Визуальная культура это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели работы – выявление сущности визуальности и построение истории визуальности.

Продвижение к данным целям было связано с выполнением ряда задач:

· определить объекты наблюдения, притягивавшие внимание человека на протяжении многих тысячелетий формирования человеческой психофизики, общественных отношений, материальной и духовной культуры;

· выявить причины устойчивого интереса к подобным объектам; выявить видоизменения форм, в которых этот интерес выражается на протяжении истории;

· осмыслить способы созидания человеком визуальной материи и проанализировать ее смысловое наполнение;

· классифицировать формы визуальной культуры;

· осмыслить сходства и различия визуальной и зрелищной культуры;

· проследить путь, пройденный визуальной культурой от эмбрионального состояния до современного расцвета и интенсивного взаимодействия визуальной и зрелищной культуры в урбанистической среде;

· осознать культурно-исторические закономерности современного расцвета визуальной культуры и то место, которое она занимает в жизни сегодняшнего человека.

Визуальное начало развивалось и развивается во взаимодействии с вербальной культурой, а также с музыкальной культурой. Однако подробное рассмотрение кульминационных звеньев этого взаимодействия не входит в задачи настоящего исследования, так как требует самостоятельного фундаментального научного труда.

Объект исследования

Объектом данного исследования является феномен визуальности.

Предмет исследования

Предмет исследования – эволюция визуальности, ведущая к зарождению современной технической визуальной культуры.

История театрально-игровой культуры рассматривается как почва, подготавливающая рождение технической визуальной культуры. Диалектика соотношения и взаимодействия театрально-игровой и визуальной культуры закономерно попадает в центр нашего внимания.

Театральная культура Нового времени выкристаллизовывается из зрелищно-игровых форм, генетически связанных с театральной культурой античного полиса. Данная работа стремится выявить те кульминационные моменты в истории города и театральной культуры, которые способствовали активизации визуального восприятия и развития визуальной культуры.

Апробация исследования

Структура работы

Диссертация состоит из введения, восьми разделов, некоторые из которых внутри структурированы по главам, заключения, списка литературы и основных используемых в работе литературных источников и содержит 675 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введенииаргументируется актуальность темы исследования и его методология. Определяются цели, задачи, научная новизна, значение работы.

Визуальная материя не принадлежит к разряду механических тел (механическим может быть только тот или иной ее носитель) и обладает способностью бесконечно много раз исчезать и появляться в качестве самотождественной зримой формы. На уровне непосредственного эмоционального восприятия эти почти моментальные исчезновения и появления подобны фокусу, аттракциону, волшебству. Невозможно следить за динамикой электромагнитных явлений напрямую, не будучи оснащенными специальными приборами. Невозможно зрительно проконтролировать всю цепочку стадий возникновения и исчезновения определенного фрагмента визуальной материи. То есть, в визуальности содержится нечто, не досягаемое для человека, нечто надчеловеческое, сверхчеловеческое.

В современной визуальной культуре образное поле и его взаимодействие с воспринимающей аудиторией резко эмансипируется от материальных производителей и носителей образности. Генерализируется непреодолимая тактильная дистанционность зрителя по отношению к образной реальности.

Итак, визуальную образность можно только увидеть, ее можно только наблюдать, отслеживать взором. Искусственные визуальные явления, получаемые посредством технических устройств, созидаемых людьми из неживой материи, – лишь одна из форм визуальности. Прежде всего эта форма представлена экранной культурой, производящей техническое отображение и моделирование зримой информации. Существуют другие явления, также воспринимаемые лишь зрением, но не относящиеся к технической культуре.

В ее основе может содержаться сугубо прагматическое зерно, жесткие мотивации, связанные с целесообразностью, с требованиями физического выживания. Например, статус визуального могли получать материальные зримые тела, опасные для непосредственного контакта: ядовитые растения, животные, сородичи, сексуальный контакт с которыми инцестуален, места, куда опасно попадать, вроде зыбучих песков. Подобный разряд явлений стабильно присутствует и в нынешнем мире. Экскурсоводы экзотических местностей, как правило, в своих инструкциях просят не приближаться вплотную к незнакомым растениям, не нюхать их и не трогать, поскольку это может представлять угрозу для жизни. Городской человек современного мира чаще относится к вполне досягаемым, механическим атрибутам своего цивилизованного пространства как к условленным визуальным явлениям, тактильный контакт с которыми опасен. Среди условленных визуальных могут быть рельсы метро, темная шахта лифта, оголенные электропровода, огонь плиты, открытые механизмы работающих станков и пр.

Идея неприкасаемости взглядом остается в культуре навсегда. Но эволюция культуры нашей эры, в частности, процесс разрушения патриархального, строго иерархического средневекового общества, ведет к постепенному расширению сферы явлений, допустимых для зримого восприятия. Относительная свобода наблюдения, созерцания, рассматривания, тем не менее, не отменяет табуирования многих аспектов тактильного взаимодействия, физического контакта. Тем самым, укрепляет свои позиции культура искусственного превращения в визуальное посредством определенного человеческого отношения к тому или иному явлению.

К третьему разряду, самому древнему, принадлежат природные визуальные явления, то есть то, что в окружающем зримом пространстве человек мог видеть, но не мог тактильно переживать, ощущать, с чем он напрямую не мог взаимодействовать как с механическим телом. Природные визуальные явления, в свою очередь, можно разделить на временно визуальные и стабильно визуальные. К первым относятся те явления, которые лишь в течение некоторого периода времени остаются вне физической досягаемости человека, при возможности их созерцания.

Визуальная составляющая, пускай кратковременная, была нередко импульсом к изучению и осмыслению явлений окружающего мира, будь то полезные свойства животных и растений, действие воды, ветра и пр. Как показывает П. Ю. Черносвитов, нашу историю определило то, что древний человек сначала оказывался в состоянии заметить многие природные явления, а потом научился их воспроизводить . Визуальные впечатления от природы побуждали к более тесному контакту с природными явлениями, к их постижению и творческому подражанию им.

Стабильным же визуальным являлась свето-воздушная среда, оптические атмосферные явления вроде миража, жизнь небес. Небо постоянно находилось в поле зрения, магнетически объединяло в себе зримое и недоступное, зримое и бесплотное. С древних времен небеса подвергались хроническому наблюдению – визуальному восприятию. Согласно версии исследователя кроманьонской культуры Александра Мэршэка, самый древний (из обнаруженных учеными) образец знакового письма, высеченного на фрагменте каменной породы, представляет логическую последовательность знаков, фиксирующих смены лунных фаз . Если данная версия верна, она подразумевает, что за двадцать пять тысяч лет до того, как шумеры изобрели письменность, у человека уже зародилась потребность свести в единый текст, в единое знаковое тело отметки о разных состояниях недосягаемого небесного тела, существующего во временном потоке.

Природная визуальность подразделяется на кратковременную, относительную, связанную с передвижением человека по земной поверхности, и стабильную, возникающую при зрительном восприятии бесплотного неба и небесных тел, удаленных от обитателя Земли на расстояния, преодолеть которые было невозможно до эры освоения космоса.

В отличие от визуальных явлений образно-информационная составляющая зрелища слита воедино с ее носителями; вместе они составляют нерасторжимое целое. Зрелища всегда разворачиваются в едином пространстве и времени с субъектом/субъектами восприятия. Физический контакт зрителя с информационно-образными элементами зрелища потенциально возможен.

Приводятся примеры зрелищ, которыми могут становиться разные фрагменты зримой реальности, разворачивающейся перед человеческим взором. Зрелище – зримая форма, на которой фокусируется воспринимающий субъект, полагая ее достойной внимательного созерцания и духовного взаимодействия, а не только автоматической, рефлекторной фиксации в сознании наличия этой формы. Индивидуальное отношение воспринимающего субъекта к зримому миру в конкретный период времени имеет значение при определении наличия или отсутствия факта зрелища в каждом конкретном случае. Зрелищный объект рождается в процессе коллективной или индивидуальной духовной реакции на происходящее в окружающем мире как на разновидность содержательного послания, чей смысл выходит за пределы необходимости прямого физического поддержания жизни.

Зрелищем может становиться любой фрагмент бытия внешнего мира, в том числе природные явления, а также неодушевленные предметы в пространстве. Зрелище возникает и в том случае, если имеет место зримый содержательный посыл во времени и пространстве, производимый или инспирированный одушевленными субъектами и адресованный потенциальным субъектам восприятия.

Субъектом восприятия может выступать не только живой индивид, являющий очевидную фигуру зрителя. К древнейшим субъектам восприятия относится природный универсум и отдельные его элементы, персонифицируемые человеком. Внешний мир тогда понимается как единый организм, осознанно воспринимающий и передающий человеческое послание по назначению. В традиционной культуре укоренено подсознательное представление о мире как о едином зрелищном пространстве, которое всегда доступно для божественного восприятия.

Происходит постоянная смена впечатлений. Мир для человека – сплошное, непрерывное пространство зримых форм, которым нет конца и края. Они являют собой зримый абсолют. Особенно явственно эти свойства абсолюта выражены в зрелище неба, моря, океана. Человек чувствует, что они оба – мир и он сам – движутся относительно друг друга. Для выживания необходимо коллективное зрение в прямом смысле слова, круглосуточный дозор с передачей эстафеты от наблюдателя к наблюдателю, принцип вращения вокруг себя наблюдателя-одиночки и принцип коллективной настороженности спина-к-спине.

В центре внимания человека теперь не множество сменяющих друг друга объектов наблюдения, а изменения состояния одних и тех же объектов. Например, вид засеянного поля, выращиваемых растений. Объекты наблюдения видоизменяются, чередуя стадии своей доступности и недоступности для физического воздействия и зрения, т.е. происходит чередование статусов зрелищного явления (то, что можно трогать, перемещать, подвергать обработке, брать и есть) и визуального явления (то, что не следует трогать, перемещать, отрывать от почвы). Визуальное – это взошедшее, но не созревшее, пребывающее на полпути от зрелищной первоначальной стадии к зрелищному результату.

Визуальная фантазия вступает во взаимодействие с реальной картиной звездного неба. Наблюдаемое на реальном небе подвергается сегментации, достраивается фантазийными контурами, совмещается со зримыми образами тел и анимизируется. Расположение звезд предстает в визуальной фантазии упорядоченным, а композиции звезд – одушевленными и персонифицированными.

В письменах небес искали и находили подтверждения того, что земная жизнь где-то программируется. Небеса мыслились безличными держателями божественного знания, демонстрационным залом или экраном, посредством которого на связь с человеком выходят не персонифицированные сакральные существа, а мироздание в целом. Этой длительной традицией сакрализации небесного пространства во многом объясняется то магическое воздействие, которое оказывает экранная культура на современное человечество, особенно анонимная экранная культура.

С вхождением в повседневный обиход мобильных телефонов человек получает возможность тесного контакта с техническим носителем визуальности, одновременно пребывая в пространстве мира-зрелища, которое разворачивается в окружающем человека бесконечном пространстве.

Человек Нового времени стремится достичь свободы фланирования информации с одного материального носителя на другой. Внутренности фотоаппарата, видеокамеры, компьютера – это искусственные организмы-носители, позволяющие сохранять запечатленную информацию нетленной. Они заботятся о бессмертии микрокосма и макрокосма, обретающих форму отраженных визуальных образов.

Отверстие в крыше придает дому вертикальную организацию в его обращенности к природному абсолюту. Кусочек неба, который виден в дыру крыши, – один из древних прообразов экрана.

Будучи прочным и защищенным, древний город объективно создает условия и временные периоды для регулярного погружения человека внутрь собственного душевного мира. Высокая плотность населения способствует взаимообмену информацией и эмоциональными флюидами. Зреют предпосылки для мощного духовного рывка, который позволит человечеству перейти к более полноценной городской структуре.

При радикальной изолированности от природного ландшафта в городе возникает чрезвычайный дефицит зрительных впечатлений. Ответом на него становится развитие культурных форм: настенная роспись получает ярко выраженные художественные свойства, архитектура обретает насыщенную цветовую гамму, возникает клинопись, развивается развлекательная культура. Формируется идея индивидуального праздника, индивидуального наслаждения.


ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ВИДЫ ВИЗУАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты реже вызывают неприязнь и быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию.

Визуальная коммуникация - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передаётся около 65% информации. Часто, что бы дать понять человеку наше отношение к нему, мы не говорим ничего, а только смотрим на него с определённым выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.

Визуальные коммуникации и современный человек. Современный человек всё плотнее окружён мультимедийными средствами с экранным интерфейсом, буквально срастаясь с ними в гибридные человеко-технические комплексы, со специфическим набором действий и функций, не типичных для людей нетехнической цивилизации: человек -с /перед -камерой, человек-за/с-компьютером, человек -с- мобильным телефоном, человек-за-рулём.

Разумеется, властная экспансия экранной культуры распространяется не только на приватную сферу домашнего окружения( телевизор, компьютер, плакат, иллюстрированный журнал), но и активно вторгается в публичные пространства городских агломераций в виде рекламных щитов и цифровых мониторов на улицах, в супермаркете, на транспорте, а также в общественных точках одновременного пользования экраном(кинозал) или экранами(интернет-кафе).

Кроме того, экранные медиа оккупируют телесно приватное пространство человека, становясь карманными, носимыми, и потому доступными буквально в формате 24/7, т.е 24 часа в сутки, 7 дней в неделю (карманные персональные компьютеры, смартфоны, портативные DVD проигрыватели, мультимедийные HDD-накопители).

Итак, подводя итоги, мы можем сделать вывод, что каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ. В процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание, и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, другие чувственные характеристики этого предмета.

  • глобализация,
  • высокая скорость производства и потребления визуальных продуктов,
  • экранность,
  • доминирование визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни,
  • ослабевание способностей критического мышления.
  • осмысление психологических и педагогических качеств современного Медиа-поколения
  • определение нового круга компетенций, связанных с активным использованием медиа-продукции (технических устройств, продуктов интеллектуальной визуальной деятельности)
  • развитие нравственных и эмоциональных качеств личности.

Отличительными качествами Поколения М являются те же характеристики, что определяют визуальную культуру: глобализация, высокая скорость производства и потребления визуальных продуктов, экранность, доминирование визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни, ослабевание критического мышления. Это показывает, что необходимы новые педагогические принципы для изменения образовательной среды в условиях визуальной культуры.
Понятие визуальная грамотность, которое сформировалось в последние десятилетия, очерчивает компетентностные характеристики Поколения М:

Визуáльная коммуникáция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.

Репрезента́ция (лат., repraesentatio, от re, и praesetare представлять) — это воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию (речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых.

Трансдисциплина́рность — способ рассмотрения любого предмета вне рамок традиционных научных дисциплин как продукта специализации.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Визуальная антропология — часть социальной антропологии, связанная с изучением и производством этнографической фотографии, кино и, начиная с 1990-х годов, новых СМИ. Это область аудиовизуального познания культурно-исторической действительности, направленная на получение аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах жизни общества с целью осуществления диалога культур. Визуальная антропология фиксирует и изучает духовные, бытовые, природные, исторические и другие стороны культуры. Основные задачи.

Философия искусства — сегмент общей философии культуры, особенность которого составляет эстетика, являющая основу и суть философии искусства.

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Система моды — книга философа и семиотика Ролана Барта, впервые опубликованная в 1967 году. Система моды считается классической работой Барта и одной из центральных работ структуралистского движения. Барт рассматривает моду как знаковую систему, которая определяет особенности культуры и социальной системы второй половины XX в..

Культура повседневности — совокупность характерных для обыденной жизни людей социальных практик (поведения, мышления, речи, труда, отдыха и так далее), наряду с отклонениями от этих практик, которые могут представлять интерес как потенциальный источник обновления культуры. Культура повседневности существует только в контексте конкретной культурно-исторической эпохи: элементы её воспринимаются людьми как единый мир само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек (в том числе мыслительных.

Диску́рс, или ди́скурс (от позднелат. discursus - рассуждение, довод; изначально - беготня, суета, манёвр, круговорот; и лишь иносказательно, в одном из значений - беседа, разговор), в общем смысле — речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий.

Социология рекламы — это социологическая дисциплина, изучающая связь между рекламой и обществом с точки зрения социальных институтов, социальных отношений, социальных организаций и групповой самоидентификации. Объектом социологии рекламы является реклама как формообразующий элемент общества, задающий ценностные ориентации, моделирующий поведения людей, групп, организаций и влияющий на отдельные общественные структуры. Предметом социологии рекламы являются особенности человеческих отношений, изменяющиеся.

Социология знания (англ. Sociology of knowledge) — теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы знания (социология знания в узком смысле); мышления, его исторического развития (социология мышления), когнитивных систем и познавательной деятельности общества (социология познания) и основания социологии (социология социологии).

Интерпрета́ция — теоретико-познавательная категория; метод научного познания, направленный на понимание внутреннего содержания интерпретируемого объекта через изучение его внешних проявлений (знаков, символов, жестов, звуков и др.). Интерпретация занимает центральное место в методологии гуманитарных наук, где процедура выявления смысла и значения изучаемого объекта является основной стратегией исследователя.

Искусства — термин, относящийся к теории и физическому выражению творчества в различных обществах и культурах. Основные составляющие искусств включают литературу (в том числе драму, поэзию и прозу), исполнительское искусство (среди них танец , музыка и театр) и изобразительное искусство (включая рисование, живопись, кинопроизводство, архитектуру, керамику, лепку и фотографию). Некоторые виды искусств сочетают визуальный компонент с исполнительским (например, кинематография) или изобразительный компонент.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология (англ. 'Linguistic turn: Recent Essays in Philosophical Method') под редакцией Ричарда Рорти, изданная в 1967 году.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата). Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Структу́рный функционали́зм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского.

О́бщая сема́нтика (англ. General Semantics, фр. sémantique от греч. σημαντικός — обозначающий) — эмпирическая дисциплина, представляющая собой систематическую методологию по исследованию того, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, реагируют на собственные реакции и реакции других людей и, соответственно, каким образом они изменяют своё поведение. Общая семантика основана Альфредом Коржибским в 1920-е — 1930-е годы. Общая семантика и семантика представляют собой отдельные дисциплины.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации. Фрейм — это.

Постструктурали́зм — условное обозначение философского направления и критического анализа культуры и общества, возникшего после упадка французского структурализма в начале 1970-х годов. Постструктурализм получил известность в 1980-е годы в США, а в 1990-е годы распространился в Европе. Во Франции термин, как правило, не использовался:17.

Представле́ние (repraesentatio, нем. Vorstellung) — чувственный образ предметов, данный сознанию, сопровождающийся, в отличие от восприятия, чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Представлением также называется соответствующий психический процесс.

Дискурси́вный ана́лиз — изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция. В качестве исходного материала берутся разговорная речь и письменные тексты. Идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов и типов устной речи.

Семиотика культуры (греч. σημειωτική "семиотика" ) — это раздел семиотики, который представляет культуру в виде системы знаков и текстов. Под текстом в данном случае подразумевается не только рукописи или письменные материалы, но и любые предметы или артефакты, носящие информацию. Сама культура состоит из семиотических механизмов, которые способны изменять сохранившиеся знаки и тексты, циркулировать их, а также создавать новые знаковые системы и информацию.

Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

vizualnaja_kultura6

Шартрский собор в Париже. В центре витраж "Богородица Панахранта". В клеймах слева и справа - Ангелы. Сверху - Дух Святой

В XX веке в философии возникло новое направление исследования, которое в настоящее время активно развивается - визуальная культура. Исследователи еще в середине прошлого века заметили, что произошел резкий поворот от лого(слово)центрической культуры к визуальной.

Визуализация давно стала доминантой в современном информационном пространстве. Популярность кино, комиксов, фото, теле, видео, театральных и иных спектаклей, визуальных Интернет-ресурсов, типа Ютьюба, зашкаливает, а ценность и авторитет книжной письменной продукции - падает.

Сегодня книгу начинают читать не до, а после просмотра фильма и это огорчает многих, выросших в книжной культуре и привыкших относиться к книге как к чему-то особенному и бесценному. Но на дворе иные времена. Первым, кто начал говорить о повороте в эпоху тиражирования и технической воспроизводимости в сторону визуализации, был Вальтер Беньямин .

Визуальная культура перенастраивает мышление и образ жизни, заставляет по-иному взглянуть и оценить то, что было известно еще несколько веков назад – о силе ее влияния на сознание и эмансипацию человека. Меня это заставило задуматься, в частности, о том, почему на протестантско-католическом западе так хорошо знают Библию и так неважно знают ее на православном востоке, особенно в среде обычных прихожан.

Многие протестанты сильно удивляются, если обнаруживают у православных неплохое знание Библейских текстов. Бывая за границей и посещая католические храмы, восхищалась великолепными храмовыми витражами, подробно рассказывающими о Библейской истории, не только Нового, но и Ветхого Заветов. И, наверное, не является случайностью, что визуальная культура как философия возникла именно на западе.

vizualnaja_kultura3

Витраж в Шартрском соборе Парижа. Распятие Иисуса Христа.

В связи с этим недавно заинтересовалась "Библией для бедных" (Biblia Pauperum – В.Р.). Она появилась на западе в конце XIII века, а в XV появился ее книжный вариант. В ней очень мало текста и много картинок, иллюстрирующих библейскую историю . Но важно другое - она не просто иллюстрирует, она сопоставляет Новый и Ветхий Заветы.

Параллельно каждому новозаветному сюжету размещается пророческий сюжет из Ветхого Завета. Мне понятно, когда видишь в Библии ссылки на параллельные места в Ветхом и Новом Заветах с указанием книг, глав и стихов, но увидеть картинку, которая в одном пространстве иллюстрирует параллели, это впечатляет!

А главное - заставляет думать, искать эти параллели и узнавать в картинках то, что прочитано в слове, совершая обратную операцию – от визуального образа к тексту. Тогда Библия укладывается в памяти и голове легко и незаметно, уходя глубоко в подсознание. Я представила, какое огромное влияние имела эта Библия на простых людей, которые и читать-то толком не умели.

vizualnaja_kultura4

"Библия для бедных". В центре - "Крещение Иисуса". Слева - "переход через Чермное море" (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета), справа - Возвращение посланцев из Земли Обетованной с огромной виноградной гроздью (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета)

vizualnaja_kultura5

Библия для бедных. В центре - "Распятие Иисуса". Слева - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета: приношение Авраамом своего сына Иосифа в жертву. Справа - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета: Моисей сооружает в пустыне медного змея, чтобы он спасал евреев от укусов змей.

Протестанты и католики нашли уникальный способ формирования теологического мышления - с помощью визуализации. Слово можно интерпретировать по-разному, оно будоражит фантазию, воображение, рождает смыслы, а иллюстрация или экранизация по умолчанию содержит авторский миф, который транслируется зрителю в виде образа.

Т.е. любая визуализация – это еще и манипуляция сознанием, идеология, с помощью которой происходит социализация, кодирование и встраивание человека в общественную мораль, но она же - и потенциальная возможность свободы и эмансипации человека, если уметь пользоваться визуальной культурой.

vizualnaja_kultura

Василий Корень. Книга Бытия. Лист 11. Первые одежды.

В течение четырех лет он с упорством вырезал на липовых досках десятки гравюр на темы Книги Бытия и Апокалипсиса. Потом он их аккуратно отпечатал на отдельных листах и раскрасил в желтый, коричневый, вишневый, лиловый, красный, зеленый и черный цвета разного тона и разной насыщенности. Тираж составлял примерно тысячу экземпляров, но церковные власти усмотрели в картинках ересь и весь тираж был уничтожен.

Смешение жанров привело к уничтожению замечательного художественного творения, но его труд не пропал: Василий Корень считается основоположником русской лубочной книги и деревянного народного лубка. В связи с этой историей надо иметь в виду, что в России формировалась другая, отличная от запада, визуальная культура, основанная на мистическом понимании иконы , включенной в сакральное храмовое пространство как его неотъемлемая часть. И другого понимания визуальных образов в России не было вплоть до середины XVII века.

vizualnaja_kultura1

Василий Корень. Книга Бытия. Лист 13. Изгнание из Рая

На западе никогда такого отношения к библейским сюжетам не существовало. Любая иллюстрация была всего лишь заменой слова и не обладала сакральностью иконы. Поэтому там не было запретов на сюжеты из Библейской истории, в отличие от восточной традиции, где иконы создавались не на любой сюжет, а только на тот, который нес в себе таинственно-мистическую сакральность Царства Небесного.

Например, невозможно представить православную икону с танцующей перед царем Иродом Саломией , а на западе существуют десятки картин с этим образом. Отсутствует и православная икона на сюжет поклонения волхвов, потому что волхвы - языческие чародеи, а в православии любое гадание и ворожба считались греховными и строго карались, а на западе этот сюжет один из самых распространённых.

Но сегодня визуальная культура, уходящая корнями в далекое прошлое, стала не просто иллюстрацией того или иного книжного текста, она является самой сутью нашей эпохи, особенно если вспомнить какое значение придается внешнему имиджу, организации бытового пространства и зрелищам, где главное - гедонистический принцип удовольствия, на котором строится все современное понимание счастья, комфорта и успеха.

Читайте также: