Крейцерова соната бетховена история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Позднышев искал ту, которая будет для него олицетворением высшей нравственности, будет духовно близка ему:

… Многих я забраковывал именно потому, что они были недостаточно чисты для меня; наконец я нашел такую, которую счел достойной себя. Это была одна из двух дочерей когда-то очень богатого, но разорившегся пензенского помещика. В один вечер, после того как мы ездили в лодке и ночью, при лунном свете, ворочались домой и я сидел рядом с ней и любовался ее стройной фигурой, обтянутой джерси, и ее локонами, я вдруг решил, что это она. Мне показалось в этот вечер, что она понимает все, все, что я чувствую и думаю, а что чувствую я и думаю самые возвышенные вещи. В сущности же, было только то, что джерси было ей особенно к лицу, также и локоны, и что после проведенного в близости с нею дня захотелось еще большей близости…

Непонимание между супругами возникло уже в первые дни их совместной жизни, в медовый месяц. И с каждым годом оно становилось все сильнее. Чувство любви обратилось в ненависть, которая увеличивалась с каждым днем:

Отношения становились все враждебнее и враждебнее. И, наконец, дошли до того, что уже не разногласие производило враждебность, но враждебность производила разногласие: что бы она ни сказала, я уж вперед был не согласен, и точно так же и она. На четвертый год с обеих сторон решено было как-то само собой, что понять друг друга, согласиться друг с другом мы не можем. Мы перестали уже пытаться договориться до конца. О самых простых вещах, в особенности о детях, мы оставались неизменно каждый при своем мнении. Как я теперь вспоминаю, мнения, которые я отстаивал, были вовсе мне не так дороги, чтобы я не мог поступиться ими; но она была противного мнения, и уступить — значило уступить ей. А этого я не мог. Она тоже. Она, вероятно, считала себя всегда совершенно правой передо мной, а уж я в своих глазах был всегда свят перед нею.

И в конечном итоге все закончилось трагедией: Василий Позднышев, уважаемый человек, убил свою жену, заподозрив её в неверности с музыкантом, скрипачом Трухачевским.

Толстой, конечно, так поступить не мог. Но почти всю супружескую жизнь он унижал и изводил ту, которая жила ради него и обеспечивала прочный тыл. Чем больше я читаю о Софье Андреевне, тем больнее мне за нее. В школе нам внушали толстовский взгляд на нее, что, дескать, она не понимала талант гения, хлопотала о земных вещах, постоянно впадала в истерики и не давала свободы писателю. Но чего стоит только одна история, когда Толстой отказывался дать жене разрешение на операцию, ему предпочтительнее и возвышеннее казалась её смерть от огромной кисты; какое было у него разочарование, когда она выжила после хирургического вмешательства. Пока гений искал Бога и ходил в народ, она рожала (вопреки запретам врачей), кормила, воспитывала и лечила детей, на протяжении многих лет жила в состоянии вызванных многочисленными беременностями и кормлениями гормональных бурь, тащила на себе весь непростой быт огромного семейства, бесконечное число раз переписывала рукописи Толстого…

Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — вскрикнул он. — У. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу…

… А то страшное средство в руках кого попало. Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Да вот как, совсем не так, как я прежде думал и жил, а вот как, как будто говорилось мне в душе. Что такое было то новое, что я узнал, я не мог себе дать отчета, но сознание этого нового состояния было очень радостно. Всё те же лица, и в том числе и жена и он, представлялись совсем в другом свете.

Его жена, которую он считал такой пустой, предстала перед ним совсем в ином свете, и этого не мог ей этого простить. Жена Позднышева не изменяла супругу физически. Это так. Но отчасти она изменила ему со скрипачом духовно: ведь музыка связывает двоих сильнее, чем плоть, ибо она — из горнего мира. Для Позднышева, жаждавшего идеальной любви, это было невыносимо.

24 мая 1803 года в концертном зале венского парка Аугартен скрипач Джордж Полгрин Бриджтауэр (ок. 1780 — 1860) и 32-летний Бетховен впервые исполнили скрипичную Сонату № 9 ля мажор, ор. 47, которую последний посвятил первому. Сначала концерт был назначен на 22 мая и должен был играться в том же Аугартене в полдень. Но, по леген­де, Бетховен не успел закончить рукопись, и выступ­ление пришлось сдвинуть на два дня. Концерт должен был начаться в 8 утра В 1782 году венский антрепренер Филипп Мартин и композитор Вольфганг Амадей Моцарт положили начало традиции концер­тов в публичном саду Аугартен. С 1800 года ими занимался знаменитый скрипач Игнац Шуппанциг. Концерты проходили в теплое время года по четвергам в концертном павильоне. По нынешним меркам они начи­нались очень рано: от 7:00 до 7:30 утра. Но несмотря на раннее время, желающих послушать интересный репертуар и талант­ливых исполнителей в венском Тюильри, как тогда называли парк, было много. . По свидетельству Фердинанда Риса, пианиста и ученика композитора, Бетховен поднял его около половины пятого, чтобы тот успел скопировать набело скрипичную партию. Финал был уже готов, оставались две части. Однако Рис успел переписать только первую, поэтому Бриджтауэр играл вторую часть — Andante с вариациями — по партитуре Камерную музыку пианист играет не просто по своей партии, а по партитуре. Его партия там выписана крупно, а над ней более мелко приводится то, что одновременно играют остальные участники ансамбля (в данном случае — скрипач). При этом в их нотах (они называются голосами) остальные партии не указаны, поэтому пианист, играя в ансам­бле, видит наиболее полную картину. , то есть глядя в ноты Бетховена из-за его спины. Несмотря на раннее время, слушателей собралось много.


Карл Трауготт Ридель. Портрет Родольфа Крейцера. 1809 год Bibliothèque nationale de France


Карл Шлоссер. Бетховен сочиняет музыку. 1890-е годы © Granger / Diomedia

Все это относится к первой, самой знаменитой и самой радикальной части сонаты. Вторая часть — Andante с вариациями — и финал-тарантелла, заимствованный Бетховеном из уже готовой Сонаты op. 30 № 1, более традиционные. Поэтому важно именно то, как исполнители трактуют первую часть. Мы выбрали десять разных прочтений — классические и экстра­вагантные, исторические и современные.

1. Адольф Буш и Рудольф Серкин. Нью-Йорк, 1941 год

Один из самых блестящих дирижеров и скрипачей своего поколения Адольф Буш был чистокровным немцем и вполне мог бы продолжить успешную карьеру при Гитлере. Однако с ухудшением политического климата в Германии Буш занял публичную антифашистскую позицию и эмигрировал в США, оставив на родине все, включая Страдивари 1716 года, и пообещав вернуться только после падения режима и казни нацистских лидеров. Выступая со своим оркестром Busch Chamber Players и зятем, пианистом Рудольфом Серки­­ным, Буш стал своего рода миссионером немецкого искусства. В середине трид­цатых годов он одним из первых записал Бранденбургские концерты Баха Как многие другие сочинения Баха, сейчас вошедшие в широкую репертуарную практику, Бранденбургские концерты мало звучали и записывались до середины ХХ века. Считалось, что они имеют скорее научно-историческую, а не музыкальную ценность. .

2. Ицхак Перлман и Владимир Ашкенази. Лондон, 1973 год

Израильско-американский скрипач Ицхак Перлман (р. 1945) и пианист Владимир Ашкенази (р. 1937), в начале 1960-х годов уехавший из СССР в Европу, стали одним из самых известных и удачных камерных дуэтов солистов-суперзвезд и среди прочего записали в начале 1970-х годов в Лондоне весь цикл скрипичных сонат Бетховена. Знаменитый густой, теплый звук Перлмана хорошо узнаваем в побочной партии (03:18). Сольная и камерная музыка обычно исполняется стоя: это дает скрипачу свободу и позволяет более тонко пользоваться весом правой руки, ведущей смычок. Перлман переболел в детстве полиомиелитом и всегда играет сидя, но на звуке это никак не сказывается: витальная и праздничная, эта запись — одна из самых ярких.

3. Давид Ойстрах и Лев Оборин. Париж, 19 июня 1962 года

Легенда советской исполнительской школы, один из самых влиятельных скрипачей ХХ века Давид Федорович Ойстрах играл много камерной музыки: его ансамбль с советским пианистом Львом Обориным появился в начале и существовал на протяжении десятиле­тий На его основе возникло еще и знаменитое трио с участием виолончелиста Святослава Кнушевицкого . . Полный цикл бетховенских сонат Оборин и Ойстрах исполнили в париж­ском зале Плейель в серии концертов, продолжавшихся с 18 мая по 19 июня 1962 года. Эту запись отличают сдержан­ность, благородство и хладнокровие, причем не связанные с медленным темпом — он здесь довольно подвижный, классиче­ский. Однако даже в самые кульминацион­ные моменты в игре Оборина и Ойстраха нет штурма и нахрапа, на которые многих исполнителей провоцирует Крейцерова. Особенно заметно это в репризе (07:16 и далее).

4. Иегуди Менухин и Вильгельм Кемпф. Лондон, 1970 год

Знаменитый немецкий пианист Вильгельм Кемпф особенно охотно играл музыку авторов позднего классицизма и первых романтиков; его взве­шенные, продуманные, глубоко личные трактовки Бетховена получили очень большую известность. Ансамбль Кемпфа со скрипачом Иегуди Менухиным возник по вполне понятным причинам: Менухин тоже музыкант-мыслитель, его интерпре­тации всегда выходили за пределы технического совершенства (а к концу жизни могли позволить себе быть технически небезупречными). В этом ансамбле несомненный лидер — пианист, мягко ограждающий и сдерживающий нервную скрипку. Особенно это слышно за пару минут до завершения части, в конце репризы: реплики Менухина намекают на то, что темп готов сдвинуться и полететь вперед, однако каждый раз фортепиано не дает этому случиться.

5. Яша Хейфец и Брукс Смит. Лос-Анджелес, 1960 год

Бетховенскую сонату 59-летний Хейфец играет со своим постоянным концертмейсте­ром Бруксом Смитом . Баланс намеренно отстроен так, что скрипка находится на первом плане, иногда откровенно оттесняя фортепиано. Манера Хейфеца — собранная, нарочито не сенти­мен­таль­ная: послушайте начала побочных партий (например, 02:20), где он как будто специально не дает хода лирике. Микрофон так близко, что мы слышим треск струн при исполнении прыгающих штрихов Смычковая техника, предполагающая не простое непрерывное ведение смычка по струне, а различные виды контролируе­мых бросков и прыжков смычка, ударов и рикошета. или звук пальцев, двигающихся по грифу. Хейфец играет Крейцерову сонату небрежно, деловито и просто, со своим фирменным совершенством. Сначала его темп воспринимается как рискован­ный и чрезмерный; в то же время, если потом вернуться к записи Менухина — Кемпфа, она покажется мучительно затянутой.

6. Йожеф Сигети и Бела Барток. Вашингтон, 13 апреля 1940 года

Ацетатная пластинка с этой записью Ацетатные диски из пластика или металла с виниловым покрытием проигрывались на граммофоне со скоростью 78 оборотов в минуту. Они использовались внутри звукозаписывающих компаний и выпускались малым тиражом как прототип пластинки для широкой продажи. После Второй мировой войны вместо ацетатных дисков стали использовать виниловые долгоиграющие диски (LP). — исторический документ: важнейшие венгерские музыканты ХХ века, скрипач Йожеф Сигети и компо­зитор Бела Барток , играют в Библиотеке Конгресса программу из скрипичных сонат Бетховена, Дебюсси и самого Бартока, а также его Рапсодию № 1 для скрипки и фортепиано. Через семь месяцев после этой записи Барток с семьей переедет из Венгрии в Америку, но жизнь в эмиграции не будет счастливой. В нью-йоркской квартире Бартоку было плохо: сложности с адаптацией к новой жизни, языку, еде, принципиально другому городскому ландшафту, нехватка денег, тотальная подавленность, связанная с венгерской политикой во время Второй мировой войны, — все это приблизило смерть композитора.

7. Патриция Копачинская и Фазыл Сай. Кельн, 2007 год

8. Виктория Муллова и Кристиан Безёйденхаут. Херефордшир, 2009 год

Еще одна запись, в корне меняющая представление о Крейцеровой сонате, сделана Кристианом Безёйденхаутом (р. 1979), пианистом, специализирую­щимся на исторических инструментах, и скрипач­кой Викторией Мулловой (р. 1959). В 1983 году, во время финских гастролей, Муллова при почти детективных обстоятельствах пересекла границу со Швецией, а затем оказалась в Америке и быстро сделала триумфальную карьеру. Ее интересы всегда были шире стандартного репертуара и исполнительской нормы. Крейцерову сонату она играет на скрипке работы знаменитого мастера Джованни Баттисты Гваданини (1750), снабженной жильными струнами Современные исполнители играют на металлических струнах. К жильным струнам старинного образца прибегают исполнители, играющие в так называемой исторически информированной манере — то есть для того, чтобы восстановить аутентичное звучание и манеру игры. Звучание жильных струн более пастельное и мягкое. и так называемым переходным смычком Переходный смычок появился в последней трети XVIII века. Он более массивный и длин­ный, чем барочный. Переходный смычок уже имел прогиб трости, свойственный современ­ным смычкам, и механические особенности, которые давали возможность извлекать однородный звук и в нижней (более тяжелой), и в верхней (более легкой) части. . Безёйденхаут играет на форте­пиано 1822 года фирмы Walter (в 1782 году одним из инструментов Антона Вальтера обзавелся Моцарт). В этой записи все кажется удивительным с первой минуты: нетривиальность привычных реплик (первые аккорды, обычно звучащие как монолит, Безёйденхаут играет разложенными, словно на арфе), полупрозрачный, зыбкий, постукивающий звук исторического фортепиано и особенно кульминационные фрагменты (03:30). Экспозиция в этой версии повторена с небольшими импровизационными виньетками — можно сравнить начало сонаты и повтор этого раздела (04:19). Такие произвольные вариации возможны в рамках исторической исполнительской манеры.

9. Алина Ибрагимова и Седрик Тибергьян. Лондон, 25 мая 2010 года

10. Огюстен Дюме и Мария Жуан Пиреш. Лондон, 2002 год

Португальская пианистка Мария Жуан Пиреш (р. 1944) известна ни на что не похожими, утонченно-философскими исполнениями Моцарта и Бетховена. Вместе с французом Огюстеном Дюме (р. 1949) она записала все десять бетхо­вен­ских скрипичных сонат на лейбле Deutsche Grammophon. Некоторые критики упрекали их первую часть Крейцеровой в технических несовер­шенствах; другие называли эту поэтичную, взволнованную запись с ее мучительными перепа­дами настроения и темповой свободой (послушайте переход на репризу начиная с 09:35) одной из лучших в истории.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47 (1802), Крейцерова соната — одно из наиболее известных камерных произведений Людвига ван Бетховена.

Общая продолжительность произведения колеблется, в зависимости от исполнительской трактовки, в пределах 37-40 минут, что необычно много для сонатной формы начала XIX века.

Сохранилась переписка Бетховена с Бриджтаурэм, относящаяся к маю 1803 года, она свидетельствует о дружеском расположении Бетховена к этому музыканту. В этих письмах композитор обращается к нему не иначе, как "любезный Бриджтауэр" и называет его "очень искусным виртуозом в совершенстве владеющим своим инструментом".

Какую захватывающую историю услышали утром 24 мая 1803 года слушатели в парке Аугартен! С каким азартом скрипка и фортепиано сметали со своего пути любые препятствия, как чутко откликались на перемены настроения друг у друга!

Это один из венских парков, на территории которого имеется павильон, в котором проходили концерты, причем устраивались они очень рано, в 8 утра. Из Воспоминаний Риса: "Однажды утром Бетховен уже в половине пятого послал за мною и велел: "Перепишите-ка мне быстренько скрипичную партию первого Allegro" (. ) Партия фортепиано была написана лишь отрывочно. И дивно прекрасную тему с вариациями F-dur Бирджтауэр вынужден был играть на концерте, состоявшемся в Аугартене в 8 утра, по собственной рукописи Бетховена, поскольку времени на переписку не оставалось". Что касается Крейцера, то он был очень раздосадован, когда узнал, что соната первоначально была посвящена не ему. Он так никогда и не выразил благодарности Бетховену за посвящение и не исполнял ее в концертах, И вообще, с этого времени демонстрировал неприятие музыки Бетховена. Но по иронии судьбы мы вот уже 200 лет вспоминаем его имя в связи с этой сонатой.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47 (1802)

Anne Sophie Mutter

- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо?- Знаете?!-вскрикнул он.-У.

Страшная вещь эта соната. Именно эта часть.

Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?

Говорят, музыка действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.

Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор.

Л. Н. Толстой. "Крейцерова соната"

24 мая 1803 года в Вене состоялась премьера "Крейцеровой сонаты" Людвига ван Бетховена…



"В апреле 1803 года Бетховен в сжатые сроки создал новый шедевр - скрипичную Сонату ля мажор ор. 47 (№ 9), вошедшую в историю как "Крейцерова". Однако Родольф Крейцер, с которым Бетховен подружился в 1798 году, к появлению сонаты на свет причастен не был и вообще никогда её не играл, считая "непонятной".

На столь необычную музыку Бетховена вдохновил виртуоз с экзотической наружностью и романтической биографией - Георг Август Бришдауэр или, в английском варианте, Джордж Огастас Полгрин Бриджтауэр (1780–1860). Он был мулатом, сыном потомка африканских рабов из Вест-Индии и служанки из имения князей Эстергази.



Джордж Бриджтауэр

Отец Бриджтауэра бежал из рабства, завоевал симпатии князя, женился и стал отцом двух сыновей-музыкантов. Учителем маленького Георга был не кто иной, как Гайдн. Мальчик рано проявил талант скрипача-виртуоза, и отец, по примеру Леопольда Моцарта, усиленно продвигал его, организуя концерты и распространяя слухи о том, что по рождению этот мальчик - абиссинский принц. Талант Георга заинтересовал английский двор, и юноша получил как щедрую субсидию на обучение у лучших виртуозов, так и британское гражданство. Как и все виртуозы того времени, Бриджтауэр был композитором, сочинявшим в основном для своего инструмента.

С Бетховеном он познакомился, вероятно, у князя Лихновского, где ансамбль Игнаца Шуппанцига исполнял бетховенские Квартеты op. 18. Они восхитили Бриджтауэра. Ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Дрездене, где он выступал до этого, он не слышал подобной музыки. Интерес оказался взаимным. Бетховен начал активно покровительствовать молодому скрипачу. Он ввёл его в те салоны, где его самого принимали как желанного гостя: к барону Александру Вецлару, к графу Дейму, к графине Сусанне Гвиччарди.

Получить в Вене какой-либо из театральных залов для концерта-академии было непросто. Но Шуппанциг организовал в тёплое время года серию абонементных концертов в загородном дворце парка Аугартен. В этом зале неоднократно выступал Моцарт, причём при императоре Иосифе концерты в Аугартене начинались в восемь утра, и венские аристократы охотно посещали их, поскольку это было престижно и модно.

Шуппанциг возобновил давнюю традицию, хотя время начала утренников передвинулось на полдень. 24 мая 1803 года в Аугартене выступали Бетховен и Бриджтауэр. Именно к этой дате была приурочена премьера неслыханной по трудности скрипичной Сонаты ля мажор № 9 ор. 47.

На концерте Рис листал учителю страницы и страшно боялся что-то перепутать: между невнятными иероглифами в рукописи зияли пустоты, и Бетховен играл практически наизусть. Но успех был огромным.

Однако сразу после концерта между композитором и скрипачом возникла ссора - как туманно сообщал сам Бриджтауэр, из-за некоей девушки. Оба участника конфликта оказались истинными джентльменами, и имя этой юной особы осталось неизвестным. Можно лишь осторожно предположить, что ею могла быть неисправимая кокетка Джульетта Гвиччарди. Бриджтауэр, в отличие от Бетховена, был красавцем, способным вскружить голову любой женщине. Но именно ветреность Джульетты должна была отозваться в душе Бетховена настоящей болью, приведшей к разрыву дружеских отношений с Бриджтауэром.

Посвящение сонаты перешло к Родольфу Крейцеру, с которым Бетховен после 1798 года не виделся, да и переписывался, по его собственному признанию, крайне редко. Тем не менее название "Крейцерова соната" вошло в историю не только музыки, но и литературы, благодаря одноимённой повести Льва Толстого.


Герой повести, Позднышев, рассказывал своему собеседнику о давнем музыкальном вечере у себя дома, где на рояле играла убитая им впоследствии жена, а на скрипке - её любовник: "Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! - вскрикнул он. - Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно"..

"Всеобщая музыкальная газета" (Лейпциг, 28 августа 1805 года):

"…Рецензент, тщательно ознакомившись с этим произведением, уверен: нужно либо ограничить свою любовь к искусству узким кругом привычного, либо быть сильно предубеждённым против Бетховена, чтобы не признать в столь масштабно развёрнутой и колоссальной вещи новое доказательство великого гения этого артиста, его живой, нередко блистательной фантазии, его чрезвычайно широких и глубоких познаний в искусстве гармонии.

Вместе с тем нужно быть либо в плену у своеобразного эстетического или художественного терроризма, либо испытывать слепую приверженность к Бетховену, чтобы не найти в данном сочинении нового, откровенного доказательства тому, что этот мастер с недавних пор упорствует в применении своего изумительнейшего дарования и усердия лишь на то, чтобы во всём и всегда не походить на прочих людей.

Хорошо было бы ему направлять свои огромные возможности не только на мощный порыв к небесам (это может привести к чему-то чудовищному, пусть и внушающему удивление), но и одновременно иметь перед глазами более или менее ясную земную цель. Иначе в проигрыше окажутся и его произведения, и весь мир, и он сам. "

(Из книги Ларисы Кириллиной "Бетховен")


Лев Толстой и Крейцерова соната:

Название знаменитой повести Льва Толстого "Крейцерова соната" возникло случайно. "Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, ор. 47, так называемая "Крейцерова" соната, - рассказывал основатель и директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. - Вскоре была опубликована под этим названием повесть Толстого, вызвавшая большой интерес в литературных и музыкальных кругах".

Толстой точно описал ощущения насилия и жестокой страсти, с которыми вторгалась в пресыщенные музыкальные салоны музыка Бетховена. Но можно поспорить, действительно ли все сказанное относится к бетховенской сонате ор. 47.


Читайте также: