Виктор чижиков иллюстратор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Виктор Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве.

Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

Член Союза журналистов РФ с 1960 года.

Член Союза художников РФ с 1968 года.

Народный художник России.

Микроавтобиография

Сергей Репьёв

Из окна мастерской художника Виктора Александровича Чижикова видно пол-Москвы. В этом доме — Малая Грузинская, 28 — жил Владимир Высоцкий. Здесь Чижиков придумал и нарисовал олимпийского Мишку.

Чрезвычайно интересной оказалась поездка самого Молоканова на Филиппины в составе первой тургруппы из Союза. Молоканов писал этюд, сидя под пальмой, а мимо проходила очень красивая женщина с пёстро одетой свитой. Ей понравился этюд. Молоканов тут же его подарил. Она попросила нарисовать её портрет. Он здорово улавливал сходство — ну подарил ей и портрет. На следующий день президент Фердинанд Маркос пригласил советскую делегацию на прогулочную баржу — намечались танцы и выпивка. Там Молоканов понял, что вчерашняя красавица — супруга президента. И очень ему симпатизирует. Но ужас был в том, что все перепились. И кто был за штурвалом — тоже. А Молоканов перед Полиграфом семь лет отслужил на Северном флоте. Он взял штурвал в свои руки и привёл баржу к берегу. Правда, сшиб причал. Я упускаю подробности. Молоканов всё это отразил в дневниковых рисунках.

Записала Анна Эпштейн

Олимпийский мишка похож на Виктора Чижикова. Это понятно: Чижиков его нарисовал. Портрет мишки занимает своё место на стене мастерской Виктора Александровича среди дружеских шаржей, фотографий друзей и рисунков котов. Мишка принадлежит народу, а коты — настоящая страсть Чижикова. Ему дай волю — он одних котов и рисует.

«Раньше все стремились тепло работать. Не знаю, чем это объясняется. Я жил в коммунальной квартире, в которой было 27 соседей. Утром попасть в туалет было делом невозможным, я об этом даже никогда не мечтал. Мой уход в школу совпадал с уходом всех на работу, и я шёл в общественную уборную на Арбатской площади. Там встречалась половина нашего класса, все жили примерно в таких условиях. Мы умывались, а потом переписывали уроки — я переписывал математику, у меня — немецкий. Заведующая уборной нас всех любила, протирала подоконник, чтобы нам было удобно работать. У неё оставались наше мыло и полотенца. Человеческая доброта была распределена в изобилии, и я не понимаю, куда могла подеваться.

Я печку затопил, картошки наварил, дрова трещат, звёзды высыпали. Хорошо! И Коля читает стихи:

В автобусе просёлочном трясясь,
Я вспоминал Вандомскую колонну.
В дорожную проваливаясь грязь —
Лувр, Тюильри и разную Сорбонну.
Но лишь вдали увижу изоб ряд,
Плотину пруда, старые колодцы,
А чей-то рот, произносивший мат,
Мне и светло, и мудро улыбнётся.
Но лишь сойду на тёплую траву,
Пейзаж увижу с церковью кривою,
И лес, и дол, и дом, где я живу,
Я сердце вдруг попридержу рукою.
Привет тебе, о, дом, о, сеновал!
Привет тебе, о, мебель, о, посуда!
Ведь всё, что 20 лет я рисовал,
Оно выходит вот отсюда.
Сейчас я каши гречневой сварю
И закурю, и валенки надену,
На чистый лист бумаги посмотрю,
Подброшу в печь еловое полено.
Потрогаю я тёплую трубу,
А ваш Париж видали мы в гробу!

— Ну, будь здоров! — сказал Коля и выпил.

Екатерина Васенина

Наша беседа — с замечательным российским художником книги Виктором Чижиковым.

— Я люблю белорусских художников, — рассказывает Виктор Чижиков. — У меня есть в Минске замечательный друг Георгий Поплавский, народный художник, академик. Он является главой семьи художников: жена Наташа — замечательный иллюстратор детской книги, дочка Катя — тоже очень хорошая художница. Мы познакомились в Доме творчества в Паланге в 1967 году. Когда он бывает в Москве, то всегда заходит ко мне. Он очень известный мастер, иллюстрировал Якуба Коласа, других белорусских писателей. За цикл индийских работ получил премию Джавахарлала Неру.

— Вы чувствуете дыхание нового поколения в книжной графике? Кому лиру будете передавать, Виктор Александрович?

— Лесники говорят, что приручённые медвежата или оленята, когда их взрослыми выпускают на волю, чувствуют себя беспомощными. А у нас сейчас выросшие дети вступают в тот же хищный лес.

— Да, сегодня всё происходит не так, как говорил Образцов. Но я стараюсь делать своих страшных героев смешными. Того же Волка, например, который собирается скушать Красную Шапочку.

— С улыбкой будет её кушать?

— И всё-таки я даже страшный текст стараюсь рисунками смягчить. Хотя жизнь всё равно поставит всё на свои места. Я часто встречаю людей, которые мне говорят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас веселили! Это для меня звучит как награда. Я хотел и хочу, чтобы у детей было меньше страхов. Детство должно быть беззаботным. Вообще, мне кажется, это присуще русскому народу. Вы обратили внимание, что в деревнях на праздники ходят ряженые: мужики выпьют и рядятся в женские платья.

— Для этого не надо ехать в деревню: включите телевизор с какой-нибудь сатирической программой — сплошные мужики в женских платьях!

— Меня пугает изобилие таких мужиков на ТВ. Это уже не смешно. А в народе ряженые — обычное дело, они органично вписываются своей беззаботностью и ухарством в праздник. Меня это всегда веселило в детстве. Потом вырастаешь — и на тебя постепенно накладываются пласты культуры. Ты начинаешь немножко больше понимать. Немножко! Но главная закваска закладывается в детстве. Если ребёнка воспитывать в страхе, всё время предупреждать: мол, туда не ходи, и туда тоже, там страшно! — ребёнок будет сидеть онемевший посреди комнаты и всего бояться. А в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и посмеяться от души. Мы должны воспитывать таких людей.

— Ну, вашему весёлому Бармалею никто не удивится — в конце концов Виктор Чижиков заставил олимпийского Мишку улететь в свой сказочный лес. До сих пор Мишка всё летит и летит над нашими головами, а люди всё плачут и плачут, прощаясь с ним.

— И плачут по вполне естественной причине: Мишку успели полюбить. Сцена была вокзальная: один уезжает, другие его провожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему плачут? Потому что уезжает кто-то родной.

— Наверное, умный был философ, раз в честь него княжество назвали.

— Определённо, дока. А котов у меня пока набралось 25. Этого мало для книги.

Вообще-то коты у меня жили всю жизнь. С нами в деревне кот Чунька прожил 14 лет. Он послужил толчком для создания целой серии рисунков о кошках. А потом ушёл и не пришёл. Говорят, кошки уходят умирать. Наш Чунька — как Толстой. Кстати, уход Толстого в моей серии о котах тоже будет. Образ у меня уже найден.

— Интересно, вы сперва изучаете натуру, входите в образ кота? Усов, правда, у вас нет, чтобы ими шевелить, хвостика тоже.

— Совершенно верно, вхожу в образ.

— Что вы пожелаете читателям своих книжек?

— А что вы пожелаете художнику Виктору Чижикову на его семидесятилетие?

— Тех же перспектив! Конечно, больших перспектив у меня уже нету. Но чёткую перспективу лет на пять я бы себе пожелал!

— Ну а мы от имени читателей умножим эту цифру на пять и ещё на пять.

Виктор Чижиков


Виктор Александрович Чижиков — художник-иллюстратор, карикатурист, автор талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Народный художник Российской Федерации.

Содержание

Виктор Чижиков / Биография


Рисунок отца Виктора Чижикова. Прислан с фронта, 1942 год





В 1953 году Виктор Чижиков окончил московскую среднюю школу №103 и поступил на художественное отделение Московского полиграфического института. Учился у Павла Григорьевича Захарова, учениками которого были также Дмитрий Бисти, Виктор Дувидов, Май Митурич.





Автограф Виктора Чижикова


Художники Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владимир Перцов, Виктор Чижиков. Групповая выставка на ул. Вавилова, Москва, 1982. Фото Игорь Пальмин. Из семейного архива Ольги Мониной.


Юрий Коваль, Николай Устинов, Виктор Чижиков, Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова

В круг близких друзей Виктора Чижикова входили видные писатели: Виктор Драгунский, Юрий Коваль, Сергей Михалков, Яков Аким, Эдуард Успенский и др. — с ними дружил и работал как художник.



Писатель Юрий Коваль и художник Виктор Чижиков. Фото: Виктор Усков.



Виктор Чижиков. Олимпийский Мишка в космосе


Олимпийский Мишка Виктора Чижикова — официальный талисман XXII Олимпиады (утверждён 19 декабря 1977 года)


Олимпийский Мишка Виктора Чижикова



Иллюстрация Виктора Чижикова


Иллюстрация Виктора Чижикова


Иллюстрация Виктора Чижикова


Иллюстрация Виктора Чижикова



Иллюстрация Виктора Чижикова




Книги Виктора Чижикова



В 1976 и 1984 годах в Москве проходили групповые выставки Вениамина Лосина, Евгения Монина, Владимира Перцова и Виктора Чижикова. Художников связывала дружба и совместная работа. Работая в одной мастерской, они искали новые пути оформления детской книги. Вместе отдыхали, ездили на этюды, много путешествовали по древнерусским городам, по Грузии, Средней Азии.


Художник Евгений Монин, 1961 год




Из сборника старинных сказок народной сказительницы Анны Куприяновны Барышниковой (Куприянихи). Художник Вениамин Лосин.


Художник Виктор Чижиков.


Народные художники РФ Виктор Чижиков и Николай Устинов на выставке Николая Устинова в РГДБ.


Анастасия Архипова, Андрей Усачёв, Виктор Чижиков у входа в РГДБ, 2019 год



Анастасия Архипова, Евгений Антоненков, Андрей Усачев, Анжела Лебедева, Виктор Чижиков, Мария Веденяпина, Яна Поплавская, Дмитрий Чуковский, Максим Амелин, Анна Золотарева с гостями кленового юбилея РГДБ.

    Президент Совета по детской книге России (RBBY) Виктор Чижиков


Презентация конгресса IBBY на ММКВЯ 2018. Слева направо Анжела Лебедева, Виктор Чижиков, Людмила Чижова


Презентация конгресса IBBY — 2020 на Nonfiction 2018. Справа Татьяна Рудишина


С 2009 года Виктор Александрович Чижиков — Президент Совета по детской книге России (RBBY) — национальной секции Международного совета по детской и юношеской книге (IBBY). С 1968 по 2009 год предшественником В.А. Чижикова на этом посту был Сергей Владимирович Михалков.

Виктор Чижиков умер в Москве 20 июля 2020 года, похоронен на Востряковском кладбище.

Вот после Олимпиады-80 все изменилось. Образцы советского олимпийского дизайна стали общемировым понятием.

Олимпийский Мишка, другие логотипы Олимпиады — стрелы, звезды, кольца — заполнили буквально нашу жизнь: они были в плакатах и названиях общепита, в журналах и альбомах, на улицах и на крышах. Стало вообще понятно, что дизайн — это адская сила. Ну, сумки с Олимпиадой-80 до сих пор ударно продаются, по-моему, да и Мишка Олимпийский тоже в цене.

Ну, я уже писал, что история Олимпиады-80, она противоречива. Она, с одной стороны, удивительна, уникальна, а с другой стороны, в некоторых отношениях весьма печальна.

То же с олимпийской символикой. С одной стороны, безумно важный для всей советской цивилизации прорыв — именно в дизайне концентрируется дух эпохи, а с другой — с автором олимпийского символа поступили, конечно, не очень хорошо. Только в самый последний момент он получил билет на торжественное открытие, с дикими усилиями туда попал, чиновники разговаривали с ним весьма холодно, но что самое главное — ему не удалось официально оформить авторские права.

Почему так получилось, я не понимаю, впрочем, нет, понимаю — авторское право в СССР было весьма противоречивым понятием, как и многое другое. С одной стороны, композиторы, поэты-песенники или даже драматурги, официально оформив авторские права, могли получать баснословные гонорары внутри страны, с другой стороны — государство страшно не любило делиться валютой. И не делилось, оставляя авторам лишь какие-то проценты. Может быть, поэтому с Чижиковым поступили именно так?

Впрочем, это лишь мое предположение.

А вот что он сам говорил об этом:

« …Не хочу погружаться в эти разговоры, могу сказать только одно: хуже, чем Олимпийский комитет, со мной никто не поступал. Я даже о деньгах не хочу говорить. Поведение. Они озверели. С ними что-то случилось. Я чувствовал, что как филиал сумасшедшего дома. До Олимпиады остаётся три дня – мне оттуда ни звонка, ничего. Я взял и с сыном уехал в деревню. Напряжение-то растёт, я же не бесчувственный мешок.

— народный художник Российской Федерации, автор образа медвежонка Миши, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Виктора Чижикова никто не учил быть детским художником. Секрет иллюстраций в том, что он всегда хорошо помнил, что ему было интересно в детстве. Ещё мальчишкой он любил рисовать иллюстрации к сказкам для себя.


Виктор Александрович создаёт добрые, смешные и душевные рисунки. Стать художником ему не помешало даже то, что он - врожденный дальтоник: не различает оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Его карандаши и краски всегда подписаны).


В 1953—1958 годах учился в Московском полиграфическом институте на художественном отделении.

Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Виктор Чижиков оформлял книги Михалкова и Носова, Маршака и Барто, Чуковского и Волкова. Его рисунки знакомы тем, чьё детство пришлось на пятидесятые, и тем, кто свои первые книжки читал в двухтысячные.









Оцените статью 15


0 | +15

Читайте также: