Византийские и болгарские сборники права на руси кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ø Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав;

Ø Номоканон 14 титулов;

Ø Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение;

Ø Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

Ø Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.

Источниками для составления Судного Закона послужили: правила Василия Великого, кодексы Феодосия и Юстиниана, Базилики или царские книги; Прохирон Василия Македонянина и сына его – Льва Философа; правила святых отцов и даже некоторые из законов Моисея.

Содержание Судного Закона. Судный Закон разделяется на 32 главы, но это деление принадлежит уже позднейшему времени, мы не находим его в древних кормчих; притом же в нем нет порядка и системы.

Во-вторых, СЗ, согласно с византийскими законами, требует, чтобы в свидетели на суде принимались люди, заслуживающие доверия, и чтобы число их было в большой тяжбе 18, а в малой – от 3 до 7; требует, чтобы свидетели на суде пользовались доверием и назначает наказание за ложное свидетельство. Все эти положения прямо заимствованы из кодекса Юстиниана или из Эклоги Льва Философа. Но несмотря на свое иностранное происхождение, они имели на Руси полную силу и вошли впоследствии в РП. Так, в РП вошло узаконение, заимствованное из СЗ, что рабы не должны допускаться к свидетельству, что свидетелями должны быть очевидцы и что свидетелей должно приводить к присяге или роте.

III. СЗ представляет ряд узаконений по гражданскому праву.

1) Узаконения относительно семейного права. На основании Эклоги Льва Философа, Судный Закон налагает телесное наказание тому, кто имеет двух жен или женится на родственнице. На основании той же Эклоги Льва Философа, Судный Закон запрещает расторжение брака и назначает страшное наказание тому, кто расторгнет брак насильственной смертью, именно, муж или жена, оказавшиеся преступными против этого закона, наказывались сожжением. За незаконную связь закон назначает отрезать нос. Эти наказания, как несогласные с духом русского общества, были смягчены уставом Ярослава и заменены денежной пеней.

2) Узаконения о наследстве, о завещаниях и об опеке. Относительно наследства СЗ, на основании Эклоги Льва Философа и Прохейрона Василия Македонянина, требует, чтобы отец делил свое имущество поровну всем; если же он одному дает больше, а другому меньше, или по гневу на кого-нибудь из детей лишит наследства, то дети по смерти отца могут переделиться. Это узаконение едва ли имело силу на Руси, потому что мы видим узаконения противоположные этому: в РП говорится, что отец мог делить свое имущество, как хотел.

Относительно составления духовных завещаний Судный Закон постановил следующие правила:

§ Духовные завещания должны начинаться исповеданием веры завещателя.

§ В завещании должны быть помещены распоряжения об освобождении рабов, о выдаче части из имущества бедным, духовенству и церкви, о назначении части имущества жене и детям. Притом сказано, что завещатель не может назначить жене более половины своего имения.

§ Чтобы завещание имело законную силу, для этого оно должно писаться при свидетелях, которых должно быть не менее 7. В свидетели при написании завещания должны браться люди, заслуживающие доверия.

§ Сам завещатель при составлении завещания должен находиться в здравом уме и твердой памяти и должен назначить душеприказчиков и опекунов, которые бы после его смерти исполнили его волю.

Относительно душеприказчиков и опекунов Судный Закон постановляет:

· Душеприказчикам и опекунам должны быть не пьяницы, не расточители и не состоящие во вражде с женой или с детьми завещателя.В душеприказчики и опекуны закон допускает и рабов, отпущенных на волю.

· Душеприказчики и опекуны должны принимать имущество по смерти завещателя при свидетелях и в распределении и употреблении его руководствоваться завещанием, если бы даже этому и противились жена или дети покойного.

· Если душеприказчики и опекуны будут поступать несправедливо, нарушая завещание в ущерб жены и детей, то обиженные могут жаловаться на них особому сиротскому судье. (Скорее епископу или его наместнику, потому что уже в уставе о делах церковных все дела по опеке отнесены к суду епископскому).

· Ежели душеприказчик или опекун расточит порученное ему имение, то по суду подвергается телесному наказанию, а имение обязывается возвратить все под клятвой и сверх того придать половину из своего имения.

Все эти узаконения, взятые большей частью из Прохейрона Василия Македонянина, по всей вероятности были действующим законом в одно время с РП. Это видно из того, во-первых, что дела по духовным завещаниям и опеке по уставу Ярослава предоставлены церковному суду, а, во-вторых, из того, что РП, подробно излагая статьи о наследстве по закону, не упоминает ни о наследстве по завещанию, ни об опекунах и душеприказчиках по завещанию. Из этого можно заключить, что по этим делам судьи руководствовались Судным Законом.

3) К узаконениям СЗ по праву гражданскому относятся узаконения о договорах поклажи, займа и ссуды.

Займ: при отдаче взаймы не должно брать процентов. Это узаконение взято из Моисеева закона. Оно не имело силы на Руси, так как мы знаем, что по Русской Правде брать проценты тогда дозволялось.

Относительно ссуды или найма СЗ представляет следующие статьи, заимствованные из Новелл Юстиниана:

§ Если конь, взятый кем-либо у хозяина на известный срок, падет, то взявший у хозяина обязан заплатить цену коня хозяину его.

§ Своевольно, без согласия хозяина, взявший чужого коня признается вором и подвергается телесному наказанию. Эта статья вошла в РП еще при Ярославе, но только в несколько измененном виде, именно – в Русской Правде телесное наказание заменено пеней.

§ Уморивший каким-либо образом чужую скотину должен заплатить хозяину ее двойную цену и сверх того подвергается телесному наказанию. Эта статья также вошла в Русскую Правду, а телесное наказание в ней заменено пеней в 12 гривен.

§ Земледелец, взявший землю по найму и не доработавший по договору, лишался найма.

IV. Сз заключает в себе ряд узаконений по уголовному праву.

Ø В первых четырех статьях этого отдела запрещаются порочные связи с рабынями и вообще – развратная жизнь. За нарушение этого закона назначалось отрезание носа или палочные удары. Узаконения эти взяты из Эклоги Льва Философа и Прохейрона Василия Македонянина. Оно вошло и в Русскую Правду, но только там палочные удары и отрезание носа заменены денежной пеней и церковной эпитимьей.

Ø Далее СЗ говорит о поджоге. Статья о поджоге взята также из Эклоги Льва Философа. За поджог в ней назначается СК. Статья эта вошла в РП в измененном виде: РП назначает брать из имения поджигателя часть на вознаграждение пострадавшего от поджога, а остальное имение на поток и разграбление, сам же преступник отдавался князю.

Ø За убийство свободного человека СЗ назначает смертную казнь. Этому же наказанию подвергается разбойник, а также и нанесший смертельную рану во время ссоры. Если же рана не смертельная и раненый выздоровеет, то ранивший обязывался заплатить только за его лечение. Равным образом, смертная казнь назначается тому, кто нанесет побои беременной женщине, если она от этого выкинет мертвого ребенка. Относительно телесных наказаний, назначаемых Судным Законом, надобно заметить, что они были заменены, вероятно еще при Владимире, денежной пеней, потому что они были не в духе русских того времени, а смертная казнь считалась только правом частной мести.

Ø Относительно наказаний за воровство Судный Закон за кражу церковную назначает, на основании Эклоги Льва Философа, продажу или ссылку. Но если кто-либо будет три раза пойман в церковной краже, тому закон назначает отрезание носа и выкалывание глаз. По Владимирову и Ярославову уставам, церковная татьба была предоставлена церковному суду. Ежели кто украдет свободу другого, т. е. продаст его или обратит в рабство незаконно, тот сам отдавался в рабство. Впоследствии эта статья была внесена в Русскую Правду только относительно закупов. В отношении же порабощения или продажи совершенно свободного человека, вероятно, оставалась в силе статья Судного Закона, по крайней мере мы не находим ее отмены ни в Русской Правде, ни в других узаконениях того времени.

Ø За кражу коня и оружия СЗ назначает обращение в рабство и телесное наказание. В РП за это преступление назначена пеня в 3 гривны. Укравший овцу или теленка, по СЗ должен был отдать 5 овец или 5 телят. По РП укравший должен был платить пять кун как за овцу, так и за теленка. Если укравший будет чей-либо раб, то СЗ предоставляет хозяину его на волю – или выкупать раба, или отдавать его тому, у кого совершена кража. Это узаконение полностью вошло и в РП.

Ø При защите допускалось убить вора: если кто убьет вора, говорит Судный Закон, защищая свое имущество, то не подлежит никакому наказанию; но подвергается наказанию тот, кто, поймав вора ночью, продержит его до утра и потом убьет, а не представит куда следует. Это узаконение перешло и в Русскую Правду.

Ø Наконец, узаконение о защите церкви, помещенное в Судном Законе, взято из Новелл Юстиниана. Прибегающий к церкви должен был объявить священнику свою вину и тогда священник давал ему убежище в церкви, причем желающий похитить прибегшего к защите церкви подвергался 140 палочным ударам и предавался суду. К защите церкви на Руси прибегали редко, потому что каждый член общества принадлежал к какой-либо общине и пользовался ее защитой. Так, мы знаем не более четырех случаев за XVI и XVII в.; в которых обращались к церкви, прося убежища. В Риме же и в западных государствах прибежище к церкви было необходимо, так как там не было общины. Вот и все статьи Судного Закона, взятые из византийских лоточников.

V. В Софийском списке к Судному Закону присоединено еще четыре статьи чисто русского происхождения. Они в особенности замечательны тем, что указывают на некоторые старинные русские обычаи, отзывающиеся глубокой дохристианской стариной.

Русская Правда

- Обида -причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.

- Поток и разграбление –высшая мера наказания, назначаемая только за убийство, разбой, поджёг и конокрадство, заключавшаяся в конфискации имущества и выдачи преступника вместе с семьёй , то есть в рабство.

- Вира –штраф, который назначался только за убийство и поступал в княжескую казну.

- Головничество –штраф за убийство, который выплачивался родственникам убитого и был равен вире.

- Продажа –штраф за все остальные преступления, который устанавливался в зависимости от тяжести преступления и поступал в княжескую казну.

- Урок – денежное возмещение за все остальные преступления, которое выплачивалось потерпевшему за причинённый ему ущерб.

- Свод –вторая стадия судебного процесса, напоминавшая очную ставку.

- Гонение следа – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника.

- Испытание железом – один из видов “суда божьего”, заключавшееся в том, что обвиняемому клали в руку раскалённый кусок железа, который тот должен был пронести несколько шагов и затем бросить его. После этого руку завязывали в особый мешок и если по прошествии определённого времени рука заживала и на ней не оставалось следов ожога, то человек признавался оправданным, а если не заживала – обвинённым.

Уже в некоторых церковных уставах встречаются ссылки на греческий номоканон как на источник, из которого князья почерпали указания в своей уставной деятельности. Не подлежит сомнению, что греческие номоканоны проникли к нам на Русь уже вслед за принятием христианства и очень рано были известны в славянском переводе. Еще в домонгольское время известны были в переводах номоканон Иоанна Схоластика и номоканон в XIV титлах дофотиевой редакции. Митрополит Кирилл II на Владимирском Соборе 1274 г. указал, что раньше в церкви были большие неустройства, но благодаря нормам византийского права стало лучше. В этих словах, из которых раньше историки церкви выводили заключение, что до митрополита Кирилла у нас были только греческие номоканоны, кроется прямое указание на полученный митр. Кириллом от болгарского деспота Иакова Святислава новый перевод номоканона с краткими толкованиями Аристина. Этот новый славянский перевод был сделан для сербов первым сербским архиепископом Саввою и перешел потом к болгарам. В предисловии к переводу Савва и употребил вышеприведенные слова, так как у сербов не были известны раньше славянские переводы номоканонов, а митр. Кирилл эти слова повторил, хотя у нас они не могли иметь того значения, как в Сербии.

Вскоре после получения нового перевода номоканона с толкованиями возникают две редакции кормчих: новгородская или софийская, составленная в конце XIII в. и отличающаяся более полным текстом канонических правил и чрезвычайно важными дополнениями чисто русского происхождения, и рязанская, составленная при епископе рязанском Иосифе по списку митр. Максима и воспроизводящая Кирилловскую кормчую в том виде, как она получена из Болгарии.

Чрезвычайно важные вопросы о том, с каких пор, какими способами и в какой мере усвоились эти проникшие к нам юридические сборники, еще далеки от полного их разъяснения. Несомненно, однако, что уже в Русской Правде можно отметить следы этих влияний. Переводчики и составители этих чужеземных сборников и русские их описатели имели, конечно, в виду не одни назидательные цели, а и практическое их приложение. Но условия русской жизни были столь существенно различны от византийских, что не один раз возникал вопрос о необходимости приспособления чужих норм к русской действительности. Это было прямо неизбежно, так как в русском языке некоторых понятий совершенно не существовало. Поэтому и наблюдаются в славянских текстах сборников более или менее существенные отступления от оригинала. Например, переводчик "Законных книг" заменяет понятие "государственной казны" описательным выражением "казна обчая", "казна господская", "казна господская опчая", "казна обчая, еже ко князю"; понятие "жалованье чиновникам" выражает формулой "честь и власти, яже отъ князя"; вместо фальшивых монетчиков стоят "списавшie лживую грамоту о продажи какова либо места"; вместо "царь" везде поставлено "царь или князь". В других случаях приспособление византийских норм к русской жизни выражается в том, что вместо телесных наказаний назначались денежные взыскания, причем число ударов заменяется равным числом гривен кун. Все же влияние византийского права на русское законодательство неоценимо.

Первоначально основным источником права у славян, как и у других народов, был правовой обычай. Возникнув в условиях родоплеменных отношений, обычаи получают поддержку формирующегося государства, которое начинает принуждать к исполнению этих норм. Появляется обршное право. Обычное право выражается в однообразном повторе­нии юридическихдействий в различных сферах жизни общества, напри­мер при сделках (магарыч, рукобитье), уголовном преследовании (при­менение кровной мести за убийство родственника). Довольно часто от­ражение норм обычного права мы видим в пословицах и поговорках.

Правовой обычай длительное время оставался основным источником права и в условиях развития писаного права, постепенно трансформиру­ясь из племенного обычая в территориальный. На обычае (пошлине), т.е. заведенном порядке, которому надлежало следовать ради сохранения мира, базировались поземельные отношения, отношения князя сдружиной, пе­редача княжеского престола и многие другие отношения.

Безусловно, в обычном праве различных частей территории ран­нефеодального Русского государства имелись существенные расхож­дения. Однако отдельные имеющиеся сведения об обычаях, принятых в том или ином регионе Руси, не позволяют строить предположения о характерных особенностях региональных правовых систем.

Первыми дошедшими до нас письменными памятниками древне­русского права были договоры Руси с Византией. Русские летописи донесли до нас тексты договоров князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г. и князя Святослава 971 г.

Эти договоры носили международно-правовой характер и содер­жали византийские и древнерусские гражданские, процессуальные и уголовные нормы права. Они регулировали торговые и военные отно­шения между двумя государствами, устанавливали виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти договоры демонстрируют довольно высокий уровень права Руси, выступавшей в них как равный партнер Визан­тийской империи. В договорах 911 г. (ст. 5) и 944 г. (ст. 6) прямо ука­зывается на существование к этому времени Закона русского (в пер­вом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе кото­рых законодатель разрешает спорные вопросы.

На раннем этапе развития науки истории отечественного государ­ства и права высказывалось мнение, что договоры отражают сканди­навское право, право дружинников. Однако исторические сравнитель­но-правовые исследования показали его необоснованность, за исклю­чением норм, типичных для подавляющего большинства раннефео­дальных обществ, никаких аналогий со скандинавскими нормами в до­говорах выявлено не было.

Большую роль в праве Древней Руси играли византийские и болгарс­кие источники права. Принятие христианства на Руси означало создание в русском государстве церковной иерархии и появление особой социаль­ной группы духовных лиц. Разумеется, вхождение в русскую жизнь столь сложного института, как православная церковь, вызывало необходимость правового урегулирования новых отношений, и вполне естественным было заимствование хорошо разработанных норм византийского права. Пере­несение византийских правовых памятников на русскую почву и их прак­тическое применение были связаны также с тем, что киевская митропо­лия являлась составной частью константинопольского патриархата и по­этому руководствовалась его правовыми нормами.

Из Византии на Русь пришли сборники церковного права: Номо-канон(законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сбор­ники канонических и юридических установлений).

Ко времени принятия Русью христианства в греческом мире были распространены два номоканона: в 50 титулов и в 14. Номоканон в 50 титулов был составлен из двух сборников: первый имел каноническое содержание: это был свод церковных правил; второй — сборник свет­ских законов по делам церкви, включал выборку из разных новелл и состоял из 87 глав. Номоканон в 14 титулов, приписываемый патри­арху Фотию (883 г.), также был составлен из канонов и светских зако­нов. Первоначальная редакция номоканона в 14 титулов относится к VII в., в период же патриаршества Фотия он был пересмотрен и до­полнен постановлениями шестого и седьмого Вселенских соборов и соборов поместных, бывших при Фотии. На Руси использовались в переводах на славянский и при дальнейших обработках русского цер­ковного права оба номоканона.

И Эклога, и Прохирон были принесены на Русь первыми христи­анскими епископами, поскольку являлись необходимыми источника­ми церковного суда. Однако вопрос о моменте появления на Руси пер­вых славянских переводов византийских судебников остается нерешен­ным. Первые древние русские кормчие содержали не полные перево­ды этих памятников, но только извлечения. Достоверно известный пер­вый полный перевод Прохирона, имевший хождение на Руси, содер­жался в сербской кормчей, полученной митрополитом Кириллом II из Болгарии уже после монгольского нашествия (предъявлена собору 1274 г., собравшемуся во Владимире-на-Клязьме).

Усвоение христианской культуры, более тесное общение с Визан­тией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сфе­рах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и было подвергнуто пересмотру.

По мере становления государственности Древней Руси повышает­ся роль законодательства, хотя в данный период оно носит спорадическии характер. Правотворческая деятельность князя проявляется весьма поздно — сначала в виде отдельных судебных решений (как про­яснявших обычай, так и вводивших новые нормы), а затем уже в зако­нодательном порядке. Наибольшее значение среди памятников этого рода имеют Русская Правда и уставы князей.

Русская Правда была нацелена на установление единообразных правовых отношений, имела характер общего правового установления. Княжеские же уставы являлись по преимуществу локальными актами, призванными установить правовой статус отдельного субъекта права (например, монастыря). Однако, будучи в большинстве случаев даны отдельным субъектам, в дальнейшем они выступали образцами пра­вового регулирования сходных отношений. Это значение уставов под­тверждается тем, что практически ни один из них не дошел до нас в виде, близком к первоначальному. Они неоднократно переделывались, дополнялись, перерабатывались в соответствии с изменением ситуа­ции для адекватного регулирования предусмотренных отношений.

Среди княжеского законодательства наиболее важное значение имели Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Все­волода, а также уставные грамоты монастырям и церквам, например, уставная грамота князя Всеволода Мстиславича Новгородского церк­ви Иоанна Предтечи на Опоках, устав новгородского князя Святосла­ва, уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, грамота вели­кого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю. Они содержат положения о церковной десятине, которую со времен Вла­димира русская церковь получала из казны на содержание, церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрис­дикции княжеского суда, церковь получила право надзора за правиль­ностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помо­гают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Рус­ской Правде.

"Русская Правда не только рассказывает о юридических нормах X - XII вв. Источники дают ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси. Причем все эти категории в статьях "Русской Правды" предстают не как отвлеченные понятия, а как эхо жизни далекой эпохи во всем ее многообразии и противоречиях.

Содержание

1. Особенности Византийского законодательства

2. Развитие права в Древней Руси

3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

Работа содержит 1 файл

иогп.doc

1. Особенности Византийского законодательства

2. Развитие права в Древней Руси

3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

Решение задач

Список литературы

О социальной структуре, политическом и государственном устройстве древнерусского общества периода раннефеодальной монархии и феодальной раздробленности нам известно из древнейшего юридических памятников - "Русской правды". "Русская правда" - сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве, до нас не дошедшем. "Русская правда" состоит из "Правды Ярослава" (первые 17 статей) и "Правды Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого), "Устава Владимира Мономаха". "Правда Ярослава" регламентирует отношения между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. "Правда Ярославичей" же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением. Псковская судная грамоты является документом составленным в Новгородской боярской республике.

"Русская Правда не только рассказывает о юридических нормах X - XII вв. Источники дают ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси. Причем все эти категории в статьях "Русской Правды" предстают не как отвлеченные понятия, а как эхо жизни далекой эпохи во всем ее многообразии и противоречиях. Из источников мы можем многое почерпнуть и о быте, нравах человека Древней Руси. Одним словом, перед нами срез времени, дающий возможность увидеть сразу несколько аспектов эпохи: историко-правовой, социально-экономический, политический, нравственно-бытовой.

1. Особенности Византийского законодательства

В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства. После принятия христианства, византийское духовенство всячески стремилось в своей деятельности проводить, основные принципы византийского феодального права. На Руси распространялись переводы сборников византийского церковного права. Ввиду зависимости русской церкви от Константинополя русское духовенство частично подчинялось правилам греческой церкви. Влияние византийских сборников на русское право обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов семейно-брачного и наследственного права. Сборники византийского церковного права носили наименование номоканонов. Русские переписчики объединили номоканоны с правилами из других русских правовых источников, в результате вышли более полные сборники права, получившие название Кормчих книг. Источники "Русской Правды" убедительно свидетельствуют о том, что этот документ права возник на основе закономерного развития, русского общества, и рассуждения норманистов, дворянско-буржуазных историков, современных западноевропейских советологов о германском происхождении "Русской Правды" или о заимствовании ею норм из Саксонского, Салического или Фризского прав явно несостоятельны и не могут быть обоснованы никакими научными доказательствами. Этот древнейший кодекс является сборником русского феодального права. Содержание его дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о правовом положении населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, наследовании и договорах.

2. Развитие права в Древней Руси

В IX - X веках на Руси действовала система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X века. 1

Большую роль в регулировании отношений в докодификационных период имела система договоров. Основная масса договоров была заключена с Византией. Византийское право сыграло значительную роль в формировании системы российского права.

В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.

Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян. Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил, что у славян и антов “вся жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумевать здесь под “узаконении” Русскую Правду нет никаких оснований, но признать наличие каких-то норм, по которым текла жизнь антов и которые запоминались знатоками обычаев и сохранялись родовыми властями необходимо. Недаром русское слово “закон” перешло к печенегам и было у них в обиходе в XII веке. Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известна в то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходится сомневаться и в том, что родовая община с обычаями в процессе разложения, происходящим под влиянием развития института частной собственности на землю, превратилась в общину соседскую с определенным кругом прав и обязанностей. Эта новая община нашла отражение в Русской Правде. Все попытки доказать какое - либо влияние на Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков. Таким образом, изучение русской правды вводит нас в область правовых понятий этих столетий. Первый писаный закон касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которых так много было в это смутное время на Руси. Но уже в нем просматривались черты развивающегося социального неравенства, которые обгоняли само законодательство. Так, например, в некоторых статьях полагались денежные штрафы за укрывательство чужой челяди. За преступление холопа виру платил господин. За обиду, которую холоп наносил свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика, вместе с тем Русская Правда является незаменимым источником по истории хозяйственных, общественных и классовых отношений на Руси. Сам вопрос о начале феодальных отношений на Руси, бесспорно, разрешается только данными Русской Правды.

3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние на эту кодификацию оказало византийское каноническое право.

Давая оценку развитию русского государства в целом, нужно отметить, что за период с IX по XII век наша страна проделал значительный путь развития от союза племен до раннефеодального государства и начала периода феодальной раздробленности.

Спорные вопрос о первопричине создания русского государства и его создателях может быть разрешен в историографии как российской, так и зарубежной только в результате длительных поисков. Сегодня очевидно одно: в процессе длительного торгово-экономического сотрудничества и военного соперничества славянские племена были связаны с обширной европейской территорией и влияние варягов-путешественников на российскую государственность бесспорно.

Торгово-экономическое развитие этого периода времени показывает, что русские земли торговали со всей Европой и Азией, у них была хорошо развита денежная система, имелись успехи в ремесленном производстве. Особ нужно отметить, что наблюдалась специализация производств и территорий.

Говоря же о древнерусской культуре в целом (зодчестве, живописи и др.), нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

Задача: Два солдата поменялись друг с другом шинелями. При этом один доплатил другому определенную сумму денег. Какие Военные артикулы XVIII века регламентировали подобные взаимоотношения?

Артикул 59. Есть ли кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первые и вдругоредь жестоко шпицрутенами, и заплатою утраченнаго наказан, а в третие розстрелян быть. Такожде и тот, которой у салдата покупает, или принимает такия веши, не токмо тое, что принял или купил, безденежно паки возвратить, но и втрое, сколько оное стоит, штрафу заплатить должен, или по изобретению особы шпицрутенами наказан будет.

Читайте также: