Ислам культовые здания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Распространение ислама в истории Ближнего Востока и юго — западной Европы означало большой политический перелом. Религиозная идеология мусульманских верований поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, дворцы нового типа для калифов и знати, а также школы — медресе и мавзолеи. Медресе часто бывала соединена с мечетью.

Для строительных работ чаще всего использовались следующие виды материалов:

  • Природный камень
  • Древесина
  • Гипс
  • Керамика — фаянс и майолика
  • Тростник

В исламской архитектуре конструктивные решения не всегда отличались последовательностью. Декоративные элементы для украшения сводов зачастую были гипсовыми. При создании крупных пространств большое значение приобретала колонна с очень стройным стволом.

На колонну опирались арки различных форм — в виде подковы, гирлянды, остроконечные, тудоровые, персидские, драпированные и многие другие.

Купол здания обычно делали высоким, но встречались и низкие, ребристые и в виде луковицы. Иногда они состояли из двух оболочек, где внутренняя часть была украшена мелкими сводообразными формами, образующими некоторое подобие сталактитов.

Декор стен также был весьма разнообразным. Для их украшения использовались растительные и геометрические орнаменты, а также выразительные по своим очертаниям надписи на арабском языке.

Исламская архитектура изначально не имела собственных художественных традиций, поэтому искусство в завоеванных странах было ориентировано на традиции местного населения.

Богатство дворов правителей притягивало художников, и каждый старался проявить свой талант во всей красе, чтобы получать щедрое вознаграждение от правителя. При дворах калифов в Дамаске, а позднее в Багдаде работали художники из Персии и Византии. Они выполняли работы в близком им стиле, которому они учились ранее.

Крупнейшая в Европе соборная мечеть в Москве

Крупнейшая в Европе соборная мечеть в Москве

Типы сооружений

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. Все пространство мечети делится на две части, и состоит из просторного двора с колодцем, предназначенным для ритуальных омовений и из помещений для сотворения молитвы.

Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает здание молельни в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн. В стене обязательно есть специально устроенная ниша — михраб, где хранится главная священная книга мусульман — Коран. Для чтения Корана оборудована деревянная или каменная кафедра.

В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое строение прямоугольной формы. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве.

Минареты — это стройные башни с галереями, которые могут иметь форму призмы или цилиндра. Причем, призматическая форма минаретов более характерна для Марокко и Испании, а цилиндрическая — для Турции и Персии. Ученые предполагают, что в основе выбора экстерьера минаретов лежит колокольня, потому что сооружение выполняет аналогичные функции оповещения верующих.

Минарет Калян в Бухаре

Минарет Калян в Бухаре

В Иерусалиме есть мечеть, которая возникла в результате перестройки христианского храма времен Юстиниана на том же месте, где когда — то стоял храм Соломона. В плане центричное здание имеет форму восьмиугольника.

Купол Скалы и мечеть Аль - Акса, которая была построена в конце VII века в Иерусалиме на месте разрушенного храма.

Купол Скалы и мечеть Аль — Акса, которая была построена в конце VII века в Иерусалиме на месте разрушенного храма.

Строятся также многочисленные усыпальницы для правителей и вельмож — величественные и богато украшенные мавзолеи. Одним из самых выдающихся сооружений данного типа является мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Мавзолей в Агре был построен в конце XVII века, и в настоящий момент он не имеет себе равных по размерам и великолепию на территории всей Азии. Сооружение располагается на территории длиной 300 метров и шириной 100 метров, огороженной стеной из красного песчаника, с четырьмя входными воротами и четырьмя минаретами по углам.

Мавзолей Тадж - Махал в Агре ( Индия).

Мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Фасад здания отделан сверкающим белым мрамором , а внутренняя поверхность стен облицована цветным мрамором. На порталах и в нишах размещены богатые арабески. Здание окружено обширным парком с тщательно продуманным ландшафтным дизайном .

Но не везде исламская архитектура имеет одинаковый характер. В некоторых европейских странах заметно влияние романского стиля. Выдающиеся произведения появляются в Испании — это образцы мавританского искусства. Здесь строят мечети и дворцы, большие комплексы с внутренними дворами. Наиболее интересным сооружением является дворец Альгамбра над Гранадой.

Замок Альгамбра в Испании

Замок Альгамбра в Испании

Архитектура ислама : 1 комментарий

Формирование архитектурных традиций в древности проходило более обособленно за счет территориальной удаленности стран друг от друга. То есть, взаимопроникновению культуры различных народов мешало расстояние между странами. Именно поэтому мы можем наблюдать подобные своеобразные черты старинной архитектуры, и по облику построек узнавать их принадлежность той или иной культуре.

Культовые сооружения ислама

Ислам - монотеистическая религия, созданная Мухаммедом (571-632), аравийским проповедником единобожия. Основной религией в центральной Аравии, где жил Мухаммед, было язычество. Мухаммед во время своих путешествий встречался с иудейскими купцами-караванщиками, рассказы которых об их иудейской вере сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии. Он также был знаком с элементами христианской религии, которую исповедовали некоторые арабские племена северной части Аравийского полуострова. Первые наметки новой религии возникли у Мухаммеда в 610 году. Этот год считается годом возникновения ислама. Мухаммед сначала вел тайную проповедь новой религии среди друзей и близких, а в 613 году выступил в Мекке публично как пророк. Из-за преследования язычников, которые даже убивали мусульман, сторонников новой веры, Мухаммед и его последователи были вынуждены совершить переселение (хиджру) из Мекки в Ясриб. Этот город позже был переименован в Медину. Мекка и Медина - самые священные города мусульман.

Саудовская Аравия. Мекка и Медина. Иллюстрированный конверт 1953 года

Основным культовым сооружением ислама является мечеть, в которой совершаются коллективные молитвы. Ежедневная пятикратная молитва, намаз, является одной из пяти главных обязанностей каждого мусульманина. Мечети часто служат также местом обучения верующих и собрания для принятия общих решений. По своим функциям мечеть - это храм, хотя не принять так ее называть. Мечеть, как правило, состоит из огороженного внутреннего двора, по периметру которого расположены крытые террасы на аркадах, помещения для молитв и башен-минаретов, с которых мусульман созывают на молитву. Во дворе, как правило, имеются источники для ритуального омовения.

Внутренний двор мечети пророка в Медине

Колодец для ритуального омовения

В стене, которая обращена в сторону Мекки, во всех мечетях расположена пустая ниша - михраб, в которой молится глава мусульманской общины, имам. Михраб определяет направление молитв мусульман (киблу). Помещение для молитв может иметь многоколонную или зальную структуру. В многоколонной мечети покрытие опирается на ряды аркад, разделяющих помещение на нефы. В отличие от христианских церквей, в которых нефы расположены перпендикулярно алтарю, в мечети нефы идут вдоль стены с михрабом. В мечетях зальной структуры нет внутренних колонн или они располагаются, в основном, по периметру зала для молитв. Зальные мечети перекрываются куполом или системой сводов и куполов.

Купольная мечеть Сулеймание в Стамбуле

Михраб мечети

Спиральный минарет аль-Малвия мечети Самарра, Ирак

Характерные формы минаретов

Кааба и мечеть Харам Бейт-Уллах (Запретная мечеть) в Мекке во время хаджа

Мечеть Пророка, Медина

Третья по значимости святыня ислама - мечеть аль-Акса (Масджид аль-Акса - Удаленная мечеть) в Иерусалиме, расположенная на вершине горы Мория (Храмовой горы). Мечеть аль-Акса, многократно разрушалась из-за землетрясений и перестраивалась. Современный вид мечети изображен на марке Иордании. Мечеть имеет очень скромный фасад и небольшой купол серого цвета. Многие часто совершают ошибку, считая, что аль-Акса - это расположенный рядом здание Купол скалы (Куббат ас-Сахра), имеющее величественный позолоченный купол. Заметим, что на марках мусульманских стран, которые посвящены Иерусалиму, как священному городу ислама, изображен Купол скалы, а не мечеть аль-Акса, хотя всегда пишут и говорят об аль-Аксе.

С мечетью аль-Акса и Куполом скалы ислам связывает религиозное предание о ночном путешествии пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим в мечеть аль-Акса и его вознесение на небеса. Заметим, однако, что при жизни Мухаммеда в Иерусалиме не было еще мечетей, как и самих мусульман до завоевания ими Иерусалима в 639 году, а Мухаммед умер в 632 году. Первая мечеть в виде небольшого молитвенного дома была построена на Храмовой горе халифом Омаром уже после смерти Мухаммеда.

Мечеть аль-Акса, Иерусалим

Купол скалы, Иерусалим

Благодаря мечети аль-Акса и Куполу скалы Иерусалим считается третьим по значимости священным городом для мусульман (после Мекки и Медины). Еще до завоевания арабами Иерусалим почитался мусульманами как священный город, родина двух мировых религий – иудаизма и христианства, на основе которых была создан ислам. Пророки иудаизма и христианства Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон, Иисус почитаются в исламе и упоминаются в Коране, священной книге мусульман. Иерусалим был первоначальной киблой (направлением молитв) мусульман. Это направление было изменено на Каабу в Мекке только в 623 году.

Cобор св. Софии – мечеть Айя-София , Стамбул

Мусульманский арабский халифат, возникший в начале VI века на Аравийском полуострове, быстро расширил свои владения и вскоре охватил весь Ближний Восток, Северную Африку и значительную южную часть Европы. Население завоеванных стран обращалось в ислам. Так как часто не было времени на строительство мечетей, то в них переделывались христианские храмы и культовые сооружения других религий. Такая переделка зачастую приводила к невозвратимым потерям. После захвата халифатом Константинополя собор св. Софии, выдающийся памятник византийской архитектуры, был переделан в мечеть Айя-София. Так как в исламе запрещены изображения людей и животных, то в соборе были уничтожены уникальные византийские фрески и мозаики, а внешний вид был искажен пристроенными к собору минаретами.

Большая мечеть Омеядов в Дамаске, Сирия

Мечеть в Кордове, Испания

Мавританская колонная мечеть в Алжире

Кроме арабского типа мечетей, существует еще два типа – персидский и османский. В персидской мечети, как и в мечети арабского типа, двор по периметру обнесен галереей, но. по середине каждой из сторон галереи расположены высокие прямоугольные порталы с полукруглыми нишами – айваны, к которым примыкают небольшие помещения, перекрытые куполами. На архитектуру таких мечетей существенно повлияла архитектура Древней Персии. Мечети персидского типа получили в дальнейшем широкое распространение в Средней Азии. Среди них в первую очередь необходимо отметить выдающиеся памятники архитектуры ислама в Самарканде и Бухаре.

Персидская мечеть Джамкаран, Иран, первое упоминание в 984 году

Османская мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть), Стамбул

000ALV82.jpg

Памятники архитектуры ислама в Самарканде

Османский тип мечетей возник в XV веке под влиянием византийской архитектуры, прежде всего купольной базилики св. Софии в Константинополе. В мечетях османского типа молитвенный зал перекрыт системой куполов с центральным большим куполом, при этом основная часть зала не имеет колонн. Зальные купольные мечети наиболее распространены на территории современной Турции. Наиболее крупной мечетью такого типа является мечеть султана Ахмеда в Стамбуле, построенная в 1609-1616 годах рядом с собором св. Софии. Расположение мечети было выбрано специально, чтобы показать, что исламские архитекторы и строители могут создавать не менее величественные сооружения, чем христианские предшественники. В народе мечеть называют Голубой мечетью из-за внутренней облицовки голубыми изразцами.

Архитектура средневековых мечетей стала образцом для всех последующих лет. Примеры мечетей, построенных в новое время, приведены на сцепке марок Пакистана.

Мечеть Селима, Турция Мечеть Гаухар Шад, Иран Большая мечеть, Пакистан

Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.

Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.

Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран


Мавзолей Рухабад, Самарканд


Купол Скалы или Мечеть Скалы в Иерусалиме, Палестина


Мечеть Сулеймание, Стамбул, Турция


Мечеть в Тегеране, Иран


Мечеть Шах Джахана, Татта, Пакиста


Голубая мечеть, Стамбул


Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран

Исламская архитектура: история и современность

Творения мусульманских зодчих занимают в истории мировой архитектуры не менее почетное место, чем прославленные достижения архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Мусульманские культовые здания, караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки и цитадели, основанные еще в средние века, неизменно восхищают высоким уровнем благоустроенности, простотой и удобством планировки, остроумными инженерными решениями.

Весь ход развития архитектуры в лоне исламской цивилизации показывает, что Ислам не отрицает строительную деятельность. Арабы-мусульмане, занимая в 30-х годах VII в. древние города Восточного Средиземноморья, несомненно, руководствовались подобной идеей. Исходя из соображения полезности, они сохраняли традиционную городскую структуру, а к созданию новых сооружений охотно привлекали искусных местных мастеров и ремесленников.

Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.

Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.

Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна. Образцом для устройства соборных мечетей послужил дом Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, двор которого при жизни Пророка (мир ему и благословение) использовался для коллективных молений, а после его смерти был преобразован в Мечеть Пророка (мир ему и благословение). В возведенных в 660-х годах на юге Ирака в Басре и Куфе стационарных Больших мечетях (Джами аль-Кабир) открытый квадратный двор был окружен зоной тени – галереями на столбах или колоннах, несущих плоскую кровлю. На стороне киблы – священной ориентации на Каабу в Мекке, несколько рядов колонн образовывали глубокий портик-навес, который служил молитвенным залом. Этот тип молитвенного здания, широко распространенный в арабских странах, получил название колонной мечети.

На востоке исламского мира в ХI-ХII вв. колонную мечеть вытеснили здания айванного типа. В центре каждой стороны прямоугольного двора внутри такого здания возвышается подобный глубокой нише сводчатый зал – айван, по сторонам которого тянутся лоджии, будто эхом повторяющие его форму. В архитектуре мусульманского Востока сводчатый айван, встроенный в высокую прямоугольную раму, приобрел универсальное значение. В мечетях айваны служили молитвенными залами, в медресе – аудиториями, в маристанах – приемными покоями, в ханаках – местом собрания суфиев, в караван-сараях, домах и дворцах – террасами для отдыха и приятного времяпрепровождения. Композиция здания с айванами, открытыми во внутренний двор, была воспринята зодчими многих стран Машрика и Магриба. Айван стал неотъемлемой принадлежностью парадного монументального портала – пештака, которым с XIV-ХV вв. на Среднем Востоке оформляли фасады культовых, мемориальных и общественных сооружений.

На протяжении полуторатысячелетней истории исламская архитектура обогатилась многими нововведениями. Каждый регион мусульманского мира внес свой вклад в ее развитие и подарил человечеству прекрасные сооружения.


Читайте также: