Владычица морей англия кратко

Обновлено: 08.07.2024

Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы.

Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию.

Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами.

Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан — между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 — 1674).

В течение первых двух войн англичане, несмотря на численный перевес, терпели поражения: голландские адмиралы — Тромп, Кейн, Рюйтер — доказали полное превосходство своего флота над британским.

Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам.

После заключения этого мира война с Францией продолжалась ещё 4 года. Голландцы, всегда заботившиеся о боеспособности своего флота, оказывали значительно меньше внимания сухопутным войскам. Война с Людовиком XIV заставила их расходовать основные силы и средства на армию: голландский флот за 4 года пришёл в упадок. Великобритания в это время, напротив, заметно усилила свой флот и захватила ряд колоний. Так, в результате третьей англо-голландской войны, Нидерланды, несмотря на блестящие победы и на суше и на море, стали второстепенной державой Европы.

Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн.

Первым серьезным столкновением Англии и Франции была война за Испанское наследство. Английский король Вильгельм Оранский создал против Франции и Испании сильную коалицию, в которую входили Англия, Нидерланды, Австрийская империя, Португалия и несколько более мелких государств. Французы потерпели поражение в той войне и были вынуждены заключить Утрехский мир, по условиям которого в руки англичан перешли Гиблартар, Менорка, ряд французских островов в Вест-Индии и Северной Америке. Положение Великобритании как ведущей морской державы укрепилось.

Следующим витком борьбы между Францией и Британией была Семилетняя война. Ввязав Францию в войну с прусским королём Фридрихом II, англичане захватили Канаду и почти все французские владения в Ост-Индии.

Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792−1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы.

В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории Великобритании морское сражение.

Нельсон, не перестраивая свой флот в боевой порядок, атаковал двумя колоннами флагманские корабли противника. После выведения их из строя связь между кораблями французов была нарушена. Английский же флот, управляемый талантливым флотоводцем, действовал уверенно и решительно.

Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения — объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью.

Историческое значение Трафальгарского сражения громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани.


210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение — решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот — ни одного.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему — всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше — к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний — Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая — захватить голландский Суринам; 3) третья — захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше — атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.



Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар — за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Война Третьей коалиции

Непобедимая Армада, грозившая разбить англичан в 1588 году, потеряла тогда почти половину кораблей. Концепт о британском господстве на морях был заложен.

Морские псы, легальные пираты

Елизавета активно поощряла морской разбой, если пиратами выступали ее же подданные. Выгода была очевидна: флибустьер забирает часть добычи себе, а корона получает свой процент. Так, например, знаменитый Фрэнсис Дрейк по возвращении из одной из своих особенно удачливых экспедиций привез обратно на родину такой улов, что английская казна в итоге окупила свои инвестиции в это предприятие на 4700 процентов.

фото1.jpg

Англо-испанская война

Ситуация накалилась, когда Елизавета оказала финансовую поддержку религиозной группе протестантов в Нидерландах, где Филипп имел свои интересы и значился герцогом. Мечта Филиппа обратить Англию обратно в католицизм рассыпалась на глазах. Вопрос о браке с Елизаветой был уже закрыт, к тому же английская королева совершенно четко обозначила свои приоритеты: ее государство будет двигаться в сторону союзов с протестантами, все дальше от католиков. Периодические крупные рейды морских разбойников ее величества на испанские суда подливали масла в огонь.

Филипп II.

Флотилия под командованием герцога Медина-Сидония покинула Лиссабон 29 мая 1588 года. Неудачи сопровождали испанцев на протяжении всего военного похода, буквально с первых и до последних дней. Сразу же после отплытия из-за шторма несколько судов получили значительные повреждения, пришлось вставать в порт на ремонт. Объединиться с войском герцога Пармского так и не удалось: пока корабли стояли в порту Кале в ожидании подмоги, англичане с подачи все того же Дрейка направили несколько подожженных маленьких судов, начиненных горючими материалами, в сторону испанского флота. Ветра и погода благоволили Англии. Объятые огнем суденышки были замечены издалека, вследствие чего капитаны-испанцы приняли решение срочно сняться с якоря. Их корабли буквально понесло на север из-за мощного течения и штормовых ветров.

Непобедимая Армада — миф развенчан

На следующий день английский флот начал обстрел противника: хотя испанские суда были больше, выше и мощнее, английские обладали гораздо лучшей маневренностью, плюс были оснащены дальнобойным оружием. Испанцы изначально рассчитывали на другую тактику боя: использовать корабли в основном для передвижения войска, подбираться близко к противнику и захватывать их суда, в то время, как англичане надеялись разбомбить как можно больше вражеских судов издалека, избегая ближнего боя. Армада выбивалась из сил, артиллеристские припасы подходили к концу, а затем вновь поднявшийся мощный ветер стал оттеснять флот Медина-Сидония в сторону Зеландии, голландской провинции на юго-западе.

Битва между англичанами и испанцами.

Особенной храбрости от войск не потребовалось, так как ход сражения уже был очевиден: испанцы вынуждены были свернуть военную кампанию и начать отступление. Обратный путь флотилии был чрезвычайно драматичным. Им пришлось возвращаться назад, огибая Шотландию и Ирландию. Бури, штормы и болезни сопровождали моряков и солдат на протяжении этого непростого путешествия. В результате Армада лишилась более половины своих кораблей.

Английская армада — неудачная попытка

фото4.jpg

Английский флот впервые громко заявил о себе именно в Елизаветинский период. Поначалу английские мореплаватели были известны миру прежде всего как удалые разбойники и пираты. Затем последовала победа над Армадой, которая полагалась великой в основном из-за подпитки мифа пропагандой.

Англия смогла создать самую большую колониальную империю и стать владычицей морей благодаря тому, что ей удалось устранить своего главного конкурента – Голландию после победных англо-голландских войн.

Почему именно Англия стала владычицей морей

Почему именно Англия стала владычицей морей

Целенаправленная стратегия и экономическая экспансия позволили Англии стать владычицей морей

Колониальную экспансию Англия вела посредством торговых компаний, которые опирались не только на поддержку и силу государства, а также на собственные средства, собранные паевым способом. Кроме того британская колониальная политика развивалась постепенно, начиная с торговых связей, затем следовала экономическая и наконец политическая экспансия.

Англия в отличии от своих европейских соседей сознательно сосредоточилась на захвате новых колоний, причём не как источников драгметаллов, а новых рынков сбыта, и мест для поселения многочисленного свободного экономически активного населения.

В европейскую политику лезла постольку поскольку. В любом случае, территориальные захваты на континенте, (кроме баз, позволяющих опять-таки, контролировать морские коммуникации), были ей не нужны.

Трафальгарское сражение на море стало определяющим в провозглашении Англии владычицей морей

Трафальгарская битва, состоявшаяся 21 октября 1805 года, была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Противостояние состоялось между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва.

Наполеон не смог сломить морское превосходство Британии

Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие.

Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот — ни одного.

Читайте также: