Византия и славяне славянизация балкан принятие христианства славянскими народами кратко

Обновлено: 05.07.2024

С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне.

Во времена Великого переселения народов они продвинулись далеко на запад и на юг. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге. С VII века они стали продвигаться и на восток. Позднее многочисленные славянские племена разделились натри ветви:

Западные славяне - это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы:болгары, сербы, хорваты и другие.

Восточные славяне - это предки трех родственных народов: русского, украинского и белорусского.

2 Занятия и образ жизни славян.

Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремеслами.

Во главе племен стояли военные вожди - князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали

  • рабов-пленников,
  • скот,
  • различные ценности.

Болгарский князь Симеон 1.PNG
Болгарский князь Симеон I.

3. Болгарское государство.

Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.

Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров. Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных ими славян, переняли их язык, но дали им свое имя.

На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX векаБолгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.


Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Византийский император Василий2.PNG
Византийский император Василий II.

В начале XI века' византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца'Полужирное начертание, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа.

Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности.

В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и принялихристианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу сГерманией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками.

Карта Великоморавской державы.PNG
Великоморавская держава. Карта.

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась.

5. Образование Чехии и Польши.

В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживалооколо города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мёшко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принялхристианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

К занятию прикреплены файл " Это интересно! " и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государ­ство. первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.

Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей., Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.

Византийская культура.

В Византии сохранялась древняя обра­зованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Пироне. Начальное образо­вание давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астро­номию, музыку и т.д. В середине XI в. в Византии были открыты и высшие школы — юридические и философские.

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государ­ство. первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.

Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей., Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.

Византийская культура.

В Византии сохранялась древняя обра­зованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Пироне. Начальное образо­вание давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астро­номию, музыку и т.д. В середине XI в. в Византии были открыты и высшие школы — юридические и философские.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красно.

Актуальность Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе за.

Актуальность Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земельные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Крестьяне стали свободными, но были обложены государственными податями. Процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю, как этих государств, так и сопредельных территорий, что имеет смысл выделить его из последующей, уже христианизированной истории, в отдельный исторический период

Цели и задачи: Выполнить анализ литературных источников и Интернет-ресурсов п.

Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской.

Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям. С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент культуры любого народа. Русь во время Владимира со всех сторон была окружена народами, которые имели свою письменность, развитые религии. Русь стремилась войти в этот мир и стала государством, при этом приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. На протяжении длительного отрезка времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры.

Славянизация Балкан С середины VI в. славянские племена, жившие в Центральной.

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в.

К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государство. Первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018 г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян. Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.


Принятие христианства славянскими народами Принятие христианства древними сла.

Принятие христианства славянскими народами Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все. Принятие христианства привело к: Сплочению народа вокруг единой религии Улучшению международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в соседних странах. Развитию христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией. Укреплению власти князя в стране


Причины: Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность госуда.

Причины: Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе Оправдание социального неравенства Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям Значение: Укрепление государства и власти князя Повышение международного авторитета Руси Приобщение Руси к византийской культуре

Взаимопроникновение византийской культуры, православной религии и древнерусск.

Взаимопроникновение византийской культуры, православной религии и древнерусской языческой мифологии

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. И.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии.

Духовно-нравственные ценности православия Любовь к ближнему Красота Смирение.

Духовно-нравственные ценности православия Любовь к ближнему Красота Смирение Ответственность Собранность Трудолюбие Жертвенность

Символы православия Церкви Иконы Крестики

Символы православия Церкви Иконы Крестики

До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлет.

До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши.

Славянская мифология (славянское язычество) – комплекс воззрений, верований.

Славянская мифология (славянское язычество) – комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до принятия ими христианства, сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, пережитков и христианско-языческого синкретизма.

Духовный мир славя формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с при.

Духовный мир славя формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с природой. С древности, создатели земледельческой культуры. Славяне сформировали особое мировоззрение, отразившееся в мифах, основанное на почитании Природы. Славяне верили, что мир - живая система. Главная идея язычества заключалась в вере вечности жизни, культе плодородия

Заключение В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии веро.

Заключение В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека. С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Христианство дало Руси письменность. Введение христианства на Руси сразу же привело к ощутимым изменениям в сфере быта людей.

Именно в культуре русского народа святость свидетельствует о принадлежности.

Именно в культуре русского народа святость свидетельствует о принадлежности человека к иному миру; иногда даже некоторое юродство. Святые в древней русской культуре оказываются зримым образом идеала христиан, от них исходит слово "правды", которое опрокидывает все неправедное на земле.

Список использованных источников: Литературные источники: Лихачев Д.С. Поэт.

Список использованных источников: Литературные источники: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979. Флоровский Г.К. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. - М., 1992. Интернет – ресурсы: История России. Музей – Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая война.

В римскую эпоху гражданское население Балкан за дунайским лимесом было исключительно разнообразным. Однородная римская культура, подобно лаку, покрывала западные регионы и долину Дуная до самого моря, в то время как эллинизмом был окрашен юг и восток полуострова, однако ассимиляция коренного населения была очень неравномерной. Если оставить в стороне собственно Грецию, то она была тотальной на побережье Далмации, некоторых равнинах Македонии, а также вдоль побережья Проливов и Черного моря. Но с IV в. многочисленные варварские племена, прорвав границу по Дунаю, проникли на север полуострова. Византия, верная своей традиции, побеждала одних руками других, никогда полностью их не устраняя. Каждый большой прорыв приносил византийцам некоторую пользу и много разрушений. Затем Балканы оказались в орбите политики, которая, в подражание иранскому миру, состояла в перемещении в один конец Империи населения, ставшего неудобным в другом3. Мозаика становилась все более и более сложной, но не создавала опасного для порядка в Империи положения (эта политика, которая проявлялась во все времена византийской истории, достигла своего апогея в VIII–XII веках. Именно так, вместе с павликианами, депортировавшимися со времен Константина V до Иоанна Цимисхия из верхней Месопотамии, попала во Фракию ересь богомилов, и именно так в XI в. появились на Балканах первые турки-вардариоты. Некоторые авторы допускают, что славяне присутствовали в числе варваров, обосновавшихся на Балканах до конца V в.; их аргументы не кажутся полностью убедительными).

Но, начиная с Юстиниана, все стало меняться. Колоссальные усилия, приложенные этим римлянином из верхней Македонии, чтобы вновь завоевать Запад, в то же время обороняясь от персов, привели к тому, что Балканы оказались без войск. Византийскому флоту долгое время удавалось преграждать доступ в Дунай большим армиям, но он не препятствовал просачиванию через лимес, например, вдоль долины р. Тимок, многочисленных славян, которых поначалу возглавляли вожди-тюрки. После 548 г., в ходе одного из набегов, славяне достигли побережья Адриатического моря, а на следующий год в значительном количестве впервые перезимовали внутри границ Империи. Единожды проникнув вовнутрь, эти славяне, не затрагивая городов, которые они были не в силах взять, устремились на поиски наживы, полностью опустошая местность, где крестьяне оказывали им сопротивление. Некоторые из них обосновывались на землях в плохо контролируемых районах, однако мы не располагаем данными, чтобы проследить их расселение, которое остается в тени масштабных войн между Византией и аварами. Очень скоро отдельные отряды достигли стен Андрианополя и Константинополя (впервые в 551 г.), Коринфского перешейка (в 578 г.), наконец, побережья Далмации. Большая часть славян, вместе со своими пленниками, вернулась за Дунай, но некоторые остались бродить по полуострову.

При Маврикии (582–602) это явление приняло масштабы наводнения. Компактные славянские поселения образуются в Македонии и теснятся почти у самых Фессалоник, заняв регионы, обезлюдевшие в результате налетов авар. Происходит их встреча с морем; с начала правления Ираклия (610–641) они уже спускают в Эгейское море свои лодки, сделанные из выдолбленного древесного ствола (моноксилы). Некоторые из них помогали аварам, которые в 626 г. осадили Константинополь, в то время как другие грабили побережье Греции, не создавая поселений. Приблизительно в ту же эпоху многочисленные сербы и хорваты, избавившись от опеки авар, захватили внутреннюю Иллирию. С 600 г. Григорий Великий говорит об их натиске на Салону и намерении проникнуть в Италию через Истрию. Здесь же они вскоре знакомятся с морем: около 641 г. славянский флот пытается произвести высадку в Апулии вблизи Сипонта. В VII–IX вв. низовья Неретвы стали логовом наводящих ужас пиратов.

Самый неясный вопрос — это судьба собственно Греции. Историки выдвигают теории, прямо противоречащие друг другу, в то время как источники почти безмолвствуют. По крайней мере два региона, Фессалия и внутренний Пелопоннес, были колонизированы славянскими племенами в конце VI и начале VII века. Некоторые из них задержались там на очень долгое время: эзериты и милинги Лаконии сохраняли свою индивидуальность почти до самого оттоманского завоевания. В 623 г. группа славян даже попыталась завоевать Крит.

Какова была участь древнейших жителей в этих землях? Мы располагаем только очень расплывчатыми сведениями; современные националистические течения на Балканах с легкостью толкуют их в противоположных смыслах. О возможности сохранения значительных дославянских меньшинств, пусть низведенных до низшего социального уровня, говорит факт существования в наши дни албанцев, безусловных потомков коренных иллирийцев, и македонских румын, последних отпрысков романизированного населения Иллирикума. Похоже, во внутренних областях не сохранилось никакого городского населения, ни греческого, ни латинского; беженцы стекались в прибрежные города, Салону, Фессалоники или Константинополь.

Помимо островов и портов, по-видимому, для беженцев существовало еще два основных пристанища, оба бедные и труднодоступные: горы Пинд на западе, в Албании, и некоторые горные цепи по берегам Эгейского моря: Лакония, Олимп, Халкидики. Уцелевшие латиняне (румыны с п-ова Истрия, далматинцы, македонские румыны) представляли собой всего лишь меньшинства, которым было не под силу осуществить серьезные действия, направленные на ассимиляцию своих славянских соседей. Зато на юге греки остались достаточно многочисленными для того, чтобы, начиная с X в., вести обратное завоевание, которое было энергичным, хотя так никогда и не увенчалось полным успехом.

Наиболее верный способ изучения этих сложных проблем предоставляет топонимия. На Балканах она только в редких случаях позволяет провести точную датировку. Прежде всего можно констатировать массовое исчезновение названий древних поселений, не только в сельской местности, но очень часто и городов — примером в случае Пелопоннеса служат Микены, Мантине, Теже; уцелевшие же, в большинстве своем, локализуются на побережьях. Внутри страны изобилуют славянские названия: на Пелопоннесе их порядка четырехсот; ими обозначаются даже некоторые морские пункты: например, порт Пилос превращается в Наварин.

Археологические данные очень скудны и, в еще большей степени, спорны. Наиболее достоверным считается прежде всего факт разрушения всех строений, находившихся вне стен крупных городов около VII или VIII вв., затем прекращение всякого строительства между этой эпохой и концом IX века. Наблюдается некоторый перерыв в нумизматических находках в Коринфе (это происходит при Константине IV, 668–685) и на афинской агоре, где они пресекаются, по-видимому, около 583 года. Это, без сомнения, свидетельствует о серьезных кризисах в истории этих городов, вызванных славянами или, отчасти, аварами, однако отнюдь не продолжительной славянской оккупацией (Афины избегли подобной участи). До настоящего времени в Греции не выделен археологический горизонт, который можно было бы с уверенностью соотнести с великим переселением славян.

Ход восстановления византийского порядка на периферии Балканского полуострова становится легче понять, если, как предлагает Г. Острогорский, рассмотреть этапы распространения фемного устройства в европейской части Империи. Первая в Европе фема была создана около 680 г. в восточной Фракии, охватывая непосредственные подступы к столице; около 690 г. за ней последовала Элладская фема, которая включала в себя, главным образом, Аттику и Беотию, являвшиеся двумя главными прибежищами эллинизма. Затем деятельность в этом направлении прекратилась почти на два века. Она была возобновлена в конце VIII в. созданием Македонской фемы, которая, несмотря на свое название, имела своим центром Адрианополь и охватывала в основном западную Фракию. Настоящая Македония еще не была возвращена, но никто не отваживался это обнародовать. С начала IX в. на Адриатическом побережье фемой становится Диррахий, на Эгейском море — Фессалоники, а также Пелопоннес и Кефалиния. Во второй половине

IX в. настал черед Эпира и побережья Далмации. Мы видим, что хотя все побережье и было снова подчинено византийцам, внутренние области оставались в руках болгар и, в основном на северо-западе, нескольких Склавиний, идущих по пути превращения в княжества, а затем в государства.

§ 11. Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X – XV вв

§ 11. Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X – XV вв Мусульманские государства в X – XIII вв. Несмотря на распад Арабского халифата, распространение ислама продолжалось. К началу XI в. мусульманскими стали многие страны Азии, Африки и Европы. В них сложились сходные

Первый крестовый поход 1096 года и покорение Балкан и Малой Азии как его главная цель

Первый крестовый поход 1096 года и покорение Балкан и Малой Азии как его главная цель Остановимся на событиях эпохи Первого крестового похода подробнее.Как было отмечено выше, главной целью крестоносцев в XI веке не было, судя по источникам, завоевание Палестины в

Русь и Европа VI века. Заселение Балкан и войны с готами. Аварское иго. Княжения Святояра, Моска, Мезамира, Добриты

Русь и Европа VI века. Заселение Балкан и войны с готами. Аварское иго. Княжения Святояра, Моска, Мезамира, Добриты На рубеже V и VI веков славяне продолжали участвовать в битвах Великого переселения народов. Вначале главные события разворачивались на дунайских границах с

Глава 2 СЛАВЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ БАЛКАН

Глава 2 СЛАВЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ БАЛКАН Загадка скамаров Ко второй половине V в. славяне вплотную придвинулись к северным границам Византийской империи — по всей линии дунайского лимеса и, возможно, в некоторых местах уже пересекли ее. Не исключено, что это переселение

Русь и Европа VI века. Заселение Балкан и войны с готами. Аварское иго. Княжения Святояра, Моска, Мезамира, Добриты

Русь и Европа VI века. Заселение Балкан и войны с готами. Аварское иго. Княжения Святояра, Моска, Мезамира, Добриты На рубеже V и VI веков славяне продолжали участвовать в битвах Великого переселения народов. Вначале главные события разворачивались на дунайских границах с

Английские интриги вокруг Балкан

Английские интриги вокруг Балкан Новая российская историография приняла сторону историков времен холодной войны, возлагая лично на Сталина вину за неспособность Советов организовать эффективное сопротивление Германии. Теперь заявляют, что, отклонив предложения

Славянизация

Славянизация Итак, все древние племена на территории расселения беларуского этноса были балтскими. Плюс к ним примесь угро-финнов и, возможно, кельтов. Но все они постепенно превратились в славян. Когда? Как? Почему?Здесь возникают вопросы, на которые у науки нет

Заселение Балкан славянами

Заселение Балкан славянами Переселения славян стали завершающим этапом в процессе, названном в истории Великим переселением народов. Славяне начали свое мощное движение, когда большинство других народов и племен уже нашли новое пристанище в разных областях Римской

Раннежелезный век на севере Балкан и в низовьях Дуная

Раннежелезный век на севере Балкан и в низовьях Дуная Гальштаттская культура распространялась в глубь Балкан, на Дунай. Большие перемещения племен, ведение военных операций с возведением опорных крепостей сопутствуют распространению железа в этом регионе. С IX в.

§ 11. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X–XV вв.

§ 11. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X–XV вв. Мусульманские государства в X–XIII вв.Несмотря на распад Арабского халифата, распространение ислама продолжалось. К началу XI в. мусульманскими стали многие страны Азии, Африки и Европы. В них сложились сходные

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта)

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта) Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его

Важным этапом в истории новых славянских государств стало принятие христианства. Славяне вступили в "содружество" государств христианской Европы, открыли двери для контактов с богатыми традициями политической культуры иного мира. Бывшие "варварские" народы вошли в орбиту многовековой христианской цивилизации. Принимая христианство, славянские правители стремились к тому, чтобы их государства не оказались в зависимости от соседних могущественных христианских держав - Каролингской империи, Священной Римской империи, Визан-тии. Не случайно во всех известных славянских памятниках подчеркивается принятие новой веры по собственному свободному выбору. Князья старались добиться особой самостоятельной церковной организации для своих владений.

Раньше всех приняли христианство Великая Моравия (30-е гг. IX в.) и Первое Болгарское царство (60-е гг. IX в.). Принятие новой религии было результатом свободного решения местной правящей верхушки. Обе эти страны были непосредственными соседями тех христианских государств, откуда они были крещены: Великая Моравия - Восточнофранкского королевства (выделившегося из Каролингской империи), а Болгария - Византии. Славянские страны принимали культурные традиции разных центров христианского мира, которые к IX веку уже существенно различались между собой. В условиях соперничества между Каро-лингами и Византийской империей случалось и так, что соседние славянские государства оказывались сторонниками разных ориентации. К концу IX века христианство приняли почти все славянские страны, граничащие с христианским миром. Они стали теми очагами, из которых христианство в X в. распространялось в другие славянские земли: из Великой Моравии оно пришло в Чехию и Польшу, из Болгарии на Русь были принесены основные христианские книги.

Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе — результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называетсяассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру.

Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Читайте также: