Брак в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заключения брака по мусульманским традициям имеет ряд особенностей, начиная с порядка его заключения, заканчивая правовым статусом. Знать эти детали особенно важно тем, кто собирается жениться или выйти замуж в соответствии с религиозными традициями.

Традиции брака

Брак в исламе рассматривается как религиозное обязательство, договор между парой и Аллахом. Единственное требование для мусульманских свадеб – это заключение брачного контракта. Традиции брака различаются в зависимости от культуры, исламской общины. Поскольку в Исламе нет официального духовенства, любой мусульманин, который понимает исламскую традицию, может совершить свадьбу.

Брак-контракт включает в себя более формальное заявление с указанием денежной суммы, которую жених предоставит невесте. Сегодня многие пары используют кольцо, поэтому жених представляет его во время церемонии. Подарок принадлежит невесте для использования, как ей заблагорассудится. Махр (именно так в исламе называется этот дар) считается защитой невесты и гарантией свободы в браке.

Никах, о котором уже упоминалось выше, – церемония бракосочетания, на которой присутствуют гости, родственники и друзья. Это праздник, поэтому жених и невеста должны быть одеты в традиционную свадебную одежду.

Церемония начинается с молитвы, которую произносит мулла. Его цель – пообщаться с женихом и невестой, убедиться, что их желание вступить в брак является искренним, и что невесту устраивает размер выкупа. После этого он даёт молодоженам советы и делится опытом, наставляя их. После наставлений родители невесты кормят из ложки жениха мёдом и прочими угощениями, то же самое делают и родители жениха с невестой. Это своего рода принятие их в семью.

Только по окончании всех ритуалов гостей угощают праздничными блюдами. Алкоголя на таких церемония нет, его употребление в этот день считается грехом.

Временный брак

Временный брак или Мута относится к браку, в котором мужчина и женщина без каких-либо ограничений, по обоюдному желанию, наряду с упоминанием конкретного приданого и продолжительности брака, заключают брачный контракт. Пары разделяются, когда заканчивается время этого контракта. Дозволен он у шиитов, но у суннитов запрещен.

Сегодня он используется в различных ситуациях. Пара, которая уже обручена, может использовать ее, чтобы свободно общаться друг с другом, проводить время вместе на условиях, установленными женщиной и ее семьей. Мута по контракту в течение определенного периода времени защищает женщину.

Тот факт, что для заключения такого брака не нужны свидетели, обеспечивает ему еще большую популярность. Единственное необходимое условие – заплатить женщине ту сумму, на которую она будет согласна. Не смотря на контракт, временный брак не защищает детей, рожденных от таких связей, что порождает множество проблем.


Мута возможна и для женатых мужчин, т.е. женатые могут брать себе женщин в жены временно при живой законной супруге. Понятно, что об официальном заключении такого брака в ЗАГСе и речи быть не может. Это лишь договор между мужчиной и женщиной, который никак не регулируется государством. С точки зрения права он – простое сожительство двух людей.

Об условиях заключения брака

Мусульманке не разрешается выходить замуж за человека, исповедующего другую религию. Мужчине же разрешено жениться на христианке/еврейке строго в этих двух условиях:

  • она настоящая христианка/иудейка– не по имени и/или по наследству;
  • она не отказалась от ислама ради другой религии.

Почему брак разрешен только в одном направлении? Вне всякого сомнения, ислам патриархален, поэтому мусульманин должен иметь окончательный контроль в отношениях. Например, в Суре 4:34 говорится, что муж может ударить его жену. Поэтому христианские женщины должны быть осторожны, выходя замуж за мусульманских мужчин.

Ислам не дает такие же права женщинам, как и мужчинам. Фактически Коран ясно говорит, что женщины уступают мужчинам.

Отличие брака в исламе от официального

Никах и регистрация брака не одно и то же. Гражданский, т.е. официальный брак, который оформлен в соответствии с действующим законодательством с точки зрения ислама является дополнением.

Именно поэтому не все пары официально регистрируют свои отношения. Это вызывает трудности, например, в подтверждении отцовства детей, рожденных в браке. Получение свидетельства о регистрации облегчает жизнь в современном обществе. Это избавляет от множества трудностей от оформления свидетельства о рождении ребенка до процедур наследования, прописки и установления собственности.

В некоторых странах, например, в Италии законными считаются оба способа заключения брака: официальная регистрация и венчание в церкви. Однако в России все немного иначе.

срок выплаты декретных

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете тут!

Отношение государства к религиозному браку

Религиозный обряд не имеет юридической силы с 1917 года, когда на законодательном уровне церковь была отделена от государства. Цель этого законопроекта заключалась в ограничении влияния церкви на личную жизнь людей. До этого браки, заключенные по местным или религиозным традициям, считались законными, другой процедуры не существовало.

Тем не менее есть исключение: религиозный брак может признаваться официально в том случае, если он был заключен между гражданами других государств, которые заключили брак на родине, в стране, где подобная форма заключения брака считается законной.


Риски для женщин

  • женщина не получает статус законной жены и, следовательно, не может претендовать на все права, которые предусмотрены действующим законодательством для замужних женщин;
  • при наличии второй жены, отношения с которой узаконены, именно ее права будут защищаться государством;
  • брачный контракт, который заключается во время бракосочетания, не имеет силы с точки зрения закона. В случае его неисполнения одной из сторон, добиться справедливости будет невозможно;
  • также не предусмотрено составление официального брачного договора о разделе имущества после развода.

Подведем итоги

Религиозный брак в мусульманской среде может быть заключен только при условии, что мужчина – верующий мусульманин, а женщина – мусульманка или, по крайней мере, верующая христианка или еврейка. В таких семьях важным является принцип главенства, который утверждает, что муж имеет право господства. От злоупотребления мужем этого права жену защищает выкуп. Религиозный брак не имеет юридической силы, и Никах, совершенный без официальной регистрации, является рискованным делом для женщины.

никах

Никах – это договор или брачный контракт между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак, на определенных обязательных условиях.

Условия никаха

Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.

Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.

Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.

Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту ("я выдал замуж"), а жених – кабильту ("я принял женитьбу"), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.

Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.

Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.

Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:

  • согласие на бракосочетание женщины и мужчины-мусульманина (согласие невесты если заключается первый или повторный никах, требуется в обоих случаях);
  • разрешение опекуна невесты;
  • присутствие свидетелей;
  • выплата махра;
  • содержание мужем жены, а также его с ней хорошее обращение;
  • выполнение супружеских обязанностей;
  • содержание супругом детей.

История реформирования брачных отношений

При джахилии (временах невежества или доисламских временах) у арабов в практике были различные формы бракосочетания, среди которых были и временные брачные соглашения, и брак по наследству, и после выкупа. Существовала также практика, когда женщин забирали в качестве трофея во время ведения военных действий.

Но Пророк Мухаммад ﷺ провел реформирование института никаха, и после этого при заключении никаха начали учитывать интересы обеих сторон.

Основы никаха

В современном мусульманском мире процедура никаха базируется на трех компонентах, следующих друг за другом: со стороны жениха – предложение о браке, со стороны невесты – принятие этого предложения, и со стороны доверенного лица невесты, которым может быть ее отец или старший брат, а также лицо, выступающее в роли попечителя невесты.

При заключении никаха между мусульманином и не мусульманкой согласие может также давать доверенное лицо невесты, не состоящее с ней в родственных отношениях, но являющееся мусульманином – такая практика применяется в случае никаха между мусульманином и христианкой или иудейкой.

Требования к жениху и невесте

мусульманский брак

Современные мусульмане не всегда в полной мере осознают, как правильно трактовать термин никах и какие обязанности на супругов возлагаются при заключении никаха.

Ислам считает никах делом богоугодным, дозволенным каждому мусульманину. Ислам рекомендует соответствие жениха и невесты по общественному, социальному, финансовому положению, а также взаимной симпатии, и схожести типажей по нравственному и духовному развитию, возрастным характеристикам, но это не является требованием к женитьбе.

Священная Книга Коран выходить мусульманкам за немусульманина замуж запрещает. Мусульманские мужчины не могут жениться на неверующих женщинах, агностках и атеистках, а также на язычницах, а на христианках и иудейках жениться мусульманам разрешается, но является не желательным.

Мусульманин не может сожительствовать с женщиной, не заключая с ней никах, это расценивается как харам и прелюбодеяние.

Если вступает в брак человек неполноправный и недееспособный, то решение за него принимает опекун, его хозяин или посредник.

Во времена рабства Ислам регулировал также отношения господ и их рабов, в Исламе не разрешался никах со своим рабом или рабыней, но сожительство с рабыней господину ее позволено, однако лучшим решением было освобождение рабыни и женитьба на ней, как на свободной женщине с правами жены, так поступал Пророк Мухаммад ﷺ с некоторыми своими женами. Разрешалось заключение браков между рабами, но рабам требовалось получить на это разрешение своего хозяина, а количество жен для раба ограничено двумя.

Мусульманин может иметь максимум четыре жены, но если он хочет еще раз жениться, уже имея четырех жен, то ему следует сначала развестись с одной из них. Женщине по исламу иметь несколько мужей запрещено.

Ислам предписывает мужчине при выборе невесты обратить внимание на такие качества, как ее религиозность, а также ее характер, на внешнюю красоту и на способность родить ему детей, а также на ее происхождение.

Никах мусульманина с христианкой

Какой должна быть женщина, чтобы она стала идеальной для мусульманина женой?

Важным условием является и то, что мужчина мусульманин, собираясь жениться на христианке или иудейке, должен быть уверен в том, что ребенок, который родится у него от этой женщины, не будет в будущем принужден к неверию. То есть жениться на немусульманке в немусульманской стране мусульманин не должен, поскольку в такой стране его ребенок может быть воспитан не в исламе, его могут принудить изучать христианство, водить в церковь. В таких странах также может существовать такой закон, по которому женщина может забрать ребенка и сама его воспитывать в религии своего народа и по своим обычаям.

Никях с неверующей женщиной

Женой мусульманина не может стать женщина, которая является блудницей или не защищена от прелюбодеяния, и это относится как к женщинам из числа людей Писания, так и к мусульманкам.

Возраст вступления в брак для девушки и юноши

Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка "балиг"), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.

Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.

Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.

Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.

Этапы бракосочетания

никях

Своими основами порядок совершения исламского бракосочетания уходит в доисламский семейно-правовой комплекс, и разработкой его занимались мусульманские ученые, жившие в первых веках существования ислама.

Этапы исламского бракосочетания или никаха включают:

Обряд хитба или сватовство, сговор, когда жених самостоятельно или посредством своего доверенного делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты, а также договаривается о махре, то есть подарке или имуществе, которое будущий муж выделяет жене, а также оговаривает с ними другие условия, которые упоминаются в брачном договоре.

Обряд зифаф или передача невесты в дом жениха, после чего следует свадебное торжество, то есть валима и урс. Если невеста еще не является взрослой, то передача ее в дом мужа состоится только тогда, когда невеста достигнет совершеннолетия. Брачный договор может быть оглашен во время свадебного торжества. Также в этот момент происходит выплата махра, либо части махра.

Некоторые богословы опираясь на слабый хадис видят желательным, чтобы обряд бракосочетания проводился в мечети. Заключение брачного договора происходит при свидетелях.

Непосредственно обряд бракосочетания зависит от того, каков достаток у брачующихся, от их положения в обществе и от того, как диктуют проводить обряд никах местные обычаи у мусульман.

Желательно, чтобы на обряд бракосочетания в мечеть и свадебную трапезу были приглашены друзья или родственники.

Современные мусульмане регистрируют никах у брачного нотариуса или мазуна.

В ряде исламских стран существует закон ограничивающий число полигамных браков, хотя их процент не был высоким никогда, либо полностью запрещает такие браки.

Урс или обряд - свадебное торжество, которое должно проходить весело и радостно, и эту радость с молодоженами должны разделить их близкие и родня. Развлечения во время брачных торжеств должны носить невинный характер и радовать окружающих, украшая само торжество. Во время свадебных торжеств не должны совершаться запретные действия, которые противоречат исламу, то есть не следует распивать спиртные напитки, допускать совместное времяпрепровождение женщин с мужчинами, а также танцевать и петь песни.

Смотрины

Мусульманин, который собирается жениться, должен сначала посмотреть на ту женщину, к которой он собирается свататься, чтобы женщина могла познакомиться с мужчиной, а он получил о своей будущей жене ясное представление. Мусульманский мужчина может посмотреть на женщину, к которой он планирует свататься и сделать он может это неоднократно, но смотреть можно только на лицо ее и кисти рук. Некоторые ученые, к числу которых относятся аль-Аузаи и имам Ахмад, придерживались мнения в этом вопросе, что мужчина может увидеть лицо женщины, кисти рук, а также ее шею, ступни и руки.

Согласие на брак или никях

По мнению большинства мазхабов, кроме ханафитов, для того, чтобы никах был признан действительным, необходимо, чтобы каждая из сторон дала добровольное согласие, а если невеста – девственница, то согласие должен дать также ее опекун.

Это подтверждают хадисы, в которых сказано, что никах женщины, которая вышла замуж без согласия своего опекуна, недействителен. Относительно тех женщин, которые уже были замужем, сказано, что они имеют право решить сами.

Серьезность намерений

Все суннитские мазхабы считают, что нельзя произносить формулу брака или формулу развода в шутку, но и в этом случае никах будут считать действительным. Также заключение брака может происходит на языке жестов. Джафариты же считают, что как в первом, так и во втором случае никах действительным считаться не будет.

Формула произнесения вступления в никах

По правилам ханафитов, слова и выражения могут использоваться и другие, но они должны подразумевать акт женитьбы. Также ханафиты не требуют незамедлительного ответа на предложение. По мнению же шафиитов - ваджиб, то есть обязательно, чтобы в формуле употреблялись слова, производные с точки зрения грамматики от слов накаха или заваджа. Все мазхабы сходятся во мнении, что формула может быть произнесена на языке, который является для невесты и жениха родным, если они не могут произнести эти фразы на арабском языке.

Брачный контракт

Ханбалиты считают, что брачный контракт будет иметь силу, если жених обязуется, что не будет заставлять свою жену покинуть ее город, а также страну, не будет заставлять ее ездить с ним в командировки, если обязуется не брать вторую и последующих жен. Ханафиты, шафииты и маликиты считают, что это условие силы не имеет, но брак с таким условием, прописанном в брачном договоре, является действительным.

Махр – это имущество, которое муж выделяет своей жене при заключении брака. Определяется размер и содержание махра в момент сговора путем соглашения представителей обеих сторон. Если же никах оканчивается вдовством, то махр остается у жены, также как если брак заканчивается разводом по инициативе мужа.

Махр может содержать нечто ценное, на что может распространяться право собственности: деньги, ценное имущество, драгоценные металлы и камни.

Шариат устанавливает минимальный размер махра, и если его размер не оговорен в момент заключения брачного договора, то супруг выплачивает минимальный размер. Ханафитский мазхаб устанавливает в качестве минимального размера махра 33,6 граммов серебра, 4,8 граммов золота или эквивалентную их стоимости денежную сумму. Маликиты устанавливают минимальным размером махра три дирхема, а джафариты признают махром все, что имеет какую-то стоимость.

Если между супругами уже была интимная близость, то муж эту сумму выплатить обязан. Запрещено выплачивать меньшую сумму, даже если это было оговорено в брачном контракте. Никах не может быт расторгнут при невыплате махра у представителей любых суннитских мазхабов, за исключением маликитского.

Когда именно выплачивать махр, оговаривается в момент заключения брачного контракта: это делают либо сразу, либо махр выплачивается частями, либо махр выплачивается при разводе.

Если махр не выплачен, то жена имеет право на фасх или условный развод, который будет длиться до тех пор, пока махр не будет выплачен.

Первая брачная ночь

брак в исламе

Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.

Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.

Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.

Виды мусульманских браков

Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность[1].

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой. В Священном Коране сказано:

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров[2].

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Перевод:

Также можно прочитать следующее ду‘а:

Перевод:

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а)[9].

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

6. Чтение молитвы.

Перевод:

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Можно ли прочитать никях тайно, скрыв от мамы на год-два до официальной свадьбы? Отец у меня умер, а опекуна нет. Будет ли считаться наш никях действительным? Алиса, 19 лет.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии[18]. В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах — загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание — это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше — и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном — на ваше усмотрение.

Я и мой будущий муж — мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае — необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное — вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Никях повторять не надо. Единственное — лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз — здесь, а второй — у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования — двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность[21].

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

[2] Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

[4] С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки — в Судный День ему держать ответ за них.

[5] Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга — качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

[9] В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

[10] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

[11] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

[12] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

[13] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

[14] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

[17] Паломники специально вешали на шеи жертвенных животных, которых брали с собой, украшения. Видевшие это понимали, что данное животное будет принесено в жертву и мясо его будет роздано бедным и неимущим, и уважительно относились к нему. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 124.

[18] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2986.

[19] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

[20] См.: Св. Коран, 4:20.

[21] Подробнее о временном браке см. в отдельном материале данной книги.

Брак в Исламе и его социальные аспекты

В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.

Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.

В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.

Пророк Яхья (мир ему), хотя и существуют мнения ученых, что он вовсе не вступал вбрак, в действительности же был женат. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек рождается и воспитывается в хорошей семье.

Двоюродный брат Пророка Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах!) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье.

Выдающийся ученый и имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу!) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.

Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:

1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.

Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати . Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.

2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Этим самым человек защищает себя от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.

3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.

4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.

5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха , семейного счастья и благополучия . Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.


1d90355dc77a2bdf035ceb5d86d6bcc5

Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету.

Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было “Аллах”. Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.

  • Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего и кто не почитает старших, не достоин быть одним из нас./Хадис

Наставления родителям

  • Избегайте самоуверенности и ложной гор­дости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.
  • Дайте им по возможности наилучшее обра­зование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.
  • Помогите им обрести счастье в браке.
  • Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.
  • Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.
  • Не возлагайте на них тяжелую ношу, ста­раясь заставить их делать то, что превыше их сил.
  • Учите их быть мусульманами.

Наставление детям

45

  • В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострада­тельны, уважительны, добры и послушны.
  • Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
  • Обращаться к родителям по имени невеж­ливо.
  • Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо изви­нитесь.
  • Помогайте им без просьб.
  • Когда родители достигнут преклонного воз­раста, не забывайте, что к ним нужно отно­ситься с большим терпением и добротой.


Мужчины в женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:

  • супружество стало единственным разре­шенным законом местом для сексуальных отношений;
  • женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало не­обходимо вначале получить ее cогласие;
  • был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедли­вое содержание;
  • женщинам было дано право обладать соб­ственностью и наследовать ее.

news-hjj9l6hpmq


Жена и мать.

Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

  • Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой.Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность./ Хадис

Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной “чадры” или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:

  • право на жизнь и равные возможности в жизни;
  • право на законность — каждый ребенок
  • имеет право носить имя своего отца;
  • право на хорошее и любящее воспитание.

Муж и отец.

1216958911_151-2

Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.

  • Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание./Хадис


Брак.

muslim-wedding

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями.

  • Мы создали вас мужчиной и женщиной… чтобы вы знали друг друга…/Коран 49:13

Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

  • Когда муж и жена разделяют интимное уе­динение, это вознаграждается, и на них снис­ходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния./ Хадис

Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Утверждение, что супружеская пара должна “испытать” и таким образом лучше “узнать” друг друга, является абсурдом для мусульман.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.

  • Пророк сказал: “Женщина должна быть заму­жем только за тем человеком, который доста­точно хорош для нее или совместим с ней.” /Хадис
  • Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может статmпричиной морального падения. Лучше вступай­те в брак на основе религиозной приверженно­сти./Хадис

Бракосочетание.

dsc_8579-2

Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт

  • Самое лучшее из сокровищ — хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его сло­ву и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам./Хадис

Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.


Супружеская измена.

Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.

  • Никогда не занимайтесь супружеской изме­ной, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу./Коран 7:32

wevorce

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

  • Самое последнее действие, которое разре­шил Бог, это развод./Хадис

До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.

Читайте также: