Вклад в психодиагностику голланд дж кратко
Обновлено: 04.07.2024
Коды Холланда RIASEC - это система классификации рабочих стилей деятельности по категориям професий, кластерам интересов или областям функционирования личности [Holland J., 1985]. Управление занятости и профессиональной подготовки Министерства труда США использует в своей работе модель RIASEC (6 факторная модель описания предпочитаемых стилей работы). Их сочетание образует около 720 индивидуальных личностных рабочих стилей.
Основные стили рабочего функционирования личности – модель RIASEC:
Реалистичные люди (R), как правило, напористы и конкурентоспособны, и заинтересованы в деятельности, требующей координации усилий, навыков и силы. Люди с реалистической ориентацией обычно предпочитают проработать проблему, делая что-то, а не говорить о ней или сидеть и думать о ней. Они любят конкретные подходы к решению проблем, а не абстрактную теорию. Они склонны интересоваться научными или механическими, а не культурными и эстетическими областями. Они любят работать с предметным миром.
Люди, занимающиеся исследованиями (I) , предпочитают думать и наблюдать, организовывать и понимать информацию, а не действовать и не убеждать. Они склонны отдавать предпочтение индивидуальной, а не ориентированной на людей деятельности. Им нравится работать с информацией.
Художественные (созидатели - креатив) (A) обычно творческие, открытые, изобретательные, оригинальные, восприимчивые, чувствительные, независимые и эмоциональные. Они не любят организованность и правила, как и задачи, связанные с людьми или физическими навыками, и более склонны выражать свои эмоции, чем другие. Они любят думать, организовывать и понимать художественную и культурную сферы. Они любят работать с идеями и предметами.
Социальные люди (S), удовлетворяют свои потребности в сфере образования или помогающих профессий. Они отличаются тем, что их больше тянет к поиску близких отношений с другими людьми и они менее склонны работать интеллектуально или физически. Они любят работать с людьми.
Предприимчивые люди (E)-хорошие ораторы, и используют это умение, чтобы вести за собой или убеждать других. Они также ценят репутацию, власть, деньги и статус и обычно идут за этим. Им нравится работать с людьми и информацией.
Обычные люди (C) любят правила и предписания и подчеркивают самоконтроль. Они любят структуру, организованность и порядок, и не любят неструктурированную среду или неопределенность в межличностных ситуациях. Они ценят репутацию, власть или статус. Им нравится работать с информацией.
Превалирующие стили записываются двух или трехбуквенным кодом: ER, SA и т.п.
Индивидуальные рабочие стили соотносятся с древними архетипическими ролями: охотники (Реалистические - R), шаманы (Исследователи - I), ремесленники (Художественные - A), целители (Социальные - S), вожди (Предприимчивые - E) и хранители знаний (Обычные – C ) [Johnson J., 2013]
Рисунок 1. Шестиугольник RIASEC Джона Л. Холланда (Коды Холланда), отражающий два основных измерения профессиональных стилей деятельности.
Рекомендуемая профессональная деятельность исходя из профиля личности по Холланду
Тип R: Реалистичный (деятельный). В скобках указан код дополняющих стилей деятельности.
- Сельское хозяйство
- Архитектор (+ AE)
- Спорт: Атлетика
- Плотник (+ СI)
- Кулинарное искусство/Шеф-повар (+ AE)
- Химия/Химик (+ IC)
- Компьютерная инженерия / Компьютерная наука / Информационные технологии / Компьютерный программист (+ IC)
- Стоматолог (+IS)
- Инженер (+IC)
- Модный дизайн (+AE)
- Пожарный (+SE)
- Графический дизайнер (+AE)
- Модель (+AE)
- Музыкант (+AE)
- Медсестра (+SCI)
- Рекреация
- Ландшафтный дизайнер (+SA)
- Персональный тренер (+ES)
- Фотограф (+AE)
- Физиотерапия (+SI)
- Водитель
- Спортивная медицина (+SI)
- Хирург (+IS)
- Ветеринар (+IS)
- Веб-разработчик (+CAI)
- Зоологи и биологи дикой природы (+I)
Тип I: Исследователи (Мыслители)
Примеры специальностей включают в себя:
- Архивариус/библиотекарь (+SC)
- Биостатистика/общественное здравоохранение (+С)
- Плотник (+CR)
- Бухгалтер (+СE)
- Химик (+RC)
- Консультант (+SA)
- Стоматолог (+RS)
- Диетолог (+SE)
- Врач (+S)
- Экономика (+СS)
- Инженер (+RC)
- Финансовый аналитик (+CE)
- Эпидемиология (+S)
- Юрист (+ES)
- Медсестра (+ RCS)
- Помощник юриста (+СE)
- Фармацевт (+SC)
- Физиотерапия (+SR)
- Физика
- Поэты, лирики и писатели (+A)
- Профессор/Научный сотрудник
- Психолог (+SA);
- Арт-терапевт
- Социальная работа (+S)
- Речевой патолог / Логопед (+SA)
- Спортивная медицина (+SR)
- Хирург (+RS)
- Технический писатель, Корректор, Копирайтер (+AC)
- Репетитор (+S)
- Ветеринар (+RS)
- Веб-разработчик (+CRA)
- Зоологи и биологи дикой природы (+R)
Тип А: Художественный (Созидатели - Креатив)
Примеры специальностей включают:
- Архитектор (+RE)
- Медиа журналистика (+E)
- Духовенство, священники (+SE)
- Консультанты, советники (Юридичские, бизнес и социальные)
- Школьные консультанты, Академические Консультанты, Консультанты по карьере и образованию (+IEC)
- Кулинарное искусство (+RE)
- Предприниматель (+SE)
- Дизайн одежды (+RE)
- Графический дизайнер (+ER)
- Музыкант (+ER)
- Связи с общественностью (+E)
- Учитель (Дошкольное образование, Начальная школа, Средняя школа, Преподавание английского языка как второго языка, специальное обучение) (+SI)
- Бизнес тренер (+SC)
- Переводчик (+S)
Тип S: Социальные (помогающие профессии)
Примеры специальностей и профессий:
- Архивист / библиотекарь (+CI)
- Cпециалист по финансовому планированию) / специалист по личному финансовому планированию (+CE)
- Духовенство (+AE)
- Организатор сообщества
- Работники общественного здравоохранения (+IE)
- Советники (+IECA)
- Школьные консультанты, академические консультанты, профессиональные консультанты и консультанты по вопросам образования (+IEC)
- Обслуживание клиентов (+CE)
- Дантист (стоматолог) (+IR)
- Диетолог (+IE)
- Врач (+I)
- Экономика (+ CS)
- Управление образованием (+EC)
- Предприниматель (+EA)
- Эпидемиология (+I)
- Личный специалист по финансовому планированию / Сертифицированный специалист по финансовому планированию (+EC)
- Пожарный (+RE)
- Тренер по фитнесу и учитель аэробики (+ER)
- Дипломатическая служба (+EA)
- HR (+CE)
- Юрист (+IE)
- Медсестра (+RCI)
- Фармацевт (+IC)
- Лечебная физкультура (+RI)
- Психология / Психолог (+AI)
- Арт-терапевт / Танцевальная терапия / Драматерапия / Музыкальная терапия / Нарративная терапия / Кулинарная терапия
- Социальный работник
- Социолог
- Речевая патология / Логопедия (+IA)
- Хирург (+RI)
- Педагог (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа, преподавание английского как второго языка, специальное обучение и альтернативное обучение) (+A)
- Спортивная медицина (+IR)
- Бизнес тренер (+AC)
- Переводчик (+A)
- Репетитор (+I)
- Ветеринар (+IR)
Тип E: Предприимчивые (Убеждающие)
Френсис Гальтон
Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон получил в Кембриджском университете (1844) после несколько бессистемного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботиться о научной карьере. Предпринимает длительные путешествия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения принесли ему множество почетных званий, избрание в Королевское научное общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования физических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приводят Гальтона к психометрии, или измерению ума, соответствующим психологическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Гальтона осуществлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он открыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непреходящее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологических различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.
Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологические приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприятия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.
Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота зрения, объем легких, различение цветов, запоминание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет провел измерения у 9000 человек.
Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал долгие годы. Это Карл Пирсон, который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вычисления корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан непараметрический коэффициент d-квадрат. Эти коэффициенты широко используются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается традиция использования количественных методов в разработке и применении психологических тестов.
? наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;
Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до евгеники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования личности, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной.
Развитие зарубежной психодиагностики Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой ставилась цель оказывать психологические услуги в промышленной, научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860- 20.01.1944) -американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Сочинения . Mental Tests and Measurements. 1890.
Развитие зарубежной психодиагностики Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока. Гербарт, Хербарт ( Herbart ) Иоганн Фридрих (4.5.1776— 14.8.1841) немецкий философ, психолог и педагог. Соч.: Samtliche Werke , Bd 1—19, Lpz . — Langensalza , 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
Развитие зарубежной психодиагностики Основная заслуга – разработка классификации психический заболеваний, являющихся основой для существующей ныне. Крепелин большое внимание уделял исследования больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Крепелин Эмиль (1856-1926) немецкий психиатр. Сочинения . Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915)
Развитие зарубежной психодиагностики Основное направление исследований — применение статистики к решению психологических проблем. Инициатор разработки и использования в различных областях психологии факторного анализа . Он автор многих процедур статистической обработки психологических данных и шкал (в том числе — шкалы установок , получившей широкое применение в социальной психологии) . Терстоун Луис Леон (1887-1955). американский психолог. Основные труды: ”The nature of intelligence”, 1924; “Multiple-factor analysis’’, 1947; “Creative talent”1952; “An analitical method for simple structure”?1954; “A method of factoring without communalities”’,1955 .
Развитие зарубежной психодиагностики Начал свои исследования в психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Париже. Основные направления работы -сенсорная психофизиология, психометрия и теория и практика когнитивных тестов достижений. Является разработчиком модификации прогрессивных матриц Равенна. ЗОРАН Буяс (р. 1910) югославский психолог
Развитие зарубежной психодиагностики Один из основателей клинико - психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структура, факторов развития. Ганс внес значительный вклад в разработку психодиагностических методов, поведенческих методов лечения невроза и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Айзенк Ганс Юрген (1916 - 1997). психолог Основные работы : " Dimention of Personality "(1947); "Dynamic of Anxiety and Hysteria" (1957); "The Biological Basis of Personality " (1967); "Psychoticism as a dimention of personality "(1976); "The structure and measurement of intelligence "(1979).
Различные конкурсы и экзамены проводились для отбора соответствующих лиц в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, Китае, Индии, Персии, Вьетнаме.
В частности всего за два года с 1370 до 1372 во Вьетнаме удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. В результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным феодальным государством; особое внимание было уделено созданию боеспособного офицерского корпуса. В конце XIX в. в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения - возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению психодиагностики, оформление которой как самостоятельной области исследований завершается в 20-х гг. ХХ столетия.
Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж.Кэттелла, Г. Эббингауза, Э.Крепелина, А. Бине. Прежде всего началось тестирование интеллекта.
Фрэнсис Гальтон в конце XIX века положил начало тестированию. Разработал значительное количество простых тестов сенсорного различения, и думал, что они могут служить средством оценки интеллекта человека. Первым применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций. Начал разрабатывать методы математической статистики. В частности Ф. Гальтон создал серию из 17 тестов и предлагал посетителям своей лаборатории, которая была расположена на выставке, за небольшую плату пройти тестирование по физиологическим и психическими свойствами. По полной программе он протестовал 9337 человек в возрасте от 5 до 80 лет. Для обработки такого массива данных понадобилось разработать матиматико-статистические процедуры, чем он тоже успешно занимался.
Джеймс Кеттел в 1890 году ввел термин "умственный тест", но его тесты также измеряли сенсорные, моторные и простые перцептивные процессы. Проверка их результатов показала слабую согласованность результатов тестов между собой, а также их несоответствие внешним критериям - оценкам учителей и академической успеваемости учащихся. Э. Крепелин (в 1895) создал большую серию тестов для измерения практических эффектов памяти, утомляемости, внимания с помощью элементарных арифметических операций.
Г.Эббингауз (в 1897) предъявлял школьникам тесты арифметического счета, объема памяти и завершения предложений. Тест на завершение предложений был единственным, что отвечал учебным достижением детей.
А. Бине (в 1905) создал первую реальную шкалу интеллекта из 30 заданий возрастающей трудности. Хотя сенсорные и перцептивные тесты тоже были включены, большую часть теста занимал вербальный материал, а именно, задачи на способность к суждению, понимание и рассуждение. В 1908 году тест был усовершенствован. Он рассчитан на детей от 3 до 13 лет. Показатель ребенка по тесту выражал умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чье исполнение было таким же.
В 20-х годах стало ясно, что большинство созданных тестов интеллекта, является тестами обучаемости. Так появилось понятие тестов способностей. Тесты специальных (профессиональных) способностей разрабатывались для использования в профориентации. Развитие психодиагностики с самого начала теснейшим образом связано с разработкой и совершенствованием математико-статистического аппарата, и, прежде всего, корреляционного и факторного анализа. Появлению факторного анализа обязана разработка комплексных батарей способностей (после 1945).
Совершенствование школьных экзаменов привело к появлению тестов достижений - Е.Л. Торндайк - 1904 г.. С 1923 появились батареи способностей и достижений - первая Стэнфордская батарея способностей SAT (Sholastic Assesment Test - Келли, Рач, Тёрмен) - по ее результатам и сейчас принимают студентов в Принстон, Гарвард, Йельский университет.
К 30-м годам в ведущих странах мира было признано, что описательные экзамены по сравнению с тестами не только отнимают больше времени на анализ, но и оказывают менее надежные результаты. В 50-х годах появились первые тесты креативности - тесты для измерения творческих способностей личности. К их разработке побудило открытие несоответствия между успеваемостью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими способностями. Подходы к измерению способности продуцировать новые идеи, находить нестандартные способы решения проблемных задач были предложены Л.Терстоуном, Дж. Гилфордом (1954) и Е. Торрансом (1962).
Развитие выявления измерения креативности постепенно становится одним из основных направлений зарубежной психодиагностики. Его особенности заключаются в том, что креативность включает не только когнитивные, но и личностные характеристики психики человека.
Читайте также: