Учение о душе в эпоху средневековья кратко

Обновлено: 06.07.2024

Авторы: Е. С. (Архаические представления о душе), В. Г. Лысенко (Душа в индийской философии), А. В. Лебедев (Душа в античной философии), А. В. Серёгин (Душа в патристике и средневековой философии), А. В. Апполонов (Душа в патристике и средневековой философии), Т. Ибрагим. (Душа в арабо-мусульманской мысли), Е. В. Мареева (Душа в философии Нового времени), Ю. Н. Попов (Душа в философии Нового времени) Авторы: Е. С. (Архаические представления о душе), В. Г. Лысенко (Душа в индийской философии), А. В. Лебедев (Душа в античной философии), А. В. Серёгин (Душа в патристике и средневековой философии); >>

ДУША́, фун­да­мен­таль­ное по­ня­тие, пред­став­лен­ное в разл. куль­ту­рах, ре­ли­ги­ях, фи­лос. уче­ни­ях ши­ро­ким спек­тром зна­че­ний: как уни­вер­саль­ное жиз­нен­ное на­ча­ло, ви­таль­ная си­ла, при­сут­ст­вую­щая в ка­ж­дом жи­вом су­ще­ст­ве (пре­дель­ным вы­ра­же­ни­ем это­го яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о все­об­щей оду­шев­лён­но­сти кос­мо­са в пан­пси­хиз­ме ); как не­ма­те­ри­аль­ная бес­смерт­ная суб­стан­ция, при­даю­щая це­ло­ст­ность и не­пре­рыв­ность ин­ди­ви­ду­аль­но­му су­ще­ст­во­ва­нию; как суб­страт всех соз­на­тель­ных и бес­соз­на­тель­ных пси­хич. про­цес­сов.

На развилинах античного мира утвердилось феодальное общество. Новый способ производства возникал в условиях резкого упадка культуры и образованности. Города почти исчезли. Деревни и поместья с нещадно эксплуатируемым, забитым крестьянством и сплошь безграмотными феодалами определяли в первые столетия средневековья экономический облик Европы, а тем самым и особенности ее политической, культурной и духовной жизни, подчиненной диктату христианской церкви. Церковь подбирала крохи античной образованности, используя их для украшения своих догматов. Естественнонаучное исследование природы и человека приостановилось. Религиозные спекуляции и мистические взгляды сменили опытное изучение организма и его психической деятельности.

Разрушение выработанных передовой мыслью античности критериев психологического познания позволило на место действительных фактов и объяснений поставить продукты религиозной фантазии.О познании реальных психических явлений вообще не было речи. Душа трактовалась как сущность, ведущая двойную жизнь – в теле и божестве, причем лишь второй способ ее существования признавался истинным. Философско-психологические представления о душевной деятельности вначале полностью поглощались теологией. В VIII в. зарождается схоластика. Это была философия, которую преподносили в средневековой школе для спекулятивно-логического обоснования богословия.

Завершив и обобщив эти устремления, Ибн-Сина и Ибн-Рошд смогли выдвинуть учения, содержавшие идеи о том, что природа вечна (совечна божеству), что ее законы не меняются произвольно, что существование души обусловлено деятельностью тела, что ее бессмертие в качестве индивидуальной сущности невозможно, и ряд других идей, несовместимых с догматами ислама.

Другое важное направление, вносившее существенно новые идеи в психофизиологию, было представлено арабским ученым Ибн
аль-Хайсамом (Альгазеном) (965 – 1039).С одной стороны, он, как и Ибн-Сина, занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза (зрительных ощущений). С другой стороны, он использовал для объяснения этих продуктов принцип, которого у Ибн-Сины не было. Изучая законы отражения и преломления света, он подошел к органу зрения как к оптическому прибору.

Два положения концепции Ибн-Рошда, принципиально несовместимые ни с Кораном, ни с Библией, стали объектом острейшей идеологической борьбы на протяжении нескольких столетий. Во-первых,его положение об уиичтожимость индивидуальной души и, во-вторых, –о богоподобии человека. Разрушающимся вместе с телом – частям души аверроисты противопоставили универсальный для всех разум, а отсюда следовал вывод о равенстве людей по интеллектуальным способностям, который был несовместим с представлениями феодального общества.

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной, получил название эпохи Возрождения.Идеологи этого периода считали его главной особенностью возрождение античных ценностей. К античности обращались люди прежних эпох, решая каждый раз собственные проблемы. Без античных сокровищ не было бы ни арабоязычной, ни латиноязычной культур.

В эпоху Возрождения первоначальной формой борьбы с теологией стал пантеизм, обусловивший переход к открыто материалистическому мирообъяснению. Идея единства человека и природы, направленная против дуализма и иерархизма христианской теологии, приняла форму учения, в котором космос сливался с божеством, а человек – с космосом.Мироздание мыслилось по тину одушевленною организма, живой частицей которого является человеческое тело с присущими ему психическими свойствами. Это подготовило представление о том, что индивидуальное поведение подчинено всеобщим законам природы, трактовавшейся как огромный механизм, а не органическое тело.

Собственных обобщающих конструкций неокрепшая естественнонаучная мысль первоначально выработать не могла. Она обратилась к древним, заимствуя созвучное духу Возрождения стремление к эмпирии, к чувственному познанию реальности. Возглавил эмпирико-натуралистическое направление Бернардино Телезио (1509–1588).Получив образование в Падуе, он создал в Неаполе общество естествоиспытателей, по образцу которого возникли научные общества и в других городах Италии.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Сделан в Word, графики в электронном виде с ссылками. Курсовая работа. Вариант 33. Гидравлический расчет гидросистемы стенда для испытания центробежных насосов.

6. Средневековые представления о душе и человека.

А). Внутренний мир человека как предмет богословской мысли. Духовно-нравственные искания, борения, метания человека составляют важнейшую тему средневековой мысли. В это время формируются принципиально новые этические идеи. Идеал человека-героя, совершенного калокагатоса заменяется идеалом человека-святого, праведника. Основная этическая дилемма человека: греховность – святость. Основная этическая сила – совесть. Если в античности целью человеческой жизни считалось счастье, а оно, в своей предельной форме совпадало с Благом. То в средневековье целью понимается только бессмертие души, которое есть единственное счастье. Это счастье – благодать.

в). В соответствии с этим определяется понимание нравственного и безнравственного в человеческой жизни, которое получило достаточно внятное оформление к XII веку. В средневековой этике различаются три феномена: склонность к дурному поступку, волевое сознательное решение совершить этот поступок и сам поступок. Первое и третье не может быть точно нравственно определено, как дурное или хорошее. Это данности – от Бога, от дьявола, от устройства жизни и т.п. Нравственно вменяема лишь воля.

Воля, являясь активной сознательной способностью, no своей природе двойственна. Она может слушаться Бога или подчиняться низменным страстям. В первом случае она здорова и может быть сама себе законом. Во втором – она больна и является источником зла. Зло в согласии воли на заведомо дурной поступок, в одобрении дурной наклонности.

Противоположные действия воли и определяются как совесть и бессовестность. Нравственность есть следование голосу совести, безнравственность – его заглушение. Источник голоса совести – нравственный закон, естественно присутствующий и в природе человека, но внедренный в неё богом. Сама совесть есть переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, что должно или не должно делать и говорить. Конечным критерием должного и недолжного является подлинное счастье бессмертия души.

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии. У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю. Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя.

Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь.

Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей.\

Первые представления о психике были связаны с анимизмом -- древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, который был учеником и последователем Сократа, душа -это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа -это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

54. Цели воспитания в современном российском образовании

Цели и задачи воспитания

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии. У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю. Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя.

Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь.

Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей.\

Первые представления о психике были связаны с анимизмом -- древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, который был учеником и последователем Сократа, душа -это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа -это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

54. Цели воспитания в современном российском образовании

Цели и задачи воспитания

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: