Владимир личутин биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

В 70-е Личутин принимает участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством проф. П. С. Выходцева. В 1975 Личутин заканчивает Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, остается жить в Москве, но часто приезжает в Архангельск, к себе на родину — в Мезень.

Библиография

Иона и Александра (1973)
Белая горница (1973)
Долгий отдых (1974)
Время свадеб (1975)
Золотое дно (1976)
Ба­бушки и дядюшки (1976)
Душа горит (1978)
Последний колдун (1980)
По­вести…

Личутин Владимир ВладимировичНа фотографии: Личутин Владимир Владимирович

Прозаик. Родился 13 марта 1940г. в городе Мезени Архангельской области. Семья Личутиных принадлежит к древнему поморскому роду, фамилия их увековечена на карте Заполярья (о. Михаила Личутина). Его отец, Владимир Петрович Личутин, погиб на фронте в 1942г., мать, Антонина Семеновна, одна воспитывала четверых детей.

Детство Владимира Личутина прошло в Поморье, здесь он учился в школе, здесь постигал северное краснословье, которое оседало в нём, по его признанию, "как ил на дно реки". В.Личутин с детства обладал особой художнической памятью, вниманием к народной стороне жизни. "Дом мой родовой - крохотная комнатенка на пятерых, казалось, не оставил во мне поэзии воспоминаний В моих ранних представлениях о детстве всегда вставал слегка покатый пол, тесно устланный сонными телами братьев моих, скудный осенний свет, грязно сочащийся в окна, и в этом мутном сумраке, как заведенная, обряжается у печи-голландки моя мать, рано уставшая от бесконечных дел и забот военная вдова, жизнь свою положившая на нас, четверых детей. И вот однажды пришел ко мне день, полный иных представлений о детстве. Что-то стронулось, зазвучало в душе моей, и родовая бесконечная память всколыхнулась, и тогда я задумался о мире вокруг меня. Эко диво: бывал я в материной деревне Жерди, бывал там с местной пацанвой, и думалось, что деревня та, откуда пошла мать и невольно продолжился я, канет за стеной пережитых впечатлений. Но оказалось, что в долгом пути моих исканий российская деревенька Жердь и явилась тем изначальным укрепляющим звеном, которое и воссоединило мою память. И не что иное, а именно деревенька Жердь вдруг всколыхнула сокрытые во мне душевные тревоги, и окруженье моё наполнилось иным смыслом, вроде бы мутная пелена вдруг пропала с глаз, и открылась тогда незамирающая стихия. И, оказывается, зря я печаловался, ничто не миновало меня, как и каждого российского парнишку: и поветь была, полная запашистых сенов; и балаган, прозрачный на утреннем солнце, в котором так беспамятно и чисто спится на оленьих протертых полстях; и полати с таинственными сумерками, и печь в пол-избы - наша кормилица и утешительница". Родовая память о предках явилась одним из побудительных мотивов творчества В.Личутина.

Впервые желание взяться за перо появилось после поездки на Пинегу, куда он с однокурсниками из лесотехникума ездил помогать колхозу. Охотник, в избе которого ребята жили, рассказывал разные истории. По одной из них Личутин написал рассказ и послал его в "Юность", но рассказ не напечатали. По окончании Архангельского лесотехникума (1960) год работал слесарем на Пермиловском лесозаводе, потом служил в армии, работал на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В поисках своего жизненного пути поступил в Ленинградский горный институт на факультет геологоразведки (1963). Проучился год. Съездил на практику и написал такой отчет, что ему сказали: "…Ты не туда попал, тебе нужно идти в журналистику". Будучи студентом факультета журналистики Ленинградского университета, В.Личутин подрабатывал корреспондентом мезенской газеты "Север". Он приезжал домой на каникулы и устраивался временно на работу в газету. Писал броско, ярко, чем много раз вызывал недовольство работников райкома партии. На дневном отделении университета Личутин проучился два года, в 1965г. перевелся на заочное и вернулся в Архангельск. Работал на областном радио, писал стихи и публиковал их в приморской районной газете. Но Судьба и зревшее в душе Слово привели его в областную газету "Правда Севера", где он стал работать корреспондентом, спецкором по Мезени и Пинеге. В 70-е годы принял участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством профессора П.С. Выходцева. Это было время накопления и углубления знаний об истории Поморского края, постижения мудрости и нравственных глубин народной души, вхождения в стихию отчего языка.

Личутин любил дальние командировки в Онегу, Мезень, Пинежье, Лешуконию, вот только привозил он из них не корреспонденцию о передовиках с ферм и лесных делянок, которую ждали от него коллеги, а очередное повествование о стариках и старухах, о церквушках, о заброшенных деревнях и изломанных человеческих судьбах. Редактор И.М. Стегачев терпеливо относился к подобным нарушениям, не скрывая своей надежды на то, что из Личутина получится большой писатель.

В 1972г. за серию очерков "Земля и люди" В.Личутин был награждён премией им. Аркадия Гайдара, учрежденной областной организацией Союза журналистов СССР. "Писательство" Личутина началось с очерков о писателе Борисе Шергине "Кланяйтесь Архангельску" и сказочнике Степане Писахове "Струна Писахова" (позже публиковался под заглавием "Без Вас не мыслю Севера"), которые были напечатаны в "Правде Севера" в 1969г. "После опубликования очерков во мне зазвучала тонкая музыка… Пришло время моей первой повести - "Белая горница", после которой и случился мой уход в писательство" (В.Личутин). "Белая горница" была опубликована в журнале "Север" в 1972 году. Вслед за ней появились повести "Иона и Александра" (1973), "Обработно - время свадеб" (1973). Во второй половине 70-х годов вышли повести "Бабушки и дядюшки", "Душа горит", "Последний колдун", "Золотое дно", "Домашний философ". Появляется в печати первый исторический роман "Долгий отдых" (1974).

Уже первые его повести вызвали восхищение современников. "В сочинениях Личутина, как сказочное диво, вызволилось из просторов Отечества Поморье, распахнули свои души и за-го-во-ри-ли, протяжно окая, поморы и поморки, и открылась жизнь, непохожая на другие жизни…", - писал о нём Ал. Михайлов.

В 1974г. В Личутина приняли в Союз писателей СССР, после чего Архангельская писательская организация командировала его учиться на Высшие литературные курсы. Окончив их в 1975г., он остался в Москве. В настоящее время живёт в Переделкино под Москвой.

Сегодня Личутин - один из самых значительных прозаиков наших дней. Его перу принадлежат романы "Скитальцы", "Любостай", "Последний колдун", "Фармазон", "Миледи Ротман", "Беглец из рая", "Река Любви", исторический роман-трилогия "Раскол", уникальная книга "Душа неизъяснимая: размышления о русском народе". Суммарный тираж произведений его превышает 10 миллионов экземпляров. Из северного поморского краснословья черпает Личутин то, что составляет главное достоинство его прозы - родниковый, не замутненный наслоениями позднейших цивилизаций, благозвучный, прекрасный русский язык. Второй исток его писательского дара - "родовая память": привычки, обряды, обычаи русского народа, поклонение земле и труду.

Владимир Личутин - лауреат премии Правительства Российской Федерации, Всероссийских премий имени Л.Н. Толстого и имени Ф.А. Абрамова, Большой литературной премии России, премий им. А.Невского, В.Даля и др.

Михайлов А. Поморские сюжеты. – Литературное обозрение, 1974, № 10
Личутин В. Время свадеб. М., 1975
Камянов В. По родословной линии. – Новый мир, 1977, № 4
Личутин В. Душа горит: Из хроники поморской деревни. М., 1978
Дедков И. Глубокая память Зимнего берега. – Дружба народов, 1981, № 3
Личутин В. Домашний философ. М., 1983
Личутин В. Скитальцы. Л., 1986
Личутин В. Избранное. М., 1990
Стрелкова И. Предел. – Наш современник, 1990, № 6
Афанасьев А. Опыт печали и счастья: О прозе В.Личутина. – Подъем, 1993, № 2

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?


Личутин Владимир Владимирович (р. 13.03.1940), русский писатель. В повестях (“Душа горит”, 1976, “Крылатая Серафима”, 1978) — суровая повседневность поморов, где властвуют трудовой обряд, “родовая память” и традиционная нравственность, питаемая народным Православием. Роман “Скитальцы” (1985) о молодых старообрядцах 1-й пол. XIX в., долготерпение и смирение героев понимаются автором как признак сильной нравственной души. Роман “Любостай” (1987) — о “расхристанной душе” интеллигента и надломе русской нации к исходу XX в. Историческая эпопея “Раскол” (1990 — 96) — о трагической для России религиозной смуте XVIII в. Книга: “Душа неизъяснимая. Размышления о русском народе” (1986 — 87) — сказовый слог, сплавляющий “народное краснословье” и старообрядческую словесность.


В 70-е Личутин принимает участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством проф. П. С. Выходцева. В 1975 Личутин заканчивает Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, остается жить в Москве, но часто приезжает в Архангельск, к себе на родину — в Мезень.


Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Владимир Личутин с Юрием Козловым и Владимиром Крупиным.

В 1970-е Личутин принимает участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством профессора П.С.Выходцева.

В 1975 Личутин оканчивает Высшие литературные курсы при СП СССР, остается жить в Москве, но часто приезжает в Архангельск, к себе на родину — в Мезень.

С 1974 — член СП СССР.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 451-454.

Публикации:

Владимир Личутин. Путешествие в Париж. "Бельские просторы" № 10, 2006

"Роман-газета" № 1, 2006. Владимир Личутин. Беглец из рая. Роман.


"Роман-газета" № 2, 2006. Владимир Личутин. Беглец из рая. Роман.


"Роман-газета" № 2, 2009. Владимир Личутин. Сон золотой.





Другие сочинения:

Далее читайте:

Владимир ПРОНСКИЙ. Ангел крылатого слова. Владимиру ЛИЧУТИНУ 70! (Журнал МОЛОКО).

Юрий ПАВЛОВ. Владимир Личутин: домашний философ против хозяйки. (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков. М., 2011).

Сочинения:

Избранное. Повести. Роман / вступ. статья автора. М., 1990;

Долгий отдых: роман. Повести. М., 1979;

Последний колдун: повести. М., 1980;

Фармазон. М., 1981;

Домашний философ: повести. М., 1983;

Скитальцы. Л., 1985;

Раскол: Исторический роман в 3 книгах. М., 2000;

Преодолеть русский раскол // Север. 2000. №8;

Миледи Ротман // Наш современник. 2001. №3-6. Фармазоны перестроечных дней: Беседа с писателем Л. Мешковой // Слово. 1991. №4.

Литература:

Баранова Л. Душа и слово: О Владимире Личутине // Литературная учеба. 1981. №4. С.116-125;

Его стихия — Поморье: О Владимире Личутине // Литературный Архангельск. 1920-1980 / сост. Б.Пономарев. Архангельск, 1982. С.177-179;

Павлов Н. Постоянство ориентиров; Липовецкий М. Обновление? // Литературное обозрение. 1984. №2. С.35-39;

Дюжев Ю. Древо памяти // Север. 1988. №3. С.114-120;

Афанасьев А. Опыт печали и счастья. О прозе В.Личутина // Подъем. 1993. №2. С.179-185;

Субачев В. Из белой горницы в Беловодье // Север. 1993. №7. С.139-141;

Березовский Н. Третий — лишний. К 60-летию В.Личутина // Литературная Россия. 2000. №34;

Ковтун Н.В. Социокультурный миф в современной прозе: Творчество В.Личутина. Красноярск, 2002.

Читайте также: