Власть и сми кратко

Обновлено: 08.07.2024

Взаимодействии государственной власти и средств массовой информации в современном политическом процессе России можно выделить две составляющие. Это: сотрудничество и конфронтация, которые и представляют особенность взаимодействия власти и СМИ в современный период.

В условиях формирующегося демократического строя и свободы слова в России наметилась тенденция к налаживанию конструктивного диалога между властями самых разных уровней и отдельными представителями средств массовой информации. Главной причиной этого диалога стала взаимная выгода от сотрудничества: власти крайне заинтересованы в оперативном освещении своей деятельности через основные каналы информации; СМИ, в свою очередь, преследуют интересы беспрепятственного получения информации, имеющей государственную значимость.

В последнее время сложился определённый порядок предоставления информации прессе. Традиционно, редакция получает информацию о важных политических событиях через пресс-службы официальных органов. Именно туда стекается вся информация, требующая немедленного распространения. Кроме того власти, как центральные, так и региональные регулярно проводят пресс-конференции, брифинги, круглые столы и т. д. Помимо этого, чиновники обязаны по первому запросу журналиста предоставить ему всю необходимую информацию, касающуюся деятельности того или иного официального органа и последние данные о его деятельности. Также журналист вправе сам присутствовать на официальных мероприятиях (разного рода заседаниях, собраниях, депутатских слушаниях и т.д.), проводить на них аудио- и видеозапись (исключение составляют закрытые мероприятия, куда вход прессы запрещён. О таких мероприятиях позже сообщают официальные представители, или специалисты по работе с общественностью).

Это делается в первую очередь для того, чтобы каждая редакция закрепляла за тем или иным ведомством определённого журналиста, специализирующегося на конкретных проблемах и разбирающегося в вопросах аккредитовавшего его официального органа. Подобная практика упрощает процесс налаживания конструктивного диалога между властью и СМИ и устраняет возникновение разного рода недоразумений.

В последнее время получение официальной информации приобрело ещё более упрощённый характер. Редакции не обязательно отправлять своего представителя на каждое мероприятие. Всю последнюю и подробную информацию о нём она может получить на официальном сайте государственного органа. Возникновение информационных сайтов представителей власти - новое явление для России. Они позволяют властям информировать о своей деятельности не только журналистов, но и широкую общественность, тем самым делая свою работу максимально открытой.

Основным источником официальной информации о любом официальном органе является сервер органов государственной власти РФ Сервер имеет обширную структуру и возможность выхода на любой официальный сайт как федеральных, так и региональных властей. А именно:

- Сайт Президента РФ;

- Общий сайт федеральных органов исполнительной власти;

- Сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

- Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- Сайт Верховного суда РФ;

- Сайт Высшего арбитражного суда РФ;

- Сайты региональных органов государственной власти и т.д.

Кроме того, сервер позволяет получить всю необходимую информацию о государственных символах России, о законодательных актах РФ, а также особо ценных объектах национального наследия РФ.

Официальные сайты федеральных органов власти имеют схожую друг с другом структуру и задачи, а именно: информирование СМИ и широкой общественности о процессе собственной работы. Они имеют такие рубрики, как:

- Выступления - тексты выступлений, заявлений, обращений официальных лиц (президента, главы правительства, министерств и ведомств и иных официальных лиц) на разного рода мероприятиях;

- Документы - все принятые данным органом за последний период нормативные акты;

- Состав и структура данного органа власти - подробная информация о всех сотрудниках аппарата и функциях каждого из них;

- Официальная хроника - самая последняя информация о деятельности органов власти;

- Аналитические материалы - подробная характеристика наиболее важных законопроектов, недавно принятых решений и т.д.

Также сайты могут содержать такие рубрики, как: история государственного органа, информация о приёме граждан, полезные ссылки, карта сайта и т.д. Последняя информация поступает на сайты максимально оперативно, что позволяет журналистам своевременно получать и распространять интересующие общественность факты.

Официальные сайты региональных органов государственной власти работают примерно по такой же схеме, выполняя сходные функции. На данном этапе стремительного развития информатизации в России информационные сайты региональных органов власти становятся устоявшейся традицией. Однако, на данный момент не все регионы власти имеют свои официальные сайты. Их нет у республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Чеченской Республики, Приморского края, Белгородской области, Камчатской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Липецкой области, Магаданской области, Омской области, Орловской области, Рязанской области, Тульской области, Читинской области и половины автономных округов. Таким образом, примерно четверть региональных органов власти не имеет своих информационных сайтов, что значительно усложняет процесс получения информации журналистами, делая обязательным их присутствие на всех официальных мероприятиях и добавляя забот с получением аккредитации. Это в свою очередь серьёзным образом затрудняет налаживание конструктивного диалога между сторонами.

Наибольшее количество официальных сайтов органов власти имеют Пермская область и Ставропольский край - по 4. Причина большого количества информационных сайтов государственных органов на территории Ставропольского края очевидна. В нём на протяжении нескольких последних лет активно развиваются информационные технологии. По информатизации он занимает ведущие места в стране, уступая лишь г. Москве и г. Санкт-Петербургу. Краевые власти придают огромное значение сотрудничеству со СМИ и, как следствие, полноценным отношениям с общественностью региона.

Сайт Государственной Думы СК, также максимально оперативен и удобен для пользователей. Он включает в себя общие сведения о сайте, структуре Госдумы, особенностях работы разных комитетов, информацию о депутатах, общественных органах при ГДСК.

Сайт имеет рубрики: Общественная приёмная - в нём содержится информация о порядке приёма избирателей, возможности задать вопрос и получить на него ответ депутата.

Законодательная деятельность - содержит тексты и комментарии Законов, Постановлений и обращений, принятых ГДСК в рабочем порядке.

Планы и мероприятия ГДСК - включает в себя перспективные планы и отчёты об их выполнении, проекты и повестки очередных заданий.

Информационные и справочные материалы - каждодневная информация о деятельности ГДСК.

Кроме того, сайт имеет богатый архив новостей за два последних года, что позволяет журналистам при необходимости проследить динамику развития законодательного процесса в регионе.

Также в Ставропольском крае свои официальные сайты имеют министерство экономического развития и торговли и министерство промышленности, транспорта и связи.

Таким образом, можно утверждать, что официальные информационные сайты государственных органов власти неотъемлемая составляющая сотрудничества средств массовой информации и государственной власти, а также крайне важный признак демократизации российского общества.

В субъектах Российской Федерации ситуация в сфере сотрудничества со средствами массовой информации несколько схожа с центральной, но при этом имеет свою специфику. Так региональная законодательная база, за исключением обязательных нормативных документов, может иметь свои дополнения. В Ставропольском крае, власти которого, крайне заинтересованы в налаживании конструктивного диалога с прессой регулярно принимаются нормативные акты в этом направлении.

Придавая особое значение созданию условий для реализации конституционных прав граждан на получение информации о принимаемых мерах по критическим выступлениям средств массовой информации, в целях более действенной реакции органов государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края на критические выступления средств массовой информации постановляю:

1. Руководителям краевых органов исполнительной власти, главам районных государственных администраций, администраций городов Ставропольского края в двухнедельный срок со дня выхода в свет критических выступлений средств массовой информации о деятельности соответствующих должностных лиц сообщать редакциям газет, телевидения и радио о принятых по ним мерах. Копии таких материалов направлять в контрольное управление Правительства Ставропольского края.

2. Расценивая средства массовой информации как действенный инструмент формирования общественного мнения, гласности и контроля за решаемыми Правительством Ставропольского края задачами, заместителям председателя Правительства Ставропольского края оказывать средствам массовой информации всяческое содействие в работе по повышению эффективности критических выступлений, публикаций писем читателей, телезрителей, радиослушателей.

3. Предложить руководителям средств массовой информации один раз в квартал информировать комитет по печати и информации Правительства Ставропольского края о фактах игнорирования органами власти критических выступлений.

Данное постановление вызвало некоторый резонанс в крае и стало своего рода заявлением властей о намерении открыто сотрудничать с прессой.

Но в условиях жёсткой рыночной экономики и коммерциализации средств массовой информации отечественная пресса в первую очередь вынуждена преследовать материальный интерес, и становится по многим показателям коммерческим предприятием. При необходимости самовыживания СМИ вынуждены переходить на коммерческие рельсы. Путей подобного перехода несколько.

Во вторых, для получения прибыли можно создать СМИ исключительно развлекательного характера. Подобные представители практически всегда пользуются успехом у потенциального покупателя.

Но самый простой и наиболее надёжный вариант - найти обеспеченного спонсора и создавать СМИ под его покровительством. Спонсором, или, иначе говоря, учредителем выступает то лицо, организация или ведомство, которые заинтересованы в прямой связи с общественностью, либо преследующие задачи по созданию собственного позитивного имиджа.

В последние годы учредителем СМИ всё чаще становится государство, отдающее себе отчёт в ценности своего приобретения. Собственниками или совладельцами масс-медиа становятся как центральные власти, так и региональные. Финансовая подпитка прессы государством делает СМИ более лояльными и, как следствие, менее критически настроенными. СМИ же в свою очередь становятся финансово состоятельными, но при этом во многом зависимыми от власти. Этот замкнутый круг является ещё одной крайне важной чертой сотрудничества в условиях формирующегося политического процесса.

В российских регионах ситуация с огосударствлением или созданием изначально государственных СМИ схожа с центральной. Региональные власти законодательно закрепляют свою возможность учреждать, либо финансово поддерживать местную прессу.

Распределение средств между отдельными представителями СМИ в крае согласно Закону осуществляется следующим образом:

- для краевых, городских газет, теле-, радиопрограмм - не более 50 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание;

- для районных газет, теле-, радиопрограмм, в том числе выходящих в свет на территории административных центров районов Ставропольского края, являющихся городами, - не более 70 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание;

- для районных газет, теле-, радиопрограмм, в том числе выходящих в свет на территории административных центров районов Ставропольского края, являющихся сельскими поселениями, - не более 90 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание. Последний вариант реестра государственных (полностью или частично) краевых СМИ был опубликован в Приложении к распоряжению Правительства Ставропольского края от 16 августа 2004 года.

Как результат данного закона, СМИ финансируемые из краевого бюджета, переходят в подчинение властям и становятся фактически государственными, существующими в основном за счёт государства. Власти при этом получают необходимые объёмы эфира в электронных и площади в печатных СМИ. Именно с такой прессой выгодно сотрудничать региональным властям, проводя через них собственные взгляды на положение вещей.

- городские и районные газеты (каждый город и каждый район имеет газету, учредителем которой является городская или районная администрация);

- электронные средства массовой информации, являющиеся подразделениями Ставропольской государственной телерадиовещательной компании. К их числу относятся:

- городские и районные электронные СМИ, учреждённые муниципальными и районными администрациями и включающие исключительно отдельные небольшие теле- и радиопрограммы в сетке вещания одного из краевых СМИ.

В период с 2001 по 2003 годы комитет Ставропольского края по печати и информации при поддержке Губернатора и правительства смог оказать наиболее существенную материальную помощь районным редакциям. Результаты этой помощи в значительной степени позитивно сказались на показателях экономической деятельности этого класса СМИ.

Так же активно возрастают средства, выделяемые из краевого бюджета на поддержку СМИ. Кроме того, в последние годы для укрепления материально-технической базы газет привлекались средства из Федерального бюджета. Только на ремонт помещений в 2002-2003 годах было выделено 2 миллиона 720 тыс. рублей. Всё это вкупе с активной коммерческой деятельностью самих редакций заметно улучшило положение дел в отрасли, тем самым, позволив властям доносить свою информацию до гораздо большей аудитории.

Тем не менее, краевые власти придерживаются принципа, гласящего, что основная функция госпрессы - обслуживание интересов населения и информационная поддержка деятельности государственной власти. Это универсальный принцип, относящийся ко всем уровням власти - и государственной, и муниципальной. И при его несоблюдении может произойти утрата доверия к местной прессе и потеря властными структурами имеющегося на местах эффективного канала связи с гражданами. В связи с этим власти стараются не оказывать давления на редакторов районных газет и помещать материалы, имеющие общественную значимость.

Одним из приоритетных направлений деятельности государственных или полугосударственных СМИ является регулярная работа по оказанию содействия информационному обеспечению деятельности Губернатора края, краевого Правительства и Государственной Думы. Во взаимодействии с подразделениями Правительства в СМИ регулярно публикуются материалы по актуальным и оперативным проблемам общественно-политической и социально-экономической сферы. В печати, на телевидении и радио как государственных так и негосударственных электронных СМИ обеспечиваются выступления членов Правительства и руководителей краевых министерств, комитетов и ведомств. Власть уделяет огромное значение проведению через СМИ разъяснительных публикаций о самых различных направлениях своей деятельности.

Иной характер носит сотрудничество государственной власти и средств массовой информации в условиях предвыборных кампаний. При этом преследуемые обеими сторонами цели остаются неизменными. Власть также крайне заинтересована в повышении своего имиджа, а соответственно, и рейтингов (процентов доверия населения), как залога уверенной победы на выборах. СМИ же получают дополнительную финансовую подпитку, а при грамотном построении информационной политики ещё и возможность увеличения численности аудитории.

В российских регионах в период предвыборных кампаний государственная власть основную ставку делает на государственные СМИ. Основной причиной этого является уже отлаженный механизм взаимодействия, возможность более эффективно влиять на общественное мнение (так как тиражи и территория распространения государственных СМИ, как правило, превосходит частные) и гораздо меньшая финансовая затратность.

Автор считает, что государственная власть повсеместно демонстрирует своё намерение сотрудничать со средствами массовой информации на взаимовыгодных условиях. Сотрудничество может сводиться как к предоставлению государством оперативной информации прессе и её дальнейшем беспристрастном распространении через СМИ, так и к проведению того или иного представителя власти на высокие государственные посты путём создания действенной политической рекламы. В последнем случае СМИ, транслирующие такую рекламу, преследуют исключительно коммерческие интересы, а также гарантии свободного существования в перспективе.

Крупная медиаимперия, созданная государством, характеризуется устойчивостью и намерением расширяться за счёт частных СМИ, постепенно попадающих под финансовую зависимость от власти. Подобная тенденция повсеместна в России, что не всегда полезно государственной власти, искусственно создающей преграды в своём взаимодействии с обществом, не обладающим разносторонней информацией о происходящем на политической арене. Кроме того, это может негативно отразиться на степени свободы средств массовой информации, теряющих финансовую самостоятельность.

Как представляется, включение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию России, по созданию открытых органов власти и СМИ, свободных от влияния каких-либо отдельных групп и отражающих весь спектр общественно-политических сил в стране, исправят ситуацию в лучшую сторону, тем самым, обеспечив информационную устойчивость политической системы и социальную стабильность в обществе.

Средства массовой информации и политика: взаимное влияние

Политические деятели используют средства массовой информации для взаимодействия с гражданами. Таким способом они информируют людей о своем видении той или иной ситуации, решении важных вопросов, грядущих переменах и т. д.

О существовании какой связи идет речь

Во многих странах существуют независимые источники информации, а также те, работа которых подчиняется интересам определенных политических лиц. Они преподносят необходимую информацию в массы, тем самым формируя нужное мнение общества. Этот факт указывает на прочную взаимосвязь современной политики и СМИ. Средства массовой информации успешно используются для достижения пяти основных политических целей:

  1. Формирования необходимого политического мнения.
  2. Информирования граждан (подается нужная информация).
  3. Создания политических кумиров или их свержения.
  4. Трактовки происходящих политических событий с нужного ракурса.
  5. Поднятия оптимистических настроев среди населения или возбуждения паники.

Рычаги влияния

Политика тонко воздействует на людей через СМИ. В современном мире для этого существует множество удобных рычагов влияния. Печатные издания и телевидение дополнили широкие возможности Интернета. Благодаря ему возможна активная трансляция нужной информации с помощью видеохостингов, социальных сетей, различных мессенджеров, онлайн-порталов и т. д. Таким способом успешно консолидируется общество, формируются общенациональные идеи.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Информатизация общества, его культуры формирует мощные технические средства передачи и распространения информации среди широких слоев населения. В свою очередь, эти технические средства являются стимулом дальнейшей информатизации общества. Роль средств массовой информации настолько велика в современном обществе, что СМИ часто называют “четвертой властью” (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Что же представляет собой СМИ и являются ли они в действительности этой четвертой властью? Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определенных средств (СМИ) – системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Телевизор, компьютер и другие технические средства массовой информации распространяют информацию на большие расстояния, для рассредоточенной в пространстве огромной аудитории слушателей и зрителей в реальном режиме времени. Более того, они являются не только техническим механизмом, но, как об этом будет сказано далее, могут создавать собственные культурные ценности, что способствует их более результативному воздействию, как на отдельную личность, так и на общество в целом. Это воздействие настолько велико, что СМИ часто называют “четвертой властью”.

При обращении индивидуума к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. В целом СМИ должны представляет собой систему и иметь целостный характер, располагая совокупностью компонентов, взаимодействующих друг с другом, действовать в соответствии с динамикой общественной жизни и выполнять необходимый набор функций для удовлетворения информационных потребностей личности, различных слоев населения, общества в целом. Можно выделить различные функции СМИ – информационную, развлекательную, экономическую, образовательную. Закон Российской Федерации “ О средствах массовой информации”, принятый в декабре 1991 года, гарантирует свободу распространения в нашем обществе массовой информации. В нем зафиксировано, что “В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации”.

Однако, “Закон о средствах массовой информации” определяет рамки не только свободы СМИ, но и их ответственности – за злоупотребление правами журналиста, за ущемление свободы массовой информации, за злоупотребление свободой массовой информации, за нарушение законодательства и СМИ.Кстати сказать, в нашем обществе представители СМИ любят много говорить о свободе СМИ и почти никогда не говорят о своей ответственности перед обществом, государством, народом. Ответственности не только правовой, но и нравственной. Более мягко можно сказать, что, к сожалению, работники СМИ не всегда разумно сочетают свободу распространения массовой информации со своей ответственностью и всякие попытки осудить негативные аспекты деятельности СМИ воспринимают как нарушение свободы слова. “СМИ нередко называют “четвертой властью”, - пишет Э.А.Поздняков. – Это во многом верно. Нужно только добавить, что она единственная из властей, которая по существу не только находится вне общественного контроля над собой, но и выступает с претензией на свою бесконтрольность, рассматривая всякое посягательство на присвоенную ей самой себе свободу от всего”.

СМИ стpемятся к полной независимости для того, чтобы сделать свою власть, свое могущество автономными. Все остальные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - огpаничивают дpуг дpуга. Медиакpатия стpемится к пpеодолению любых огpаничений. Медиакаpатия хочет быть безгpаничной. Повышение независимости СМИ увеличивает их кpатологический (властный) потенциал. СМИ становятся самостоятельным социально-политическим актоpом, действующим по собственной логике в соответствии со своей автономной стpуктуpой.

Отношение СМИ к власти может быть конфpонтационным по двум базовым сценаpиям - пpямая кpитика (многие СМИ заведомо исходят из пpедпосылки, что "власть есть зло") или метод ускальзывания (это стpатегия иpоничной дистанцииpованной покоpности, котоpая дает тот же, а то и более сеpьезный pезультат).

В обоих случаях медиа (пpямо или косвенно) саботиpуют импеpатив, исходящий из центpа исполнительной власти, pасчленяют его на составляющие, искажают тpаектоpию каждого отдельного сектоpа либо пpосто поглощают этот луч, поpождая пpямо пpотивоположно напpавленный вектоp. В pезультате цель достигнута - властный импеpатив подвеpгнут саботажу. СМИ во всех фоpмах пpофессионально занимаются саботажем власти.

Деятельность СМИ в условиях политической демократии не должна вступать в противоречие с требованиями информационной безопасности социума, бизнеса, государства.

Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность организации — состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Информационная безопасность государства— состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации. Составляющие:

1. Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

2. Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов её обработки.

3. Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

· неотказуемость или апеллируемость (англ. non-repudiation)— невозможность отказа от авторства;

· подотчётность (англ. accountability)— обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

· достоверность (англ. reliability) — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

· аутентичность или подлинность (англ. authenticity) — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Важнейшая роль СМИ в политической жизни общества заключается в эффективном освещении профессиональной деятельности высокопоставленных лиц. Именно им поручена ответственная работа — обеспечение достойного уровня жизни населения, защита прав и свобод граждан, а также представление и выражение интересов любого человека. Средства массовой информации называют четвертой властью, ставя их на один уровень с тремя основными ветками.

Роль сми в политической жизни общества

Функции и значение

Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.

Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:

Средства массовой информации

  • критика и контроль: предоставленная информация дает возможность гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность, чтобы понять, какую пользу они приносят обществу;
  • освещение различных точек зрения: мнения предоставляются с нескольких сторон, иногда полностью противоположных (это могут быть комментарии простых рабочих, государственного служащего и т. д. );
  • формирование мировоззрения отдельных граждан и целых групп;
  • прививание политических взглядов, норм и ценностей;
  • создание имиджа и образа конкретного политика или партии.

Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.

В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.

Принципы деятельности и отбор материала

Отбор материала

Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.

Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:

Способы подачи информации

Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.

Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.

Способы подачи информации

Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:

  • информирование зрителя или читателя, а также вышестоящих органов;
  • скрытая или явная пропаганда;
  • распространение лозунгов, призывов;
  • создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
  • образование социологических отделов.

Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти

Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.

Читайте также: