Вклад феофана прокоповича в русскую культуру кратко

Обновлено: 05.07.2024

Архиепископ Новгородский (с 1725), первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (с 1721), первенствующий член Синода Русской Православной Церкви (с 1726); проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

Детство, юность

О юности Елисея (Елеазара) известно мало. Отец его умер вскоре после рождения сына, а мать, принадлежавшая к старинному роду Прокоповичей, скончалась, когда Елисею было семь лет. С этого момента мальчик воспитывался дядей по материнской линии – Феофаном Прокоповичем, являвшимся ректором Киево-Могилянской академии.

В период с 1692 по 1697 год Елисей обучался в Киево-Могилянской духовной академии, после чего прослушал курс лекций во Львове. С 1697 по 1698 год учился в Польше, перейдя в униатство, а с 1698 по 1701 год – в Риме, в известной иезуитской коллегии св. Афанасия, где значился под именем Самуила Церейского. Вполне вероятно, что фамилия была подлинной, а имя Самуил было принято при принятии католичества. Кроме того, Елисей слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены.

В 1704 году Елисей вернулся в Киев, где вновь принял православие, а с ним и имя и фамилию своего скончавшегося на тот момент дяди-опекуна – Феофан Прокопович.

Киево-Могилянская академия

В 1711 году Феофан Прокопович был вызван Петром в царский лагерь во время Прутского похода, после чего Петр назначил Феофана ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря в Киеве. Уже на новой должности Прокопович продолжил свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей, затрагивающих различные богословские вопросы.

Петровская реформа церкви

В 1716 году Петр вызвал Прокоповича в Петербург для осуществления реформы церкви.

В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа.

При образовании в 1721 году Святейшего Синода Прокопович стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 1726 года — первенствующим членом Синода.

В 1725 году Феофан Прокопович стал архиепископом Новгородским.

После Петра I

При Петре Феофан имел колоссальный авторитет, позволявший ему действовать совершенно без опаски, не обращая внимания на своих политических оппонентов. После смерти Петра ситуация изменилась, но ненадолго. Прокопович сумел завоевать доверие императрицы Анны Иоанновны и вновь получив прочное положение при Дворе и в Синоде, обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Действуя при Петре во благо реформы просвещения, при Анне Иоанновне Феофан Прокопович становится строгим консерватором и панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Феофан Прокопович скончался 19 сентября (8 сентября по стар. ст.) 1736 года в Петербурге и был похоронен в кафедральном Софийском соборе Новгорода.

Сочинения:

История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. / Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. — Ч. 184. — Отд. 2. — С. 23-73

Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенствовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнейшей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны. СПб., 1831.

Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование импер. Екатерины I и Петра II. (1725—1730 г.) // Труды Киевской Духовной Академии, 1865. — No.2. — С. 297—310.

Письмо Феофана Прокоповича к киевскому архиепископу о Братском училищном монастыре. 8 сентября 1736 г. // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М., 1866. — Стб. 329—336.

Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, 1852. — Т. 6. — № 22. — С. 1-2.

Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах Господних показать суетно желающим Антихриста. Список 1812 г. (хранится в Секторе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия, инвентарный номер 36551р). 81 л.

Прокопович Ф. Сочинения / Под редакцией И. П. Еремина. М.-Л., СССР, 1961.

Прокопович Феофан. Философские сочинения в 3-х тт. / Філософські твори в 3-х тт. (на украинском языке). Перевод с латинского. Киев, 1979.

Прокопович, Феофан. Избранные труды / Феофан Прокопович; сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. В. Курукин. М., 2010.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (в миру Елиазар (Елисей)) (1681–1736), архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, верный сподвижник Петра I в реформах Русской православной церкви, писатель и ученый.

Родился 8 (19) июня 1681 в семье киевского купца. Воспитывался дядей, Феофаном Прокоповичем, ректором Киевской академии.

Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский.

В 1698 отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан.

В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. Преподавал поэтику, риторику и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу.

В петербургских проповедях (О власти и чести царской и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 был рукоположен в сан епископа Псковского; с 1724 – архиепископ Новгородский.

Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. В Регламенте и в трактате Правда воли Монаршей обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.

Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого, изданной в 1773) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д.Кантемира.

Феофан Прокопович — один из образованнейших людей своего времени, чья обширная деятельность в настоящее время практически забыта. Однако его роль в преобразовании русского общества во времена петровских реформ была одной из самых значительных.

Краткая биография

Представленный ниже рассказ об этом человеке поможет дать исторический портрет личности. Кем был, кому служил и какими идеями руководствовался в жизни Феофан Прокопович, об этом пойдёт речь далее.

Детство и образование

Феофан Прокопович

Будущий архиепископ и ректор академии родился в купеческой семье выходцев из Смоленска (который незадолго перед этим вернулся в состав русского государства) в 1681 году. Его мирским именем было имя Елисей (по другим данным — Елеазар).

Довольно рано осиротел, был взят на воспитание родным братом матери, которого звали Феофан Прокопович (не установлена фамилия родного отца, сам будущий общественный деятель носил фамилию приемных родителей).

Молодой человек получил одно из лучших образований для своего времени, закончив Киево-Могилянскую духовную академию, какое-то время учился в германских университетах, а в 1704 г. закончил изучение в римской иезуитской академии (при этом продолжая оставаться православным).

Преподавание, труды и произведения

Произведения Феофана Прокоповича

После окончания римской академии Феофан вернулся в Киев, стал преподавателем местной академии.

Иезуитское образование во все времена считалось лучшим, молодой преподаватель воспользовался полученным в Европе опытом, выстроив собственную систему обучения по важнейшим предметам, разработав совершенно новые методические рекомендации. При этом ему удалось обойтись без многих схоластических приемов, студентам стало гораздо легче усваивать богословие, философию, риторику и др.

Феофан Прокопович при Петре I

Архиепископ Феофан Прокопович

Впервые Феофан встретился с царем во время Прутского похода, в 1711 г. Глава государства назначил Прокоповича игуменом Братского монастыря, а в родную академию Феофан вернулся уже в должности ректора.

Взгляды Прокоповича отличались от мнения большинства в духовном сословии. Царь оценил образ мысли ректора, именно такому человеку стоило заниматься церковной реформой. Для этой цели Феофан в 1716 г. был приглашен в Санкт-Петербург, новую столицу государства.

Общественно-политическая деятельность

Деятельность Феофана Прокоповича

Талантливый проповедник и литератор, Феофан обеспечил идеологическое обоснование петровских реформ, совершил колоссальную работу для образования нового института власти — Священного Синода, проводившего императорскую волю в жизнь православной церкви.

Кроме того, Прокопович занимал до конца жизни несколько архиепископских кафедр, все высшие из возможных для духовного лица должности были за ним.

Смерть архиепископа Феофана

Скончался Прокопович на своем подворье в Санкт-Петербурге. Это произошло уже во время царствования Анны Иоановны, в 1736 г.

Оценка деятельности Феофана историками

Феофан Прокопович

При жизни Феофан был широко известен как один из ближайших соратников и помощников Петра I. После смерти первого императора, Прокопович уже не имел такого влияния при дворе.

Отмечается, что идеология, проповедуемая Феофаном, не нашла поддержки у русского духовенства, отношение к нему в этой среде всегда было резко отрицательным.

В настоящее время он называется в череде ведущих мыслителей своего времени. Кроме того, его вклад в историю — создание государственного профессионального сыска.


Феофан Прокопович – русский писатель, философ, богослов, сподвижник царя Петра I. Известен научными трудами в разных областях науки а также просветительскими проповедями.

Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя – фигура спорная и неоднозначная. Его яркие мысли, увековеченные в философских трудах, у одних вызывали восхищение, у других же – чувство ненависти. Проповеди и вирши Прокоповича раскрывают новым поколениям и хрестоматию русского ораторского искусства, и полную антологию уникальной национальной поэзии.

Детство и юность

Будущий петровский богослов родился 18 июня 1681 года в Украине. При рождении мальчик получил имя Елеазар, но в истории он остался, как Феофан Прокопович. Происходил из купеческой семьи, которую потерял в раннем возрасте. Оставшегося без родителей сироту взял к себе его родной дядя, служивший наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В этом учебном заведении юноша изучал латынь и греческий язык. Окончив коллегию, стал студентом иезуитской школы в Польше, где ему пришлось вступить в раскольнические ряды униатов.

Феофан Прокопович

Получив диплом польской школы, молодой человек перебрался в Рим, где поступил в престижную по тем временам коллегию Святого Афанасия, куда брали исключительно греков и славян. Здесь Елеазар увлекся римской и греческой литературой, читал философские и богословские труды прославленных классиков. Парень показал себя необычайно талантливым и прилежным студентом, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил юному богослову продолжить работать в Италии, но тот решил вернуться на родину.

Начало карьеры

Вернувшись в 1704-м в Киев, Прокопович устроился преподавателем в Киево-Могилянскую академию, в которой когда-то обучался сам. Читая студентам лекции по риторике, философии и этике, педагог одновременно составлял руководство по богословию. От предыдущих книг подобного рода этот труд отличала ясность изложения и практически полное отсутствие схоластических приемов. Разносторонне образованного Елеазара вскоре назначили ректором учебного заведения.

Феофан Прокопович

Могут быть знакомы

При Петре I

В 1711-м по указу императора Петра I талантливый богослов был назначен игуменом с киевский Братский монастырь. На этом посту Феофан продолжил литературную деятельность и выступления с проповедями на важные для общества темы. Его произведения и речи отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Являясь приверженцем европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый с особым уважением относился к трудам Рене Декарта и Френсиса Бейкона, с которыми познакомился еще в молодости.

Феофан Прокопович

Смерть

После смерти Петра Великого Прокопович остался при дворе, примкнув к сподвижникам Екатерины. Феофан был максимально лоялен императрице, поддерживал ее в любых вопросах. Прошло всего несколько месяцев, и богослову пожаловали сан архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться с недоброжелателями.

Феофан Прокопович

Со временем давление врагов только усиливалось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая заниматься просвещением и наукой, он уже не так рьяно отстаивал свои политические убеждения. Некогда яростный борец с несогласными, деятель стал панегириком, соглашавшимся на сложившийся порядок и забывшим о собственных идеалах.

Феофан Прокопович

Прокопович Феофан скончался 8 сентября 1736 года на своем Карповском подворье в российской столице. Тело преосвященного богослова перевезли в Новгород и захоронили на южной стороне Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: