Византийское содружество наций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако планировавшаяся церковная уния так и не состоялась, так как болгарский и сербский народы продемонстрировали глубокую преданность Православию. Тем не менее, в XIII–XV вв. греки (византийцы), болгары и сербы выступали как политические соперники, что сыграло решающую роль в их порабощении османами. Нет ничего плохого в том, что сербы и болгары обрели собственную государственность. Беда лишь в том, что с тех пор между ними и византийскими греками, сумевшими возродить свою империю, вспыхнула непримиримая рознь и вражда, фатальным образом сказавшаяся на судьбах балканских государств. Во многом сами византийцы-греки притеснениями, дискриминацией и гордыней оттолкнули от себя братские православные народы.

Упоминание Оболенского и его теории "Византийского содружества наций" встречал регулярно последние лет 10. Как правило, с некоторым снобистским снисхождением: русский, оторвавшийся от корней, рассуждает о Византии и ее связях со славянами, придумывает некую общность и систему отношений, где все православные страны входят в Содружество, глава которого - император ромеев.

Книга развеяла некоторые существовавшие предубеждения. На мой взгляд, к мыслям Оболенского стоит прислушаться. Его главная идея, изложенная максимально корректно и с бесконечными оговорками, что речь не идет о полном политическом контроле, звучит так: Византия (в силу политических интересов защиты империи и в силу провиденциалистской силы христианства) сформировала вокруг себя сообщество народов (не государств!), объединенных культурой. Этот союз (Содружество) функционировал, признавая ведущую роль Нового Рима как центра христианства, как источник легитимной власти, как образец управления. Сила Содружества базировалась, с одной стороны, на Православии, которое было главной движущей силой единства, а с другой - на сохраняемых в Византии знаниях, традициях, оставшихся в наследство от Рима и Эллады. Причем первое постепенно перевешивало второе.

В рамках своей концепции Оболенский рассматривает христианизацию славян, изобретение славянской письменности, государственное устройство Болгарии, Сербии и Руси. Нельзя не согласиться, что общее у них было и есть! Что же касается нападок на него, то, по-моему, они во многом связаны с его наднациональным, непатриотичным взглядом: он разбирает общее, а не частное. Он не выделяет Болгарию или Россию, он "принижает" их, показывая, что они взяли от Византии. При этом не замечается, что, по его мнению, Содружество обогатило не только принимающую сторону (славян), но и Византию. Прежде всего тем, что оставило по себе память, что сохранило Византию.

Из некоторых иных его критических замечаний особо отмечу его позицию о Москве-третьем Риме. Пр мнению автора, Москва никогда в реальности не хотела (и не могла!) стать Третьим Римом; в силу национализма, принижающего устремления, Москва тщилась быть Вторым Киевом (т.е. государством русских, но не государством всех православных!), но никак не Новым Константинополем. Громкие слова о Третьем Риме не соответствовали реальной политической практике. Ни в Руси Ивана III (не шло никакой речи о наследии от Византии!), ни Ивана Грозного, ни Петра I, ни Николая II.

Позиция Оболенского хорошо коррелирует с точкой зрения Люттвака о мягкой силе и о максимуме результата при минимуме ресурсов, имеющихся у Империи. Во-многом, благодаря работе Содружества наций. Описание людей (серб, греки, болгары, русские) по стилю напомнило Иванова (Другой Рим).

Книга написана без излишней наукообразности и читается легко и приятно. Правда, часто ловил себя на мысли, что автор пишет для тех, кто в курсе византийской истории и понимает общую картину. Оболенский дает штрихи к некоторым моментам, но не излагает историю Второго Рима.

Византийское наследство-1

Содержание номера
Византийское содружество наций
Пять столетий борьбы за византийское наследство.
Иран против Турана
Россия и Туран:контуры противостояния
Восточнохристианский мир - альтернативная цивилизация
Турция между Востоком и Западом
Эндшпиль американского жизненного пространства
Евразийство
Пограничные этюды
Шарль Диль и армянские мотивы в истории Византии
ОБРАЩЕНИЕ

Византийское наследство-2

Содержание номера 2
Притяжение большого меридиана
Золотое Руно
Терроризм как инструмент глобального управления
Ось Москва-Тегеран проходит через Ереван
Пограничные этюды
Из Армяно-Арабской истории
Рыцарь византизма
Геополитика пантуранизма
Киликийская Армения и современная геополитика

Византийское наследство-3

Содержание номера 3
Освобождённая Византия
Механика межнационального конфликта
Обращение к армянам России
Стратегические последствия геноцида армян
Данилевский о глобализации
Третий Рим между Москвой и Киевом
Турецкий поход Юденича
Из истории Армяно-Византийских отношений
Армяне на византийском престоле

Византийское наследство-4

Содержание номера 4
Византийское содружество наций
Надеюсь, что закончилась эра злобы и насилия
Обстоятельства нового времени
45
Тайоц ашхар
В поисках имперской перспективы
Вашингтом меняет приоритеты
Иконное пространство и особый свет
Пустынные храмы Каппадокии
Путь духовного возрождения
Из истории Армяно-Византийских отношений

Византийское наследство-5

Содержание номера 5
Письмо президенту Армении
Конституция и отношения Родина–Спюрк
Самозащита - вот наша религия
Духовные и этнические истоки армянской государстве
Прореченное царство в ожидании цесаря
Призрак бродит по Европе, призрак Византии
Интеграция и многообразие
Предел американского могущества
Новый социализм
Если арабы владеют нефтью, то турки владеют водой
Турецкий марш на просторах СНГ

Византийское наследство-6

Содержание номера 6
Геноцид армян,греков и других народов в Османской империи
Вопрос признания геноцида армян в турецко-армянско
Новая цивилизационная парадигма
Войны нового типа
Алеет восток ?
В Европу с диаспорой и восточнохристианским миром
Непреходящая Византия
Падение Константинополя
Утопическое понимание истории
Погром греческого и армянского населения Стамбула

Византийское наследство-7

Содержание номера 7
Византийское содружество наций - футуристический п
Цивилизационный фактор и проблемы информационной безопасности
Мы – имперская нация
Освобождённая Византия
Атлантическое кольцо Евразии
К изучению следов пребывания армян на Балканах в средние века
Поминки по просвещению: взрыв этничности

Византийское наследство-8

Содержание номера 8
Шесть византийских портретов
Византийские экзархаты и роль армян в их управлени
Катехон и революция
Россия–США: новый этап отношений
Мифотворчество как инструмент международной политики
Советско-турецкие территориальные проблемы на Потсдамской конференции
Ось Москва-Тегеран
Дорога к древним храмам
Андраникизм как Византийская идея

Содержание номера 9
Суверенитет и глобализация
Армянские этно-топонимы на Балканах
Геополическая стратегия и развитие “Армянской ойкумены” в XXI веке
Как осуществить революцию ?!
Антропологическая модель России и Запада
Шестьдесят лет холодной войны с продолжением
Иранский контекст на суше и на море
Секрет богатства золотого миллиарда
Выступление Эдуарда Полатова в Цицернакаберде 19 мая 2007

Византийское наследство-10

Содержание номера 10
Многополярная и асимметричная Холодная война
Альтернативная Европа И Американский Миф об Иране
России нечего стесняться того, что она признала геноцид армян”
В Средиземноморье!
Сплетение судеб
Кесабцы
Об организации западного армянства и сопутствующих вопросах
Америка теряет контроль над Турцией ?
О чувстве неполноценности и "технологической системе"
Европа между Христианством и Исламом
К вопросу об иноверующих армянах
Символ русской веры

Содержание номеров 11,12
Обращение к президенту
Сетецентрическая организация армянства
Вопросы демографии и репатриации в "диаспоральных" странах
Культурологические аспекты армяно-византийских связей
Исламизированные греки Турции
Геополитическая дилемма Турции
Гибель империи. Византийский урок
Византия была культурной метрополией мира
Исчезнувшая империя
Византийский набат
Путь к мировой державе

Содержание номеров 13,14
Особенности военного конфликта
Пришёл,увидел,умиротворил
Южной Осетии требуется защита
Искусство психологической войны
Памяти патриарха Алексия II
Паломническая поездка
Армения и диаспора:проблемы и перспективы
Спасительная мечта о бомбе
Азербаджанские "горе-ученные"

Содержание номеров 15,16
Разноверкторная глобализация
Глобализация как идеология
Россия и Европа в новой геополитической реальности
Перспективы геостратегии России на Кавказе
Метц Ехерн армян в Османской Турции
Кризис-творение современной культуры
Илья Дмитриев
Поиски корней у потомков исламизированных армян
Единый народ
Политика как жизненная функция
Нация

Содержание номеров 17,18
РА-Турция: Контекст отношений
Новое это хорошо забытое старое ?
Мифы и реальности армяно-турецких отношений
Турецко-армянский протокол - инициатива США?
Новые проявления шовинизма в Турции
Формирование будущего
Проблемы армянских католических общин в Грузии
Американцы и израильтяне в Талыше
Слабость американской модели даёт шанс России
Перекрёсток планетарного развития

Византийское наследство-19,20

Содержание номеров 19,20
Время ультиматумов прошло
Распад "Системы".Некоторые причины и следствия
Опаснее внешних угроз
Активность Турции на современном этапе
Переговоры Ереван-Анкара:Производные процессы
Сценарии разрушения глобальной финансово-экономической системы
Армения может занять уникальное место
Об актуальных проблемах армянской общины Стамбула
Искусство предательства
Национальная идеология:российские искания
Большая восточная игра
Приказ Народного комиссара обороны СССР 227
Я приехал туда, где должен был родиться
Я приехал туда, где должен был родиться(греч.)

Византийское наследство-21,22

Содержание номеров 21,22
Открытое письмо
Армянская протестантская община Турции
Армяне протестанты
Армянской интеллигенции
Стратегия развития
Национальные государства в современных условиях
Предстоит урегулирование российско-армянских отношений
Сценарии региональной безопасности
Поколение верообращённых армян в Европе
Турецкие агенты влияния и США
Разве США не признали геноцид ?
Арменоцид:Исторический прецендент столкновения цивилизаций
Константинопольская армянская община

Византийское наследство 23,24

Византийское наследство 25,26

Содержание номера 25,26
Конспект номера
Российско-армянское сотрудничество и турецкий фактор
Нет союзников - есть только партнеры
Об армянах-католиках Турции
IT-сообщество
Церковь и государство в византийском представлении
Толкование теории симфонии
Политическая философия русского византизма
Византинизм и эволюция русской государственной идеи
Симфонические отношения Церкви и государства

Византийское наследство 27,28

Содержание номера 27,28
Конспект номера
Турецкая ядерная угроза
Ядерная Турция
Мистическое соучастие и божественное социальное
Два национализма
Гражданская нация или традиционная империя
Панацея в отсутствие гарантий
Теория многополярного мира
Праздник для сторонников континентальной империи
Будущее за странами восточно-христианской цивилизации
Различия между людьми разных цивилизаций
Восточно-христианская антропология как предпосылка новой социальности
Антропологическая модель Запада и России
Респектабельность или борьба?
Геноцид понтийского Эллинизма (1916-1923)
Греки Армении: статистика не утешает

Упоминание Оболенского и его теории "Византийского содружества наций" встречал регулярно последние лет 10. Как правило, с некоторым снобистским снисхождением: русский, оторвавшийся от корней, рассуждает о Византии и ее связях со славянами, придумывает некую общность и систему отношений, где все православные страны входят в Содружество, глава которого - император ромеев.

Книга развеяла некоторые существовавшие предубеждения. На мой взгляд, к мыслям Оболенского стоит прислушаться. Его главная идея, изложенная максимально корректно и с бесконечными оговорками, что речь не идет о полном политическом контроле, звучит так: Византия (в силу политических интересов защиты империи и в силу провиденциалистской силы христианства) сформировала вокруг себя сообщество народов (не государств!), объединенных культурой. Этот союз (Содружество) функционировал, признавая ведущую роль Нового Рима как центра христианства, как источник легитимной власти, как образец управления. Сила Содружества базировалась, с одной стороны, на Православии, которое было главной движущей силой единства, а с другой - на сохраняемых в Византии знаниях, традициях, оставшихся в наследство от Рима и Эллады. Причем первое постепенно перевешивало второе.

В рамках своей концепции Оболенский рассматривает христианизацию славян, изобретение славянской письменности, государственное устройство Болгарии, Сербии и Руси. Нельзя не согласиться, что общее у них было и есть! Что же касается нападок на него, то, по-моему, они во многом связаны с его наднациональным, непатриотичным взглядом: он разбирает общее, а не частное. Он не выделяет Болгарию или Россию, он "принижает" их, показывая, что они взяли от Византии. При этом не замечается, что, по его мнению, Содружество обогатило не только принимающую сторону (славян), но и Византию. Прежде всего тем, что оставило по себе память, что сохранило Византию.

Из некоторых иных его критических замечаний особо отмечу его позицию о Москве-третьем Риме. Пр мнению автора, Москва никогда в реальности не хотела (и не могла!) стать Третьим Римом; в силу национализма, принижающего устремления, Москва тщилась быть Вторым Киевом (т.е. государством русских, но не государством всех православных!), но никак не Новым Константинополем. Громкие слова о Третьем Риме не соответствовали реальной политической практике. Ни в Руси Ивана III (не шло никакой речи о наследии от Византии!), ни Ивана Грозного, ни Петра I, ни Николая II.

Позиция Оболенского хорошо коррелирует с точкой зрения Люттвака о мягкой силе и о максимуме результата при минимуме ресурсов, имеющихся у Империи. Во-многом, благодаря работе Содружества наций. Описание людей (серб, греки, болгары, русские) по стилю напомнило Иванова (Другой Рим).

Книга написана без излишней наукообразности и читается легко и приятно. Правда, часто ловил себя на мысли, что автор пишет для тех, кто в курсе византийской истории и понимает общую картину. Оболенский дает штрихи к некоторым моментам, но не излагает историю Второго Рима.

Читайте также: