Антимилитаризм это кратко и понятно

Обновлено: 18.05.2024

Начало современного антимилитаризма можно наблюдать в древней философии Просвещения. Ключевой её идеей был вечный мир, при котором любое государство могло стать независимым и превратиться в федерацию стран, не имевших собственных армий, посредством чего обеспечивалась свобода передвижения. Это намерение не было осуществлено в полной мере, однако некоторые его постулаты учитывались дипломатами 20 столетия при формировании Евросоюза и ООН.

Антимилитаризм — политическое движение и учение, которое было создано против концепций милитаризма.

Антимилитаристскую идеологию на сегодняшний день исповедуют многие анархисты, социалисты, либертарианцы и экологические активисты. Антимилитаризм не стоит смешивать с пацифизмом, отвергающим любое насилие. Данное направление признает право на необходимую самооборону, как классовую, так и индивидуальную, но выступает против монопольной власти государства на империализм, насилие и пропаганды ксенофобии или национализма, а также воинской повинности. Представители антимилитаризма выступают за решение любых межгосударственных проблем и вопросов только мирным путём.

Развитие антимилитаризма

Центральным этапом развития антимилитаризма был рубеж 19-20 столетий, когда перед Первой мировой войной большинство европейских правительств вели достаточно активную милитаристскую пропаганду и гонку необходимых вооружений. Против неё выступили такие известные социалисты, как Жан Жорес (Франция), Карл Либкнехт (Германия), Цет Хёглунд (Швеция). Указанные философы рассматривали боевые действия и войну как мощное орудие капитализма и пытались в своих работах предостеречь власть от возможных негативных последствий.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем же смыслом была наполнена и статья Жореса, в которой писатель приветствовал формирование новой Антанты как гарантии мира на территории Европы. По мнению Ленина, пролетариат обязан поддерживать не оборонительные действия, а те способы, посредством которых можно укрепить потенциал рабочего класса. Одновременно будущий вождь не понимал многочисленные союзы европейских государств с Россией, считая эту страну консервативной и жестокой к своим подданным.

Вскоре антимилитаристская идеология нашла свое отражение в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

На сегодняшний день специалисты выделяют такие вида исследуемого направления:

  • религиозный;
  • анархический;
  • социалистический;
  • пацифистский;
  • правительственный.

Все типы антимилитаризма достаточно многогранны по своей структуре, поэтому необходимо более тщательно рассмотреть хотя бы несколько основных видов этого уникального движения.

Религиозный антимилитаризм

Впервые в истории европейских стран практическая антимилитаристская система была представлена в форме религиозной, в связи с востребованным в те времена христианским учением. Античное общество со своими национальными религиями и обычаями выступало против принципов антимилитаризма, считая его крайним развитием государственности, которое полностью поглощает личность.

Однако постепенно христианство начало проникать в войска, подчинив себе тех, кто на добровольной основе решил посвятить себя военной службе, следовательно, ригоризму принципа вскоре пришлось сделать определенную уступку жизни.

Религиозный антимилитаризм мог сохраниться и развиваться только в стороне от методов деятельности господствующей церкви, в сектантстве. Ряд народных организаций, которые охватывали общество религиозным и этическим возбуждением, выставлял своим основным лозунгом полный антимилитаризм.

Правительственный антимилитаризм

Логическим итогом комплексного действия всех указанных влияний и явлений, а также собственного сознания государственных принципов выступил ряд практических методов и мер со стороны действующих правительств, которые пытались ограничить и гуманизировать войну. В совокупности эти действия были названы правительственным антимилитаризмом.

С масштабным развитием международного общения и ростом культурных сообществ сформировалось новое право, в особенности — право войны, упрочились все системы объединений, возникали стабильно нейтральные государства, предоставляющие международную гарантию, всё чаще использовались третейские суды между странами.


Он стреляет дальше, чем он мечтает antimilitarist cartoon - пользователем Джон Ф. Нотт. Впервые опубликовано в марте 1918 г.

Содержание

Различие между антимилитаризмом и пацифизмом

Пацифизм вера в то, что споры между народами можно и нужно разрешать мирным путем. Это противостояние войне и использованию насилия как средства разрешения споров. Это может быть отказ от участия в боевых действиях. [4]

Критика насилия


Обложка партитуры для фортепиано легкая опера Шоколадный солдатик, на основе Джордж Бернард Шоус Оружие и мужчина - оба из них высмеивают армии и милитаристские добродетели и положительно представляют дезертира, который убегает с поля битвы и носит шоколад вместо боеприпасов.

Джорджио Агамбен показал теоретическую связь между законом и насилием, разрешенным нацистским мыслителем Карл Шмитт чтобы оправдать "состояние исключения"как характеристика суверенитет. Таким образом, приостановление действия закона на неопределенный срок может быть заблокировано только путем разрыва связи между насилием и правом.

Антивоенные взгляды Генри Дэвида Торо


Капитализм и военно-промышленный комплекс

В Второй Интернационал выступал против участия рабочего класса в войне, которая рассматривалась как соревнование между различными национальными буржуазный классы и различные государственные империализма. Убийство французов социалист лидер Жан Жорес за несколько дней до объявления Первой мировой войны привело к массовому участию в предстоящей войне. [12] [13] В Марс; или, Правда о войне (1921), Ален критикует разрушения, вызванные милитаризм, и продемонстрировал, что это не патриотизм это заставило солдат сражаться, но штыки позади них. [14]

После Второй мировой войны президент США Эйзенхауэр1961 г. вынесено предупреждение о влиянии "военно-промышленный комплекс". [15]

Правый антимилитаризм в США

Антимилитаризм в Японии

Однако в послевоенную конституцию, на которой основан антимилитаризм Японии, были внесены некоторые поправки, и статья 9 была отклонена Либерально-демократическая партия. Немного новое законодательство позволяет Силам самообороны Японии действовать больше как обычная армия, переосмысливая конституционные ограничения. Против этого закона выступили японские оппозиционные партии, особенно Коммунистическая партия Японии, который категорически против милитаризма.

Антимилитаристские группы

Немного Отказники в Израиле, кто отказывается от призыва, и сопротивляющихся призыву в США некоторые могут считать антимилитаристами или пацифистами.

Интернационал противников войны, созданная в 1921 году, представляет собой международную сеть пацифистских и анимилитаристских групп по всему миру, в настоящее время объединяющую 90 групп в более чем 40 странах.

Демонстрация антимилитаристов. Великобритания, 1994.

Антимилитари́зм — учение и политическое движение, обращённое против милитаризма. Антимилитаристскую идеологию исповедуют многие социалисты, коммунисты, анархисты, либертарианцы, социал-демократы, зелёные и движение в защиту окружающей среды.

Антимилитаризм не следует смешивать с пацифизмом, который отвергает любое насилие. Антимилитаризм признаёт право на самооборону, как индивидуальную, так и классовую, но выступает против монопольного права государства на насилие, империализма, пропаганды шовинизма и ксенофобии, воинской повинности, за решение межгосударственных вопросов мирным путём.

Истоки современного антимилитаризма находятся в философии Просвещения. Важной её идеей был вечный мир, при котором Европа превращалась в федерацию государств, не имевших собственных армий, обеспечивалась свобода передвижения и т. д. Эта идея не была осуществлена в полной мере, но некоторые её положения учитывались дипломатами 20 века при создании ООН и Евросоюза.

Антимилитаристская и антиклерикальная карикатура с подписью Рата Ланга ( Габриэле Галантара ), Der Wahrer Jacob , 1899.


Антимилитаризм представляет собой идеологию , которая противостоит милитаризм в своих иерархических размеров и авторитарных, но поджигателей и националисты.

Исторический пример иллюстрирует это положение: в Испании, во время социальной революции 1936 года, в анархо-синдикалистская конфедеративные ополченцы , которые борются с помощью оружия против франкистов отказаться от милитаризации боевиков со стороны Второй Испанской Республики .

Резюме

Определения

Gran Enciclopèdia Каталан является более точным: «Движение против засилья армии над администрацией государства в двух аспектах: внутреннее с милитаризацией общества и внешнего с агрессивной международной политикой. "

Согласно Историческому словарю Швейцарии : «Антимилитаризм противостоит преобладанию ценностей, интересов и военных институтов в государстве и обществе. Он не подразумевает априори отказа армии, в отличие от пацифизма , к которому, однако, часто приближается. "

Жан-Филипп Леконт предлагает следующее определение: « Течения идей - а также отношения и практики, которые являются их результатом или которые они порождают (критические речи, мобилизация, неповиновение и т. Д.), - которые, с одной стороны, бросают вызов необходимость или законность вооруженных сил и военной деятельности во внешнем или внутреннем порядке; или, с другой стороны, осуждать и осуждать влияние, которое армия, и особенно профессиональная армия, считает чрезмерным, а также систему ценностей, которую она должна нести, на общество и / или политическую власть. . "

Многозначная концепция

Рабочий антимилитаризм


Роль армии в подавлении Парижской Коммуны и ее неоднократное использование для подавления забастовок рабочих питает рабочий антимилитаризм. Буланже и особенно дело Дрейфуса , где армия находится в центре кризиса, усиливают эту тенденцию.

В Октябрь 1908 г. , В то время как большое количество лидеров Cégétiste находится в тюрьме, то Marseilles Конгресс о Всеобщей конфедерации труда принимает энергично антимилитаристское движение.


Перед Первой мировой войной


Для этих боевиков речь идет о подрыве капиталистического общества, стремясь ослабить и деморализовать его главный оборонительный институт - армию. Под предлогом защиты родины капиталистический режим полагается на нее, чтобы подавить движения восстания: от расстрела Фурми ( 1 - го мая 1891 ) до Нарбонны и Раон-л'Этапа (июль и август 1907 г.) французская армия неоднократно подтверждала этот тезис пролетариату.

В 1886 году во Франции Жозеф Тортелье , Эмиль Бидо , Октав Ян и др. основал Лигу антипатриотов в противовес Лиге патриотов .

В Декабрь 1902 г. , То Антимилитаристская лига привела , в частности, Paraf-Javal и Альберт Либертад , выступает за подавление армий и дезертирство в качестве единственного метода борьбы .

Из Декабрь 1905 г. , руководство французской секции Международной антимилитаристской ассоциации подверглось репрессиям: 28 лидеров были обвинены в ходе судебного процесса, который проходил с 26 по 19 ноября. 30 декабря 1905 г. 26 из них были приговорены к 36 годам тюремного заключения за публикацию плаката, призывающего контингенты к мятежу или ответным на мобилизацию забастовкой мятежников.

Социальная война


Первая мировая война



Антимилитаристское течение, столь непримиримое и неистовое в предвоенные годы, должно противостоять Июль 1914 г. , испытание реальностью, которое разрушит его во внезапном бегстве, сопровождаемом отрицаниями.

Великая империалистическая война унесла жизни более восьми миллионов человек, и некоторые историки полагают, что она не закончилась до 1945 года. Это неумолимое преступление, которое они предвидели, заставляет антимилитаристов до 1914 года приписывать частичную ясность и храбрость. Однако это не исключает измерения их слепоты в отношении возможного и осуществимого.

Между двумя войнами



«Отказ от военной службы - это страховка на случай смерти, эта страховка будет действовать, как только будет достаточно застрахованных. "

В 1933 году в Бельгии Лео Кэмпион и Хем Дей вернули свои военные записи и отказались отозвать оружие. Это первые два отказника от военной службы по убеждениям . Их бросают в тюрьму и приговаривают к нескольким месяцам тюремного заключения. После голодовки их окончательно уволили из армии, потому что они были недостойны больше находиться в ее рядах.

В том же году во Франции Жерар Леретур основал Лигу сознательных отказников, которая стала французской секцией Интернационала сопротивления войне . Арестованный в конце 1933 года за уничтожение статуи Поля Деруледа (основателя Лиги патриотов ) на площади в Париже, он был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения и объявил еще одну голодовку, чтобы получить статус политического заключенного. Лига отказников было официально распущена , но восстановлена в 1936 году под названием Центра защиты отказников .

Гражданская война в Испании и милитаризация ополченцев

В этих отрядах анархисты отказываются от униформы, военного салюта и других знаков уважения к иерархии; Избранные офицеры могли быстро сменять друг друга во главе группы, и люди считали себя вправе обсуждать приказы и применять их только в случае согласия.

Из' Октябрь 1936 г. , правительство пытается интегрировать их в новую Народную армию Испанской республики . Большая часть ополченцев отказывается от интеграции в армию и, как следствие, от их милитаризации. Летом 1936 года анархист Буэнавентура Дуррути объяснил идеологические причины этого противостояния: «Рабочую милицию нельзя вести в соответствии с классическими армейскими правилами. […] Дисциплина, координация и реализация плана - важные вещи. Но все это не следует понимать в соответствии с критериями, которые преобладали в мире, который мы разрушаем. Мы должны строить на новых основах. […] Солидарность между мужчинами - лучший стимул для пробуждения личной ответственности, кто знает, как принять дисциплину как акт самодисциплины. […] Цель нашей борьбы - победа революции. Это означает не только победу над врагом, но и коренное изменение человека. Для того, чтобы эта трансформация произошла, необходимо, чтобы человек научился жить и вести себя как свободный человек, ученичество, в котором разовьются способности ответственности и личности, которые сделают его хозяином своих собственных действий. […] Комбатант - не что иное, как рабочий, использующий ружье как инструмент, и его действия должны быть направлены на ту же цель, что и рабочий. В бою он не может вести себя как солдат, позволяющий командовать собой, но как сознательный человек, понимающий важность своих действий. […] Если наш военный аппарат революции будет поддерживаться страхом, то мы ничего не изменим, кроме цвета страха. Только освободившись от страха, общество может построить себя в условиях свободы. "

После Второй мировой войны

Вторая мировая война породила новый антимилитаристской ток и сопротивление среди призывников предназначенной для борьбы в Алжире и Индокитае. Холодная война с ее угрозами ядерного апокалипсиса, восстание молодежи в мае 1968 года , война во Вьетнаме и совсем недавно, войны в Персидском заливе или французские операции в Африке, или милитаризация гражданского ядерного сектора вызвали враждебное отношение к армиям и армиям. войны.

Отказ от военной службы по соображениям совести


Во Франции в 1958 году анархист Луи Лекойн начал кампанию по получению статута для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям . Альбер Камю активно в этом участвует. Осенью 1958 года проект был неофициально изучен правительством, и 10 отказников, отбывавших не менее пяти лет заключения, были освобождены. Но столкнувшись с враждебностью армии, правительство откладывает дела. в 1 - го июня 1962 Луи Лекойн объявил голодовку в возрасте 74 лет. Его, в частности, поддерживает Le Canard enchaîné, где Анри Дженсон взывает к интеллектуалам громким «Эй! Большой рот! Вы позволите умереть Луи Лекойну? ". в 15 июня он был принудительно госпитализирован. В тот же вечер были освобождены 28 противников. в 22 июня Премьер-министр Жорж Помпиду посылает ему обещание, что законопроект будет внесен в парламент. Лекойн покидает больницу 5 июля . Однако в феврале необходима новая мобилизация. Март 1963 г. , включая петицию от отдельных лиц, о том, чтобы проект был эффективно изучен летом 1963 года. Лекойн пригрозил возобновить голодовку, и закон с поправками был принят 22 декабря 1963 г. в Национальном собрании, и статут обнародован на следующий день. Все отказники от военной службы освобождены.

В Бельгии, после непрекращающихся боев с Жаном Ван Лиерде с 1949 года, отказ от военной службы по соображениям совести был узаконен в 1964 году.

Алжирская война

вьетнамская война


Во время войны во Вьетнаме в Соединенных Штатах были совершены десятки тысяч актов дезертирства и / или неподчинения. Цифры разнятся по источникам.

Согласно статье 2006 года на анархистском сайте - где нет ссылок - армия Соединенных Штатов считает, что между январь 1967 и Январь 1972 г. 354 112 солдат покинули свои посты без разрешения, и на момент подписания мирных соглашений 98 324 из них пропали без вести.

Комитеты солдат

В 1970-х годах во Франции было создано около сотни солдатских комитетов, в частности, после принятия закона Мишеля Дебре в 1973 году, поставившего под сомнение приостановку приема студентов в армию. В Февраль 1976 г. профсоюзный деятель Жерар Жюссио, секретарь местного профсоюза CFDT в Безансоне, заключен в тюрьму за то, что сопровождал солдат из контингента одного из полков города, сформированного в комитет солдат, и желал преобразовать его в профсоюзную секцию. В стране растет движение солидарности. В целом, 53 человека обвиняются в подрыве морального духа армии в суде государственной безопасности, а 26 человек находятся в заключении. В 1978 году было произведено общее увольнение. Суд государственной безопасности был распущен в 1981 году. В 2001 году призыв был отменен и заменен профессиональной армией.

Антимилитаризм в культуре

Антимилитаризм влияет на массовую культуру и альтернативную культуру . Движение хиппи и его оппозиция войне во Вьетнаме , многие прогрессивные рок-группы 1980-х годов и панк- музыка часто заявляют о антимилитаризме.

В литературе

  • Деревянный крест , Ролан Доржелес , Альбин Мишель , 1919 год.
  • Храбрый солдат Хвейк , Ярослав Гашек , 1921-1923 гг.
  • Путешествие в конец ночи , Луи-Фердинанд Селин , Издательство Denoël , 1932 г.
  • Джонни идет на войну , Далтон Трамбо , 1939 год.
  • Allons z'enfants , Yves Gibeau , Éditions Calmann-Lévy , 1952 г.
  • ВРЕМЯ ЖИТЬ, ПОРА УМЕРТЬ , Эрих Мария Ноте , 1954
  • Le Cachot , Дени Ланглуа , Maspero Editions , 1967
  • Отрицание отечества , Тьерри Марикур , Éditions Chant d'orties, иллюстрация Бенуа Друара, 2013

В песне

Дезертир Бориса Виана

Созданная как антимилитаристский гимн, песня Виана пользовалась популярностью в последующие годы, выходящие за рамки исторического контекста деколонизации. Этим занимаются многие художники, например, во Франции Рено (против военной службы), Серж Реджиани, Джонни Холлидей или Марк Лавуан. За пределами Франции ее поет американка Джоан Баез в знак протеста против войны во Вьетнаме .

Читайте также: