Виноградовская школа русистики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петербургская лингвистическая школа
Многие теоретические и методологические принципы концепции И. А. Бодуэна де Куртенэ повлияли на становление и развитие Петербургской / Петроградской / Ленинградской / Петербургской лингвистической школы, где его непосредственными учениками были Лев Владимирович Щерба, Евгений Дмитриевич Поливанов, Лев Петрович Якубинский (1892--1945). К "бодуэнизму" тяготели Макс Юлиус Фридрих Фасмер (1886--1962), Казимир Буга (1879--1924), Борис Яковлевич Владимирцов (1884--1931), Сергей Игнатьевич Бернштейн (1892--1970), Борис Александрович Ларин (1893--1964), Виктор Владимирович Виноградов (1894 или 1895--1969), Николай Владимирович Юшманов (1896--1946), Александр Александрович Драгунов (1900--1964), П. В. Ернштедт, Алексей Петрович Баранников (1890--1952), Василий Васильевич Радлов, Всеволод Брониславович Томашевский (1891--1927) и др.

ВИНОГРА́ДОВСКАЯ ШКО́ЛА в язы­ко­зна­нии, од­на из школ отеч. язы­ко­зна­ния. Воз­ник­ла в 1940-х гг. и во мно­гом оп­ре­де­ли­ла его раз­ви­тие, объ­е­ди­няя уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей В. В. Ви­но­гра­до­ва об­щим по­ни­ма­ни­ем при­ро­ды язы­ка, за­дач и ме­то­до­ло­гии его ис­сле­до­ва­ния. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся срав­ни­тель­но-ис­то­рич. ана­ли­зом и уг­луб­лён­ным опи­са­ни­ем язы­ка как жи­вой и ак­тив­но функ­цио­ни­рую­щей сис­те­мы. Язык рас­смат­ри­ва­ет­ся как об­щественное яв­ле­ние: в нём про­ис­хо­дят не толь­ко эво­лю­ция сис­те­мы, но и раз­ви­тие ви­дов и раз­но­вид­но­стей язы­ка и ре­чи. Раз­ра­бот­ка тео­рии сти­ля, свя­зей ме­ж­ду язы­ко­вой лич­но­стью и об­ще­на­цио­наль­ным язы­ком во всех раз­но­вид­но­стях ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в его функ­цио­ни­ро­ва­нии.

Виноградова отличала исключительная эрудиция, глубокое знание истории русской общест­вен­ной жизни, русской литературы и русского языка, исключительная осведомлённость в области истории лингвистической науки, и прежде всего русской лингвистической мысли. Значительное влияние оказа­ли на него идеи А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От Шахматова он воспринял методику сравни­тель­но-исторического анализа и углублённого, строгого системного описания языка, от Щербы — интерес к языку как живой и активно функци­о­ни­ру­ю­щей системе, к движению языковых норм. Рассматривая язык как общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы, но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая теорию стиля, он устанав­ли­вал и прослеживал связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях его функци­о­ни­ро­ва­ния.

В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны, — текст во всей его сложности, рассматриваются взаимо­от­но­ше­ния языка и речи, раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы. Эта концепция отличается от концепции Ф. де Соссюра (см. Женевская школа), фактически описывающего язык вне речевых жанров, вне связи с актом речи, и от филологической концепции К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно-эстетическую функцию языка (см. Эстетический идеализм в языкознании).

Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов русского языко­зна­ния. В соот­вет­ствии с его взглядами оно включает:

а) серию историко-лингвистических дисциплин — диалектологию, историческую грамматику, историю языка, историю литературного языка, историю языка художественной литературы (была предло­же­на, в частности, новая периодизация истории русского литературного языка);

б) стилистику в её нормативной (культура речи) и историко-сравнительной (функци­о­наль­ные и авторские стили) разновидностях;

в) дисциплины, содержащие системное описание современного русского литературного языка (лексика, грамматика, словообразование, фразеология, фонетика), в т. ч. история слов и теория нормы;

г) науку о языке художественной литературы и языке писателей;

д) историю филологических учений.

Виноградов дал образцы исследований в каждой из этих областей. Новая систематизация была во многом обращена к практике.

Выделив язык писателей в особую категорию филологических исследований, Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других. Эти работы, так же как и работы Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Л. П. Якубинского, Б. А. Ларина, дали текстологам новые методы исследования — анализ разновременных публикаций, вариантов художественных текстов, рукописей, сюжетных связей, текстового окружения, изучение истории критики, собственных авторских свидетельств, — заложив тем самым текстологическое обоснование литературоведения.

Рассматривая формирование и развитие художественных образов, Виноградов исследовал и описы­вал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произве­де­ния — образ автора. Такой метод прочтения нашел своё применение и в теории прозаи­че­ской нехудожественной речи. Виноградов обращал внимание на то, что текст, имея тропы и фигуры речи, соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений, образующих единство смыслового развития текста как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.

Идеи Виноградова дали творческий импульс для разработки и развития почти всех отраслей совет­ской филологии во 2‑й половине 20 в. — в области современной и сравнительно-исторической слависти­ки, изучения других языков народов СССР и западноевропейских языков, в области литературоведения, текстологии, эвристики, стилистики, языка художественной литературы, а также в изучении строя русского языка, его истории, лексики, грамматики, словообразования, в области изучения истории лингвистической науки, а также в разных сферах преподавания русского языка и культуры речи. Его идеи оказали влияние на развитие общего и сравнительного языкознания. Учёные виноградовской школы углубляют и развивают все эти направления. Стилистике, поэтике, языку художественной литературы, художественной композиции текста, структуре авторского повествования посвящены работы Сорокина, В. Г. Костомарова, В. П. Григорьева, А. Д. Григорьевой, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, И. К. Белодеда, А. П. Чудакова и других. Исследованию семантической структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры, внутренней организации и назначения словарной статьи как особого лингвистического жанра и других проблем лексикологии и лексикографии посвящены работы учёных виноградовской школы, изучающих русский язык, другие славянские языки, языки народов СССР (Ожегов, Сорокин, Шведова, А. П. Евгеньева, Д. Н. Шмелёв, Л. Л. Кутина и другие). Работы учёных виноградовской школы в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоятельной области языкознания, она получила теоретическое обоснование и практически сформировалась прежде всего в СССР. Советскими учёными плодотворно развивается теоретическая и практическая лексикография.

Работы Виноградова о Шахматове, Щербе, А. М. Пешковском, М. Н. Петерсоне, его очерки по истории русской лингвистической мысли дали импульс для дальнейших исследований в этом направ­ле­нии (Б. Н. Головин, Ю. В. Рождественский, А. В. Бондарко и другие).

Идеи Виноградова о грамматике современного русского литературного языка легли в основу общей и частной дидактики русского языка и многих учебных (школьных и вузовских) пособий. Были созданы серии учебников для средней и высшей школы (А. М. Земский, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Н. М. Шанский, Л. А. Чешко и другие). Под непосред­ствен­ным руководством Виноградова создана Между­на­род­ная ассоциация преподавателей русского языка и литера­ту­ры (МАПРЯЛ), первым прези­ден­том которой он был. В приме­не­нии к задачам обучения русскому языку иностранных студентов разрабатываются проблемы стилистики, речевой культуры и лингвострановедения (работы Костомарова, Е. М. Верещагина и других).

Для учёных виноградовской школы характерны следующие общие черты их иссле­до­ва­тель­ско­го метода:

анализ языковых явлений не с какой-либо одной точки зрения, а в аспекте их отношения к другим явлениям, к разным сторонам языка — рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, с природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов слово­обра­зо­ва­ния в связи с правилами морфологического строения слов и с их грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики, а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характери­сти­ка­ми, в своём строении и функци­о­ни­ро­ва­нии неразрывно связаны с лексикой и лексической идиоматикой. Язык художественной литературы, язык и стиль писателя изучаются, с одной стороны, в связи с историей общенационального литературного языка, с другой стороны, — в связи с историей обще­ст­вен­ной мысли и обще­ст­вен­ной жизни; анализ образа автора — в связи с языком произве­де­ния и с его сюжетной тканью; анализ строения текста и все эвристические разыскания — в связи с историей литературного процесса в целом, и т. д.;

внимание к функци­о­наль­ной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употребления;

работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необхо­ди­мых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтвержда­ет­ся им.

1. Краткая биография В.В. Виноградова

2. Ранние труды Виноградова по поэтике русской литературы

3. Научные труды Виноградова

4. Виноградовская школа русистики

5. Особенности научного метода академика В.В. Виноградова

Список использованной литературы

Научное наследие В.В. Виноградова огромно. Его труды, равно как и деятельность, составили целую эпоху в науке о русском языке. Все выше изложенные факты обосновывают актуальность данного исследования.

Объектом данного исследования выступает виднейший специалист по стилистике русского языка - Виктор Владимирович Виноградов.

Цель данной работы состоит в исследовании научных взглядов и основных работ академика Виноградова.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучены жизнь и деятельность В.В. Виноградова;

проанализированы основные труды академика Виноградова;

рассмотрены научные взгляды В.В. Виноградова и его вклад в развитие языкознания.

проведён анализ особенностей научного метода Виноградова.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, нескольких разделов, заключения и списка использованных источников.

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ В.В. ВИНОГРАДОВА

2. РАННИЕ ТРУДЫ ВИНОГРАДОВА ПО ПОЭТИКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В России после грандиозных, но незавершенных построений Потебни и Веселовского вопросы поэтики попали в сферу журнальной критики - сначала символистской, затем околофутуристской. К 1920-м годам самой активной - и вызывавшей наибольшие споры - была формальная школа. Все сколько-нибудь значительные направления в изучении литературы - индивидуальные или групповые - соотносились с нею, соглашаясь, принимая частично, полемизируя, отрицая полностью или отрицая частично.

На основе системного анализа Виноградов рисовал картины эволюции стилей русских писателей XVIII-XIX вв. - Карамзина, Дмитриева, Загоскина, Крылова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Толстого, Лескова; для него писатель существовал только в непрерывном движении форм его стиля.

Метод Виноградова с самых первых его шагов целиком определял стиль его научного изложения. Стиль этот нелегок. Страстное тяготение к исчерпывающей историко-эмпирической индукции, стремление дать возможно большее число параллелей, откликов, отзвуков, оценок, мнений (причем, в слове самого оценивающего лица) - это первое, что делает виноградовский текст существенно сложным.

3. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВИНОГРАДОВА

Труды Виноградова - это не только углубленное изучение традиционных разделов науки о языке, раздвинувшее исследовательские горизонты, открывшее новые закономерности языковых механизмов и "жизни" языка на основе разработанных ученым оригинальных концепций (достаточно назвать его грамматическое учение о слове и синтаксическую теорию, имеющие для лингвистики методологическое значение). Монографии и серии статей Виктора Владимировича послужили базой для развития новых отраслей филологии: истории русского литературного языка, науки о языке художественных произведений, фразеологии. Эти научные дисциплины своим "открытием", обоснованием предмета, задач исследования и круга проблематики обязаны именно Виноградову.

Научное наследие Виноградова огромно - более тысячи авторских листов. Все это - результат исключительной сосредоточенности на проблемах языка и стилистики, способности одновременно удерживать в сознании "громадное количество представлений".

В филологической науке имя Виноградова связано, прежде всего, с двумя книгами: "Очерки по истории русского литературного языка XIII - XIX веков" и "Русский язык". Их можно с полным основанием поставить рядом с основополагающими трудами А.Х. Востокова, А.А. Потебни, А.И. Соболевского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна-де-Куртенэ, Л.В. Щербы.

История русских слов - сквозная тема в научном творчестве Виктора Владимировича. Основную задачу он сформулировал так: "выяснить закономерности развития общерусского словаря в Связи с идейным развитием русского общества". Он исходил из идеи В.А. Жуковского о том, что всякое слово, получившее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли. Первоначально предполагалось ограничиться рассмотрением истории 250 слов, однако в ходе исследования было привлечено несколько сот лексико-фразеологических единиц. Этюд "О слове "ахинея" в русском литературном языке" (опубликованный в 1928 г. в сборнике "Русская речь", посвященном Л.В. Щербе) положил начало разработке темы. Виктор Владимирович рассказывал мне, что Щерба как редактор сборника одобрил статью и спокойно отнесся к слову, выбранному "в его честь".

"Историю слов" Виноградов не завершил, хотя и многое сделал для осуществления замысла: опубликовал ряд теоретических статей, около 200 очерков по истории слов и выражений, став родоначальником особого жанра - историко-лексикологических этюдов. Жанр прижился в научной литературе, его "подхватили" Б.А. Ларин, СИ. Ожегов, Ю.С. Степанов, Р.А. Будагов.

В 1994 г. после нескольких лет кропотливого труда научный коллектив под руководством Н.Ю. Шведовой завершил работу над виноградовской "Историей слов". В результате отечественная наука обогатилась единственным в своем роде (и уникальным в международной практике) фундаментальным исследованием развития литературной лексики в неразрывной связи с историей народа, с эволюцией его самосознания. Книга раскрывает перед читателями основы русской национальной культуры.

4. ВИНОГРАДОВСКАЯ ШКОЛА РУСИСТИКИ

виноградов поэтика слово русистика

Классиком науки о языке Виноградов стал при жизни. Под влиянием его идей, разработанного им исследовательского метода, благодаря притягательному обаянию самобытной личности, увлеченности анализом языка во всех его проявлениях и опосредствованиях сложилась одна из самых крупных в современной русистике научных школ - Виноградовская. К ней принадлежит плеяда видных филологов - отечественных и зарубежных. Научные достижения Виктора Владимировича получили всеобщее признание. Его авторитет высок не только среди учеников и последователей, но и специалистов иных научных ориентации. К примеру, выдающийся востоковед академик Н.И. Конрад называл труды Виноградова научной эпопеей о русском языке, оценивая их как "замечательное достояние и гордость" отечественной филологии. В работах "позднего Виноградова" он особо ценил стремление придать филологическим исследованиям характер точного знания. Известный литературовед А.В. Чичерин при всем своем скептическом отношении к работам Виктора Владимировича признавал его огромные заслуги "в создании филологической основы современного литературоведения". Давний оппонент Виноградова - Ф.П. Филин - считал его крупным и ярким представителем социальной лингвистики в послевоенное время, основателем лингвостилистики, получившей международное признание.

5. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА АКАДЕМИКА В.В. ВИНОГРАДОВА

Первое, что удивляет всех, кому случится познакомиться с наследием Виктора Владимировича Виноградова в достаточной полноте, - небывалое разнообразие его филологических интересов. Второй чертой филолога Виноградова было - знание текстов. Начитанность его была исключительна.

Результатом этой начитанности было обилие в виноградовских сочинениях лингвистических характеристик, квалификаций, восходящих не к словарям и грамматикам, но прямо к многообразным контекстам, социально-речевому и стилистическому узусу времени, нигде, кроме самих текстов, не зафиксированному во всей, живой полноте. Историзм был для него не теоретическим представлением, но повседневным инструментом, способом видения.

Обе эти черты с непреложностью предопределили третью: множественность соположений анализируемого текста со всеми остальными.

Четвертая особенность его научного метода - полнота учета сделанного предшественниками. Эта черта сохранилась навсегда; Виноградов не считал работу оконченной, не прочтя всего, что было доступно, по данной проблеме; это хорошо видно по аппарату любой из его статей.

Холодная трезвость - шестая черта личности Виноградова-ученого.

Редкое и давно утраченное гуманитарным знанием свойство - видеть всё только в связи со всем - было его седьмою и роковою чертой - роковою потому, что невозможность вычленить, вынуть, отделить явление от других, вживе связанных с ним тысячью нитей, была у Виноградова почти болезненной. Мучительная боязнь не упомянуть о каком-либо сопутствующем явлении, отбросить нечто в угоду резкости формулировки заставляла его обставлять свои теоретические положения таким обилием фактов, что теоретическое русло нередко размывалось и терялось в морях материала и дебрях боковых эволюционных ветвей.

В работах В.В. Виноградова имеют место и номинативная (идентифицирующая), и образная, и когнитивная метафоры. Чаще встречаются: образная узуальная метафора, расширяющая свои смыслы в новом контекстном окружении (В.В. Виноградов предпочитает генитивные структуры с собирательно-отвлеченной семантикой), и когнитивная метафора (выраженная глаголами и прилагательными), участвующая в формировании индивидуально-авторского фразеополя. Предпочтение этих типов метафоры связано со спецификой научного стиля речи.

Когнитивно-прагматическая ценность архетипических метафор водной стихии, благодатной почвы в виноградовских текстах о языке художественных произведений заключается прежде всего в индивидуально-авторском развитии этих образов через расширение поля их применения.

Спецификой слога В.В. Виноградова является то, что на небольшом текстовом пространстве можно увидеть несколько отвлеченных метафорических существительных, которые вступают в синонимические и антонимические отношения: распределения света и тени, сжатия м сгущения, переливы и сочетания. Одна из особенностей языкового воплощения мысли исследователя - это создание ярких, выразительных, устойчивых (для индивидуального стиля ученого) словосочетаний на базе метафорических смыслов. Они предельно лаконичны, образны, отточены по форме.

Одной из специфических черт виноградовской языковой личности можно назвать афористичность слога ученого: активное использование им ярких, образных, устойчивых выражений, отличающихся особым изяществом. Они создаются на основе разговорных, мифологических, религиозных и литературно-книжных текстов и свидетельствуют как о высокой степени компетенции автора, широте когнитивных ассоциаций, так и о яркости его эмоционального мировосприятия.

Жизнь и деятельность академика Виноградова - это пример усердия, трудолюбия, упорства и невероятной жажды знаний. Особенно эти качества, по мнению ряда исследователей, проявились у Виноградова в годы ВОВ (1941-1945). В эти годы Виноградов в трудных бытовых условиях, продолжал работать. Сохранилось много записей по истории отдельных слов на мелких листках: эти записи делались Виноградовым в ссылке.

Итак, ещё раз отметим важный момент, - после переезда в Москву, Виноградов создал собственную лингвистическую школу (т. н. виноградовскую школу русистики).

Список использованной литературы

1. Виноградов В.В. Исследования в области фонетики северно-русского наречия. // Известия ОРЯС. 1919. Т. XXIV. Кн. 1. Пб., 1922.

2. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // А.А. Шахматов. 1864 - 1920. М.; Л., 1947.

. Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики. 20-е годы // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1975. № 3.

4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959, стр. 36.

6. Виноградов В.В.. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, стр. 84-85.

7. Конрад Н.И. О работах академика В.В. Виноградова // Русская литература. 1964. № 4.

9. Робинсон А.Н. Документы из архива А.А. Шахматова (А.А. Шахматов и В.В. Виноградов) //Материалы научной студенческой конференции. М., 1970.

10. Федорченко И.А. Метафорическая и метатекстовая константы языковой личности академика В.В. Виноградова: Дис. канд. филол. наук: 10.02.01: Новосибирск, 2002. - 246 c.

11. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.

12. Чудаков А.П. Семь свойств научного метода Виноградова // Филологический сборник. К 100-летию со дня рождения В.В. Виноградова / Отв. ред. М.В. Ляпон. М.: ИРЯ РАН, 1995. С. 9-15.

Читайте также: