Вклад чехова в русскую литературу кратко

Обновлено: 02.07.2024

В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”.

Трагическое и комическое у Чехова невозможно разложить на “составные” части: они, взаимодействуя, усиливают друг друга, образуя в конечном счете нерасторжимое единство. По этому же принципу строятся

сюжет (например, неуместный бал в день продажи имения с торгов в пьесе “Вишневый сад”) и характеры действующих лиц, в которых соединяются противоположные черты: высокие и низкие, смешные и печальные. Интересны в этом отношении авторские ремарки, в которых содержатся указания на несоединимые, казалось бы, переживания действующих лиц.

Так, Раневская задает мучающие ее вопросы, “напевая лезгинку”, а Варя, “танцуя, утирает слезы”.

Психологическая сложность чувств и поведения чеховских героев проявляется и в манере их общения друг с другом, в своеобразии их речи. Они часто говорят сами

с собой, заведомо не рассчитывая на слушателей; нередко не слышат вопросов, к ним обращенных, отвечают невпопад, потому что в это время думают о чем-то своем. Так возникают неожиданные паузы, отсутствие логической связи в разговоре. “Разорванность” диалога у Чехова восходит к творческому опыту Толстого.

Но если у Толстого отрывочность, недосказанность проявляются во внутренней речи персонажей, то у Чехова герои и вслух могут говорить крайне непоследовательно и внешне алогично.- Подлинный смысл волнующих их мыслей проявляется не всегда в прямых высказываниях, но и в том, что скрыто от посторонних, что они держат “про себя”.

Характерный для чеховской драматургии “подтекст” (“подводное течение”) придает речи персонажей богатство смысла, эмоциональную насыщенность, художественную и психологическую убедительность. Например, биллиардные термины, которыми злоупотребляет Гаев, нередко помогают ему скрыть свою внутреннюю растерянность, раздумья, те чувства и переживания, о которых он и не хочет, и не может говорить вслух. Такова же функция пауз, которые зачастую возникают там, где герои “уходят в себя”.

Художественные открытия Чехова становились источником для дальнейшего развития драматического искусства во всем мире.

Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о ^нем: “… Чехов – это Пушкин в прозе”. Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов.

Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.

Чехов проверяет своих героев суровой правдой жизни. “Правда безусловная и честная” потому-то и необходима была писателю, что только с ее помощью можно показать человеку его самого. Отсюда принципиальный отказ от всякого приукрашивания, идеализации, которые могут только дискредитировать стремление писателя пробудить человека, показать суровую прозу жизни, обывательское болото, в которое герои могут погрузиться, даже не замечая этого. Его произведения замечательны широтой охвата современной писателю жизни и глубиной мысли, мастерским изображением человека и природы, точностью, краткостью и яркостью слова.

Русский литературный язык Чехов довел до высокой степени совершенства. Горький писал, что как стилист Чехов недосягаем и что “будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов”.

В последнее время заметно вырос интерес к творчеству Чехова. Все отчетливее становится значение этого замечательного художника слова в развитии нашей культуры, в формировании высоких нравственных отношений между людьми. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас. Его книги – не только источник эстетического наслаждения, это уроки идейного и нравственного воспитания, ибо они одухотворены высокой идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека.

Это вопросы общечеловеческие, но вместе с тем и политические, социальные, совершенно конкретные, связанные с насущными задачами, которые стоят перед нашей современностью.

В записной Книжке Чехова сохранились строчки, проникнутые скорбью и тревогой: “Разговор на другой планете о земле через 000 лет: помнишь ли ты то белое дерево… (березу)”. Тревожная тональность, суровое предостережение явственно ощущаются в этой записи, обращенной ко всему человечеству. И здесь Чехов также наш соратник и единомышленник.

Сегодня особенно важно услышать его призыв – беречь красоту, драгоценные сокровища человеческой культуры, думать о судьбах Земли. Самые заветные мысли и надежды великого русского писателя, его напоминания об ответственности человека за прошлое, настоящее и будущее, за культуру, за свою жизнь, за белые березы, цветущие вишневые сады – все это стало одной из самых важных традиций литературы. Несомненно, Чехов сыграл значительную роль в развитии русской и впоследствии литературы. У него учились молодой Горький (особенно в области драматургии), Бунин, Куприн, Леонид Андреев.

Ряд писателей и драматургов считали себя учениками Чехова.

Во всем мире растет интерес к общечеловеческой проблематике чеховского творчества. Еще при жизни писателя появились первые переводы его произведений на иностранные языки. Популярность его рассказов и повестей, влияние драматургии па развитие театрального искусства возрастают на протяжении XX в. Многие деятели литературы Европы, Азии, Америки с уважением говорили о выдающейся роли Чехова в культурной жизни различных стран мира.

В 99 г. Бернард Шоу опубликовал пьесу “Дом, где разбиваются сердца”, написанную, как указывал сам английский драматург, под прямым воздействием Чехова. Другие английские писатели (Дж. Голсуорси, Дж.

Пристли) также отмечали благотворное воздействие великого русского художника на мировую литературу. Высказывания французских (А. Вюрмсер, Ф. Мориак), немецких (Т.

Манн) и многих других выдающихся представителей мирового искусства также свидетельствуют о значении Чехова – писателя и драматурга для развития художественной культуры XX века.

Русский писатель, драматург, прозаик, классик русской и мировой литературы. Автор более 300 литературных произведений разных жанров.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

А.П. Чехов родился в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки П.Е. Чехова, был третьим ребенком в семье (всего детей было шестеро). Он обучался в греческой школе в Таганроге, а в августе 1868 г. поступил в приготовительный класс таганрогской мужской классической гимназии, старейшего учебного заведения юга России. Гимназический период Чехова был важным этапом его духовного созревания, там формировалось его мировоззрение, любовь к литературе, музыке и театру. Посещение таганрогского театра, где он впервые побывал в 1873 г., оставило у писателя яркие впечатления. Юный Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки.

В 1879 г. Чехов окончил гимназию, в том же году переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров того времени, к примеру, у Н. Склифосовского. В 1884 г. Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в больнице подмосковного Воскресенска, где жил его брат Иван. Затем Чехов работал в больнице города Звенигорода.

Дальнейшая врачебная деятельность Чехова и ее влияние на творчество писателя

В Звенигороде Чехов замещал заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для сюжетов писателя. В то время он готовился к экзаменам на степень доктора медицины, для чего собирал материалы по истории врачебного дела, но не довел работу до конца. С одной стороны были трудности, с которыми Чехов сталкивался во врачебном деле, а с другой – успешные литературные опыты и Пушкинская премия Академии наук. Это определило окончательный выбор писателя. С тех пор Чехов ограничивается редкой частной врачебной практикой. В 1891-1892 гг. он принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры. И его врачебная деятельность нашла своеобразное признание в профессиональной среде. В 1902 г. члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.

Благодаря Чехову литература обязана появлению в ней галереи образов врачей, фельдшеров, пациентов. Его рассказы – это своеобразный диагноз обществу, его порокам. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Хотя Чехов изображал врачей зачастую карикатурно, но в то же время подчеркивал гуманистическую сущность врачебного дела в целом, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник образ врача-интеллигента, приверженца гуманистических идеалов.

Первые литературные опыты и успехи

Поездка на Сахалин

На Сахалин Чехов прибыл в июле 1890 г. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провел, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова.

Последние годы жизни. Болезнь и смерть писателя

С 1892 по 1899 гг. писатель проживал в своем подмосковном имении Мелихово. За эти годы Чеховым было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. В конце 1898 г. писатель купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом. Писатель страдал туберкулезом, который обострился в последние годы жизни, и Чехов переселяется в Ялту, лишь иногда приезжая в Москву. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, А.П. Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 г. писатель вместе с В.Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики.

Вклад Чехова в русскую и мировую литературу

Именно Чехов в своих рассказах впервые в русской литературе ярко продемонстрировал образ провинциального обывателя, лишенного всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений, потребности действия. Чехов, как никто другой, показал, насколько опасным для личности и для общества является такое социальное явление, как обывательщина. Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению.

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году и за свою короткую жизнь, 44 года, успел сделать столько, сколько многим людям не осилить и за целый век. Влияние его творчества на мир колоссально: Чехов является одним из самых читаемых русских драматургов, а его произведения занимают первое место по количеству экранизаций от зарубежных режиссеров (более 300 картин). Как писателя, безусловно, Чехова знают все, но о его безграничной добродетели и жизни, достойной отдельной экранизации, слышали немногие.

Юность

Медицина

А. П. Чехов в Мелихове, 1897 год.

Когда Чехов был участковым в Мелихове, в соседних селах началась вспышка холеры и он добровольно и бесплатно решился помогать им. Это 25 деревень, 4 фабрики и монастырь, которые нужно было обслуживать без выходных. А затем еще и с соседнего участка пациенты добавились, когда заболел их врач.

Земство не выделяло денег на медицинские пункты, и Чехову даже это приходилось брать на себя. Он собирал деньги и жертвовал свои, чтобы помочь людям. Вывеску врача писатель снял из-за неизбежных неудач и больных, которых невозможно было вылечить, а также из-за собственного недуга и нехватки времени на литературу. Позже он не раз упрекал себя в измене медицине, хотя не оставил частную практику до тех пор, пока болезнь не начала сильнее мучить его.

Сахалин

А. П. Чехов с семьей и друзьями на Сахалине.

Путь через Сибирь занял 81 день и был нелегким: писатель постоянно мерз и голодал. Помимо физических трудностей, были и моральные. Сопровождающие его солдаты относились к нему враждебно и предупреждали, чтобы не приближался к каторге. Сам Сахалин тоже оказался неприятным: всюду звон цепей; неясно, чего ожидать от того или иного каторжника. Но отказываться от идеи было поздно, и Чехов выбрал лучший способ познакомиться с людьми и повидать весь остров — произвести перепись населения.

Только на такой вид контакта начальство было согласно, запрещалось подходить лишь к политическим заключенным, но Чехов запретами пренебрегал. За 3 месяца пребывания на острове писатель поговорил с каждым, обойдя более чем 10 тыс. человек. Даже там он не забывал о медицине и помогал людям, несмотря на отсутствие необходимых лекарств и инструментов. Поездка оказала огромное влияние на все его последующие произведения, а собранные им материалы привлекли к условиям жизни на острове внимание общественности и официальных лиц.

Благотворительность

Во время работы в Мелихове (позже село превратится в город Чехов, Московская область), он построил 3 школы, колокольню и помогал прокладывать шоссейную дорогу, несмотря на препятствия со стороны земства. В родном городе Таганроге он поставил памятник Петру I, самостоятельно организовав при этом отлив, доставку и установку.

Там же ему пришла идея основать в родном Таганроге библиотеку. На протяжении всей оставшейся жизни он жертвовал туда книги — более 2 тыс. штук. В своем последнем письме в библиотеку, отправленном 25 июня 1904 года, совсем незадолго до кончины, писатель, несмотря на ужасное состояние своего здоровья, просил подтвердить, получили ли они его книжную посылку.

Мелихово после пребывания Антона Павловича обрело совершенно другой вид. Писатель посадил около тысячи вишневых деревьев, а также засадил голые лесные участки разнообразными деревьями и кустарниками. Позже то же самое он сделал и в Крыму и там же снова посодействовал открытию школы. Чехов мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. Значимость всех этих поступков и его творчества наглядно показал уход писателя: равнодушных не было. Траур охватил всю страну.

Ольга Книппер-Чехова

Тихая и скромная свадьба по настоянию актрисы состоялась 7 июня 1901 года, хотя единственным вариантом по-прежнему оставались отношения на расстоянии. Обострившаяся болезнь заставила Чехова жить на юге, в Ялте, а Ольге нужен был театр. Она предлагала мужу оставить актерскую работу, но Антон был категорически против этого.

А. П. Чехов в своем кабинете в Ялте.

Супруги хотели детей, но ничего не получилось. Первая беременность закончилась выкидышем, а во время второй Ольга неудачно упала, после чего перенесла операцию, навсегда лишившую ее возможности иметь детей. К сожалению, брак продлился недолго, но актриса больше не выходила замуж, хотя пережила Чехова на 55 лет. Спустя эти годы супругов воссоединили, похоронив Ольгу рядом с Антоном Павловичем.

Последнее лето

Памятник А. П. Чехову в Томске.

Половину из прожитых 44 лет Чехов болел туберкулезом: уже в 24 у него наблюдалось кровотечение в легких, хотя тяжесть в груди он чувствовал с раннего детства. Одни исследователи считают, что обострению поспособствовала поездка на Сахалин в 1890 году, другие уверены, что виной послужили частые поездки к жене из Ялты в Москву. Как бы там ни было, летом 1904 года Антон с Ольгой отправились на курорт в Германию, где 15 июля и оборвалась жизнь писателя.

Долгое время считалось, что причиной смерти Чехова послужил туберкулез, однако в 2018 году ученые Куодрэмского института биологических наук провели исследование крови, взятой с личных вещей писателя. В ходе исследования было обнаружено наличие веществ, способствовавших образованию тромба, который привел к инсульту.

Прошло уже 115 лет со дня ухода Чехова из жизни, но память о нем бессмертна. Его пьесы до сих пор ставят в театрах, по сюжетам его произведений снимают фильмы, его книги читает весь мир, его новаторские идеи и сегодня используются писателями по всему миру. Места, в которых он бывал, преобразились, а потомки спасенных им людей живут бок о бок с нами.

Литературный авторитет А. П. Чехова неоспорим. Его читают и в России, и за рубежом. Вместе с Достоевским и Толстым (Львом Николаевичем) он входит в круг чтения любого уважающего себя культурного человека. Антон Павлович вошел в мировую культуру и не просто обогатил ее, но и изменил. Так как же он это сделал?

Проблема коммуникации.

Представьте себе, что Татьяна после отповеди Онегина разражается пространным монологом, обращенным к дереву. Странно, не правда ли? Или Сонечка Мармеладова после признания Раскольникова непонимающе посмотрит на него и спросила: "Кого?". Странно, не правда ли? Все дело в провале коммуникации, приеме, который стал знаменитой чеховской (прости, Господи) фишкой. Суть его в том, что герои настолько погружены в себя, что не в состоянии услышать другого и тем более ответить на реплику.

Данную проблему после великого русского писателя прорабатывали многие авторы. В "Роковых яйцах" М. Булгакова профессор Персиков не способен вести диалог с заведующим колхоза Рокком, поскольку это люди разных формаций: профессор является представителем дореволюционной интеллигенции, а его собеседник - представитель "новых деловых кругов". Тут и профессор Преображенский невольно вспоминается. Герои пьесы "На дне" в потоке высокопарных речей, стычек и разборок не слышат стоны и просьбы умирающей Аннушки. У Джойса и Фолкнера проблема коммуникации возникает уже между читателем и повествователем, поскольку поток сознания героя необходимо расшифровать для полного понимания текста.

Говоря о влиянии на культуру, нельзя забыть и о кино. Герои Йоргоса Лантимоса, например, вместе с холодностью получают и проблему контакта. Они постоянно говорят обо всем, кроме самого важного. И только в критической ситуации начинают пытаться выразить все, что так нужно сказать или признаться в самом потаенном, но выходит не исповедь, а констатация факта. Эмоции - это не про них. Провал в коммуникации возникает и у героев Андрея Звягинцева. Они, как и чеховские герои, "пьют, едят, спят", а мимо проходит жизнь бессмысленная и беспощадная. И в этом потоке нет места откровениям, истинным чувствам и нормальным взаимоотношениям.

Подводное течение.

Чтобы не углубляться в теорию, просто приведу пример. Когда в "Вишневом саде" после диалога героев, где каждый, естественно не слушая другого, говорит о смысле жизни (ни больше ни меньше), воцаряется тишина и где-то вдалеке слышится звук лопнувшей струны, герои раскрывают карты: их последующие ассоциации говорят сами за себя. Лопахин, как истинный мужик, не ищет в этом ничего сверхъестественного, говоря, что это бадья оборвалась в шахте, мечтательные Гаев и Трофимов думают, что это птица издала такой звук и так далее. Никакие пространные диалоги так четко не проясняют, что как бы не менялось положение этих персонажей в обществе, достаток, благополучие, они остались теми же людьми, что и прежде. А сам звук, прозвучавший в завершение разговора о высоком, возвращает их к неприятной реальности. Вот так вкратце я могу объяснить это явление.

В кино оно тоже ощутимо проявляется. Что бы не говорил Лектор в "Молчании ягнят", что бы не делал по отношению к Кларисе, сцена, где он касается ее руки пальцем красноречиво говорит нам об истинном положении дел. Насыщенный красный, бьющий в глаза, в бергмановских "Шепотах и криках" - это и боль умирающей Агнес, и страсти ее сестер, и душа (по мнению Бергмана такого цвета она должна быть).

Чеховские недотепы.

Герои Чехова - люди умные, талантливые, трудолюбивые, с широкой душой, готовой обнять весь мир, вместе с тем, сдержанные недотепы, неудачники, строители воздушных замков, которые только после смерти получают признание окружающих. Это очень скупое и сильно обобщенное описание.

Что-то чеховское есть у купринских интеллигентов (пожалуй, душевность, прежде всего), булгаковские аполитичные творцы произрастают оттуда, да и герой фильмов Аллена, по сути, - утрированный вариант недотепы, сошедшего со страниц русского драматурга.

Если говорить о более прямолинейных заимствованиях, то тут бесконечный поток ремейков, реминисценций и аллюзий. Тут стоит упомянуть "Шепоты и крики" Бергмана, где образы трех сестер доведены до предельных величин.

Можно бесконечно и детально говорить о влиянии А. П. Чехова на культуру, но я решила просто несколькими штрихами передать всю глобальность вопроса и напомнить, что русская литература имеет мировое значение.

Если вы со мной согласны и вам понравилась эта статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Содержание

Биография

Детство, юность и молодые годы











В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского:

Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды [5] .

Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Становление

Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.

Сахалин

На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет.

Возвращался Чехов осенью и зимой 1890-го, по Индийскому океану через Суэцкий канал, посетив по дороге остров Цейлон. 7(19) декабря родные встречали его в Туле.

Поздние годы





Смерть



Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Творчество

Особенности драматургии

Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни [11] .
Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни [12] .

В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Псевдонимы Чехова

Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа). Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя, известных чеховедению к концу прошлого века:

  • А. П.,
  • А. П.Ч-в,
  • Антоша,
  • Антоша Ч.,
  • Антоша Ч.***,
  • Антоша Чехонте,
  • А-н Ч-те,
  • Ан. Ч.,
  • Ан. Ч-е,
  • Анче,
  • Ан. Че-в,
  • А. Ч.,
  • А.Ч-в,
  • А.Че-в,
  • А Чехонте,
  • Г. Балдастов,
  • Макар Балдастов,
  • Брат моего брата,
  • Врач без пациентов,
  • Вспыльчивый человек,
  • Гайка № 6,
  • Гайка № 9,
  • Грач,
  • Дон Антонио Чехонте,
  • Дяденька,
  • Кисляев,
  • М.Ковров,
  • Крапива,
  • Лаэрт,
  • Прозаический поэт,
  • Рувер,
  • Рувер и Ревур,
  • Улисс,
  • Ц.,
  • Ч. Б. С.,
  • Ч. без с.,
  • Человек без селезёнки,
  • Чехонте,
  • Ч.Хонте, А.,
  • Шампанский,
  • …въ,
  • Z [15] .

Библиография

Значение творчества



Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…

Чехов-писатель и Чехов-врач



Окончив университет, Чехов попытался занять вакансию педиатра в одной из детских клиник, однако по неизвестной причине этого назначения не произошло.

Однако от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта и т. п. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов.





Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891 — 1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.

Парадокс состоял в том, что изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника.

Читайте также: