Полномочия президента кратко кр

Обновлено: 02.07.2024

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 66

  1. Президент является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики.
  2. Президент обеспечивает единство народа и государственной власти.
  3. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
  4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие государственных органов.
  5. Президент представляет Кыргызскую Республику во внутренних и международных отношениях. Принимает меры по защите суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики.

Статья 67

  1. Президент избирается гражданами Кыргызской Республики сроком на 5 лет.
  2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков.

Статья 68

Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Статья 69

  1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызской Республики.
  2. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.
  3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.

Статья 70

1) определяет структуру и состав Кабинета Министров;

2) с согласия Жогорку Кенеша назначает Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов Кабинета Министров;

3) принимает прошения об отставке Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов, решение об их отставке;

4) по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша, Народного Курултая в рамках закона освобождает от должности членов Кабинета Министров и руководителей иных органов исполнительной власти;

5) назначает и освобождает от должности руководителей иных органов исполнительной власти;

6) назначает и освобождает от должности глав местных государственных администраций;

7) формирует Администрацию Президента;

8) формирует и возглавляет Совет безопасности;

9) назначает и освобождает от должности Государственного секретаря;

10) назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам ребенка.

1) принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе или по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, или по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

2) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией;

3) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом порядке и случаях осуществляет роспуск местных кенешей; назначает досрочные выборы в местные кенеши.

1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;

2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;

3) обращается к народу, Жогорку Кенешу, Народному Курултаю с ежегодными посланиями о положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

4) ежегодно представляет Жогорку Кенешу информацию о своей деятельности;

5) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

6) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша и Народного Курултая.

1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета по делам правосудия;

2) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для освобождения от должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по делам правосудия;

4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом;

5) по предложению Совета судей из числа судей Конституционного суда и Верховного суда и с согласия Жогорку Кенеша назначает на должности председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет; освобождает от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда в порядке, предусмотренном Конституцией и конституционным законом;

6) по предложению председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа судей Конституционного суда и Верховного суда назначает заместителей председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.

1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

2) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

3) вносит в Жогорку Кенеш представления кандидатов для избрания и освобождения от должности половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

4) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

5) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;

2) ведет переговоры и подписывает международные договоры; вправе передавать указанные полномочия другим должностным лицам;

3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении к международным договорам;

4) назначает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

  1. Президент решает вопросы принятия и выхода из гражданства Кыргызской Республики.
  2. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
  3. Президент:

1) в случаях, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о введении чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

2) объявляет всеобщую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии в отношении Кыргызской Республики и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.

1) награждает государственными наградами, государственными премиями и присваивает почетные звания Кыргызской Республики;

2) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

3) осуществляет помилование.

  1. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.

Статья 71

Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Статья 72

  1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.
  2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 73

  1. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.
  2. Президент может быть отрешен от должности по следующим основаниям:

— за нарушение Конституции и законов;

— за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша, деятельность органов судебной власти.

Компетенция Президентапредставляет собой совокуп­ность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Кыргыз­ской Республики.

Полномочия Президента Кыргызской Республики могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было про­анализировать их.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью.Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной.

Фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием в течение 15 рабочих дней со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва выдвигает кандидата на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

Президент в трехдневный срок издает указ о назначении Премьер-министра и остальных членов Правительства.

В случае если Президент в вышеуказанный срок не издает указ о назначении Премьер-министра и членов Правительства, они считаются назначенными.

Вся деятельность Правительства неразрывно связана с фи­нансово-кредитным обеспечением. Поэтому вполне логично пря­мое участие Президента в назначении на должность Председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики: со­гласно подпункта 1 пункта 5 статьи 64 Конституции, Президент вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности.

Кроме того Президент:

назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей. Взаимодействие Президента с исполнительной властью выражается в том, что глава государства назначает и освобождает от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.

2) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом

Обеспечивает согласованное и эффективное функциониро­вание органов исполнительной власти и право Президента фор­мировать свой аппарат. В аппарат входят: руководитель аппарата, советники и помощ­ники Президента Кыргызской Республики, полномочные представи­тели Президента в палатах Жогорку Кенеша, пресс-секретарь Президента Президента Кыргызской Республики, структурные подразделения (пресс-служба, отдел организационной работы и политики государственного управления, отдел внешней полити­ки, юридический отдел, отдел экономической политики, отдел социальной политики и др.).

К основным задачам Аппарату Президента Кыргыз­ской Республики относятся:

- организационное, правовое, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Президента Кыргызской Республики по осуществлению полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Кыргызской Республики;

- выработка предложений по обеспечению главой государ­ства согласованного функционирования и взаимодействия госу­дарственных органов, их ответственности перед народом и вы­полнения связанных с этим заданий Президента Кыргызской Республики.

Аппарат Президента Кыргызской Республики разраба­тывает и осуществляет комплекс необходимых мер по реализации политики главы государства по защите суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Кыргызской Респуб­лики, обеспечению единства и преемственности государственной власти, согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных органов, их ответственности перед народом; осу­ществляет контроль за реализацией всеми государственными орга­нами основных направлений внутренней и внешней политики, ис­полнением Конституции и законов Кыргызской Республики, нор­мативных правовых актов Президента Кыргызской Республики; проводит соответствующие проверки и принимает меры по устра­нению выявленных нарушений; дает обязательные для исполнения всеми государственными и иными органами и организациями, должностными лицами и гражданами Кыргызской Республики ука­зания, связанные с реализацией мероприятий, проводимых с уча­стием Президента или организуемых по его поручениям; устанав­ливает единые правила подбора, расстановки и повышения квали­фикации кадров государственной службы, аттестации служащих государственных органов; формирует резерв кадров для назначения на должности руководителей государственных органов и т.д.

2. Полномочия по взаимодействию с законодательной и судебной властями.Как уже отмечалось, осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с другими ветвями государст­венной власти и, в первую очередь, с Жогорку Кенешем (парламентом) Кыргызской Республики, осуществляющим зако­нодательную власть.

В демократическом государстве законодательная и испол­нительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, кото­рые именуются "сдержками и противовесами".Существова­ние такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; Действующей Конституцией Президенту предоставлено пра­во назначить досрочные выборы Жогорку Кенеша в случаях, предусмотренных Конституцией (п.п.1.1. ст. 64).

Кроме того Президент вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению.

Это полномочие выступает как правовое средство разре­шения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих са­мим устоям государственности, оказывает тормозящее воз­действие устремлениям законодательной ветви власти через законотворческую деятельность к возвышению над другими государственными органами, объективно заложенному в ней.

В Конституции также закреплены полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в законодательной деятельности Жо­горку Кенеша. Глава государства не обладает правом законода­тельной инициативы,позволяющим ему ставить вопрос о принятии новых законов, о внесе­нии изменений и дополнений в действующие (включая Консти­туцию).

Однако Президент имеет возможность оказывать влияние и на со­держание законопроектов путем использования права вето,т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый палатами Жо­горку Кенеша. Согласно Конституции Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения. Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию.

Если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления. В случае неподписания в установленный срок конституционного закона или закона, одобренного в ранее принятой редакции, такой закон подписывается Торага Жогорку Кенеша не позднее 10 дней и подлежит опубликованию.

Конституция не указывает мотивы, которыми руководству­ется при этом глава государства. Это может быть убеждение в нецелесообразности того или иного варианта решения вопроса в законе, противоречие его Конституции, действующему законода­тельству и т. д.

Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования.

В системе разделения властей Президент Кыргызской Рес­публики взаимодействует не только с законодательной, но и с судебной ветвью власти. Это взаимодействие достаточно специ­фично, поскольку глава государства не может в какой-либо фор­ме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномо­чия связаны лишь с формированием органов судебной власти. Президент:

1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;

2) представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом (п.3 ст.64 Конституции КР).

3. Полномочия в области национальной безопасности.Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы че­ловека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляю­щее функции в этой области через органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти.

Как глава государства Президент Кыргызской Республики осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно подпункта 9.1. статьи 64 Конституции, он воз­главляет Совет обороны Кыргызской Республики, образуемый в установленном законе порядке. Этот кон­ституционный орган рассматривает вопросы внутренней и внеш­ней политики Кыргызской Республики, касающиеся государст­венной, экономической, оборонной, экологической и иных видов безопасности, вырабатывает единую концепцию национальной безопасности, координирует деятельность иных государственных структур, занимающихся обеспечением безопасности страны.

К компетенции Президента Кыргызской Республики отно­сится утверждение военной доктрины, которая является частью общей концепции безопасности.

В соответствии с Конституцией Президент Кыргызской Республики является Главнокомандующим Вооруженными Си­лами, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил Кыргызской Республики (пункт 8 статьи 64), присваивает высшие воинские звания (подпункт пункта 10 статьи 64).

В случае агрессии против Кыргызской Республики или непо­средственной ее угрозы глава государства объявляет состояние войны и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша; объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша (подпункт 3 пункта 9 статьи 64 Консти­туции). Режим военного положения определяется законом.

Угроза безопасности государства и его граждан может воз­никнуть не только в связи с военной агрессией, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные (стихийные) бедствия, массовые беспорядки и др. В этих случа­ях, согласно Конституции (подпункт 2 пункта 9 статьи 64).

Президент Кыргызской Республики при наличии оснований, пре­дусмотренных законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в от­дельных местностях без предварительного объявления, о чем не­замедлительно сообщает в Законодательное собрание Жогорку Кенеша.

4. Полномочия в области внешней политики и междуна­родных отношений.

Президент ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром между­народные договоры Кыргызской Республики. Кроме того Президент подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении; назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

Верительная грамотасвидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамотаудостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного го­сударства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из страны.

Согласно Конституции Президент Кыргызской Республики вправе передавать полномочия по ведению переговоров и подпи­санию международных договоров Премьер-министру Кыргыз­ской Республики, членам "Правительства и другим должностным лицам (подпункт 2 пункта 6 статьи 64).

Президент Кыргызской Республики также решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики, предоставления политического убежища иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными принципами международного права (пункт 7 статьи 64 Конституции).

5. Иные полномочия Президента.Наряду с перечислен­ными группами полномочий Конституция относит к компетен­ции главы государства и ряд других полномочий.

Президент Кыргызской Республики награждает государственными наградами Кыргызской Республики; присваивает почетные звания Кыргызской Республики; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; осуществляет помилование; определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя (пункт 10 ст. 64).

Единый перечень почетных званий Кыргызской Республики законом не установлен, действуют самостоятельные положения о каждом из них. Высшие специальные звания, например классные чины для работников судебной системы, прокуратуры, органов юстиции, устанавливаются соответствующими законами и подза­конными актами.

Кроме того Президент осуществляет помилование;решает вопросы приема в гражданство; определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.


Согласно части 1, статьи 58 вышеуказанного конституционного закона, избранный президент Кыргызстана приносит присягу перед народом Кыргызстана в присутствии депутатов Жогорку Кенеша в течение 30 дней после определения и оглашения итогов выборов.

Согласно части 3, статьи 58 закона, Центральная избирательная комиссия регистрирует избранного президента и при вступлении в должность выдает ему удостоверение, нагрудный знак президента и штандарт (флаг) президента с его фамилией, именем и отчеством, датами срока полномочий.

В соответствии с Конституцией Кыргызстана, президент избирается только один раз на шесть лет. Во время работы на этом посту, глава государства обязан выйти из состава своей партии.

Полномочия президента согласно статье 64 Конституции Кыргызской Республики:

Президент имеет право назначить очередные или внеочередные выборы в Жогорку Кенеш;
назначить выборы в местные кенеши или распустить их;

Подписать и обнародовать законы, либо вернуть их с возражениями в Жогорку Кенеш;

Созвать внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить повестку дня; вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

Представляет Жогорку Кенешу кандидатуры в Верховный суд по предложению Совета по отбору судей;

Предлагает Жогорку Кенешу освбодить от должности судей Верховного суда по представлению Совета судей;

Назначает и освобождает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

Назначает и освобождает с согласия Жогорку Кенеша генерального прокурора, его заместителей;

Назначает и освобождает от должности руководителей силовых структур и их заместителей;

Вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру на пост председателя Национального банка;

По предложению председателя Национального банка назначает его заместителей и членов правления Нацбанка, либо освобождает их от должности;

Вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры четырех членов Центральной избирательной комиссии;

Вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

Назначает и освобождает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты;

Представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;

Ведет переговоры и подписывает по согласованию с премьер-министром международные договоры;

Подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

Назначает и отзывает по согласованию с премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях;

Принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств;

Решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики;

Является главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;

Возглавляет Совет обороны;

Предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

Объявляет общую или частичную мобилизацию;

Объявляет состояние войны в случае нападения или угрозы нападения на Кыргызскую Республику и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

Объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

Награждает государственными наградами Кыргызской Республики;

Присваивает почетные звания Кыргызской Республики;

Присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

Определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: