государств конгрессу запрещено законодательствовать по вопросам, находящимся в исключительной компетенции правительственных органов, требовать от правительства информацию об инструкциях, данных дипломатическим представителям, и о переговорах секретного характера и т, п.

Все латиноамериканские конгрессы, имеют право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, причем для одобрения таких договоров требуется обычно квалифицированное большинство в 2/3 голосов всего состава законодательного органа власти.

Помимо законодательства по общим и специальным вопросам важнейшими полномочиями латиноамериканских законодательных органов является утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований. По Конституции Чили 1980 г. законы, касающиеся налогов, бюджета государственных служб, а также призыва в армию, могут исходить только от Палаты депутатов, законы об амнистии и помиловании — только от Сената.

Исключительным, правом разработки и внесения проекта государственного бюджета пользуется правительство страны. Принятие государственного бюджета в его доходной и расходной частях — прерогатива законодательной отрасли власти, и президент в данном случае лишен права вето. Редкой конституционной особенностью является императивное назначение определенной расходной части бюджета.

Неоднозначны полномочия латиноамериканских законодательных органов по формированию других высших государственных органов, выборам некоторых должностных лиц и осуществлению контроля исполнительной власти. В компетенцию законодательных органов стран Латинской Америки входит официальное избрание президента и вице-президента страны при определенных условиях.

В ряде стран конгрессу предоставлено право избирать состав верховного суда страны, причем в большинстве случаев кандидатуры на пост судей Верховного суда отбираются и представляются на рассмотрение конгресса правительством.

Законодательному органу власти предоставлено право принимать отставку у действующего президента и назначать лицо для временного исполнения обязанностей, а также назначать внеочередные президентские выборы. Причем законодательный орган может отказаться принять отставку президента, если сочтет мотивы его отставки неубедительными или не соответствующими общему политическому положению в стране.

Функции законодательных органов по контролю за деятельностью правительства осуществляются в нескольких направлениях. К ним можно отнести участие конгресса в назначении некоторых должностных лиц, ратификации договоров, подписанных правительством, в проведении различных расследований деятельности высших правительственных чиновников.

Законодательные органы стран Латинской Америки обладают правом выдвигать против членов правительства и других высших должностных лиц государства так называемые официальные обвинения, которые должны быть поддержаны специальным большинством палат и могут привести к отставке данного должностного лица. Осуществление этой прерогативы законодательным органом власти — явление довольно редкое.

Палаты законодательного органа власти имеют полномочия привлекать к так называемой политической ответственности высших должностных лиц государства при совершении ими различных правонарушений и должностных преступлений. К такой ответственности могут быть привлечены президент республики, члены правительства, сенаторы и депутаты, члены верховного суда и других высших судов, главы административных департаментов, генеральный прокурор, послы и другие высшие государственные служащие.

В странах с двухпалатной организацией парламента ратификация международных договоров является прерогативой верхней палаты — сената (по аналогии с американской системой). Латиноамериканские конгрессы имеют право объявления войны, и заключения мира. Обычно это право они могут осуществлять квалифицированным большинством голосов.

Законодательные органы власти имеют право осуществлять свои собственные внешние связи с парламентами зарубежных стран. Чаще всего эти контакты происходят путем обмена делегациями парламентариев, визитов отдельных депутатов в зарубежные страны. Такие визиты, как правило, способствуют усилению взаимопонимания между странами, установлению деловых взаимоотношений между парламентариями различных стран.


Латинская Америка абсолютно так же, как и другие цивилизационные регионы мира, имеет свои геополитические особенности, которые должны быть осознаны, если мы хотим наладить с ней конструктивное сотрудничество.

О Латинской Америке как субъекте геополитики можно говорить, начиная с 19 века. Тогда после войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 годов на карте мира появились несколько новых государств: Мексиканские Соединённые Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливия, Объединённые провинции Рио-де-ла-Платы. В послевоенный период в регионе наметились две тенденции, представители которых стали непримиримыми врагами, несмотря на то, что сражались бок о бок против испанцев. Лидер национально-освободительной борьбы Симон Боливар и его сторонники (Хосе де Сукре, Рафаэль Урданета) хотели создать общерегиональную конфедерацию, дабы препятствовать попыткам Великобритании, США или Франции установить гегемонию в Латинской Америке и предотвратить возможные войны между государствами, которые бы входили в конфедерацию. Если бы сторонники данного подхода одержали победу, то образовалась бы новая конфедерация, Южно-Американские Соединённые Штаты, которая могла бы стать абсолютно полноправным участником системы международных отношений. Однако восторжествовали противники Боливара во главе с Франсиско Хосе Сантандером, Хоакином Москерой и Хосе Антонио Паэсом. Они видели в стремлении Боливара к унитаризму его диктаторские замашки и требовали обособления латиноамериканских государств друг от друга. Боливар называл их "офранцуженными смутьянами" и пытался с ними бороться, но проиграл. Так после обретения латиноамериканскими государствами независимости наметилась тенденция локализма, препятствовавшая консолидации Латинской Америки и превращения её в равноправный субъект геополитики. Более того, некоторые страны (Великая Колумбия, Объединённые провинции Рио-де-ла-Платы, Федерация Центральной Америки) даже распались на более мелкие государства. Это предопределило дальнейшую судьбу региона, а именно многочисленные военные конфликты, нестабильную обстановку внутри самих государств, а также отсутствие ярко выраженного регионального лидера.

В 1823 году в США была провозглашена "доктрина Монро", которая предусматривала, с одной стороны, невмешательство европейских держав в дела латиноамериканских стран, а с другой - США получали полную свободу действий как в Северной, так и в Южной Америке. Под прикрытием данной концепции американский правящий класс постоянно вмешивался во внутреннюю жизнь государств, поддерживая выгодные себе политические силы, а иногда и присоединяя к себе новые территории.

К примеру, в ходе американо-мексиканской войны 1846-1848 годов к США были присоединены Калифорния, Колорадо, Невада, Юта и Нью-Мексико, ещё раньше, в 1845 году - Техас. Американская политическая элита зачастую сама финансировала сепаратистские движения в данных штатах, попутно предъявляя Мексике ультиматум о необходимости их сецессии, а затем осуществляла интервенцию. Помимо этого, 19 век ознаменовался борьбой в большинстве стран Латинской Америки либеральных и консервативных сил. Но стоит отметить, что нужно понимать слова "либеральные" и "консервативные" вовсе не так, как привыкли их понимать в России: именно латиноамериканские либералы выступали за независимость своих стран и региона в целом от диктата Соединённых Штатов Америки и свободы в заключении договоров и торговых соглашений. Консерваторы, в противовес этому, выступали за всё более тесные связи с США вплоть до полного отказа от государственного суверенитета. Гражданские войны между сторонниками либералов и консерваторов затронули почти все государства региона. В Колумбии в течение 19 века было семь таких войн, включая Войну Высших (либеральное правительство против консервативно настроенных региональных баронов) и две войны, связанные с Панамой: в обоих случаях панамских сепаратистов поддерживали США, и в 1903 году Панама стала независимой от Колумбии. Это позволило американцам вытеснить французов из зоны Панамского канала и закрепиться там до сих пор. В Чили основную роль играл не американский, а британский и немецкий капитал, вследствие чего США к этой стране относились неблагожелательно. Так, в 1879-1883 годах между Чили с одной стороны, и Перу и Боливией - с другой, шла так называемая Селитряная война, причём Чили помогала Великобритания, а её врагам - США. Главную роль в этой войне сыграл чилийский флот, который был сформирован при поддержке англичан, имевших самый сильный флот в мире. В итоге Чили приобрела огромные запасы селитры в пустыне Атакама, что вывело страну из экономического кризиса.

Однако в 1886 году произошло событие, которое не обрадовало ни США, ни европейские державы: президентом стал Хосе Мануэль Бальмаседа, сторонник ограничения иностранного влияния в чилийской экономике. Бальмаседа стал активно заниматься железнодорожным строительством и поднимать индустриальный потенциал страны, что могло бы превратить Чили в экономического лидера Латинской Америки и подать пример другим странам региона. Однако национально ориентированный президент быстро столкнулся с жёсткой оппозицией олигархов, депутатов чилийского Конгресса, а также подкупленных англичанами высших чинов армии и флота. В 1891 году в Чили произошла масштабная гражданская война, окончившаяся поражением Бальмаседы. Стало понятно, что Великобритания и США так просто не сдадутся и будут всеми силами препятствовать становлению Латинской Америки как более-менее самостоятельного игрока на международной арене. Аналогичная с чилийской ситуация имела место в Никарагуа, где пришедший в 1893 году к власти президент Хосе Сантос Селайя всячески пытался отстоять независимость своей страны от внешних сил. Главная проблема состояла в том, что провинция Москития, формально входившая в состав Никарагуа, на самом деле была "государством в государстве", где господствовали крупные американские концерны - золотодобывающая компания "La luz y los Angeles" и крупный производитель пищевой промышленности "United Fruit". В конце 1894 года Селайя покончил с автономией Москитии, чем вызвал недовольство США, которые попытались организовать мятежи против президента с использованием наёмников от корпораций (по сути, прообразов нынешних ЧВК), а также воевать чужими руками, в частности, Гондураса и Сальвадора. Однако им не удалось восстановить свою власть в Никарагуа, и в 1909 году они прибегли к прямой военной интервенции, реакцией на которую была национально-освободительная борьба генерала Аугусто Сандино, вероломно убитого в 1934 году.

Можно констатировать, что в 19 - начале 20 века предпринимались попытки некоторых политиков поставить под сомнение зависимое положение Латинской Америки от США и Европы. Однако все эти попытки заканчивались провалом, поскольку эти программы не находили отклика у элиты. Также стоит отметить, что в этот период Россия вообще практически никак не вмешивалась в события, происходившие в регионе. Исключение составляли лишь некоторые добровольцы, которые так или иначе помогали некоторым странам приобретать более весомый геополитический статус (здесь можно вспомнить генерала Ивана Тимофеевича Беляева, который был главным военным советником парагвайской армии в период так называемой Чакской войны с Боливией). Помощь СССР стала приходить в Латинскую Америку во время холодной войны, когда геополитически было осознано, что, наращивая советское влияние в регионе, можно подорвать влияние американское. Помимо этого, значительную роль в геополитической борьбе латиноамериканских стран сыграла идеология социализма, удачно адаптированная к насущным проблемы региона. В первой половине 20 века социалистическая борьба, которая также была борьбой национально-освободительной, проиграла, поскольку, несмотря на размах боевых действий и поддержку народа, этим силам никто не помогал, то есть США как полюс Моря не имели в данном регионе свой естественный противовес, действовавший бы от имени полюса Суши. Ситуация изменилась во второй половине 20 века. В 1954 году СССР выступает в ООН с осуждением свержения президента Гватемалы Хакобо Арбенса и американской интервенции в эту страну, а в 1957-1959 годах помогает Фиделю Кастро свергнуть проамериканскую диктатуру Фульхенсио Батисты. Куба стала первым бастионом антиатлантистских сил в регионе, она даже вышла из Организации Американских государств - марионеточной интеграционной группы, созданной США в 1948 году.

Ареной противостояния СССР и США были и другие страны региона:

1) Доминиканская Республика. В 1930-1961 годах в стране правил режим диктатора Рафаэля Трухильо, который во всём ориентировался на США. После его гибели президентом был избран Хоакин Балагер, но он исполнял свои обязанности всего лишь несколько месяцев, т.к. в январе 1962 года был свергнут и сбежал в США. Новый президент, Хуан Бош, начал коренные преобразования в стране, что вызвало недовольство американского правящего класса. Был организован переворот с приходом к власти т.н. "гражданского триумвирата", против которого боролись военные-конституционалисты под руководством полковника Франсиско Кааманьо, требовавшие возврата власти Бошу. В результате в 1965 году США предприняли интервенцию в Доминиканскую Республику, восстановив власть Хоакина Балагера. СССР выступил с осуждением интервенции.

2) Чили. После провала американского проекта "революции в условиях свободы" к власти в стране пришёл социалист Сальвадор Альенде. Американские спецслужбы и корпорации, владевшие в Чили собственностью (например, ИТТ, владевшая всей чилийской телефонной сетью, или "Анаконда", в собственность которой входило большое количество медных рудников) потратили огромные деньги на то, чтобы Альенде не выиграл президентские выборы 1970 года, сделав ставку на таких закоренелых политиков, как экс-президенты Эдуардо Фрей и Хорхе Алессандри. Однако Альенде выиграл выборы и начал проводить экономические реформы левого толка (в других сферах, стоит отметить, левых реформ не было). Так, была национализирована большая часть крупной собственности граждан США, при этом было заявлено о готовности выплатить компенсации. Была провозглашена политика "интервенций", т.е. национализации фирм не справляющихся со своими обязанностями собственников с последующей их перепродажей. В военном, экономическом, политическом и культурном сотрудничестве Альенде тяготел к СССР, Кубе и странам Варшавского блока, что не могло нравиться США. Тогдашний секретарь американского Совета по национальной безопасности Генри Киссинджер даже заявил: "Я не понимаю, почему мы должны позволять стране становиться марксистской только потому, что её народ столь безответственен". Налицо пренебрежение интересами чилийского народа, который сам, без вмешательства извне, избрал президентом социалиста. В ход пошли разного рода провокации, саботаж связанных с США олигархов, проплаченные забастовки дальнобойщиков (что очень напоминает современную Россию), уклонения от предложений чилийской стороны по выплате компенсаций за национализированную собственность, а также террористические акты и убийства политиков, осуществляемые организацией Patria y Libertad ("Родина и свобода" в переводе с испанского) . Но режим Альенде, несмотря на всё это, держался, поскольку посильную экономическую помощь Чили оказали СССР, ГДР и Куба. Тогда американский истеблишмент прибегнул к крайней мере - военному перевороту, который возглавил генерал Аугусто Пиночет. Альенде покончил с собой (по другой версии - был убит), а режим Пиночета уничтожил десятки тысяч сторонников левых сил.

3) Никарагуа. С 1934 по 1979 годы страна находилась под диктатурой клана Сомосы. За это время в Никарагуа произошёл невиданный рост коррупции, высшие офицеры и чиновники занимались прибыльным бизнесом, да и сам Анастасио Сомоса владел крупнейшим производством кофе, несколькими десятками ферм по выращиванию крупного рогатого скота, сахарными заводами, цементными фабриками и крупнейшей газетой "Новедадес". Бизнесмены за право работать безопасно платили откаты самому диктатору. В это же самое время граждане жили в нищете вследствие действия так называемого "плана Эдвардса", американского финансового эксперта, по жёсткой экономии средств на социальные нужды и малое предпринимательство. Сомоса был чрезвычайно лоялен к американцам, и президент Франклин Рузвельт даже произнёс про него свою знаменитую фразу: "Он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын". Сопротивление диктатуре было очень незначительным до того, как при поддержке социалистических стран был образован СФНО (Сандинистский фронт национального освобождения), который возглавляли Томас Борхе, Виктор Тирадо, Генри Руис и братья Умберто и Даниэль Ортега. Спусковым крючком для войны с диктатурой стало убийство одного из лидеров оппозиции, главного редактора газеты "Ла Пренса" Педро Хоакина Чаморро. В июне 1979 года началось общенародное восстание против клана Сомосы, и все политические силы в Никарагуа признали СФНО ядром сопротивления. На совещании министров иностранных дел стран ОАГ был озвучен тезис, выдвинутый Збигневом Бжезинским: либо полная победа СФНО, либо военная интервенция США под флагом ОАГ. Однако был избран иной сценарий: поддержка так называемых "контрас", которые развязали войну против правительства СФНО. Интересно, что финансирование антисандинистских сил шло из денег крупных наркоторговцев, которые в обмен на это получали право экспорта кокаина в Штаты с санкции ЦРУ и чиновников администрации Рейгана. Помимо этого, здесь же разгорелся так называемый "Ирангейт", или "скандал Иран-контрас": США через посредничество Израиля продавали Ирану, который тогда вёл войну с Ираком, американские зенитные и противотанковые ракеты, а взамен были бы освобождены захваченные "Хезболлой" американские заложники и полученные деньги пошли бы на финансирование никарагуанских "контрас". Кстати, когда данная операция, проведённая в обход наложенного на Иран эмбарго на поставки вооружений, стала достоянием общественности, никто за это ответственности не понёс.

4) Колумбия. С 1984 года в стране идёт гражданская война, в которой участвуют правительство, левая партия ФАРК (в переводе на русский - Революционные вооружённые силы Колумбии), наркокартели и криминальные группировки. США формально поддерживают только правительство, неофициально же помогают наркомафии (в обмен на лояльность и финансирование выгодных политических сил) и правым террористическим группировкам, так называемым "парамилитарес". Колумбия богата нефтью, и американские нефтяные компании являются там полновластными хозяевами. Главное требование ФАРК, в свою очередь, национализация нефтяной отрасли. Недавно, при посредничестве Кубы, между правительством и левыми повстанцами было заключено перемирие, но не факт, что конфликт не остановится.

Можно и дальше перечислять военные диктатуры, которые поддерживались США, гражданские войны и интервенции в данном регионе, в которых они участвовали. Главное - социалистически ориентированные силы в Латинской Америке получали помощь от СССР, но не были от него полностью зависимы. Это демонстрирует и тенденция "левого поворота", имевшая место уже после развала Советского Союза. Приход к власти Лулы да Сильвы в Бразилии, Рафаэля Корреа в Эквадоре, Мишель Бачелет в Чили, Нестора Киршнера в Аргентине, Уго Чавеса в Венесуэле и Эво Моралеса в Боливии ознаменовал собой переход к осмыслению латиноамериканской идентичности и места региона в многополярном мире. Неслучайно объединение стран региона, где у власти находятся левые правительства, называется Боливарианским альянсом - явно демонстрируется преемственность с идеями Симона Боливара. Противостояние латиноамериканских социалистов с США автоматически толкает их к необходимости масштабного сотрудничества с Россией и Китаем. Сотрудничество с Россией проявляется в основном в поставках военной техники и в сфере энергетики, а с недавних пор - и в исследованиях космоса, чему является свидетельством открытие "Роскосмосом" в Бразилии первой зарубежной станции мониторинга околоземного пространства, а с Китаем - в сфере IT-технологий (спутники связи, компьютерные и телефонные сети).

Интересно, что даже после прихода к власти в Бразилии и Аргентине неолибералов Мишела Темера и Маурисио Макри сотрудничество этих стран с Россией и Китаем нисколько не пострадало, то есть можно всецело говорить о том, что наши страны имеют в Латинской Америке прочный задел, оставшийся ещё с 20 века. Главное в первую очередь для России - этот задел не растерять и наращивать сотрудничество с регионом.

Таким образом, из всей вышеизложенной информации можно сделать несколько выводов. Во-первых, латиноамериканский регион с точки зрения геополитики является классическим плацдармом конфронтации не только между Сушей и Морем, но и морских держав между собой. Во-вторых, именно Латинская Америка демонстрирует нам наиболее явно, что глобальное деление на "левых" и "правых" в принципе устарело, поскольку латиноамериканские социалисты, в отличие от европейских "собратьев", не являются глобалистами. В-третьих, Россия и США будут в данном регионе неизбежно противостоять, и приход Трампа к власти здесь не играет никакой роли. Вполне возможно, что, будучи поклонником доглобалистской Америки 19 века, Трамп попытается вернуться к формату, который будет напоминать доктрину Монро. А это уже будет прямой угрозой интересам нашей страны в регионе.

В конце XV века знаменитый путешественник Христофор Колумб впервые проложил морской путь из Европы к берегам Америки. Следом за ним на запад устремились многочисленные корабли, чтобы покорять и исследовать новые земли. Людей, которые отправлялись открывать новые территории, чаще всего испанцев, называли конкистадорами, что переводится как завоеватели. И действительно, экспедиции европейцев чаще всего носили именно завоевательной характер.

Колониальный период в Латинской Америке

Захват американских территорий

Используя современные военные технологии, которых не знали коренные американцы, конкистадоры смогли захватить огромные территории и утвердить на них свою власть. Экспедиция Кортеса, Бальбоа, Писаро помогли Испании утвердить свое господство на территориях Флориды, Калифорнии, Мексики, большей части южной Америки. Также своими колониями в новом свете обзавелись такие европейские державы, как Англия, Голландия, Франция и Португалия. Завоевание американского континента началось в конце XV века и продолжалось до XVII, когда власть европейских государств над Америкой будет уже весьма и весьма прочной.

Структура управления в колониях

Территории южной Америки и Карибского перешейка в основном были захвачены двумя государствами: Испанией и Португалией. Испанцы и португальцы на этих территориях установили свою власть, установили свою религию, распространяли свои языки. В принципе структура испанской власти в колониях очень напоминала структуру управления в самой Испании. Выглядела она примерно так: наверху находился вице-король, которому подчинялись генерал-губернаторы. Они управляли крупнейшими департаментами новых колоний. Также они назначали чиновников в города — губернаторов.

Среди губернаторов находились самые, наверное, важные и широко распространенные чиновники Испании в южной Америке, назывались они коррехидоры и управляли мелкими городками, сельскими областями и так далее. Наконец, в самом низу находились так называемые касики — это старейшины, управлявшие индийскими селениями. Власть короля была очень велика. Он держал в своих руках всю администрацию, он мог контролировать промышленность, торговлю, имел определенные вооруженные силы. Испанцы твердо обустроились на новых землях.

Экономическое развитие колонии

Экономическое развитие колонии было полностью подчинено интересам метрополий. Испания, Португалия, другие страны относились к своим новым территориям исключительно, как источникам дешевых продуктов питания, драгоценных камней и других материалов. Разумеется, они тормозили, собственно, экономическое развитие захваченных стран. Так, мануфактуры появлялись очень-очень медленно на территории южной Америки и разве, что только к началу XVIII века. Почему?

Потому что Испании было не выгодно, чтобы местные мануфактуры могли конкурировать, собственно, с испанскими производителями. Тоже самое относится и к сельскому хозяйству. Боясь конкуренции испанцы запретили выращивать виноград, лен, разводить шелковичных червей. По их приказу были вырублены огромные виноградники, тутовые рощи и так далее. Испанцы хотели, чтобы в колониях выращивались только те виды культур, которые не произрастают в самой Испании.

Религия в колониях

Важным элементом колониальной системы южной Америки являлась католическая церковь. Дело в том, что приехавшие с запада священники, пасторы обладали огромным влиянием на массы местного населения. Действительно, большое количество исконных жителей Америки приняли новую веру.

И вера, религия точнее, стала инструментом влияния запада на южную Америку. Тем инструментом, с помощью которого содержались в покорности племена индейцев.

Естественно, церковь имела и большие выгоды от своей деятельности в южной Америке. Монахи заставляли индейцев работать на себя, облагали их дополнительными поборами, сгоняли на строительство церквей и храмов. Они пользовались огромным числом привилегий. Например, духовенство не платило налоги. Духовенство имело право на собственную судебную деятельность и прочее. В итоге, церковь постепенно стала крупнейшим землевладельцем в южной Америке. Одним из самых богатых и могущественных организаций нового света.

Ввоз на территории колоний рабов-негров

К моменту начала европейского завоевания Америки, население ее было невелико. Разумеется, завоевание проходило весьма кроваво и демографическая проблема становилась достаточно серьезной на этих территориях. Более того, захватив новые территории, европейцы обращались с покоренными народами весьма и весьма жестко. Поэтому часто возникали эпидемии, которые уносили большое количество жизней.

На неимоверно тяжелых работах погибало большое количество людей. В итоге, постепенно южная Америка начала, как бы, вымирать. Разумеется, это было очень невыгодно митрополиям. Ведь, чем больше рабочих рук, тем больше будет поставляться золота, тем больше будет поставляться других продуктов и тем богаче будут жить сами колонизаторы.

Решение было найдено следующее: с XVI века в южную Америку начинают ввозить рабов — негров.

Масштаб этой деятельности был совершенно невероятно огромным. Вплоть до того, что сегодня в ряде латиноамериканских стран потомки привезенных негров составляют большинство населения. Именно они становятся основной рабочей силой в южной Америке. Отчасти это улучшает положение коренных американцев, индейцев. Однако, все равно до XVIII века и среди них тоже будет распространено рабство. Положение и индейцев, и африканцев на территориях колоний было очень плачевным, тяжелым. В итоге, постепенно, покоренные народы начинают подниматься против своих завоевателей и уже век XVIII будет проходить под знаком многочисленных вооруженных восстаний и выступлений против власти Испании.

Освободительная борьба против завоевателей

На протяжении всего периода колониального владычества европейцев над южной Америкой захваченные народы вели освободительную борьбу против испанцев и португальцев. Однако, первые действительно серьезные успехи можно отнести лишь концу XVII века, когда произойдет революция рабов на Гаити, приведшая к созданию первого независимого латиноамериканского государства.

Революция началась в 1790-х годах и возглавил ее замечательный талантливый полководец, сын раба, негр по имени Туссен-Лувертюр. Ему удалось нанести ряд важных поражений своим врагам и фактически освободить большую часть Гаити. Однако, ему не суждено было воспользоваться плодами своих побед. Дело в том, что в это же время во Франции приходят к власти новый Наполеон и как только он сможет разобраться со своими основными проблемами в Европе, то посылает войска для того, чтобы вернуть непокорные гаитянские владения.

Когда французские войска прибудут, то большинство бывших сторонников Туссена-Лувертюра предаст его. Его отдадут французам и в 1702 году он будет отправлен на территорию Франции, где будет доживать свои годы в тюрьме. Однако, большая часть населения Гаити не смирилась с этим поражением и продолжала борьбу, результатом которой станет то, что в начале XIX века Гаити таки будет признана независимой республикой.

Пример Гаити станет путеводной звездой для большого количества в латиноамериканских странах народов.

Отныне все больше и больше будет шириться освободительное движение, и уже не за горами будет конец испанского владычества над этими территориями.

Читайте также: