Финансовый контроль в японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Анатолий КУЗНЕЦОВ, начальник отдела макроэкономических исследований Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ, член экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ, кандидат экономических наук

Статус и состав ГРП

Государственная ревизионная палата (ГРП) Японии появилась в 1880 г. Однако в 1947 г., после принятия Конституции Японии, на основе которой был утвержден действующий закон о ГРП, ее статус, структура и полномочия значительно изменились. Так, ГРП была выведена из прямого подчинения императору, стала независимой от Кабинета министров при установлении более тесной связи с парламентом. Кроме того, была расширена область объектов проверки ГРП и установлено положение о немедленном отражении результатов ревизии в государственно-административной деятельности страны.

  • ревизионный совет, который состоит из трех аудиторов, назначаемых Кабинетом министров Японии с согласия обеих палат парламента и утверждаемых императором, принимающих решения о проведении ревизий;
  • общее исполнительное управление, непосредственно проводящее ревизии.

Аудитором не может быть депутат парламента Японии. Председатель ГРП назначается Кабинетом министров из числа аудиторов по результатам внутренних выборов. В настоящее время ГРП возглавляет г-н Фусия. Срок полномочий аудиторов (включая председателя) составляет семь лет с возможностью продления еще на один срок. В общем исполнительном управлении работают 1 293 сотрудника, в том числе 880 инспекторов, занимающихся кон­трольно-ревизионной деятельностью в рамках соответствующих отделов (их шесть, включая отдел срочных и сквозных ревизий).

Полномочия, порядок организации и проведения контрольно-ревизионной работы

Анализируя полномочия ГРП в финансово-экономической сфере, можно выделить два взаимосвязанных направления: контроль в сфере учета государственных финансов и ревизия отчетов об исполнении бюджета. ГРП контролирует ведение учета государственных финансов путем перманентного проведения ревизий бухгалтерской отчетности министерств, ведомств и организаций, получающих или использующих средства национального бюджета для обеспечения надлежащего ведения учета. Объекты ревизии разделяются на обязательные и выборочные, ревизия которых проводится по усмотрению ГРП. Парламент Японии с 1997 г. может направлять в адрес ГРП запросы на проведение определенных ревизий (так, в 2006 г. было направлено три парламентских запроса, в 2007 г. – один).

  • правильность – соответствие отчета об исполнении бюджета фактическому исполнению;
  • законность – осуществление бухгалтерского учета согласно бюджетному и иному законодательству;
  • экономическая целесообразность и эффективность использования средств национального бюджета;
  • результативность – достигла ли конкретная программа заданной цели и принесла ли ожидаемый результат.

Ревизии ГРП подразделяются на камеральные (на основе представляемых министерствами, ведомствами и организациями документов) и выездные. Только в 2005 г. камеральными проверками было охвачено 170 тыс. финансовых счетов и около 52 460 тыс. подтверждающих документов.

По всем нарушениям палатой осуществляется непрерывный последующий контроль вплоть до полного их устранения. При обнаружении нарушений действующего законодательства ГРП не только указывает на факты, но и расследует причины возникновения и активно участвует в исправлении недостатков организации и ведения учета, направляет предписания и представления как в отношении публично-правовых институтов и административных органов власти с требованием принятия мер по устранению нарушений, так и, в отдельных случаях, по совершенствованию законодательных актов страны.

  • проверка отчета об исполнении доходных и расходных статей бюджета;
  • наличие несоответствий в итоговых показателях отчета об исполнении бюджета и финансовой отчетности о движении средств казначейства, предоставленной Банком Японии;
  • факты использования резервных фондов без одобрения Кабинета министров Японии.

Информационная открытость и международная деятельность ГРП

Для обеспечения принципа справедливости в контрольно-ревизионной деятельности палаты ГРП создала Общество по конструктивному обсуждению ревизий – экспертное сообщество, членами которого являются представители бизнеса, науки, средств массовой информации. С этой целью палата взаимодействует и с иными ревизионными организациями, такими как Японская ассоциация дипломированных бухгалтеров, Департамент ревизий местных органов власти и общественных организаций, Департамент оценки административной политики Министерства по делам центрального управления и др.

В качестве субъекта международного сотрудничества ГРП, наряду со Счетной палатой РФ, является членом Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI) и Организации высших органов финансового контроля Азии (ASOSAI). Палата играет важную роль в качестве члена исполнительных комитетов обеих организаций. Так, в ASOSAI ГРП отвечает за планирование и выполнение программы поддержки и улучшения базы обучения методам финансового контроля в Азиатском регионе, проводит семинары для сотрудников ревизионных служб стран Центральной Азии и Южного Кавказа – бывших республик СССР. Для решения общих проблем, стоящих перед контрольно-ревизионными органами разных стран, выработки новых подходов к проведению контрольных мероприятий ГРП ежегодно начиная с 1996 г. организует Токийский международный аудиторский форум с приглашением ведущих мировых специалистов-экспертов.

Как показал опыт совместного общения, в том числе визит к председателю Государственной ревизионной палаты Японии г-ну Фусия, у высших органов государственного финансового контроля России и Японии есть не только много общего в целях, задачах и методах организации действенного финансового контроля на современном этапе, но и – учитывая устойчивый рост влияния России на международной арене – в понимании необходимости расширения взаимовыгодных связей и обмена опытом проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, развития и укрепления научных связей контрольных органов двух стран в будущем.
Для российских экспертов важно было также осознание японской стороной таких основополагающих составляющих деятельности ГРП Японии, как осуществление надлежащего независимого постоянного оперативного контроля за исполнением бюджета текущего финансового года всеми участниками бюджетного процесса и возможность использования такого опыта в деятельности высшего органа государственного финансового контроля России – Счетной палаты РФ, распространение практики проведения оперативного контроля на региональные и муниципаль­ные контрольно-счетные органы России.

Главная особенность государственного устройства Японии на протяжении многих столетий заключалась в разделении страны на кланы, воевавшие друг с другом. Следовательно, не существовал единый орган (ы), который бы занимался проверкой ведения хозяйственной и иной деятельности в государстве.

В то время для унификации кланов использовался продукт, который остаётся ключевым для стран Азии и по настоящее время – рис. К примеру, в период правления династии Токугава основным критерием каждого земельного надела было количество риса, которое можно было собрать с данного участка земли. Это количество фиксировалось в системе государственного кадастра земли и служило мерилом. Впервые использовать количество произведённого риса с земли стал известный военачальник и объединитель Японии – Тоетоми Хидэеси. Система оценки земли по количеству выращенного риса получила особый термин – Kokudaka (Кокудакасэй). Более того использовалось отдельное понятие koku (коку), которое являлось мерой отсчёта риса[36]. Один коку был приблизительно равен пяти бушелем или 180,39 литров. К примеру, в 1650 году кокудакасэй всей Японии составлял 26 млн коку, из которых сегун напрямую контролировал 4,2 млн коку[37]. Остальное количество приходилось на многочисленные кланы Японии. Таким образом, можно говорить о первых попытках унификации финансового контроля на основе количества выращенного риса.

Особенности финансовой системы Японии позволяют выделить основные направления финансового контроля в сфере:

1. бюджетных правоотношений;

2. налоговых правоотношений;

3. банковских правоотношений;

4. правоотношений в сфере денежного обращения;

5. валютного регулирования и валютного контроля.

На основании специфики данного исследования раскроем только три основных направления финансового контроля в Японии: банковский надзор, контроль в сфере денежного обращения и валютное регулирование и валютный контроль.

Финансовый контроль в банковской сфере (банковский надзор)

Ключевым органом по контролю за деятельностью кредитных организаций в Японии на протяжении последних двух веков остаётся Банк Японии. Правовой статус данного органа банковского надзора закреплён в отдельном акте – The Bank of Japan Act, который провозгласил два новых принципа деятельности Центрального банка: независимость от Министерства финансов и прозрачность деятельности Банка Японии[42]. В указанном законе перечислены основные направления деятельности и функции банка:

1. эмиссия банкнот и финансовое регулирование деятельности на основе взаимоотношений с исполнительной властью государства, но с провозглашением и уважением автономии Банка;

2. обеспечение финансовой стабильности в стране на основе плавного урегулирования денежных средств между банками и другими финансовыми институтами;

3. валютное и денежно-кредитное регулирование Банком Японии должно быть направлено на достижение стабильности цен, тем самым способствуя благоприятному развитию национальной экономики[43].

В статье 6 закона о Банке Японии определяется статус Банка, как юридического лица, уставный капитал которого – 100 миллионов иен, 55 % акций японского Центрального банка принадлежат государству[44], а оставшиеся 45 % свободно торгуются на бирже Jasdaq.

Главным органом Банка Японии является политический комитет (policy body), состоящий из девяти членов и определяющий высшие интересы страны в финансовой и денежно-кредитной сферах[45]. Также комитет определяет основные направления правового регулирования деятельности Банка. Его прерогативой являются изменение процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей и в том числе, условий и оценочной стоимости залогов кредитования.

На сегодняшний день принято считать, что банковская система Японии состоит из сложной исторически сложившейся системы банков. Следует выделять общенациональные банки – это сеть банковских организаций различного уровня по всей стране с 80 процентами объёма банковских операций и капитала. Они включают: городские банки, региональные банки (regional banks), региональные банки второго уровня (regional banks II)[46], банки долгосрочного кредитования и трастовые банки. В Японии около 150 банков с более чем 16 тысяч филиалов по всей стране[47].

Закон определяет, что банковская деятельность – это деятельность, которая соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

1. принятие депозитов или сберегательных взносов, выдача ссуд фондам и учётных векселей;

2. проведение обменных сделок.

Дав легальное определение банку, определим ключевые органы данной организации. Так, в статье 4–2 Закона о банковской деятельности выделяются такие структурные образования как:

1. совет директоров;

2. совет аудиторов компании или комитет аудиторов;

3. бухгалтерский аудитор (kaikei kansanin)[49].

Особенностью лицензирования банковской деятельности в Японии является то, что на основании статьи 4 Закона о банковской деятельности премьер-министр имеет право выдавать лицензии кредитным организациям.

Также в Японском законодательстве есть два важных требования для принятия решения о выдаче лицензии банку:

2. в свете данных вопросов, как кадровая структура, заявитель должен иметь знания и опыт, чтобы осуществлять банковскую деятельность должным образом, а также честно и эффективно для получения достаточного социального доверия.

В том числе, если это необходимо, по усмотрению главы Кабинета, могут быть внесены дополнительные условия в лицензию, выдаваемую банку[50].

По нашему мнению, в данных положениях выражается ответственность банков перед государством и населением за правомерное осуществление банковской деятельности, что является важным закреплением в законодательстве страны.

В Законе о банковской деятельности четвертая глава посвящена надзору за банками. Премьер-министр государства может потребовать от банка, когда считает это необходимым для надлежащего осуществления управления бизнесом кредитной организации, запросить банк, включая банк-агент, с которым банк выступает в качестве главного банка, предоставить отчёты или материалы, касающиеся положения и статуса ведения банковской деятельности в организации или о ее собственности.

Премьер-министр в силу закона обладает полномочиями по проведению внутренних проверок в банках. Так, его официальные лица имеют возможность задавать вопросы о положении дел или собственности, а также проводить проверки необходимых для того книг, документов или других предметов. Данные лица действуют на основании сертификата, который они должны предоставлять по требованию лиц банка. Официальные лица, которые проводят проверки на основании решения главы Кабинета, не должны строить своё расследование в форме уголовного судопроизводства.

Статья 26 Закона о банковской деятельности Японии раскрывает процедуру приостановления деятельности банковской организации. Премьер-министр, при необходимости, имеет право запросить банк о предоставлении плана развития управления данной кредитной организации или дать отсрочку банку для подготовки документов в разумный срок.

На это время на основании приказа приостанавливается любая деятельность банка в целом или его частей, а также устанавливаются определённые сроки. В данном случае приказ может быть издан либо Кабинетом в целом либо Министерством финансов в зависимости от категории уставного капитала банка и (или) его дочерних обществ.

Премьер-министр в случаях нарушения банком законов и правил, а также устава кредитной организации или предписаний премьер-министра, которые нарушают общественные интересы, может, основываясь на законах и правилах, приостановить всю или часть деятельности организации или уволить его директора, исполнительное лицо, бухгалтера или компанию аудиторов, или же отозвать лицензию у данного банка.

В случаях необходимости, премьер-министр имеет право запросить банк о сохранении части активов для защиты прав вкладчиков на основании акта Кабинета страны.

Валютное регулирование и валютный контроль

Япония, как и многие другие государства, нуждалось в защите своей национальной экономики от воздействия отмывания доходов, полученных преступным путём, а также в урегулированном валютном рынке.

Одной из характерных особенностей системы контрольных органов Японии является ее стабильность. Прежде всего, это относится к Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), созданному 114 лет назад с целью осуществления контроля за исполнением государственного бюджета.

За все время своего существования его функции не претерпели каких-либо значительных изменений, менялись только объекты проверок и постоянно возрастал объем работы. Согласно закону об этом контрольном органе он представляет собой часть административной системы страны, имеет независимый от кабинета министров статус.

Во главе КРУ стоит Контрольно-ревизионная комиссия, в которую входят президент и два комиссара, назначаемые кабинетом министров с согласия палат парламента. Комиссия представляет собой коллегиальный орган, принимающий решения по итогам проверок. Ее члены, как правило, в них не участвуют и не имеют закрепленных за собой отделов в структуре управления.

Комиссары вступают в свои полномочия после утверждения императором так же, как государственные министры и судьи Верховного Суда. Они утверждаются сроком на семь лет, на весь этот период законом гарантирована независимость их деятельности. Президент КРУ утверждается кабинетом министров по результатам выборов на альтернативной основе из самих трех человек. Президент председательствует на заседании комиссии и представляет КРУ в экономическом совете парламента с правом совещательного голоса. Руководителям КРУ по закону запрещено одновременно занимать посты в правительственных учреждениях или местных органах самоуправления или быть избранными в парламент.

Контрольно-ревизионная комиссия принимает решения по всем важным вопросам жизнедеятельности организации, в том числе по таким, как принятие правил внутреннего распорядка работы КРУ, определение организаций, которые должны быть подвергнуты проверке, вопросы подготовки докладов по результатам проверок, назначение и увольнение сотрудников КРУ.

Проверки КРУ непосредственно организует Генеральное исполнительное бюро. Оно состоит из секретариата и пяти бюро. Секретариат управления отвечает за административную работу - общие вопросы, кадры, бухгалтерию, проведение исследований, рассмотрение и урегулирование претензий. В нем имеется несколько отделов: кадров, исследовательский, бытовых проблем и другие. В составе бюро создано 34 ревизионных отдела, каждый из которых проверяет министерства и организации, например, финансовые, строительные, транспортные, обороны и т.д.

Аппарат бюро и секретариат насчитывал в 1991 г. 1230 человек, из них свыше 60% составляли специалисты-ревизоры, компетентные в вопросах экономики и права, сферы деятельности соответствующей отрасли. Эти критерии являются главными при подборе кадров аппарата. Право работать в контрольном управлении получают те лица, которые успешно сдали экзамены для поступления на службу в государственное учреждение. Экзамены принимает специально созданная правительственная национальная служба управленческого персонала. В дальнейшем серьезное внимание уделяется повышению квалификации кадров, для чего управление организует для своих сотрудников различные курсы с отрывом и без отрыва от работы.

Основной обязанностью аппарата контрольно-ревизионного управления является документальная проверка итоговых счетов доходов и расходов государства и других счетов, определенных законом. Проверке подвержены все аспекты финансовой отчетности и учета, а также счета государственных корпораций и других организаций. О большом объеме работы говорит уже то, что КРУ ежегодно получает для проверки 200 тыс. томов счетов и платежных поручений общим объемом почти 70 млн листов. И все же главная задача аппарата состоит в проверке эффективности использования финансовых средств государства различными министерствами, ведомствами, корпорациями и частными лицами.

При проверке использования бюджетных средств нередко возникают конфликты. Это, например, когда проверяемая фирма не согласна с выводами инспекторов КРУ. В таком случае по решению контрольно-ревизионной комиссии проверка переносится на следующий финансовый год.

Об итогах повторной ревизии и вскрытых ею нарушениях, как правило, докладывается правительству или парламенту. К нарушителям принимаются административные меры вплоть до закрытия счетов и передачи материалов ревизии прокурору.

Организация деятельности КРУ Японии, объекты его контроля. Законом о КРУ определено, какие счета оно должно проверять в обязательном порядке и какие - по усмотрению самого управления. Если в какой-либо частной фирме доля государственных инвестиций превышает 50% капитала, то фирма подлежит обязательной ежегодной проверке. При инвестициях государства ниже 50% проверки производятся по усмотрению КРУ или поручению парламента и правительства.

В упомянутом выше законе имеется специальный подраздел, посвященный процедуре проверки. Те организации, счета которых проверяет КРУ, должны регулярно представлять ему официальный отчет вместе с платежными поручениями. Управление может направлять своих сотрудников для проведения проверок на месте. Кроме того, если необходимо, оно вправе требовать от проверяемых организаций представления книг бухгалтерского учета, документов и докладов, а также вызвать на беседу в управление их ответственных сотрудников.

Ответственные за проверку лица должны немедленно докладывать руководству КРУ по таким делам, как факты преступлений в учете финансовых средств, раскрытие недостач наличных денег, ценных бумаг или другой собственности. Управление может, если это необходимо для проверки, просить правительственные учреждения, общественные органы предоставлять ему информационные материалы и экспертные заключения по интересующим его вопросам.

Таким образом, КРУ ревизует все предприятия, организации государственного сектора, министерства и ведомства, т.е. около 120 объектов и свыше 6 тыс. предприятий, получающих дотацию из государственного бюджета. Проверке подлежат все банки, имеющие государственные акции, а также государственные предприятия за рубежом, которые используют средства из госбюджета. Контроль за эффективностью использования государственных средств частными фирмами и работой предприятий государственного сектора осуществляется с выездом на место.

Что касается ревизии исполнения доходной части бюджета, то здесь КРУ главное внимание обращает на эффективность работы налогового управления страны и его отделений на местах. Всего в стране более 50 тыс. налоговых инспекторов, КРУ проверяет их деятельность на всех уровнях.

Главным объектом контроля являются поступления платежей в государственный бюджет от прибылей частных предприятий и фирм. Контрольно-ревизионное управление активно сотрудничает с бюджетной комиссией парламента, в которую входят 25 депутатов обеих палат. Управление готовит для нее аналитические материалы по доходной и расходной частям бюджета, информирует по итогам отдельных проверок.

Правила возмещения причиненного ущерба государственными служащими. В случае, когда вскрыты факты нанесения государству значительных убытков по вине сотрудника учетных финансовых органов, КРУ может потребовать от руководства соответствующего департамента принятия в отношении виновного дисциплинарных мер наказания.

Если служащий допустил растрату или утерю денег, не обеспечил сохранность материальных ценностей или каким-либо способом нанес ущерб государству в результате нарушения положений административного законодательства, КРУ определяет, нанесен ли ущерб сознательно, в результате допущенной им халатности в работе или недостатка профессиональных навыков, и решает: обязан он возместить убытки или нет.

По решению управления руководитель департамента обязан потребовать от своего служащего возмещения потерь. Законом установлено, что обязательство выплатить убытки не может быть отменено, а сумма выплат не может быть сокращена без санкции парламента. По фактам преступных действий информируется государственный прокурор.

В нынешнее время Япония - высокоразвитая страна технологического прогресса и инноваций. Стремительный рост Японии после Второй Мировой войны обусловлен не просто ее техническими инновациями, но и сложным взаимодействием техники и технологий, экономическими и социально-политическими факторами. Преимущественная часть государственных инвестиций направлялась на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная их часть вкладывалась в социальную сферу. Новое строительство и модернизация производственного потенциала способствовало росту ВВП.

За счет государственной поддержки развивались такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, образование, наука.

Особенностью финансовой модели Японии является взаимосвязь государственного финансирования и значительного частного капитала в реализации общегосударственных программ. Взаимодействие и взаимопроникновение государственного и корпоративного финансового планирования способствуют согласованному экономическому развитию и обеспечению стабильности экономической системы.

Финансовой системе Японии характерна наименьшая доля перераспределения ВВП через государственные финансы. Финансовая политика Японии основывается на том, что государственные финансы должны обслуживать только те сферы экономической жизни, которые рыночный механизм обеспечить не способен . Государственные финансы должны создать только общие условия для функционирования рыночного механизма и одновременно исправлять его недостатки путем перераспределения доходов через бюджетный механизм. В Японии упор делается не на трансфертные платежи (например помощь по бедности), а на выравнивании стартовых условий, т.е. обеспечении минимальных социальных гарантий (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение).

Финансовая система Японии состоит из:

· бюджета центрального правительства;

· финансов субъектов хозяйствования коммерческих предприятий и корпораций государственного сектора.

Бюджетный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Бюджетный процесс включает:

· подготовку проекта бюджета – осуществляется Министерством финансов и его департаментами;

· рассмотрение проекта бюджета в Кабинете министров, внесение предложений и подача его на утверждение парламенту;

· исполнение бюджета возложено на Министерство финансов;

· кассовое исполнение осуществляет Японский банк и его отделения;

· контроль за расходованием утвержденных ассигнований осуществляеся министерствами и ведомствами и Ревизионным бюро.

Бюджетная система Японии является двухуровневой, состоит из государственного и местных бюджетов. Доходная часть государственного бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Ставки налогов преимущественно прогрессивные.

Основными налогами в Японии являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на дивиденды, косвенный налог на потребление, акцизы, отчисления на социальные мероприятия и др.(см. рис.18.8. ).

К неналоговым поступлениям относятся: доходы от арендной платы, продажи земельных участков и недвижимости, пени, штрафы, доходы от государственных лотерей, государственные займы.

Приоритетными сферами государственных расходов являются расходы на информационные технологии, программы решения проблем стареющего населения, защиты окружающей природной среды и осуществления работ по улучшению функционирования японских городов, а также социальные расходы, вчастности поддержка занятости. Огромную долю расходов государственного бюджета становят социальные расходыпенсии по старости и инвалидности . Пенсионная система Японии достаточно сложная и многоуровневая. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 базовой пенсии. Все другие доплаты выплачиваются за счет различных специальных фондов.




Специальные фонды Японии созданы в 1946 г. Доходы формируются за счет взносов застрахованных лиц и работодателей; расходы направляюся на выплату пенсий и различных видов помощи.

Проблемой бюджетной системы Японии является ее дефицитность. Бюджетный дефицит покрывается прежде всего за счет государственных займов. Последние годы правительство Японии в бюджетной политике взяло за основу нормативы Европейского Союза относительно ограничения дефицита бюджета до уровня 3% ВВП. Дополнительно предусматривается сокращение выпуска новых займов на покрытие бюджетного дефицита.

Рис.18.8. Особенности налоговой системы Японии

Административное устройство Японии: всего насчитывается 47 префектур, которые объединяют 3045 городов, поселков, районов, каждый с которых имеет свой бюджет (местные бюджеты).

Местные бюджеты формируют свои доходы за счет собственных налоговых поступлений (муниципальных налогов), отчислений от общегосударственных налогов, государственных дотаций на осуществление общенациональных программ и неналоговых поступлений.

Местными налогами являются:

· префектурный и городской налог на доходы юридических лиц;

· косвенные налоги на табак, бензин, бары и рестораны;

· налоги на потребление электричества и газа.

Расходы местных бюджетов подразделяются на шесть групп :

· охрана общественного порядка;

· развитие промышленности и экономики.

За счет местных бюджетов финансируются развитие местной производственной инфраструктуры, образование, выплата разнообразной помощи и пенсий, содержание местных органов власти и полиции, органов суда и прокуратуры. Большинство местных бюджетов Японии исполняются с превышением доходной части над расходной (с профицитом).

Существует целая система коэффициентов модификаций :

  • видовые (на основе единицы расходов на содержание отраслей);
  • специальные для корректирования особенностей территорий в зависимости от плотности населения;
  • обще-климатические;
  • демографические;
  • буфферные на уменьшение объемов финансирования при падении численности населения;
  • бюджетной прибыльности территорий; пр.

За счет дотаций выравнивания бюджеты преффектур обеспечиваются базовым доходом на 80%, а муниципалитеты – на 75% от базовых потребностей.

Особенностью финансовой системы Японии является наличие , кроме бюджетного финансирования государственных потребностей, параллельной государственной системы финансирования экономических проектов с привлечением внебюджетных средств. Программа финансовых инвестиций и займов (так называемый Инвестиционный бюджет), предназначена для кредитования приоритетных объектов и проектов. Его объем достигает половины государственного бюджета.

Развитая система социальных фондов обеспечивает пенсионное страхование и различные виды помощи.

В Японии имеется большое количество кредитных фондов :

· Фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, малых и средних предприятий);

· Фонды специальных банков (Японский Банк развития, Центральный кооперативный банк для сельского хозяйства, Експортно-импортный банк).

Государственный сектор экономики Японии незначительный . Он представлен, главным образом, предприятиями инфраструктуры.

К ним относятся казенные предприятия , которые занимаются деятельностью по чеканке монет, печатанью банкнот, государственного книгоиздательства, государственные лесничества, почта, сберкассы, предприятия водоснабжения и канализации, и др. Муниципальными являются также предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы, строительные предприятия и предприятия по эксплуатации муниципального жилья.

Современные проблемы финансовой системы Японии проявляются в чрезвычайно жесткой монетарной политике, государственного контроля и закрытости экономики для иностранных субъектов. Многие специалисты критикуют экономическую систему Японии за чрезмерное государственное вмешательство в экономику, отказ от либерализации экономической политики и отсутствие поддержки рынка и частного предпринимательства. Но вместе с тем, следует признать огромное влияние японских финансовых институтов на мировую финансовую систему. Токио является мировым финансовым центром, через который мобилизируются и перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов.

Япония – унитарное государство с конституцонной монархией. Император – символ государства, но его деятельность осуществляется по согласованию с парламентом.

В нынешнее время Япония - высокоразвитая страна технологического прогресса и инноваций. Стремительный рост Японии после Второй Мировой войны обусловлен не просто ее техническими инновациями, но и сложным взаимодействием техники и технологий, экономическими и социально-политическими факторами. Преимущественная часть государственных инвестиций направлялась на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная их часть вкладывалась в социальную сферу. Новое строительство и модернизация производственного потенциала способствовало росту ВВП.

За счет государственной поддержки развивались такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, образование, наука.

Особенностью финансовой модели Японии является взаимосвязь государственного финансирования и значительного частного капитала в реализации общегосударственных программ. Взаимодействие и взаимопроникновение государственного и корпоративного финансового планирования способствуют согласованному экономическому развитию и обеспечению стабильности экономической системы.

Финансовой системе Японии характерна наименьшая доля перераспределения ВВП через государственные финансы. Финансовая политика Японии основывается на том, что государственные финансы должны обслуживать только те сферы экономической жизни, которые рыночный механизм обеспечить не способен . Государственные финансы должны создать только общие условия для функционирования рыночного механизма и одновременно исправлять его недостатки путем перераспределения доходов через бюджетный механизм. В Японии упор делается не на трансфертные платежи (например помощь по бедности), а на выравнивании стартовых условий, т.е. обеспечении минимальных социальных гарантий (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение).

Финансовая система Японии состоит из:

· бюджета центрального правительства;

· финансов субъектов хозяйствования коммерческих предприятий и корпораций государственного сектора.

Бюджетный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Бюджетный процесс включает:

· подготовку проекта бюджета – осуществляется Министерством финансов и его департаментами;

· рассмотрение проекта бюджета в Кабинете министров, внесение предложений и подача его на утверждение парламенту;

· исполнение бюджета возложено на Министерство финансов;

· кассовое исполнение осуществляет Японский банк и его отделения;

· контроль за расходованием утвержденных ассигнований осуществляеся министерствами и ведомствами и Ревизионным бюро.

Бюджетная система Японии является двухуровневой, состоит из государственного и местных бюджетов. Доходная часть государственного бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Ставки налогов преимущественно прогрессивные.

Основными налогами в Японии являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на дивиденды, косвенный налог на потребление, акцизы, отчисления на социальные мероприятия и др.(см. рис.18.8. ).

К неналоговым поступлениям относятся: доходы от арендной платы, продажи земельных участков и недвижимости, пени, штрафы, доходы от государственных лотерей, государственные займы.

Приоритетными сферами государственных расходов являются расходы на информационные технологии, программы решения проблем стареющего населения, защиты окружающей природной среды и осуществления работ по улучшению функционирования японских городов, а также социальные расходы, вчастности поддержка занятости. Огромную долю расходов государственного бюджета становят социальные расходыпенсии по старости и инвалидности . Пенсионная система Японии достаточно сложная и многоуровневая. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 базовой пенсии. Все другие доплаты выплачиваются за счет различных специальных фондов.

Специальные фонды Японии созданы в 1946 г. Доходы формируются за счет взносов застрахованных лиц и работодателей; расходы направляюся на выплату пенсий и различных видов помощи.

Проблемой бюджетной системы Японии является ее дефицитность. Бюджетный дефицит покрывается прежде всего за счет государственных займов. Последние годы правительство Японии в бюджетной политике взяло за основу нормативы Европейского Союза относительно ограничения дефицита бюджета до уровня 3% ВВП. Дополнительно предусматривается сокращение выпуска новых займов на покрытие бюджетного дефицита.

Рис.18.8. Особенности налоговой системы Японии

Административное устройство Японии: всего насчитывается 47 префектур, которые объединяют 3045 городов, поселков, районов, каждый с которых имеет свой бюджет (местные бюджеты).

Местные бюджеты формируют свои доходы за счет собственных налоговых поступлений (муниципальных налогов), отчислений от общегосударственных налогов, государственных дотаций на осуществление общенациональных программ и неналоговых поступлений.

Местными налогами являются:

· префектурный и городской налог на доходы юридических лиц;

· косвенные налоги на табак, бензин, бары и рестораны;

· налоги на потребление электричества и газа.

Расходы местных бюджетов подразделяются на шесть групп :

· охрана общественного порядка;

· развитие промышленности и экономики.

За счет местных бюджетов финансируются развитие местной производственной инфраструктуры, образование, выплата разнообразной помощи и пенсий, содержание местных органов власти и полиции, органов суда и прокуратуры. Большинство местных бюджетов Японии исполняются с превышением доходной части над расходной (с профицитом).

Существует целая система коэффициентов модификаций :

  • видовые (на основе единицы расходов на содержание отраслей);
  • специальные для корректирования особенностей территорий в зависимости от плотности населения;
  • обще-климатические;
  • демографические;
  • буфферные на уменьшение объемов финансирования при падении численности населения;
  • бюджетной прибыльности территорий; пр.

За счет дотаций выравнивания бюджеты преффектур обеспечиваются базовым доходом на 80%, а муниципалитеты – на 75% от базовых потребностей.

Особенностью финансовой системы Японии является наличие , кроме бюджетного финансирования государственных потребностей, параллельной государственной системы финансирования экономических проектов с привлечением внебюджетных средств. Программа финансовых инвестиций и займов (так называемый Инвестиционный бюджет), предназначена для кредитования приоритетных объектов и проектов. Его объем достигает половины государственного бюджета.

Развитая система социальных фондов обеспечивает пенсионное страхование и различные виды помощи.

В Японии имеется большое количество кредитных фондов :

· Фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, малых и средних предприятий);

· Фонды специальных банков (Японский Банк развития, Центральный кооперативный банк для сельского хозяйства, Експортно-импортный банк).

Государственный сектор экономики Японии незначительный . Он представлен, главным образом, предприятиями инфраструктуры.

К ним относятся казенные предприятия , которые занимаются деятельностью по чеканке монет, печатанью банкнот, государственного книгоиздательства, государственные лесничества, почта, сберкассы, предприятия водоснабжения и канализации, и др. Муниципальными являются также предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы, строительные предприятия и предприятия по эксплуатации муниципального жилья.

Современные проблемы финансовой системы Японии проявляются в чрезвычайно жесткой монетарной политике, государственного контроля и закрытости экономики для иностранных субъектов. Многие специалисты критикуют экономическую систему Японии за чрезмерное государственное вмешательство в экономику, отказ от либерализации экономической политики и отсутствие поддержки рынка и частного предпринимательства. Но вместе с тем, следует признать огромное влияние японских финансовых институтов на мировую финансовую систему. Токио является мировым финансовым центром, через который мобилизируются и перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов.


Главная особенность государственного устройства Японии на протяжении многих столетий заключалась в разделении страны на кланы, воевавшие друг с другом. Следовательно, не существовал единый орган (ы), который бы занимался проверкой ведения хозяйственной и иной деятельности в государстве.

Заметим, что контроль за казной каждого клана осуществлялся приближенными к главе клана (дайме) лицами. Данная ситуация нашла своё отражение в том, что политически страна была объединена под властью сегунов из династии Токугава, правивших в Эдо (современный Токио), но экономическая политика каждого клана отличалась. К примеру, каждый дайме мог устанавливать свои налоги, печатать собственные денежные знаки и проводить самостоятельное администрирование подконтрольных ему территорий[35] 35
Kenchi Ohno. The Economic Development of Japan. GRIPS. 2006. Pp. 22–24.

В то время для унификации кланов использовался продукт, который остаётся ключевым для стран Азии и по настоящее время – рис. К примеру, в период правления династии Токугава основным критерием каждого земельного надела было количество риса, которое можно было собрать с данного участка земли. Это количество фиксировалось в системе государственного кадастра земли и служило мерилом. Впервые использовать количество произведённого риса с земли стал известный военачальник и объединитель Японии – Тоетоми Хидэеси. Система оценки земли по количеству выращенного риса получила особый термин – Kokudaka (Кокудакасэй). Более того использовалось отдельное понятие koku (коку), которое являлось мерой отсчёта риса[36] 36
George Elison, Bardwell L. Smith: Warlords Artists and Commoners: Japan in the Sixteenth Century. University of Hawaii Press. 1981. P. 17.

[Закрыть] . Один коку был приблизительно равен пяти бушелем или 180,39 литров. К примеру, в 1650 году кокудакасэй всей Японии составлял 26 млн коку, из которых сегун напрямую контролировал 4,2 млн коку[37] 37
Beasley, William G.: The Meiji Restoration. Stanford University Press. 1972. Pp. 14–15.

[Закрыть] . Остальное количество приходилось на многочисленные кланы Японии. Таким образом, можно говорить о первых попытках унификации финансового контроля на основе количества выращенного риса.

[Закрыть] . Подтверждением этих слов служит то, что после войны Босин во второй половине XIX века появились самостоятельные органы, которые осуществляли администрирование (контроль) в различных сферах. Некоторые из данных органов существуют и по сей день.

Особенности финансовой системы Японии позволяют выделить основные направления финансового контроля в сфере:

1. бюджетных правоотношений;

2. налоговых правоотношений;

3. банковских правоотношений;

4. правоотношений в сфере денежного обращения;

5. валютного регулирования и валютного контроля.

На основании специфики данного исследования раскроем только три основных направления финансового контроля в Японии: банковский надзор, контроль в сфере денежного обращения и валютное регулирование и валютный контроль.

Финансовый контроль в банковской сфере (банковский надзор)

Ключевым органом по контролю за деятельностью кредитных организаций в Японии на протяжении последних двух веков остаётся Банк Японии. Правовой статус данного органа банковского надзора закреплён в отдельном акте – The Bank of Japan Act, который провозгласил два новых принципа деятельности Центрального банка: независимость от Министерства финансов и прозрачность деятельности Банка Японии[42] 42
Records of the Bank of Japan Archives: Recent Trends in Researches in Japanese Economic History: Bank of Japan / Mari Ohnuki, Daisuke Murakami and Masanori Takashima – Prepared for Asia-Pacific Economic and Business History Conference, 18–20 February, 2009.

[Закрыть] . В указанном законе перечислены основные направления деятельности и функции банка:

1. эмиссия банкнот и финансовое регулирование деятельности на основе взаимоотношений с исполнительной властью государства, но с провозглашением и уважением автономии Банка;

2. обеспечение финансовой стабильности в стране на основе плавного урегулирования денежных средств между банками и другими финансовыми институтами;

3. валютное и денежно-кредитное регулирование Банком Японии должно быть направлено на достижение стабильности цен, тем самым способствуя благоприятному развитию национальной экономики[43] 43
Articles 1–5 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997).

В статье 6 закона о Банке Японии определяется статус Банка, как юридического лица, уставный капитал которого – 100 миллионов иен, 55 % акций японского Центрального банка принадлежат государству[44] 44
Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М. НОРМА, ИНФРА-М, 2013. – С. 184.

[Закрыть] , а оставшиеся 45 % свободно торгуются на бирже Jasdaq.

Главным органом Банка Японии является политический комитет (policy body), состоящий из девяти членов и определяющий высшие интересы страны в финансовой и денежно-кредитной сферах[45] 45
Articles 14, 22 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997)

[Закрыть] . Также комитет определяет основные направления правового регулирования деятельности Банка. Его прерогативой являются изменение процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей и в том числе, условий и оценочной стоимости залогов кредитования.

[Закрыть] , банки долгосрочного кредитования и трастовые банки. В Японии около 150 банков с более чем 16 тысяч филиалов по всей стране[47] 47
Деньги. Кредит. Банки: учебник под ред. В.Ф. Жукова – Юнити Дана, 2010. С. 645.

Закон определяет, что банковская деятельность – это деятельность, которая соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

1. принятие депозитов или сберегательных взносов, выдача ссуд фондам и учётных векселей;

2. проведение обменных сделок.

Дав легальное определение банку, определим ключевые органы данной организации. Так, в статье 4–2 Закона о банковской деятельности выделяются такие структурные образования как:

1. совет директоров;

2. совет аудиторов компании или комитет аудиторов;

3. бухгалтерский аудитор (kaikei kansanin)[49] 49
René Bösch: Banking regulation. Sweet&Maxwell. 2012,– 183–184P.

Особенностью лицензирования банковской деятельности в Японии является то, что на основании статьи 4 Закона о банковской деятельности премьер-министр имеет право выдавать лицензии кредитным организациям.

Также в Японском законодательстве есть два важных требования для принятия решения о выдаче лицензии банку:

2. в свете данных вопросов, как кадровая структура, заявитель должен иметь знания и опыт, чтобы осуществлять банковскую деятельность должным образом, а также честно и эффективно для получения достаточного социального доверия.

В том числе, если это необходимо, по усмотрению главы Кабинета, могут быть внесены дополнительные условия в лицензию, выдаваемую банку[50] 50
Article 4 Banking Act (Act No. 59 of 1981).

По нашему мнению, в данных положениях выражается ответственность банков перед государством и населением за правомерное осуществление банковской деятельности, что является важным закреплением в законодательстве страны.

В Законе о банковской деятельности четвертая глава посвящена надзору за банками. Премьер-министр государства может потребовать от банка, когда считает это необходимым для надлежащего осуществления управления бизнесом кредитной организации, запросить банк, включая банк-агент, с которым банк выступает в качестве главного банка, предоставить отчёты или материалы, касающиеся положения и статуса ведения банковской деятельности в организации или о ее собственности.

Премьер-министр в силу закона обладает полномочиями по проведению внутренних проверок в банках. Так, его официальные лица имеют возможность задавать вопросы о положении дел или собственности, а также проводить проверки необходимых для того книг, документов или других предметов. Данные лица действуют на основании сертификата, который они должны предоставлять по требованию лиц банка. Официальные лица, которые проводят проверки на основании решения главы Кабинета, не должны строить своё расследование в форме уголовного судопроизводства.

Статья 26 Закона о банковской деятельности Японии раскрывает процедуру приостановления деятельности банковской организации. Премьер-министр, при необходимости, имеет право запросить банк о предоставлении плана развития управления данной кредитной организации или дать отсрочку банку для подготовки документов в разумный срок.

На это время на основании приказа приостанавливается любая деятельность банка в целом или его частей, а также устанавливаются определённые сроки. В данном случае приказ может быть издан либо Кабинетом в целом либо Министерством финансов в зависимости от категории уставного капитала банка и (или) его дочерних обществ.

Премьер-министр в случаях нарушения банком законов и правил, а также устава кредитной организации или предписаний премьер-министра, которые нарушают общественные интересы, может, основываясь на законах и правилах, приостановить всю или часть деятельности организации или уволить его директора, исполнительное лицо, бухгалтера или компанию аудиторов, или же отозвать лицензию у данного банка.

В случаях необходимости, премьер-министр имеет право запросить банк о сохранении части активов для защиты прав вкладчиков на основании акта Кабинета страны.

Валютное регулирование и валютный контроль

Япония, как и многие другие государства, нуждалось в защите своей национальной экономики от воздействия отмывания доходов, полученных преступным путём, а также в урегулированном валютном рынке.

Для этих целей и существует валютный контроль. Важно заметить, что в некоторых государствах его не существует вовсе, как например, в США. Во многом влияние Соединённых штатов Америки, их положительный опыт решительно изменил валютную политику Японии во второй половине XX века.

Невозможно не согласиться с Н.М. Артемовым и Л.Л. Арзумановой, которые выделяют валютный контроль, как одну из разновидностей денежно-кредитной политики государства[51] 51
Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л.: Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект): коллективная монография. – М.: П, 2014. – С. 28–29.

[Закрыть] . Под данной политикой необходимо понимать совокупность способов правового регулирования специализированных органов государственной власти, уполномоченных органов в области формирования, использования и контроля за использованием национальной и иностранной валюты, в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышение экономического благосостояния в обществе и выравнивание платёжного баланса[52] 52
Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. дисс. … к.ю.н. М. 201 °C. 4.

[Закрыть] . Также валютная политика обращена на достижение стабильности денежной системы государства путём обеспечения устойчивости национальной валюты, применяя меры валютного регулирования.

[Закрыть] . Заметим, что по определённым процедурам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, закон содержит бланкетные нормы.

Так, в соответствии со ст. 1 данного акта основная его цель заключается в обеспечение развития внешнеэкономической деятельности Японии на основе свободы внешней торговли, валютных операций и других международных сделок, на принципе минимального воздействия органов государственной власти на валютные операции, за исключением отдельных случаев, когда на упомянутые действия могут быть наложены ограничения в целях поддержания экономики Японии.

В настоящее время в Японии существует четыре основных органа, которые осуществляют валютное регулирование и валютный контроль, а именно:

1. Министерство финансов;

4. Агентство финансовых услуг.

Большинство вопросов в сфере валютного регулирования отнесены к компетенции Минфина и МЭТП Японии. Сделки, совершаемые банками и связанные с движением капиталов и осуществлением платежей, являются исключительной компетенцией Минфина, внешнеторговые сделки – Министерства экономики, торговли и промышленности.

Японское правительство вправе ввести своим постановлением разрешительный порядок импорта (а также экспорта) средств платежа и/или ценных бумаг для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов, когда находит это необходимым для соблюдения упомянутого выше акта. В качестве государственного органа, уполномоченного реализовывать этот порядок на практике, выступает Министерство финансов Японии[55] 55
Бизнес-путеводитель по Японии. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент координации, равзитися и регулирования внешнеэкономической деятельности. 2016. С. 14

Так, Министерство финансов обязано обеспечивать стабильность японской валюты и международной валютной системы. Оно осуществляет выработку порядка определения курсов иностранных валют, а также в целом координирует деятельность по обороту валютных ценностей, осуществлению валютных операций и иных международных расчётов.

Заметим, что Министерство экономики, торговли и промышленности Японии осуществляет возложенные на него Кабинетом страны задачи по осуществлению экономической, промышленной и внешнеторговой политики. Министерство на основании закона о Министерстве экономики, торговли и промышленности от 2000 года № 99[56] 56
Act for Establishment of the Ministry of Economy, Trade and Industry. Act.No.99. 2000.

[Закрыть] в случаях нарушения законодательства имеет право применения административно-экономических мер воздействия[57] 57
Бизнес-путеводитель по Японии. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. 2016. С. 14

[Закрыть] в целях стабильного и динамичного развития экономики государства.

Говоря о Японии, отметим, что ключевым органом, который осуществляет денежно-кредитную политику государства, является Банк Японии. На основании ч. 1 ст. 1 Закона о Банке Японии от 18.06.1997 г. № 89 основная цель центрального банка заключается в выпуске денежных знаков и в осуществлении эмиссионного и валютного контроля. Согласно ст. 2 данного акта главная задача Банка заключается в достижении стабильности цен для развития национальной экономики[58] 58
Articles 1–2 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997)

С точки зрения регулирования цен заметим, что их стабильность необходима, поскольку она служит основой для экономического развития страны. При осуществлении денежно-кредитной политики Банк Японии влияет на формирование процентных ставок посредством своих операционных инструментов, таких как операции с денежным рынком.

Основная позиция Банка по вопросу регулирования денежно-кредитной политики определяется политическим комитетом на заседаниях по денежно-кредитной политике (Monetary Policy Meetings (MPMs). На них комитет обсуждает экономическую и финансовую ситуацию, регулирует вопросы осуществления операций на денежном рынке и вырабатывает позицию Банка в отношении денежно-кредитной политики на ближайшее время. Важно учитывать, что решения данного комитета публичны и объявляются сразу после заседания данного органа (схоже с заседаниями совета директоров Банка России). Важная веха в осуществлении денежно-кредитной политики заключается в установлении Банком объёма ежедневных операций на валютном рынке.

В Законе о Банке Японии закреплена его независимость от других органов власти. Разумеется, важным фактором является то, чтобы денежно-кредитная политика Банка и основная позиция Кабинета по экономической политике были взаимосогласованными. Поэтому предусмотрено, что Банк поддерживает тесные контакты с правительством для обмена мнениями.

Вместе с тем заметим, что денежно-кредитная политика оказывает значительное влияние на повседневную жизнь населения страны, и поэтому Банк должен стремиться разъяснять общественности содержание своих решений, а также процессы принятия данных решений. В этой связи Банк выпускает специальные издания по принятым им решениям, указывая на позицию Банка после каждого заседания политического комитета. Кроме того, проходят регулярные пресс-конференции Председателя Банка.

[Закрыть] . По нашему мнению, любое регулирование валютных операций государством и его уполномоченными органами негативно сказывается на развитии экономики страны. В свою очередь данная тенденция приводит к оттоку капитала и осуществлению вынужденных операций центральными банками государств и министерств финансов по проведению валютных интервенций для поддержания стабильного (слишком заниженного или наоборот завышенного) курса национальной валюты.

Понятие и виды финансового контроля в сфере денежного обращения

Заметим, что финансовый контроль в сфере денежного обращения может выступать в качестве:

1. самостоятельного вида контроля;

2. составной части других форм контроля[63] 63
Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право): М./ Н.М. Артемов, И.Б. Лагутин, А.А. Ситник, М.Н. Урда. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 57.

Данный вид финансового контроля существует во взаимосвязи с другими видами контроля, так как финансовая система любого государства взаимосвязана и не может быть поделена на отдельные независимые друг от друга элементы.

Перечислим субъектный состав контрольных правоотношений в сфере денежного обращения, а именно:

1. активные (контролирующие) субъекты, которыми выступают государства и органы местного самоуправления (управления) в лице их уполномоченных органов;

2. пассивные (подконтрольные) субъекты – ими являются юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, так как они осуществляют различные операции в наличной и безналичной форме в национальной или иностранной валюте.

Таким образом, важно подчеркнуть, что под финансовым контролем в сфере денежного обращения понимаем следующие элементы[64] 64
Каждому из перечисленных элементов уделено внимание во второй главе диссертации.

[Закрыть] в совокупности, а именно:

1. контроль соответствующих субъектов государства за эмиссией национальной валюты в наличной и безналичной форме, а также за предотвращением изготовления и использования фальшивых денежных знаков;

2. контроль органов государственной власти за деятельностью национальных и международных платёжных систем;

3. контроль за проведением операций посредством использования цифровых валют (криптовалют);

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: