Интеллект руководителя его умение мыслить кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

1) свойства мышления оцениваются с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных норм мышления, проблемности, умения изучать и решать сложные теоретические и практические вопросы;

2) операциональность мышления оценивается как его применение для осуществления различных мыслительных операций, например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого);

3) среди форм мышления выделяются:

• понятия, выражающие существенные признаки предметов;

• суждения, устанавливающие связи и отношения между предметами;

• умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения;

4) мышление разделяется на следующие типы:

• понятийное мышление, оперирование понятиями;

• образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;

• действенное, практическое, обеспечивающее предметнопрактическую деятельность человека;

5) мышление предусматривает следующие этапы:

• осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности; • поиск возможных вариантов ее решения;

• выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;

• реализация принятого варианта в практической деятельности.

Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления.

Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:

• почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез;

• результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации;

• при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.

Учитывая эти особенности мышления руководителя, его иногда называют оперативным, т.е. мышлением, непосредственно вплетенным в трудовую деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро.

Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается противоречие между реальными условиями и возникшей задачей.

Несмотря на специфику управленческого мышления, можно усмотреть его сходство с формами творческого мышления — как в их механизмах, так и в их результатах. Так, в некоторых случаях оперативное мышление, как и научное или художественное, приводит к совершенно новым результатам, т.е. является продуктивным, творческим.

Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера: • мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации;

• решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения;

• руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности;

• руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. В современной психологической науке разработаны довольно надежные методики определения этого уровня.

Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.

Автор: Эдуард Островский, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач. Он(а) имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, пытаться манипулировать руководителем. В этой связи к нему предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности. Как представляет современная психологическая наука эту способность?

Международный опыт хозяйственной деятельности показывает, что основой долгосрочного успеха любой фирмы является высококлассный менеджер или команда управленцев. Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач. В этой связи к нему предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности. Как же представляет современная психологическая наука эту способность?

Требования к памяти руководителя

Память, т.е. умение человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, — важнейшая характеристика психики.

Память — это многомерное явление; ее различные грани проявляются у разных людей по-разному. Для осмысления этого сложного психологического явления используется метод классификации различных измерений, характеристик памяти на основе различных критериев: источник получаемой и сохраняемой информации; характер содержания получаемой информации; степень прочности, надежности сохранения полученных данных и др.

По источнику информации память классифицируется на зрительную, слуховую и двигательную (моторную); у разных людей роль этих источников в получении и сохранении впечатлений неодинакова.

По характеру содержания информации память подразделяется на логическую, образную, эмоциональную. Установлено, что логическая информация воспринимается левым полушарием мозга, а образная — правым.

По критерию прочности сохранения информации различают долговременную и кратковременную память.

Как показывает опыт управленческой деятельности, память руководителя должна иметь некоторые профессиональные особенности, важные для его деятельности:


  • надежная сохранность информации не столько о вещах, предметах, сколько о людях, поскольку именно взаимоотношения с людьми составляют главное содержание управленческой деятельности;
  • большой объем, способность воспринимать и сохранять информацию и о предметах, и о людях, а также постоянный учет характера сложившихся между людьми взаимоотношений;
  • оперативность, т.е. умение быстро мобилизовывать имеющуюся информацию, использовать ее в нужное время и в нужном месте;
  • помехоустойчивость, т.е. ее надежность, работоспособность в сложных ситуациях, например при ведении переговоров, в конфликтных ситуациях и т.п.

При использовании памяти, так же как и в процессе восприятий, встречаются некоторые типичные ошибки:

Как и другие способности, память может совершенствоваться, при этом могут использоваться следующие основные приемы:

Таким образом, память тесно связана с мыслительными процессами.

Интеллект руководителя и его умение мыслить

Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

Мышление — сложный, многоплановый процесс, он может характеризоваться с разных позиций:

1. свойства мышления оцениваются с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных норм мышления, проблемности, умения изучать и решать сложные теоретические и практические вопросы;

2. операциональностъ мышления оценивается как его применение для осуществления различных мыслительных операций,например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого);

3. среди форм мышления выделяются:


  • понятия, выражающие существенные признаки предметов;
  • суждения, устанавливающие связи и отношения между предметами;
  • умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения;

4. мышление разделяется на следующие типы:


  • понятийное мышление, оперирование понятиями;
  • образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;
  • действенное, практическое, обеспечивающее предметно-практическую деятельность человека;

5. мышление предусматривает следующие этапы:


  • осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности;
  • поиск возможных вариантов ее решения;
  • выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;
  • реализация принятого варианта в практической деятельности.

Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления.

Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:


  • почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез;
  • проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь более или менее правильными;
  • результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации;
  • при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.

Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера:


  • Мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации.
  • Решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения.
  • Руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности.
  • Руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.

Волевые свойства руководителя

Воля — это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Воля предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности, в частности непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, однообразие, монотонность выполняемых трудовых операций и т.п.

Без преодоления этих трудностей любая деятельность, в том числе и управленческая, не может быть успешной.Волевые свойства характеризуются как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Эти качества особенно важны для менеджера.

Современные психологи считают, что воля сочетает в себе интеллект, эмоциональные и деятельные способности человека, поскольку воля проявляется в преодолении самых разнообразных трудностей. Именно поэтому она особенно важна для руководителя, деятельность которого чрезвычайно многообразна.

Воля зависит от индивидуальных психологических качеств человека, связана с общей направленностью личности, но может развиваться на основе полученного жизненного опыта, по мере приобретения навыков преодоления трудностей.

Развитие этого качества тесно связано с развитием других способностей, прежде всего интеллекта, включая такие его качества,как самостоятельность, самокритичность, гибкость ума. Важно и развитие моральных основ воли, способности различать явления, дела и поступки с помощью категорий добра и зла, пользы и вреда.

Исследования показывают, что из личностных характеристик на выносливость человека особое влияние оказывает его способность к общению. Она, как правило, выше у экстравертов, т.е. людей, ориентированных вовне, чем у интровертов — людей, ориентированных вовнутрь. Волевые качества значительно усиливаются в условиях соревновательных ситуаций.

Таким образом, волевые качества, выдержка, самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность определяются как природными, врожденными особенностями человека, так и социальными, приобретенными факторами, систематической тренировкой и воспитанием.

От природных свойств личности зависят и другие рассмотренные психологические качества субъекта управления, его способность восприятия, память, интеллектуальные особенности.

Вместе с тем всегда существует возможность компенсации любого профессионально значимого свойства за счет других свойств или развития соответствующих знаний, умений и навыков. Эту компенсаторную деятельность человек может осуществлять как самостоятельно, так и в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.

Руководитель имеет и дополнительную возможность восполнить те или иные собственные качества путем формирования соответствующей рабочей группы, команды.

Интеллект и эффективность управленческой деятельности

Интеллект – это качество психики, суть которого состоит в способности к обучению, запоминанию, осознаванию и эффективному воспроизведению определенной информации, основанной на опыте субъекта.

Под интеллектом понимают совокупность всех общих и специфических способностей субъекта. Специфические познавательные способности касаются определенных психических процессов, таких как восприятие, мышление, память и т.д. Общие способности определяют неразрывное функционирование этих процессов. Интеллектуальные способности имеют тесную взаимосвязь с креативностью, обучаемостью, саморегуляцией и активностью.

Интеллект служит базисом формирования специфичных для руководителя свойств личности.

Влияние интеллекта руководителя на эффективность управленческой деятельности

Разумно было бы предполагать, что чем выше интеллект руководителя, тем успешнее его управленческая деятельность, однако, это не так. Американскому психологу Е. Гизелли удалось установить криволинейную зависимость между уровнем интеллекта и эффективностью управленческой деятельности. Согласно исследованиям, наибольшей эффективностью обладают руководители, чей уровень интеллекта имеет среднее значение.

Результаты исследований Е. Гизелли позволили развить дальнейшее изучение в этой области.

Основной проблемой изучения взаимосвязи интеллекта и способности к управлению является то, что практические и теоретические знания представляют собой абсолютно разные явления. Установление интеллектуального уровня человека проводится с помощью интеллектуальных тестов, которые охватывают лишь теоретические и абстрактные аспекты знаний и не имеют отношения к практике. Требования, которым должен соответствовать руководитель также не имеют ничего общего с задачами данного теста. Отсюда следуют противоречивые результаты исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины зависимости эффективности управления от уровня интеллекта

Существуют и другие причины, объясняющие описанную выше зависимость. Рассмотрим их подробнее:

  1. Прямая взаимосвязь между стажем и возрастом. В возрасте от 50 лет и старше человеку характерны естественное угасание психофизиологических функций, в том числе и интеллекта;
  2. Со временем приобретенные теоретические знания и навыки забываются. Руководитель в большей степени начинает опираться на практический опыт, что приводит к снижению результатов интеллектуальных тестов.

Таким образом, профессиональный стаж и жизненный опыт являются основополагающими факторами, влияющими на эффективность управленческой деятельности. Интеллект оказывает лишь вспомогательную функцию.

Следует отметить, что опыт может компенсировать интеллект. Например, при решении определенной задачи можно опираться на жизненный опыт, и чем этого опыта больше, тем больше вероятность найти решение.

Также доказано, что административный статус и иерархический уровень руководителя не зависит от уровня интеллекта, а определяется его профессиональным стажем и управленческим опытом.

Интеллектуальные качества личности руководителя

Для руководителя важно иметь как общие, так и специфичные для его деятельности способности.

Руководителю необходимо иметь и развивать такое личностное качество, как открытая познавательная позиция. Оно также специфично для работы руководителя и позволяет проявлять творческий подход к решению задач и способствует самообучению. Способность найти творческое решение играет значительную роль в деятельности руководителя и оказывает на нее влияние. На этой способности базируется умение выявить проблематику в той или иной деятельности, умение ставить новые задачи перед работниками и определить инновационное развитие организации.

Рефлексивность представляет собой общую способность личности, которая имеет специфическое проявление в деятельности руководителя, а именно, - он ожидает, как его подчиненный поведет себя в той или иной ситуации.

Стоит отметить важность для личности руководителя такой общей способности, как саморегуляция. На ней основаны познавательные свойства и личностные качества, которые влияют на выполнение основных функций руководителя. Саморегуляция позволяет развивать критическое мышление и способность грамотно применять своими интеллектуальными ресурсами. Произвольная саморегуляция определяется свойствам практического мышления, такими как оценка, прогнозирование, планирование и контроль.

Саморегуляция позволяет управлять своим поведением и контролировать себя, поэтому является значимой способностью в управленческой деятельности.

Одним из важных свойств интеллекта является метакогнитивная осведомленность. Она представляет собой способность адекватно воспринимать себя, пользоваться своими сильными сторонами и прятать слабые стороны. Это свойство обладает высокой специфичностью по отношению к работе управленца.

Оценка своих положительных и отрицательных сторон служит причиной возникновения стиля деятельности, который основан на определенных особенностях личности.

Таким образом, метакогнитивная осведомленность управляет внешним поведением руководителя. Он взаимодействует с работниками, учитывая преимущества своих сильных сторон.

Общая активность представляет собой общую способность, которая основана на специфичном для данного организма уровне активированности нервной системы и зависит от особенностей строения нейрофизиологических структур мозга. Она влияет на ряд важных для управленческой деятельности качеств, таких как общительность, предприимчивость, лидерство, стремление к успеху и т.д.

Все положительные общечеловеческие качества, и в том числе интеллектуальные, полезны для деятельности руководителя. Какие же из них наиболее специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении интеллекта.

Интеллект руководителя под влиянием объекта и условий деятельности имеет практически-социальный характер, поэтому его частные и общие свойства приобретают определенное своеобразие.

Специфические особенности отдельных психических процессов одновременно являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя в плане его частных познавательных способностей. Поэтому они выступают как категории интеллектуальных качеств руководителя. Каждый процесс имеет специфические для управленческой деятельности черты и психологические особенности.

Главная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а поэтому выходят далеко за рамки восприятия как такового. На основе совершенствования навыков межличностного восприятия развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Она чрезвычайно важна для управленческой деятельности.

В процессах памяти особое место в обеспечении успешного управления принадлежит ее двум основным типам — оперативной и долговременной памяти. От процессов оперативной памяти специфика управленческой деятельности требует их особого качества — свойства мобилизационной готовности. Используя ресурсы долговременной памяти, управленческая деятельность формирует профессиональный опыт руководителя. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специфический регулятор интеллектуальной деятельности и является важнейшим качеством руководителя. Аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Под влиянием специфики управленческой деятельности его общие особенности предстают в форме практического мышления.

В своей основе любая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо интеллектуальную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.

Наряду с частными познавательными способностями интеллект руководителя имеет обобщенные свойства и проявления, определяющие собой уровень его специальных, частных способностей.

Доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта занимает вербальный интеллект. Он имеет обобщенные свойства и присущие ему в целом проявления. Характер направленности невербальной составляющей интеллекта на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербальному интеллекту.

В деятельности руководителя по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), так как этот тип наиболее соответствует практическим задачам как таковым в отличие от теоретических, требующих дивергентных способностей.

Большое значение в организации управленческой деятельности имеет интеллектуальное свойство метакогнитивнои осведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также в умении скрывать его слабые стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. Он, однако, специфичен по отношению к деятельности руководителя.

Специфичны также проявления интеллектуального стиля в управленческой деятельности. Основные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не вполне отвечают комплексному характеру деятельности руководителя. Комбинированный интеллектуальный стиль является для нее оптимальным.

Поскольку интеллект входит в целостную структуру общих способностей личности, испытывая на себе их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень важна его связь с такой общей способностью, как обучаемость.

Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более частных познавательных и личностных свойств, влияющих на реализацию главных функций управления.

  1. Произвольная саморегуляция выражается в основных операциях и свойствах практического мышления (планирование, прогнозирование, контроль, оценка).
  2. Саморегуляция обеспечивает критичность мышления — важное качество интеллектуальной деятельности руководителя.
  3. Способность к саморегуляции дает возможность наилучшим образом распоряжаться своими интеллектуальными и иными ресурсами.
  4. На основе саморегуляции можно управлять собственным состоянием и контролировать его, что очень важно в работе руководителя. Это свойство также является одним из факторов стрессустойчивости к негативным внешним воздействиям.

Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности руководителя специфическим образом. Она придает его интеллектуальным функциям своеобразие.

Управленческая деятельность предъявляет и противоположные требования к интеллектуальным способностям руководителя — необходимость скорости переработки информации, ее актуализация, скорость реакции на события и на принятие решений.

Важное свойство для руководителя —устойчивость (толерантность) к неопределенности. Она имеет сложную психологическую структуру и включает в себя три основных компонента:

  1. Способность когнитивной компенсации неопределенности (восполнения недостающей информации).
  2. Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя и трудных, а не как психотравмирующих.
  3. Комплекс собственно личностных качеств: экстравертированность, эмоциональная стабильность, интернальность и др.

Свойства устойчивости и склонности к неопределенности независимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выраженности этих свойств существует типология личностей руководителей. Самая большая профессиональная эффективность принадлежит лицам, сочетающим в себе высокую устойчивость к неопределенности с еще одной интересной, но реже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности.

Наталья Переверзева 10. сентября 2015

Ожидания бизнес сообщества и условия рынка со стабильной динамикой изменений всех сфер предъявляют к современным руководителям,лидерам высокие требования

  • Эмоциональный интеллект
  • Лидерство
  • Эффективный руководитель
  • Духовный интеллект
  • Когнитивный интеллект
  • Глобальный интеллект
  • Физический интеллект

Четыре сферы интеллекта современного руководителя, лидера. "Мягкие" и "жесткие" навыки.

Наиболее высоким порядком лидерства является Глубинный интеллект – Deep Intelegence (DI), объединяющий все вышеназванные уровни интеллекта (cм. рисунок).



Истинными лидерами будут те, кто будет способен развить в себе все те навыки и умения, включаемые в каждый из 4-х уровней интеллекта как синергию, объединяющуюся в Глубинном интеллекте – интеллекте настоящего лидера будущего.

см рисунок. Глубинный интеллект (Deep Intelligence - DI) как баланс
всех 4-х видов интеллекта лидера в бизнес-контексте

Из авторской статьи "Различные подходы к лидерству.Стратегическое и ситуативное лидерство" в №5 журнала First Gull

Читайте также: