Преображение романтика гончаров кратко

Обновлено: 17.06.2024

Охарактеризуйте замысел “романной трилогии” Гончарова в целом. Каким историко-культурньм контекстом этот замысел порожден?

Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв",
ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории,
в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал
самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс. О своих персонажах Гончаров писал: "Я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости, Господи, что я это не выдумываю, а что
это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться".

К середине 19 века романтизм изживал себя не только как литературное направление, но и как возвышенное отношение к жизни. Борьба романтизма и прагматизма, мечтателя и практика и стала основной темой всех романов Гончарова. Особое внимание уделяется теме воспитания, "женскому вопросу" - образу "новой женщины" - и появление нового героя - нигилиста, революционера, страшного и обаятельного Марка Волохова. Гончаров-то сам - здоровый консерватор и такого "прогресса" побаивается - будь то Волохов или "душка-Штольц.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с судьбой романов И.А. Гончарова;

2) познакомить учащихся с проблематикой романов

3) создать у учащихся цельный образ И.А. Гончарова как

писателя, познакомить учащихся с особенностями его

Проверка домашнего задания.

Объяснение домашнего задания.

Оборудование : электронная доска, школьная доска, мел.

Организационный момент.

Войдя в класс, приветствую учащихся, успокаиваю их, предлагаю подготовиться к уроку. Осведомляюсь у дежурных об отсутствующих, проверяю наличие мела, тряпки, чистоту доски.

Проверка домашнего задания.

Проверяю вопросами уровень усвоения материала по биографии И.А. Гончарова.

Рассказ учителя о романах И.А. Гончарова

В ходе лекции на доске рисуется обобщающая схема, которую дети заносят в тетрадь. (см. Приложение №1)

Во время лекции на электронной доске транслируются иллюстрации к произведениям И.А. Гончарова.

И сейчас мы поговорим об особенностях Гончарова как художника и схематично изобразим все это на доске и в тетрадях.

Особенности творчества по Добролюбову :

1) не дидактичен;

2) создает полный образ предмета;

3) неторопливое, спокойное повествование.

2 мира : деревенский (Александр Адуев) и буржуазный (Петр Адуев).

В конце романа Петр Адуев испытывает позднюю переоценку ценностей, а Александр перенимает на семя модель буржуазного поведения.

Контраст двух миров. Англия – буржуазия, Россия – патриархальность. Прогресс и цивилизация разрушительны, пример тому Китай. Чем место более дикое, тем оно ближе к идеалу. Англия регламентирует все: природу, животных, человека, общество, чувства. Восток и Азия – своего рода Обломовка.

История создания.

Марк Волохов – карикатура на нигилиста, антипод Райского.

Вера – центральная героиня, важнейшее творческое достижение Гончарова. Развивает черты Ильинской Ольги + Татьяны Лариной. Испытание трагической любовью. Сильная натура, воспитанная на национальной почве. Грехопадение и перерождение героини благодаря бабушке.

Смысл конца романа: есть что-то в русской жизни непоколебимое, что поймут герои. Хранитель этого вечного огня – бабушка Бережкова (бережет и берег). В эпилоге 4 фигуры: бабушка и внуки, образ бабушки-России.

IV . Объяснение домашнего задания.

Охарактеризуйте замысел “романной трилогии” Гончарова в целом. Каким историко-культурньм контекстом этот замысел порожден?

Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв",
ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории,
в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал
самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс. О своих персонажах Гончаров писал: "Я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости, Господи, что я это не выдумываю, а что
это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться".

К середине 19 века романтизм изживал себя не только как литературное направление, но и как возвышенное отношение к жизни. Борьба романтизма и прагматизма, мечтателя и практика и стала основной темой всех романов Гончарова. Особое внимание уделяется теме воспитания, "женскому вопросу" - образу "новой женщины" - и появление нового героя - нигилиста, революционера, страшного и обаятельного Марка Волохова. Гончаров-то сам - здоровый консерватор и такого "прогресса" побаивается - будь то Волохов или "душка-Штольц.


Мечты человека о мире и о самом себе обрели в Х1Х веке такую силу, такую почти материальную густоту, что русская литература начала завороженно вглядываться в этот кипящий котёл идей. Каждый писатель черпал из него неповторимое своё и творил свою художественную реальность.

Он пишет любовные элегии (и недурные), напряженно вслушивается в поэтические вздохи своей души. Сначала любовь к юной Наденьке делает его счастливейшим, а потом несчастнейшим из смертных, когда она предпочитает ему другого. Но разбитое сердце Александра исцеляет новая любовь к молодой вдове Юлии Павловне. И опять разочарование. Александра утомляет монотонно-страстное чувство Юлии, и он сам бежит от скуки этой новой любви.

Что такое мечты Александра вначале? Восторженные порывы юного воображения. Романтические, экзальтированные. Но после возвращения в деревню, все отблески юношеских молний соединяются в один спокойный луч света. Разочарование в жизни, которое пришло на смену романтическим мечтаниям, уступает место приятию жизни и посланных испытаний.

Гончаров будто мечтою испытывает своих героев. Он пристально всматривается в человека, словно пытается понять, что же происходит там, в глубине, где летучая гостья воображения свила свой дом, и что потом произойдёт с этим домом. Опустеет ли он навсегда? Или продолжит жить своей особой внутренней жизнью?

Только энергия друга детства Андрея Штольца и влюблённость в Ольгу Ильинскую на время вытягивают Обломова из привычной обстановки. Он встаёт с дивана и прячет халат, чтобы потом вернуться к ним вновь.

Для Обломова мир мечтаний - это порог, переступив который, он уже никогда по-настоящему не сможет вернуться назад, а будет постепенно всё больше уходить в себя.

В самом начале романа Обломов уже лежит на диване, где и предаётся своим мечтаниям. Это не порывы юного воображения, а нормальное состояние его души, ставший привычным образ жизни. Будто в двух параллельных мирах протекает его существование, и неимоверных усилий стоит на миг их соединить или хотя бы приблизить.

И в мечтаниях своих Обломов парит в космосе гуманных идей, возвышенных стремлений. Он сочувствует людским страданиям. Часами напролёт размышляет о переустройстве своего имения и жизни крестьян.

Именно деятелем Штольцем воспет в романе мечтатель Обломов.

Неизгладимый след оставил в людях этот мечтатель, которому мысль заменила действие, а покой – движение. И невольно приходит вопрос: а многие ли так устоят на страже своей души, как это сделал робкий мечтатель Илья Ильич Обломов?

Для Райского, как и для Обломова, главное тайное действо его жизни совершается в нём самом. Собственные мысли, чувства, идеи, стремления, мечтания нескончаемой чередой толпятся на этой внутренней сцене.

Райский всех тормошит, пытается пробудить от сна к новой жизни. Всех зовёт отдаться океану чувств, призывает бурю страстей на свою собственную голову. А скука и пресыщение подстерегают его пылкую натуру повсюду.

Одни и те же слова произносят герои двух романов Обломов и Райский, но какой разный смысл они несут! Жизнь трогает! – с сокрушением вздыхает Обломов, не зная, как укрыться от её набегов. Жизнь сама тронет и разбудит! – как вдохновенный пророк взывает Райский.

Только во сне и в предсмертном видении Обломову удаётся совершить путешествие в своё родовое имение – Обломовку. Он не перейдет заколдованный круг, словно очерченный для него вокруг Петербурга. Лишь на одно лето на крыльях любви долетит он до того места, где живёт за городом на даче Ольга Ильинская. Путешествие Обломова – это краткий побег с дивана, а потом неминуемое возвращение назад.

Райскому хочется как-то всколыхнуть размеренную жизнь, покой, граничащий со сном, деревни. Он начинает теребить, воспитывать, просвещать всех вокруг себя. Он хочет жить, а не спать. Но сам неизменно ускользает в мир своего воображения.

Но главным испытанием духовной крепости Райского становится его страсть к таинственной, мятущейся Вере.

Райский мучительно борется с собой, борется с соблазнами и дурными страстями. Иногда он падает в этой борьбе, но никогда не теряет свой духовный компас. Ни Адуев, ни Обломов не вступают в такую мучительную борьбу с собою. Райскому не дана детская чистота и ясность Обломова, но он никогда не изменит лучшему в себе, как это делает Адуев.

Январь 2011 года, Москва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв", ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории, в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс.

Три романа Гончарова объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.

Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаровым; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека.

Русская жизнь отразилась в его романной "трилогии" не в политической или идеологической злобе дня, а в ее "коренных" духовно-нравственных основах, коллизиях и идеалах, которые, как справедливо считал романист, "всегда будут интересовать людей - и никогда не устареют. Проникая мыслью и творческим воображением в сущность и тенденции бытия отечественного, Гончаров тем самым открывал в нем и содержание общее, всечеловеческое.

Его роман "Обломов" - есть размышления писателя о национальном русском характере, его истоках, своеобразии. Это особенно актуально сейчас, в начале 21 века, когда в России по-прежнему остро встал вопрос о путях развития, о национальных приоритетах.

И.А. Гончаров в образе главного героя, Ильи Ильича Обломова, представляет читателю устойчивый тип русского народа, со всеми его "плюсами" и "минусами", он изображает Россию, ее самобытный характер такими, какими видит их сам художник, и не пускается в отвлеченную философию, не увлекается какой-то одной стороной, он вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Истинный талант Гончарова - писателя заключается в том, что он в спокойном, неторопливом повествовании дает объективную картину мира.

“Обломовщина” — национальная черта русского народа. В Обломове отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

В статье "Что такое обломовщина? " Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «. уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его. "

Читайте также: