Власть и интеллигенция кратко

Обновлено: 28.06.2024

Партия большевиков стремилась распространить свою идеологию среди всех слоев населения, им необходимо было, чтобы ее поддерживали все. Интеллигенция могла выражать несогласие с этой идеологией. Но в период правления Ленина по отношению к интеллигенции радикальных мер не применялось. На священников были гонения. Когда укрепились позиции Сталина, к интеллигенции, в том числе и к служителям церкви, стали применять репрессии.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Власть и интеллигенция в России - непримиримые враги друг друга. Интеллигенция - могильщик диктатуры в России. И власть это знает, прекрасно понимает, что в русской интеллигенции таится неизбежная смерть ее диктатуры. Диктаторская власть - это рабство, русская интеллигенция - это свобода русского народа и России.
Интеллигенция спасет Россию. Диктатура падет. Россия будет свободной.

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 10 жетонов
  • Социальный капитал 130
  • Количество читателей
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 10 жетонов

Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше. То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…

Comments

Краткие антитезисы

Власть и интеллигенция в России никогда не были врагами, не являются ими и сейчас. Незначительная часть интеллигенции - может быть. Ну так часть образованного слоя всегда настроена критически. До 1917 года против власти была настроена значительно большая часть интеллигенции, чем сейчас.
Диктатуры в России нет с 1953 года. Поэтому интеллигенция не может быть её могильщиком.
Нынешней власти нынешняя интеллигенция ничем не угрожает, и власть это прекрасно знает.

Сладко читается. М.б. это Вы о интеллигенции в "первоначальном" смысле. Или в шутку?
А это Вы писали "всерьёз"?:
"Редкие и робкие призывы к толерантности (че это такое?), к цивилизованному диалогу тонут в диком реве озверевшей толпы новой русской "интеллигенции" - достойной преемнице специфического (бандитского) мышления своих великих предшественников - Ленина-Сталина и их последышей. Достойный пример для юношества. Эстафета поколений в надежных руках.".
Какая, кроме "новой" существует? Нет, несомненно, "интеллектуалы с совестью" (или "интеллектуалы с обострённым чувством справедливости" - а как иначе перевести на те языки, где ни "интеллигенция", ни "совесть" в нашем понятии не существуют?)- не перевелись, но феномен настолько штучный. к сожалению.

Какой талантище, какой матерый человечище!

Спасибо за цитату. Хороший текст. Жаль, что без ссылки. Автор цитаты, несомненно, почти русский интеллигент и даже, местами, талант. Дайте ссылку, хочу познакомиться с его творчеством поподробнее. Серьезно. :)

ЗАПИСКИ ОБЫВАТЕЛЯ - СПЕЦИФИКА РУССКОГО МЫШЛЕНИЯ


Июл. 29, 2006 01:52 pm СПЕЦИФИКА РУССКОГО МЫШЛЕНИЯ

Пятиминутки ненависти. Потоки взаимных оскорблений, всеобщей озлобленности, нетерпимости, дикости. Всеобщее помутнение, затмение разума. Смесь паранойи и шизофрении. Комплекс неполноценности и превосходства в одном русском флаконе. Виртуальная гражданская война, грозящая плавно перерасти в реальную. Россия - огромная склочная виртуальная коммуналка - плевки, скандалы, разборки, мордобои. Редкие и робкие призывы к толерантности (че это такое?), к цивилизованному диалогу тонут в диком реве озверевшей толпы новой русской "интеллигенции" - достойной преемнице специфического (бандитского) мышления своих великих предшественников - Ленина-Сталина и их последышей. Достойный пример для юношества. Эстафета поколений в надежных руках. Только вот новый русский народ, воспитываемый в таком духе новоявленными мессиями, не за перо хватается, а за кайло, и готов по первому призыву вождей проломить собачьи головы указанных ему врагов - не виртуально, а реально. Чьи собачьи головы засунут в петлю, размозжат арматурными прутьями, просто отрежут - бог знает, - это русская рулетка. Правда, народная мудрость гласит: доносчику - первый кнут. Но не работает, как закон. Тут ВСЕ идейные доносители и пламенные разоблачители друг друга.
Не спрашивай, по ком плачет веревка, - она плачет по тебе.

Шутки шутками, матёрый человечище, а в старом посте, с раздражением и болью, правды поболее. вот я цитатку и вытащила.

Спасибо. За ссылку на этого матерого. "Узнаю брата Колю!". :))
Ну, тут же сейчас у меня просто "краткие тезисы" - в надежде на их развитие либо развернутое опровержение. И потом - деликатно не хочу перегружать уважаемое сообщество. Стремлюсь к краткости, как брат к сестре. :)
Вам благодарен.

Если "разворачивать", то очень хочется как-то с термином определиться. Всё больше людей, которых иначе, чем "интеллигент" и не назовёшь, резко от этого определения отказываются. Вместе с тем, пожалуй, все понимают о чём речь.
Алекс, ау!

За без малого три года существования нашего сообщества тут накопилось немало определений терминов "интеллигенция" и "интеллигент", но беда в том, что существует несколько совершенно разных понятий, которые обозначаются этими словами. Я насчитал 23 записи с тэгом "определения". Это все равно, как если бы мы спорили, умеют ли двуногие летать: к единому мнению мы никогда не придём, пока не договоримся, идет ли речь о птицах, людях или и тех, и других.

Спасибо за ссылку на тэг.
Я понимала, что в архиве это должно было накопиться, но как-то не собралась.
Это я Вас призвала в полемическом порыве, простите.
И коллективчик у Вас состав сообщества пёстрый, вполне в соответствии с разнообразием определения.
Просто очень горько, что становится бессмысленно говорить, например, ребёнку: "это не интеллигентно" - и он понимал, о чём речь, надеялся и старался когда-нибудь высокой планки достичь. (По-видимому, также в потомственных офицерских семьях было представление об офицерской чести. )

Интеллигент - это тот, кто считает себя интеллигентом. :) Кто добровольно отказывается от права первородства за чечевичную похлебку - тот сам исключает себя из этого неопределенного множества, и никто не вправе препятствовать таким самоисключенцам или, вопреки и помимо их воли, включать их в состав этой трудноопределяемой мыслящей субстанции - интеллигенции.

На "краткие тезисы" я дал краткое опровержение. Будет развитие - будет и развёрнутое опровержение. Или Ваши тезисы - провокация, сделанная именно чтобы быть опровергнутой? В любом случае, пользуясь своим положением модератора, я не буду пока пропускать новых постов, в надежде, что, несмотря на праздники, кто-то включится в дискуссию.

Сегодня, на рубеже тысячелетий все четче проявляется объективная закономерность - возвышение социальной роли интеллигенции, необходимость ее ведущей роли активного субъекта духовного производства. А с этим связана духовная свобода современного общества. В цивилизованном обществе представители интеллигенции призваны создавать необходимую духовную и интеллектуальную атмосферу, всемерно способствовать развитию духовного самосознания личности

Содержание

1. Интеллигенция: сущность и социальная природа.

1.1.Понятие интеллигенции.
1.2.Появление интеллигенции.
1.3.Признаки интеллигенции.
2. Основные функции интеллигенции.

3. Взаимоотношения интеллигенции и власти.

3.1.Интеллигенция и власть.
3.2.Власть и интеллигенция.
3.3.Проблема отношений интеллигенции и власти в
современном мире.

4. Интеллигенция и народ.
4.1.Народолюбие как черта интеллигенции.
4.2.Интеллигенция и народ: проблемы взаимоотношений.
5. Интеллигенция в современной России
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

Интеллигенция и власть.docx

  1. Интеллигенция: сущность и социальная природа .

2. Основные функции интеллигенции .

3. Взаимоотношения интеллигенции и власти .

3.1.Интеллигенция и власть.

3.2.Власть и интеллигенция.

3.3.Проблема отношений интеллигенции и власти в

4. Интеллигенция и народ .

4.1.Народолюбие как черта интеллигенции.

4.2.Интеллигенция и народ: проблемы взаимоотношений.

5. Интеллигенция в современной России

Список рекомендуемой литературы

1. Интеллигенция: сущность и социальная природа

1.1. Понятие интеллигенции.

Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть. интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и в последствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход.
Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции . не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.
Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации".
В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.

  • Интеллигенция это:
    • крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
    • общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

    1.2. Появление интеллигенции.

    История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия "интеллигенция" означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.
    Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.
    Прообраз первых русских интеллигентов, по мнению Б.Н. Милюкова - автора "Очерков по истории русской культуры", появился при Петре I. Он впервые собрал кружок самоучек-интеллигентов, призванных помогать ему при насаждении новой государственности. Петр I привлек голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав их своими, русскими. Они восприняли и впитали в себя русскую культуру, развивали и обогащали ее.
    После реформы Петра стране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других. Николай Бердяев первым русским интеллигентом называл Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву".
    Процесс формирования интеллигенции значительно ускорился в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не могло уже предотвратить процесс демократизации образования. Среди учащейся молодежи все более увеличивалось число разночинцев - выходцев из разных сословий в основном занимающихся умственным трудом, которые пополняли слой интеллигенции.
    В пореформенную эпоху, когда завершается формирование этого нового общественного слоя, разночинский элемент в его составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.
    Русский XIX в. был поставлен мировым общественным мнением рядом с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в России отличали морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.

    1.3.Признаки интеллигенции.

    Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

    • К ним, прежде всего, относятся:
      • ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
      • единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
      • верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
      • глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
      • мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;
      • противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
      • своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
      • нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

      Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.
      Многие неоднозначные черты интеллигенции проявляются под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама .
      Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека.

      2. Основные функции интеллигенции

      Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции.
      Функция 1. Интеллигенция выполняет специальную функцию прямого субъекта духовного производства.
      Как и другие компоненты социальной жизнедеятельности - хозяйство, политика, социальные отношения - культура охватывает или затрагивает так или иначе все общество, все группы и всех индивидов. Поэтому уже на ранних этапах истории выделяются "специалисты" - шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы, вожди, которые могли "накапливать мудрость" и сосредоточивать в себе недоступные остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания.
      На более продвинутом уровне, в усложнившихся условиях существование культуры поддерживается деятельностью интеллигенции. В числе синонимов этого термина можно встретить слова "книжники", "мудрецы", "учителя", "специалисты". В течение долгого времени во всех обществах поддержание культуры совпадало с религиозными функциями, осуществлявшимися духовенством как высшей интеллигенцией. По мере усложнения духовной деятельности появляется и светская культура, поддерживаемая собственно интеллигенцией.
      Характер интеллигенции во многом отличается в зависимости от социокультурного типа данного общества, роли государства и степени самостоятельности светской культуры. Тем не менее в ее деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.
      Функция 2. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти.
      Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции - учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т.д. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой.
      Функция 3. Творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ.
      Отличительная особенность носителей этого типа функций - высокая степень индивидуализации, так как инновации большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя автора или группы. Такое творчество неизбежно протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс нередко сопровождается не только мысленным экспериментированием над общественными конструкциями и доктринами, но и экспериментом над собой и своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые могут рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость.
      Функция 4. Анализ и отбор посредством критики наиболее важных и достойных достижений духовной жизни.
      Между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для общего пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, то есть необходим тщательный анализ и отбор наиболее важного и достойного. Эту функцию выполняет интеллигенция посредством критики.
      Критика должна соотнести новое с имеющимся духовным наследием, согласовать со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести новое с признанными ценностями и представлениями, с музеем, университетом и школой, с существующими взглядами и представлениями. Критика по самой сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных сферах общественной жизни. Именно критика "возводит пантеон" классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное произведение от заимствованных или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения.

      3. Взаимоотношения интеллигенции и власти

      3.1.Интеллигенция и власть.

      Со времен грибоедовского Чацкого интеллигенция испытывается формулой, действующей по сегодняшний день: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда понимала, что решение проблем, которые ставит в своей общественной деятельности, творчестве, выходит на власть, политику, политиков. И ее отношение к власти было и остается весьма неоднозначным. Порой она не принимает власти, ненавидит, отталкивается от нее, с другой стороны, между ними симбиоз; интеллигенция питает ее, сотрудничает с ней. Происходит совмещение несовместимого. И все же в большей степени ее характеризует отчаянная оппозиционность к власти. Вспомним, как еще дворянская интеллигенция, которой, казалось бы, не на что было жаловаться и было что терять, пошла по пути борьбы с самодержавием.
      Подлинный интеллигент тот, кто, отстаивая свое право не идти на конфликт с совестью ни при каких обстоятельствах, следует пушкинской заповеди:
      "Для власти, для ливреи не гнуть ни помыслов, ни совести, ни шеи".
      М. Горький в "Несвоевременных мыслях. " указывал: "В чьих бы руках ни была власть, за мной остается мое человеческое право отнестись к ней критически".
      Такое отношение интеллигенции к власти во многом обусловлено ее страстным, негодующим протестом против зла, деспотии, несчастий и страданий народа, экзальтированным чувством человечности, извечным стремлением к свободе, к независимым суждениям, к инакомыслию, которые коренятся в самой природе интеллигенции и плохо согласуются с авторитарными формами правления.
      Конечно, свобода, инакомыслие, самостоятельность суждений и действий интеллигенции не абсолютны, не на анархический манер - это не "вседозволенность" своих желаний и намерений. Рамки творческой свободы интеллигента ограничены нормами и ценностями общества, в котором он живет и творит.

      3.2.Власть и интеллигенция.

      Власть очень часто с подозрением и недоброжелательностью относилась к интеллигенции, к инакомыслию, поскольку ей всегда дорого достигнутое, ее идеал - порядок, равновесие, покой. Критику со стороны интеллигенции власть воспринимает неоднозначно. Это определяется сущностью власти и степенью остроты критики. Авторитарная, тоталитарная, бюрократическая власть не приемлет любую критику. Она стремится уничтожить критиков: Екатерина II ссылает Радищева в Сибирь, Николай I приказывает повесить руководителей декабрьского восстания, Гитлер и Сталин, уничтожая интеллигенцию, сжигают ее творения - книги.
      Проблемы интеллигенции у всех на устах, и в то же время они заслуживают более вдумчивого отношения, так как подход к ним несколько облегченный и поверхностный. Культура и интеллигенция органично взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Не требует специальных объяснений мысль, что оценивать культурную политику можно только с учетом отношения власти к интеллигенции. Глубоко опасна культурная политика, направленная на конфронтацию с интеллигенцией, политика, поддерживающая методы физических и моральных репрессий по отношению к ней. Нельзя держать интеллигенцию на коротком поводке. Жизнь показала, что это чревато большой опасностью. Без интеллигенции построить демократическое общество не удастся. Только она способна, генерируя прогрессивные идеи, провести общество через духовное и моральное очищение, обогатить его общественное сознание.

      Среди многих уникальных явлений, которые дала Россия миру, отдельное место занимает такой социальный феномен, как интеллигенция. Сколько умных голов тщетно бились над тем, под какие лекала этот феномен подогнать. Люди свободных профессий? Не то. Часть среднего класса? Тоже не подходит. Даже всесильный, потому что верный, марксизм потерпел в этом деле осечку. В результате чего интеллигенцию при социализме то обзывали прослойкой, то зачисляли в "социальную группу". В конце концов известный историк Ричард Пайпс был вынужден признать, что такого больше нигде, кроме России, и не существует. Мол, это наша такая национальная особенность.

      И это при том, что российская интеллигенция как минимум уже третье столетие оказывает самое серьезное влияние как на общество, так и на власть. При том же, что, согласно выработанному за эти столетия кодексу чести интеллигенции, ее отношение к власти колеблется в рамках от настороженного до оппозиционного. Ведь, пожалуй, только в России интеллигент, придя во власть, перестает и считаться, и себя считать таковым. Вспомним хотя бы, как безусловный интеллигент Ленин, придя к власти, тут же отмежевался от своих недавних братьев по классу (прослойке? cоцгруппе?), обозвав их нехорошим словом.

      Считается, что традиционное место действия российской интеллигенции - это либо кухня, либо, фигурально выражаясь, баррикады. Но так ли безусловны эти рамки в современном обществе? Неужели не существует иных путей, позволяющих интеллигенции более эффективно выполнять свое историческое предназначение: служить стране и народу?

      Сегодняшняя публикация "Известий", как мы надеемся, станет началом большой дискуссии на эту тему. И в итоге разговора, не исключено, будут найдены ответы на вопросы о позиции интеллигенции в современной отечественной политике, ее месте в России ХХI века.

      " - Какой смысл говорить о будущем? - возразил Павор. - О будущем не говорят, будущее делают. Вот рюмка коньяку. Она полная. Я делаю ее пустой. Вот так. Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести.

      - Другой умный человек сказал, - заметил Виктор, - что будущего вообще не бывает, есть только настоящее".

      А. и Б. Стругацкие, "Хромая судьба"

      Семнадцать лет назад я пришел работать в школу. Мне безумно повезло: я почти случайно попал не просто "в школу" - в Школу. Где работают изумительные учителя - неравнодушные, образованные, интеллигентные, искрометные. Где учатся совершенно неправдоподобные дети - стремящиеся знать, уважающие знающих, чертовски талантливые, как могут быть талантливы только дети, и опять же в подавляющем большинстве своем - интеллигентные. Сейчас на мониторе моего компьютера "ветка" школьного форума, электронная "интеллигентская кухня", на которой два десятка выпускников от 20 до 32 лет и три-четыре учителя в возрастном диапазоне "под сорок" - "за сорок" заговорили об интеллигенции. Естественно, начали с вопроса о том, кто же такой интеллигент.

      Всякий ли интеллигент - Интеллигент?

      Полагаю, ни один интеллигентный человек не согласится с тем, что этим словом можно назвать любого, кто занимается умственным трудом и имеет высшее образование. Мало что добавят следование нормам этикета и определенная речевая культура. Мы часто употребляем понятие "интеллигентность" вообще в отрыве от этих категорий, подразумевая в первую очередь определенные моральные принципы и жизненные установки. Каковы же они?

      В моем представлении, интеллигентного человека в первую очередь отличает терпимость: к мнению, мировоззрению, образу жизни. Но, с другой стороны, столь же ясно, что к некоторым вещам такой человек должен быть абсолютно нетерпим. К чему? Легко написать: к подлости, агрессивности, лицемерию - и список этот, разумеется, далеко не полон. С чем-то - просто. Например, я глубоко убежден: ксенофобия (даже примитивно-бытовая) несовместима не то что с интеллигентностью, но даже с обычной повседневной порядочностью. А вот что касается подлости, ханжества. Думающий человек не может не понимать, сколь субъективны эти понятия, как легко пойти на поводу у собственных представлений в оценке действий другого человека, не вникнув в ситуацию, в мотивы.

      Из этого, казалось бы, тупика происходит еще одно свойство - рефлексия, постоянная оценка и переоценка своих выводов и действий. Интеллигентным человеком трудно быть отчасти и потому, что это состояние души подразумевает отсутствие готовых рецептов, в каждом конкретном случае надо проходить через анализ и самоанализ (как в театре Брехта - актер должен был одновременно играть роль и собственное отношение к ней). И это постоянно напоминает человеку о его собственном несовершенстве, что заставляет еще терпимее относиться к другим.

      Интеллигент всегда трудится. Он постоянно работает над собой, но замыкаться в себе он не может. Ему свойственно выбирать, осознанно или неосознанно, те сферы деятельности, которые наиболее ценны с точки зрения формирования его собственной личности и одновременно приносят ощутимую пользу окружающим. "Интеллигентные профессии" в традиционном понимании - преподаватель, врач, ученый, инженер, художник в широком смысле этого слова. Потребность отдавать (когда-то считалось - долг перед народом) является, на мой взгляд, одной из самых отличительных и привлекательных сторон российской интеллигенции.

      И наконец, главное в контексте данной статьи - оппозиционность к власти. Не активная политическая деятельность (она-то как раз с интеллигентностью плохо совместима), а внутреннее отношение к действиям власти и к собственному в них участию. Подчеркну: я говорю не о неприятии, так как неприятие - всего лишь крайнее проявление оппозиционности, а об изначально настороженной позиции. Ее формируют и конкретная история нашего общества, не изобилующая позитивными примерами, и принципиальная склонность интеллигентного человека все подвергать сомнению.

      Об оппозиции как позиции

      Из нашей дискуссии на школьном форуме.

      Не ответил сразу - закрутился, забегался, а потом исчезла уверенность, что у меня есть ответ. Оказывается - только сомнения. Собственно, эти сомнения и побудили меня взяться за написание статьи.

      Будем откровенны: нам не понравится любая власть. Разумеется, в разной степени, но все равно не понравится. Это вытекает как из исторического пути нашего общества, так и из постоянного внутреннего стремления интеллигентного человека к совершенствованию, в то время как у любой власти, боюсь, несколько иные задачи.

      Что касается нынешней власти, настораживает, а подчас и откровенно пугает следующее.

      Настораживает то, что власть не может четко сформулировать свое понимание исторической перспективы. "Сильная Россия" - хорошо как лозунг, но за ним нет программы. Сильная чем и в чем? "Верхняя Вольта с ракетами"? Авторитарное государство, способное управлять обществом без малейшего учета мнения последнего? Страна с высокоразвитой экономикой и достойным уровнем жизни населения, какой и нам хотелось бы ее видеть?

      Пугает то, что власть без малейших видимых усилий отказалась от целого ряда декларированных в начале 1990-х принципов, и мы наблюдаем и свертывание демократических институтов (в первую очередь выборов и свободных СМИ), и уголовное преследование по политическим мотивам, и упорное нежелание отказаться от массовой призывной армии.

      Откровенно шокируют постоянные метания власти в области политического процесса: союз с ЛДПР в Госдуме, вышедшие из администрации президента проекты "Родина", "Наши" и прочие кремлевские клоны, с которыми их создатели, похоже, сами не знают, что делать. А мгновенно возродившаяся имперская риторика? А военно-патриотические фанфары вместо национальной идеи? А отсутствие сколько-нибудь действенной борьбы с набирающими силу экстремизмом и ксенофобией. Этот список вполне обоснованных претензий, к огромному сожалению, очень далек от завершения.

      И совсем уж страшно, что большинство вышеописанных тенденций одобряется довольно значительной частью общества. Вы скажете, что это не может быть поставлено власти в упрек и каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает. Отвечу словами одного из моих любимых "киношных" интеллигентов - пастора Шлага: "Пастырю трудно идти против паствы, но и идти за паствой пастырь не должен".

      В общем и целом картина получается малопривлекательная.

      В исторических условиях, в которых формировалась русская (в самом широком смысле слова "русская") интеллигенция, она не могла не стать принципиальным критиком. И должна, по моему глубокому убеждению, им оставаться. Но критика может преследовать разные цели. Так давайте поговорим о целях.

      То-то и оно, что принимать на себя ответственность за выбор пути, о которой пишет моя выпускница Аня, большинство интеллигенции не хочет. Само собой, ей никто и не предлагает, если понимать под такой ответственностью участие во власти. Но, как мне кажется, в традициях российской интеллигенции всегда было не только критическое восприятие настоящего и переживание за будущее страны, но и стремление действенно участвовать в жизни - земской деятельностью, публицистикой, работой в образовании; иными словами, "хождением в народ", а вовсе не "хождением во власть".

      Признаемся себе: демократическое движение 1990-х себя изжило. Причин тому множество, и это тема для отдельного горького разговора. Сейчас же констатируем: таким образом, мы лишились самого действенного инструмента строительства собственного будущего, какой существует в цивилизованном обществе, - а именно партии, выражающей наши взгляды. Означает ли это, что настало время удовлетворенно кивнуть друг другу: "так мы и знали" и уйти привычным путем в семью, на кухню, в кочегарку изучать санскрит?

      "Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!"

      Немалую роль в неприятии интеллигенцией власти играет ничуть не менее последовательное неприятие властью интеллигенции. Столыпин, чья хлесткая и гулким эхом разошедшаяся по империи фраза о депутатах Думы процитирована выше, отразил позицию власти и в очередной раз вбил клин между властью и интеллигенцией - не в первый раз и не в последний. Рискну выразиться резко: власть по-другому и не может. Ни в коей мере не следует понимать это так, что ее образуют люди недалекие. Просто сама по себе природа власти заставляет ее сосредоточиться на постановке и решении задач таким образом, чтобы они в первую очередь продемонстрировали ее эффективность. Это, кстати, свойственно любой власти, только понятия эффективности у демократической и авторитарной будут весьма разниться. Интеллигенция всегда будет оперировать другими критериями.

      Ситуация тупиковая: неуклюжий, неумелый, вороватый мастеровой тем не менее работает (хотя и на себя любимого в первую очередь), а умный и нравственный критик страстно и нелицеприятно комментирует его работу, но сам при этом ничего не производит. У каждого своя позиция: "Не ошибается тот, кто не работает, а языком молоть может всякий; отойди, не мешай!" - "Нельзя такую важную работу делать так коряво и такими нечистыми руками; я в этом не участвую!" Где выход?

      Интеллигенция, которую власть не заметила

      Как минимум один выход был и остается. Как замечательно писал Некрасов: "Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути: Взвесь силу гордую, взвесь волю твердую. Каким идти?"

      О зеркале, на которое пеняют

      И есть теоретически еще один путь. Этим путем тоже не однажды пытались идти многие достойные люди. Можно попробовать еще раз предложить власти диалог. Не участие в ней - на это не пойдет ни интеллигенция (и правильно сделает: интеллигент во власти либо быстро потеряет интеллигентность, либо сразу наломает дров), ни власть.

      Тем не менее стоит попробовать мыслить позитивно. Давайте не сравнивать реальную власть с нашим идеалом, давайте попытаемся трезво оценить не только ее очевидные слабости и некрасивости, но и сравнительные достоинства, потенциально возможное благо.

      В конце концов давайте попробуем осознать себя огромной Общественной палатой. Не той, которую создали в Кремле ("Что нам Палата? И что мы Палате?"), а естественной и потому имеющей безусловное право на существование.

      Готовы ли к этому "они"? Бог его знает, но надеяться надо на лучшее. Есть признаки как разочаровывающие (их значительно больше, увы), так и обнадеживающие. Давайте попробуем спокойно и без истерики, без высоких слов. Давайте не будем пугать власть и, например, создавать партии и движения - она сразу "уйдет в глухое нападение", это у нее рефлекторное; мы же не дергаем за хвост собаку, когда она ест. Давайте опираться на себя - людей работающих (врачей, учителей, инженеров, ученых), а не на политиков "из интеллигенции" - с ними власть не будет разговаривать.

      Первая реплика Гамлета в ответ на обращение назвавшего его "любезным племянником" Клавдия: "A little more than kin but less than kind". Можно перевести, например, так: "Чуть ближе дальней родни, но дальше - ближней". Интеллигенция не любит, когда власть к ней ласкова, она подозревает подвох. В случае с принцем датским — более чем обоснованно. Безусловно, стихия интеллигенции - трудные вопросы, неоднозначные выводы, полутона. Стихия власти - государственная озабоченность и отеческая строгость. А это, как ни крути, совершенно разные сферы.

      Об авторе:

      Алексей Кузнецов родился в 1968 г. в Москве. Закончил МГИМО, юрист-международник. Владеет английским и французским. С 1988 г. и по настоящее время - учитель истории и английского языка в средней школе № 1253. В 1993-1994 гг. - старший специалист международно-правового отдела секретариата Конституционного суда РФ. Сфера научных интересов: история XIX в., наполеоновские войны. Общие интересы: художественная литература (среди любимых авторов Чехов, Куприн, Симонов, Владимов, Стругацкие, Рубина, Дж. Фаулз, Дж. Ле Карре), драматический театр, пеший и горный туризм, советская поэзия 1950-1970-х гг., авторская песня.

      ПРИГЛАШАЕМ К БЕСЕДЕ

      Многие темы можно и нужно широко обсуждать. Эта рубрика – не форум и не чат, не обмен репликами, а именно содержательная беседа, к которой мы вас приглашаем.

      Правила работы простые: пишите по теме, коротко, ясно, обоснованно. Старайтесь не повторять то, о чем раньше много писали и говорили. Будьте корректны по отношению к оппонентам, возражая им, давайте ссылки на их материалы.

      Читайте также: