Отношение к природе в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отшельники удалялись в горы, чтобы жить там наедине с природой. Художники рисовали контуры гор и одинокую сосну, лодку рыбака на реке, тигра в зарослях камышей, рыбок, плавающих в речных заводях. Китаец всегда жил вместе с природой, стремясь к гармонии и сознавая свое единство с ней. Это отношение к природе отразилось в китайской поэзии.

Гляжу я на горы

И горы глядят на меня,

И долго глядим мы,

Друг другу не надоедая…

Эти строки великого китайского поэта Ли Бо передают ощущение слияния с окружающим миром, свойственное китайцам.

Идеологические течения в Китае в Y – Ш вв. до н.э.

В рассказе о правителе области Шу Ли Бине содержится похожий сюжет. Ли Бин сражался с богом реки, который, как и Хэбо, был божеством родовой общины и получал в жены местных девушек. Ли Бин одержал победу. Он также осуществлял гидротехнические работы. И Симэнь Бао, и Ли Бин позднее сами были обожествлены местными жителями.

Легенды о Симэнь Бао и Ли Бине объясняют религиозную основу административной власти в древнем Китае, а также саму религиозность как результат преодоления архаической религии. Новая религиозность проявлялась в методах хозяйствования и бюрократического правления. Она объединила в себе магию и власть, что отразилось, например, в легендах о Симэнь Бао и Ли Бине. Оба, победив речных богов, сами стали божествами, хотя и в человеческом обличье.

Таков был идеал поведения человека. Если в Европе генеалогическое древо превратилось в символ, то в Китае оно представлялось живым организмом. Там всегда дорожили корнем. Ветви можно обрезать, а если повредить корень, то все дерево погибнет. Поэтому при жизни следовало служить родителям, а после смерти – приносить жертвы их духам. Ценность ребенка состояла в том, что он являлся продолжателем рода, а если род не прервется, то жертвоприношения не прекратятся.

Жэнь определяет все добродетели (справедливость, верность, великодушие, любовь, бескорыстие и пр.), но не позволяет абсолютизировать их. Жэнь - это мера, которая дает возможность человеку не впадать в крайности. Она делает человека истинным властителем самого себя.

Конфуцианство стало главным элементом культурной традиции древнего Китая.

Одним из самых значительных направлений древнекитайской мысли была даосская философия. Основателем даосизма считается Лао-цзы. По преданию, он был старшим современником Конфуция. Другим известным представителем даосизма был Чжуан-цзы. (ок. 369-286 гг. до н.э.). Так же, как и конфуцианство, даосизм со временем стал одним из классических направлений традиционной китайской мысли.

Даосские мыслители учили, что семенем всех вещей является пустота. Пустота есть предел бытия. В ней все переходит в свою противоположность. Даосы объясняли пустоту как бесконечное богатство своеобразия (они называли ее Хаосом). Историю человечества они представляли как процесс утраты изначального единства мира, скрываемого существующими формами культуры.

Центральное место в легистской традиции занимало учение о законе как средстве укрепления самодержавной власти. Его создателем считают знаменитого реформатора из царства Цинь – Шан Яна. Согласно Шан Яну, закон должен быть един и обязателен для всех подданных государства. Правитель же стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению. Любая критика и даже публичное обсуждение закона были недопустимы. Согласно представлениям легистов, человеческая природа дурна. Они считали, что наилучшим методом воздействия на народ являются награды и наказания. При этом главную роль в управлении, считали они, принадлежит наказаниям.

Во времена древнекитайской империи два фактора влияли на формирование религиозной традиции. Это, во-первых, наследие архаических шаманских обрядов и верований; во-вторых, тенденции к рационализации древней религии и мифологии.

Несмотря на разнообразие этих традиций, они имели много общего. Древнекитайскую религию объединял взгляд на потусторонний мир как продолжение земного мира. По представлениям древних китайцев, покойнику, как и живому человеку, были необходимы пища и уход. Души людей, особо отличившихся при жизни, обожествлялись. В ханьское время царство богов представляли по образцу земной империи. Так же, как и в Китайской империи, в царстве богов существовали ее административный чиновничий аппарат и правила казенного делопроизводства. Поэтому к богам обращались с письменными прошениями, а в гроб с покойником клали опись его имущества. Она предназначалась для чиновников загробного царства.

В древнем Китае верили, что у человека две души. Одна после смерти остается в теле и попадает в подземное царство Желтого источника, другая же возносится на Небо.

В 1974 году в провинции Хунань было раскопано погребение, относящееся к II в. до н.э. В этом погребении была найдена шелковая ткань, на которой были изображены картины подземной пучины. В этой пучине обитали рыбы, змеи, рогатые звери и атлант, поддерживающий землю. На этой ткани также было изображено небесное царство. Там между солнцем и луной находится прародительница человеческого рода Нюйва. Душа умершей, похороненной в этой могиле, поднимается на Небо с помощью драконов, протянутых с небес лент и различных существ, оберегающих ее от злых сил. Особенно большое значение придавалось аллегориям четырех сторон света: зеленому дракону (восток), красной птице (юг), белому тигру (запад) и черепахе, обвитой змеею (север).

В религии империи по-прежнему важную роль играли шаманы и шаманки, выступавшие посредниками между живыми и мертвыми. Правда, деятельность шаманов уже, как правило, носила предосудительный и даже оппозиционной характер. Источники той эпохи часто упоминали шаманов и шаманок в связи с их конфликтами с существующей властью. Правители областей боролись за авторитет с местными шаманами. В эпохи Цинь и Хань огромную роль играли гадатели, маги и знатоки секретов бессмертия – все, кто по религиозным представлениям того времени обладал искусством гармонизации мироздания, земной и загробной жизни.

В результате рационализации древней религии в древнекитайской империи сложились официальные культы. Культы древних богов были по большей части заменены почитанием отвлеченных начал и их изображений, похожих на людей. При Циньской династии и в первые два столетия Ханьской династии наибольшее значение придавалось жертвоприношениям пяти божествам ди. Эти божества ассоциировались с пятью царями древности, пятью цветами, четырьмя сторонами света и центром, пятью мировыми стихиями. Поклонение божеству земли Хоуту тоже совершали на пяти алтарях, воздвигнутых на высокой насыпи посреди пруда (т.е. место отправления культа являло собой символ мироздания). Ханьский император У-ди учредил культ божества Верховного Единства (Тайи). При нем же была введена практика поклонения божественным силам космоса на вершине священной горы Тайшань. К рубежу нашей эры в религии Ханьской империи первостепенное значение приобрели жертвоприношения Небу и Земле. Вообще официальные религиозные представления в императорском Китае не считались неизменной догмой. Они легко подвергались рационализации. Существовала тенденция совмещения божественного и природного. Это выражалось, например, в совпадении астрономического и религиозного календаря в годовом цикле официальных праздников империи.

Государство подчиняло религиозные нужды политике. Оно давало санкцию на поклонение божествам природных стихий, рек, гор, и пр. или, наоборот, запрещало отдельные местные культы.

В ханьскую эпоху заметно меняются представления о загробной жизни. Мир духов уже воспринимается как точное подобие земного мира. Меняется иконография. Вместо нормативной архаической иконографии появляются реалистические и откровенно фантастические образы.

Основные черты традиционной цивилизации Китая.

Таким образом, традиционной цивилизации Китая свойственна определенная двойственность: с одной стороны – резкий разрыв с мифологией, почти полностью замененной псевдоисторическим сознанием; наличие индивидуалистических тенденций в культуре; существование рационально устроенного государства; развитая научно-техническая мысль.

С другой – этой цивилизации свойственны черты архаического сознания. А именно: отождествление власти с родом; восприятие мира как единого живого тела; сакрализация космоса; соединение магии и власти.

Таким образом, главная тема традиционной китайской мысли – это природа ритуала как символического действия, т.е. действия, смысл которого был шире, чем само это действие. Ритуал указывал на связь всего сущего. Итак, в классической культуре Китая ритуал означал полноту и неделимость бытия, то есть самой жизни. Ритуальное единство мира символизировал водный поток. Управление же государством, согласно представлениям древних китайцев, было подобно регулированию водного потока. Поэтому они считали, что не нужно прилагать усилий для того, чтобы заставить поток течь туда, куда он стремится по своей природе. Однако не следует вставать на его пути.


В культуре каждого народа существует понятие прекрасного. Особенности эстетического восприятия отражаются не только в искусстве, но и в повседневной жизни, а также помогают понять внутренние мотивации и мировосприятие данного народа. Почему китайские художники традиционно не рисовали объект с натуры? И где на китайских картинах дао? Чтобы ответить на эти вопросы, Анастасия Потиевская предлагает взглянуть на мир глазами китайцев и понять, что для них красиво, а что нет.

Природа и человек


“Ученый муж созерцает водопад”, Ма Юань. Источник: Metropolitan Museum of Art

В этой взаимосвязи скрепляющий элемент – это дао (道 dào), основа всего живого, пришедшая из небытия, источник красоты и, собственно, сама красота, а также основополагающий концепт философии даосизма. Конфуцианство также подчеркивает единство человека и природы, их гармонию и согласованность, но все же больше фокусируется на межличностных отношениях и воспринимает природу в контексте именно человека и эстетики повседневной жизни.

Даосизм относится к человеку как к части природы (это отражается в китайской медицине) и выдвигает идею о том, что человек должен наблюдать изменения в окружающем мире и следовать им. Элементы окружающего мира, такие как огонь и вода, являются частью человека, а их дисбаланс приводит к болезням. Восприятие человека как составного элемента окружающего мира пропитывает всю китайскую традиционную культура и находит отражение даже в китайском языке. Например, дыхание (气 qì) имеет также более абстрактное значение жизненная энергия ци.

Энергия пустоты

Однако дао является не единственным источником прекрасного, кроме него есть еще и шэнь (神 shén) – дух или энергия, еще одна составляющая человека и мира в целом. Шэнь невидим, однако дает жизнь всему окружающему пространству. А он, окружающий мир, в свою очередь прекрасен, так как обладает этой жизненной силой и является ее реальным воплощением во всем многообразии форм и их отсутствии.

А теперь вспомним традиционные китайские картины. С точки зрения европейской эстетики они кажутся пустыми – много белого, незаполненного пространства. Но всмотритесь получше – это вовсе не пустые пятна, это именно шэнь и дао заполняют картину.

Главной целью традиционной китайской картины является передача не конкретной формы, а именно шэнь. Поэтому простое отражение реальной формы окружающего мира на хосте не являлось целью китайских художников, но форма, отраженная в разуме человека, приобретает ценность и красоту, так как наполнена энергией и чувствами художника.

Творческий процесс

Каким образом они это делали? Художник увидел красивый пейзаж, он смотрит на него, любуется, ощущает, как дует ветер, как шелестят деревья и журчит река, слышит пение птиц и чувствует себя частью этого момента, постепенно утрачивая собственное субъективное “я”, при этом не придавая особого значения детальности.

Такой подход использовался при создании не только картин, но и стихов, музыки, скульптуры. Поэтому, когда вы читаете китайские стихи о деревьях, лодке или реке, прислушайтесь к ощущениям, возможно, описание дерева – это рассказ о несчастной любви или тоска по дому. Оценивая то или иное произведение искусства, китайцы руководствовались не его внешней формой, а способностью автора передать впечатление, настроение, а также присутствие в картине дао и шэнь. Если есть, то она красивая, а если нет, то уже не очень. Вообще, из этого следует, что абстракционизм, появившийся в европейском искусстве больше столетия назад, составляет основу китайского искусства и эстетического восприятия уже несколько веков.

Китайское искусство многогранно и не ограничено привычными нам объектами искусства. В следующей статье мы расскажем вам, чем прекрасны традиционные китайские парки, почему там сложно потеряться и как в них отразилось эстетическое восприятие природы китайцами.

Источники

Для заглавной иллюстрации использована картина Ма Юаня “Обратное течение Хуанхэ” (黄河逆流). Источник: Wikimedia Commons

Александр Мальцев

Привет! Меня зовут Саша. Я главный редактор Магазеты.

Мы собираем базу знаний о Китае и китайском языке при поддержке читателей уже 16 лет.

У нас нет рекламы, есть только вы. Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.

Полина Струкова

Нихао! Меня зовут Полина, и я редактирую материалы на Магазете уже больше 10 лет.

Почти все авторы присылают нам свои статьи из чистой любви к Китаю, а мы предлагаем им площадку, на которой они могут поделиться своим уникальным опытом. Мы – сообщество энтузиастов.

Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.

Примечания

  1. также возможен перевод 大自然 dàzìrán – естественный, природный мир [↩]

Автор: Анастасия Потиевская

Родилась во Владивостоке, где и выбрала в качестве профессии тернистый путь китаиста. Закончила бакалавриат Восточного Института ДВФУ, а потом магистратуру Чжэцзянского университета по чудесной специальности 休闲学. Сфера научных интересов: этнопсихология, культурология и антропология. Любит путешествовать, танцы и современное искусство. С 2013 года живёт в Китае.

5 комментариев

Принцип 天人合一 все же больше предполагал антропоморфизацию природного мира, т.е. сведение проблем всего мироздания к проблеме социально-политического урегулирования Поднебесной (раз Небесное (природное) существует по тем же законам, что и Человеческое, а проблема Человека – гармонизация Поднебесной, то и Природа зависима от этой самой социальной гармонии). Забавно, что в итоге человек все равно имел центральную роль в мироздании, как и в христианской традиции. Но это больше не об эстетике, конечно.

И касательно “таких элементов, как огонь и вода”: если речь идет о 五行, то правильнее их называть “фазами” либо “процессами”, поскольку они означают не какой-то стабильный элемент, но циклический этап процесса глобальных изменений мироздания, что серьезно отличается от “элементов” в той же древнегреческой философии.

Ух ты! спасибо за подробный комментарий, очень интересно.

Мне мой профессор по эстетике говорил что отношения природы и человека, эстетическое восприятие китайцев характеризуется как раз принципом 天人合一, точно также как 三才, где Человек равен Небу и Земле, но в то же время не противопоставлен ему, не ниже, но и не выше. То есть в контексте эстетики тут как раз отличие от европейской антропоцентричности и ощущения человека в отрыве от природы.

Что касается элементов, то да, речь о 五行 и о связи с китайской традиционной медициной, которой в древнем Китае занимались в основном даосы. О том что, по мнению китайцев, организм человека – мини-модель вселенной, где разные органы относятся к разным фазам (?) окружающего мира, и именно переизбыток или недостаток этих фаз (?) является причиной болезней. Возможно, их корректней называть как-то по-другому, но вот в китайской медицине я, честно признаюсь, не сильна:)

Огромное спасибо за интересную статью. Также вопрос коммуникации интересен


Китай имеет огромную территорию, это третье по площади государство мира. Площадь Китая 9 600 000 кв. км, что примерно равно площади Европы. Государственная граница проходит по суше и воде. Природа Китая очень разнообразна. В состав Китая входят обширные пустыни, горы, бескрайние плато, равнины, впадины, могучие реки, большие и малые озёра, местности с климатом разного типа.

Китай имеет 6 климатических поясов:

  • экваториальный (от 15° с. ш. на юг),
  • тропический (15°-23° с.ш.),
  • субтропический (23°-34° с.ш.),
  • умеренно-тёплый (32°-43° с. ш.),
  • умеренный (36°-52° с.ш.)
  • умеренно-холодный (выше 50° с.ш.),

А также семь географических зон и 33 подзоны. Такое ландшафтно-климатическое разнообразие подчеркивает и разнообразие животного и растительного мира Китая, среди представителей которых много древних.

Дикая природа Китая

Диким животным ныне в Китая живется тяжело. Главная опасность — человек, который все время хочет есть. Хорошо еще, что традиционно в этой стране обширно используются продукты сельского хозяйства.

Даже гигантская панда, один из главных символов Китая, не может чувствовать себя в безопасности. Этот символ Всемирного фонда дикой природы страдает ощущает на себе климатические изменения и утрачивает привычные места обитания. Кроме того, панда питается только ростками бамбука, т.е. может жить не везде. Сейчас на воле живет менее тысячи гигантских панд, главным образом в одиннадцати заповедниках в провинции Сычуань. Против браконьеров власть предпринимает строгие меры, включая смертную казнь, но выживание этого поразительного черно-белого животного остается под вопросом.


К другим малочисленным и исчезающим видам животных, проживающим в Китае, относятся золотистые обезьяны, снежный барс, олень Давида, пятнистая кошка, панголин (чешуйчатый муравьед), гигантская саламандра и несколько видов журавлей.

Речные крокодилы и дельфины в бассейне реки Янцзы находятся под защитой, что, впрочем, не спасает их от промышленных выбросов, рыболовных сетей и столкновения с судами.

Животные Китая


Хотя животный мир страны серьезно пострадал от хозяйственной деятельности человека, он все еще очень разнообразен. В Китае наших дней насчитывают более 2 тыс. видов наземных позвоночных (это 10% от всех существующих на Земле). Свыше 100 видов животных имеют исключительно происхождение из Китая или обитают преимущественно в Китае. Например, такин, ушастый фазан, золотистая обезьяна, красно-венценосный журавль.

Много тех, которые относятся к особенно древним, пережившим последний ледниковый период, например — двугорбый верблюд из северо-западных пустынь, бамбуковый медведь с севера гор Хэндуаньшань, тарпан.

На северо-востоке территории страны встречаются куницы, зайцы, белки, крупные хищники — волки, енотовидные собаки, лиса, рысь, медведь. На северо-запада расположились пустыни и полупустыни, в которых живут песчанки и суслики, джейраны и дзерены, лошадь Пржевальского, волки, корсаки, куланы.

В горах центральных районов ещё встречаются тигры и дымчатые леопарды. Тигры отличительны тем, что имеют полоски не только на мехе, но и коже.


На юго-западе климат мягче, а растительность конечно богаче. Здесь встречаются леопарды, летучие собаки (крыланы), гигантские белки, лори (пальмовая малайская куница), тупайи, обитатели бамбуковых лесов — большая и малая панды — эндемики Юго-Западного Китая.

К особенно редким животным Китая относятся:

Заповедники Китая

На территории КНР насчитывается огромное количество природных заповедников. Их 11800 и они занимают 18% территории страны.

Самый известный в мире, без сомнения, заповедник Улун (Улун Цзы-жань Баохуцюй) неподалеку от Чэнду в провинции Сычуань. Заповедник Улун получил от ООН статус Международного биосферного заповедника за его роль в защите редкой гигантской панды. К другим исчезающим видам, проживающим в Улуне, относятся снежный барс, золотистая обезьяна и мускусный олень.

Заповедник Чжалун

Он же Чжалун Цзы-жань Баохуцюй. Расположен в 280 км от Цицихара, что в провинции Хэйлунцзян. Этот заповедник — превосходное место для орнитологов, как и отдаленное озеро Цинхай в одноименной провинции и озеро Поян в провинции Цзянси.

Правительство страны можно сказать совсем недавно стало проявлять внимание к защите окружающей среды. Так Чжалун — первый заповедник в Китае — был основан лишь в 1979 г. Представляете какую работу провели всего за 40 лет! Сколько заповедников создали!

природа Китая

210 тысяч гектаров заболоченных земель в Чжалуне служат домом или перелетным пунктом для 180 видов птиц. В их число входят 8 из 15 имеющихся в мире видов журавлей (шесть из них числятся в списке исчезающих видов). Численность красновенцового журавля идет всего на сотни, в заповеднике их насчитывается около 500 особей. Этот журавль считается древним символом долголетия. Таких птиц, как цапли, аисты, лебеди и гуси, лучше всего наблюдать с апреля по сентябрь.

Озеро Цинхай

природа Китая

Также носит название Цинхай Ху. Самое большое соленое озеро в Китае. Расположено на высоте 3200 м над уровнем моря в отдаленной провинции с таким же названием и окружено снеговыми вершинами. Площадь озера 4300 кв.км.

На северо-западе озера Цинхай расположен так называемый Птичий Остров, где находят приют до 100 000 перелетных птиц, включая гусей, журавлей, грифов и монгольских жаворонков. Птичий заказник для черношеих журавлей (Лунбяо), расположенный на этом же острове, играет важную роль в сохранении исчезающего вида.

Заповедник Чанбайшань

Заповедник Лунжуй

На противоположном краю страны, около Наньнина, на границе с Вьетнамом, расположен заповедник Лунжуй (Лунжуй Цзы-жань Баохуцюй). Он служит домом для единственной в мире популяции белоголовых обезьян-лангуров, а растительное царство представлено не менее редкой золотистой камелией.

Улинюань

В провинции Хунань на юго-востоке находится комплекс заповедников, известных как живописный район Улинюань (Улинюань Фэнцзинцюй). Это уединенная область среди холмов и утесов, вырастающих из субтропического леса. Среди его пещер и быстрых рек есть немало возможностей для сплава на плотах и пешего туризма.

Особенности климата

Говоря об особенностях климата страны, нужно акцентировать внимание на его разнообразии. Размеры страны, климатические условия, природа Китая, ее особенности, позволяют четко выделить страну среди большинства других азиатских.

На юго-востоке климат субтропический, а на северо-западе — резко континентальный. В результате взаимодействия воздушных масс океана и суши южное побережье подвержено воздействию муссонов. В зависимости от возникновения, интенсивности и ослабления муссонов распределяется количество и концентрация осадков. Диаметрально противоположные температурные показатели и особенности природы Китая неразрывно связаны между собой.

Зимой в самой северной части страны — провинции Хэйлунцзян, находящейся в умеренном климате, — температура падает до -30°C, а средняя температура — 0 °C. Летом же средняя температура здесь — около 20°C.

Природные ресурсы Китая


Китай обладает большими природными ресурсами. Страна является лидером по запасам многих ископаемых таких как: железная руда, нефть, уголь, вольфрам, цинк. Сейчас даже дети знают, что это государство соперничает со многими странами в самых различных отраслях промышленности. На сегодняшний день страна является лидером по выпуску угля, цемента и много другого.

Китайцы очень много строят. В больших мегаполисах проблемы с окружающей средой, в первую очередь из-за выбросов промышленности и объектов теплоэнергетики, которая пока работает на угле. Именно поэтому Китай так стремиться получить газовую трубу из России — так они смогут снизить риски для собственного населения, возникающие из-за плохого воздуха в городах.

Водные ресурсы

Китай обладает огромными водными ресурсами. Теоретический запасом энергии в 680 млн. кВт. Географически реки располагаются не совсем равномерно. Около 64 процентов всей территории занято бассейнами рек внешнего стока. Огромнейшие запасы вод скоплены под землей, но и они распределены не равномерно. Они расположены на равнинах, также в бассейнах рек. Многие районы страны богаты и артезианскими бассейнами, которые считаются источниками ирригации.

Китай богат и на озера. По происхождению озера страны водно-эрозионные и тектонические. Много озер расположено на Тибетском нагорье. В востоке Китая расположены самые крупные озера, которые в период половодья превращаются в водохранилища.

Земельные ресурсы Китая


13,1 процентов всей территории заняты пахотными землями. Пахотные земли в последнее время сокращают, главная причина – возвращение под посадку леса. Еще одной весомой причиной является строительство дорог и зданий. Некоторые земли приходят в негодность от стихийных бедствий, образования обвалов, оползней, осыпей.

Природные условия Китая разнообразны и поэтому почвы встречаются также различные – от красноземов до серо-бурых пустынных. На формирование грунта повлияло многовековое выращивание риса, это привело к образованию новых типов почв.

Лесные ресурсы

Здесь насчитывается приблизительно 30 тысяч типов всевозможных растений. По различию лесных пород у Китая очередное первое место в мире. В Китае растет много ценных пород деревьев, например: тунг, маковое, сальное, сумах.

Растительность страны можно поделить на саванную, степную, болотную, пустынную, лесную. Есть деревья, которые давно не произрастают в других странах.

Страна является главным участником рынка целлюлозы и бумажной продукции. Своей древесины не хватает и мы слышали, что китайцы не очень стесняются закупать лес в России. А наши и тоже не стесняются и продают. На сегодняшний момент Китай считается одним из главных импортеров древесины.

Минеральные ресурсы

В Китае свои разработанные месторождения нефти, угля, железных и магниевых руд, графита, меди. Из цветных металлов также добываются олово, вольфрам, цинк (по таким позициям страна находится в лидерах).

Страна считается мировым лидером по выпуску олова, свинца. КНР имеет большие запасы тантала, который используется для создания твердых сплавов.

Альтернативные источники энергии

На большей части Китая отличные условия для получения солнечной энергии. Северо-западная часть Тибета считается самой богатой на ресурсы энергии нашего светила.

Объем энергии ветра в континентальной части государства оценивается приблизительно в 253 млн. кВт. Наиболее благоприятные для этого вида энергетики территориии находятся в северо-центральной и северо-западной части Китая, в юго-восточных и прибрежных районах, на островах. На данный момент наибольшей ветряной электростанцией в Китае является Дабанчэнь.


ТРАДИЦИИ КИТАЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ ЭКОГРАЖДАНСТВА

Фу Сюйань, Чжоу Хун*

В настоящей статье выдвинуты очень важные и конкретные проблемы экологического общества и построения экологической цивилизации, а также основные законы общего развития окружающей среды и человеческой культуры. Отмечается, что культура и цивилизация должны гармонично взаимодействовать с окружающей средой, и Китай является первой страной в мире, которая кладет создание экологической цивилизации в основу государственной политики. Китайская нация – это народ с глубокими экологическими культурными традициями и экологической мудростью. Воспитание экологически образованных граждан – самая важная часть формирования экологической цивилизации.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая цивилизация, традиция экологической культуры, воспитание экогражданства, экологически образованные граждане.

This paper puts forward the very important and concrete problems of ecological society and the construction of ecological civilization, and expounds the basic laws of the common development of environment and human culture seriously and accurately. It is pointed out that culture and civilization must work together with the environment. China is the first country in the world to take ecological civilization as its basic national policy. The Chinese nation is a nation with extensive and profound ecological culture tradition and ecological wisdom. In the construction of ecological civilization society, it is an important task to take ecological education and train ecological citizens.

Keywords: ecological culture, ecological civilization, tradition of ecological culture, education of ecological citizenship, environmentally educated citizens.

Китай является первой страной в мире, которая считает экологическую культуру основой государственной политики. Самая важная задача в формировании экологической цивилизации – воспитание экологически образованных граждан, то есть людей, которые обладают экологическим сознанием и целенаправленно строят экологическое общество. Такие граждане не только определяют свои экологические права, но и осознают свои экологические обязанности. Они знают экологическую этику, сознательно соблюдают правила и законы об охране окружающей среды, заботятся об аккуратном и умеренном потреблении, стремятся к достижению гармонии между человеком и природой, тем самым реализуя прекрасную китайскую мечту.

В процессе воспитания экологически образованных граждан последние должны понимать цель построения экологического общества. Экологическая безопасность и здоровье людей являются главными ценностями в процессе построения экологического общества. Мы должны принять концепцию научного развития в качестве руководства, чтобы обеспечить экологическую безопасность социальной системы, поддержание гомеостазиса экосистемы и здоровья населения.
В этой связи следует провести реформу системы экологизации общества, сделав ее основной задачей в формировании научного подхода как в политических кругах, так и при разработке средств защиты природы, экологической политики, законов и правил, подходящих для национальных условий. Нужно также придерживаться системы природоохранных ограничений в области экономического развития страны и ввести ответственность за нарушение экологических норм со стороны чиновников. Чтобы построить экологическое общество, нужно понять, что достижения в этой области сегодня – благо для потомков в будущем, поскольку именно народ является основой системы экологической цивилизации. Необходимо воспитывать экологически ответственных граждан, продвигать процесс экологической демократии, совершенствовать систему участия общественности в природоохранной деятельности, обеспечить каждому гражданину доступ к экологически чистой природной среде, то есть дать ему возможность жить в условиях экологического благополучия при исполнении соответствующих обязательств. Следует подчеркнуть и то, что каждый имеет право на получение актуальной информации об экологической ситуации, а также право непосредственного участия в природоохранной деятельности и контроле за состоянием окружающей среды. Таким образом все смогут наслаждаться чистым воздухом, чистой водой и реализовать свои права на экологическое благосостояние, внедряя механизм экологической компенсации в концепцию прав человека.

Нужно воспитывать экологически образованных граждан, которые придерживались бы принципов экоцивилизации. С точки зрения экологии культура помогает людям сформировать наиболее благоприятную окружающую среду. Цивилизация – это процесс адаптации социума определенной региональной культуры к окружающей среде, а также трехмерный процесс развития культуры в географии, времени и пространстве. Относительно человеческого общества жестко работает правило: нединамичная, не развивающаяся культура не имеет будущего. И если она не адаптируется к изменениям экологической среды, не будет развиваться и обновляться, экологический кризис и деградация окружающей среды станут неизбежными. Следовательно, люди должны совершенствовать свою культуру, чтобы улучшать состояние окружающей среды, не приспособленной к старой культуре. Создание и устойчивое развитие новой культуры, гармонично сосуществующей с окружающей средой, являются главной задачей экологической цивилизации. Экологическая цивилизация – это совместно развивающиеся культуры отдельных народов, окружающая среда и человечество в целом. Важнейшей функцией культуры при строительстве экологической цивилизации является прежде всего изменение системы ценностей. Прежняя культура, противоречащая законам природы, должна эволюционировать в культуру устойчивого развития гармонии природы и человека.

Проводя политику экологического воспитания граждан, следует принимать во внимание, что мы живем в эпоху современной индустриальной цивилизации, методы производства и образ жизни в которой – это массовое производство, массовое потребление и большое количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Наряду с беспрецедентным материальным благополучием современная индустриальная цивилизация несет с собой глобальное разрушение нашей прекрасной планеты. Как прошлый опыт, так и сегодняшняя реальность показывают, что современная индустриальная цивилизация является неустойчивой системой [Global… 2014: 70–76, 270].

Если говорить о современной индустриальной цивилизации Китая, то ее история насчитывает более 100 лет, что по сравнению с глубоко укоренившейся индустриальной цивилизацией в Европе, которой более 400 лет, не так уж и много. При этом опыт Европы послужил хорошим уроком для Китая, указав направление, которое вдохновило нас на новый путь в новую эру. Путь этот ведет к устойчивому развитию социализма с китайской спецификой, а это прежде всего означает, что культура должна эволюционировать и развиваться. Современная индустриальная культура взаимодействует с окружающей средой. Современная индустриальная цивилизация – это тоже особая форма цивилизации, и она также должна эволюционировать и развиваться. Из этого следует, что путь к экологической культуре и экологической цивилизации пролегает через устойчивое развитие, которому должны следовать Китай и весь мир.

Чтобы воспитать у людей чувство экологической ответственности, нужно обязательно придерживаться экологически ориентированного образования. Мы должны рассматривать экологическое образование как обычное для всех, осуществляемое на протяжении всего курса обучения и в течение всей жизни. Следует также повышать экологическую осведомленность гражданского населения, имея в виду как уровень национального сознания, так и глобальную осведомленность. При этом необходимо защищать экологическую этику и экологическое поведение в обществе, поскольку только так наше общество может стать экологически благополучным [Realizing… 2017]. В развитии экологического образования особенно важно, чтобы все чиновники стали экологически ответственными гражданами. В процессе содействия экологической демократии на первое место выходит экологическая справедливость, а ее главным врагом является коррупция, которая самым негативным образом сказывается на экологическом благополучии граждан. Именно поэтому борьба с коррупцией и культивирование честности являются важной задачей в развитии экологического образования и формирования на данной основе гражданского общества.

Литература

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / под ред. Л. В. Литвиновой. М. : Мысль, 1972–1973.

Global Studies Encyclopedic Dictionary / ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour,
W. C. Gay; with a Foreword by M. Gorbachev. Amsterdam; New York, NY : Editions Rodopi B. V., 2014.

Realizing Oneself and Realizing Others: Jointly Constructing a Civilization of All-under-Heaven. Songshan Forum (September 16–17, 2017). Dengfeng, 2017.

Traditional Culture Promotes Ecological Civilization // The 6 th International Symposium on Traditional Culture and Eco-Civilization (September 16–18, 2015). Jiamusi, 2015.

Читайте также: