Алкивиад и сократ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Алкивиад — одна из самых ярких и противоречивых фигур во всей древнегреческой истории классической эпохи. Его карьера была молниеносной, ослепительной. Подобно метеору пронёсся Алкивиад по политическому небосводу Эллады, оставив у современников впечатление чего-то небывалого, неповторимого. Говорили, что он превзошёл всех как доблестями, так и поросами; говорили, что двух Алкивиадов Греция бы не вынесла. Им восхищались, и его ненавидели, причём порой одни и те же люди.

Детство и юность Алкивиада

Жизнь Алкивиада целиком пришлась на годы Пелопоннесской войны, т. е. на то время, когда вся духовная жизнь греков переживала жестокий кризис. Рушились и уходили в прошлое традиционные ценности, оставляя после себя вакуум. На смену им шли новые ценности. Алкивиад являлся и воплощением, и порождением переломной эпохи, личностью исключительно одарённой во всех отношениях; природа щедро наделила его талантами военачальника, дипломата, оратора. Даже внешне Алкивиад был необыкновенно красив; по мнению соотечественников, первый красавец среди греков. От него исходило какое-то не преодолимое очарование, перед которым не могли устоять даже враги. В то же время Алкивиад отличался непомерным тщеславием, властолюбием, беспринципностью в политических делах.

Алкивиад родился около 450 г. до н. э. По своему происхождению он принадлежал к кругу высшей афинской аристократии, к семье с давними и богатыми политическими традициями Его отец Клиний погиб в одной из войн, когда Алкивиаду было лишь три года. Опекуном мальчика до достижения им совершеннолетия стал великий Перикл, его родственник (двоюродный дядя).

Развращенный характер Алкивиада

Политическая и военная карьера Алкивиада

Алкивиад и в молодости, и позже стремился любыми способами выделиться из массы сограждан, быть не как все. Это проявлялось даже в мелочах. Так, на своём боевом щите он приказал изобразить не родовой герб, как было принято, а личную эмблему — Эрота с молнией в руке, сам же щит сделать позолоченным.

Тем же целям престижа служил и весь образ жизни Алкивиада, необычайно роскошный. Для завоевания славы он, обладая большим состоянием, не останавливался ни перед какими денежными тратами, неоднократно добровольно принимал на себя литургии — общественные повинности в пользу государства. От честолюбия Адкивнада выигрывал и афинский полис в целом.

Алкивиад - спортсмен

Прославляли полис и многочисленные победы Алкивиада на общегреческих спортивных состязаниях, причём в том виде спорта, который считался самым почётным,— в колесничных бегах. Особенно запомнился современникам его триумф на Олимпийских играх 416 г. до н. а Выставив на состязании семь колесниц, Алкивиад занял сразу первое, второе и третье места (в античной Греции призы присуждались владельцам колесниц, а не возницам, управлявшим лошадьми).

Этот невиданный успех, какой никогда ни до, ни после того не выпадал на долю ни одного из греков, конечно, стоил Алкивиаду изрядных денежных затрат. Зато он мог с полным основанием считать себя самым знаменитым человеком не только в Афинах, но и во всём греческом мире.

Дружба Сократа и Алкивиада

Добрые начала в душе Алкивиада старался всячески развивать его великий друг и учитель — философ Сократ.

Дружба Сократа и Алкивиада вошла в легенду. Талантливого юношу привлекало в философе то, что он, в отличие от прочих многочисленных поклонников, не потакал его порочным наклонностям, а, напротив, стремился их приглушить, воспитывая в нём стремление к истинной доблести. Впрочем, далеко не всегда это удавалось: часто дурные влияния брали верх. Однако Алкивиад, даже повзрослев, всегда сохранял тёплые и даже восторженные чувства к Сократу Алкивиад начал активную политическую и военную деятельность в 420 г. до н. э. С этих пор его почти ежегодно избирали стратегом.

Конфликт Алкивиада с Никием

Он выступал решительным сторонником наступательной внешней политики, призывал возобновить войну со Спартой, прерванную Никиевым миром 421 г. до н. э. Молодой горячий Алкивиад и осторожный опытный Никий стали главными антагонистами афинской политической жизни. По любому вопросу они вступали друг с другом в острые споры в народном собрании и других органах власти.

Первый период Пелопоннесской войны показал, что военные действия зашли в тупик. Война тянулась из года в год и не приносила ни одной из сторон решающего перевеса, только истощала силы противников. Это могло бы продолжаться до бесконечности. Чтобы склонить чашу весов на свою сторону, как Афинам, так и Спарте был насущно необходим какой-нибудь нестандартный стратегический ход, что-то принципиально новое. В 415 г. до н. э. Алкивиаду показалось, что такой ход им найден.

Стратег выступил главным инициатором самого грандиозного в тот период военного мероприятия афинян — морской экспедиции на Сицилию. Завоевание огромного острова увеличило бы силы Афин, дало бы полису полный перевес над Пелопоннесским союзом, позволило бы стать гегемоном всей Эллады. К тому же поход против сицилийцев можно было начать, не разрывая официально мира со Спартой и не нарушая его условий (в мирном договоре о Сицилии ничего не говорилось).

Никий выступал против экспедиции, считая её авантюрой, обречённой на провал. В конце концов, демос согласился-таки на предлагаемые Алкивиадом действия, правда, принял решение неожиданное и не слишком дальновидное, однако вполне в своём духе: поставить во главе сил вторжения и Алкивиада, и Никия. Видимо, греки хотели, чтобы их противоположные стратегические и тактические подходы уравновешивали друг друга.

Судебный процесс над Алкивиадом

Когда афинский флот отбыл на запад, политические противники Алкивиада, оставшиеся в Афинах, стали интриговать, и против него был возбуждён судебный процесс по надуманному обвинению. Алкивиад уже начал успешные военные действия у сицилийских берегов, но тут за ним из родного города прибыл государственный корабль. Полководцу объявили решение демоса: он отстраняется от командования и должен немедленно прибыть в Афины на суд.

Полагая, что ничего хорошего на родине его не ожидает, Алкивиад предпочёл не искушать судьбу и спасся бегством, И Сицилийская экспедиция осталась без талантливого и деятельного военачальника. Никий, к которому перешло верховное командование, изначально не верил в успех всего дела, воевал вяло и нерешительно и, в конце концов, потерпел полное поражение.

Суд над стратегом Алкивиадом в Афинах состоялся заочно, и исход его нетрудно было предугадать: смертный приговор.

Алкивиад переходит на сторону Спарты

По совету Алкивиада спартанцы, во-первых, возобновили военные действия против Афин и оказали помощь сицилийцам. Во-вторых, сменили тактику и вместо неэффективных временных вторжений в Аттику укрепили на её территории постоянный плацдарм (в Декелее). В-третьих, приступили к созданию мощного флота — окончательно победить Афины можно было только на море. А когда флот, построенный при финансовой помощи Персии, вышел на просторы Эгеиды, командовал им первое время опять же Алкивиад, поскольку самой Спарте ещё только предстояло воспитать умелых флотоводцев.

Алкивиад наживает себе в Спарте врагов

Однако подо всеми масками скрывался прежний Алкивиад, Воспользовавшись отсутствием спартанского царя Агида II, он вступил в любовную связь с его женой, и она родила от Алкивиада сына. Агид, заподозрив неладное, стал с тех пор врагом блистательного афинянина.

Алкивиад нажил себе в Спарте немало недоброжелателей, завидовавших его успехам. Когда он отплыл с флотом, спартанские власти отдали тайный приказ умертвить его. Узнав об этих происках, Алкивиад в очередной раз был вынужден спасаться бегством.

На первых порах он нашёл убежище в персидских владениях в Малой Азии, у тамошних сатрапов. Алкивиаду удалось за короткий срок очаровать даже этих суровых персов, заручиться их дружбой. А в 411 г. до н. э. он вновь оказался на стороне афинян. Собственно, моряки афинского флота сами пригласили его принять над ними командование. Правда, возвращаться в Афины Алкивиад пока опасался и хотел вначале зарекомендовать себя с хорошей стороны военными подвигами.

Около четырёх лет продолжался без перерывов грандиозный триумф Алкивиада. Талантливый полководец, он одержал серию громких побед над спартанцами на море и на суше. Перед Афинами вновь забрезжил луч надежды, во всяком случае, чаша весов в Пелопоннесской войне склонилась в их сторону.

Возвращение Алкивиада в Афины

Алкивиад получил целый ряд наград. Вопреки афинским обычаям его избрали стратегом-автократором, единоличным главнокомандующим всеми вооружёнными силами полиса. То была высшая точка его карьеры. Оставалось, казалось бы, сделать последний шаг — объявить себя полновластным правителем государства, т. е. стать тираном. Восхищённые сограждане в тот момент вряд ли оказали бы ему сопротивление. Однако этого последнего шага Алкивиад всё- таки не сделал. Вероятно, в его сознании взяли верх элементы полисной системы ценностей, однозначно отвергавшей тиранию.

Добровольное изгнание Алкивиада

Алкивиад покинул Афины и больше никогда не возвращался туда. Уйдя в добровольное изгнание, он поселился в районе Черноморских проливов в небольшой крепости, принадлежавшей ему лично. Перед произошедшей как раз в этой местности роковой для афинян битвой при Эгоспотамах (405 г. до н. э.) он в последний раз попытался помочь бывшим согражданам. Алкивиад указал их новым стратегам, что они выбрали крайне неудачное, уязвимое место для стоянки флота. Однако его советы не приняли во внимание.

Трагическая гибель Алкивиада

диалог платона

Ион Эфесский: самый искусный толкователь Гомера



Стена дома с изображением Сократа. I в. по Р.Х., Эфес Фото: public domain

Пафос в диалоге

речь федра древнейшее происхождение эрота

Особенности диалога

В трактате практически не упоминаются женщины. Исследователи творчества Платона связывают это с возможным переворотом в мировосприятии, который произошел в античную эпоху. Она заключалась в том, чтобы заменить мифологические попытки объяснить окружающий мир на аналитические. А этот тип мышления традиционно считается мужским качеством. Это был один из исторических моментов в истории античности, когда разум восстал против чувств, а культура, созданная человеком – против его естества. Превосходство интеллекта над физическими потребностями основывалось на том, чтобы не зависеть от своего естества и от женщин. В своем диалоге философ дает разностороннее объяснение Эросу. Это и таинство, и величайшая страсть, которая может привести к погибели, и сила, породившая мир.

Начало произведения

Аполлодор повествует о случайной уличной встрече Аристодема с Сократом. Философ направлялся на ужин к поэту Агафону и пригласил Аристодема с собой. После начала пиршества один из присутствующих, Павсаний, предложил каждому из главных его участников произнести похвальную речь Эроту, богу любви.


Выступление Федра

Первым держит речь Федр. Выступающий подчеркивает, что никто не может быть настолько же смелым и самоотверженным, как влюбленные. Главная тема, описанная в начале речи Федра – древнейшее происхождение Эрота. Федр говорит, что многие восхищаются этим богом также по этой причине. Ведь быть праотцом достойно уважения. Доказательством этого служит то, что у Эрота нет родителей – о них не упоминается ни в одном источнике. А если он является самым древним богом, то, стало быть, и источником блага для людей. Ведь общечеловеческим ценностям не сможет научить ни один учитель, никакая родня, почести или богатство, только истинная любовь.

Каков же ее основной урок? Человек должен стыдиться плохого и стремиться к прекрасному. Если влюбленный сделает плохой поступок, продолжает свою речь Федр, и его кто-то в этом уличит – родители, друзья или еще кто-нибудь – то от этого он будет страдать не так сильно, как если бы о его ошибке узнал любимый человек. И если было бы возможным создать из влюбленных войско, то оно было бы самым образцовым, так как каждый стремился бы избегать постыдных действий и стремился бы к соревнованию с другими. Сражаясь вместе, они бы постоянно демонстрировали доблесть и отвагу. Ведь человек может бросить меч и покинуть поле сражения когда угодно, но только не в присутствии объекта своей любви. Кроме того, продолжает философ, сможет ли отыскаться на свете такой трус, из которого любовь не сделала бы настоящего смельчака? Если Гомер в своих творениях говорит, что смелость человеку ниспосылает бог, то это ни кто иной, как Эрос.

аполлодор и его друг

Содержание

  • 1 Содержание диалога 1.1 1. Аполлодор и его друг
  • 1.2 2. Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота
  • 1.3 3. Речь Павсания: два Эрота
  • 1.4 4. Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе
  • 1.5 5. Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности
  • 1.6 6. Речь Агафона: совершенства Эрота
  • 1.7 7. Речь Сократа: цель Эрота — овладение благом
  • 1.8 8. Речь Алкивиада: панегирик Сократу
  • 1.9 9. Заключительная сцена

Пример Федра: история Алкестиды

Речь Федра

Речь Павсания

основная идея диалог платона пир

Основная тема и идея

платон пир краткое содержание

Речь Эриксимаха

Речь Аристофана

Так как андрогины были очень сильны и возмущали своим бесчинством Зевса, тот повелел Аполлону рассечь на 2 половины каждого из них. Женская и мужская половины были разбросаны по земле. Однако воспоминание о прежней связи породило в людях стремление искать друг друга для того, чтобы восстановить былую полноту.

Аристофан заключает, что Эрот – стремление половин друг к другу для восстановления первоначальной их природы и целостности. Однако это возможно, только если они чтут богов, поскольку в случае нечестия боги способны рассечь людей на еще более мелкие части.

Выступление Аристофана

Аристофан выступает перед другими участниками пира с новой идеей. Он рассказывает присутствующим миф о том, что раньше полов было не два, а три – кроме мужчин и женщин были еще и андрогины. Боги, увидев их могущество, разделили их на две половинки. Когда тела их были разделены пополам, то они стремились к воссоединению, и ничего не хотели делать отдельно друг от друга. С тех пор половинки этих необычных существ находятся в поисках друг друга. Аристофан называет любовью стремление к целостности. Когда-то люди были едиными, но теперь, из-за несправедливости, разделены богами в разные тела.

Агафон

Диалог Платона продолжается выступлением Агафона. Он первым из всех присутствующих говорит о том, что восхвалению подлежит не только человеческое чувство, которое вызывает Эрот, но и сам этот бог, его качества – нежность, благородство, храбрость и красота. Агафон говорит о том, что бог любви – отличный поэт и мастерски владеет ремеслами. Всеми качествами, которыми обладает Эрот, он готов поделиться с теми, кто ему поклоняется и служит. Но нужно также отметить, что бог любви никого не принуждает восхвалять его — он ничего не имеет общего с насилием.

проблема любви в диалоге платона пир

Сократ

В качестве доказательства своим речам философ приводит разговор, который состоялся у него в прошлом с одной из женщин, хорошо сведущей в вопросах любви по имени Диотима. Она показала Сократу, что Эрот не является ни прекрасным, ни безобразным. Бог любви появился на свет от некрасивой Пении и прекрасного бога Пороса. Поэтому в Эросе есть и безобразное, и прекрасное. Для человека благом является то хорошее, что может предложить бог любви. А так как прекрасным они хотели бы обладать вечно, то и устремление к благу можно назвать устремлением к вечному.

Диотима объясняет свою точку зрения на примере желания людей продолжать род. Продолжение рода является своеобразной надеждой на обретение бессмертия, поэтому дети – это благо для человека. Точно так же, как и физическое тело, к бессмертию стремится душа. Философы оставляют после себя знания, а это тоже может расцениваться как форма бессмертия.

платон пир цитаты

Алкивиад

После того как Сократ заканчивает свое выступление, в диалоге Платона появляется новые персонаж – Алкивиад. Он является одним из поклонников мудрости Сократа. Когда ему предлагают восхвалить Эрота, то он отказывается, так как считает себя слишком одурманенным хмелем. Но он согласен восхвалить Сократа. В речи Алкивиада можно проследить все те идеи, которые прозвучали на этом пиру. Он не только восхваляет Сократа, но и выставляет как его, так и присутствующих, приверженцами высокой любви. Об этом говорит и желание Алкивиада быть рядом с философом, так как он может многому его научить, и своим поведением демонстрирует, что его интересует не тело, а душа собеседника. Также Алкивиад говорит о том, что Сократ не раз спасал его в сражениях, а это может сделать только любящий и преданный человек.

Этот диалог представляет собой застольную беседу, в которой семь человек восхваляют бога любви Эрота. Каждый из последующих ораторов продолжает и дополняет речь предыдущего. Последним выступает Сократ, который, как мы можем заметить, является носителем идей самого Платона. Рассмотрим речи всех участников беседы подробнее.

Следует заметить, что диалог представляет собой рассказ в рассказе и начинается с того, что Аполлодор, от лица которого ведется повествование, встречает своего друга, который просит его рассказать ему, что было на пиру у Агафона. Аполлодор же объясняет, что сам может пересказать беседу только со слов присутствовавшего на пиру Аристодема. Далее следует уже сам рассказ Аристодема.

Собравшись в честь трагического поэта Агофона, гости сначала обедают, пьют и едят. Беседа же происходит, когда гости сыты, за вином. Они решают воздать хвалу богу любви Эроту, сочтя, что ему уделяют недостаточно внимания и относятся с недостаточным почтением.

Следующим слово берет Эриксимах. Опять же, продолжая речь Павсания, он соглашается с тем, что Эрот двойственен, однако вводит новую идею, идею того, что Эрот живет не только в человеке, но и во всей природе. Он говорит о том, что Эрот настолько могущественен, что ведет к благу как людей, так и богов.

Речь Аристофана отличается от предыдущих. Он выдвигает идею о том, что стремление человека к любви, это стремление к целостности. Аристофан рассказывает миф о том, что в давние времена люди были не двух полов, а трех. Существовали андрогины, сочетавшие в себе признаки и мужского и женского пола. Такие люди стали слишком сильны и угрожали бокам, и тогда Зевс решил разделить их на половины. И это стало причиной того, что люди стремятся найти свою половину в другом человеке, и это и именуется любовью. Это чувство охватывает каждого, кому посчастливилось встретить свою половину.

Агафон, говорящий следующим, единственный, кто посчитал должным восхвалять не то чувство, которое приносит Эрот, а самого бога. Он говорит о качествах, присущих Эроту: о его нежности, красоте, добродетельности, храбрости. О том, что Эрот хороший поэт и искусен в ремеслах. И всеми качествами, которыми обладает сам этот бог, он наделяет и тех, кто служит ему, всех любящих и любимых. Надо также заметить, что все, кто служит ему, делают это добровольно, так как с насилием этот бог не имеет ничего общего.

Для людей, как говорит Сократ, это прекрасное является благом, поэтому люди и стремятся к тему, стремятся любить. А благом они хотят обладать вечно, поэтому можно сказать, что стремление к прекрасному – есть стремление к вечному. Это объясняет Диотима на примере стремления людей к продолжению рода. Ведь продолжение рода – это своеобразная надежда на бессмертие, а потому дети – это прекрасно. Так же как и тело, душа тоже стремится к освобождению от бремени, в этом ей помогают знания. Ведь и ученые, и философы, оставляя за собой свои учения, рассчитывают не быть забытыми, а это тоже своего рода бессмертие. Душа каждого человека отвечает на конечность существования, а потому прекрасное – есть то, что мы порождаем, припоминая исчезающее.

После того как Сократ заканчивает свою речь на пиру появляется еще один гость – Алкивиад. Он является поклонником Сократа. Когда Алкивиаду предлагают вознести, также как сделали все присутствующие, хвалу Эроту, он ссылается на чрезмерное опьянение, но, тем не менее, согласился воздать хвалу Сократу.

Итак, подводя итог, можно сказать, что Сократ как никто другой стремится к истине. Это он показал и в своем выступлении, выслушав все точки зрения, а после высказав свою, совершенно иную. Его стремление к истине мы видим и по тому, с какой жадностью он слушал Диотиму, впитывал новые знания. А на этом пиру он хотел еще и донести истину до своих друзей.

Плохую службу Алкивиаду сослужила его необычайная красота, воспетая многими поэтами.

Древние так восхищались его внешностью, что столетия спустя средневековые переводчики приняли Алкивиада за… женщину!

«Скажи, в каких краях они,

Таис, Алкида — утешенье

Анекдоты об Алкивиаде:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Алкивиад, софист на практике

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД [Перевод С.П. Маркиша]

Алкивиад

Алкивиад 1. Род Алкивиада обычно возводят к Эврисаку, сыну Аянта; по матери же – Диномахе, дочери Мегакла – он принадлежит к алкмеонидам. Его отец, Клиний, снарядив на собственные средства триеру, отличился в морском бою у Артемисия. Он погиб в сражении с беотийцами при

22. Алкивиад Афинский

22. Алкивиад Афинский Алкивиад принадлежал как по отцу, так и по матери к самым знатным афинским фамилиям. Его отец Клиний вел родословную своей фамилии от Еврисака, сына Аякса Теламонида. Его мать Диномаха, дочь Мегакла, внучка знаменитого законодателя Клисфена, была из

АЛКИВИАД И СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

АЛКИВИАД И СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ После заключения Никиева мира (421 г. до н. э.) на первые роли в Афинах выдвинулся Алкивиад, родственник Перикла. Это был одаренный и образованный молодой человек, который проявил себя талантливым полководцем и умелым политиком. В то же

АЛКИВИАД

АЛКИВИАД Одержавший несколько побед на море стратег Алкивиад, один из замечательнейших афинских деятелей и полководцев, прославился также своими изменами, в результате которых те, кому он изменял, несли немалый ущерб.Алкивиад родился около 451 года до н. э. Его отец Клиний

3. Известный Афинянин Алкивиад считается другом Тимона Алкивиад — еще одно отражение Иуды Искариота

АЛКИВИАД

АЛКИВИАД Перевод Е. ОзерецкойI. РОД Алкивиада по отцовской линии восходит к Эврисаку, сыну Аякса, а со стороны матери — Диномахи, дочери Мегакла, он был Алкмеонидом. Его отец, Клииий, прославился в морском бою при Артемисии, командуя триерой, вооруженной им на свой счет, а

VII. Алкивиад

VII. Алкивиад 1. Алкивиад, сын Клиния, афинянин. Кажется, природа, создавая этого человека, испытала, на что она способна. Недаром все, писавшие о нем, согласны в том, что никто не мог сравниться с ним ни в пороках, ни в добродетелях. Родился он в знаменитейшем государстве и в

Алкивиад

Афоризмы Сократа

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

Изречения Сократа

Изречения Сократа * * *Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав

Сократ хочет помочь Алкивиаду перед выступлением на собрании. В ходе беседы они обсуждают понятия справедливости и пользы. Сократ убеждает юношу в их тождественности.

За минуту

К Алкивиаду приходит Сократ. Он сообщает, что раньше чуждался его, но теперь, когда он вырос, Сократ хочет помочь ему разобраться в своих намерениях. Он интересуется, какие советы будет давать Алкивиад афинянам на собрании.

Юноша говорит, что будет говорить о войне, мире и государственных делах. Сократ считает, что для этого молодой человек должен понимать, что является наилучшим или справедливым в данном деле. Алкивиад говорит, что научился справедливости самостоятельно. В результате их беседы Сократ понимает, что юноша не знает что такое справедливость.

Алкивиад хочет объявить жителям Афин, что справедливость и полезность, разные понятия. Сократ считает, что молодой человек не знает и о том, что такое полезное, раз не учился этому. В ходе их обсуждений мудрец доказывает тождественность понятий справедливости и пользы.

Читайте также: