Спорт освоение арктики эпопея челюскинцев кратко

Обновлено: 08.07.2024

Три месяца прошли на вмёрзшем в ледовое поле судне относительно спокойно. Команда занималась мелким ремонтом, учёные вели наблюдения. Весело встретили новый, 1934-й, год. А в ночь с 12 на 13 февраля началась подвижка льдов…

«Нагнувшись за борт, я стал очевидцем происходившего, — пишет Э. Т. Кренкель. — Борт корабля пучился, как картонный. Потом как бы грохнули пулемёты — это сорвались с мест тысячи заклёпок.

Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо. Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу. Глядеть на всё это было очень страшно. Часть борта отвалилась на лёд, а вместе с ней полетели зубные и сапожные щётки, книги, разного рода утварь, подушки, одним словом, то, что оказалось в каютах, попавших под этот удар. На редкость нелепо и неестественно выглядели на арктическом льду обыденные житейские вещи. Им тут было явно не место…

Два месяца — с 13 февраля по 13 апреля 1934 года — челюскинцы вели борьбу за спасение. Для женщин и детей построили деревянный барак, соорудили пекарню. Спасти людей могли только лётчики. Для этого требовалось оборудовать на льдине посадочную полосу длиной около 1 километра и шириной 40 метров. Тринадцать раз зимовщики готовили её, и столько же раз ветер уничтожал её, ломая лёд.

Во время второго полёта у самолёта отказал мотор, и Ляпидевский присоединился к зимовщикам. Ночью льдину разломало, трещина прошла прямо через жилой барак…

Массовая эвакуация людей началась в апреле. За две недели лётчики совершили 24 рейса. Пилот Василий Молоков, стремясь побыстрее вывезти челюскинцев, предложил желающим лететь в парашютных ящиках под крыльями и вместо четырёх человек брал на борт шестерых. В начале апреля льды начали наступление на лагерь. Ледяной вал снёс пекарню, был сметён и завален льдом жилой барак, разрушен с таким трудом построенный ледовый аэродром… Его пришлось восстанавливать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Эпопея с луноходами

Эпопея с луноходами Теперь поговаривают, что вскоре человечество снова вернется на Луну. И в связи с этим то тут, то там всплывают новые, любопытные фрагменты лунной эпопеи. Упомянем хотя бы некоторые из

К ВОСТОКУ ОТ МЫСА ЧЕЛЮСКИНА

Эпопея регионального города

Эпопея регионального города Параллельно, и в стороне от архитектурного мейнстрима, зародилось движение, в какой-то степени аналогичное движению советских дезурбанистов. В 1923 г. группа архитекторов, экономистов и девелоперов из Нью-Йорка учредила Американскую

Книга моего деда Коркута - Поэтическая эпопея (1482)

Книга моего деда Коркута - Поэтическая эпопея (1482) Первая поэма. ПЕСНЬ О БУГАЧ-ХАНЕ, СЫНЕ ДИРСЕ-ХАНАБайындыр-хан по давно установившейся среди огузов традиции уст­роил пир для беков. При этом он приказал поставить белые шатры для тех, у кого есть сыновья, красные для тех, у

Песнь о Роланде ( chanson de roland) - Героическая эпопея (наиболее ранняя ред. ок. 1170)

Челюскинская эпопея

Эпопея

Эпопея Эпопея (греч. epopoiїa, от ?pos — слово, повествование и poi?o — творю), монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности — преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос , раздел 2-й); изображала

Как спасать челюскинцев

Помощь из Америки

Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года

Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года

Первая ласточка

Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

Разведчики-рекордсмены

Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры.

Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

С развитием морского транспорта связано создание и развитие Игарского и Усть-ленского (Тикси) портов и угольных баз на о. Диксон и в б. Провидения.
Успехи хозяйственного освоения Арктики нашли наиболее яркое проявление в развитии города Игарка с его портом, электростанцией мощностью свыше 1 тыс. квт, 9-рамным лесокомбинатом, кирпичным заводом, школами, газетой, кино, клубом и другими культурными учреждениями. Основанный в 1929 г. на совершенно голом месте, он в 1934 г. представлял собой индустриальный центр с 15-тысячным населением и имел почти круглый год авиасвязь с Красноярском. Кроме Игарки кирпичные заводы – эти первые спутники индустриальных процессов – построены в Обдорске и Самарове (на Оби).

Особый интерес представляет строительство мощного комбината по добыче цветных металлов – Норильскстрой, которое находилось в 1934 г. в самой первоначальной стадии работ.
С развитием рыбных промыслов появились на Севере и мощные консервные заводы. На Оби построены новые заводы в Н. Порту, Обдорске, Самарове и реконструирован Пангинский завод. На Енисее построен новый завод в Усть-енисейском порту. У Анадырского лимана построен Анадырский консервный завод.

Те огромные сдвиги, которые происходили в сельском хозяйстве всей страны, нашли свое отражение и в Арктике: на крайнем Севере созданы оленеводческие и овощно-молочные совхозы.
На карте показаны организованные в Арктической зоне Комитетом Севера при ВЦИК комплексные культурные базы, в состав которых входят ветеринарно-зоотехнические и медицинские пункты, школы с интернатами, кооперативы, красные чумы, показательные мастерские, радиостанции и т. п.

Лагерь Шмидта

а) соблюдать строжайшую партийную дисциплину, активно участвовать в политической жизни партии и страны, проводить на практике политику партии и решения партийных органов.
в) как член правящей партии в Советском государстве быть образцом соблюдения трудовой и государственной дисциплины.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подвиг челюскинцев

Эра надежд

Советское правительство активно вкладывало силы и средства в освоение Арктики и ее ресурсов. Благо, технический прогресс дал стране невиданные возможности: радио, самолеты, новые ледоколы — все это способствовало в работе на севере.

На рубеже 30-х годов в Арктику приехал Отто Шмидт. Это был один из примечательных персонажей той бурной эпохи. Он получил отличное образование еще до революции, работал приват-доцентом Киевского университета, занимался математикой. После революции он не уехал. Кипучая натура Шмидта толкала его на самые разные занятия. Он участвовал в экспедициях на Памир, редактировал математический журнал, разрабатывал Большую советскую энциклопедию. Словом, человек был удивительно разносторонним.

В Арктике он участвовал в научных экспедициях, а затем возглавил Главсевморпуть. Это была созданная с нуля структура для объединения усилий всех ведомств по освоению Арктики.

Шмидт, человек неуемной энергии, легко адаптировался на Крайнем Севере. Одной из его задач была, собственно, проверка возможности пройти Севморпуть на всей дистанции — от портов Мурманска и Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Севморпуть освобождался ото льдов отнюдь не надолго.

Федосеев Василий/Фотохроника ТАСС

Федосеев Василий/Фотохроника ТАСС

Фото: Wikimedia

Команда подобралась просто звездная. Помимо, собственно, моряков ехали зимовщики, некоторые с семьями, а также журналисты, писатели и даже один поэт — Илья Сельвинский.

Путь во льдах

Поначалу ничего не предвещало серьезных проблем. Вибрация и мелкие течи вызывали некоторое беспокойство, но находились в рамках приемлемого. Зато Бабушкин со своим гидропланом получил возможность показать, зачем арктическому кораблю самолет: ледовая разведка с воздуха давала отличные результаты, так что капитан Воронин, сдержанно относившийся к авиации, смягчился.

Фото: Петр Новицкий / Wikimedia

Фото: Петр Новицкий / Wikimedia

Шмидт понял, что впереди зимовка, но головы не потерял. На корабле ввели режим экономии, начали мастерить печки. На случай внезапного ухудшения ситуации самое необходимое выгрузили на лед. Пока ситуация была под контролем. Конечно, перспектива куковать на льду до июля не радовала никого, но в целом ситуацию рассматривали спокойно — как неприятную, но штатную. Главной проблемой была невозможность как следует занять людей — монотонный пейзаж, минимум любой полезной деятельности. Дойти до земли пешком было нереально: материк был в 150 километрах, а с женщинами, больными и детьми марш бы не удалось проделать.

Однако пока жизнь за вычетом скуки была сносной: еды и топлива хватало (люди даже прибавляли в весе), экипаж развлекал сам себя охотой, образовательными кружками, покером, байками и тому подобным. Звездой этих выступлений был сам Шмидт, рассказывавший благодарным слушателям обо всем на свете — от историй своих путешествий по Памиру до теорий Фрейда. Имелся и свой самодеятельный джаз-оркестр: позднее люди вспоминали, что фокстрот в валенках выглядел довольно забавно.

Фото: Wikimedia

Шмидт и Воронин тут же организовали эвакуацию. Дело шло организованно, но остановить несущуюся глыбу было вне человеческих сил. Ледяное поле разломило левый борт — сначала надводную часть у носового трюма, а затем и подводную. Машинное отделение затопило.

Однако еще некоторое время у команды имелось. Экипаж быстро выносил все необходимое. Поэтому в 15:50, когда корабль начал разваливаться и уходить под лед, все было уже сделано.

Подмога пришла, подкрепленье прислали

Поскольку эвакуация была отлично организована и хладнокровно проведена, вынести удалось практически все имущество. Вдобавок на остров Врангеля ехали и не доехали стройматериалы и строители, поэтому теперь на льду возводили барак, камбуз, сигнальную вышку, деревянные каркасы и основания для палаток. Сами палатки обивались изнутри, в них стелили полы. Отдельно долбили ледяные пещеры для продуктов.

Все команды выполнялись с точностью швейцарского хронометра. Продовольствия хватало, причем не только консервов – имелись и шоколад, и сгущеное молоко, и какао, и свежее мясо. Сладкое выдавали только женщинам, детям и больным. Все личные запасы подлежали сдаче – исключений не делалось ни для кого, включая Шмидта.

Фотохроника ТАСС

Wikimedia

От плана идти домой пешком отказались: больные, дети, много грузов – по торосам и ропакам не дошли бы. Москва с этим соображением согласилась. Поэтому в качестве главного средства спасения использовали авиацию. 5 марта прилетел тяжелый АНТ-4 молодого летчика Анатолия Ляпидевского, который еще не знал, что станет после этой истории первым Героем Советского Союза.

В итоге спасшихся чествовали как кинозвезд. Катастрофа вышла поистине блестящей: операция по спасению полностью перекрыла саму аварию. Шмидту и команде устраивали овации и в Союзе, и в Америке.

Читайте также: