Сады эпохи возрождения кратко
Обновлено: 07.07.2024
После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви.
Вложенные файлы: 1 файл
Итальянские сады в эпоху возрождения.doc
Итальянские сады эпохи возрождения
После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви.
В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.
Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство.
Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных баллюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.
Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой-со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет.
Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
В аллеях росли ширококронные деревья- платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки,-лавр, мирт, самшит, позже-сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Зеленые масивы состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные-сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся-виноград, розы, плющи-использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый прием-боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур-чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутренее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи).
Ассортимент цветочных растений был черезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают "лесные" участки или рощи.
В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:
-на террасированном склоне, в его различных частях-на вершине, в средней части или у подножия-размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось. Сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси.
Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении. Основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы. Партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы. Плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой. Типичный элемент - "секретный сад"- это изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха. Каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Самые знаменитые виллы данной эпохи:
В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола. В 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример "секретного сада"). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму и решен на четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.
Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально-в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.
Строительство виллы осущесествлялось по проекту архитектора Бароцци да Виньи в 50-е годы 16 в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, "разделив" дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью.
Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера, разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей, поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.
Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами.
Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.
Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободно растущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.
Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах 16 в. Автор-арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой, части устроен партер. Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов-на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой - площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.
Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.
В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:
1. сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные "лесными дорогами";
2. имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм-скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;
3. композиционная целостность сада-одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой-развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;
4. преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;
5. богатство и пышность во всем, но без перегруженности;
6. учет цвета и световых эффектов;
7. продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.
На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль-барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в.
Бурный расцвет культуры и искусства относится к XV в., который открыл миру красоту человека и окружающей его природы.
Садовый тип Италии эпохи Возрождения получил название Медицейского по имени семьи Медичи, в которой были богатейшие банкиры Флоренции и крупные землевладельцы. К Медицейскому типу относились сады при виллах Боргезе, д"Эсте, Альбани (рис.9) Монте Драгоне, Медичи и Мадама недалеко от Рима. Каждая вилла имела свой особый план, различное местоположение и архитектурный облик. Сады и архитектурные сооружения увязывались в единое целое.
Сад начинался от здания виллы. Здания имели симметрично расположенные выступы и арки. Террасы соединялись лестницами. Подпорные стены между террасами имели выступы, колоннады и ограничивались аллеями, которые окаймлялись живыми изгородями. На террасах симметрично располагались извилистые лабиринты, рощи, группы, рядовые посадки. На террасах имелись беседки, птичники, павильоны, скульптуры, бассейны, храмы, памятники, мраморные скамьи, фонтаны, гроты, площадки для отдыха. По террасам прокладывались прогулочные маршруты. Цветники разбивались в арабском стиле. Огороды были вне сада. Лужайки и поляны размещались позади зданий и обсаживались стрижеными живыми изгородями. На лужайках устраивались небольшие ручьи и речки, высаживались плодовые деревья. Аллеи окаймлялись шпалерами из плетистых роз и винограда, гранатами, айвой, лещиной и т.д. Возле самого жилья устраивались цветники и водоемы.
Флорентийские сады раннего Возрождения просты, их прямые линии образуют строго рациональную систему пропорций. Они сравнительно небольших размеров, лишены нарочитой пышности и подчеркнутого великолепия.
Перед фасадом разбивался плоский сад (партер), клумбы симметричны, фонтан - в виде широкой чаши с небольшой скульптурой посередине. Если позволяла местность, устраивали четырехугольные пруды, гроты, высаживали ряды кипарисов, кусты олеандров, ставили кадки с лимонными деревцами.
Наиболее современным из флорентийских садов можно считать восстановленный сад Боболи (палаццо Питти), стоящий уже на рубеже барокко.
Сад занимает склоны холмов и построен по принципу суммирования в достаточной мере изолированных и замкнутых пространственных единиц. Палаццо, грот с большим фонтаном на его крыше, амфитеатр, поднимающиеся зеленые террасы. По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру. Весь облик сада свидетельствует о том, что разбивка новых аллей, форма подстрижки деревьев - все согласуется с окружающей природой.
Для архитектуры и садового искусства XVI в. характерны новые приемы, при помощи которых создается впечатление единства. Здание ставится в определенную композиционную взаимосвязь с ландшафтом, большое распространение получают архитектурные сады.
Наиболее сильное влияние на историю дальнейшего развития садово-паркового искусства оказали архитектура и планировка виллы д"Эсте (рис.10), созданной архитектором Пирро Лигорио и отличавшейся множеством гидротехнических сооружений, гротов и прочих устройств.
Сад был устроен на пяти террасах. На верху холма располагался дворец. Главная терраса перед дворцом поддерживалась высокой каменной стеной. В стене имелись три грота. От среднего грота шли спуски к краям третьей террасы с фонтаном в виде цветка лилии. Такие же спуски доходили до середины четвертой террасы к гроту, украшенному небольшими фонтанами. От грота красиво изогнутые лестницы спускались на пятую террасу к фонтану "Четыре дракона", также расположенному перед гротом.
От фонтана через весь сад была проложена широкая аллея из кипарисов. Другая не менее эффектная перспектива открывалась с самого подножия холма.
На одной стороне холма находился павильон оригинальной архитектуры, расположенный над падающим каскадом воды. На середине холма имелась еще одна перспектива - "Аллея 100 фонтанов", окаймленная скульптурами, источающими воду. Аллея замыкалась с одной стороны великолепным фонтаном "Сивилла", с другой - "Площадкой Древнего Рима". На всех перекрестках аллей были устроены фонтаны.
Итальянские сады этого времени составляли неотъемлемую часть дворца или дома и представляли собой как бы его внутренний двор.
В XVII в. границы садового искусства расширяются. Здание перестает выступать изолированно и замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно "вбирает" в себя окружающий ландшафт, получающий вместе с ним единое архитектурное оформление.
Для барокко характерна вилла Медичи на Пинчио - так называемая вилла Пинчийна, по стилю имеющая много общего с произведениями Пирро Лиго-рио. Садовая архитектура Германии, Франции, Англии и России во многом испытала итальянское влияние.
Проектирование отопления загородного дома: зачем это нужно?В настоящее время проектирование отопления загородного дома включает в себя.
Рекомендую магазин E-1 для покупки инструментаВ работе строительной фирмы постоянно сталкиваешься с конкуренцией и для.
Недвижимость Крыма. Спрос на недвижимость Ялты.По мнению специалистов, причина происходящего - в отложенном .
Какими бывают должники и как к ним относятся банкиры?Каждый заемщик, воспользовавшись реальной помощью в получении кредита, первым делом.
Как правильно выбрать охранное предприятие?В первую очередь стоит обратить внимание на возраст охранного предприятия.
Москитная сетка - эффективная защита от насекомыхЛетом любой человек хочет распахнуть окна своей квартиры на всю.
После тысячелетия средневековья на рубеже XIV—XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
Возрождение — это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение — это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.
Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV—XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XV в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.
Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных баллюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.
Вода. Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет.
Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
Растительность. В аллеях росли ширококронные деревья — платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки,— лавр, мирт, самшит, позже — сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи — использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур — чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи).
Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:
— на террасированном склоне, в его различных частях — на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
— сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы — дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
— основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
— партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
— плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;
— каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.
Вилла Капрарола.
Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.
Вилла Ланте.
Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.
Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами.
Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.
Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.
Вилла д'Эсте.
Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор — арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.
Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера I дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные верттикальные акценты. Достопримечательность сада — две поперечные оси. Верхняя — Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой — площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.
Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.
В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:
— имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм — скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;
— композиционная целостность сада — одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой — развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;
— преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;
— богатство и пышность во всем, но без перегруженности;
— учет цвета и световых эффектов;
— продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.
На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль — барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора,
К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи — новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.
Зрелищность как типичная черта барокко проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию.
Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка Торжествующий Рим на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.
В целом итальянские сады оказали глубокое влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.
После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение/
Bозрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.
Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.
Рельеф.Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.
Вода.Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
Растительность.В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
- - сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
- - основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
- - партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
- - плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;
- - каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
- Ниже приводится краткое описание садов, некоторых вилл
Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым рганически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.
Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.
Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.
Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.
Садовый тип Италии эпохи Возрождения получил название Медицейского по имени семьи Медичи, в которой были богатейшие банкиры Флоренции и крупные землевладельцы. К Медицейскому типу относились сады при виллах Боргезе, Альбани Монте Драгоне, Медичи и Мадама недалеко от Рима.
Наиболее современным из флорентийских садов можно считать восстановленный сад Боболи (палаццо Питти), стоящий уже на рубеже барокко. Сад занимает склоны холмов и построен по принципу суммирования в достаточной мере изолированных и замкнутых пространственных единиц. Палаццо, грот с большим фонтаном на его крыше, амфитеатр, поднимающиеся зеленые террасы. По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру. Весь облик сада свидетельствует о том, что разбивка новых аллей, форма подстрижки деревьев - все согласуется с окружающей природой.
В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:
- - имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;
- - композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада
- - преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;
- - богатство и пышность во всем, но без перегруженности;
- - учет цвета и световых эффектов;
- - продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.
В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.
Читайте также: