Рассказ о человеке разумном 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций ( Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения данного материала является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.

Комментировать и формулировать

понятия: человек – разумный. Сравнивать первобытного человека и человека разумного.

Характеризовать изменения во внешнем облике человека разумного.

ВложениеРазмер
urok_5_chelovek_razumnyy.ppt 2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План урока 1.Человек разумный 2.Сравнение древнейшего человека от разумного

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в речевой форме. Научились строить первые жилища. Руки значительно укорачиваются, так ему больше не приходиться заниматься собирательством , так как на смену ему пришло земледелие. Человек разумный значительно совершенствуется в орудие труда. Появляются все новые и новые орудия.

Какое самое главное отличие между человеком и животным? Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копь Главным отличием древнейших людей от животных было умение изготавливать орудия труда.( запись в тетрадь)

Как же древние люди добывали себе пищу? Основные занятия древних людей – охота и собирательство. Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами. -Как вы думаете, почему? Древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами . Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству Человеческое стадо – родовая община. В таких общинах родственные связи являлись главным и, основными. Все близкие или дальние родственники считались сородичами

Человек не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он теперь может самостоятельно выващивать овощи, фрукты, не прибегая к скотоводству.

Сравнение древнейшего человека от человека разумного Древнейший человек Человек разумный 1.Внешний вид тела: -грубое лицо с широким приплюснутым носом; тяжелая нижняя челюсть без подбородка; походка непрямая прыгающая; длинные руки; 2.Собирательство 3.Охотятся группами 4.Орудия труда -овладение огнем, использование палки -копалки, каменное рубило 5.нет речи 6.охота 1.Внешний вид тела: -мозговая часть черепа меньше по сравнению с лицевой; умственно развитый; лицевая часть уменьшается; появляется плоский лоб; появляется подбородный выступ; руки укорачиваются 2.Земледелие 3.Родовая община 4.Орудия труда: -орудия труда было более 100 видов -умение строить первые жилища 5.есть речь; начинает абстрактно мыслить 6.Скотоводство

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

Когда появились первые древние люди? 2. Где появились австралопитеки? 3.Что первобытным людям давал огонь? ( 2млн. назад) (в южной Америке) (Пища, орудия, свет, тепло, защита)


Научные доклады

Человек в своей истории прошел длительный путь развития, меняясь внешне, в формах общения. На планете ни одно живое существо не изменилось так, как он. Но, как и почему люди появились на Земле? Выделяют несколько теорий происхождения человека:

  • Религиозная. Согласно священным книгам многих религий человек является творением богов (или бога) – сверхъестественных существ.
  • Космологическая. Некоторые ученые считают, что жизнь на нашу планету была занесена из космоса разумными высокоразвитыми существами или в результате падения на Землю космических тел с живыми организмами. Возможно появление человека это эксперимент пришельцев, которые до сих пор наблюдают за нами.
  • Естественное происхождение человека (теория эволюционизма). Большая часть ученых настаивает, что человечество в ходе длительной эволюции произошло от обезьяны. А первым, кто подал эту мысль, был естествоиспытатель XIX века Чарльз Дарвин. Ему принадлежит разработка учения об эволюции: развитие живой природы происходит под воздействием окружающей среды и естественного отбора. Отбор заключается в том, что выживают только самые приспособленные организмы. И через гены их потомкам передаются самые лучшие качества, из-за чего приспособленность к окружающей среде возрастает в разы. Поэтому Дарвин считал, что предками человека были обезьяны, полагаясь на сходства в строении животного с первобытным человеком.

Сегодня ни одна из теорий не доказана до конца на 100%, поэтому каждая из них имеет право на существование.

Когда появились первые люди на Земле?

Первые люди появились около 2—3 млн. лет тому назад в Африке в ходе длительной и неравномерной эволюции. Как биологическое природное существо человек имел много сходств с животными. Это проявлялось в строении организма, в производстве потомства, в пище, безопасности. Первобытный человек не умел говорить, объем мозга был значительно меньше, чем сейчас, а во внешности преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди жили и трудились вместе. От животных их отличало умение изготавливать простые орудия и пользваться ими. Именно это свойство выделило человека из животного мира.

С появлением речи стало развиваться мышление, которое помогало человеку накапливать знания о мире, в котором он живет, и передавать их из поколения в поколение. Общение друг с другом помогало налаживать отношения в коллективе и хозяйственной деятельности. Со временем на смену человеческому стаду приходит родовая община, более устойчивая форма отношений между людьми. Она основывалась на кровном родстве, уравнительном распределении и коллективном труде.

8—10 тыс. лет назад люди перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Позже от присвоения природных продуктов человека перешел к производству. Ему удалось не только приспособить окружающий мир, но и преобразовать, а также окультурить его. Появились ремесла, возникли города и государства. Стали развиваться наука, искусство, образование. В общественную жизнь человека вошли религиозные, нравственные и правовые нормы, как элементы культуры. А она, в свою очередь, превратилась в среду существования современного человека.


Определение “человек разумный” или “Гомосапиенс” относится к виду людей, которые появились в каменном веке, около 200 тыс. лет назад. Они расселились по всей планете, их потомками являются современные люди.

Происхождение и расселение по планете

По данным археологии, около 200 тыс. лет назад появился человек разумный или Homo sapiens. Общими предками для ныне живущих людей по материнской линии является “Митохондриальная Ева”, а по отцовской – “Y-хромосомный Адам”.


Рис. 1. Человек разумный.

Ученые, которые изучали генетическое разнообразие народов Африки, пришли к выводу, что из современного человечества к общим предкам ближе всего проживающие в южных государствах Африки бушмены.

До 2019 года график миграции из Африки человека разумного выглядел следующим образом:

  • До 60 тыс. лет – в Азию.
  • 40 тыс. лет – в Европу.
  • 35-15 тыс. лет – в западное полушарие и Австралию.

Однако, археологические находки 2019 года говорят о том, что в перспективе эти цифры нужно будет пересмотреть, так как в Греции был найден фрагмент черепа, которому 210 тыс. лет.

Вопрос о том, когда появился человек разумный, остается открытым. Некоторые археологические находки с территории Марокко и Эфиопии относятся к периоду от 350 до 195 тыс. лет назад.

Хомосапиенс

Рис. 2. Хомосапиенс.

Особенности вида

С деятельностью человека разумного связано становление современной цивилизации. Большую часть своей истории люди этого типа были охотниками и собирателями. Около 10 тыс. лет до н.э. началось развитие сельского хозяйства, земледелия и скотоводства, и произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Одним из центров хозяйственной жизни к концу каменного века стал Ближний Восток, где на рубеже IV и III тыс. до н.э. стали появляться первые города и государства в Междуречье рек Тигр и Евфрат. Не все представители человека разумного смогли создать свое государство или освоить хотя бы строительство городов. Наиболее отсталыми регионами планеты к середине XVIII века были экваториальные джунгли Южной Америки и Африки, а также Австралия и Океания.

Численность населения планеты достигла 1 миллиарда к началу XIX века. К 1927 году население выросло в 2 раза, а к 1974 снова удвоилось. К 2024 году популяция человека разумного должна достигнуть 8 млрд человек.

Человек разумный реконструкция

Рис. 3. Человек разумный реконструкция.

Что мы узнали?

Кратко о том, сколько существует видов людей каменного века можно узнать из школьного курса истории 5 класса. Самый поздний из них – человек разумный населил все материки планеты и сделал почти все современные изобретения.

Люди постепенно созда­вали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени.

На определённых этапах истории человечества разные типы древнейших людей могли сосуществовать. Со временем одни из них вымирали, а другие совершенствовались.

Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появился ещё бо­лее совершенный вид людей. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного че­ловека совпадали. Расселившись в Европе, кроманьонцы посте­пенно вытеснили неандертальцев. Кроманьонцы были нашими прямыми предками.

Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.

Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда

Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.

Читайте также: