Шестоднев сотворение мира кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

Шестоднев написал архиепископ Василий Великий в IV веке

Автор Шестоднева родился примерно в 330 году. Семья у него была состоятельная, знатная и христианская. Василий Великий получил прекрасное образование в Афинах, знал множество наук, среди них — астрономия, медицина и т.д.

Сперва он пытался связать жизнь с преподаванием, но постепенно углубился в христианство. Он поселился в обители, трудился, молился, скудно ел и много читал.

Но затем Василий Великий решил, что принесёт больше пользы вне стен обители. Он стал священником и активно участвовал в жизни Церкви. Занимался также благотворительностью, общественной жизнью. Скончался святой в 379 году. После смерти не только канонизирован, но и почитаем как один из самых авторитетных отцов Церкви.

От него осталось богатое литературное наследие на религиозную тему. Самые известные:

  • Беседы на псалмы;
  • Беседы на Шестоднев;
  • Беседы на книгу пророка Исайи.

Беседы на Шестоднев повествуют о Творении мира

Но книга Бытия полна загадок и двусмысленностей. Внимательный читатель легко заметит странные несоответствия, ошибки, повторы в тексте. Скажем, почему Дух Божий носился над водою, если Он её ещё не создавал? Как могли появиться свет, день и ночь ещё до сотворения Солнца? Почему небеса названы твердью, если они неосязаемы?

Ряд этих вопросов получил ответ сегодня. Мы знаем, что Моисей учился у египтян, а потому сравнительный анализ доказывает заимствования в книге Бытия из египетских письменных источников. Они дают важный контекст для еврейского предания. Но даже через их призму видно не всё.

Василий Великий, конечно, не располагал археологическими данными из гробниц древнего Египта. Но зато он, при помощи эрудиции и гибкого ума смог прояснить многие сложные вопросы относительно сотворения мира.

Краткое содержание первой беседы на Шестоднев: Вселенная имела начало, хотя что-то могло быть прежде неё

Первое, о чём повествует Шестоднев, — обстоятельства написания книги Бытия. Автор рассказывает про Моисея, информацию, известную по книге Исход. Затем Василий Великий переключается на комментирование первой фразы Библии:

Вопрос того, был ли мир сотворён, либо существовал изначально, творил ли его Бог, либо кто-то по Его воле, — важный богословский спор. Потому Василий Великий так заостряет на этом внимание.

Впрочем, Василий Великий предполагает, что до сотворения мира было что-то другое, недоступное пониманию человека:

Разговором о начале и причинности исчерпывается первая беседа.

Вторая беседа посвящена творению и устройству земли

Вторая беседа на Шестоднев уже затрагивает намного больше библейских стихов. Первым делом Василий Великий ставит перед читателем такой вопрос:

И тут же объясняет, что изначальное небо тоже было далеко от совершенства:

Далее комментатор затрагивает сложный вопрос о невидимости земли. И объясняет, что причины для такого утверждения две:

  1. Ещё не было человека-наблюдателя, чтобы назвать её видимой.
  2. Земля скрывалась под водой.

Затее чувствуется влияние античных школ, когда Василий Великий начинает рассуждать о том, как Творец преобразует материю:

«Материя, рассуждают они, по природе своей невидима и неустроена, потому что сама в себе взятая бескачественна, не имеет никакого вида и очертания. И ее-то взяв, Художник, по Своей премудрости, образовал и привел в порядок, а таким образом осуществил из нее видимое.

Из философии Василий Великий переключается на богословие и рассуждает на то, противна ли тьма Богу, либо сотворена:

Это приводит автора к рассуждениям о природе зла, а потом он возвращается к теме отворения света. Здесь снова чувствуются влияния античной философии — упоминается эфир.

Василий Великий подчёркивает, что голос Бога — это образ проявления воли, а не речь:

Завершается разговор с концом первого дня творения.

В последующих беседах на Шестоднев Василий Великий продолжает комментировать различные этапы творения

Нет смысла пересказывать Шестоднев целиком. Творение известно каждому, а труд Василия Великого состоит из последовательной цепочки рассуждений, которые есть смысл читать целиком.

В третьей беседе автор размышляет тверди, но возвращается к старым темам и развивает их:

В беседе о собрании вод Василий Великий высказывает догадку, что раньше вода текла по другим законам и лишь по Божьей воле принялась стекать с других поверхностей.

Странное название беседы о прозябения земли на самом деле подразумевает растительность. Затем следует беседы о светилах, животных и человеке.

В итоге у Василий Великого получился разносторонний философский труд. В нём много прикидок и допущений, которые никак не подтвердить и не опровергнуть. Но само по себе течение мысли отца Церкви очень интересно. С книгой верующим полезно ознакомиться, чтобы вместе с автором поразмыслить над неразрешимыми вопросами.

Сотворение мира описано в начальных главах Книги Бытия. Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселеннойиспользуется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

сотворение мира картина

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира.

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

сотворение мира картина

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.

сотворение мира картина

Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет — и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

сотворение мира картина

Сотворение Мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира.

сотворение мира картина

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

1. Состав и содер­жа­ние Книги Бытия. Первая книга Библии рас­па­да­ется на два нерав­ных по объему раз­дела: мень­ший — Пролог (1,1–11,26) и боль­ший — Исто­рию пат­ри­ар­хов (11,27–50,26). Пролог был необ­хо­дим бого­вдох­но­вен­ному писа­телю, чтобы ука­зать на связь исто­ков Завета со все­лен­скими замыс­лами Творца о мире и чело­веке. Первая часть Бытия, в свою оче­редь, посвя­щена двум глав­ным темам: учению о миро­тво­ре­нии (1–2) и чело­ве­че­ском грехе (3–11).

В исто­рии пат­ри­ар­хов в главах 12–25 гово­рится в основ­ном об Авра­аме, в главах 25–36 — об Исааке и Иакове, а в главах 37–50 — об Иосифе.

В целом же книга учит:

— бла­го­сти и все­мо­гу­ще­стве Бога, Творца Все­лен­ной и чело­века,
— про­тив­ле­нии людей воле Божией и послед­ствиях греха,
— созда­нии народа Божия, очага гря­ду­щего спа­се­ния мира, про­мыс­ли­тель­ном сохра­не­нии пред­ков этого народа среди испы­та­ний.

Изучая ткань повест­во­ва­ния Про­лога, нужно сна­чала уяс­нить: какую мысль, какое учение пре­по­дает нам свя­щен­ный автор под покро­вом обра­зов и сим­во­лов. Библия не каса­ется науч­ного, раци­о­нально-пости­жи­мого аспекта миро­тво­ре­ния. Она не руко­вод­ство по аст­ро­но­мии или био­ло­гии. Цель ее: воз­ве­стить людям — любой циви­ли­за­ции и любой эпохи — Откро­ве­ние о Боге. Первую главу Бытия сле­дует рас­смат­ри­вать не в связи с науч­ными дости­же­ни­ями нашего вре­мени, а в связи с рели­ги­озно-фило­соф­скими взгля­дами язы­че­ства, против кото­рого она направ­лена (начало такому под­ходу поло­жил еще Евсе­вий Кеса­рий­ский).

3. Язы­че­ские кос­мо­го­нии. Пред­став­ле­ния языч­ни­ков о миро­тво­ре­нии при всем их мно­го­бра­зии можно свести к несколь­ким основ­ным типам:

  • У мира не было начала. Искон­ная необъ­ят­ная бездна Океана, будучи боже­ствен­ной по при­роде, родила из себя всех богов и все, что напол­няет небо и землю.
  • Хао­ти­че­ская Бездна бога-Океана (или богини) была побеж­дена моло­дыми богами, ею же порож­ден­ными. Именно они внесли поря­док в Хаос, обра­зо­вали и насе­лили землю, создали людей как своих слуг, обре­чен­ных рабо­тать на них.
  • Изна­чала было два боже­ства — Света и Тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.

В этих веро­ва­ниях, кото­рые испо­ве­до­вали люди повсюду от Индии до Греции, про­смат­ри­ва­ются основ­ные рели­ги­озно-фило­соф­ские воз­зре­ния:

  • учение о нераз­дель­но­сти Бога и при­роды (пан­те­изм);
  • взгляд на при­род­ные явле­ния как на форму дея­тель­но­сти мно­же­ства богов (поли­те­изм);
  • поня­тие о двух искон­ных боже­ствен­ных нача­лах (дуа­лизм);
  • взгляд на бес­ко­неч­ность мира, обра­зу­ю­ще­гося из стихий;
  • пред­став­ле­ние о кос­мо­ге­незе как резуль­тате битвы богов;
  • вера во все­об­щую богиню-Мать (позд­нее образ ее слился с поня­тием о слепой Судьбе и Необ­хо­ди­мо­сти);
  • взгляд на Все­лен­ную как обре­чен­ную оста­ваться неиз­ме­ня­е­мой или дви­гаться по кругу веч­ного воз­вра­ще­ния;
  • убеж­де­ние в воз­мож­но­сти чело­века маги­че­ски (закли­на­ни­ями, риту­а­лами и пр.) воз­дей­ство­вать на боже­ствен­ные силы, чтобы обес­пе­чить себе бла­го­ден­ствие.

Учение Шестод­нева можно сум­ми­ро­вать в семи поло­же­ниях:

  1. силы при­роды — не боги; Бог один есть Пер­во­при­чина мира (ср. Рим 1 );
  2. Он откры­вает Себя как личное Сверх­бы­тие;
  3. Он откры­вает Себя в Своих дея­ниях (ср. Рим.1:20 );
  4. Он творит мир Своим Словом (ср. Евр.11:3 ) и дей­ствует в нем;
  5. Он может дей­ство­вать опо­сре­до­ванно, через стихии (вто­ро­при­чины);
  6. созда­ние мира про­ис­хо­дит не в один миг, а поэтапно: от про­стого к слож­ному, от нежи­вого к живому, от живот­ного — к чело­веку;
  7. Бог сотво­рил чело­века по Своему образу и подо­бию, бла­го­даря чему чело­век ста­но­вится вла­ды­кой над тва­рями.

5. Пояс­не­ния к тексту Шестод­нева:

Ком­по­зи­ция ска­за­ния о днях тво­ре­ния. Шестод­нев не пред­ла­гает какой-либо науч­ной теории кос­мо­ге­неза, что под­твер­жда­ется его лите­ра­тур­ным харак­те­ром. По жанру это образ­чик свя­щен­ной поэзии, напо­ми­на­ю­щий литур­ги­че­ский гимн. Быто­пи­са­тель исполь­зует семь рефре­нов (повто­ря­ю­щихся фраз):

Шесть твор­че­ских дней рас­па­да­ются на две триады, в соот­вет­ствии с прин­ци­пом поэ­ти­че­ского парал­ле­лизма Библии (см. § 8, § 4):

1 свет 4 све­тила
2 воды 5 жизнь в водах
3 суша 6 живые суще­ства на суше

Творение мира наиболее подробно и разработано излагается в двух начальных главах книги Бытия, но это вовсе не означает, что остальные библейские книги не касаются этой темы. В Псалмах, в книге Иова, у пророков, в Притчах мы найдем немало прекрасных по своей выразительности, высоко поэтических образов, но вместе с тем уточняющих, дополняющих и развивающих тему творения.

Творение мира наиболее подробно и разработано излагается в двух начальных главах книги Бытия, но это вовсе не означает, что остальные библейские книги не касаются этой темы. В Псалмах, в книге Иова, у пророков, в Притчах мы найдем немало прекрасных по своей выразительности, высоко поэтических образов, но вместе с тем уточняющих, дополняющих и развивающих тему творения.


В интерпретации первой главы книги Бытия в настоящее время возможно наметить три подхода.

Вижу Его, но ныне еще нет;

Зрю Его, но не близко. (Числ 24:17)

Смотрю на землю и вот безвидна и пуста

На небо и нет на нем света

Смотрю на горы, и вот они затряслись

И все холмы заколебались

Смотрю, и вот нет человека

И все птицы небесные разлетелись

Смотрю, и вот плодоносный край стал пустыней

И города его разрушились от лица Господа,

От пламени гнева Его. (Иер 4:23-26)

От нас, привыкших к языку аргументов, выводов и доказательств, потребуется некоторое усилие, чтобы принять эту апелляцию к зрению.

Придите и воззрите на дела Божии (Пс 65:5)

Творение мира наиболее подробно и разработано излагается в двух начальных главах книги Бытия, но это вовсе не означает, что остальные библейские книги не касаются этой темы. В Псалмах, в книге Иова, у пророков, в Притчах мы найдем немало прекрасных по своей выразительности, высоко поэтических образов, но вместе с тем уточняющих, дополняющих и развивающих тему творения. Это ближайший контекст и ближайшая параллель к рассматриваемому нами тексту, и потому весь этот материал требует особого и самого внимательного отношения. Вот краткое изложение сотворения мира, которое содержится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова:

Слушай меня, сын мой, и учись знанию,

И внимай сердцем твоим словам моим.

Я показываю тебе учение обдуманное,

И передаю знание точное.

По определению Господа дела Его от начала,

И от сотворения их разделил Он части их.

Навек устроил Он дела Свои,

И начала их – в роды их.

Они не алчут, не утомляются,

И не прекращают своих действий.

Ни одно не теснит другое,

И до века не воспротивятся они слову Его.

И потом воззрел Господь на землю

И наполнил ее своими благами.

Душа всего живущего покрыла лицо ее. (Сир 16:24-31)

Где был ты, когда Я полагал основания земли?

Скажи если знаешь.

Кто положил меру ей, если знаешь?

Или кто протягивал по ней вервь?

На чем утверждены основания ее,

Или кто положил краеугольный камень ее? (Иов 38:5-7)

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом.

Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба:

Когда Он уготовлял небеса, я [была] там

Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны

Когда утверждал вверху облака

Когда укреплял [внизу] источники бездны… (Прем 8:27-28)

Он собрал, будто груды, морские воды,

Положил бездны в хранилища. (Пс 32:7)

Ты положил предел, которого [воды] не перейдут

И не возвратятся покрыть землю. (Пс 103/4:13)

И в грозном облечении пророка Иеремии:

Меня ли вы не боитесь, говорит Господь,

Предо Мною ли не трепещете?

Я положил песок границею морю,

Вечным пределом, которого не перейдет;

И хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут;

Хотя они бушуют, но переступить его не могут. (Иер 5:22)

Солнце … чудное создание, дело Всевышнего

Велик Господь, Который сотворил его,

И по слову Его оно поспешно пробегает путь свой.

И луна всем в свое время служит

Указанием времен и знамением века. (Сир 43:2-6 и далее)

Если тьма устраняется в первый день и за один день, а безвидность начиная со второго дня в течении двух (2-го и 3-го), то пустота устраняется с третьего дня и в течении трех (3-го, 4-го и 5-го): в третий день на земле, в четвертый на небе и в пятый день в море.

Помни о том, чтобы превозносить дела Его,

Которые люди воспевают.

Все люди могут видеть их;

Человек видит их [как бы] издали. (Иов 36:24-25)

Но не только блеск красоты, грандиозное величие, и вселенский порядок всего сотворенного (так восхищающие библейских гимнографов) раскрывается в мироздании, оно есть зримый образ Божественной силы:

Ибо невидимое Его – вечная сила Его и Божество – от создания мира через рассмотрение творений видимы (Рим 1:20)

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию

Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами

небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами

пресмыкающимися по земле. (Быт 1:26)

Ты поставил его владыкою над делами рук Твоих;

Все положил под ноги его:

Овец и волов всех

И также полевых зверей

Птиц небесных

И рыб морских

Всё, преходящее морскими стезями. (Пс 8:7-9)

И в литературе премудрости:

Она (Премудрость Божия) сохраняла первозданного отца мира…

Она дала ему силу владычествовать над всем. (Прем 10:1-2).

На закате формирования ветхозаветного канона тема творения, устремленного от безвидного вещества к образу Божьему, в целом ряде писаний получает одно довольно интересное преломление. Безвидность начального вещества интерпретируется не в плане отсутствия зрительного образа, воспринимаемого глазом, но как безмолвие, т.е. опять же отсутствие образа, но на сей раз образа звукового.

Он дал уста Своему творению,

Чтобы оно, раскрыв со гласом к Нему уста [свои],

Прославило Его. (Оды Сол. 7:25)

Итак, вначале творения Бог говорит, и слово Божие обращено к безмолвию. Но в конце это безмолвие нарушается, творение обретает свои уста – человек получает дар речи, чтобы прославить Творца.

Он сказал, – и сделалось;

Он повелел, – и явилось. (Пс 32:9)

И мир возвещает о славе своего Творца:

Небеса проповедуют славу Божию

И о делах рук Его вещает твердь.

День дню передает речь,

И ночь ночи открывает знание. (Пс 18:1-2)

Весь мир ликует перед лицом Господа:

Да веселятся небеса,

И да торжествует земля,

Да шумит море и что наполняет его,

Да радуется поле и все, что на нем,

И да ликуют все дерева дубравные

Перед лицем Господа. (Пс 95:11-12)

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. (Быт 2:20)

Итак, говоря о творении, мы подошли к тому, что выходит за рамки тварного. За пределами Шестоднева стоит еще один день – день седьмой. И хотя он не входит в число дней творения, он имеет самое решительное значение для жизни всего тварного мира. Все, что вершилось в течение шести дней, лишь подготовка к седьмому дню, который не просто выходит за рамки, но превосходит всякое творение. Совершенство седьмого дня подчеркивается в книге Бытия не только вербально, но и формально: уже в композиции повествования о седьмом дне мы можем увидеть, с одной стороны, решительное отличие этого дня от всех прочих, а с другой, указание на его абсолютное превосходство.

Господь воцарился [и] облекся величием

Облекся Господь славою [и] препоясался

Ибо утвердилась вселенная – не поколеблется.

Готов престол Твой оттоле, от века Ты (Пс 92:1-2)

И-завершил Бог в-день седьмой дела-Свои, которые Он-делал

И-почил-Он в-день седьмой от-всех дел-Своих, которые Он-делал

И-благословил Бог этот день седьмой и-освятил его

Читайте также: