Суды среднего звена кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и мировых судей, а также нижестоящими по отношению к Верховному суду Российской Федерации.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие и равноценные права по рассмотрению уголовных, гражданских дел, обладают единым статусом судебной власти.

Суды данного уровня рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

Они вправе, при соблюдении определенных условий, принять к своему производству и рассмотреть по существу уголовные дела, подсудные районным (городским) судам.

Суды среднего звена, являясь вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров, решений и других судебных актов, вынесенных этими судами.

Рассматривая в кассационном порядке жалобы на судебные решения, суды среднего звена способствуют тому, чтобы ошибки, допущенные судами первой инстанции, не повторялись по другим делам.

В качестве надзорной инстанции вышеуказанные суды уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу.

Суды среднего звена вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебный штатный состав указанных судов состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, председателей судебных коллегий, членов суда и в некоторых судах – присяжных заседателей.

Количественный состав соответствующих судов среднего звена определяется с учетом объема и характера судебной деятельности, численности населения, территории области, края, республики, объектов промышленной, сельскохозяйственной и других видов деятельности.

Президиум суда состоит из председателя суда, его заместителей, одновременно являющихся председателями судебных коллегий и наиболее квалифицированных судей. Количественный состав Президиума суда утверждается, а персональный состав назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного суда Российской Федерации. Президиум суда среднего звена является надзорной инстанцией и рассматривает дела по представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления районных судов, а также кассационные определения этого суда.

Правом принесения представления в порядке надзора в президиум суда среднего звена обладают Генеральный прокурор и Председатель Верховного суда Российской Федерации и их заместители, прокурор субъекта и председатель этого суда.

Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума, но не менее трех судей.

Постановления президиума суда среднего звена могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по принадлежности.

Президиум суда среднего звена рассматривает также уголовные и гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании представления (заключения) прокурора субъекта, а также Генерального прокурора РФ или его заместителей.

- утверждает по представлению председателя соответствующего суда среднего звена составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;

- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий по гражданским и уголовным делам о деятельности коллегий;

Составы Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам формируются председателем суда и утверждаются президиумом соответствующего суда.

Рассмотрение дел в порядке второй – кассационной инстанции осуществляется судебной коллегией в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим.

Рассмотрение дел в надзорном порядке производится президиумом соответствующего суда среднего звена, который состоит из председателя суда, его заместителей и членов президиума.

2) об оспаривании нормативных правовых актов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии, общественных объединений, о ликвидации местных религиозных организаций, о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами общественных объединений, о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Суды среднего звена в порядке первой инстанции рассматривают следующие категории уголовных дел (ст. 31, ч.3 УПК РФ):

1. Преступления против жизни и здоровья (убийство при отягчающих обстоятельствах ч. 2 ст. 105 УК РФ).

2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности (похищение человека, совершенное группой или ранее судимым за аналогичное преступление и т.п. Ст. 126 ч. 3 УК РФ).

5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм – ст. 205 УК РФ, захват заложника – ст. 206 УК РФ, ч. 1и 3, создание вооруженных формирований или участие в нем – ст. 208 УК РФ, бандитизм – ст. 209, организация преступного сообщества – ст. 210,массовые беспорядки – ст. 212 УК РФ и др.).

6. Преступления против государственной власти (государственная измена – ст. 275 УК РФ, шпионаж – ст. 276 УК РФ, вооруженный мятеж – ст. 279 УК РФ, диверсия – ст. 281 УК РФ и др.).

7. Преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия – ст. 294 УК РФ, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование – ст. 295 УК РФ, неуважение к суду – ст. 297 УК РФ, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей – ст. 301 УК РФ и др.).

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам судов среднего звена рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на судебные решения районных судов, не вступившие в законную силу. Кассационное определение соответствующей судебной коллегии может быть опротестовано в порядке надзора. Рассматривая дела в кассационном или надзорном порядке, суды среднего звена вправе:

Судебные решения судебных коллегий судов среднего звена до вступления их в законную силу могут быть пересмотрены в кассационном порядке в судебные коллегии Верховного суда РФ. Судебные решения суда среднего звена, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы в порядке надзора в судебные коллегии и в Президиум Верховного суда РФ, если они вступили в законную силу после кассационного обжалования или опротестования.

4. Председатель суда среднего звена обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству деятельностью суда.

– председательствует в судебных заседаниях или поручает это своим заместителям, или председателям судебных коллегий;

– вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий способствующих совершению правонарушений.

В суде среднего звена существует должность администратора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном суде РФ по представлению председателя соответствующего суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Аппарат суда среднего звена состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экспедиция, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть и т.п.), которые призваны обеспечить судебную и другие виды деятельности соответствующего суда.

Консультанты – это лица, имеющие юридическое образование и, как правило, опыт работы в правоохранительных органах. Их основная задача состоит в изучении жалоб и дел, поступающих в суд для проверки в порядке судебного надзора. Содержание жалобы и результаты изучения дел они докладывают председателю суда или его заместителю, которые решают вопрос о внесении соответствующего протеста либо отказа в этом заявителю. Опыт показывает, что консультанты – это своеобразный резерв для выдвижения в качестве кандидатов на судейские должности.

Заведующий канцелярией руководит работой секретарями судебных заседаний, организует прием посетителей, обеспечивает регистрацию, поступающих уголовных, гражданских дел, другой корреспонденции, представляет их председателю суда или его заместителю, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает или высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебного заседания: проводят работу по подготовке дел к слушанию; извещают о времени слушания дела подсудимого, прокурора, адвоката и других заинтересованных лиц; обеспечивают вручение обвинительного заключения подсудимому; представляют адвокату возможность ознакомления с делом; ведут протокол судебного заседания; ознакамливают с протоколом судебного заседания, жалобами, протестом прокурора и другими документами заинтересованных лиц; завершают оформление материалов дела и сдают его в канцелярию суда.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку дел, поступающих в суд с кассационной жалобой и протестом для их судебного рассмотрения. При необходимости он извещает о времени рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава суда жалобы или представления, поступающие непосредственно в суд кассационной инстанции и выполняет другие виды работ.

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдикции относятся: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Число судов среднего звена равно числу субъектов Российской Федерации. Все названные суды относятся к одному звену. Они являются вышестоящими судами по отношению к районным и мировым судам и нижестоящими – по отношению к Верховному Суду РФ. Судьи этих судов назначаются на должность в едином порядке – Президентом РФ.

Отнесение всех судов субъектов федерации к одному звену означает, что все они вне зависимости от наименования субъекта обладают равной компетенцией. Суды среднего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Во главе каждого из судов стоит председатель, первый заместитель и заместители председателя. Заместители председателя возглавляют судебные коллегии.

Все суды среднего звена имеют одинаковую структуру и состоят из президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.105 УК РФ, ч.3 ст. 126 УК РФ, ч.3 ст. 131 УК РФ, ст. 205 УК РФ, ст. 206 частями 2 и 3, ч.1 ст. 208 УК РФ и другие, предусмотренные ч.3 ст. 31 УПК РФ. В кассационном порядке она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой или апелляционной инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в кассационном порядке. Как правило, судей, рассматривающих дела по первой инстанции курирует первый заместитель председателя областного (краевого и т.д.) суда, а судей, специализирующихся на пересмотре дел в кассационном порядке – заместитель председателя суда. Основной объем работы приходится на кассационное производство.

Компетенция судебной коллегии по гражданским делам определена в основном Гражданским процессуальным кодексом РФ. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к подсудности судов данного звена ( ст. 26 УПК РФ):

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Судебная коллегия по гражданским делам выступает в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям районных судов, принятым в порядке первой и апелляционной инстанций. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам, судом, принявшим эти решение, определение.

Президиум судов субъектов федерации является самостоятельным судебным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа: а) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; б) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; в) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; г)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; д) оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; е) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам высшие суды субъектов федерации осуществляют проверку законности и обоснованности решений нижестоящих судов по делам об административных правонарушениях.

Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов (гражданских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена, как и районные суды, приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за некоторыми действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений. Например, в судах данного уровня может при определенных условиях решаться вопрос о продлении срока содержания под стражей лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Они проверяют законность и обоснованность постановлений районных судов, в которых дается согласие на производство особо перечисленных в законе следственных действий (контроль телефонных переговоров, обыск или осмотр жилых помещений и др.).

В качестве первой инстанции рассматриваемые суды могут разбирать, как правило, те категории гражданских дел, которые перечислены в ст. 26 ГПК.

К ним отнесены дела:

  1. связанные с государственной тайной;
  2. об оспаривании законов (кроме конституций республик и уставов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  3. о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете деятельности подобных организаций; о приостановлении или прекращении деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  4. об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдумов.

Суды данного уровня, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять в кассационном порядке проверку законности и обоснованности вынесенных этими судами приговоров и иных судебных решений.

Они обладают полномочием (см. 361 ГПК) не только отменить или изменить ошибочное решение районного суда по гражданскому делу, но и принять новое решение по существу любого вопроса, составляющего предмет спора, если обстоятельства, имеющие значение для дела, признаны установленными судом среднего звена на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рассмотрение жалоб на решения по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уровня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районными судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение, вынесенное по итогам такой проверки, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районных судов, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта РФ.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

sudy

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено — это Верховный суд РФ.

    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. Пленум ( не обладает полномочиями по осуществлению правосудия );
      2. Президиум ( высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
      3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
      4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
      5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
      6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
      7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

      Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

      В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

      Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

      Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

        • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
        • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
        • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

        Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

          1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
          2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
          3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
          4. обобщают судебную практику;
          5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

          Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

          Среднее звено судов общей юрисдикции

          Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

          В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

            • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
            • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
            • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

            Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

              1. президиума суда;
              2. судебной коллегии по гражданским делам;
              3. судебной коллегии по уголовным делам.

              Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

                1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
                2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
                3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
                4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
                5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

                Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

                Основное звено судов общей юрисдикции

                Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

                Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

                  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
                  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
                  • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

                  Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

                  Военные суды

                  Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

                  Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

                  Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

                    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
                    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
                    • гарнизонные военные суды (основное звено).

                    Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

                    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

                      1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
                      2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
                      3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
                      4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

                      Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

                      Подведомственность: понятие и содержание

                      Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

                      Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

                      Виды подведомственности:

                      Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

                      Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

                      Разновидности множественной подведомственности:

                        1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
                        2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
                        3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
                        4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

                        Подсудность: понятие и содержание

                        Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

                        Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

                        Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

                        Виды подсудности:

                        Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

                        Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

                          1. характер (род) дела,
                          2. предмет и
                          3. субъектный состав спора.

                          Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

                          Территориальная подсудность делится на:

                            1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
                            2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
                            3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

                            Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

                            Читайте также: